Можем ли мы твердо знать, какой день недели является седьмым?
Является ли соблюдение субботы и по сей день Божьей волей для христианина?
Сложные тексты Священного Писания
Почему сегодня большинство христиан не почитают седьмой день недели - субботу?
Что значит суббота для меня лично?
Действительно ли для Бога важен этот вопрос?
Почему суббота была изменена на воскресенье?
Закон о воскресном дне и наше будущее
Цель этой книги - найти в Священном Писании ответ на вопрос: «Существует ли заповедь Божья, которую забыли люди?». Если да, то что это за заповедь, и должен ли христианин, живущий в современном мире, исполнять ее? Бог дал людям Десять Заповедей. Но большинство христиан в современном мире выполняют лишь девять. Почему?
Давайте прочитаем тексты Священного Писания, где записан Закон Божий.
Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.
Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего (Исход 20:2-17).
Исследуя эти тексты, мы обнаруживаем, что четвертая заповедь говорит о том, что Бог освятил седьмой день недели - субботу.
Во 2 главе книги Бытие говорится о завершении недели творения: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Бытие 2:2,3). Из всего того, что я когда-либо слышал о Боге, ничто даже отдаленно не говорило о том, что Он устает!
Скорее всего Бог почил, то есть отдыхал, для того, чтобы дать нам пример. В четвертой заповеди мы находим Его повеление человеку - святить седьмой день недели, чтобы в этот день поклоняться Богу и отдыхать от обычной работы. Четвертая заповедь не оставляет сомнений - мы должны повиноваться Ему в ее исполнении точно так же, как и в исполнении девяти других.
Возможно после прочтения четвертой заповеди у нас возникает вопрос: какой день недели является седьмым? Действительно ли суббота является седьмым днем недели? Откуда это известно? Может быть, все наши календари неправильны? В наши дни многие европейские календари говорят, что понедельник - первый день недели, а воскресенье - седьмой день. В России люди также привыкли считать, что суббота - шестой день недели. Давайте исследуем этот вопрос.
Прежде всего посмотрим, что говорят ученые. Навальская обсерватория в г. Вашингтоне сделала заключение относительно того, изменилась ли цикличность времени. В письме от 12 марта 1932 года директор обсерватории Джеймс Робертсон сообщил: «…У нас была возможность исследовать результаты работ специалистов по хронологии, и мы нашли, что ни у одного из них никогда не было ни малейшего сомнения в преемственности недельного цикла со времен дохристианской эры… За прошлые столетия в календаре не было никаких изменений, которые бы как-то повлияли на недельный цикл…».
Как видите, недельный цикл все тот же, что был 2 000 лет назад, когда Христос ходил по земле. Также из Священного Писания мы видим, что у Христа не было сомнений в том, какой день недели является днем еженедельного поклонения. В Евангелии от Луки читаем: «И вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу» (Евангелие от Луки 4:16). Весь иудейский мир во дни Иисуса святил Божий день - субботу. Иудеи продолжают святить субботу и сегодня. И нам нужно сильно напрячь воображение, чтобы представить, будто все иудеи на земле могли спутать недельный цикл. Но если бы даже это было и так, тогда все евреи, живущие в разных уголках мира, наверное, поклонялись бы Богу в разные дни. Напротив, мы видим, что по всей земле они единодушны в том, что седьмым днем недели является суббота.
У нас также есть свидетельство Библии о том, что суббота - седьмой день недели. В Евангелии от Луки говорится, что день, в который умер Иисус, «был пятница, и наступала суббота» (Евангелие от Луки 23:54). Затем, в том же Евангелии написано, что день, в который Иисус воскрес из мертвых, был «первый день недели»
(Евангелие от Луки 24:1), то есть воскресенье. Таким образом, в Библии мы видим последовательность этих трех дней: день перед субботой (день, в который умер Иисус), суббота и первый день недели (день, в который Иисус воскрес из мертвых). Весь мир признает пятницу как день, в который умер Иисус. Весь мир признает воскресенье как день, в который Он воскрес. А день между пятницей и воскресеньем - какой это день? Новый завет называет его «субботой» (Евангелие от Луки 23:54). Я думаю, что мы располагаем достаточной информацией для того, чтобы не сомневаться в том, что суббота сегодня - это тот же самый день, который Библия называет седьмым днем недели, Божьей святой субботой.
Интересно также заметить, что все временные циклы на земле, кроме недели, определяются астрономией. День измеряется временем, которое земля затрачивает на оборот вокруг своей оси, месяц измеряется лунным циклом, а год - временем, которое земля затрачивает на один оборот вокруг Солнца. И только семидневный недельный цикл не связан с астрономическими законами. Он установлен Богом, о чем сообщает нам Священное Писание.
Сейчас было бы уместным поискать ответ на вопрос, почему Бог повелел Своим детям святить седьмой день недели. Четвертая заповедь, находящаяся в самом сердце Десяти Заповедей, - единственная, которая начинается со слова «помни». Если бы Бог собирался изменить или отменить четвертую заповедь, как, по мнению многих христиан, Он и сделал, имело бы смысл для Него начинать четвертую заповедь словом «помни»? Почему Он остальные девять заповедей не начал с этого слова? Сегодня большинство христиан уверены, что девять заповедей обязательны для исполнения и будут обязательными на протяжении всей вечности, при этом считая, что четвертая заповедь отменена. Слово «помни» говорит нам, что Бог знал: люди будут искушаемы забыть ее.
Бог говорит: «пусть хранят ... субботу, как завет вечный» (Исход 31:16). Но некоторые христиане наших дней утверждают, что Десять Заповедей были частью Ветхого Завета и больше не действительны для народа Божьего. Это напоминает мне об одном случае, когда мы с семьей были воскресным утром в большой церкви в штате Тенесси. После службы пастор подошел ко мне: «Мне только что сказали, что Вы соблюдаете субботу. Это правда?»
«Да», - ответил я.
Пастор продолжил: «Получается, что Вы живете по Ветхому Завету и соблюдаете Закон Божий? А я больше не под законом, я под благодатью!»
Помню, как я взглянул на него и сказал: «Это звучит убедительно». Затем подхватил тарелку, в которую были собраны воскресные пожертвования, и начал удаляться.
«О, простите, брат Шелтон, - сказал пастор, - это не Ваши средства! Это пожертвования для церкви».
«Я все же возьму их», - был мой ответ.
Когда я вышел из церкви, пастор быстро последовал за мной, чтобы вновь объяснить, что эти средства принадлежали его церкви, а не мне.
«Я понимаю, - заверил я его. - Но если Десять Заповедей были отменены на кресте, то на самом деле я не краду Ваши деньги, так как больше нет ничего, что бы говорило мне о том, что нечестно брать то, что мне не принадлежит!»
Когда я вернул пожертвования, пастор понял мою точку зрения и вынужден был пересмотреть свою идею нахождения «под законом». Давайте посмотрим на библейское определение греха: «Грех есть беззаконие» (1 Послание Иоанна 4:3). Это один из самых легких для понимания текстов Библии. Если бы не было закона, не было бы и греха.
Пригвоздила ли голгофская смерть Иисуса Закон Божий ко кресту, как утверждают некоторые? Давайте вновь посмотрим, что Библия говорит на эту тему. Иисус сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Евангелие от Матфея 5:17). Поразительно, как много людей, включая тех, кто исследует Библию, пытаются придать этому стиху тот смысл, которого в нем нет! Вы не можете заставить этот стих звучать так, будто смерть Иисуса на кресте отменила закон, Десять Заповедей. Нет! Иисус говорит: «Не нарушить пришел Я, но исполнить» (Евангелие от Матфея 5:17).
Когда Иисус - Спаситель мира умер, Его смерть упразднила ветхозаветные обряды и церемонии, ибо они указывали на грядущего Мессию.
Как прекрасно осознавать, что смерть Иисуса означает: нам больше не требуется взирать на кровь ягнят, скрижали из камня или пытаться достичь совершенства своими силами! На Голгофском кресте Иисус взял наши грехи на Себя. Его праведность искупает наш грех, если мы в покаянии признаем, что мы грешники и просим Его о прощении. Библия говорит: «Все согрешили и лишены славы Божией» (Послание к Римлянам 3:23). Мы читаем: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Послание Иоанна 1:9).Давайте посмотрим, что происходит, когда священник совершает служение в церкви. Какова его цель? Православный ли он, баптист ли, пятидесятник или методист, его цель - подвести человека к исповеданию своих грехов перед Богом, чтобы он мог быть спасен. Теперь вы понимаете мою точку зрения? Если Божий Закон был пригвожден ко кресту, тогда нет необходимости побуждать кого бы то ни было просить о прощении, потому что больше в этом нет необходимости.
Почему? Помните определение греха, данное Библией: «Грех есть беззаконие» (1 Послание Иоанна 4:3)? Разовьем эту мысль. Если больше нет закона, тогда больше нет греха. А если больше нет греха, тогда нет причины раскаиваться в наших грехах. Если нет причины раскаиваться в грехах, то нет необходимости в Спасителе. А если нет необходимости в Спасителе, нет необходимости в священнослужителях. Если нет необходимости в священнослужителях, тогда нет необходимости в церквях - и так далее. Подумайте об этом, вернитесь к началу раздела и перечитайте его.
К настоящему моменту вы, возможно, начали задаваться вопросом: «Если Библия настолько ясно говорит о том, что Десять Заповедей все еще действуют в наши дни, тогда почему так много церквей утверждают, что они отменены?»
Ответ очень прост. Если мы признаем, что Десять Заповедей - Закон Божий, декалог, все еще действует в наши дни, тогда мы должны принять и соблюдать четвертую заповедь, признавая, что суббота - седьмой день недели - является субботой, которую Бог, Создатель вселенной, благословил, отделил, освятил и сделал днем поклонения Ему. Нужно слушать Бога, а не людей.
Кто посмеет разделить то, что Бог соединил? Семейный союз ли это (о чем говорится в Евангелии от Матфея: «Они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Евангелие от Матфея 19:6), или то единственное, что Бог начертал для человека Своим перстом на камне - Десять Заповедей, нам не стоит пытаться расчленять или разъединять то, что Бог соединил. Тем не менее, многие заставляют нас поверить в то, что сегодня действуют лишь девять заповедей. Люди считают, что неправильно убивать, прелюбодействовать, лгать, красть, но настаивают на том, что четвертая заповедь, содержащая весть о субботе, отделена от остальных девяти и пригвождена ко кресту Иисуса.
Есть несколько интересных сравнений брака с субботой. И то, и другое было установлено Богом в Едеме во время недели творения. Бог освятил и брак, и субботний день. Так же, как никто не должен разлучать мужа с женой, объединенных святым союзом, так никто не должен отделять четвертую заповедь от остальных.
Я обнаружил: с какими бы вопросами и ситуациями я не имел дело в жизни, лучшие решения принимаются тогда, когда я основываю их на принципе. Что я подразумеваю под «принципом»? Действовать на основании принципа -значит не попадаться в ловушку чувств, ощущений, эмоций, потребностей, желаний. Это значит, исходя из Слова Божия, основывать свою жизнь на том, что правильно, и не основывать на том, что ошибочно.
Позвольте привести пример. Предположим, однажды вечером вы пошли на молитвенное собрание и по окончании служения ищите свою супругу. Она стоит рядом с шестью своими подругами. Вы говорите ей: «Милая, пора идти домой. Но сегодня, пожалуй, я возьму с собой домой одну из твоих шести подруг, чтобы она провела со мной эту ночь. Я знаю, что мы женаты и что наш брак освящен Богом. Но так как у тебя есть шесть подруг, я не думаю, что тебе есть разница, с какой из них я буду близок, просто это будет одна из вас».
Надеюсь, вы поняли. Если вы хотите сохранить свой брак, я бы не советовал вам совершать подобную глупость! Во-первых, вам и не захочется этого делать, потому что вы любите свою супругу. Во-вторых, вы знаете, что, в соответствии со Словом Божиим, провести ночь с кем-то, кроме нее, - грех. Вы нарушите седьмую заповедь, которая гласит: «Не прелюбодействуй» (Исход 20:14).
Подобным же образом мы совершаем духовное прелюбодеяние, умышленно нарушая четвертую заповедь и соблюдая другой день, который не был установлен и освящен Богом. Бог говорит: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» (Исход 20:5).
Несмотря на то, что в Библии нет текстов, говорящих, что Бог изменил день поклонения, есть несколько библейских стихов, которые могут показаться неоднозначными. Мы знаем, что Библия была написана под вдохновением Божьим, поэтому не может противоречить сама себе: «Все Писание богодухновенно» (2 Послание к Тимофею 3:16). Но некоторые тексты могут смутить читателей, когда они исследуют в Библии тему субботы.
Например, в Послании к Колоссянам Апостол Павел говорит об Иисусе: «И вас, которые были мертвы во грехах… оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту» (Послание к Колоссянам 2:13,14).
Многие христиане указывают на этот текст как на доказательство того, что Божий Закон был пригвожден ко кресту Иисуса, и его действие завершилось. Но мы уже видели на основании Священного Писания, что Десять Заповедей будут существовать вечно. О каком же законе говорит Павел? Какой закон пригвожден ко кресту?
Несколько следующих стихов помогут нам ответить на этот вопрос: «Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело - во Христе» (Послание к Колоссянам 2:16,17).
Ко кресту были пригвождены, как говорит Павел, религиозные обряды. Они предшествовали земному служению Иисуса Христа, Его голгофской жертве. Это, продолжает Павел, церемониальные законы, данные Богом Своему народу в Ветхом Завете относительно приношений плодов, относительно новомесячий и церемониальных «суббот», таких как день искупления, пятидесятница, праздник кущей (Левит 23:4-38). Книга Левит, 23 глава, 39 стих четко показывает, что церемониальные «субботы» в разные годы выпадали на разные дни недели и отличались от еженедельного седьмого дня: «А в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в первый день покой и в восьмой день покой» (Левит 23:39).
Другой текст, смущающий некоторых христиан, находится в 1 Послании к Коринфянам. Апостол Павел пишет христианам в Коринфе: «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских: в первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» (1 Послание к Коринфянам 16:1,2).
Некоторые думают, что Апостол Павел говорил о сборе пожертвований для церкви в первый день недели, и делают вывод, что коринфяне во дни Павла поклонялись в воскресенье, в первый день недели. Но если вы прочтете текст внимательно, станет ясно, что Павел советует верующим Коринфа откладывать дома в начале каждой недели то, что они могли бы пожертвовать для верующих в Иерусалиме. Они должны были «отлагать … и сберегать» эти средства, чтобы Павел их забрал, когда пойдет через Коринф в Иерусалим. Здесь нет ни намека на то, что Бог перенес день поклонения на воскресенье. В книге Деяния Апостолов мы встречаем слова, используемые некоторыми людьми для доказательства того, что раннехристианская церковь поклонялась Богу в воскресенье: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи» (Деяния святых Апостолов 20:7).
Если вы прочтете весь отрывок вновь, вы обнаружите, что это было особое собрание, созванное потому, что Апостол Павел хотел увидеть верующих, которых он привел к Иисусу во время своих предыдущих миссионерских путешествий. Некоторые исследователи Библии утверждают, что у церкви тогда было служение причастия, так как говорится, что они «собрались для преломления хлеба». Более вероятно, что это был обычный прием пищи. Но в любом случае, в книге Деяния святых Апостолов говорится, что ранние христиане «каждый день... преломляли по домам хлеб» (Деяния святых Апостолов 2:46).
Итак, текстов в Библии, указывающих на святость воскресенья, нет.
Мы увидели из Библии, что Закон Божий - Десять Заповедей, включая четвертую заповедь, Бог не отменял. Вы по праву можете спросить: «Почему же большинство христиан не соблюдают Божий седьмой день?»
Прежде чем приступить к исследованию этого вопроса, я хочу сказать о том, что у Бога есть искренние последователи в каждой церкви. Я верю, что Бог судит индивидуально сердце каждого верующего. Я люблю людей разных вероисповеданий и людей неверующих. Иисус говорит: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Евангелие от Иоанна 15:12).Итак, мы видим, что большинство христиан не соблюдают Божий седьмой день - субботу. Заповедь о субботе - единственная заповедь из десяти, которая подвергается нападкам. Возникает вопрос: почему? Для этого должна быть причина. Должно быть, есть что-то в четвертой заповеди, что действительно ненавидит сатана. Давайте еще раз прочтем четвертую заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмый - суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:10,11).
Заметьте, есть нечто очень важное в четвертой заповеди, чего не найти в остальных девяти. Четвертая заповедь устанавливает личность автора Закона Божьего - Господа, Который «сотворил небо и землю, море и все, что в них». Из нее мы знаем, Кто написал Десять Заповедей: это Создатель - Бог, Бог вселенной, Великий Я ЕСМЬ!
Исследуя Десять Заповедей, мы обнаруживаем, что они разделены на две части. Соблюдая первые четыре, мы проявляем свою любовь к Богу. Соблюдая остальные шесть, мы показываем свою любовь к ближнему. Например, мы демонстрируем нашу верность Богу, если не имеем для себя никаких других богов пред лицом Его, не поклоняемся никаким идолам и не произносим Его Имя напрасно. Соблюдая четвертую заповедь - заповедь о субботе, мы также показываем свою верность Богу - Творцу. Четвертая заповедь говорит нам, какому Богу мы служим -Богу, Который «сотворил небо и землю, море и все, что в них» (Исход 20:11).
Не так давно я был в Индии и узнал, что в этой стране поклоняются миллионам богов. Бог, Которому мы служим, создал нас; Он - наш Творец. Это отличает Его от всех лжебогов, которые созданы воображением людей.
Последние шесть из десяти заповедей показывают нашу любовь к людям. Например, если мы не крадем у нашего соседа, если не прелюбодействуем с его женой, если не лжем о нем, не завидуем ему, этим мы демонстрируем нашу любовь к ближнему.
Четвертая заповедь, можно сказать, содержит печать Бога. Представьте на мгновение, что вы читаете в газете: «Соединенные Штаты только что объявили войну другой стране!» Кто объявил? В конце концов, американцев почти 300 миллионов. Любой из них мог объявить войну другой стране, но это ничего не значит до тех пор, пока тот, кто имеет на это власть, на самом деле не объявит войну. Президент Соединенных Штатов -единственный, кто после того, как конгресс принял решение, объявляет войну. Президент имеет печать. Его печать, как и любая другая, включает в себя несколько реквизитов:
(1) его имя - Джордж В. Буш;
(2) его титул - президент;
(3) территория его правления - Соединенные Штаты Америки.
И только когда Джордж В.Буш, президент Соединенных Штатов Америки, подпишет документ об объявлении войны, тогда можно считать, что Америка в самом деле вступила в войну!
У Бога есть печать, описанная в четвертой заповеди:
(1) Его имя - Господь Бог;
(2) Его титул - Творец;
(3) Его территория или владение - «небо и земля, море и все, что в них».
Помните, Библия говорит о том, что на небе разразилась война: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли» (Откровение 12:7,8). Почему на небе началась война? Потому что сатана позавидовал Богу. Он сказал: «Буду подобен Всевышнему» (Книга пророка Исаии 14:14). Он смог убедить треть ангелов последовать за ним: «Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю» (Откровение 12:4).
Сатана знает, что он и его злые ангелы побеждены Иисусом Христом. Но он хочет перед всей вселенной показать несостоятельность Бога и губит нас, когда мы поддаемся его искушениям и грешим. Он все еще хочет быть подобным Всевышнему. Поэтому он крадет верность человека Богу, побуждая людей изменять Законы Божьи и, таким образом, обманом заставляет народы следовать за собой, а не за Богом, Творцом вселенной.
Друзья, речь идет не о дне, речь идет о нашей верности Божьим повелениям. Вопрос состоит в том, кому мы служим. Достаточно ли мы любим Бога, чтобы верить Ему, служить Ему и во всей полноте соблюдать Его заповеди? Или мы будем служить сатане и поклоняться в день, установленный человеком? Давайте посмотрим, что говорит Библия: «Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Евангелие от Марка 7:7). Если вы вдумаетесь в этот библейский текст, вы увидите, что Иисус предсказывает, что именно так и случится. Вновь повторим: речь идет не просто о дне - речь идет о преданности Богу.
А как же быть с воскресным днем? Кстати, Россия - одна из немногих стран, где величайшему событию - воскресению Христову посвящено даже название одного дня недели. В других языках, например, в английском и немецком, первый день недели называется Sunday и Sonntag, что переводится как «день солнца». Да, действительно, помнить о воскресении, о том, что Бог жив, нужно и в воскресный день, и во все другие дни нашей жизни. Но на основании Священного Писания мы видим, что как особый день поклонения, отличающийся от всех остальных дней недели, воскресный день Богом не отмечен.
Заметьте, что в Послании Апостола Иакова говорится: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Послание Иакова 2:10). О каком законе говорит Иаков? О Десяти Заповедях, которые Бог записал на каменных скрижалях Своим перстом. Обратите внимание и на следующий стих: «Ибо Тот же, Кто сказал: «не прелюбодействуй», сказал и: «не убей»; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона» (Послание Иакова 2:11).
Задумайтесь вот над чем. Мы все согласны, что Иисус есть «краеугольный камень». Так Он назван в Библии. Краеугольный камень - это тот камень фундамента, на котором основывается вся постройка, в данном случае - все творение. Камень, на котором Бог записал Свой Закон, представляет Самого Иисуса. С другой стороны, Десятисловный Закон, который, как известно, выражает или расшифровывает нам характер Иисуса, является Словом Божьим. А Апостол Иоанн говорит об Иисусе: «И Слово стало плотию и обитало с нами» (Евангелие от Иоанна 1:14). Представляете, какая удивительная связь! Иисус, Краеугольный Камень, дал Моисею Десять Заповедей на скрижалях, сделанных из камня, представляющего Его Самого. В Библии записано, что Моисей «...когда приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою» (Исход 32:19). Но отменил ли поступок Моисея Закон Божий? Нет. Библия сообщает, что Бог дал Моисею вторые скрижали из камня, содержавшие Десять Заповедей. Они были помещены в ковчег завета в скинии и затем спрятаны, когда Израиль был в изгнании. Есть некоторые указания на то, что эти каменные скрижали с Законом, записанным на них Самим Богом, будут открыты миру в определенное свыше время. Подобным образом и тело Иисуса было за нас ломимо, когда Он умирал на кресте. «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое» (1 Послание к Коринфянам 11:24), вспоминаем мы в день причастия. Как и разломанные каменные скрижали, изломанное смертью тело Иисуса не нарушило Закон Божий, но исполнило его: «не нарушить пришел Я, но исполнить» (Евангелие от Матфея 5:17). Затем, после смерти, Иисус воскрес и восшел на небо, чтобы ходатайствовать за нас перед Богом - Отцом до Своего Второго пришествия, когда вся земля увидит Его и узнает, что Он - Царь царей и Господь господствующих.
Не прекрасно ли, что Бог любит нас настолько, что отделил двадцать четыре часа в неделю, чтобы мы могли посвятить их только Ему? Еженедельно Он напоминает нам, что любит нас и не забыл о нас. Один мой друг говорит о Десяти Заповедях, как о «Десяти обещаниях». Бог обещает нам, что по нашей вере и Его силой мы будем способны исполнять Его Закон. Библия говорит, что мы должны облечься «во всеоружие Божье» (Послание к Ефесянам 6:11). Когда мы с Богом, то Он обещает нам победу над дьяволом. Значит, мы не потеряем над собою контроль и не сможем никого убить, не опустимся до воровства или прелюбодеяния, Он обещает нам победу над ложью и жаждой чужого. Как велика Его любовь! В одном древнем гимне поется: «Чудный Спаситель - Господь мой Иисус, Он принадлежит мне, а я Ему». Более верных слов еще не было произнесено человеком!
Мы с вами рассмотрели некоторые аспекты того, что Библия говорит о Божьем седьмом дне и его важности. Сейчас, прежде чем мы продолжим рассматривать другие аспекты этого предмета и их значение для времени, в котором мы живем, я хотел бы кратко рассказать, что значит суббота для меня лично.
Для меня седьмой день, суббота Господня, - главное событие каждой недели, которого я жду, это мое избавление от всех ежедневных житейских проблем. В субботу я как будто бы возношусь в небесные обители, находясь в близком общении с Богом. Каждая суббота напоминает мне, что Иисус любит меня, и что Он не забыл меня. Она напоминает мне, что Иисус очень скоро вернется на эту землю, чтобы забрать меня и всех верных Ему людей из этого больного грехом мира. Седьмой день недели, суббота, является Божьим заветом и договором о том, что я - Его, а Он - мой на всю вечность. Обратите внимание на то, что Бог сказал народу во времена древнего Израиля: «Субботы Мои соблюдайте, ибо это - знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас» (Исход 31:13). В книге Исход говорится, что суббота - это знамение между Богом и Его народом «навеки» (Исход 31:17).
В субботу я могу отложить мои повседневные заботы, все деловые встречи, все финансовые и бытовые проблемы на целых двадцать четыре часа. Как чудесно выбраться из повседневной суеты! Господь знает, что мы не можем быть в близких отношениях с Ним, если погружены в наши обычные дела и заботы. Поэтому Он заповедал нам не совершать в субботу своих обычных дел.
«Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святой день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, - то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли...» (Книга пророка Исаии 58:13,14).
Господь, сотворивший нас, знает, что нам нужен физический и умственный отдых, а также восстановление духовных сил. Я благодарен Ему за то, что Он предлагает нам в четвертой заповеди остановить всю нашу обычную работу и занятия на двадцать четыре субботних часа. Иногда люди не могут решить, что следует рассматривать как работу, а что нет. По моему наблюдению, дискуссии на эту тему заканчиваются безрезультатно, а решение очень простое. Бог дает нам пример.
«Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Бытие 2:1-3).
От какой работы почил Бог? От работы сотворения мира. Но позвольте мне задать вам вопрос: прекращает ли Бог заботиться о Своем творении в субботу? Конечно нет! Отдыхал ли Жизнедатель в первую субботу по завершении творения, потому что Он устал? Нет. Он покоился, чтобы дать нам субботу - день общения с Ним. Таким образом, в субботу мы должны воздерживаться от нашей повседневной работы, от нашей профессиональной и бытовой деятельности. Бог подарил нам субботний день как день радости, духовного возрождения. Все дела, которые необходимы для нашей жизнедеятельности, мы можем делать в субботу. Но все, что может быть отложено и сделано до или после святого дня, мы должны сделать заранее или перенести. Заготовка продуктов, уборка, стирка и другие наши дела должны остаться за пределами святой субботы. При этом мы не должны уподобляться тем, кто формально боится не соблюсти субботу. Главное, что, пытаясь соблюсти Закон, нельзя удерживать себя в субботу от исполнения Божьей воли, от служения другим людям.
В соблюдении субботы я обрел огромный внутренний покой благодаря сосредоточенности на моих отношениях с Богом и с другими людьми. Иными словами, я стараюсь посвятить субботу общению с Богом и служению людям. Я не сажусь на целый день в кресло и не забираюсь в постель. Я стараюсь сосредоточиться на помощи другим.
Вы можете спросить: «Как Вы это делаете практически?» Вот несколько предложений: вечер пятницы, который, согласно Священному Писанию, открывает субботу с заходом солнца, - хорошее время для проведения семейного богослужения, чтения Библии и спокойного общения. Субботнее утро начните с молитвы и посвящения себя Богу, затем сходите в церковь на богослужение. Важно провести время в поклонении Богу в священном собрании. Как говорит Библия: «Шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших» (Левит 23:3).
«И в седьмой день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте» (Числа 28:25).
Но не ходите в церковь, ожидая, что все будут служить Вашим нуждам. Сами будьте благословением для тех, кто вас окружает. Для меня важно, что я хожу в церковь не только чтобы получать благословение, но и чтобы самому быть благословением для других.
Суббота - это время, которое вы можете провести с вашей семьей. Статистика показывает, что обычно родители проводят со своими детьми лишь несколько минут в день. Суббота - великолепное время для прогулки всей семьей на природе. Посмотрите вокруг, найдите время насладиться свежим воздухом и красотой Божьего творения.
Мне повезло, что меня воспитывали родители, которые научили меня истине о Божьем седьмом дне - субботе. Некоторые из моих самых любимых воспоминаний детства связаны со временем, которое моя семья проводила вместе в святую Божью субботу.
Конечно же, суббота - чудесная возможность для личной молитвы и изучения Слова Божьего.
Разговор с людьми о Боге - еще один хороший способ проведения времени в субботу. Помните, что главное в субботе не мы сами. Главное – это наши отношения с Богом. Писание говорит, что Иисус проводил большую часть субботы, исцеляя больных и служа людям. И я верю, что много-много людей, для которых кто-то не пожалел времени и сил и познакомил их с Иисусом через книги и личную беседу, окажутся на небесах. Чем ближе мы к Иисусу, тем больше мы будем желать поделиться этой радостью с другими.
Не удивительно, что дьявол хочет, чтобы христиане забыли заповедь о субботе - единственную из десяти, которую Бог особенно просил нас помнить. Если мы пренебрегаем четвертой заповедью, это отводит наш взор от истинного Бога, Который может дать нам победу над грехом и, таким образом, нанести поражение дьяволу. Пытаясь перенести установленную Богом субботу с седьмого дня недели на воскресенье, первый день недели, сатана забирает из нашего сознания Божью «печать», Его авторитет над землей. Соблюдая ложную субботу, мы тем самым отдаем сатане почести, которые он так желал с тех пор, как на небе зародился грех. Действительно ли для Бога этот вопрос важен? Важен ли для Него на самом деле день поклонения? В 1 Послании Иоанна мы читаем: «Кто говорит: "я познал Его" (Иисуса), но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины»
(1 Послание Иоанна 2:4). Слово, переведенное как «заповеди», на языке оригинала отсылает нас к наставлениям или законам, которым учил и по которым жил Иисус и, конечно же, включает в себя Десять Заповедей. Библия дает несколько примеров отвержения Богом тех, кто не стал следовать Его заповедям. Вот некоторые из них.
Сыновья Адама, Каин и Авель, оба принесли жертву Богу. Авель принес ягненка, как повелел Бог. А Каин, по своему решению, принес плоды земли. Он не стал следовать Божьим наставлениям. Бог принял приношение Авеля, приношение же Каина отверг (читайте книгу Бытие 4:3-5).
Так же и Оза простер свою руку, чтобы поддержать ковчег, хотя знал, что Бог повелел, никому к нему не прикасаться. Он, наверное, думал, что для Бога не так уж важно, исполняют люди Его повеления или нет. Оза заплатил жизнью за свою самонадеянность (1 Книга Царств 6:6,7). Если Бог что-то повелевает, для этого есть серьезные причины! Когда израильтяне возроптали от жажды в пустыне, Бог сказал Моисею дать повеление скале, и вода свободно побежала бы к людям и животным. Но Моисей был так огорчен жалобами народа, что, не послушав Бога и не явив народу славу Его, в гневе дважды ударил по скале. Вода полилась, но Моисей не выполнил указание Божье и вынужден был заплатить за свой грех тем, что не получил возможность войти в землю обетованную (Числа 20:7-12).
Кажется, такой пустяк - удар по скале вместо повеления ей. Но в действительности дело было не в том, ударит ли Моисей в скалу или повелит ей, а в том, послушается он Бога или нет. Суть именно в этом.
Вопрос не в дне. Это вопрос послушания: будем ли мы повиноваться Богу или нет?
Как произошла подмена дней? Почему христианский мир установил воскресенье вместо Божьего седьмого дня - субботы?
Апостол Павел предупреждал руководителей христианской церкви в Ефесе о том, что в церковь проникнут ереси: «Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деяния святых Апостолов 20:29,30).
Церковная история свидетельствует, что, к сожалению, так и произошло. Апостол Павел писал Фессалоникийской церкви, что возникнет дух ненависти и противления Закону Божьему, и, фактически, это происходило уже при нем (2 Послание к Фессалоникийцам 2:3-7). Заповедь о субботе была единственной из Божьего Закона, которая пострадала во времена ранней церкви и в течение последующих веков. Хотя некоторые христиане остались верными соблюдению четвертой заповеди, большинство же постепенно отступило от библейского седьмого дня - субботы в пользу первого дня недели - воскресенья. Чем они руководствовались? На решение церкви изменить день поклонения повлияли особенно два фактора.
Первым из них были сильные споры о том, нужно ли требовать от христиан, обращенных из язычества, соблюдения ритуалов и церемоний иудаизма. Известно, что христианство возникло в Иудее в начале I века н.э. и первые христиане были евреями. Некоторые из них продолжали соблюдать установления Ветхого Завета, которым были научены. Именно эта группа в церкви требовала, чтобы обращенные из язычества также следовали церемониальным установлениям Ветхого Завета. В то же время другая группа христиан настаивала, что это не обязательно. И конечно же, это не было обязательным, поскольку целью ветхозаветного служения было указывать на грядущего Спасителя. Пришествие же Иисуса Христа в наш мир, Его жизнь и смерть на голгофском кресте упразднили ветхозаветное служение.
В конце концов церковь приняла решение в пользу свободы язычников. При этом все, что было связано с иудаизмом, стало восприниматься с подозрением. А так как иудеи соблюдали седьмой день, субботу, некоторые христиане стали рассматривать этот день как специфически иудейский, что противоречило библейской заповеди.
Вторым фактором, отклонившим раннюю церковь от соблюдения заповеди о субботнем дне, было желание привлечь в церковь язычников. По мере обращения в христианство, язычники приносили с собой некоторые из своих прошлых верований. Множество языческих религий того времени в первый день недели чтили солнце в качестве бога. Фактически именно так и называется этот день у многих народов - День солнца! Руководители церкви решили, что завоевать язычников для церкви будет легче, если им позволить поклоняться в тот день, который они привыкли почитать.
Таким образом, желание избежать отождествления с евреями, а также желание сделать христианство более привлекательным для язычников привело к тому, что первый день недели, как день поклонения Богу, обретал все большую популярность. Воскресение Иисуса Христа в первый день недели также было использовано как повод для этого.
Таковы некоторые факторы из истории ранней церкви, которые способствовали росту популярности воскресенья и отказу от субботы. Ранняя христианская церковь, которая стала основой той организации, какую мы сегодня знаем как Римскую католическую церковь, получала все большую значимость и власть. Она объединилась с Римским государством. Под влиянием церкви римский император Константин в 321 году н.э. издал первый закон, требовавший от людей в воскресенье прекращать работу и поклоняться Богу.
Бог предвидел, что замена дня поклонения произойдет внутри церкви. Через пророка Даниила Библия предсказывает, что религиозная власть фактически задумает изменить Закон Божий. Это пророчество было записано за несколько столетий до рождения Иисуса Христа.
Давайте посмотрим на это предсказание и постараемся понять, как произошла эта замена. Рассказывая о той силе, которая предстала перед ним в ночном видении, пророк Даниил говорит: «И против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени» (Книга пророка Даниила 7:25). Заметьте, что сила, о которой говорит Даниил, пойдет против Бога, против «Всевышнего» и попытается отменить Его «праздничные времена и закон». Это одно из обвинений, предъявленных Богом этой силе: она виновна в богохульстве, преследовании святых и отмене «праздничных времен и закона». Человеческие власти имеют право отменять обычаи и законы, установленные человеком. Но именно Божь праздничные времена и закон попыталась изменить эта сила.
А сейчас давайте посмотрим, какая заповедь Бога связана с фактором времени. Лишь одна из них относится ко времени - это четвертая заповедь, устанавливающая седьмой день недели как святую Божью субботу. Даниил говорит, что представшая перед ним в ночном видении сила пыталась изменить праздничные времена и закон. Есть ли сегодня на земле какая-либо религиозная сила, которая заявляет о том, что изменила субботний день Господень? Да, есть. Давайте рассмотрим некоторые высказывания, принадлежащие Католической церкви:
«Католическая церковь более чем за тысячу лет до появления протестантского направления, по праву ее Божественной милости, изменила день поклонения с субботы на воскресенье…» (Христианская суббота, второе издание, Католическое зеркало, Балтимор, 1893).
«Вопрос: Какой день является субботой?
Ответ: Субботним днем является сегодняшняя суббота.
Вопрос: Почему мы соблюдаем воскресенье вместо субботы?
Ответ: Мы соблюдаем воскресенье вместо субботы, потому что Католическая церковь перенесла торжественность с субботы на воскресенье» (Питер Гайерман, Катехизис Католической церкви для новообращенных, Сент Луис, 1957).
«Вопрос: Есть ли другой способ доказательства, что у церкви есть власть устанавливать праздники?
Ответ: Если бы у нее не было такой власти, она бы не смогла сделать то, в чем с ней согласны все современные религиозные деятели; она не смогла бы изменить соблюдение субботы - седьмого дня недели на соблюдение воскресенья — первого дня недели» (Стивен Кинан, Доктринальный катехизис, Нью-Йорк, 1876).
«Вы можете прочесть Библию от книги Бытие до книги Откровение, но вы не найдете ни единой строчки, подтверждающей святость воскресенья. Писания подчеркивают религиозное соблюдение субботы - дня, который мы никогда не святим» (Кардинал Гиббонс, Вера наших отцов, стр.111).
«Да, Католическая церковь заявляет, что замена дня поклонения с субботы на воскресенье было ее постановлением… И это постановление является знаком ее духовной власти» (Письмо Х.Ф.Томаса, канцлера кардинала Гиббонса).
Пожалуйста, не забывайте, что вышесказанное - не мои утверждения. Это цитаты из публикаций и речей официальных представителей Католической церкви. В них без колебаний утверждается, что изменение Божьей заповеди о субботе было произведено властью Римской католической церкви. Пожалуйста, поймите меня правильно. Здесь не обвиняются отдельные люди. Здесь речь идет о религиозных учреждениях и системах. У Бога есть верные последователи в каждой церкви и в каждой конфессии, включая Римскую католическую церковь. Но если Слово Божье говорит, что возникнет религиозная сила, которая попытается изменить Божественный Закон и если Католическая церковь ясно и открыто утверждает, что она произвела такую перемену, те, кто хочет остаться верными Богу, должны признать то, что очевидно. И вновь повторяю: речь идет не о двух днях - речь идет о преданности Богу. Каждому необходимо принять решение, будет ли он верен тому, что говорит Бог или он предпочтет отвернутся от Его заповедей и пойти другим путем.
Давайте вновь посмотрим на стих из книги Даниила, в котором пророк предсказывает, что восстанет сила, которая изменит Божий Закон. Даниил говорит, что эта сила «возмечтает отменить у них праздничные времена и закон» (Книга пророка Даниила 7:25). Интересно, что Библия сказала об этом именно так. Может ли какая-либо церковь или учреждение изменить Божью заповедь, если Сам Бог не изменил ее? Конечно, нет. Мы можем пытаться изменить Закон Божий. Мы можем «возмечтать», что мы изменили Закон Божий. Мы можем заявить о том, что мы изменили Закон Божий. И даже можем заставить людей следовать за нами в неповиновении Закону Божьему. Но на самом деле мы не можем изменить ни одну из Божьих Заповедей. Не так ли? Католическая церковь признает, что нет ни одного библейского основания, ни одного текста где-либо в Священном Писании, подтверждающего богопоклонение в воскресенье. Но, тем не менее, она утверждает, что произвела эту замену.
Кто-то может спросить: «Не слишком ли много разговоров вокруг этого вопроса? Почему он так важен?»
Как мы уже сказали, это важно, потому что вопрос в действительности в том, кому мы будем служить. Будем ли мы верны Богу и будем ли повиноваться Ему? Или станем поклоняться другой силе? Это вопрос доверия и послушания Господу. Иисус сказал: «Тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Евангелие от Марка 7:7).
Есть еще один важный момент. Библия показывает: чем больше мы приближаемся к концу земной истории, тем более важным становится вопрос нашего доверия и преданности Богу. В 14 главе книги Откровение описана последняя весть от Бога людям, которая распространяется тремя Ангелами, летящими по небу. Три ангела это символы. В этих символах представлена Божья весть для последнего времени распространяемая по всему миру. Давайте кратко рассмотрим эту весть, которую Бог посылает нам, живущим сейчас, в конце времён, перед пришествием Иисуса Христа.
Первый ангел говорит: «убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод» (Откровение 14:7).
Четвёртая заповедь говорит нам, что особый день, который Бог отделил для поклонения Ему это седьмой день недели, его святой субботний день. (Исх. 20:8-11).
Весть второго ангела гласит: «пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы» (Откр. 14:8).
Вавилон это описанное в Ветхом Завете языческое государство, которое напало на Израиль и захватило его в плен. Вавилон был государством, которое пыталось уничтожить поклонение истинному Богу небес. И заменить его на поклонение своим языческим богам. Вавилон стал библейским символом всех сил, которые противостоят Божьему народу, особенно в последнее время. Поэтому, когда второй Ангел говорит, что Вавилон пал, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы, - это способ выражения мысли о том, что силы, борющиеся против Бога в последние времена, попытаются заставить всех быть верными им самим, а не Богу. Это представлено как блуд, или прелюбодеяние.
Неповиновение Богу описано в Библии как духовное прелюбодеяние. Вновь мы приходим к вопросу верности.
И, наконец, третий Ангел объявляет: «Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем» (Откровение 14:9,10).
Эти несколько слов являются самым настоятельным и тревожным предупреждением, которое Бог когда-либо давал в Библии. Он предупреждает нас об опасности поклонения силе, противостоящей Ему, и предостерегает нас от того, чтобы мы не принимали ее начертание. Кто или что является этой силой и каково ее начертание?
«Зверь», о котором нас предостерегает Бог, - это сила, описанная в книге Откровение. Это сила, противостоящая Божьему Закону и требующая верности ей вместо верности Богу. В книге Откровение мы читаем: «И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» (Откровение 13:8). В 14 главе, 12 стихе, напротив, говорится: «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откровение 14:12). Таким образом, с одной стороны - маленькая группа людей, которые остались верны Богу и Его закону, а с другой - большинство этого мира, выражающее преданность силе, которая ставит себя на место Бога.
Что является начертанием, или знаком власти этой силы? Когда мы читали выдержки из источников, изданных Католической церковью, мы видели, что эта церковь свое решение перенести день поклонения с субботы на воскресенье прямо называет «знаком» своей власти.
Мир сегодня находится у решающего поворота. Я уверен, что Христианская телерадиовещательная сеть «Три Ангела» создана и призвана Богом, чтобы участвовать в разоблачении сатанинской лжи, которую тот пытается навязать всему миру. Он обманывает людей и религиозные организации с целью заменить Божью истинную субботу на первый день недели - воскресенье. Как мы уже говорили ранее, это не просто вопрос дня поклонения. Вопрос в том, предпочитаю ли я сохранять верность человеческим установлениям, игнорируя установления Божьи. Надеюсь, что эта маленькая книга, которую вы читаете, приводит убедительные доказательства того, что поклонение в воскресенье основано на человеческой традиции. Она была установлена в четвертом веке после рождества Христова Католической церковью. Ранее мы видели, что система папства подходит под описание зверя, или силы, представленной в 7 главе книги Даниила ив 13 и 14 главах книги Откровение, - силы, которая попытается изменить Божий Закон. Заметьте, что несколько раз книга Откровение ясно определяет соблюдение Божьих заповедей как отличительную черту Божьего народа в последние дни истории (Откровение 12:17; 14:12). Большая часть информации на эту тему, представленной в настоящей книге, не является чем-то новым. Она известна миру со времен Мартина Лютера.
Но, возможно, не так хорошо известно значение библейского термина «образ» этой силы (или зверя). Книга Откровение говорит об «образе» (Откровение 14:9) этой силы и предостерегает нас от поклонения также и ему. Позвольте мне объяснить, что значит «образ».
Когда я смотрю в зеркало, то вижу свое отражение. Мой образ - это не я, это копия, которая полностью меня отражает. Причем, образ в зеркале находится под моим контролем и руководством; он ничего не делает самостоятельно. То же самое с образом зверя, упомянутым в книге Откровение, 14 главе, 9 стихе. Образ - это копия самого зверя, которая находится под его контролем. Когда эта сила пытается изменить седьмой день, субботу Господню, как предсказал Даниил: «и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени» (Книга пророка Даниила 7:25), образ зверя автоматически делает тоже самое.
Мы читали заявления Римской католической церкви, открыто говорящей о своем праве изменить Божий Закон и субботу. Протестантские церкви, как это явствует из самого слова «протестанты», протестуют против ошибок, допущенных Католической церковью. Но так как многие протестантские и другие церкви, следуя католической традиции, соблюдают воскресенье как день поклонения, они стали образом той же силы, которая изменила субботу на воскресенье.
Бог говорит, что те, кто получат образ или начертание силы зверя «будут пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его» (Откровение 14:10).
Это очень серьезное предостережение. Ясно, что большинство людей не хотели бы следовать силе зверя или ее образу, или получить его начертание. Мы хотим быть среди тех, кто описан в 14 главе книги Откровение как верно соблюдающие заповеди Божьи. Один из самых последних стихов Библии вновь делает особый акцент на важности оставаться верным Богу, несмотря на все давление, которое сатана может оказать на нас: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откровение 22:14).
Вы можете спросить: «А сейчас кто-нибудь уже получил начертание зверя? Может быть, оно у меня уже есть? Не поздно ли мне принимать решение?»
Ответ: «Нет». Сегодня начертания зверя нет ни у кого. Но когда события вплотную подойдут к концу истории земли, каждому человеку придется принимать сознательное решение, следовать ли за зверем в соблюдении воскресенья в противовес Божией субботе или следовать Божьему Закону. Великое противостояние между Христом и сатаной началось более 6 000 лет назад. Эта борьба длится и сегодня. Борьба за наши души - кто будет их господином? Проведем ли мы вечность со Христом или будем навечно потеряны?
Чем ближе мы к пришествию Христа и концу этого мира, тем более важным становится вопрос нашей верности Богу и послушания Ему. Станем ли мы повиноваться Его заповеди, соблюдая субботу, или примем начертание силы, которая своей волей заменяет волю Божью? Итак, с одной стороны, есть сила, заставляющая людей быть верными ей, пренебрегая Божьим Законом. С другой стороны, существуют те, кто настаивает на сохранении верности Богу и соблюдении Его заповедей, включая четвертую. Поэтому вопрос субботы так важен. И он станет еще важнее, чем ближе мы будем к концу времени.
Вновь я хочу сделать акцент на том, что мы не сомневаемся в искренности христиан, поклоняющихся Богу в воскресенье. Мы говорим о церковных организациях и тех позициях, которые они занимают. Важным является то, что Слово Божье говорит о сложившейся в христианском мире ситуации и ее дальнейшем развитии. Мы верим, что внимательное рассмотрение пророчеств книги Даниила и книги Откровение показывает, что силы, противопоставляющие себя Богу, в последние дни попытаются разделаться со святой Божьей субботой и заставить всех признать авторитет первого дня недели. От первой до последней страницы Библии вы не найдете ни одного текста, где Священное Писание разрешало бы изменить Божий день - субботу на другой день недели. Последняя книга Библии Откровение предсказывает, что вопрос о субботе станет важной проверкой для каждого верующего человека. А вопрос будет прост: «Повинуемся ли мы Богу?»
Те короткие семьдесят или восемьдесят лет, которые человек проводит на планете Земля - лишь испытательный срок, в течение которого он выбирает, где провести вечность. Господь сотворил нас со свободной волей. Мы можем выбирать и самостоятельно принимать решение. Мы можем молить Бога о прощении наших грехов и служить Ему. Или же тем, как мы живем, служить дьяволу. Третьего не дано.
Кто-то может спросить: «А как же моя мама? Она была верующим человеком, но никогда не соблюдала седьмой день - субботу. Она погибнет?»
Можете быть уверены: никто не погибнет по неведению. Бог спрашивает с нас только за то, о чем у нас была возможность узнать и что мы были способны понять. Библия говорит: «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Послание Иакова 4:17). Помните библейское определение греха: «Грех есть беззаконие» (1 Послание Иоанна 3:4)? Намеренное неповиновение Божьему закону - это грех. Помните, что дело не в дне поклонения, а в верности Богу. Речь идет о любви и послушании Богу, которые максимально возможны с нашей стороны. Это единственное, что мы можем сделать. Но при этом мы должны понимать, что повинуемся Богу не для того, чтобы заработать путь на небеса. Это был бы эгоистичный побудительный мотив, который чужд истинно верующим людям. Мы спасены милостью Божьей, а не соблюдением четвертой заповеди или каким-то другим способом выражения нашего послушания Богу. Мы послушны Ему, потому что любим Его. Иисус сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Евангелие от Иоанна 14:15).
Нет, ваша мама не будет потеряна из-за того, что не повиновалась чему-то, чего не понимала. Когда мы делаем ошибки по причине незнания, Бог защищает и покрывает нас Своей любовью и Своею кровью, пролитой за нас на Голгофе. Мы можем погибнуть лишь тогда, когда сознательно выбираем в нашей жизни богоотступнический путь.
Согласно Священному Писанию, наш мир стремительно приближается к концу. Скоро Господь придет на землю и очистит нашу планету от зла и его последствий. Сатана знает, что ему осталось мало времени, и «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Послание Петра 5:8). Он постоянно ведет войну против верных людей Божьих. Его цель - завоевать преданность, по возможности, каждого человека.
Сегодня в Америке развивается религиозное движение за официальное установление воскресенья как дня поклонения Богу.
На первый взгляд, идея кажется неплохой. «В конце концов, - говорят многие христиане, - посмотрите на беспорядок, зло и насилие, которые царят в обществе. Если бы все по воскресеньям стали ходить в церковь согласно закону государства, тогда нравственность общества возросла бы». Многие религиозные руководители побуждают верующих баллотироваться на государственных выборах, чтобы иметь возможность влиять на законотворчество и политику. Их побуждения могут быть благими, но здесь таится огромная опасность. Есть такое высказывание: «Человек, которого убедили против его воли, придерживается своего прежнего мнения». Можно ввести какие угодно государственные законы, но это не решит проблему греха в человеческом сердце. Только Иисусу это под силу!
Многие религиозные руководители желают хорошего. Я, конечно же, не могу осуждать их добрые намерения. Но религию нельзя навязывать людям, принимая законы, созданные для насильственного введения нравственных ценностей. Это уже известно из истории. Мы знаем, что случилось во времена мрачного средневековья. Миллионы людей были убиты из-за того, что церковь объединилась с государством и насильно ввела религиозные законы.
Этот вопрос возникал не только в прошлом. В наши дни есть руководители, которые продолжают настаивать на объединении церкви и государства. Чарльз Малик, один из президентов Генеральной ассамблеи ООН и приглашенный лектор Гарварда, сказал: «Единственная надежда для западного мира - находиться в союзе с Римской католической церковью - самой распространенной, влиятельной, объединяющей организацией в Европе, а также с Восточной церковью. Рим должен объединиться с Восточной церковью, потому что она контролирует западное средиземноморье (восточное побережье Средиземного моря), и, если они не утвердят этот контроль, по Европе пойдет Ислам. Ислам политичен. Единственная надежда западного мира - в объединении Европы под руководством Папы. Тогда все христиане протестантских вероисповеданий по всему миру должны будут подчиниться Папе, и у нас будет объединенный христианский мир». Сатана почти добился своего. Для него нет разницы, он может использовать как церковного руководителя, так и светского. Ему это очень хорошо удавалось на протяжении веков, когда он смог соединить церковь с государством. То же самое он пытается осуществить и в наши дни. Будут приводиться следующие обоснования для оправдания закона о соблюдении воскресного дня: нравственность общества катастрофически падает, особенно среди молодежи; мы знаем, что Бог отнимает благословения от народа Соединенных Штатов из-за нашего непослушания Ему; люди полагают, что мы, как нация, должны сделать что-то решительное, чтобы показать Богу, что мы все еще верим во Христа; если мы примем государственный закон о воскресенье, то наш народ вновь станет приглашать Святого Духа влиять на наше правительство, и мы вновь станем более духовным народом.
Принятие подобного государственного закона может быть приведено в движение многими факторами. Например, терактами, природными катастрофами и другими страшными событиями. Посмотрите, как люди отреагировали на теракт, приведший к разрушению зданий Всемирного торгового центра в Нью-Йорке: они запаниковали, произошел скачок цен на нефть, и в тот же час по всей стране были проведены молитвенные собрания и прозвучали призывы к нации вернуться к Богу. Принятие закона о воскресном дне будет лишь развитием этого сценария.
И позвольте сказать вам, что мы пока еще не видели тяжелых времен. Если церковь и государство начнут диктовать людям через законодательство, в какой день они должны поклоняться Богу, вот тогда мы станем свидетелями времен тяжких, каких доселе не бывало. И когда Соединенные Штаты примут государственный закон о воскресном дне, запрещая заниматься в воскресенье обычными делами, вот тогда Бог заберет от нас Святого Духа. Почему? Потому что вместо проявления преданности Богу через поклонение Ему в Его святой день, мы перейдем на сторону сатаны, соблюдая первый день недели.
В России воскресенье как день поклонения Богу почиталось фактически с 988 года, со времени крещения Руси. Однако во все века были люди, которые, вопреки мнению большинства и давлению на них официальной церкви, продолжали почитать святую субботу, соблюдая четвертую заповедь Закона Божьего. В качестве яркого примера можно вспомнить движение субботствующих. Это движение началось в 1470 году. Центром его были Псков и Новгород. Со временем оно стало распространяться и в Москве. Изучая Священное Писание, многие образованные люди того времени признали важность закона Божьего, включая четвертую заповедь. В числе таких людей были Федор Васильевич Курицын - главный посольский дьяк (в современном понимании - министр иностранных дел) и даже сам царь Иван III исповедовал эти идеи*. Люди, любящие Господа и понимающие важность Его Закона, были во все века и во всех странах мира. Вот пример из средневековья. Дело происходило в 1568 году в Толедо (Испания). По доносу соседей была схвачена Эльвира дель Кампо. Она предстала перед судом инквизиции по обвинению в том, что, хотя и была доброй христианкой, но не почитала воскресенье и «надевала чистое белье по субботам». В ходе допроса, под пыткой, несчастная призналась в том, что действительно так поступала. На следствии выяснилось, что эта женщина ничего не знала о еврейских обрядах и традициях и почитала субботний день лишь на основании Божьего Закона*.
Как в древности, так и сегодня Божьи люди почитают святой субботний день, несмотря на угрозы, давление и запрет. Хочу повторить: речь идет не о дне - речь о том, кому человек выбирает служить.
Если вы будете внимательно следить за тем, как развиваются события сегодня, вы увидите, что папство напрямую издает религиозные законы, приближающие официальное установление воскресного дня как дня богопоклонения. Многие протестанты образуют религиозные союзы, которые пытаются в этом же направлении повлиять на политических лидеров. Все эти силы сатана использует в попытке установить свой порядок в правительствах.
При этом протестанты, непреднамеренно выполняющие повеления зверя, становятся образом этой силы. Давайте еще раз прочтем: «И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его» (Откровение 14:9,10).
Вопрос: «Каким образом человек может поклониться зверю и его образу?»
Ответ: «Сознательно игнорируя Божьи заповеди, включая четвертую, и соблюдая ложную субботу вместо седьмого дня».
Сейчас вы, наверное, спрашиваете, почему я так уверен, что до пришествия Иисуса Христа правительством Соединенных Штатов будет принят государственный закон о воскресном дне, которому последуют и другие страны мира. Давайте прочтем: «И дивилась вся земля, следя за зверем» (Откровение 13:3). Это такая сила, чьему авторитету последует весь мир, каждый народ. Есть ли что-то, в признании чего весь мир достаточно един, чтобы последовать такой силе? Объездив большую часть света, я считаю, что священность воскресенья и отдых от работы в этот день - это одна из немногих вещей, с которой могла бы согласиться большая часть мира.
Давайте прочтем: «Никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме тех, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откровение 13:17). Если это предсказание, касающееся ограничения в сфере купли-продажи, правдиво, то должен быть некий признак, согласно которому общество будет определять, кто может покупать и продавать. Предположим, что будет принят некий закон, запрещающий людям работать, покупать и продавать в воскресенье. Что случится, если человек не подчинится этому закону, а напротив, будет поклоняться Богу в седьмой день, субботу? Что, если его магазин будет работать как обычно, в воскресенье, и закрыт в субботу, несмотря на закон? Скорее всего этот человек лишится права заниматься своим бизнесом. Да, придание святости воскресному дню легко могло бы стать начертанием, о котором говорится в 13, 14 главах книги Откровение. Помните, мы читали в Библии, что начертание будет чем-то настолько важным, что весь мир будет знать о нем? Закон о воскресном дне вполне подходит под эту категорию. Принятие этого закона, запрещающего работать, покупать и продавать в определенный день, может оказаться тем, через что человеку будет навязано начертание зверя. Я уверен, что это время, предсказанное в слове Божьем, стремительно приближается.
Сам Бог написал четвертую заповедь на каменных скрижалях, повелевая нам соблюдать святой день субботу. В книге пророка Исаии Бог говорит нам, что суббота будет нашей радостью на протяжении всей вечности на небесах: «Тогда из месяца в месяц, и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Мое на поклонение, говорит Господь» (Книга пророка Исаии 66:23).
У меня к вам вопрос: почему бы христианину, готовясь к вечности, не начать воздавать Богу славу соблюдением Его субботы прямо сейчас? Ведь христиане не считают, что сейчас или в вечности они могут пренебрегать остальными девятью заповедями. Практически все христианские церкви учат, что, если мы убьем, украдем, совершим прелюбодеяние, мы можем погибнуть, если не раскаемся и не исповедуем эти грехи и, по милости Божьей, не перестанем их совершать.
В этой книге мы с вами рассмотрели те доводы, которые люди приводят в оправдание нарушения четвертой заповеди Закона Божьего. Но можете ли вы представить себе использование тех же самых аргументов для оправдания убийства, кражи или прелюбодеяния? Многие пытаются утверждать, что соблюдение Божьей четвертой заповеди стало неважным. Осмелится ли такой человек сказать: «Убивать людей можно, потому что это не очень важная Божья заповедь»? Конечно, нет! Мы все согласны, что убивать нельзя. Мы все согласны, что красть нельзя. Мы все согласны, что нельзя совершать прелюбодеяние. Могут ли остальные заповеди Закона Божьего быть менее важными? Мы видим, что дьявол обманывает все человечество, что он сейчас как бы «дирижирует» миром, добиваясь верности себе в вопросе соблюдения первого дня недели как начертания (или знака) повиновения Ему.
В заключение разрешите задать вам такой вопрос: что есть истина? Можно ли определить ее голосованием, мнением большинства? К сожалению, многое мы определяем, следуя большинству. Но с истиной так поступать нельзя. Правильное - правильно, даже если все неправы. А неверное - неверно, даже если все считают это верным. В духовных вопросах истиной является то, что через Священное Писание Бог называет истиной. Это не то, что мы считаем истиной. Это не то, что мы хотим видеть как истину. Это не то, что большинство людей согласилось считать истиной. Истиной является то, что говорит Бог!
Важен ли вопрос о Божьем седьмом дне - субботе? Нет, если речь идет лишь о противопоставлении двух дней - субботы и воскресенья. Но если речь идет о противопоставлении Христа и нашего «я», о противопоставлении воли Божьей и воли человеческой, тогда этот вопрос важен. Если речь идет о верности человека Богу или силе, противостоящей Ему, тогда это важный вопрос. Не так ли? Иисус говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Евангелие от Иоанна 14:15). Тут дело уже не в том или ином дне. Тут дело в любви и преданности. Иисус выразил нам Свою волю относительно субботы. Достаточно ли мы любим Его, чтобы послушаться? Я молюсь о том, чтобы каждый из нас оказался среди тех, кто соблюдает Его заповеди, «чтобы иметь право на древо жизни и войти в город воротами» (Откровение 22:14).