2. Сумерки людей

Заботы земные, как камни с горы, — чем ниже, тем стремительнее натиск обвала.

Не лучше ли взойти на самую вершину, где нет камней обрывающихся?

Устремление кверху преображает и заботы о земном.

Они хотя и остаются, но смысл их меняется.

«Живая Этика»

Земля — живая

Алексей Николаевич, так называемым широким кругам общественности, я думаю, будет резать слух словосочетание, обозначившее главную тему нашей беседы: «Земля — живая». В лучшем случае многие люди согласятся это воспринять как некую ни к чему не обязывающую поэтическую метафору…

— Действительно, наш образ мысли, наши мыслительные поля, психологические реакции и особенно наша деятельность — в общем-то никак не связаны с идеей Земли как живого организма. Вся технология деятельности людей нацелена на планету как на мертвое тело, и это «мертвящее» убеждение потому и поддерживается, что не запрещает людям делать то, что они сейчас делают. Однако в модели ЖИВОЙ ЗЕМЛИ кроется очень много новых возможностей для создания очередного витка знания — не только о планете проживания, но и о самих себе. Мыслительный поток пойдет по новому руслу: о живом мы знаем, как оно страдает и интенсивно защищается, когда его убивают, и не все можно делать с живым по той причине, что жалко живое…

Да, нынче сознание дозрело до того, что безоглядно поощрявшиеся ранее опыты над живыми существами вроде бы осуждаются.

Осуждаются. Но опыты — это лишь малая часть глобальной деятельности человечества. К идеологии живой Земли я пришел в связи со спецификой своей работы в отраслях наук о Земле. Исследуя многие геофизические, геологические процессы, замечаешь, что у планеты есть дальнодействие и есть почти мгновенная реакция на повреждения: она как бы вздрагивает в том месте, которое ранено. Особенно это касается последствий экспериментов в газоплазменных оболочках, о которых, кстати, очень мало говорят и почти ничего не печатают. А именно там — в электромагнитных структурах Земли, в ее физических полях и кроется, собственно говоря, то, что является живым. Земные процессы ведь происходят в своих масштабах. Допустим, чтобы отдернуть руку от горячего утюга, мы тратим 0,7–0,8 секунды. Но для того, чтобы Земля среагировала на то, что у нее вырван «нерв» или иной жизненно важный для нее орган, в виде рудного «полезного для нас» ископаемого, — в зависимости от обстановки требуется 80-150 лет. Поэтому на глазах одного поколения многие изменения незаметны, нам кажется, что ничего не происходит. Если брать сейсмическую обстановку, то здесь планета реагирует почти сразу. Каждые сутки осуществляется более 5000 взрывов: строительные, хозяйственные, военно-прикладные, — они меняют рисунок естественных сейсмических процессов. Земля испытывает искусственные землетрясения, — и как результат срываются, разряжаются природные накопления сейсмической энергии. На искусственные землетрясения Земля отвечает модифицированными естественными. Можно привести массу примеров и того, как Земля реагирует не сразу, а спустя год-два. Например, изменение ионосферного физико-химического состояния можно выявить через 7–8 лет после очередных запусков ракет.

Здесь возражение все-таки напрашивается: положим, кусок металла тоже реагирует на то или иное воздействие — на нагревание, например…

— У него и усталость накапливается…

Но не станем же мы говорить, что он — живой…

— А откуда известно?.. Именно и о куске металла можно сказать: живой. Новое Учение «Агни Йога» говорит: присмотритесь к людям и предметам, которыми они пользуются: возле человека доброго, насыщенного энергией и предметы дольше служат, долго живут, одежда не изнашивается и так далее. То, что железо не может нам дать сдачи, когда мы его раскалили и куем, еще не значит, что железо безжизненно.

Мы жизнь не только в иной форме, но даже в самих себе не признаем. Ведь то, что мы делаем на Земле, оборачивается против нашей жизни. Сейчас положение дошло до того, что несколько сотен видов живых организмов ежегодно гибнет, исчезает с лица Земли. Переход на понятие и идеологию живой Земли был бы чрезвычайно полезен для политики, экономики и для глобальной экологии. Ведь уже не секрет, что те экономические механизмы, которые привели нас в состояние экологической разрухи, стихийных катастроф, они же не считались с Землей как с живым организмом. Сейчас мы стоим перед необходимостью развивать эколого-экономику — в лучшем случае.

— На которой настаивали участники конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, но которую не хотят признавать апологеты сценария прибыли…

— Да, кстати, о Рио-де-Жанейро. Эта конференция — довольно серьезное явление, новое, кое-кого напугавшее, кое-кого разочаровавшее. Напугавшее тех, кто считает, что экономическая модель является абсолютной моделью существования человека. Эти напугались и обозлились. Они будут создавать следующие витки СВОЕЙ устойчивости, искать новые доводы. В этом им поможет, конечно, и ареопаг нобелевских лауреатов: именно они направили в адрес конференции в Рио-де-Жанейро послание, в котором старый девиз: «Нам нечего ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача!» — был просто по-иному, по-джентльменски выражен. Я процитирую небольшой фрагмент из информационного обзора академика В.А.Коптюга по конференции в Рио. Сказано: «На встречах, обсуждениях и на конференции был распространен Гейдельбергский призыв, подписанный 300 видными учеными, включая 52 нобелевских лауреата, адресованный главам государств и правительств. В нем ученые заявляют о всемерной готовности приложить усилия для сохранения нашего общего достояния — планеты Земля». Цитирую далее уже Гейдельбергский призыв: «Мы утверждаем, что Государство Природы (с большой буквы — А.Д.), идеализируемое некоторыми движениями, не существует и, видимо, никогда не существовало с момента появления человека в биосфере, поскольку прогресс человечества всегда был связан с использованием природы для своих нужд, а не наоборот». Вот она, джентльменская формулировка старого тезиса: «Не ждать милости от природы!..» Потрясающая установка: так называемая передовая планетная мысль, увенчанная лаврами, ни на йоту не отступает от разрушительных программ, ни на йоту не уступает Природе ее права. Я увидел в послании угрозу нового витка войны с Природой — холодной, а скорее всего — «горячей». Да и в социальном отношении конференция в Рио явилась неким этапом: один вид холодной войны сменился другим ее видом. И в данном случае США явились лидером противостояния всем серьезным экологическим программам, они не подписали соглашения ни по климату, ни по видовому разнообразию на планете, ни целый ряд других документов, которые были, по сути, таким образом аннулированы.

Сейчас мы видим новый вид разделения человечества опять же на два лагеря: развивающиеся страны (ресурсодержатели) и высокоразвитые (ресурсопотребители). И все эти рекламные примеры о том, как хорошо в Европе (а еще лучше в Америке) — в экологическом отношении — скрывают одну глубокую истину: они тратят деньги не на экологию, а на экологическую косметику. Движение развивающихся стран по американскому пути не сулит ничего, кроме полного разрушения планеты!

В целом положительно оценивая некоторые итоги конференции в Рио-де-Жанейро, нельзя обойти вниманием один тревожный вопрос: почему ее научное содержание в общем-то не соответствует действительному состоянию дел?.. Разбираются либо рудиментарные, либо наивные, всем хорошо известные проблемы. Из 40 глав повестки дня на XXI век нет ни одной, которая бы касалась разрушения газоплазменных оболочек Земли, ее электромагнитного каркаса, сейсмического режима, т. е. всего того, что составляет геолого-геофизическую закономерность. А ведь именно на этой закономерности, в полном соответствии с моделью живой Земли, держатся климат и биосфера, то есть, по сути, держится та жизнь, которую мы пока еще признаем.

— А пафос был направлен на что?

— На то, что хорошо известно: на тревогу по поводу ухудшения воздуха, увеличения количества углекислого газа, возникновения парникового эффекта, снижения плодородия почв… В общем, тревогу, беспокойство по поводу того, что обеспечивает нам повседневную жизнь в ее видимом диапазоне. Меня удивило и другое — что акценты не изменились со времени создания программы «Наше общее будущее» — был такой отчет ЮНЕСКО перед ООН: все внимание проблемам человека и никакого внимания проблемам планеты. Поднимается в старом ракурсе, например, вопрос о гибели озона, и вина возлагается исключительно на хладоагенты. И опять нет ни одной фразы о том, что озон уничтожается главным образом при запусках космических ракет: только один старт «Шаттла» гасит не менее 10 млн. тонн озона. Да лее… В Европе уже нельзя провести стандартные замеры электромагнитных состояний, потому что она вся электрифицирована и наэлектризована. И нигде, ни в одном документе об этом ни слова! Представить только: в XX веке опустошено более 140000 месторождений — столько сложнейших связей разрушено в живом теле Земли! Планета кровоточит! А люди, свято исповедуя пресловутую религию богатства, наращивают добычу. Кому мы копаем яму?..

— А есть ли ученые на Западе, которые рассматривают планетарные проблемы в таком же ракурсе, как и вы? — И на Западе есть… Но подобный подход не востребован общественным вниманием, ни политическим, ни экономическим. Меня удивляют экологи, министры экологии. Куда они смотрят? Пища плохая — аллергия, это мы знаем. Воздух плохой — респираторные заболевания. Шума много — страдают другие органы. Но до сих пор никто не начал бить тревогу по поводу того, что основные разрушительные события происходят на уровне геолого-геофизической среды. Среда деградирует — люди молчат. Образуется своеобразная ловушка: основная угроза жизни всей планеты как живого существа замаскирована, скрыта. Я подозреваю, что причиной тому какие-то подводные камни, которые не в силах преодолеть даже и ООН. Поверхностные программы — и те встретили колоссальное сопротивление определенных структур и интеллектуальных полей. Симптоматичный пример интеллектуального сопротивления представляет собой то, что провозглашенный в Рио-де-Жанейро принцип «sustainable develepment» в России был переведен как «устойчивое развитие». К огорчению академика Н.Н.Моисеева, такой перевод породил множество иллюзий (в самом начале так называемой перестройки) и переключил идею «устойчивого развития» в разряд утопических.

Но выработанный трезвомыслящими силами Запада принцип «sustainable develepment» следовало бы перевести как «допустимое (самоподдерживающееся) развитие», что, конечно же, ослабляло тогдашние позиции российских глашатаев пресловутой американизации и капиталистического «процветания». Тут уж не скажешь: «Не ведают, что творят…» Ведают!.. И творят…[1]

А если дать действительную картину разрушения планеты, это вообще может спровоцировать взрыв: холодная война между «зелеными» и какими-то другими может превратиться в «горячую».

Между «зелеными» и «золотыми», наверное… Или, точнее, «позолоченными»…

— Да, позолоченными… Этот процесс новой поляризации противоречий обретает все более конкретные формы и все более непримиримые… Не надо забывать, что в развивающихся странах проживает три четверти человечества. Рано или поздно они заявят о своих правах, о своем нежелании существовать под диктовку развитых стран. Уже ведутся и будут вестись поиски новых способов воздействия на них…

— Ударят и по «зеленым»: в прессе мне уже встретилось не сколько «программных» публикаций, в которых «зеленых» называют «коричневыми»… Намекают на их якобы предосудительное «почвенничество»… Пытаются опорочить…

— Чем бы люди ни тешились, Земля реагирует все более и более серьезно на их алчную деятельность. Взять хотя бы прошлое лето: сколько стихийных бедствий оно принесло. Правда, для нас оно было более благоприятным. Кстати, в нашей стране с 1987 года количество крупных стихийных бедствий снизилось примерно на 42 процента. В то же время для Америки оно на 50 процентов возросло. Число стихийных разбалансов будет нарастать в особенности там, где среда более всего искусственная, где более всего изувечена природа, где меньше всего геолого-геофизических закономерностей и климатообразующих факторов. Сейчас принято поливать грязью все, что у нас в стране происходило, тем не менее, даже наша бесхозяйственность сыграла для нас положительную роль — сохранила многие климатостабилизирующие факторы.

— Хорошо, что мы еще не все месторождения добыли и не все пятилетки перевыполнили…

— Да… И не все подстригли, не все сделали газоном. Потому что газон — это монокультура. Она выполняет только одну функцию. Уж коль скоро мы говорим о живой Земле и ее обитателях, то, видимо, приоритет должен иметь жизненный процесс, а не те искусственные формы, которые люди для себя избирают. Ведь природа может покарать людскую гордыню и распорядиться так, что более эффективными, более предпочтительными для нее будут деревья, например, нежели люди.

Само понятие живой Земли рано или поздно обретет живую реальную силу, станет точкой сборки и точкой формулирования новых идей в познании, поисков новых планов и методов деятельности людей.

— Алексей Николаевич, но если Земля — живая, то, видимо, и Венера — живая, и Марс — живой… И Солнце — живое!..

— Совершенно верно.

— «Вся Вселенная жива», — как сказал Циолковский.

— Совершенно верно. И в связи с этим меня удивляет мощность того института, который ЗАИЗОЛИРОВАЛ Землю от всех иных форм жизни, от форм жизни на других планетах, уверив людей, что только человеческая форма жизни является решающей для Вселенной. Есть много доводов, фактов и догадок, свидетельствующих о том, что возможные контакты с другими формами жизни активно и последовательно пресекаются.

Имеются в виду межпланетные контакты?..

— Да, именно они.

Но, наверное, инопланетная сторона достаточно сильна, чтобы разрушить воздвигнутый барьер?..

— Так весь вопрос и состоит в том, во имя кого разрушать этот барьер той стороне?.. Куда протягивают руки большинство землян?.. Какому богу они поклоняются?.. Сто лет назад Е.П.Блаватская в «Тайной Доктрине» сказала слова, ставшие еще более актуальными в наши дни: «Все идолы разбиты, за исключением Золотого Тельца». РЕЛИГИЯ БОГАТСТВА — самая распространенная из мировых религий! Собственность является основной преградой на пути экологизации человеческой деятельности, сказано в материалах конференции ООН. Даже там, на Западе, это начинают понимать… Но ведь до сих пор институт частной собственности имеет колоссальный вес! У нас сейчас вопрос о частной собственности разогрет искусственно…

— До истерии…

— Да, до отсутствия здравого смысла.

— Пользуясь марксистской технологией, у нас уже начали выращивание и откорм образцово-показательных миллионеров…

— Так вот с кем же взаимодействовать инопланетной стороне?.. Кому протягивать руку?.. А между тем людям дан совершенно отчетливый образ взаимодействия с жизнью более высокой организации. Ведь незамеченным и замолчанным оказался факт передачи Рерихами в 1926 году в Москву послания Махатм, которые призывали к содружеству с уровнем более высокой и мыслительной, и познавательной деятельности: «Посылаем вам всю нашу помощь», — так говорилось в послании. Но ведь отвергнуто было! Тем не менее, говорят: «А где ОНИ?.. А ОНИ не приходят». Но ОНИ приходят — а их не принимают!.. Мы бьем по руке, которая к нам протянута, а потом кричим, что нам руку не протягивают…

Огромную роль в изоляции планетной жизни (а по термодинамическому закону всякая изолированная система приходит в состояние равновесия, то есть смерти), в запрете на все возможные контакты, наибольшую силу, изобретательность имеет религиозный институт. Хотя он по своему призванию как раз и должен связывать нас с космическими возможностями жизни — и вечной в том числе. Но как только даются какие-либо знаки, они сразу объявляются дьявольскими, интерпретируются отрицательно и отсекаются. Католический институт в этом направлении еще со средних веков ведет планомерную и непримиримую борьбу…

— Газон изготавливают из человеческого сознания.

Да, и из человеческого сознания в том числе. Потому что когда мы «подстрижены» под определенный манер, нас легко пересчитать по головам, просчитать и планомерно брать то, что берут те, кто стрижет шерсть или купоны. Поэтому вопрос о живой Земле — это вопрос очень такой…

— Всепронизывающий…

— Да, всепроникающий. Если мы признаем живую Землю, то и она признает живыми нас. В мире, охваченном экологической разрухой, будущее будет принадлежать не тем, кто служит интересам машины и иже с ней, а тем, кто принял сторону ПРИРОДЫ. Вся сила ПРИРОДЫ станет силой народа, ставшего на ее сторону. И в этом отношении я вижу больше шансов именно у России. Как ни пытаются здешнего мужика заманить куда-нибудь золотом, он ведь в конце концов обычно как говорит? «Черт с ним, с богатством, были бы детишки здоровыми, да на рыбалку было бы куда сходить». В России человек выбирает жизнь, и это обнадеживает. Именно это и вызывает ярость тех, кто в такой системе ценностей чувствует нашу свободу и независимость. Природа станет союзницей того, кто поддерживает ее жизнь — крупного масштаба, превосходящую наземную. Жизненный процесс — космический, как говорил Вернадский.

— «Космос лепит лик Земли», — его же слова.

— А мы сейчас вступили в борьбу с космосом. В борьбу с Солнцем, потому что мы нарушаем его связь с Землей, засоряя космический эфир колоссальным количеством искусственных радиоволн.

— Вышли в космос, чтоб осчастливить его своей порнухой.

— Земляне вредят уже космически. Поэтому и общесистемное космическое внимание к Земле нарастает. И, конечно, Землю как организм внешние силы (я не буду их называть, а такой термин применю: «внешние силы») будут поддерживать.

— И все же простому смертному трудно будет изменить свое представление о родной планете. В помощь обдумывающему житье позволю себе одну интересную цитату: «Представить себе Землю живым организмом нам мешает отсутствие у нее мозга… Наш мозг действительно объединяет и приводит в соотношение бесчисленные функции органов чувств. Наши глаза ничего не знают о звуке, уши ничего не знают о свете, но, имея мозг, мы можем чувствовать звуки и свет вместе и связывать их ассоциативно. Но разве не может быть других высших средств для объединения вещей, кроме мозговых волокон? Разве ум Земли не может другим способом знать содержание всех наших умов вместе?» (Эту цитату из книги Фехнера «Zendavesta» приводит П. Д. Успенский в своей работе «Tertium organum»).

— Еще в гимнах Ригведы КОСМОС ПОЧИТАЛСЯ ЖИВЫМ СУЩЕСТВОМ, ПРИНОСИМЫМ В ЖЕРТВУ НА ОГНЕ ВСЕПОГЛОЩАЮЩЕГО ВРЕМЕНИ. А в наши дни в новой поросли психологической разновидности людей — экстрасенсы, контактеры — появляется очень много, я бы сказал, уродливых моделей или картин живой Земли. Наделяют один материк свойством мыслить, другой материк свойством переваривать, такой-то остров считают желчным пузырем… Конечно, это все не так! Давайте дадим право космосу и космическим телам, другим формам жизни быть такими, какие они есть. Что ж мы все натягиваем на свою форму, на свое мышление, на свою выгоду, — антропоморфизируем! Мы заселили своими образами всю Вселенную.

— А выразимо ли инознание, инопонимание на человеческом языке?..

— Выразимо! И оно уже выражено! В Учении «Агни Йоги». Это Учение дано из мира более высокой организации, более высокого эволюционного значения. Пожалуйста: на человеческом языке! На русском языке — в первую очередь для страны, имеющей наибольшую эволюционную перспективу. Но как будто бы этого не произошло. Продолжают твердить, что нет других форм жизни. Продолжают прибедняться, что не помогают нам из космоса. Какая страшная ложь! Дано. Сказано — откуда. Сказано — зачем. Сказано — сколько. Сказано — как. Замуровали люди космические выходы — во имя чего?.. И во имя кого?.. Кого мы видим развившимся? Кого мы получаем в земном итоге? Кто на вершине?

Наевшиеся.

— Ожиревшие. Утонувшие в роскоши. Потерявшие человеческий облик. Триумф за перегородкой…

— Алексей Николаевич, а человек исполнял когда-либо свое предназначение на планете?

— Конечно, иначе бы не было его на Земле. Но за свою космическую самоизоляцию человек рискует заплатить существованием.

Трудные дети выросли в земной колыбели…

— Пора повзрослеть.

3 сентября 1992 г.