Джон МакАртур

Комментарии учебной Библии МакАртура на 1-е послание Фессалоникийцам

Оглавление

Введение

1 глава

2 глава

3 глава

4 глава

5 глава

Введение

Название

В оригинале на греческом языке 1‑е Послание к Фессалоникийцам называется буквально «Фессалоникийцам». Оно было первым каноническим посланием Апостола Павла, отправленным в церковь в Фессалонике (ср. 1:1).

Автор и время написания

Апостол Павел дважды называет себя автором данного послания (1:1; 2:18). В приветствии упоминаются также (1:1) Силуан (Сила) и Тимофей (3:2, 6), сопровождавшие Павла в его втором миссионерском путешествии, когда и была основана эта церковь (Деян. 17:1‑9). Хотя Павел был единственным автором, большинство местоимений первого лица, множественного числа (мы, нас, наши), относятся ко всем троим. Однако во время возвращения Тимофея в Фессалонику, Павел говорит только о себе и Силуане (3:1, 2, 6). Павел обычно говорит о себе во множественном числе, потому что его товарищи целиком поддерживали содержание послания.

Авторство Павла стало подвергаться сомнению лишь в последнее время. Попытки критиков подорвать веру в авторство Павла провалились в свете полноты свидетельств, говорящих в его пользу: 1) прямых указаний на авторство Павла (1:1; 2:18); 2) полного соответствия послания событиям, описанным в Деян. 16‑18; 3) множества деталей, касающихся лично Павла и 4) множество исторических подтверждений раннего периода, начиная с канона Марциона (140 г. по Р.Х.).

Первое из двух посланий Павла, отправленных из Коринфа в Фессалонику, датируется 51 г. по Р.Х. Эта дата получила археологическое подтверждение надписью в храме Аполлоса в Дельфах неподалеку от Коринфа, где указывается время проконсульства Галлиона в провинции Ахаия в 51‑52 гг. по Р.Х. (Деян. 18:12‑17). Поскольку первое каноническое послание Павла церквам Галатии было написано ок. 49‑50 г. по Р.Х., то данное послание является вторым.

Исторический фон и предпосылки написания

Фессалоника (современные Салоники) расположена вблизи древнего поселения Терма на берегу залива Термикос, на севере Эгейского моря. Этот город стал столицей Македонии (ок. 168 г. до Р.Х.) и получил статус «свободного города», в котором существовало гражданское правление (Деян. 17:6) на территории Римской империи. Благодаря своему расположению на важной дороге с востока на запад, называемой «Виа Эгнация», Фессалоника была средоточием политической и торговой активности в Македонии и стала называться «матерью всей Македонии». Во времена Павла ее население достигло 200 тысяч человек.

Павел уже побывал в Фессалонике во время второго миссионерского путешествия, когда он преодолел 100 миль (160 км) от Филиппов, пройдя через Амфиполь в Аполлонию (50 г. по Р.Х.; Деян. 16:1–18:22). Как обычно, по прибытии он нашел синагогу и учил там местных Иудеев благой вести (Деян. 17:1, 2). Он беседовал с ними о местах из Ветхого Завета, касающихся смерти Христа и Его Воскресения и доказывал, что Иисус из Назарета действительно был обещанным Мессией (Деян. 17:2, 3). Сначала уверовали несколько иудеев, а вскоре обратились также несколько прозелитов и богатых женщин (Деян. 17:4). Среди этих уверовавших были Иасон (Деян. 17:5), Гаий (Деян. 19:29), Аристарх (Деян. 20:4) и Секунд (Деян. 20:4). Увидев их большое влияние, иудеи изгнали соратников Павла из города (Деян. 17:5‑9) и те отправились благовествовать на юг в Верию (Деян. 17:10). Как и в Фессалонике, после обращения многих к Богу, последовала враждебность иудеев и верующие отослали Павла. Он направился в Афины, а Силуан и Тимофей остались в Верии (Деян. 17:11‑14). Затем они воссоединились в Афинах (ср. Деян. 17:15, 16 с 1Фес. 3:1), откуда Тимофей был послан назад в Фессалонику (3:2). Очевидно, потом Сила отправился из Афин в Филиппы, а Павел – в Коринф (Деян. 18:51). После того, как Павел вновь встретился с Тимофеем и Силуаном в Коринфе (Деян. 18:5), он написал 1‑е Фессалоникийцам в ответ на рассказ Тимофея о делах в той церкви.

У Павла, несомненно, для написания этого послания было несколько причин, но главной из них была забота о своей пастве, с которой он был разделен. Павел хотел: 1) ободрить церковь (1:2‑10); 2) развеять некоторые заблуждения (2:1‑12), 3) утешить гонимых (2:13‑16), 4) выразить радость за их веру (2:17–3:13), 5) напомнить им о важности нравственной чистоты (4:1‑8), 6) осудить пороки поведения (4:9‑12), 7) исправить неправильное понимание будущих событий (4:13–5:11), 8) снять напряжение между отдельными членами (5:12‑15) и 9) призвать стадо к основам христианской жизни (5:16‑22).

Исторические и теологические темы

Оба послания к Фессалоникийцам относятся к «эсхатологическим посланиям». Однако, учитывая их содержание, лучше было бы отнести их к категории церковных посланий. В 1‑м Фессалоникийцам переплетаются пять важнейших тем: 1) апологетическая тема с историческим соотнесением между книгой Деяний и 1‑го к Фессалоникийцам, 2) церковная тема об образе здоровой растущей церкви, 3) пасторская тема о примере деятельности служителя, 4) эсхатологическая тема о будущих событиях как надежде Церкви и 5) миссионерская тема о благовестии и основании церквей.

Проблемы толкования

Наибольшие трудности при понимании данного послания связаны с местами эсхатологического характера: 1) грядущий гнев (1:10; 5:9), 2) возвращение Христа (2:19; 3:13; 4:15; 5:23), 3) Восхищение Церкви (4:13‑18) и 4) значение и время Дня Господня (5:1‑11).

План

I. Приветствие Павла (1:1)

II. Личные размышления Павла (1:2–3:13)

А. Благодарение за церковь (1:2‑10) Б. Напоминание для церкви (2:1‑16) В. Заботы церкви (2:17–3:13)

III. Практические наставления Павла (4:1–5:22)

А. О нравственной чистоте (4:1‑8) Б. О дисциплине в жизни (4:9‑12) В. О смерти и Восхищении (4:13‑18) Г. О святой жизни и Дне Господнем (5:1‑11) Д. Об отношениях в церкви (5:12‑15) Е. Об основах христианской жизни

IV. Благословение Павла (5:23, 24)

V. Прощальные замечания Павла (5:25‑28)

1 глава

1:1 Павел Биографические подробности о бывшем Савле из Тарса (Деян. 9:11) содержатся в Деян. 9:1‑30; 11:19–28:31; см. пояснение к Рим. 1:1. Автобиографические сведения см. 2Кор. 11:16–12:10; Гал. 1:11–2:21; Флп. 3:4‑6 и 1Тим. 1:12‑17. Силуан Сотрудник Павла во втором миссионерском путешествии (Деян. 15‑18), позднее секретарь Петра (1Пет. 5:12), называемый также Силой. Тимофей Любимый ученик Павла (Флп. 2:17‑23), участник второго и третьего миссионерских путешествий, был при Павле во время его заточения в Риме (Флп. 1:1; Кол. 1:1; Флм. 1). Позднее он служил в Ефесе и провел некоторое время в тюрьме (Евр. 13:23). Первое послание Павла Тимофею, служившему в церкви в Ефесе, содержало наставления о жизни церкви (ср. 1Тим. 3:15). Во втором послании Павел призвал Тимофея быть твердым и верно проповедовать слово, поскольку сам он ожидал скорую смерть и готовился передать свое служение Тимофею (2Тим. 4:1‑8).Бога Отца… и Господа Иисуса Христа Поскольку первые обращенные Павлом были из Иудеев, он совершенно ясно сказал, что эта церковь не есть иудейское собрание, а церковь, собранная во имя Иисуса, Сына Божия (Деян. 17:2, 3), Который есть Господь Бог и Мессия. Акцент на равенство между Богом и Иисусом Христом включен в приветствие каждого послания Павла (ср. 1Ин. 2:23).

1:2 молитвах наших Павел и его соратники часто молились за все стадо, и три такие молитвы даны в данном послании (1:2, 3; 3:11‑13; 5:23, 24).

1:3 дело веры Любимое словосочетание Павла: надежда вера и любовь (5:8; 1Кор. 13:13; Кол. 1:4, 5). Павел говорит здесь о том, что эти составляющие представляют собой основу служения (ср. ст. 9, 10).

1:4 избрание ваше Церковь часто называют словом «избранные» (ср. Рим. 8:33; Кол. 3:12; 2Тим. 2:10; Тит. 1:1). В спасении инициатива принадлежит не человеку, но Богу (ср. Ин. 1:13; Деян. 13:46‑48; Рим. 9:15, 16; 1Кор. 1:30; Кол. 1:13; 2Фес. 2:13; 1Пет. 1:1, 2; см. пояснения к Еф. 1:4, 5). Человеческая воля участвует в ответе на Божье побуждение, и Павел отмечает это, говоря, что фессалоникийцы приняли Слово (ст. 6) и отвернулись от идолов к Богу (ст. 9). Этими двумя ответами являются вера и покаяние, к чему неоднократно призывает Бог грешников через Писание (например, Деян. 20:21).

1:5 наше благовествование Павел называет свое послание «нашим благовествованием», потому что оно было дано ему и другим грешникам для веры, ему еще и для проповеди. Он знал, что оно не от него, а от Всевышнего Автора, поэтому он также называет его «благовестием Божиим» (2:2, 9; Рим. 1:1). Поскольку спасение стало возможным благодаря Господу Иисусу, он также называет его «благовествованием Христовым» (3:2). в слове только Оно должно было прийти в слове (ср. Рим. 10:13‑17) и не только в слове, но и в силе Святого Духа (ср. 1Кор. 2:4, 5) и в свершении (ср. Ис. 55:11). каковы Благовествование подтверждалось жизнью проповедников. Примерная жизнь Павла была раскрытой книгой для всех, утверждая доверие к силе и благодати Божьей в деле искупления со стороны грешников (см. пояснение к 2Кор. 1:12).

1:6 подражателями Фессалоникийцы стали третьим поколением в подражании Богу. Первым был Христос, вторым – Павел, третьим – Фессалоникийцы (1Кор. 4:16; 11:1). радостью Духа Святого Ср. Рим. 14:17. Радость посреди страданий свидетельствовала о реальности их спасения, которое включало исполнение Духом Святым (1Кор. 3:16; 6:19).

1:7 образцом Переведенное так с греч. слово означало печать или штамп для чеканки монет. Павел хотел, чтобы Фессалоникийцы были образцовыми верующими, оставляющими свою духовную отметку на других людях. Македонии и Ахаии Это две принадлежавшие Риму греческие провинции, охватывавшие Грецию: Македония на севере и Ахаия на юге.

1:8 пронеслось Куда бы ни шли фессалоникийцы, там неслось и благовестие Господне: в городе и окрестностях, в Македонии и Ахаии, а также за пределами Греции. ни о чем не нужно рассказывать Хотя может показаться, что эта церковь заслужило такое свидетельство всего лишь за три субботних служения (ср. Деян. 17:2) и 15 дней между ними, следует помнить, что Павел проповедовал не только на трех служениях в синагоге, но и в разных местах города. По всей видимости Павел провел там несколько месяцев, о чем говорят следующие моменты: 1) два денежных сбора, полученных им из Филлип (Флп. 4:16), 2) время, когда он работал день и ночь (2:9; 2Фес. 3:8) и 3) глубина пасторской заботы, которая ощущается в этом послании (2:7, 8, 11).

1:9 обратились Другое слово для этого библейского понятия – покаяние (Мф. 3:1, 2; 4:17; Деян. 2:38; 3:19; 5:31; 20:21). Спасение означает отход от греха и поклонения лжебогам к вере во Христа. См. пояснения к 2Кор. 7:8‑11. служить Богу живому и истинному Обратившиеся ко Христу оставили поклонение мертвым идолам и стали добровольными рабами живого Бога.

1:10 ожидать В посланиях к фессалоникийцам эта тема поднимается неоднократно (3:13; 4:15‑17; 5:8, 23; 2Фес. 3:6‑13; ср. Деян. 1:11; 2Тим. 4:8; Тит. 2:11‑13). Речь идет о предчувствиях Павла, о том, что должно неизбежно произойти в будущем. избавляющего нас от грядущего гнева Т.е. избавить от постоянного огорчения. (Рим. 7:24; Кол. 1:13) или не допустить попадания в огорчение (Ин. 12:27; 2Кор. 1:10). Под гневом следует понимать Божий временный гнев, который придет на землю (Откр. 6:16, 17; 19:15) или Божий вечный гнев (Ин. 3:36; Рим. 5:9, 10). Эта же мысль прослеживается и в 1Фес. 5:9 (см. пояснение там же). Оба этих места о спасительном труде Христа следует понимать как освобождение из ада, где Божий гнев пребывает вечно.

2 глава

2:1 не бездейственный Служение Павла среди Фессалоникийцев было настолько плодотворным, что основанная им церковь росла и процветала даже после его убытия (ср. 1:5‑8).

2:2 поруганы в Филиппах Перед приходом в Фессалонику Павел и Сила претерпели большие лишения в Филиппах (ср. Деян. 16:19‑24, 37). Они перенесли побои (Деян. 16:22, 23) и заточение в темницу (Деян. 16:24). Против них выдвинули лживые обвинения (Деян. 16:20, 21) и незаконно наказали, не смотря на римское гражданство (Деян. 16:37). великим подвигом Как и в Филиппах, соратников Павла ложно обвинили в выступлениях против Кесаря в Фессалонике (Деян. 17:7) и пытались применить к ним насилие (Деян. 17:5, 6).

2:3 заблуждения… нечистых побуждений… лукавства Павел употребил три совершенно разных слова, подтверждая истинность своего служения, и каждое подчеркивает противоположность того, что было свойственно лжеучителям. Во‑первых, он утверждает, что его «учение» не содержит никакого лукавства. Его «образ жизни» чист, свободен от похоти. Его служение истинно, без заблуждения (См. пояснение к 2Кор. 4:2).

2:4 Бог удостоил Возможно, в церковь приходили лжеучителя, чтобы дискредитировать служение Павла. По этой причине он подчеркивает в ст. 12 свое предназначение свыше, избрание и свою преданность Господу. Ср. Деян. 9:15; 16:9, 10.

2:5, 6 слов ласкательства Павел приводит три подтверждения чистоты мотивов своего служения: 1) он не стремится быть сладкоречивым говоруном, старающимся произвести благоприятное впечатление на слушателей ради эгоистичной выгоды; 2) он не делал вид, что беден и трудится день и ночь (ср. ст. 9) для того, чтобы разбогатеть в служении за их счет; 3) он использовал свое апостольское положение не для личной славы, а лишь для славы Божьей (ср. 1Кор. 10:31).

2:7 Апостолы Христовы Множественное число используется для того, чтобы к 12‑ти был причислен и Павел, для подтверждения его уникальных полномочий. Силуан и Тимофей были «апостолами (посланниками) церкви» (ср. Рим. 16:7; Флп. 2:15).

2:7, 8 тихи… как кормилица Возможно, Павел имел в виду сравнение себя с Моисеем как кормилицей Израиля (ср. Чис. 11:12). Так он выражает свою нежность к Коринфянам (ср. 2Кор. 12:14, 15) и к Галатам (ср. Гал. 4:19). Павел относится к фессалоникийцам с нежностью матери, готовой пожертвовать жизнью ради своего ребенка —так и Христос готов был отдать Свою жизнь за тех, кто родятся вновь, чтобы стать членами семьи Божьей (ср. Мф. 20:28).

2:9 ночью и днем работая Павел объяснил это в 2Фес. 3:7‑9. Он не просил денег у фессалоникийцев, а предпочитал жить на заработанное или на то, что присылали филиппийцы (Флп. 4:16), чтобы не поставить под сомнение свои побуждения и не уподобиться лжеучителям, которые всегда были алчны к деньгам (ср. 1Пет. 5:2). благовестие Божие Ср. Рим. 1:1. Благая весть от Бога, которую проповедовал Павел, включала три следующие истины: 1) сила и истинность Писания (ст. 13); 2) Божья природа Христа (Рим. 10:9); 3) греховность человечества (Рим. 3:23); 4) смерть и Воскресение Христовы (1Кор. 15:4, 5) и 5) спасение благодатью Божьей через веру человека (Еф. 2:8, 9). Павел дает краткое содержание Евангелия в 1Кор. 15:1‑5.

2:10 Свидетели вы По Ветхому Завету для установления истины требовалось два или три свидетеля (Чис. 35:30; Втор. 17:6; 19:15; 2Кор. 13:1). Здесь Павел призвал в свидетели фессалоникийцев и Бога подтвердить его непорочность в служении. Ср. 2Кор. 1:12.

2:12 просили… убеждали… умоляли Эти три слова отражают отеческое отношение Павла к Фессалоникийцам как к своим детям в вере (ср. 1Кор. 4:14, 15). в Свое Царство и славу Имеется в виду сфера вечного спасения (ср. Кол. 1:13, 14), достигающая кульминации в великолепии небес.

2:13 слово Божие Павлово благовестие от Бога сравнивается с Ветхим Заветом (Мк. 7:13). Этому же учили и Апостолы (Деян. 4:31; 6:2). Это же Петр проповедовал язычникам (Деян. 11:1). Это слово проповедовал Павел во время своего первого миссионерского путешествия (Деян. 13:5, 7, 44, 48, 49), равно как и второго (Деян. 16:32; 17:13; 18:11), и третьего (Деян. 19:10). Ср. Кол. 1:25. действует Работа Слова Божьего состоит из: спасения (Рим. 10:17; 1Пет. 1:23); учения и воспитания (2Тим. 3:16, 17); водительства (Пс. 118:105); совета (Пс. 118:24); возрождения (Пс. 118:154); восстановления (Пс. 18:8); предупреждения и награды (Пс. 18:12); подкрепления (1Пет. 2:2); суда (Евр. 4:12); освящения (Ин. 17:17); освобождения (Ин. 8:31, 32); обогащения (Кол. 3:16); охраны (Пс. 118:11); укрепления (Пс. 118:28); ниспослания мудрости (Пс. 118:17‑100); радости сердца (Пс. 18:9); и процветания (Нав. 1:8, 9). Все это резюмируется в Пс. 18:8‑10 (см. пояснения там же).

2:14 подражателями Фессалоникийцы были не только подражателями Павла и Господа (ср. 1:6), но также и церквей в Иудее в том смысле, что их тоже гнали за Христа (ср. Деян. 4:1‑4; 5:26; 8:1). Они выпили Христову чашу страданий (Мф. 26:39) и пошли путем пророков Ветхого Завета (Мф. 21:33‑46; Лк. 13:34).

2:15 которые убили и Господа Иисуса Нет сомнения в том, что иудеи виновны в смерти их Мессии, хотя казнь осуществили римляне. Именно иудеи выдвинули против Него обвинение и потребовали Его смерти (ср. Лк. 23:1‑24, 34‑38) – так они убивали и пророков (ср. Мф. 22:37; Мк. 5:1‑8; Деян. 7:51, 52).

2:15, 16 всем человекам противятся Если воля Божья заключается в том, чтобы все люди спаслись (1Тим. 2:4; 2Пет. 3:9), то воля иудеев была в том, чтобы никто не нашел спасения во Христе (ст. 16). Павел описал это стремление помешать проповеди Евангелия в 1Тим. 1:12‑17.

2:16 приближается на них гнев Божий гнев на иудеев (ср. 1:10; 5:9), которые творят грех с ненасытностью (ср. Мф. 23:32; Рим. 2:5), наполняя тем самым чашу гнева, можно понять со следующих точек зрения: 1) истории – Вавилонский плен (Иез. 8‑11), 2) пророчества – разрушение Иерусалима в 70 г. по Р.Х., 3) эсхатологии – Второе Пришествие Христа для суда (Отк. 19) или 4) общей логики – в том смысле, что обетование о вечном гневе Божьем настолько определенно, что Апостол Иоанн о нем говорит, как о чем‑то свершившемся (ср. Ин. 3:18, 36). В данном случае речь идет о четвертом варианте.

2:17 быв разлучены Павел был насильно разлучен со своими духовными детьми (ср. Деян. 17:5‑9). Его родительским чувствам (ст. 7, 11) был нанесен тяжелый удар. Фессалоникийцы буквально осиротели после вынужденного расставания с Павлом.

2:18 воспрепятствовал нам сатана Сатана, что значит «враг», постоянно пытается разрушать Церковь, Которую Христос обещал созидать (ср. Мф. 16:18). Есть свидетельства его присутствия в церквах Иерусалима (Деян. 5:1‑10), Смирны (Отк. 2:9, 10), Пергама (Отк. 2:13), Фиатиры (Отк. 2:24), Филадельфии (Отк. 3:9), Ефеса (1Тим. 3:6, 7) и Коринфа (2Кор. 2:1‑11). Он противодействовал Павлу так, как на войне препятствуют наступлению на врага. Возможно, речь здесь идет об удостоверении Иасона (Деян. 17:9), если оно заключалось в том, что Павел не вернется в Фессалонику.

2:19 венец похвалы Библия сравнивает вечную жизнь с венком, возлагавшимся на победителя состязаний. О нем говорится как о: 1) нетленном венце, который отмечает победу спасения над тлением (1Кор. 9:25); 2) праведном венце, который отмечает победу спасения над неправедностью (2Тим. 4:8); 3) неувядаемом венце славы, который отмечает победу спасения над скверной (1Пет. 5:4); 4) венце жизни, который отмечает победу спасения над смертью (Иак. 1:12; Отк. 2:10) и здесь 5) венце вознесения, который отмечает победу спасения преследуемых верующих над сатаной и людьми. в пришествие Его «Пришествие» или «parousia» букв. означает «присутствовать». Это можно понимать как: 1) фактическое присутствие Христа (Флп. 2:2), 2) момент Его прихода (1Кор. 16:17) или 3) ожидаемый приход (2Кор. 7:6). В отношении Христа и будущего это может означать: 1) Пришествие Христа при Восхищении (4:15) или 2) Пришествие Христа перед Его Тысячелетним Царствованием (Мф. 24:37; Отк. 19:11–20:6). В 1‑м Фессалоникийцам Павел прямо говорит о Пришествии Христа 4 раза (см. также 3:13; 4:15; 5:23) и однажды косвенно (1:10). Из контекста видно, что Павел скорее всего имеет в виду Пришествие Христа для Восхищения церкви.

3 глава

3:1 не терпя более Боль от разделения между Павлом и его духовными детьми в Фессалонике стала нестерпимо сильной (ср. ст. 5). в Афинах одни Тимофей вернулся, а Павел и Сила остались (ст. 2). Это было не в последний раз, когда Тимофей пошел в церковь на место Павла (ср. 1Кор. 4:17; 16:10; Флп. 2:19‑24; 1Тим. 1:3).

3:2 утвердить… утешить в вере вашей Это было обычное дело в служении Павла (ср. Деян. 14:22; 15:32; 18:23). Павел заботился не о здоровье, не о благосостоянии и уважении к себе, не о комфорте, но более всего его волновала духовная сторона жизни. Их вера была важнейшим вопросом для Павла, что видно из пяти пунктов в ст. 1‑10 (см. также 5, 6, 7, 10). Вера включает основание вероучения (ср. Иуд. 3) и реальное поведение в соответствии с истиной Божьей (ср. Евр. 11:6).

3:3 суждено Бог обещал Павлу будущие страдания, когда ставил его на служение через Ананию (Деян. 9:16). Павел напоминает фессалоникийцам об этом для того, чтобы они не думали, что горести Павла свидетельствуют о сбоях в Божьем плане или что Бог проявляет недовольство Павлом, посылая ему эти испытания. Подобные мысли подорвали бы доверие церкви к Павлу и послужили бы целям сатаны (ст. 5). Ср. 2Кор. 4:8‑15; 6:1‑10; 11:23‑27; 12:7‑10).

3:4 страдать Павел предупредил фессалонкийцев о своих будущих страданиях и о том, что он претерпел уже до встречи с ними (2:14‑16; Деян. 13, 14). Во время (Деян. 17:1‑19) и после (Деян. 17:10–18:11) своего пребывания в Фессалонике он также познал скорби.

3:5 искуситель Сатана уже был назван «врагом» (2:18). Теперь он назван искусителем, пытающимся (испытывающим) причинить вред (ср. Мф. 4:3; 1Кор. 7:5; Иак. 1:12‑18). Павел был сведущ в планах сатаны (2Кор. 2:11; 11:23) и неуязвим для его приемов (Еф. 6:11), поэтому Павел принял эффективные контрмеры против предполагаемых маневров сатаны, чтобы свести на нет все его попытки (ср. 2:1).

3:6 веры и любви вашей Тимофей вернулся и доложил Павлу о верности фессалоникийцев Богу, их отношениях друг ко другу и к служению Павла. Это известие убедило Павла в том, что планы сатаны по разрушению Божьего дела провалились, и принесло ему успокоение (ст. 7).

3:8 стоите Здесь присутствует образ армии, которая отказывается отступать при наступлении врага. Павел часто использует этот повеление (1Кор. 16:13; Гал. 5:1; Еф. 6:11, 13, 14; Флп. 1:27; 4:1; 2Фес. 2:15).

3:9 радость Павел как и Иоанн (3Ин. 4) получал глубочайшее удовлетворение от служения, видя, что его дети в вере растут и поступают по истине. Он благодарил за это Бога и ликовал всей душой.

3:10 молясь Как Павел трудился день и ночь, так он и молился день и ночь (2:9). Что касается усердия в молитве, то оно было у Павла чрезвычайным (ср. Еф. 3:20). чего недоставало Павел не критикует церковь, а скорее говорит о том, что она еще не достигла своего полного потенциала, для чего он молился и трудился (ст. 10). О том, чего недоставало, Павел говорит в гл. 4, 5.

3:11 управит путь наш Павел знал, что сатана хотел помешать его возвращению (2:18). Хотя Тимофей вернулся к нему с добрыми вестями, Павел, тем не менее, ощущал острую потребность снова увидеться со своими духовными детьми. Павел следовал библейскому повелению Пс. 36:1‑5 и Пр. 3:5, 6 предавать трудности Богу.

3:12 любовью друг к другу Среди свыше тридцати словосочетаний типа «друг друга» употребленных в Новом Завете как в положительном так и отрицательном смысле, чаще всего соседствует понятие «любовь» (ср. 4:9; Рим.12:10; 13:8; 2Фес. 1:3; 1Пет. 1:22; 1Ин. 3:11, 23; 4:7, 11; 2Ин. 5). И как правило, речь идет о любви друг ко другу среди верующих в церкви. ко всем В свете того факта, что Бог возлюбил мир и послал Своего Сына умереть за человеческий грех (Ин. 3:16), верующие, которых Он любил тогда, когда они не были достойны любви (Рим. 5:8), должны теперь любить неверующих (см. пояснения к Мф. 5:43, 44). Другие заповеди Нового Завета, касающиеся всех людей, содержат следующее: стремиться к миру (Рим. 12:18), делать добро (Гал. 6:10), быть кротким (Флп. 4:5), молиться (1Тим. 2:1), быть предупредительным и почтительным (Тит. 3:2; 1Пет. 2:17).

3:13 непорочными во святыне Павел молился за то, чтобы не было никаких поводов для обвинений в отсутствии святости. Ср. 1Кор. 1:8; 2Кор. 11:2; Еф. 5:25‑27; 1Пет. 5:16, 17; Иуд. 24. святыми Его Поскольку в Новом Завете этот термин обычно употребляется не в отношении Ангелов, а верующих (см. пояснение к Иуд. 14), лучше всего иметь в виду Пришествие Господа для Восхищения Его Церкви (см. пояснения к 4:13‑18) на небеса, где верующие будут наслаждаться общением с Ним (см. пояснение к Ин. 14:1‑3).

4 глава

4:1 Христом Иисусом Чтобы придать особый вес своим словам, Павел подчеркивает, что он говорит властью Самого Иисуса Христа (см. ст. 2, 15; 5:27; 2Фес. 3:6, 12; ср. 2:4, 15; 2Кор. 5:9; Еф. 5:10, 17; Кол. 1:10; Евр. 11:6; 13:15, 16; 1Ин. 3:22) и, тем самым, проявляет послушание Слову Божьему (ср. ст. 3).

4:3 воля Божия Всякое слово Божье являет волю Божью – как рекомендации, так и запреты. В частности, воля Божья включает спасение (1Тим. 2:4), самопожертвование (Рим. 12:1, 2), исполнение Духом (Еф. 5:18), покорность (1Пет. 2:13‑15), страдание (1Пет. 3:17), благодарение (5:18), терпение (Евр. 10:36), и конкретно здесь – освящение, которое буквально означает удаление от греха и приближение к святости. В этом контексте оно означает удаление от половой распущенности в соответствии с назиданиями ст. 4‑8.

4:4 соблюдать свой сосуд Обычно даются два толкования слову «сосуд»: 1) жена (Руф. 4:10 LXX; 1Пет. 3:7), которую человек получает или 2) тело (2Кор. 4:7; 2Тим. 2:21), которым человек владеет. Второе более вероятно, поскольку: 1) сосуд в 1Пет. 3:7 употребляется в сравнительном смысле (немощнейший сосуд), означая человека вообще, а не именно женщину; 2) наличие супруга не гарантирует отсутствия разврата; 3) Павел противоречил бы тому, чему он учил в 1Кор. 7 о наивысшем состоянии не связанного супружеством человека (ср. 7:8, 9) и 4) словом «жениться» Павел говорил бы только о мужчинах, игнорируя вопрос о том, как сохранить святость женщине. Поэтому лучшим переводом или толкованием было бы «соблюдать свое тело». Ср. пояснение к 1Кор. 9:27.

4:5 язычники В духовном смысле – не христиане, что подтверждается словами «не знающие Бога». См. пояснения к Еф. 4:17, 18.

4:6 поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво Из контекста ст. 1‑8 ясно, что речь идет о разрушительных социальных и духовных делах, касающихся половых отношений. См. пояснения к Мф. 18:6‑10.мститель Это значит, что именно Бог определяет справедливое наказание за подобные грехи (ср. Кол. 3:4‑7; Евр. 13:4).

4:7 призвал нас Во всех посланиях под призывом Божьим имеется в виду Его действенный призыв к спасению, связанный с понятием оправдания (ср. Рим. 8:30).

4:8 дал нам Духа Своего Святого Святой Дух – это бесплатный дар всем верующим в Иисуса Христа для спасения. Ср. Деян. 2:38; Рим. 8:9; 1Кор. 3:16; 12:13; 2Кор. 6:16.

4:9, 10 научены Богом любить Через слово Божье (Пс. 118:97‑102) и через Самого Бога эти верующие любили друг друга (ср. Рим. 5:5; 1Ин. 2:7‑11; 3:14; 4:7, 8, 12).

4:11 жить тихо Не создавать проблем для окружающих (см. пояснение к 1Тим. 2:2), не участвовать в конфликтах, иметь душевное спокойствие среди трудностей (ср. 1Пет. 3:4). Павел далее говорит о тех, кто не занимается своим делом в Фессалонике (ср. 2Фес. 3:6‑15). работать своими собственными руками Греч. культура не ценила ручной труд, а Павел возвышал его (см. пояснение к Еф. 4:28).

4:12 внешними Здесь имеются в виду нехристиане (ср. 1Кор. 5:2; Кол. 4:5; 1Тим. 3:7).

4:13‑18 Хотя служение Павла в Фессалонике было весьма коротким, видно, что эти люди уверовали и получили надежду на возвращение Спасителя (ср. 1:3, 9, 10; 2:19; 5:1, 2; 2Фес. 2:1, 5). Они жили в ожидании Его Пришествия. Ст. 13 показывает (ср. 2Фес. 2:1‑3), что их очень волновало то, что с ними происходит и как это могло отразиться на их будущем. Они знали, что Пришествие Христа будет завершением истории искупления и не хотели его пропустить. Более всего их интересовал вопрос: «Что произойдет с христианами, которые умерли до Его Пришествия?» Очевидно, что у них было представление о скором Пришествии Христа, и Павел также учил их, что это может случиться при их жизни. Они находились в смятении и полагали, что наступившие гонения есть повод для Пришествия Господа и их освобождения (ср. 3:3, 4).

4:13 умерших Сон зачастую является синонимом смерти в Новом Завете. Имеется в виду внешний вид покойника (см. пояснение к 1Кор. 11:30), его мертвое тело, но не душа (ср. 2Кор. 5:1‑9; Флп. 1:23). О сне говорится в Мф. 9:24, где Иисус воскресил из мертвых дочь Иаира, и в случае с побиванием камнями Стефана (Деян. 7:60; ср. Ин. 11:11; 1Кор. 7:39; 15:6, 18, 51; 2Пет. 3:4). О спящих в ст. 16 говорится как «о мертвых во Христе». Люди по своему незнанию, пришли к заключению, что умершие не застанут возвращение Господа, и горевали об их отсутствии на этом славном событии. Поэтому прощание с любимым человеком доставляло большую душевную боль. Но у христиан нет никаких причин скорбеть о смерти брата как о великой утрате.

4:14 Бог приведет с Ним Как Иисус умер и восстал, так и верующие в Него восстанут и будут взяты Господом на небо (см. пояснения к Ин. 14:1‑3; 1Кор. 15:51‑58). Эти места описывают Восхищение Церкви, когда Иисус придет забирать Своих искупленных на небо. Умершие до того времени будут собраны вместе и взяты на небо с Господом.

4:15 словом Господним Ссылается ли Павел на какое‑то изречение Иисуса из Евангелия? Нет. В нем нет и даже близких по смыслу слов. Восхищение подразумевается лишь в Ин. 14:1‑3. Некоторые полагают, что Иисус говорил об этом будучи на земле, и смысл Его высказываний впоследствии записан в Мф. 24:30, 31 и Ин. 6:39, 40; 11:25, 26. К общим моментам между данным местом из 1‑го Фессалоникийцам и Евангелием относятся труба (Мф. 24:31), воскресение (Ин. 1:26) и собирание избранных (Мф. 24:31). Различие же гораздо больше между каноническими выражениями Христа и этой частью послания. Некоторые из различий между Мф. 24:30, 31 и ст. 15‑17 заключаются в следующем: 1) у Матфея Сын Человеческий поднимается на облаках (но см. Мк. 13:26; Лк. 21:27), в 1‑м Фессалоникийцам в облаках находятся верующие; 2) в первом появляются Ангелы, а во втором Сам Господь; 3) в первом ничего не сказано о воскресении, а во втором – это главная тема и 4) у Матфея ничего не сказано о порядке вознесения, а в послании Павла дана четкая последовательность событий. С другой стороны, может он имел в виду слова Иисуса, которые не были записаны в Евангелии (Деян. 20:35)? Нет. Такой вывод можно сделать по той причине, что Павел говорил о Восхищении как о еще сокрытой истине (1Кор. 15:51), т.е. «тайне». Очевидно, Фессалоникийцы знали о Дне суда Господня (ср. 5:1, 2), но не о предшествующем ему событии – восхищении Церкви. Пока Павел не раскрыл это как откровение ему от Господа, оно было тайной, лишь упомянутой в учении Христа (Ин. 14:1‑3). Это было новое откровение о ранее сокрытой истине. мы живущие, оставшиеся Т.е. живые христиане на момент Восхищения. Живущие на земле увидят Пришествие Господа за Своим народом. Поскольку Павел не знал Божьего времени, он жил и говорил так, как если бы это могло случиться при его жизни. Как и все ранние христиане он верил в близость этого события (ср. Рим. 13:11; 1Кор. 6:14; 10:11; 16:22; Флп. 3:20, 21; 1Тим. 6:14; Тит. 2:13). При Восхищении живые пойдут вслед за мертвыми, которые воскреснут прежде (ст. 16).

4:16 Сам Господь… сойдет Так исполнится сказанное в Евангелии от Иоанна (Ин. 14:1‑3; см. Деян. 1:11). До того момента Он пребывает на небе (ср. 1:10; Евр. 1:1‑3). Архангела Очень мало известно об иерархии среди Ангелов (ср. Кол. 1:17). Хотя среди Архангелов назван только Михаил (Иуд. 9), представляется реальным существование нескольких рангов Ангелов (Дан. 10:13). Возможно, что Михаил – это именно тот Архангел, чей голос возвестил о воскресении Израиля в Дан. 12:1‑3. В тот момент (ср. 1Кор. 15:52, «мгновение ока») мертвые восстанут прежде. Они не пропустят Восхищение, а будут первыми его участниками. трубе Божией Ср. 1Кор. 15:52. Это труба не из тех труб суда в Отк. 8‑11, а скорее труба из Исх. 19:16‑19, которая позвала людей из стана навстречу Богу. Это будет труба избавления (ср. Соф. 1:16; Зах. 9:14).

4:17 восхищены После мертвых, чей дух уже в Господе (2Кор. 5:8; Флп. 1:23) соединился с воскрешенным новым телом (см. пояснения к 1Кор. 15:35‑50), будут восхищены (букв. оторваны), живые христиане (ср. Ин. 10:28; Деян. 8:39). Это место, а также Ин. 14:1‑3 и 1Кор. 15:51, 52 образуют библейскую основу для Восхищения Церкви. Время восхищения нельзя определить из одного этого места. Однако, если взять такие тексты, как Отк. 3:10 и Ин. 14:3 и сравнить их с текстами о Пришествии Христа в День суда (Мф. 13:34‑50; 24:29‑44; Отк. 19:11‑21) в конце семилетней скорби, то следует заметить, что есть четкое различие в том, что в одних текстах Восхищение связано с понятием суда, а в других – нет. Таким образом, понятно, что Восхищение произойдет не в то же время, что и Пришествие Христа для суда. Следовательно, Восхищение происходит до времени скорби, до тех пор, пока изольется гнев Господень в судах (Отк. 6‑19). Это событие представляет собою полное превращение (ср. 1Кор. 15:51, 52; Флп. 3:20, 21) и вечный союз с Господом Иисусом Христом.

4:18 утешайте друг друга Главная цель этого места не учить, как пророчествовать, а ободрять тех христиан, у которых умерли любимые близкие. Утешение заключается в следующем: 1) мертвые воскреснут и будут участвовать в пришествии Господа за Своим народом, 2) когда придет Христос, живущие воссоединятся со своими любимыми и 3) они будут вечно с Господом (ст. 17).

5 глава

5:1 же Павел здесь употребил привычное в греческом языке слово, чтобы отметить переход к другому предмету из той же темы, касающейся пророчества (ср. 4:9, 13; 1Кор. 7:1, 25; 8:1; 12:1; 16:1). Здесь подчеркивается мысль о том, что в более широком контексте последнего времени и Пришествия Иисуса Христа происходит перемена предмета обсуждения от благословений восхищения верующих – к суду над неверующими. временах… и сроках Эти два понятия означают соответственно меру времени и характер времени (ср. Дан. 2:21, Деян. 1:7). Многие ожидали прихода Господа при своей жизни и оказывались в смятении и скорби, когда их братья умирали до Его Пришествия (см. пояснения к 4:13‑18). Это обстоятельство их волновало. Очевидно, фессалоникийцы понимали, что Богу угодно, чтобы верующие знали о предстоящем суде, и Павел учил их о том, чего они еще не знали – о Восхищении (4:13‑18). Поэтому Павел призывает их жить праведной жизнью в свете предстоящего суда над миром, а не отвлекаться на пророчества о сроках. Они не могли знать о времени окончательного суда Божия, но они хорошо знали, что он наступит внезапно (ст. 2).

5:2 день Господень Имеется 19 случаев употребления слов «день Господень» в Ветхом Завете и 4 в Новом Завете (ср. Деян. 2:20; 2Фес. 2:2; 2Пет. 3:10). Значение их не бывает предметом споров. Пророки Ветхого Завета под «днем Господним» понимали нечто вроде близких в историческом смысле судов (см. Ис. 13:6‑22; Иез. 30:2‑19; Иоил. 1:15; Ам. 5:18‑20; Соф. 1:14‑18) или отдаленных эсхатологических судов (см. Иоил. 2:30‑32; 3:14; Зах. 14:1; Мал. 4:1, 5). Шесть раз о нем говорится как о «дне судном», 4 раза – как о «дне мщения». В Новом Завете он называется «днем гнева», «днем посещения», и 4 раза великим днем Бога Всемогущего (Отк. 16:14). Все это устрашающие суды от Бога (ср. Иоил. 2:30, 31; 2Фес. 1:7‑10) за всеобъемлющую греховность мира. Грядущий «день Господень», в который разразится гнев Божий, распадается на две части: 1) конец семилетней скорби (ср. Отк. 19:11‑21) и 2) конец Тысячелетия. Эти два периода разделяет практически 1000 лет, и Павел говорит о конце Тысячелетия в связи с окончательным «днем Господним» (ср. 2Пет. 3:10; Отк. 20:7‑15). Здесь Павел имеет в виду такой аспект «дня Господня», как завершение скорби. тать ночью Это выражение никогда не связано с восхищением церкви. Оно используется в связи с Пришествием Христа в день суда Господня в конце семилетней скорби, что не равняется Восхищению церкви (см. пояснение к 4:5) и относится к суду, завершающему Тысячелетие (2Пет. 3:10). Как вор приходит неожиданно и без предупреждения, так наступит и День Господень в обеих его завершающих фазах.

5:3 «мир и безопасность» Как лжепророки древности предсказывали светлое будущее, невзирая на неизбежность Божьего суда (Иер. 6:14; 8:11; 14:13, 14; Плач. 2:14; Иез. 13:10, 16; Мих. 3:5), так они будут поступать и в будущем, накануне гибели в последний День Господень. мука родами Примерно то же сказал Господь на горе Елеонской (см. пояснение к Мф. 24:8), подразумевая неизбежность, неожиданность, неминуемость и боль Дня Господня.

5:4 Но вы, братия Павел хочет подчеркнуть особое значение своих слов, переходя от третьего лица (3 раза в ст. 3) ко второму. Поскольку Церковь будет восхищена до судного Дня Господня, верующих не будет на земле посреди ужаса и разрушения (ст. 3). не во тьме Верующие не имеют части с Днем Господним, поскольку они уже взяты из тьмы в царство света (Кол. 1:13). Иисус учил, что уверовавший в Него будет взят из духовной тьмы (Ин. 8:12; 12:46). Всем содержанием стиха 7 Павел подчеркивает различие между верующими и погибшими. Верующие не ощутят гнева Божия вследствие их иной природы. Неверующие находятся во тьме (ср. ст. 2, «ночью»), погрузившись в умственную, нравственную и духовную темноту из‑за греха и неверия (ср. Ин. 1:5; 3:19; 8:12; 2Кор. 4:6; Еф. 4:17, 18; 5:8, 11). Все эти люди есть дети сатаны (ср. Ин. 8:44), который обладает властью тьмы (Лк. 22:53). День Господень застанет их внезапно, и в результате они погибнут.

5:5 сыны света Это евр. выражение, характеризующее верующих как детей Божиих, имеющих небесного Отца, Который есть свет и в Котором нет никакой тьмы (1Ин. 1:5‑7). Ср. Лк. 16:8; Ин. 8:12; 12:36. Верующие обитают в совершенно другой сфере жизни, в отличие от тех людей, которые увидят День Господень.

5:6 не будем спать Поскольку верующие удалены от царства тьмы, они взяты из ночи греха и неведения и находятся в свете Божием. Поскольку христиане ходят во свете, они не должны спать в духовном безразличии и самодовольстве, а должны находиться на духовном посту. Они не должны уподобляться спящему во тьме народу, который выйдет из оцепенения в День Господень (ст. 7), но должны жить в бодрствовании, благочестии, под контролем истины.

5:8 броню Павел описывает христианскую жизнь военными терминами, как жизнь трезвую и готовую ко всему. «Броня» прикрывает жизненно важные органы тела. «Вера» – это надежная защита от искушений, потому что она есть доверие Божьему обетованию, Его плану и истине. Именно неуклонная вера в Слово Божье защищает нас от стрел искушения. Неприятие Слова есть неверие, которое характеризует всякий грех. Если верующие грешат, значит они поверили дьявольской лжи. Совершенная любовь к Богу приносит плод совершенного послушания Ему. Слово «броня» всегда означает праведность (Ис. 59:17; Еф. 6:14). Вера всегда передается через образ щита (Еф. 6:16). «Шлем» всегда ассоциируется с будущим спасением (ср. Ис. 59:17; Еф. 6:17). Наше спасение гарантировано, и никто не может его отнять (Рим. 13:11). Павел снова соединяет веру, любовь и надежду (ср. 1:3). См. пояснения к Еф. 6:10‑17.

5:9 гнев Тот же гнев, о котором говорится в 1:10 (см. пояснение там же). В этом контексте (обратите внимание на контраст), здесь, очевидно, говорится о вечном гневе Божием, а не о Его временном гневе во время великой скорби (ср. Рим. 5:9).

5:10 бодрствуем ли, или спим Аналогичная тема затрагивалась в 4:13‑15 относительно физической жизни или смерти. В любом случае нам дано обетование, что однажды мы будет жить вместе (ср. 4:17; Ин. 14:1‑3) вечно со Спасителем, умершим за наши грехи. Ср. Рим. 4:9; Гал. 1:4; 2Кор. 5:15, 21.

5:12 уважать Речь идет не о внешнем уважении, а о том, что люди должны знать своих пастырей достаточно хорошо и уважать их за их достоинства. К пасторам предъявляются следующие требования: 1) трудиться до изнеможения, 2) идти впереди стада и вести его в направлении праведности, 3) наставлять в духе истины Слова Божьего. Ср. Евр. 13:7, 17.

5:13 почитать Кроме того, что прихожане, должны знать своих пастырей (см. пояснение к ст. 12), они должны относится к ним с пониманием и любовью не из‑за их личного обаяния, а из‑за того, что они трудятся для Первосвященника как Его особые служители (ср. 1Пет. 5:2‑4). Они должны повиноваться их руководству для того, чтобы в церкви преобладал мир.

5:14, 15 Умоляем… вас Павел сказал о том, как должны трудиться пастыри и как люди должны относиться к пастырям (ст. 12, 13). В этих же стихах он говорит о том, как люди должны относится друг к другу в церкви. «Бесчинствующих», т.е. выбившихся из строя, следует назидать и предупреждать, чтобы вернуть назад в строй. «Малодушных», т.е. боящихся и сомневающихся, следует ободрять и воодушевлять. «Слабых», т.е. лишенных духовной и нравственной силы, следует твердо поддерживать. Терпение, прощение и добрые дела должны преобладать между всеми людьми.

5:16‑22 Павел перечисляет христианские добродетели. В этих стихах кратко и четко изложены основные принципы и приоритеты здоровой духовной жизни, которые, несмотря на краткость, показывают верующим приоритеты для успешной христианской жизни.

5:16 радуйтесь Радость уместна в любое время. Ср. Флп. 2:17, 18; 3:1; 4:4.

5:17 молитесь Это не значит молиться непрерывно (ср. Мф. 6:7, 8), а скорее молиться настойчиво (ср. Лк. 11:1‑13; 18:1‑8) и регулярно (ср. Еф. 6:18; Флп. 4:6; Кол. 4:2, 12).

5:18 благодарите Неблагодарность – черта неверующих (ср. Рим. 1:21; 2Тим. 3:1‑5). «Такова о вас воля Божия» включает ст. 16, 17.

5:19 не угашайте Нельзя гасить огонь Духа Божьего грехом. Верующие должны не огорчать Святого Духа (Еф. 4:30), а повиноваться Ему (Еф. 5:18) и ходить по Духу Святому (Гал. 5:6).

5:20 пророчества Это слово может означать откровение от Бога (ср. Деян. 11:27, 28; 1Тим. 1:18; 4:14), но чаще всего подразумевает Слово Божие (ср. Мф. 13:14; 2Пет. 1:19‑21; Отк. 1:3; 22:7, 10, 18, 19). Эти «пророчества» являются авторитетными, передаваемыми через признанного Им представителя, посланиями от Бога, к которым нужно относится серьезно по причине их происхождения от Бога. К чтению или проповеди Слова Божьего нельзя относиться легкомысленно.

5:21, 22 Все испытывайте Эти слова призывают к тщательному исследованию и разумению в ответ на повеление ст. 20. Никогда нельзя пренебрегать Словом Божьим, а тщательно обдумывать проповедуемое слово (ср. Деян. 17:10, 11). То, что воспринимается как «хорошее», должно приниматься всем сердцем. Следует избегать всего, что есть «зло» и не соответствует Библии.

5:23 Бог… освятит вас В заключение призывов, начиная с 4:1 и особенно со ст. 16‑22, Павел говорит об источнике послушания для всех и исполнительности. Подобное освящение – не в человеческих силах (ср. Зах. 4:6; 1Кор. 2:4, 5; Еф. 3:20, 21; Кол. 1:29). Только Бог (ср. Рим. 15:33; 16:20; Флп. 4:9; Евр. 13:20, где говорится о Боге как о «мире») «Сам» может отделить нас от греха для праведности «во всей полноте». дух и душа и тело во всей целостности Говоря о духе и душе, Павел не имеет в виду, что нематериальная часть человека может быть поделена на два компонента (ср. Евр. 4:12). Эти два слова, взаимозаменяют друг друга по всему Писанию (ср. Евр. 6:19; 10:39; 1Пет. 2:11; 2Пет. 2:8). Эти два понятия нельзя разделить, их различие носит, скорее всего, стилистический характер в разных текстах (ср. Втор. 6:5; Мф. 22:37; Мк. 12:30; Лк. 10:27). Также и Павел не верил, что человек состоит из трех частей (ср. Рим. 8:10; 1Кор. 2:11; 5:3‑5; 7:34; 2Кор. 7:1; Гал. 6:18; Кол. 2:5; 2Тим. 4:22), а скорее всего он склонялся к двум: материальной и нематериальной. в пришествие Четвертое упоминание о parousia Христа относится к Восхищению Церкви, как это имело место в 2:19; 3:13; 4:15.

5:24 Призывающий вас Как и на протяжении всего Ветхого Завета, этот призыв подразумевает действенный Божий призыв Своих избранных к спасению (ср. 2:12; 4:7; Рим. 1:6, 7; 8:28; 1Кор. 1:9; Еф. 4:1, 4; 2Тим. 1:9; 1Пет. 2:9; 5:10; 2Пет. 1:10). Бог Призывающий также и соберет тех, кого Он призывает к славе, и никто не будет потерян (ср. Ин. 6:37‑44; 10:28, 29; Рим. 8:28‑39; Флп. 1:6; Иуд. 24).

5:26 лобзанием святым В Новом Завете имеется пять повелений об этом знаке любви (Рим. 16:16; 1Кор. 16:20; 2Кор. 13:12; 1Пет. 5:14). Это был общепринятый между первыми христианами поцелуй как праведный знак признания того, что верующие являются братьями и сестрами в семье Божьей.

5:27 Послание должно было быть прочитано при всех, что служило основой духовной ответственности (ср. Гал. 4:16; 2Фес. 3:14).

5:28 Ср. Рим. 16:20, 24; 2Фес. 3:18.