В чем же феномен человека?

Рассмотрим, как на высшем этапе конкретно материализуется та многоуровневая информационная структура, к которой пришло все живое после миллионнолетней эволюции. Речь пойдет об асимметрии больших полушарий человеческого мозга, а также о многочисленных последствиях этой асимметрии.

В процессе эволюции над одним уровнем переработки информации надстраивается другой, над ним – следующий уровень и т. д. И каждый раз такое «надстраивание» природа обеспечивает морфологически – в виде тех или иных «конструкций» (устройств). Самый высокий из надстраиваемых уровней – так называемый рефлективный уровень. Выяснилось, что процессы данного уровня сосредоточены в левом полушарии человеческого мозга. Между тем подавляющее большинство других процессов (например, переработка зрительной информации) подобной локализации не имеют: они протекают симметрично в правом и левом полушариях. А процессы, связанные с речью, с восприятием человеком слов других людей и с его собственными высказываниями (речепорождением), как было установлено еще в конце XX в., сосредоточены преимущественно в левом полушарии. Таким образом, в левом полушарии сосредоточены по крайней мере два вида психической деятельности: рефлексивная и речевая. С чем может быть связана такая локализация?

По-видимому, причина здесь заключается в том, что на высшей ступени эволюции – на стадии перехода к homo sapiens – информационные потребности стали развиваться очень высокими темпами. И вот, чтобы устройства переработки информации могли поспевать за этим быстрым ростом потребностей, обеспечивать его «технологически», понадобились должные «конструкции».

В принципе, эволюция могла бы пойти здесь по уже известному, проторенному пути – надстроить над корой больших полушарий мозга некую «сверхкору» подобно тому, как сама кора была когда-то надстроена над подкоркой. Однако темпы морфологической эволюции (то есть развития «конструкций», занимающихся переработкой информации) оказались, по-видимому, недостаточными для этого. И тогда для эволюционной задачи нашлось другое решение: были попросту перестроены отношения между обоими полушариями головного мозга, существовавшие уже в достаточно развитом, «готовом» виде. Из двух полушарий, которые у животных обычно дублируют друг друга, одно (левое) было «надстроено» – в функциональном отношении – над другим (правым). В результате левое полушарие стало средоточием устройств и процессов рефлексии и речи. Видимо, именно поэтому для человеческого мозга характерно столь мощное развитие многочисленных каналов связи между полушариями: эти связи обеспечивают новый (не свойственный животным), «вертикальный» тип отношений между ними.

Произошедшая «специализация» полушарий мозга имела огромные последствия как для самого человека, так и для его отношений с другими людьми. В самых общих чертах эти последствия можно определить так: «обновленное» левое полушарие превратилось в аппарат приспособления к новой, культурной среде, состоящей из созданных человеком орудий, средств коммуникаций и т. п.; оно сделалось также «органом сознания», рефлексии, речи, саморегуляции и самоуправления, короче – всего того, что у нас ассоциируется с термином «ratio»; что же касается «старого», правого полушария, то оно стало специализироваться на интуитивно-чувственном, образном способе освоения окружающего мира, на эмоциональном его переживании.

Последствия такой «специализации» для межчеловеческих отношений и культуры очень важны. Одно из этих последствий – выявленный факт: в социально-психологической жизни общества обычно наблюдаются периодические процессы колебания между господством настроений, типичных для доминирования то левого полушария (20-25 лет), то правого (тоже 20-25 лет). Такие циклы удалось проследить (строго количественно) непосредственно на материале социально-психологического «климата» общества, а также на материале тех сфер, которые подвержены сильному влиянию этого «климата»: например, на стиле архитектуры и стиле музыки. Вот как далеко заходят последствия «специализации», которые сами в свою очередь – плоды «надстройки», позволяющей реализовать принцип максимума информации!

А теперь немного поговорим о такой важной особенности человека, как наличие речи, возможности языковой коммуникации. Что дает человеку эта возможность? Очень многое, и притом не только в плане общения людей друг с другом, но и в плане общения человека с самим собой, саморегуляции, самоуправления.

Если бы кошка захотела управлять своими чувствами, ее постигла бы неудача. Человек – другое дело: он может в достаточной степени управлять своими чувствами, потому что у него есть внешняя точка опоры – слово. Существование такой опоры – важный и вполне закономерный продукт эволюции информационных структур. Главное – в «выгодности» надстройки информационных уровней; ведь «надстроенный» языковой уровень может работать (управлять нижележащими уровнями переработки информации) очень эффективно, ибо в его распоряжении появляются «внешние средства» передачи и хранения информации – звуки, знаки, символы… В особенности эта эффективность возрастает при возникновении письменности: информация теперь может храниться и в больших количествах, и очень долго (а порой надолго переживает ту культуру, которая ее породила).

Кстати, информационный подход позволяет ответить на весьма существенные вопросы: почему именно звуковой канал передачи информации (а не, допустим, зрительный канал) стал предпочтительным при зарождении языка? Сколько фонем должно быть в языке? Каков оптимальный частотный диапазон человеческой речи? Оказывается, ответы фактически уже заложены в схеме эволюции информационных структур.

И наконец, о таком свойстве, совершенно специфическом для человеческого сообщества, как существование искусства. Выяснилось, что даже этот сугубо социальный феномен во многих своих чертах обусловлен эволюцией информационных структур и теми результатами, к которым эта эволюция пришла на стадии homo sapiens. Таких черт много, но мы остановимся только на одной – информационном фундаменте семантики (содержания) искусства.

Дело в том, что один из важнейших инструментов, которыми человек пользуется для ориентации в окружающем мире, – это система признаков объектов или их свойств (на базе каковых человек может классифицировать объекты). И вот с этими-то признаками возникает любопытная ситуация. Даже когда признаков не слишком много, число возможных их колебаний способно стать астрономически большим. Например, человек может быть охарактеризован 7 признаками, допустим, это: пол, возможны две градации – мужской или женский; возраст, представим его в виде 10 градаций – младенец (0-2 года), маленький ребенок (3-7 лет) и так далее; образование, пусть здесь будет 7 градаций – менее 4 классов, не более 8 классов, среднее общее (10, 11 классов), среднее специальное, незаконченное высшее и высшее.

Остальные признаки мы так подробно описывать не станем; пусть ими будут: место жительства (5 градаций), социальное положение (9 градаций), состояние здоровья (4 градации) и уровень культуры (8 градаций).

При таком раскладе различные градации этих признаков могут образовывать 2 Ч 10 Ч 6 Ч 5 Ч 9 Ч 4 Ч 8 = 172 800 комбинаций. И индивид, встречая другого человека, должен отнести его к какому-то одному из этих 172 800 классов! Если этот индивид встречал раньше хотя бы нескольких (скажем, 6-9) представителей данного класса, то он может судить о каких-то чертах их поведения – к примеру, посещают ли такие люди регулярно театр? В принципе, да, он может судить, но тогда ему надо было бы иметь круг знакомых около 1-1,5 млн человек. А это, конечно же, нереально. Такую ситуацию американский математик Беллман назвал проклятием размерности. Как же человек может практически ориентироваться в этом признаковом мире?

Оказывается, в этом потенциально возможном колоссальном многообразии далеко не все возможности способны практически реализоваться. Скажем, 3-летний младенец не может иметь образование, отвечающее 2-6 градациям, а также уровень культуры, отвечающий более чем первой градации, и т. п. В этом признаковом мире существует достаточно высокая упорядоченность. Происходит это из-за сильных связей между различными признаками (скажем, наблюдается такая статистическая закономерность: чем выше уровень образования человека, тем выше его культурный уровень). В результате в признаковом пространстве образуются «сгустки» – битком забитые людьми отдельные комбинации градаций, признаков, тогда как другие комбинации пустуют, остаются нереализованными. И фактически человеку надо уметь в первую очередь находить эти «сгустки». Например, возраст – 18-24 года, образование – незаконченное высшее, состояние здоровья – прекрасное и уровень культуры – самый высокий! И можно домыслить как множество других признаков этого типажа, так и черты его поведения. Строя в своем сознании модель такой «скорригированной» окружающей среды, человек тем самым максимизирует информацию.

Так причем же здесь искусство? А притом, что оно способно тренировать нас в этой необходимой деятельности: когда мы, скажем, видим на сцене персонаж с типичным (а не случайным) сочетанием различных признаков, или на картине – «идеальное» сочетание оттенков различных предметов, да если еще и сами предметы подобраны так, что корригируют друг с другом (идеальная ситуация жанра), и т. д. И тренировка может быть двоякая: можно давать зрителю конкретные, уже «готовые» жизненные, гармоничные сочетания признаков (это семантика живописи или, допустим, литературы), но можно и просто тренировать его в самой процедуре поиска таких гармонических сочетаний (это характерно для семантики музыки). Впрочем, человек получает такую тренировку не только при восприятии произведений искусства; он стремится находить подобную гармонию и вне искусства, например, созерцая природу.

В эволюции, несмотря на все перипетии, все же реализуется принцип максимума информации, чем во многом и объясняется то совершенство и гармония, которые мы видим в окружающем нас мире.

Итак, не будем терять времени. Резервы мозга, данные нам природой, можно реализовать в полной мере, нагрузив и левое, и правое полушария. Нужны художественная литература, поэзия, спорт, музыка, театр, живопись. Нужна творческая работа руками – умение обращаться с инструментами, радиосхемами, бытовой техникой, умение шить, вязать, готовить; нужно желание как можно больше делать самому. Ваш мозг много совершеннее самой сложной электронно-вычислительной машины, программа работы которой – лишь отдельное и упрощенное подобие процессов, лежащих в основе его деятельности.