Нас возвышающий обман

Так что – выходит, мы все роботы, зомби, которые вынуждены следовать зашитым в них программам, и ни шага в сторону? А как же все достижения цивилизации – все эти добро и зло, гуманизм и права человека, демократия и пацифизм? Но не все так печально – во-первых, как упоминалось выше, программы можно обмануть. Во-вторых, у нас на каждый внешний раздражитель, как правило, имеется не одна программа, а несколько альтернативных. Наконец, если говорить о личности, а не об обществе в целом, то каждый может, в принципе, усилием воли преодолеть некоторые свои инстинкты в соответствии с требованиями разума, именно к этому призывают многочисленные культурные табу и запреты – вторичная, не врожденная мораль (примеры на поверхности, хотя бы заповедь «не прелюбодействуй»).

Типичный пример обмана врожденной программы (притом одной из самых мощных) – эротические изображения. Программа сексуального возбуждения, по идее, должна срабатывать у самцов при виде вполне живой обнаженной самки (а для самок – самца с соответствующим поведением). Но откуда природа могла предвидеть, что человечество изобретет живопись, фотографию и кино? И вот подростки по ночам обливаются слезами, пряча под подушкой фотку любимой кинодивы (или киногероя), которую они живьем никогда и не видели, а вполне взрослые и семейные дяди тайком от начальства перегружают корпоративный трафик посещением порноресурсов. Во всем этом интересно то, что вовсе не обязательно разглядывать фотографии японского качества. На самом деле, программа срабатывает на символ – иногда достаточно пары штрихов, набросанных талантливым художником, чтобы зритель почувствовал сексуальное возбуждение. Аналогично биологи много раз производили опыты с изображениями «врага» или «соперника» – петух с яростью нападает на нарисованное изображение подобного себе (а иногда даже и на зеркало).

Обман подобного рода (подстановку раздражителя) можно использовать во благо. К примеру, в каждом из нас сидит программа защиты своего племени, своей стаи от чужаков – это и есть глубинные истоки национализма и связанных с ним конфликтов, ведь чужак – потенциальный враг, который стремится захватить наших самок и наши охотничьи территории – именно это нашептывает нам подсознание. На чужака не распространяется подсознательный запрет на убийство. Мы все инстинктивно с недоверием относимся к человеку, говорящему на другом языке, с другим акцентом, не говоря уж о другом цвете кожи. Но, как показывает довольно положительный в этом отношении опыт США, эту программу можно успешно обмануть, если долго внушать, что все мы, проживающие вот на этой территории, независимо от вероисповедания и цвета кожи, единая стая, а чужаки остались где-то там. Культурные различия остаются, но, если они не слишком велики, объединиться вполне можно. Похоже, глобализация и есть процесс подобного рода во всемирном масштабе… Беда только в том, что человеческая стая, как и стаи многих других высших животных, устроена так, что внутри нее идет непрестанная борьба за место в иерархии, в которой все средства хороши (обман, предательство, подлог – а у человека даже и убийство), и единым фронтом все члены племени выступают только против внешнего врага. Эту программу поведения хорошо изучили политики, которые в критических ситуациях в целях «сплочения нации» выдумывают внешнего врага, даже если его не существует (примеров приводить не надо, надеюсь?). Поэтому пока с трудом можно представить себе человеческое общество единым по всему земному шару – против кого дружить-то? Наверное, против космических пришельцев…

С иерархической структурой общества бороться бесполезно – это такой же инстинкт, как есть, ходить в туалет и периодически иметь дело с существом противоположного пола. Но ее, эту структуру, как показывает опыт, вполне можно ввести в культурные рамки. Человечество уже давно придумало механизмы для такой конвергенции животного и разумного начал – для того чтобы не пустить процесс становления иерархии на самотек (в результате чего к власти чаще всего приходят, как мы видели ранее, «паханы»), и придуманы различные политические системы. Да и альтернативные программы часто работают в нужную сторону – например, вместе с программой воровства человек получает от природы и понимание того, что это нехорошо… Так что не все потеряно!

[1] К. Лоренц. Агрессия. Пер. с нем. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994 – 272 с. (Б-ка зарубежной психологии). Одной из причин, по которой К. Лоренц и вообще этология были под запретом в СССР, послужило участие ученого во Второй Мировой войне на стороне нацистов (в результате чего он даже побывал в русском плену). Хотя второй «отец» этологии, голландец Тинберген, участвовал в Сопротивлении и был заключен за это в нацистский концлагерь.

[2] В. Р. Дольник «Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев», «Природа» #1-3, 1993

http://vivovoco.nns.ru/VV/PAPERS/ECCE/VVEH4W.HTM