Название
Это послание является вторым из двух богодухновенных посланий Апостола Павла своему сыну в вере Тимофею (1:2; 2:1). Биографические сведения о Тимофее см. во Введении к 1‑му Тимофею: Название. Послание названо по имени адресата (1:2), как и другие личные письма Павла (1‑е Тимофею, Титу и Филимону).
Автор и время написания
Вопрос об авторстве Апостола Павла в отношении пасторских посланий обсуждается во Введении к 1‑му Тимофею: Автор и время написания. Павел написал 2‑е Тимофею, последнее из его богодухновенных посланий, незадолго до своей мученической смерти (приблизительно в 67 г. по Р.Х.).
Исторический фон и предпосылки написания
Павел был освобожден из первого римского заключения для кратковременного служения, во время которого он и написал 1‑е Тимофею и Титу. 2‑е Тимофею написано Павлом в римской тюрьме (1:16; 2:9). Павел был вновь арестован в результате преследования христиан императором Нероном. В отличие от твердой надежды Павла на освобождение при его первом заключении (Флп. 1:19, 25, 26; 2:24; Флм. 22), в этот раз у него такой надежды не было (4:6‑8). Во время первого римского заключения (приблизительно 60‑62 гг. по Р.Х.), до того как Нерон начал преследования христиан (64 г. н. э.), Павел находился под домашним арестом и обладал возможностью общения с людьми и совершения служения (Деян. 28:16‑31). Теперь же, спустя 5 или 6 лет (приблизительно 66‑67 гг. по Р.Х.), Павел находился в холодной камере (4:13), в цепях (2:9) и без надежды на освобождение (4:6). Покинутый фактически всеми близкими людьми, испугавшимися преследований (ср. 1:15; 4:9‑12, 16), и ожидая близкой казни, Павел писал Тимофею, убеждая его поспешить в Рим для последней встречи с Апостолом (4:9, 21). Неизвестно, посетил ли Тимофей Рим до казни Апостола Павла. Согласно преданию, Павел не был освобожден из второго римского заключения, но принял мученическую смерть, которую и предвидел (4:6).
В этом послании Павел, сознавая, что конец близок, передавал служение Тимофею (ср. 2:2) и призывал его хранить верность своему долгу (1:6), держаться здравого учения (1:13, 14), избегать ошибок (2:15‑18), принять гонения за благую весть (2:3, 4; 3:10‑12), довериться Писанию и настойчиво проповедовать его (3:15–4:5).
Исторические и теологические темы
Вероятно, у Павла были причины предполагать, что Тимофей может духовно ослабеть. Это вызывало у Павла беспокойство, поскольку Тимофей нужен был в служении (ср. 2:2). В Новом Завете нигде больше не существует исторических указаний, поясняющих причину столь сильного беспокойства Павла. Доказательство его тревоги находится в самом послании. Беспокойство явно звучит в призыве Павла к Тимофею «возгревать» свой дар (1:6), заменить страх осознанием силы, любовью и целомудрием (1:7), не стыдиться Павла и Господа, но добровольно страдать ради благовестия (1:8) и держаться истины (1:13, 14). Обобщая возможные проблемы Тимофея, который мог ослабеть под давлением церкви и преследованием мира, Павел призывает его: 1) «укрепляться» вообще (2:11) (основное увещевание первой части послания), и 2) продолжать «проповедовать слово» (4:2) (основное увещевание второй части). Эти последние слова, обращенные к Тимофею, содержат несколько рекомендаций и множество предостережений, включая 25 повелений.
Поскольку Тимофей хорошо знал богословие Павла, Апостол далее не учит его доктринам. Однако, он упомянул несколько важнейших из них, включая спасение по Божьей благодати (1:9, 10; 2:10), Личность Христа (2:8; 4:1, 8) и стойкость (2:11‑13). Павел написал также один из важнейших текстов Нового Завета о богодухновенности Писания (3:16, 17).
Проблемы толкования
В толковании этого послания нет существенных разногласий, в том числе и по богословским вопросам. Послание ограничено датами, связанными с определенными лицами, упомянутыми в послании. Таковы Фигелл и Ермоген (1:15), Онисифор (1:16; ср. 4:19), Именей и Филит (2:17, 18), Ианний и Иамврий (3:8) и Александр (4:14).
План
I. Приветствие и благодарение (1:1‑5)
II. Стойкость человека Божия (1:6‑18)
А. Увещевание (1:6‑11) Б. Примеры (1:12‑18)
1. Павел (1:12‑14) 2. Онисифор (1:15‑18)
III. Примеры людей Божьих (2:1‑26)
А. Павел (2:1, 2) Б. Воин (2:3, 4) В. Спортсмен (2:5) Г. Земледелец (2:6, 7) Д. Иисус (2:8‑13) Е. Делатель (2:14‑19) Ж. Сосуд (2:20‑23) З. Раб (2:24‑26)
IV. Опасности, подстерегающие человека Божия (3:1‑17)
А. Столкновение с отступничеством (3:1‑9) Б. Победа над отступничеством (3:10‑17)
V. Проповедь человека Божия (4:1‑5)
А. Призыв к проповеди (4:1, 2) Б. Потребность в проповеди (4:3‑5)
VI. Заключение (4:6‑18)
А. Триумф Павла (4:6‑8) Б. Нужды Павла (4:9‑18)
VII. Прощание Павла (4:19‑22)
1:1, 2 Павел напоминает Тимофею, что несмотря на их близкие духовные отношения, он обращается к нему с духовной властью, данной Богом. Цель этого напоминания состоит в том, чтобы не только Тимофей, но и другие люди согласились с духовными предписаниями послания.
1:1 волею Божиею Апостол Иисуса Христа См. пояснение к 1Тим. 1:1. Призвание его соответствовало высшему плану Божию и Его цели (ср. 1Кор. 1:1; 2Кор. 1:1; Еф. 1:1; Кол. 1:1). обетованию жизни во Христе Иисусе Имеется в виду благой вести, которая обещает, что некогда духовно мертвые, верою приняв евангельскую весть, объединятся во Христе и получат в Нем жизнь вечную (Ин. 3:16; 10:10; 14:6; Кол. 3:4).
1:2 Тимофею, возлюбленному сыну См. пояснение к 1Тим. 1:2. благодать… Господа нашего. См. пояснение к 1Тим. 1:2. Обычное приветствие Павла, выражающее его искреннее пожелание Божьих благословений Тимофею в жизни.
1:3 Благодарю Бога… в молитвах моих См. пояснения к Флп. 1:3,4. с чистою совестью См. пояснение к 1Тим. 1:5.
1:4 желаю видеть тебя Павел страстно жаждал увидеть Тимофея снова, так как был привязан к нему и чувствовал приближение неминуемой смерти (ср. 4:9, 13, 21). вспоминая о слезах твоих Павел, вероятно, вспоминает происходящее во время последней встречи, которая состоялась после краткого пребывания в Ефесе (и написания затем 1‑го Послания к Тимофею) и перед арестом Павла в Троаде (см. пояснение к 4:13) и его вторым заключением в Риме. Ранее Павел встречался с руководителями в Ефесе (Деян. 20:36‑38).
1:5 Лоиде… Евнике Упоминание женщин по имени говорит о том, что Павел лично знал их, поскольку он (вместе с Варнавой) привел их к вере во Христа во время своего миссионерского путешествия (ср. Деян. 13:13‑14:21). Эти женщины искренне исповедовали иудаизм и знали Писание достаточно хорошо, чтобы вместе с Тимофеем (3:15) оказаться готовыми немедленно принять Иисуса как Мессию, когда они впервые услышали от Павла благую весть.
1:6 возгревать дар Божий Эта фраза указывает, что Павел был неудовлетворен верностью Тимофея. «Возгревать» означает буквально «поддерживать огонь», а «дар» означает духовный дар верующих (см. пояснения к Рим. 12:4‑8; 1Кор. 12:7‑11; относительно духовного дара Тимофея см. пояснения к 4:2‑6; 1Тим. 4:14). Павел напоминает Тимофею, что, управляя данным ему Богом даром для проповеди учения и благовестия, он должен был пользоваться им постоянно (ср. 4:2‑5). мое рукоположение См. пояснения к 1Тим. 4:14; 5:22; ср. 6:12. Павел мог совершить его при обращении Тимофея. В этом случае рукоположение совпадало с получением Тимофеем духовного дара. Выражение может означать также необычное духовное дарование, которое Тимофей получил или развил после своего обращения.
1:7 духа… боязни С греческое слово «боязни», которое может быть также переведено как «робости». Оно означает малодушный позорный страх, обусловленный слабым эгоистичным характером. Угроза гонений со стороны римлян, возросшая во времена Нерона, враждебность недовольных руководством Тимофея в ефесской церкви и атаки лжеучителей с их изощренной системой обмана могли надломить Тимофея. Если Тимофей испытывал страх, этот страх был не от Бога. силы Бог уже дал верующим все духовные источники, необходимые для преодоления любого испытания или угрозы (ср. Мф. 10:19, 20). Божественная сила – это действительная движущая духовная энергия, присущая верующим (Еф. 1:18‑20; 3:20; ср. Зах. 4:6). любви См. пояснение к 1Тим. 1:5. Тип любви, которая стремится удовлетворить требования Бога благодаря заботе прежде всего о благосостоянии других людей (ср. Рим. 14:8; Гал. 5:22, 25; Еф. 3:19; 1Пет. 1:22; 1Ин. 4:18). целомудрия Подразумевается дисциплинированный, правильно ориентированный разум и самообладание в противоположность страху и малодушию, ведущим к беспорядку и путанице. Сосредоточенность на святой природе и совершенных целях вечного Бога позволяет верующим управлять своей жизнью с благочестивой мудростью и уверенностью в любых ситуациях (ср. Рим. 12:3; 1Тим. 3:2; Тит. 1:8; 2:2).
1:8 свидетельства Господа нашего Весть Евангелия рассказывала об Иисусе Христе. Павел не хотел, чтобы Тимофей «стыдился» произносить имя Христа, опасаясь возможных преследований (ср. ст. 12, 16).меня, узника Его См. во Введении: Автор и время написания. См. пояснения к Еф. 3:1; Флп. 1:12‑14. Связь с Павлом, который стал узником из‑за проповеди благой вести, могла подвергнуть опасности жизнь и свободу Тимофея (ср. Евр. 13:23).
1:9 званием святым Как и во всех новозаветных посланиях, этот призыв не является приглашением грешников к вере в благую весть и спасению (как в Мф. 20:16), но служит призывом Божьим к избранным для спасения (см. пояснение к Рим. 1:7). Призвание выражается в святости, признании прощенной вины (оправдании) и отделенности от греха (освящении) и полном совершенстве (прославлении). не по делам… но по… благодати Эта истина есть суть благовестия. Спасение дается по благодати через веру, а не через добрые дела (см. пояснения к Рим. 3:20‑25; Гал. 3:10, 11; Еф. 2:8, 9; Флп. 3:8, 9). Благодать служит также основанием для укрепляющего действия Бога в верующих (ср. Флп. 1:6; Иуд. 24, 25). по Своему изволению Т.е. согласно суверенному плану Божьему в отношении избрания (см. пояснения к 2:10; Ин. 6:37‑40, 44; Деян. 13:48; Рим. 8:29; 9:10‑24; Еф. 1:4; 3:11; 2Фес. 2:13; Тит. 1:1, 2; 1Пет. 1:2). во Христе Иисусе Жертва Его сделала возможным осуществление Божьего плана спасения, потому что Он стал заместительной жертвой за грехи Божьего народа (см. пояснение к 2Кор. 5:21). прежде вековых времен Аналогичная фраза встречается в Тит. 1:2. Судьба избранных Богом была решена и определена от начала (Ин. 17:24; ср. Еф. 1:4, 5; Фил. 1:29; 1Пет. 1:2).
1:10 явлением Иначе «богоявлением». Это слово служит русским эквивалентом греческого слова, чаще всего употребляющегося в связи со Вторым Пришествием Иисуса Христа (4:18; 1Тим. 6:14; Тит. 2:13), однако в этом тексте оно связано с Первым Его Пришествием. разрушившего смерть… явившего… нетление «Разрушившего» означает «лишившего силы». Смерть физическая по‑прежнему существует, но она уже не является врагом христиан и не страшна для них (1Кор. 15:54, 55; Евр. 2:14). После воплощения и распространения благой вести Бог открыл истину о нетлении и вечной жизни. Реальность ее лишь частично понималась ветхозаветными верующими (ср. Иов. 19:26).
1:11 проповедником… учителем. См. пояснение к 1Тим. 2:7.
1:12 я и страдаю Ср. ст. 8; см. пояснения к 2Кор. 4:8‑18; 6:4‑10; 11:23‑28; Гал. 6:17; Флп. 3:10. но не стыжусь См. пояснения к ст. 8; Рим. 1:16; 1Пет. 4:16. Павел не боялся гонений и смерти из‑за проповеди благовестия во враждебной окружающей обстановке, поскольку был уверен, что Бог поставил на нем печать будущей славы и благословения.я знаю, в Кого уверовал «Знаю» говорит о внутренней уверенности Павла, о спасительном знании Бога. Форма греческого глагола, переведенная как «знаю», подразумевает нечто, происшедшее в прошлом и имеющее последствия в настоящем (см. пояснение к Рим. 1:16). Это знание приравнивается к «познанию истины» (3:7; 1Тим. 2:4). Он силен сохранитьСм. пояснения к Иуд. 24, 25. залог мой Жизнь Павла на земле и в вечности принадлежала его Господу. Он жил, всецело надеясь на Господа, с твердой верой (Рим. 8:31‑39). на оный день Ср. ст. 18; 4:8; см. пояснение к Флп. 1:6. Называется также «день Христов» (см. пояснение к Флп. 1:10). День, когда верующие предстанут перед престолом суда и получат награду (см. пояснения к 1Кор. 3:13; 2Кор. 5:10; 1Пет. 1:5).
1:13 здравого учения Ср. 1Тим. 4:6; 6:3. Т.е. Писания и содержащихся в нем доктрин (см. пояснения к 3:15‑17). от меня Павел был сосудом для Божьего откровения (ср. 2:2; 3:10, 14; Флп. 4:9; см. пояснения к Еф. 3:1‑5). с верою и любовью во Христе Иисусе «Вера» означает уверенность в истинности Слова Божия, а «любовь» – участие и сострадание в передаче этой истины (ср. Еф. 4:15).
1:14 добрый залог Сокровище благой вести о спасении, открытой в Писании (см. пояснение к 1Тим. 6:20).
1:15 Асийские Асия была римской провинцией, ныне часть современной Турции. Имеется в виду лишь часть региона Малой Азии. Фигелл и Ермоген Ничего неизвестно об этих двух людях. По‑видимому, они подавали надежду стать руководителями церкви, были близки Павлу и хорошо известны среди асийских церквей, однако под натиском преследований оставили Павла.
1:16 Онисифора Один из верных соратников Павла, который не покинул его, но помогал ему в тюрьме и не стыдился навещать Апостола и служить его нуждам. Павел поэтому просит Тимофея приветствовать дом Онисифора (4:19), семью, которая жила в Ефесе или недалеко от города.
1:17 быв в Риме Для сведений о Риме см. во Введении к Посланию к Римлянам: Исторический фон и предпосылки написания. Онисифор находился в деловой поездке, и из текста следует, что поиски его требовали времени, усилий и были связаны с опасностями.
1:18 оный день См. пояснение к ст. 12. в Ефесе См. во Введении к Посланию к Ефесянам: Исторический фон и предпосылки написания. Верность Онисифора проявилась много лет назад, когда Павел совершал служение в третьем или четвертом миссионерском путешествии.
2:1 укрепляйся Это главное увещевание первой части послания. Павел призывает Тимофея победить очевидную тенденцию к слабости и обновить посвящение служению (см. во Введении: Исторические и теологические темы). сын мой Павел привел Тимофея ко Христу во время первого миссионерского путешествия (ср. 1Кор. 4:17; 1Тим. 1:2, 18).
2:2 слышал от меня См. пояснение к 1:13; ср. 3:14. За долгие годы близкого общения с Павлом (см. во Введении к 1‑му Тимофею: Автор и время написания) Тимофей слышал Божью истину, которую Бог открыл через Апостола. при многих свидетелях Таких как Сила, Варнава, Лука и многие другие верующие в церквях, которые могли засвидетельствовать, что учение Павла подлинно Божье. Это напоминание было необходимо Тимофею в связи с многочисленными проблемами в Ефесе (ср. 1:15). верным людям, которые были бы способны и других научить Тимофей должен был принять Божье откровение, которому учил его Павел, и научить других верных людей, то есть людей, обладающих соответствующим духовным характером и одаренностью, которые могли бы передать эти истины следующему поколению. От Павла к Тимофею, от Тимофея к верным людям, от них – к четырем поколениям благочестивых руководителей. Процесс духовного воспроизводства, начавшийся в ранней церкви, должен продолжаться до возвращения Господа.
2:3 добрый воин Метафора христианской жизни как войны (против зла в мире, против грешной человеческой природы самого верующего, против сатаны) часто встречается в Новом Завете (ср. 2Кор. 10:3‑5; Еф. 6:10‑20; 1Фес. 4:8; 1Тим. 1:18; 4:7; 6:12). Павел здесь подразумевает столкновение с враждебно настроенным миром и с преследованием (ср. ст. 9; 1:8; 3:11,12; 4:7).
2:4 не связывает себя Как солдат, призванный на действительную службу, полностью лишен связи с обычными событиями гражданской жизни, так и добрый воин Иисуса Христа не позволяет, чтобы мирское отвлекало его внимание (ср. Иак. 4:4; 1Ин. 2:15‑17).
2:5 подвизается Греческий глагол («атлео») означает усилие и решительность, необходимые для успеха в спортивных состязаниях (ср. 1Кор. 9:24). Удачное сравнение духовных усилий с усилиями и неустанным стремлением к победе атлетов для тех, кто имел представление об Олимпийских и Истмийских (проводились в Коринфе) играх. увенчивается Весь тяжкий труд спортсмена, его дисциплина оказывались напрасными, если он или она хоть в малейшем не выполняли установленные правила. Павел призывает к послушанию Слову Божьему для достижения духовной победы.
2:6 Трудящемуся земледельцу Слово «трудящемуся» образовано от греческого глагола, обозначающего «трудиться до изнеможения». Древние земледельцы работали, не разгибая спины, в любых условиях с утра до позднего вечера в надежде получить в награду хороший урожай. Павел убеждает Тимофея не лениться и не жить в праздности, но упорно трудиться (ср. Кол. 1:28, 29), ожидая урожая. См. пояснения к 1Кор. 3:6, 7.
2:7 Разумей В греческом это слово, означает четкое восприятие, полное понимание и тщательное рассмотрение. Форма глагола предполагает не просто добрый совет, а настойчивое увещевание со стороны Павла, придавая глубокий смысл написанному.
2:8 Помни… Иисуса Христа Высший пример верного Учителя (ст. 2), Воина (ст. 3, 4), Спортсмена (ст. 5), Земледельца (ст. 6). Тимофей должен был следовать Его примеру в учении, страдании, стремлении к награде и сеянии семян истины для получения духовного урожая. от семени Давидова См. пояснения к Рим. 1:3; Отк. 22:16. Иисус как потомок Давида является законным наследником его трона (Лк. 1:32, 33). Здесь подчеркивается человеческая природа Господа. воскресшего из мертвых Воскресение Христа является основополагающей истиной христианской веры (1Кор. 15:3, 4, 17, 19). Воскресением Бог подтвердил совершенство искупительной жертвы Иисуса Христа (см. пояснение к Рим. 1:4).
2:9 я страдаю… но для слова… нет уз Павел противопоставляет своему заключению благовестие и безграничную силу Слова Божия.
2:10 ради избранных Избранные к спасению еще до начала мира (см. пояснение к 1:9), которые еще не пришли к вере в Иисуса Христа (см. пояснения к Деян. 18:10; Тит. 1:1). спасение во Христе Иисусе Спасение может быть только в Нем (Деян. 4:12; ср. Рим. 8:29; Еф. 1:4, 5). Благовестие должно возвещаться (Мф. 28:19; Деян. 1:8), поскольку избранные еще не спасены верою в Иисуса Христа (Рим. 10:14). вечною славою Конечный результат спасения (см. пояснения к Рим. 5:2; 8:17).
2:11 Верно слово «Слово», которое упоминается в ст. 11‑13. См. пояснение к 1Тим. 1:15. с Ним умерли… с Ним и оживем Имеется в виду духовное участие верующих в смерти и Воскресении Христа (Рим. 6:4‑8), а также возможные страдания ради Христа, что следует из контекста.
2:12 терпим Это верующие, которые постоянно доказывают искренность своей веры (см. пояснение к Мф. 10:22; ср. 24:13; Ин. 8:31; Рим. 2:7; Кол. 1:23). с Ним и царствовать будем В Его будущем вечном царстве (Отк. 1:6; 5:10; 20:4, 6). если отречемся, и Он отречется от нас Здесь говорится о постоянном, окончательном отречении, отступничестве (см. пояснение к 1Тим. 1:19), а не о временных неудачах (случайных падениях) искренних верующих, например Петра (Мф. 26:69‑75). Те, кто отрицает Христа, таким образом доказывают, что они никогда в действительности не принадлежали Ему (1Ин. 2:19) и, встретившись однажды со страшной реальностью, будут отвержены Им (Мф. 10:33).
2:13 неверны Имеется в виду недостаток спасающей веры, а не колеблющаяся вера. Неверующие будут полностью отрицать Христа, поскольку вера не была искренней (ср. Иак. 2:14‑26). Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может Христос был верен в том, чтобы спасти уверовавших в Него (Ин. 3:16), а также верен в том, чтобы судить неверующих (Ин. 3:18). Поступать иначе Иисус не может. Это противоречит Его святой неизменной природе. Ср. Евр. 10:23.
2:14 словопрения Спорить с лжеучителями, т. е. с обманщиками, которые из человеческих побуждений искажали Слово Божие, было не только глупо (Пр. 14:7) и бесполезно (Мф. 7:6), но и опасно (ст. 16, 17; ср. ст. 23). Это первое из трех предостережений об опасностях бесполезных дискуссий (см. пояснения к ст. 16, 23). См. пояснения к 1Тим. 4:6, 7; 6:3‑5; 2Пет. 1‑3. расстройству В греческом слово означает «ниспровергать», «разрушать». В Новом Завете встречается еще один раз (2Пет. 2:6), где описывается гибель Содома и Гоморры. Заменяя истину ложью, лжеучение несет духовную катастрофу слушателям. «Расстройство» может оказаться вечным.
2:15 достойным Слово означает неизменное постоянство в достижении цели. Тимофей, как и все, кто проповедует или учит Слову, должен был прилагать максимум усилий для правильной, полной передачи Слова Божьего, точной и понятной слушателям. Это сокрушительное противодействие гибельному влиянию лжеучения (ст. 14, 16, 17). верно преподающим Буквально «разрезающим прямо». Аналогия с точностью, необходимой в профессии плотника, каменщика а также профессии Павла – он изготовлял палатки из кожи. Точность и аккуратность необходимы для библейского толкования, как и для любого предприятия, поскольку толкователь управляет Словом Божьим. Отсутствие этих качеств приведет к краху. слово истины Все Писание в целом (Ин. 17:17) и благовестие в частности (Еф. 1:13; Кол. 1:5).
2:16 непотребного пустословия См. пояснения к ст. 14; 1Тим. 6:20; ср. Тит. 3:9. Подобные губительные ереси ведут только к еще «большему нечестию». Ересь не может спасти или освятить. Это второе предупреждение Павла. Ср. ст. 14, 23.
2:17 рак Обозначает болезнь, которая быстро распространяется и заканчивается летальным исходом. Метафора подчеркивает коварную опасность лжеучения. Оно врывается в человеческую жизнь и поглощает ее. Именей См. пояснение к 1Тим. 1:20. Филит Он заменил Александра (1Тим. 1:20) как соучастник Именея.
2:18 воскресение уже было Подобно лжеучителям, смущавшим коринфян (1Кор. 15:12), Именей и Филит отрицали реальность телесного воскресения верующих. Они учили, что духовное отождествление верующих со смертью и Воскресением Христа (Рим. 6:4, 5, 8) было единственно возможным воскресением, и оно уже произошло. Подобные еретические учения базировались на взглядах современных греческих философов, утверждавших, что материя есть зло, а дух добро. разрушают… веру О тех, чья вера не была искренней (ср. Мф. 24:24). Подлинно спасающая вера не может быть полностью и окончательно разрушена (см. пояснение к ст. 12). Ложная, неспасающая вера приводит к отступничеству (ср. 4:10). См. примечания к Мф. 7:21‑27; 13:18‑22; Ин. 2:23, 25; 6:64‑66; 8:31; 1Ин. 2:19.
2:19 твердое основание Божие Слова относятся к Церкви (ср. 1Тим. 3:15), Которую не могут победить силы ада (Мф. 16:18) и Которая состоит из людей, принадлежащих Господу. печать Символ собственности и достоверности. Павел приводит два отличительны признака людей, имеющих Божью печать подлинности. «познал Господь Своих» Вероятно, ссылка на Чис. 16:5. Он «познал». В смысле близких отношений, подобно тому как муж познает свою жену, а не в смысле «знакомства» вообще (см. пояснения к Ин. 10:27, 28; Гал. 4:9). Бог всегда знает Своих, поскольку Он избрал их еще до начала времен. См. пояснение к 1:9. «да отступит от неправды всякий» Это выражение перефразировано из Чис. 16:26 и является вторым признаком, удостоверяющим, что верующие есть собственность Бога. Фраза отражает стремление их к святости (ср. 1Кор. 6:19, 20; 1Пет. 1:15, 16).
2:20 сосуды Греческое слово, употребляющееся в самом широком смысле, означавшее различные инструменты, посуду или мебель в доме. В «большом доме», проводит аналогию Павел, есть два типа сосудов. одни в почетном В богатом доме сосуды были изготовлены из драгоценных металлов, «золота и серебра», и использовались в «почетных» целях: для сервировки стола во время приема пищи семьей и гостями. другие в низком Сделанные из дерева и глины, они служили не для почетного употребления, а для низменного – для мусора и отходов домашнего хозяйства. См. пояснение к 2Кор. 4:7.
2:21 кто Тот, кто хочет быть полезным Господу для высоких целей. Даже простое деревянное ведро или глиняный горшок становятся полезными, когда они очищены и освящены. чист См. пояснение к ст. 19. В греческом слово, означает «полностью очистить», или «совершенно чистый». Для того, чтобы ведро для отходов использовалось для почетной цели, его нужно было освободить, тщательно вымыть и избавить от малейших следов грязи. сего Сосуды «низкого» употребления (ст. 20). Связь с лжеучителями и живущими в грехе развращает (Пр. 1:10‑19; 13:20; 1Кор. 5:6, 11; 15:33; Тит. 1:16), особенно, если они являются руководителями церкви. Явный призыв к отделению от тех, кто провозглашает себя служителями Божьими, но поступает как негодный инструмент, полезный только для самого низкого употребления.
2:22 Юношеских похотей Не просто недозволенных сексуальных желаний, но также и таких похотей, как гордости, страсти к богатству и власти, ревности, самоуверенности и духа противоречия.
2:23 состязаний уклоняйся Третье предупреждение Павла об отказе от бесплодных споров с лжеучителями (см. пояснения к ст. 14, 16).
2:24 учительным Так переведено единственное в греческом языке слово, которое означает «искусный в учении». См. пояснение к 1Тим. 3:2.
2:25 противников Прежде всего неверующих (пленников сатаны – ст. 26), но также и верующих, обманутых «глупыми и невежественными» (ст. 23) теориями лжеучителей, и, возможно, самих искренне заблуждающихся лжеучителей. даст ли им Бог покаяния Ср. Деян. 11:18; см. 2Кор. 7:9, 10. Всякое истинное покаяние происходит по высшей благодати Божией (Еф. 2:7). Усилия, прилагаемые человеком, чтобы изменить себя, тщетны без этой благодати (ср. Иер. 13:23). познанию истины См. пояснение к 3:7. Когда Бог, по благодати, дарует спасающую веру, Он дарует также и покаяние в грехах. Ни то, ни другое не является заслугой человека.
2:26 сети диавола Обман есть ловушка сатаны, который является искусным интриганом, умно и утонченно преподносящим ложь. См. пояснения к Быт. 3:4‑6; Ин. 8:44; 2Кор. 11:13‑15; Отк. 12:9.
3:1 последние дни Здесь говорится о нашей эпохе, времени после первого Пришествия Господа Иисуса. См. примечания к 1 Тим. 4:1. времена тяжкие Слово «тяжкие» употреблено для описания жестокости характера двух одержимых бесами людей (Мф. 8:28). Слово «времена» относится скорее к эпохе, чем к часам или календарному времени. Подобная жестокая, опасная эра (или эпоха, по мере приближения Второго Пришествия Христа) будет отмечена увеличением зла (ст. 13). Век переполнен опасными учениями церкви, набирающими силу с приближением конца. Ср. Мф. 7:15; 24:11, 12, 24; 2Пет. 2:1, 2.
3:2‑4 Список «примет», характеризующих руководителей в этот опасный период, совпадает с описанием примет неверующих, которое Господь дает в Мк. 7:21, 22.
3:5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся «Вид» означает внешний образ или наружность. Подобно книжникам и фарисеям, лжеучителя и их последователи были озабочены только внешним, показным (ср. Мф. 23:25; Тит. 1:16). То, что по внешней форме их учение напоминало христианство, и они вели добродетельный образ жизни, делало их еще более опасными.
3:6 обольщают женщин Слабые в добродетели и познании истины, отягощенные эмоциональным и духовным чувством вины из‑за своих грехов, женщины были легкой добычей для лжеучителей. См. пояснения к 1Тим. 2:13, 14; 5:11, 12.
3:7 познания истины В 1Тим. 2:4 используется это же выражение, означающее спасение. Павел здесь говорит о женщинах (ст. 6) и мужчинах, которые часто бросаются от одного лжеучения или культа к другому, никогда не достигая понимания Божьей спасающей истины в Иисусе Христе. Время от Первого Пришествия Иисуса Христа, было перегружено опасными лжеучениями, которые вели не к спасению, но к осуждению и проклятию (ср. ст. 14, 16, 17; 1Тим. 4:1).
3:8 Ианний и Иамврий Эти имена не упоминаются в Ветхом Завете, но прообраз их можно увидеть в двух египетских чародеях, противостоявших Моисею (Исх. 7:11, 22; 8:7, 18, 19; 9:11). Согласно иудейскому преданию, они, став иудейскими прозелитами, подстрекали к прославлению золотого тельца и были убиты вместе с другими идолопоклонниками (Исх. 32). Павел выбрал их в качестве примера, указывавшего, что лжеучителя в Ефесе пользовались ложными знамениями и чудесами. истине См. пояснение к ст. 7. невежды Это же слово переведено как «низкого достоинства» в Рим. 1:28 (см. пояснение там же) и происходит от греческого слова, означающего «бесполезный» (то, что проверили, например, металл и признали негодным).
3:9 безумие обнаружится Раньше или позже станет очевидным, что лжеучителя оказались глупцами, как это выяснилось в случае с Ианнием и Иамврием.
3:11 гонениях Переведено как производное от греческого глагола, буквально означающего «обращать в бегство». Павел был вынужден бежать из Дамаска (Деян. 9:23‑25), Антиохии Писидийской (Деян. 13:50), Иконии (Деян. 14:6), Фессалоники (Деян. 17:10) и Верии (Деян. 17:14). Антиохии, Иконии, Листрах Уроженец Листры (Деян. 16:1), Тимофей живо воскресит в памяти гонения, с которыми встретился Павел в этих трех городах. избавил меня Господь Ср. 4:17,18; Пс. 33:5, 7, 20; 36:40; 90:2‑6, 14; Ис. 41:10; 43:2; Дан. 3:17; Деян. 26:16, 17; 2Кор. 1:10. Господь неоднократно освобождал Павла, и это должно было ободрить Тимофея перед лицом гонений в Ефесе со стороны противников благовестия.
3:12 все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы Верные христиане должны ожидать преследований и мучений от рук отвергающего Христа мира (ср. Ин. 15:18‑21; Деян. 14:22).
3:13 Все опасные действия лжеучителей (ср. ст. 1‑9) будут учащаться и достигать большого успеха до Пришествия Христа. Ср. 2Фес. 2:11.
3:14 кем ты научен См. пояснение к 1:13. Стараясь воодушевить Тимофея держаться твердо, Павел напоминает ему о благочестивом наследстве. Форма местоимения «кто» предполагает, что Тимофей находился в долгу не только у Павла, но также и у других (1:5).
3:15 из детства Буквально «с младенчества». Два человека, которым Тимофей был особо обязан, это его мать и бабушка (см. пояснение к 1:5), верно учившие его истинам Ветхого Завета с раннего детства, так что он был готов принять благовестие во время проповеди Павла. знаешь священные писания Буквально «священные свитки». Это общее определение Ветхого Завета грекоязычными иудеями. умудрить… во спасение Ветхозаветные тексты указывали на Христа (Ин. 5:37‑39) и открывали потребность в вере в Божьи обетования (Быт. 15:6; ср. Рим. 4:1‑3). Писания направляли людей к познанию, того, что есть грех, и осознанию потребности в оправдании во Христе (Гал. 3:24). Дух Святой принес спасение через Слово. См. пояснения к Рим. 10:14‑17; Еф. 5:26; 1Пет. 1:23‑25.верою во Христа Иисуса Ветхозаветные верующие, включая Авраама (Ин. 8:56) и Моисея (Евр. 11:26), хотя и не понимали всех подразумеваемых деталей (ср. 1Пет. 1:10‑12), ожидали прихода Мессии (Ис. 7:14; 9:6) и искупления Им грехов мира (Ис. 53:5, 6). Также и Тимофей, когда услышал призыв, откликнулся на благовестие.
3:16 Все Писание Подобные этой грамматические конструкции греческого языка (Рим. 7:12; 2Кор. 10:10; 1Тим. 1:15; 2:3; 4:4) убедительно доказывают, что перевод «Все Писание богодухновенно» является точным. Под Писанием подразумевается Ветхий и Новый Заветы (см. пояснения к 2Пет. 3:15, 16), т.е. Новый Завет отождествляется с Писанием. богодухновенно Буквально «вдохновлено Богом», или «дыхание Божье». Иногда Бог сообщал еврейским авторам точные слова, которые они должны были передать людям (например, Иер. 1:9), но чаще использовал их разум, словарный запас и опыт для передачи Своего совершенного, непогрешимого и верного Слова (см. пояснения к 1Фес. 2:13; Евр. 1:1; 2Пет. 1:20, 21). Следует отметить, что богодухновенность относится только к рукописям Писания, а не к авторам Библии. Богодухновенно только Писание, а не его авторы. Бог отождествляется с Его Словом. Если Писание говорит, значит, говорит Бог (ср. Рим. 9:17; Гал. 3:8). Писание называется «Словом Божьим» (Рим. 3:2; 1Пет. 4:11) и не может быть изменено (Ин. 10:35; Мф. 5:17, 18; Лк. 16:17; Отк. 22:18, 19). научения Божье наставление, или учение, содержащееся в Ветхом и Новом Заветах (ср. 2:15; Деян. 20:18, 20, 21, 27; 1Кор. 2:14‑16; Кол. 3:16; 1Ин. 2:20, 24, 27). Писание дает всеобъемлющее и полное представление о Божьей истине, необходимое для жизни и благочестия. Ср. Пс. 118:97‑105. обличения Упрек в неправильном поведении или неправильной вере. Писание указывает на грехи (Евр. 4:12, 13), которые требуют исповедания и покаяния. исправленияВосстановление чего‑либо до должного уровня. В Новом Завете слово употребляется только в этом месте. Оно использовалось в греческом языке (вне Библии) для обозначения действия: поднять упавший предмет, помочь встать на ноги тем, кто оступился. Писание не только упрекает в неправильном поведении, но также указывает путь возврата к благочестивой жизни. Ср. Пс.118:9‑11; Ин. 15:1, 2. наставления в праведности Писание обеспечивает положительное воспитание («наставление» означало «воспитание ребенка») в благочестивом поведении, а не только упрек и исправление неправильного поведения (Деян. 20:32; 1Тим. 4:6; 1Пет. 2:1, 2).
3:17 совершен Способен выполнять все, к чему призвал его Господь (ср. Кол. 2:10). Божий человек Обычный термин для обозначения проповедника Божьей истины. См. пояснение к 1Тим. 6:11. приготовлен Удовлетворяет всем требованиям благочестивого служения и праведной жизни. Слово достигает этого не только в жизни человека Божия, но и в жизни всех, кто последует Ему (Еф. 4:11‑13).
4:1 заклинаю тебя Лучше перевести как «приказываю». В греческом могло означать «строгое приказание» (ср. 2:14; 1Тим. 1:18; 5:21). пред Богом и Господом… Иисусом Христом Эта греческая фраза может быть переведена как «в присутствие Бога, даже Иисуса Христа». Такой перевод лучше, так как представляет Бога как Судью (ср. Ин. 5:22). Каждый, кто служит Слову Божьему, находится под пристальным вниманием Христа (см. пояснения к 2Кор. 2:17; Евр. 13:17). Который будет судить Грамматическая конструкция предполагает близость угрозы: суд Христа близок. Павел подчеркивает уникальную ответственность всех верующих, в особенности же служителей Слова Божьего, перед Судьей Христом. Служение Христу совершается под Его всевидящим оком и со знанием того, что как Судья Он однажды оценит дела каждого верующего (см. пояснения к 1Кор. 3:12‑15; 4:1‑5; 2Кор. 5:10). Это суд не для осуждения, но для оценки каждого. Для спасения верующие уже были судимы и провозглашены праведными. Они больше не подлежат осуждению за грех (Рим. 8:1‑4). живых и мертвых Христос будет судить всех людей тремя различными судами: 1) судом над верующими после восхищения (1Кор. 3:12‑15; 2Кор. 5:10); 2) судом над народами (овцы и козлы): верующие будут отделены от неверующих (Мф. 25:31‑33) для жизни в Тысячелетнем Царстве и 3) судом только над неверующими у великого Белого Престола (Отк. 20:11‑15). Апостол имеет в виду суд в общем смысле, включающий все три суда. явление Его В греческом слово, переведенное как «явление», буквально означает «сияющий» и употреблялось древними греками по отношению к возможному явлению людям греческого бога. Павел говорит здесь о Втором Пришествии Христа, когда Он будет судить «живых и мертвых» (см. пояснение выше) и установит Свое Тысячелетнее и вечное Царство (см. пояснение к 1Тим. 6:14).
4:2 слово Все записанное Слово Божие, полнота его откровения, содержится в Библии (ср. 3:15,16; Деян. 20:27). настой В других переводах «будь готов». В греческом слово, переведенное таким образом, имеет много значений, в том числе неожиданности (Лк. 2:9; Деян. 12:7) и стойкости (Лк. 20:1; Деян. 4:1; 6:12; 23:27). Форма глагола предполагает здесь дополнительные значения: устойчивость, подготовку или готовность. Можно сравнить с готовностью солдата к сражению, или постоянной готовностью стражника к неожиданным нападениям. Подобное отношение должно быть к лжеучителям (Иер. 20:9; Деян. 21:11‑13; Еф. 5:15, 16; 1Пет. 3:15). во время и не во время Преданный проповедник должен возвещать Слово вне зависимости от его популярности и благоприятных условий, а также уместно это или неуместно. Предписания народной культуры, традиций, славы, уважения и признания в обществе (или церкви) не должны влиять на обязательство истинного проповедника провозглашать Слово Божие. обличай, запрещай Эта направленность проповеди Слова отрицательная («обличение» и «исправление», ср. 3:16). Греческое слово «обличай» относится к исправлению поведения или ложного учения с использованием точных библейских доказательств, чтобы помочь человеку понять ошибочность своего поведения. В греческом слово, переведенное как «запрещай», относится, скорее, к исправлению побуждений человека, приводя его к осознанию собственных грехов и покаянию. увещевай… назиданием Эта направленность проповеди положительная («учение» и «наставление», ср. 3:16).
4:3 здравого учения См. пояснения к 1:13; 1Тим. 4:6; Тит. 2:1. принимать Означает «поддерживать во время несчастий» и может быть переведено как «терпеть». Павел предупреждает Тимофея, что во время опасности многие люди станут нетерпимы к обличающей, требовательной проповеди Слова Божия (1:13, 14; 1Тим. 1:9, 10; 6:3‑5). По своим прихотям… льстили бы слуху Считающие себя христианами номинальные верующие в церкви следуют собственным желаниям («прихотям») и стекаются к проповедникам, предлагающим им Божьи благословения отдельно от Его прощения, и Его спасение отдельно от их покаяния. Жажда легкой жизни поддерживается учениями, которые вызывают чувство удовлетворения и оставляют верующих довольными собой. Цель их состоит в том, чтобы проповедовать «по своим прихотям». В таких условиях определять, что проповедовать, будут люди, но не Бог Своим Словом.
4:4 басням Имеются в виду ложные идеологии, ложные взгляды и философии во всем разнообразии своем противостоящие здравому учению (см. пояснения к 2Кор. 10:3‑5; 1Тим. 1:4; 4:7; ср. Тит. 1:14; 2Пет. 1:16).
4:5 благовестника В Новом Завете употребляется еще только два раза (см. пояснения к Деян. 21:8; Еф. 4:11). Слово обозначает специальную должность в служении. Цель ее – проповедь благовестия неверующим. Еф. 4:11 служит основанием для предположения, что все церкви имели пастырей – учителей и благовестников. Однако глагол в «проповедовать благочестие» и существительное «благочестие» употребляются в Новом Завете не только по отношению к благовестникам, но также для призвания каждого христианина, в особенности же пастыря или учителя, провозглашать благую весть. Павел не призывал Тимофея занять должность евангелиста, но лишь «совершать дело» его.
4:6‑8 Приближаясь к концу своей жизни, Павел мог оглянуться назад без сожаления или угрызений совести. В этих стихах он сверяет свою жизнь по трем стандартам: существующей реальности смерти, к которой он был готов (ст. 6), прошлому, в котором он был верен (ст. 7), и будущему, в котором он ожидает небесной награды (ст. 8).
4:6 Уже Означает, что смерть близко. жертвою Точнее, «вином для возлияния». В системе жертвоприношений Ветхого Завета это было заключительной жертвой, следовавшей за всесожжением и хлебным приношением, предписанным израильскому народу (Чис. 15:1‑16). Павел рассматривал приближавшуюся смерть как заключительную жертву Богу в жизни, полной жертв Ему (см. пояснение к Флп. 2:17). моего отшествия Говорится о смерти Павла. В греческом это слово преимущественно означало развязывание чего‑либо, например, швартовых канатов корабля или веревок палатки. Это второе, приобретенное значение слова «отшествие».
4:7 Три переведенные с греческого формы глагола «подвизался, совершил, сохранил» указывают на завершенное действие, которое продолжает приносить результаты. Павел считал свою жизнь завершенной. Он оказался способным выполнить все, к чему призвал его Господь, с помощью силы Божьей. Он был воином (2:3, 4; 2Кор. 10:3; 1Тим. 6:12; Флм. 2), спортсменом (1Кор. 9:24‑27; Еф. 6:12) и хранителем (1:13, 14; 1Тим. 6:20, 21). веру Истины открывшегося Слова Божия.
4:8 венец правды В греческом слово, переведенное как «венец», буквально означает «окружающий». Это плетеный венок или корона, возлагавшиеся на головы высокопоставленных сановников и военачальников или спортсменов, добившихся победы. Лингвистически слово «правды» может обозначать либо то, что основание для получения венца есть праведность, либо что сам венец есть праведность. Подобно «венцу жизни» (Иак. 1:12), «венцу похвалы» (1Фес. 2:19), «венцу нетленному» (1Кор. 9:25) и «венцу славы» (1Пет. 5:4), в которых жизнь, похвала, нетление и слава относятся к природе самого венца, данный контекст указывает, что здесь венец символизирует вечную праведность. Верующие получают праведность Христа (оправдание) при спасении (Рим. 4:6, 11). Дух Святой производит в верующих праведность поступков (освящение), помогая им бороться с грехом в течение земной жизни (Рим. 6:13, 19; 8:4; Еф. 5:9; 1Пет. 2:24). И только завершив борьбу, христианин получит совершенную праведность Христа (прославление) на небесах (см. пояснение к Гал. 5:5). праведный Судия См. пояснение к ст. 1. день оный См. пояснение к 1:12. явление Его См. пояснения к ст. 1; 1Тим. 6:14.
4:9‑22 В заключительных стихах Павел сообщает Тимофею о духовном состоянии, поступках и местонахождении некоторых мужчин и женщин, помогавших либо мешавших в его служении.
4:9 Постарайся придти ко мне скоро Павел страстно желал увидеть своего возлюбленного сотрудника, однако Тимофею следовало поторопиться: Павел знал, что дни его сочтены (ст. 6).
4:10 Димас Он был одним из ближайших помощников Павла, наравне с Лукой и Епафрасом (см. пояснения к Кол. 4:14; Флм. 24). оставил В греческом слово, означало «полностью отказался», оставил кого‑либо в ужасной ситуации. Димас был ненадежным учеником, так и не познавшим цены истинного посвящения Христу. Этот тип ученика описан Господом в Мф. 13:20, 21; ср. Ин. 8:31; 1Ин. 2:1. Возлюбив нынешний век См. пояснения к Иак. 4:4; 1Ин. 2:15‑17. Фессалонику Димас мог посчитать этот город безопасным убежищем (см. во Введении к 1‑му Фессалоникийцам: Исторический фон и предпосылки написания). Крискент В отличие от Димаса, Крискент остался верным и надежным, поэтому Павел послал его в Галатию, римскую провинцию в центре Малой Азии, где Павел проводил служение в каждом из трех миссионерских путешествий. Тит Ближайший друг и помощник Павла после Тимофея (Тит. 1:5; см. во Введении к Титу: Название). Далматию Известна также как Иллирика (Рим. 15:19), римская провинция на восточном берегу Адриатического моря, к югу от Македонии. Лука Автор Евангелия от Луки и книги Деяний Апостолов, близкий друг Павла и его личный врач, который не мог сам нести бремя служения в Риме (см. во Введении к Евангелию от Луки и книге Деяний Апостолов: Автор и время написания).
4:11 Марка возьми и приведи с собою Очевидно, Марк жил на пути Тимофея из Ефеса в Рим. Автор Евангелия от Марка (иногда называемый Иоанном), двоюродный брат Варнавы (Кол. 4:10) и близкий сотрудник Павла (Флм. 24) однажды позорно оставил Павла и Варнаву (см. пояснения к Деян. 13:13; 15:36‑39), но к этому времени стал добрым слугой (см. во Введении к Евангелию от Марка: Автор и время написания).
4:12 Тихика Павел либо уже раньше послал его в Ефес, либо послал его доставить второе письмо к Тимофею, так как Тихик и прежде доставлял письма Павла к церквям в Ефесе (Еф. 6:12), Колоссах (Кол. 4:7) и Титу (Тит. 3:12; см. пояснение к Кол. 4:7). Ефес См. во Введении к Посланию к Ефесянам: Исторический фон и предпосылки написания. См. пояснение к Отк. 2:1.
4:13 фелонь Большой тяжелый шерстяной плащ, который служил и одеждой, и одеялом в холодную погоду. Павел ждал скорой зимы (ст. 21). Карп Неизвестный помощник Павла, чье имя означает «плод». в Троаде Морской порт в Малой Азии. книги, особенно кожаные «Книги» означали свитки папирусов, вероятно, ветхозаветных книг. «Кожаные» книги представляли собой листы тонкого пергамента, изготовленные из обработанных шкур животных. Ценились очень дорого. Это могли быть копии писем, написанных Павлом, или чистые листы для написания новых посланий. То, что у Павла не оказалось с собой «книг», позволяет заключить, что он был арестован в Троаде и не имел возможности взять их.
4:14 Александр медник Возможно, другой человек, не тот, которого Павел предал сатане вместе с Именеем (1Тим. 1:20), поскольку Павел упоминает его отдельно, указывая, что он «медник». Александр мог изготовлять идолов (ср. Деян. 19:24). много сделал мне зла Александр противился учению Павла и, по‑видимому, распространял собственное лжеучение. Он мог способствовать аресту Павла и даже лжесвидетельствовать против него. Ср. Деян. 19:23 и далее. Да воздаст ему Господь Павел оставлял мщение в руках Божьих (Втор. 32:35; Рим. 12:19).
4:16 первом… ответе Греческое слово «ответ» соответствует русским словам «защита» и «примирение». Подразумевает словесный ответ в зале суда. В римской юридической системе обвиняемому полагалось два слушания дела: прима актио, больше похожее на современное обвинение, устанавливавшее вину и определявшее, есть ли основание для судебного разбирательства, и секунда актио, которое устанавливало виновность или невиновность обвиняемого. «Ответ» Павла относится к прима актио. Да не вменится им! Слова, аналогичные словам Стефана (Деян. 7:60) и Самого Господа (Лк. 23:24).
4:17 Господь же предстал мне Господь выполняет Свое обещание «никогда не оставлять и не покидать» Своих детей (Втор. 31:6, 8; Нав. 1:5; Евр. 13:5). чрез меня утвердилось благовестие Как и в прошлом (Деян. 26:2‑29), Павел мог провозглашать благовестие перед римским судом. услышали все язычники Проповедуя Благовестие многонациональной языческой аудитории, Павел мог утверждать, что он достиг всех язычников благой вестью и, таким образом, исполнил свое поручение (Деян. 9:15, 16; 26: 15‑18). львиных челюстей Ср. Дан. 6:26, 27. Общепринятый символ смертельной опасности (Пс. 21:22; 34:17) и обычный случай для Павла (ср. Деян. 14:19; 2Кор. 4:8‑12; 6:4‑10; 11:23‑27). Петр сравнивал сатану со львом в 1Пет. 5:8.
4:18 избавит меня Господь от всякого злого дела Основываясь на делах Господа в настоящем (Он укреплял Павла и пребывал с ним – ст. 17), Павел надеялся на Господа и в будущем. Он знал, что Бог волен освободить его от всех испытаний и заговоров против него (2Кор. 1:8‑10). сохранит для Своего Небесного Царства Павел знал, что совершение его спасения ближе, чем когда он впервые уверовал (ср. Рим. 13:11; 2Кор. 5:8; Флп. 1:21).
4:19 Прискиллу и Акилу Павел впервые встретил двух верных друзей в Коринфе после их отъезда из Италии (см. пояснение к Деян. 18:2). Некоторое время они несли служение в Ефесе (Деян. 18:18, 19), позже вернулись в Рим (Рим. 16:3), а затем вновь переехали в Ефес. дом Онисифоров См. пояснение к 1:16.
4:20 Ераст Вероятно, городской казнохранитель в Коринфе, посылавший через Павла приветствия церкви в Риме (см. пояснение к Рим. 16:23). Коринф Знаменитый город в Греции (см. пояснение к Деян. 18:1; см. во Введении к 1‑му Коринфянам: Название). Трофим Уроженец, города Ефеса в Азии, сопровождал Павла на пути из Греции в Троаду (см. пояснение к Деян. 20:4). Милит Город и морской порт в провинции Карии, расположенный в 40 милях (64 км) к югу от Ефеса (см. пояснение к Деян. 20:15).
4:21 до зимы Ожидая наступления холодов и находясь в холодной камере римской тюрьмы, Павел нуждался в плаще, чтобы согреться. Возможность использования книг, в том числе и кожаных, также уменьшалась, так как зимой уменьшалась продолжительность светового дня. Еввул… Пуд… Лин… Клавдия Первые три имени имеют латинское происхождение. Вероятно, эти люди были уроженцами Италии и членами римской церкви. «Клавдия» была верующей и близким другом Павла. Больше о ней ничего не известно.
4:22 Благодать с вами Благословение, идентичное благословению в предыдущем послании Павла к Тимофею (см. пояснение к 1Тим. 6:21). «Вами» имеет множественное число, что указывает на обращение Павла ко всей Ефесской общине.