Волкославский Р. Н.

Развитие Адвентистского богословия в России

Оглавление

1. Вступление. Характерные особенности нашего времени.

2. Религиозная ситуация в последнем десятилетии ХХ века.

3. Что нужно делать для завершения проповеди Евангелия в ближайшее пятилетие?

4. Задачи Академии на период с 2000 по 2005 годы

5. Наши издания

6. Контекстуализация проповеди

7. Теология надежды вместо неуверенности в будущим

8. Теология усыновления вместо философии сиротства

9. Труд вместо пассивного ожидания

Выводы

1. Вступление. Характерные особенности нашего времени.

Мир на пороге третьего тысячелетия. И это время само по себе побуждает мысль обратиться к прошлому, настоящему и будущему. Социологи и политологи, психологи и философы стараются дать оценку эпохи, в которую входит мир. Они также предлагают пути выхода из кризиса и изыскивают модели дальнейшего развития общества. Это, однако, преимущественно взгляд на мир изнутри, попытка человеческого разума силами секуляризированной науки понять ситуацию и человека. На протяжении последних двух столетий со времен французской революции секуляризация окончательно замкнула человеческую мысль в убогой и тесной биологической и социальной плоскости, когда человеческий разум пытается осмыслить жизнь исключительно своими собственными силами.

Известный немецкий историк Эрнст Трельч определил современную пародигму истории как чисто земную, исключающую всякое сверхъестественное вмешательство. Религиозный взгляд на мир, историю и человека отодвинут на обочину, на задний план, как устаревший и ненаучный. Это не значит, что в мире больше нет редигиозно-философской мысли, она есть, но она оттеснена секулярной философией и прагматизмом.

Ожидалось, что с крушением мировой системы коммунизма и философского атеизма, которые произошли в последнее десятилетие, наступит откат секуляризма, и мир вернется к религиозному миропониманию. В философии этот период назван эпохой постмодернизма.

2. Религиозная ситуация в последнем десятилетии ХХ века.

Что же произошло в Восточной Европе и странах бывшего Советского Союза? Формально атеистическая философия уступила место традиционным религиям: православию, исламу, иудаизму. Но фактически это только изменение формы политической идеологии, но не изменение духа народа. Общество продолжает жить, мыслить и действовать по законам мира сего, по законам материализма и секуляризации.

Что же касается непосредственно бывшего Советского Союза, то историю его и возникших после него стран, я думаю, можно осмыслить в контексте Божественного завета. Чтобы лучше понять это, я хочу задать вопрос: почему Господь не совершил суды Свои над страной, которая 70 лет практиковала и насаждала махровый атеизм, самым чудовищным образом попирала права человека и целых народов в эпоху сталинских репрессий? Почему произошло так сказать “мягкое” крушение коммунистического блока, без великого кровопролития? Ответ на все это может быть один: Бог отложил Свои суды и явил Свою милость к многострадальному населению, чтобы проповедь Евангелия содействовала спасению многих людей. Это величайшая милость Божия, еще один исторический шанс. Но как люди воспользуются этим десятилетием и какой сделают выбор - покажет ближайшее будущее.

До 1990 года в СССР было примерно 20 процентов население, которое формально относило себя к какой-нибудь религии, а 80 процентов населения было или безразличным к религии, или атеистами. Тот религиозный ренесанс или всплеск, который произошел в девяностые годы уходящего века, затронул только незначительную часть населения, хотя в целом общество официально признало себя повернувшимся лицом к религии и церкви. Политические лидеры страны и чиновники, отчасти интеллигенция и деловые люди формально приняли православие или ислам. Открылись многие храмы и мечети, духовенство заняло место влиятельного идейного советника в органах власти, и их роль в этой сфере все возрастает. Они стремятся захватить монополию над всем населением, объявляя области и регионы своими “каноническими территориями”. Государство предоставляет им большие привилегии на телевидении, радио, в школах и в армии. Идет активное наступление на религиозную свободу пртестантов и других нетрадиционных конфесий. Существующее законодательство о свободе совести и конституция, которые гарантируют эти свободы, почти не имеют силы.

В школах продолжают преподавать биологию по учебникам, утверждающим эволюционную теорию происхождения человека. Учебники истории также изображают происхождение людей из животного мира в свете эволюционной антропологии. Религиоведение в школах подает только культурологический аспект религии. Преподавание религии пока остается факультативным, но преимущественным для священнослужителей господствующих религий.

Политическая нестабильность, сложность и трудная ситуация в сфере экономики, рост цен на продукты питания, инфляция и безработица, - все это чрезвычайно обременяет заботами и тревогами нашего современника. Рост национализма, худшего из всех форм неонацизма, который объединяется с традиционными верованиями, носит так называемый этноконфессиональный характер, отвлекает людей от проповеди Евангелия и настраивает население против протестантов и других нетрадиционных верований.

В этом плане ситуация похожа на то, что делалось в тридцатые годы в Советском Союзе. Тогда протестантских проповедников, и особенно адвентистских проповедников, среди которых большинство были немцы, обвиняли в иноземном шпионаже и идеологических диверсиях, направленных против советского государства. В настоящее время в связи с тем, что евангельские кампании совершались зачастую американскими и западными проповедниками, недобросовестная пропаганда объявляет адвентистов американской сектой. В условиях нарастания в обществе враждебного отношения к Западу и Соединенным Штатам это обретает зловещий характер и ставит под угрозу наше служение в будущем, что особенно характерно для России.

3. Что нужно делать для завершения проповеди Евангелия в ближайшее пятилетие?

Что нужно делать, чтобы закончить проповедь Евангелия в странах Евро-Азиатского дивизиона? Нам необходимо использовать те возможности, которые сегодня есть, и тогда Бог откроет нам новые, большие возможности. Нам необходимо использовать тот небольшой потенциал, которым обладает Церковь сегодня, и тогда Бог увеличит наш духовный потенциал. Секрет получения от Бога благовременной помощи заключается в том, насколько эффективно мы используем то, что Он уже нам дал. Мы можем получить больший кредит, когда используем полностью то, что имеем сегодня, и в том направлении, которое угодно Богу.

Так чем же мы располагаем сегодня? Я начну с того, что мы имеем семинарию, которая функционирует уже десять лет и подготовила 120 бакалавров, а также музыкальных работников, а сегодня подготавливает и финансовых работников для Церкви. Правильно ли мы используем наши интеллектуальные ресурсы учителей и студентов? Я думаю, что не совсем. И в этом отношении должны быть сделаны значительные изменения. Нам нужно меньше абстрактных схоластических знаний, меньше отвлеченных общего характера дипломных работ. Задачи дипломников должны соответствовать нуждам Церкви. Темы, над которыми работают молодые преподаватели и студенты, должны соответствовать конкретным нуждам проповеди Евангелия в наших странах. А для этого нам нужно иметь больше информации о проблемах богословского характера, возникающих в церквах на местах. Нужно начать статистические исследования фактических проблем в общинах. Нужно наладить оперативный обмен информацией между конференциями и Академией.

4. Задачи Академии на период с 2000 по 2005 годы

Кроме того, Академия может и должна создать центр по изучению традиционных религий в нашем дивизионе для того, чтобы подготавливать будущих пасторов компетентными, знающими те вопросы и возражения, которые обычно возникают при диалоге с православными, мусульманами и представителями других конфессий. Нам нужно быть готовыми к диалогу по ключевым вопросам нашей веры с целью показать общие для нас истины, а также объяснить наши особенные истины. Нам нет необходимсти вступать в дискуссии и диспуты в духе полемики, но мы должны корректно информировать общественность о нашей заинтересованности в спасении всех людей, о нашем уважении к культуре и духовному наследию народа, среди которого мы работаем.

Нам вовсе нет необходимости переводить с английского те богословские труды, которые вызывают полемику по различным проблемам, характерным для Америки или Западной Европы. Например, в нашей Церкви на сегодняшний день нет проблем гомосексуализма, хотя она есть в стране. Но обилие информации по этому вопросу, характерному для Запада, содействует внедрению нездорового интереса там, где его пока нет.

Нет необходимости поднимать и обсуждать проблемы, не свойственные нашему региону только потому, что они горячо дискутируются где-то на Западе. Обычно в этих случаях возражают и говорят: погодите, они все равно к вам придут, и потому нужно сделать как бы прививку. Конечно, это очень рискованная рекомендация, потому что в разных регионах могут быть совершенно различные проблемы.

Не нужно механически переносить опыт и особенности работы в других странах в наши страны, хотя ведущие служители, руководители отделов должны изучать опыт работы в других регионах и применять то, что наиболее соответствует нашим нуждам.

5. Наши издания

Наши издания должны быть максимально актуальными, отвечающими нуждам нашего многострадального общества. Теология выживания в условиях эсхатологического кризиса, который уже начался в наших странах, должна отвечать на боли и чаяния людей, оказавшихся в трудном материальном положении в условиях распадающейся экономики.Когда адвентист сегодня встречает разочарованного человека, он не может сказать: о друг, в мире все хорошо. Но он может убедить человека, что лучшее - впереди, и это лучшее принесут не грядущие перемены в политике, но Второе пришествие Иисуса Христа. Наша теология - это теология надежды на Бога, это теология терпения и выживания, дающая человеку духовные силы через веру в Иисуса Христа, ибо живой Христос, ныне ходатайствующий за нас, заинтересован в каждом человеке, несущем бремя жизни.

Как народ, мы пережили много в прошлом, а тем, которые много страдали, дано и более глубоко чувствовать великую помощь, которую реально оказывает Христос каждому верующему, находящемуся среди искушений.

Регион мира, в котором работает Евро-Азиатский дивизион, стоит перед обостряющимися экономическими и политическими ситуациями. Огромное большинство населения вокруг нас бедствует, особенно пенсионеры, инвалиды, безработные, люди, месяцами не получающие зарплаты. Жизненный уровень неуклонно снижается, и многие члены наших церквей находятся в очень трудном материальном положении. Поэтому книги нашего издательства, которые с каждым днем дорожают, становятся многим недоступными. Например, я подготовил книгу “О Библии и Евангелии” и согласовал это издание с Российским унионом для широкого распространения среди населения. Когда мы ее прдготавливали в прошлом году, ее предполагаемая стоимость была около пяти рублей. Но поскольку издание неоправданно затянулось долее чем на полгода, эта книга сегодня на прилавок издательства легла с ценой 23 р. 50 к. Если учесть, что пенсионер получает в среднем 350 рублей, получается, что такая книжечка стоит почти десятую часть его пенсии. Может ли он себе позволить такую покупку? Вместе с тем, конкурирующие с нами свидетели Иеговы повсеместно предлагают красочные издания даром.

Где выход из положения? Наверно, мы все-таки должны идти по пути изыскания возможностей предложить наши книги и журналы по доступным ценам, хотя это и будет нам, как Церкви, в убыток. Нам нужны издания, которые ясно и доступно излагают истину для нашего времени, написанные нашими авторами, потому что очень часто говорят те, которым наши книгоноши предлагают книги: “А есть ли у вас книги наших отечественных авторов?” Я думаю, что примерно такая же ситуация и на Украине, и в Средней Азии.

Нам необходимо находить людей в нашей Церкви, способных подготовить литературу на наших языках, людей, которые пережили опыты в нашей стране и могут понимать нужды своих соотечественников. Возможно, нужно освободить таких людей от других нагрузок и дать им возможность продуктивно заниматься творческой работой. Нужна и литература для детей, также написанная нашими авторами, и причем по таким ценам, по которым родители могли бы приобрести ее.

Если мы будем исходить только из критериев необходимой прибыли издательства, то произойдет колоссальный разрыв между покупателем и издательством.

6. Контекстуализация проповеди

В нашей церкви раньше библейские проповеди начинались с чтения библейского текста. Не все старое в равной степени плохо. И не все новое в равной степени приемлемо в нашей культуре. Сейчас замечается тенденция начинать проповедь с какого-нибудь бытового интригующего рассказика с целью завоевать внимание слушателей. Это неоправданная практика. Может быть, это приемлемо для Запада, но в нашей религиозной среде вряд ли стоит следовать этому. Ведь на наши богослужения приходят и люди других вероисповеданий, и многих из них такие речи из-за церковной кафедры шокируют. Поведение проповедника за кафедрой не должно быть чересчур свободным, но благоговейным. Недопустимы остроты, вызывающие смех в зале. Для человека, выросшего в православной среде это кощунственно. Если учесть, что во многих местах наши богослужения проходят в Домах культуры, то богослужебная атмосфера может быть создана только за счет глубоко духовного содержания проповеди, впечатляющего духовного пения и музыки, отнюдь не эстрадной, и благоговейного строя всего служения. Об этом нужно основательно подумать.

7. Теология надежды вместо неуверенности в будущим

Мы должны учитывать, что в нашей стране на протяжение семидесяти лет людям пророчили светлое будущее, убеждая, что “победа коммунизма неизбежна”. Поэтому психология нашего современника, особенно людей старшего поколения, не подготовлена к безрадостной реальности.

Даже во время Второй мировой войны, несмотря на все тяготы и лишения военного времени, впереди была надежда победы, а следовательно, лучшего будущего. О лучшем будущем мечтали еще во времена Брежнева и Горбачева. О лучшем будущем думали в первые годы после крушения коммунистического блока. Но последние несколько лет совершенно развеяли всякие надежды на лучшее. В связи с этим психология нашего современника оказалась незащищенной

Поэтому доминирующим мотивом проповедей на период с 2000 по 2005 годы должна быть хорошо разработанная теология надежды вместо неуверенности перед будущим. История наших народов - это история многих бедствий и страданий. Когда оканчивается один кризис, начинается следующий. Таким образом, у людей остается все меньше надежды жить в благоустроенном и стабильном государстве. Это одна из причин широко распространенного алкоголизма, преступности, большого числа самоубийств. В этих условиях, когда люди перестали ожидать чего-то лучшего, свет надежды приходит в безрадостное настоящее с будущим. Наша Церковь сильна вестью о Втором пришествии, потому что это единственно реальная надежда человечества, - это радостная весть, это блаженное упование, и актуальность этой вести будет нарастать по мере того как рушатся радужные и утопические надежды современного человека. Подобно тому как звук трубы у горы Синая становился все сильнее и сильнее, так и трехангельская весть будет обретать силу. Господь грядет! - возвещают сегодня все признаки Второго пришествия. Господь грядет! - говорит нам каждая катастрофа, каждая весть о военных действиях. И потому весть о Втором пришествии - это единственная реальная альтернатива видения будущего мира, в котором восторжествуют лучшие надежды человека.

Возвещая эту весть, мы исцеляем людей от уныния. С другой стороны, мы не вызываем в людях эсхатологического возбуждения. Здоровая жизненная позиция, трезвая оценка пронизывает все труды духа пророчества. Это характерная черта зрелого адвентизма. Не нужно поддаваться панике, когда подается сигнал о том, что корабль получил пробоину и неминуемо пойдет ко дну. Именно в этих условиях самообладание - единственно правильное состояние духа для тех, кто может что-то сделать для спасения других и для своего спасения. Таково было поведение апостола Павла во время шторма на римском корабле “Диоскуры”. Он предупредил об опасности, когда все было хорошо и небо было ясным. Но когда сгустились облака и разбушевалась стихия, он указал на надежду, которую может дать только один Бог. Это та жизненная позиция, которую должна занять наша Церковь.

8. Теология усыновления вместо философии сиротства

В атеистическую эпоху жителям нашей страны постоянно внушали, что Бога нет, что мы одиноки в космосе, а потому должны надеяться только на себя. Такая философия в конечном счете обрекла людей на сиротство. Она превратила их в пасынков мертвой природы.

Весть о том, что Иисус Христос сегодня ходатайствует за человека, который доверяется Ему и есть весть усыновления. Этот свет исходит из небесного святилища, где Христос стоит одесную Бога. Слова Христа “Се, Я с вами во все дни до скончания века” говорят о том, что Небо усыновило землю и каждого из нас. Это Божья гарантия духовной безопасности христианина. Мы не одиноки, не пасынки мертвой, бездушной мачехи-природы. Мы должны максимально провозглашать о том, что делает живой Христос сегодня для нас и для каждого жителя земли.

Ходатайство Христа на небесном суде нужно объяснить, как Его огромную заинтересованность в нашем вечном спасении. “Ибо, если будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его” (Рим. 5:10).

Наша Церковь сильна вестью о небесном Ходатае, Который защищает дело каждого, защищает не только наши земные интересы, но и небесную перспективу вечности. Господь любит сотрудничать с живым человеком, с человеком, который не сдается под ударами судьбы. В прошлые тяжелые годы все адвентисты, мужчины и женщины, много работали для того, чтобы выжить для того, чтобы выжить в условиях, когда им не давали возможности работать на государственных предприятиях. И мы хорошо помним, что наши братья находили работу дворниками, полотерами, разъездными фотографами, объединялись в строительные бригады. Ими дорожили на работах и зачастую, вопреки существующей линии партии, руководители предприятий были заинтересованы в таких работниках. В адвентистских семьях всегда была пища на каждый день, и хорошая пища на субботнем столе.

Давид говорит: “Я жил и состарился, и не видел праведника нуждающимся и детей его просящими хлеба”. Я думаю, эти опыты Церкви не должны быть забыты и в проповедях, и в литературе нашей Церкви на предстоящий период с 2000 по 2005 годы.

Эти опыты поддержат новых верующих, которые пришли в последние годы и еще не знают, что такое гонения за религиозные убеждения.

К сожалению, сегодня среди части молодежи развивается потребительская черта: желание иметь большие средства, не прикладывая к этому больших усилий. Бог не сотрудничает в таких мероприятиях, и члены Церкви часто запутываются в сетях сатаны.

9. Труд вместо пассивного ожидания

Отрадно отметить, что Церковь адвентистов седьмого дня использует сельскохозяйственные программы и опыт Заокской Духовной академии по выращиванию экологически здоровых овощей. Сельскохозяйственные программы уже проложили себе дорогу к народу и нужно продолжать выпускать литературу, а также подготавливать евангелистов, освоивших сельскохозяйственные программы, т.к. в этом сейчас большая нужда. Обычно евангельская кампания, начинающаяся с сельскохозяйственной программы, говорит людям о том, что проповедь Церкви адвентистов седьмого дня учитывает не только духовные запросы человека, но и его материальные нужды.

Подготовка евангелистов с сельскохозяйственным уклоном сегодня вполне реальна. Поэтому академия уже приглашала представителей всех конференций прислать своих студентов именно на эти программы.

Выводы

1. Заокская Духовная академия должна расширить богословские разработки практического характера; создать при академии Центр по изучению традиционных религий на территории нашего дивизиона. Необходимо подготовить учебные пособия для заочного обучения на случай сокращения свобод.

2. ЗДА может получать оперативную информацию о нуждах наших церквей, проводить вместе с отделами дивизиона статистические исследования процессов, протекающих в общинах и давать ответы через журналы.

3. Нам необходимо подготовить доступные по цене журналы и буклеты для массового распространения, кратко и наглядно иллюстрирующие библейские истины для настоящего времени, потому что время свободы может быть очень коротким.

4. Проповедь Евангелия в наших общинах должна быть вестью надежды для людей, живущих в современных кризисных условиях.

5. Проповедь Евангелия должна быть подкреплена социальными программами, такими как овощеводство, здоровый образ жизни, укрепление семьи, служение обездоленным.