Уильям МакДональд

Комментарии МакДональда - Судей

Оглавление

Введение

1 глава

2 глава

3 глава

4 глава

5 глава

6 глава

7 глава

8 глава

9 глава

10 глава

11 глава

12 глава

13 глава

14 глава

15 глава

16 глава

17 глава

18 глава

19 глава

20 глава

21 глава

Введение

"Многое в Книге Судей может опечалить сердце читателя. Вероятно, нет другой такой книги в Библии, которая настолько явно свидетельствовала бы о нашем человеческом пороке. Но в ней также присутствуют несомненные признаки божественного сострадания и долготерпения... При рассмотрении жизни менее значимых спасителей, может придти осознание потребности в наше время в великом Спасителе, в незапятнанной жизни, который способен принести совершенное освобождение, не только временное, но и вечное." Артур Е. Кандэлл

Введение

I. Особое положение в каноне

В этой захватывающей книге особым образом описано то, как Бог обращает слабости людей в их достоинства. На самом деле, в каком-то смысле, Книга Судей является комментарием к трем стихам: "Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась перед Богом" (1 Кор. 1:27-29). Например, Аод был левшой из колена Вениамина (3:12-30), левая рука всегда считалась слабее правой. Самегар использовал рожн для волов, не самое достойное оружие, чтобы убить 600 противников (3:31). Девора была представительницей "слабого пола" (хотя сама она не была слабой!) (4:1-5:31). Десять тысяч солдат Варака и девятьсот железных колесниц Сисары были неравными соперниками с человеческой точки зрения (4:10, 13). Иаиль, также представительница слабого пола, убила Сисару, пронзив его череп колом от шатра (4:21). Она держала кол левой рукой (5:26, Септу-агинта). Гедеон вышел на встречу врагу с армией, которую Бог сократил с 32 000 до 300 человек (7:1-8). Ячменный хлеб, которым питались бедняки, говорит о бедности и слабости (7:13). Армия Гедеона была вооружена нетрадиционными видами оружия: глиняными кувшинами, светильниками и трубами (7:16), и кувшины нужно было разбить (7:19). Авимелех был сбит с ног рукой женщины, сбросившей обломок жернова (9:53). Имя Фола означает "червь" (10:1). Когда мы встречаемся с матерью Самсона, она – бесплодная и безымянная женщина (13:2). И Самсон убил 1000 филистимлян челюстью осла (15:15).

II. Aвторство

Несмотря на то, что автор Книги Судей неизвестен, Иудейский Талмуд и ранние христианские предания гласят, что Судьи, Руфь и 1, 2 Книги Царств были написаны Самуилом. Эта точка зрения поддерживается 1 Царств 10:25, где указано, что пророк Самуил был писателем. Также, внутренние признаки времени написания соответствуют, по меньшей мере, периоду жизни Самуила.

III. Bремя написания

Существует несколько причин, почему книгу Судей лучше всего датировать первой половиной века монархии (1050-1000 до н.э.):

Во-первых, повторяющаяся фраза "в те дни не было царя у Израиля" (17:6; 18:1; 19:1; 21:25) наводит на мысль о том, что в момент написания царь уже был.

Во-вторых, ввиду того, что 1:21 указывает на то, что Иевусеи все еще жили в Иерусалиме, необходимо опираться на дату, предшествующую захвату этого города Давидом. И последнее, Газер, упомянутый в 1:29, позже был отдан Фараоном Соломону в качестве свадебного подарка, что также подразумевает дату до того, как это произошло. Таким образом, период правления Саула или первые годы правления Давида кажутся наиболее вероятными.

IV. Исторический фон и тема

Книга Судей подхватывает историю Израильской нации после того, как умерло поколение Иисуса Навина. Израильскому народу не удалось полностью изгнать языческих обитателей Ханаана. На самом деле, они смешались с язычниками и стали заниматься идолопоклонством. В результате этого, Бог постоянно предавал Свой народ в руки язычников. Такое рабство привело Иудеев к раскаянию и покаянию. Когда они воззвали к Богу с просьбой об освобождении, Он поставил судей. Книга так названа именно в честь этих правителей.

События этой книги охватывают приблизительно 325-летний период, от Гофониила до Самсона.

Судьи были военачальниками, а не просто юристами. Героическими делами веры они приводили в исполнение суд Божий или свергали своих поработителей, тем самым возвращая людям мир и свободу. На освобождение Израиля было поставлено двенадцать судей. О некоторых рассказано очень много, в то время как другие упомянуты всего в од-ном-двух стихах. Они вышли из девяти разных колен и освободили свой народ от народов Месопотамии, Моавитян, Филистимлян, Хананеев, Мадианитян и Аморреев. До Самуила никто из судей не управлял всей нацией.

Книга  Судей  не придерживается строгого хронологического порядка. Первые две главы содержат вводный материал, как исторический, так и пророческий. Сама последовательность судей (гл. 3-16) не всегда расположена хронологически. Некоторые судьи могли побеждать своих врагов в одно и то же время, но на разных участках земли. Важно об этом помнить, так как число лет, упомянутых в книге, если их последовательно сложить, превысит 400, что больше того периода времени, который этому отводит Библия (Деян. 13:19, 20; 3 Цар. 6:1).

Завершающие главы (17-21) описывают события, произошедшие в период правления судей, но они помещены в конец книги, чтобы дать полное представление о религиозном, моральном и культурном упадке в Израиле в то время. Это время лучше всего характеризует ключевой стих (17:6): "В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым."

Если мы верим, что всякое слово Бога чисто, и что все Писание полезно, тогда из этого следует, что Книга Судей содержит важные для нас духовные темы и уроки. Некоторые из этих уроков сокрыты в именах языческих поработителей и судей, освобождавших Израиль. Поработители представляют собой силы этого мира, которые пытаются заключить Божий народ в рабство. Судьи символизируют средства, посредством которых мы ведем духовную битву.

Мы включили рекомендации по практическому применению в свои комментарии, многие из которых взяты из старых классических произведений.

При изучении прообразов или личностей всегда существует опасность впасть в крайность. Мы попытались избежать любых натянутых или надуманных истолкований. Также, необходимо признать, что значения некоторых имен не ясны. Мы подобрали альтернативные значения, где это было возможно.

Содержание

I. ОБЗОР И ПРОСМОТР(1:1 – 3:6)

A. Оглядываясь назад (1:1 – 2:10)

Б. Заглядывая вперед (2:11 – 3:6)

II. ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ СУДЕЙ (3:7 – 16:31)

A. Гофониил (3:7-11)

Б. Аод (3:12-30)

B. Самегар (3:31)

Г. Девора и Варак (Гл. 4, 5)

1. Их история в прозе (Гл. 4)

2. Их история в песне (Гл. 5)

Д. Гедеон (6:1 – 8:32)

1. Призыв Гедеона к служению (Гл. 6)

2. Три сотни Гедеона (Гл. 7)

3. Победа Гедеона над филистимлянами (8:1-32)

Е. Узурпация Авимелеха (8:33 – 9:57)

Ж. Фола и Иаир (10:1-5)

З. Иеффай (10:6 – 12:7)

1. Страдания Израиля (10:6-18)

2. Защита Израиля Иеффайем (11:1-28)

3. Клятва Иеффая (11:29-40)

4. Иеффай убивает Ефремлян(12:1-7)

И. Есевон, Елон и Авдон (12:8-15)

К. Самсон (Гл. 13 – 16)

1 глава

I. ОБЗОР И ПРОСМОТР (1:1 – 3:6)

A. Оглядываясь назад (1:1 – 2:10)

1:1-3 После смерти Иисуса Навина (см. 2:8), колено Иуды возглавило войну с Хананеями на юге. Несмотря на Божье обещание победы, Иуда искал помощи у колена Симеона, этим показав, что их вера не полагалась полностью на Слово Божье.

1:4-7 Первую победу они одержали над жителями Везека. Убив десять тысяч людей, они отрезали царю большие пальцы на руках и ногах, как он это делал со своими врагами. Его нужно было предать смерти, как заповедал Господь (Втор. 7:24), но вместо этого его просто изувечили. Потом его отвезли в Иерусалим, где он и умер. Это предвестило непослушание Израиля по отношению к язычникам, находящимся на израильской земле. Вместо того, чтобы их полностью истребить, Израильтяне их только калечили. Такое частичное послушание являлось непослушанием и много стоило Иудеям в последствии.

1. Благочестивое наследие Самсона (Гл. 13)

2. Праздник и загадка Самсона (Гл. 14)

3. Ответные меры Самсона(Гл. 15)

4. Самсон обманут Далидой(Гл. 16)

III.   РЕЛИГИОЗНЫЙ, МОРАЛЬНЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ УПАДОК (Гл. 17 – 21)

A. Религиозные основания Михи (Гл. 17)

Б. Миха и сыны Дана (Гл. 18)

B. Левит и его наложница (Гл. 19)

Г. Война с Вениамином (Гл. 20, 21)

1:8 В какой-то степени Иуде сопутствовал успех в захвате Иерусалима, когда они подожгли город. Но ни Иуде, ни Вениамину не удалось выдворить Иевусеев из их крепости (см. комментарий к Иисусу Навину 15:21-63). Это произошло только во время правления Давида (2 Цар. 5:6, 7).

1:9-15 Захват Хеврона здесь приписывается Иуде; 14 и 15 главы Иисуса Навина говорят о том, что Халев захватил этот город. Здесь нет никаких расхождений, так как Халев был из колена Иуды. Эти стихи (9, 10), вероятно, ссылаются на захват города Халевом (см. ст. 20), а не на военную операцию, последовавшую после смерти Иисуса Навина, так же как захват Кириаф-Сефера Гофониилом повторно описывается в стихах 11-15, хотя он произошел до этого (Ис. Нав. 15:16-19).

1:16 Кенеяне продолжали жить с детьми Иуды, несмотря на то, что они (Кенеяне), на самом деле, так и не обратились к Богу.

1:17-21 Другие завоевания Иуды включают города: Хорма, Газа, Аска-лон и Екрон, но эти завоевания были не полными. У обитателей долин были железные колесницы, а у Иуды не хватило веры пойти в наступление. Они не захотели проявить стойкость в трудных обстоятельствах. Стих 21 указывает на то, что Книга Судей была написана до того, как Давид захватил Иерусалим.

1:22-26 Другие победы приписываются только двум коленам Иосифа. (Вероятно, эти стихи ссылаются на захват Вефиля еще при жизни Иисуса Навина (Ис. Нав. 12:16), так же, как и предыдущие стихи, касающиеся Хеврона и Кириаф-Сефера, возвращают нас к дням этого великого воеводы). Они напали на город Вефиль, ранее назытавтийся Луз, и разрушили его. Но их ошибка заключалась в том, что они пообещали безопасность изменнику, работавшему на их стороне. Он сразу же начал строить еще один город под названием Луз в земле Хеттеев. Неосужденный грех выживает, и с ним придется столкнуться позже.

1:27-36 В оставшихся стихах этой главы говорится о том, как у семи центральных и северных колен не получилось выдворить Хананеев со своей территории: колен Вениамина (ст. 21), Манассии (ст. 27, 28), Ефрема (ст. 29), Завулона (ст. 30), Асира (ст. 31, 32), Неффалима (ст. 33) и Дана (ст. 34-36).

2 глава

2:1-5 Ангел Господень (Господь Иисус) упрекнул народ в Бохиме (плакальщиков) в непослушании. В 1 стихе говорится, что Он пришел из Галгала (благословенное место) в Бохим (место плача). Израиль перешел от победы к скорби. Они не смогли выдворить всех Хананеев и разрушить их идолопоклоннические жертвенники. Поэтому Господь отказался изгнать всех обитателей этой земли, и вместо этого позволил им осаждать Израильтян. Стихи 1-5 таким образом объясняют основную причину последовавшего притеснения. Не удивительно, что народ плакал и назвал это место Бохим!

2:6-10 В стихах 6-10 описываются конец жизни Иисуса Навина и поколение, которое его пережило. В 6 главе Второзакония Господь дал Своему народу определенные заповеди. Несоблюдение заповедей привело к печальному положению дел, описанному в 10 стихе, откуда видно, что причина недостаточного послушания народа Божьего заключалась в недостаточном духовном руководстве. Прошлое поколение не научило своих детей бояться Бога и соблюдать Его заповеди. Небрежность отцов привела к отступничеству их детей.

Б. Заглядывая Вперед (2:11 – 3:6)

2:11-19 С другой стороны, оставшиеся стихи позволяют обозреть весь период правления судей.

В них прослеживается четырехкратный цикл, характерный для этого времени:

• Грех (ст. 11-13)

• Порабощение (ст. 14, 15)

• Молитва (здесь не указана, но см. 3:9; 3:15; 4:3; и т.д.)

• Спасение (ст. 16-18)

Такой образ жизни также описывается следующим образом:

• Непослушание

• Наказание

• Раскаяние

• Покой

Этот краткий обзор Судей (ст. 11-19), как говорит Дженсен, заостряет наше внимание на двух диаметрально противоположных истинах, очевидных в этой книге:

"(1) чрезвычайной порочности человеческого сердца, выражающейся в неблагодарности, упрямстве, непослушании и глупости; (2) Божьем долготерпении, любви и милости. Никакая другая книга Библии не являет собой такой резкий контраст между этими двумя истинами – полный провал Израиля и неизменная благодать Иеговы!"

2:20-23 Из-за того, что Израиль продолжал упорствовать в своем непослушании, Бог решил оставить другие народы на принадлежащей Израилю земле в качестве наказания Своему народу (ст. 20-23). Наказание за непослушание не было единственной причиной, по которой Бог не изгнал всех Хананеев. Он оставил их, чтобы испытывать Израиль (ст. 22; 3:4) и учить последующие поколения войне (3:1, 2). Из этого мы можем увидеть, почему Господь допускает проблемы и испытания в жизни верующих. Он хочет узнать, "станут ли они держаться пути Господня... или нет" (ст. 22).

3 глава

3:1-4 Народы, которые были оставлены для того, чтобы испытывать Израиль, перечислены в 3-м стихе: пять владельцев Филистимских, все Хананеи, Сидоняне и Евеи, живущие на горе Ливане.

Здесь начинается первый цикл: грех (ст. 5-7); порабощение (ст. 8); молитва (ст. 9а); спасение (ст. 9б-11).

3:5, 6 Перечислены тесть из семи языческих наций, среди которых жили Израильтяне. К народам, перечисленным в 3 стихе здесь добавлены Хеттеи, Аморреи, Ферезеи, Евеи и Иевусеи. Седьмыми были Гергесеи (Ис. Нав. 3:10; 24:11).

Доктор Кохен точно отмечает начало каждого нисходящего цикла:

Израильтяне проигнорировали предупреждения Моисея (Втор. 7:3 сл.) и стали заключать смешанные браки с местными народами, в результате чего приняли их обольстительные культы.

II. ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ СУДЕЙ (3:7 – 16:31)

A. Гофониил (3:7-11)

3:7, 8 Люди поступали нечестиво в глазах Господа, заключая браки с язычниками и поклоняясь их идолам. Нечистота и аморальность (ст. 6) ведут к идолопоклонству (ст. 7). Бог их уже предупреждал о печальных последствиях смешанных браков с жителями Ханаана. Они были святым народом и должны были хранить себя от скверны, если хотели испытать благословения Бога (Втор.

7:3-6). Бог наказал Израиль, предав этот народ на восемь лет в руки Кушан-Ри-шатайима, царя Месопотамского. Его имя означает "Куш" – "вдвойне нечестивый человек".

3:9-11 В ответ на раскаивающийся вопль Своего народа, Господь поставил Гофониила, племянника Халева, чтобы освободить их от врагов и дать им сорок лет перемирия. Гофониил (лев Божий) ранее захватил Кириаф-Сефер (город книг), превратив его в Давир (прорицание). Вот что делает вера со Словом Божиим.

Б. Аод (3:12-30)

3:12-14 Во втором цикле Израиль был порабощен на восемнадцать лет Еглоном, Моавитским царем.

3:15-30 На этот раз Бог дал Израилю военного предводителя по имени Аод, левшу из колена Вениамина. Народ послал его отнести дары в качестве дани царю Еглону. Под одеждой он спрятал обоюдоострый меч. Получив дары, царь, вероятно, почувствовал облегчение, польщенный отношением своих Иудейских подданных. Потом Аод попросил личной аудиенции, чтобы передать секретное послание. Когда всю прислугу отправили, Аод убил царя и ушел. К тому времени, как все обнаружилось, Аод собрал мужей Израиля, пошел в наступление на Моав и убил около десяти тысяч отступающих воинов. После этого Израиль наслаждался покоем восемьдесят лет.

Когда размышление (Гера, ст. 15) рождает хвалу (Аод), мировой правитель (Еглон) обречен заточенным обоюдоострым мечом (Библия), даже когда Слово используется левшой.

Гофониил был из колена Иуды, самого могущественного колена Израиля. Аод был из колена Вениамина, наименьшего по численности. Бог может использовать как великих, так и простых людей, чтобы обрести победу, так как сила все равно исходит от Него. Люди являются просто посредниками освобождения, а не его инициаторами.

В. Самегар (3:31)

3:31 Этому судье посвящен всего один стих. Он убил шестьсот филистимлян рожном для волов (заостренный инструмент, который используется для того, чтобы подгонять волов). Это еще один пример в Книге Судей, где Бог использовал "слабый инструмент" для одержания великой победы. Странник (Самегар), владеющий Словом Божьим (рожном – см. Еккл. 12:11), может обратить в бегство чужеземцев (Филистимлян) среди Божьего народа.

4 глава

Г. Девора и Варак (Гл. 4, 5)

1. Их история в прозе (Гл. 4)

4:1-3 Следующим захватчиком был Иавин, царь Ханаанской крепости в Асоре. Военачальником его армии был Сисара. Со своими девятью сотнями военных колесниц, предметом его гордости, он двадцать лет господствовал над Израильтянами.

4:4-9 На этот раз Бог не поставил мужчину. Он поставил у власти представительницу "слабого пола", пророчицу по имени Девора. (Обычно женщины не занимают такие посты духовенства, но это происходило во время упадка. Ее не нужно использовать как пример роли женщины в церкви в наши дни, т.к. она является не правилом, а исключением. Также, это происходило в Израиле, а не в церкви). Девора послала Варака на север, чтобы напасть на армию Сисары, но он отказался идти без нее. Так как он не захотел возглавить армию, ему было сказано, что Сисара будет побежден женщиной, а не им.

4:10-16 Девора проявила инициативу, призвав Варака и приказав ему вовлечь в бой Сисару согласно повелению Бога. Но в послании Евреям 11:32 восхваляется вера Варака, а не Деворы. Несмотря на то, что он вначале колебался, он верой послушался Господа и освободил Израиль. Ховав в 11 стихе является зятем Моисея, а не тестем, как значится в некоторых переводах Библии.

Варак показал в открытую свою десятитысячную армию на южном склоне горы Фавор. Сисара клюнул на приманку. Он и его колесницы перешли вброд по иссохшему дну реку Киссон чуть южнее Харошеф-Гоима. А затем помчались на юго-восток вдоль древней дороги, ведущей к Ца-анниму. Израильтяне с юга страны, из колена Ефрема, зашли в долину у города Дженин (5:14) и объединили силы с Вараком и его северными войсками в долине под Цааннимом, южнее Киссона. Девора призвала к нападению (14). Пехота против колесниц! В решающий момент пошел дождь, превратив долину в болото, что привело колесницы и лошадей в полное замешательство (5:4). Теперь пехота имела полное преимущество. Варак перешел в наступление. Сисара оказался отрезанным от своей армии и бежал. Войско, оставшееся без командира и не привыкшее сражаться на ногах, бросилось в укрытие. Дождь продолжался, и река Киссон превратилась в мощный поток. Те, кто не погиб от рук Израильтян, бросившихся в погоню, были унесены течением Киссона, когда они пытались переправиться через реку у Харошеф-Гоима (ст. 10-16; см. также 5:20, 21). (Каждодневные заметки Союза Писания). 4:17-24 В поисках укрытия в шатре Иаиль, Кенеянки, Сисару накормили и приютили. Пока он спал, Иаиль вонзила кол от шатра ему в висок. Когда Варак проходил мимо в погоне за Сисарой, Иаиль пригласила его внутрь, чтобы показать труп его врага. Таким образом исполнилось пророчество Деворы из 9 стиха. Бог использовал простую пчелу (Девора), чтобы низвергнуть человеческие помыслы (Иавин), превознесшиеся

выше познания Бога. Суд поразил врага как молния (Варак). Иаиль (скалолаз) воспользовалась колышком от шатра (признак жизни странника), чтобы низвергнуть намерения сильных мира сего. Молот символизирует Слово (Иер. 23:29).

5 глава

2. Их история в песне (Гл. 5)

5:1-5 Песня Деворы и Варака является классикой богодухновенной литературы. Вознеся хвалу Богу в начале песни, Девора вспоминает триумфальное шествие Господа, когда Израильтяне вышли за пределы Едома и двинулись по направлению к Земле Обетованной. Все сопротивление рассеялось пред величием Господа Бога Израиля.

5:6, 7 Потом она описала условия, существовавшие во времена Самегара. Путешествовать было так опасно, что все дороги были пусты. Путешественники пробирались окольными путями, чтобы избежать встречи с вооруженными бандами. Жители деревень не смели выйти из дома, пока не поднялась Девора.

5:8 В результате того, что люди обратились к идолам, земля страдала от войн и пролития крови, а у Израиля не было оружия для сражения.

5:9-15 Но когда Бог призвал к действию Девору и Варака, некоторые правители Израиля и некоторые из народа смело вызвались помочь. Это были люди из колен Ефрема, Вениамина, Махира (колено Манассии), Завулона и Иссахара.

5:16, 17 Потом Девора припомнила тех, кто не пришел на помощь. Сердце Рувима было глубоко затронуто, но он остался среди своих стад овец. Галаад (Гад) не перешел через Иордан, чтобы присоединиться к бою. Дан остался на кораблях, а Асир без дела сидел на берегу.

Писание четко отслеживает тех, кто сражался в бою, и тех, кто стоял рядом, не принимая никакого участия, не желая рисковать собственной безопасностью ради Иеговы. То же самое происходит в наши дни: Господь знает, кто активно противостоит миру и сатане, а кто сидит и просто наблюдает за происходящим. Придет время получать награды, но это также будет время потерь (1 Кор. 3:1015).

5:18-22 Завулон и Неффалим отличились, рискуя своими жизнями ради Иеговы без всякой награды (они не взяли себе ничего из захваченного серебра). Они находились в самом разгаре битвы против Ханаанских царей. Природные силы были на их стороне, т.к. они были на стороне Бога.

5:23-27 Мероз здесь обособлен из-за проклятия за то, что он не пришел на помощь Иегове. Когда понадобилась помощь в отражении наступления врага, люди в этом городе остались безучастными. Но Иаиль, живущая в шатре, была благословлена за свою храбрость и хитрость, которые проявились в том, как она убила Сисару. Второй женщиной, которая была названа благословенной между женами, была мать нашего Господа (Лука 1:42).

5:28-31 В то время мать Сисары выглядывала из окна, ожидая победоносного возвращения своего сына с награбленным добром. Она не могла понять, почему он так задерживается. Ее премудрые женщины заверили ее, что он, наверное, делит добычу со своими людьми. Но Сисара так и не вернулся. Пусть же его участь постигнет всех врагов Иеговы.

С другой стороны, да будут все любящие Господа подобны восходящему солнцу. Глава завершается словами о том, что после смерти Сисары земля покоилась сорок лет.

6 глава

E. Гедеон (6:1 – 8:32)

1. Призыв Гедеона к служению (Гл. 6)

6:1-6 Следующий цикл принес нашествие Мадианитян. Они состояли из мародерских банд бедуинов, совершавших налеты на Израильские урожаи, сметая, как саранча, все на своем пути, и похищая стада. Отступничество Израиля обернулось бедностью, рабством и страхом. Тех, кого Израиль когда-то завоевал, теперь господствовали над ним. Когда мы, будучи христианами, отходим от Господа, старые привычки также порабощают нас и доводят нас до бедности.

6:7-16 Когда Израиль воззвал к Господу о помощи, сначала им был послан пророк, чтобы напомнить им об их идолопоклонстве. Затем Ангел Господень, который, как мы считаем, был Христом до Своего земного воплощения (см. отступление ниже), явился человеку из колена Манассии по имени Гедеон, когда тот тайно выколачивал пшеницу в точиле, чтобы скрыться от Мадианитян. Ангел Господень сказал этому "мужу сильному", что Бог собирается его использовать, чтобы освободить Израиль от Мадианитян. Несмотря на протест Гедеона, Ангел повторил Свой призыв к этому важному поручению.

Aнгел Господень

Ангел Господень (Иегова) – это Господь Иисус Христос до Своего пришествия во плоти. Изучение отрывков Писания, где Он упоминается, ясно говорит о том, что Он – Бог, и что Он – Вторая Личность Троицы.

Во-первых, Писание показывает, что Он – Бог. Когда Он явился Агари, она признала, что находится в присутствии Божьем, и обратилась к Нему как к "Богу, Видящему меня" (Быт. 16:13). Обращаясь к Аврааму на горе Мориа, Ангел назвал Себя "Господом" (на древнееврейском – ЯХВЕ, или Иегова; Быт. 22:16). Иаков слышал, как Ангел представился Богом Вефиля (Быт. 31:1113). Благословляя Иосифа, Израиль поочередно использовал слова "Бог" и "Ангел" (Быт. 48:15, 16). Именно Ангел Господень явился Моисею у горящего куста (Исх. 3:2), но Моисей "закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога" (Исх. 3:6). Господь, который шел перед Израилем в облаке (Исх. 13:21), был никто иной, как "Ангел Господень" (Исх. 14:19). Гедеон боялся, что умрет, так как, увидев Ангела Господня, он увидел Господа (Суд. 6:22, 23). Ангел Господень сказал Маною, что его зовут Чудный (Суд. 13:18), одно из имен Бога (Ис. 9:6). Когда Иаков боролся с Ангелом, он боролся с Богом (Ос. 12:3, 4). Все это – убедительные доказательства того, что, когда в Ветхом Завете говорится об Ангеле Господнем, то имеется ввиду Бог.

Джон Ф. Уолвурд (согласно цитатам Шафера) приводит этому в подтверждение четыре аргумента:

"(а) Вторая Личность Троицы – это Видимый Бог Нового Завета. (б) Ангел Иеговы Ветхого Завета После Воплощения Христа Больше Не Является. (в) Как Ангел Иеговы, так и Христос Посланы Отцом. (г) Ангел Иеговы не Мог Быть Отцом или Духом Святым." Что касается четвертого доказательства, Уолвурд далее поясняет, что Отец и Дух невидимы для человеческого глаза, и оба обладают нематериальными признаками. Он приходит к следующему заключению: "Нет никаких достоверных причин для отрицания того, что Ангел Иеговы – это Вторая Личность Троицы, все известные факты указывают на то, что это – Христос Нового Завета".

В качестве Ангела Иеговы, Христос от других ангелов отличается тем, что Он не был сотворен. В Ветхом и Новом Заветах, слово "Ангел" означает "посланник"; Он – Посланник Иеговы. Таким образом, как говорит Шафер, Он – "ангел" только по долгу службы.

6:17-24 Чувствуя, что разговаривает с Богом, Гедеон попросил Его дать ему знамение. Затем он приготовил дар, состоящий из козленка и опресноков. Когда Ангел коснулся приношения своим жезлом, и его охватил огонь, Гедеон осознал, что находится в присутствии Господа, и испугался, что умрет. Но Господь заверил его словами: "Мир Тебе", и Гедеон построил там жертвенник и назвал это место Иегова Шалом (Господь есть Мир).

6:25-32 В ту ночь, в знак послушания Господу Гедеон разрушил жертвенник, сооруженный его отцом Ваалу, и священное дерево, находившееся рядом с ним, и на его месте соорудил еще один жертвенник Иегове. Утром люди, живущие в городе, были готовы его убить за такой дерзкий поступок. Но вмешался его отец, Иоас, сказав, что если Ваал был на самом деле богом, он бы смог за себя постоять. Иоас постановил, что любой, вступившийся за Ваала, будет предан смерти. Гедеона прозвали Иероваалом, что означало "Пусть Ваал вступится (за себя)".

Некоторые могут обвинить Гедеона в том, что он уничтожил жертвенник ночью из-за своего страха. Но мы не должны упускать из виду то, что он послушался Господа. Его страх не помешал ему быть послушным. Все мы чего-то боимся, и страх сам по себе не является злом. Но когда он не дает нам слушаться Господа, он становится препятствием вере и является грехом.

6:33-35 В это время Мадианитяне, Амаликитяне и жители востока собрались все вместе, чтобы объявить войну Израилю, перейдя Иордан и расположившись в долине Изреельской. На Гедеона снизошел Дух Господень, и он собрал армию из колен Манассии, Асира, Завулона и Неффалима. Авиезер (ст. 34) был прародителем Гедеона. Его имя используется здесь (в еврейском тексте) в качестве фамилии (колено Авиезерово) его живущих потомков. Также см. 8:2.

6:36-40 До того, как Гедеон отправился в бой, он возжелал получить от Бога обещание победы. Первое обещание явилось, когда роса появилась на его стриженой шерсти, а на земле ее вообще не было. Второе явилось следующей ночью, когда роса покрыла землю, а шерсть осталась сухой.

Христиане часто неправильно понимают значение данного поступка Гедеона. В данном случае есть две вещи, о которых нам необходимо помнить. Гедеон использовал шерсть для того, чтобы получить не направление, а подтверждение. Бог ему уже сказал, что надо делать. Гедеон просто хотел обрести уверенность в успехе. Люди, которые говорят о расстилании шерсти для того, чтобы узнать волю Господа в определенной ситуации, неправильно применяют данный отрывок Писания. Во-вторых, Гедеон просил не естественного, а сверхъестественного знамения. Естественно, то, о чем просил Гедеон, никогда бы не произошло без прямого вмешательства Бога. В наши дни люди используют в качестве "шерсти" какие-то вещи, которые могут произойти сами, естественным образом, без божественного вмешательства. Не стоит применять эту историю таким образом. Все, что мы здесь видим, это как Бог снисходит до человека со слабой верой, чтобы заверить его в победе. И в наши дни Бог может давать и дает такие заверения в ответ на молитву.

7 глава

2. Три сотни Гедеона (Гл. 7)

7:1-3 Для того, чтобы победа над Мадианитянами была явно божественной, Господь сначала снизил численность армии Гедеона с 32 000 до 10 000, отправив домой всех боязливых и малодушных, как того требовал закон (Втор. 20:8).

7:4-8 Чтобы сократить размеры армии еще больше, Бог проверил солдат у реки. Все, кто, чтобы напиться воды, затратили время на то, чтобы встать на колени, были исключены из армии. И наоборот, те, кто полакал воду как собака и поспешил дальше, остались в армии. Всего осталось три сотни человек.

7:9-14 Затем Господь направил Гедеона осмотреть ночью окраины стана Мадианитян. Вместе со своим слугой Фурой Гедеон отправился к окраине стана врага. Там он услышал, как Мадиани-тянин рассказывал другу о своем сне, в котором он видел, как булка ячменного хлеба прокатилась по шатру Мадиани-тян и опрокинула его. Его друг истолковал значение этого сна, как поражение Мадианитян Израильтянами. Ячменный хлеб являлся едой простых людей, занимающихся земледелием, и представлял собой Израиль. Шатер был прообразом войск Мадианитян.

7:15-20 Возможно, мысль о резко сократившейся армии разбудила страхи Гедеона, что можно понять. Бог просил его встретиться со 135-тысячной армией, имея войско из 300 воинов (8:10)! Но слово из уст врагов укрепило его веру. В ответ на это, он сначала поклонился Богу (ст. 15), а затем отправился на сражение.

Уверенный в победе, Гедеон вернулся в Израильский стан и призвал своих воинов к бою. Разделив свою армию на три части по сто человек в каждой, он вооружил каждого трубой и глиняным кувшином со светильником или факелом внутри. Они подошли к краю стана Мадианитян, и по сигналу все вострубили в трубы, разбили глиняные кувшины, чтобы был виден свет ламп, и вскричали: "Меч Господа и Гедеона!" Божественное истолкование этого события дано во 2 Коринфянам 4:7. Наши тела – это глиняные сосуды. Только когда мы постоянно предаемся на смерть ради Иисуса, свет познания славы Божией в лице Иисуса Христа светит другим.

7:21-25 В замешательстве и панике Мадианитяне бросились друг на друга, а затем обратились в бегство. Сначала за ними гнались воины из колен Неффалима, Асира и все колено Манассии. Но потом всех мужчин из колена Ефрема призвали присоединиться и захватить все переправы через Иордан, уничтожая врагов, когда они пытались спастись бегством через реку. Ефремляне преуспели, захватив и убив двух Мадиамских князей: Орива (ворон) и Зива (волк).

Действия Гедеона могут преподать нам много уроков о лидерстве. Лидер должен быть полностью убежден в том, что он делает, прежде чем он сможет вести и направлять других. В первую очередь он должен поклоняться Богу, отдавая Ему то, что Ему принадлежит (ст. 15). Он должен направлять собственным примером (ст. 17). Он должен следить за тем, чтобы все заслуги приписывались тому, кому они принадлежат – сначала Богу, затем тем инструментам, которые Он избирает (ст. 18).

8 глава

3. Победа Гедеона над филистимлянами (8:1-32)

8:1-3 Сначала Ефремляне разозлились на Гедеона за то, что их не позвали на помощь раньше. Но когда Гедеон напомнил им о том, что захват ими двух князей значил больше, чем все, что сделал он, они успокоились. Как уже ранее пояснялось, Авиезер (ст. 2) относится к Гедеону и его людям.

8:4-7 Иудеи из Сокхофа отказались накормить Гедеона и его три сотни изголодавшихся воинов, так как боялись ответных мер со стороны Мадианитян в случае его поражения. Гедеон пригрозил им тем, что растерзает (древнеевр. "измолотит") их тела колючим терновником и молотильными зубчатыми досками, когда Господь предаст в его руки Зевея и Салмана.

8:8, 9 Люди из Пенуэла также ответили отказом на просьбу Гедеона накормить его людей. Он пригрозил им тем, что разрушит их башню, когда вернется с миром.

8:10-17 Гедеон остался верен своему слову. Он захватил двух Мадиамских князей и обратил в бегство всю армию. Гедеон преподал урок семидесяти семи старейшинам Сокхофа, воспользовавшись списком молодого информатора, говорит Кохен.

Такой вид наказания "применялся к самым ужасным преступникам, как описано в "Республике Платона"". Сведущие Раввины Кимчи и Раши усмотрели в этом идиоматическое выражение, означающее "удар насилия". Другие поясняют, что он (Гедеон) угрожал бросить их обнаженными в заросли терновника и размолоть их, как зерно в гумне. Что касается Пенуэла, Гедеон на самом деле разрушил там башню и истребил людей, живших в этом городе.

"Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость". (Прит. 15:1). Первая истина отображена в стихах 1-3 ответом Гедеона Ефремлянам. Вторая истина описана в стихах 4-17 словами людей из Сокхофа и Пенуэла.

8:18-21 Зевей и Салман убили несколько братьев Гедеона в Фаворе, поэтому он приказал своему старшему сыну, Иеферу, убить их. Тот, по своей молодости, побоялся это сделать, поэтому Гедеон сам завершил это дело.

8:22, 23 Мужей Израильских так впечатлили военные подвиги Гедеона, что они попросили его стать их царем. Они начали прославлять человека вместо того, чтобы славить Бога (см. 7:2). Но Гедеон благородно отклонил их предложение, говоря от своего имени и своих сынов, обратив их внимание на то, что только Господу принадлежит право властвовать над ними.

8:24-27 Но, отвергнув одно искушение, Гедеон поддался другому. Он попросил Израильтян принести золотые серьги, которые они забрали у Мадиа-нитян (также называемых Измаильтяне; см. Исх. 32:1-6). Из них Гедеон изготовил ефод, передник подобно одеяниям первосвященника. Будучи установлен в Офре, он стал объектом идолопоклонства и сетью для Израиля, уведя их в сторону от Силома и скинии. "Он отказался от царствования, но возжелал чин священника".

8:28-32 После победы над Мадиани-тянами, Израиль наслаждался покоем в течение сорока лет.

Особое место уделяется тому, что у Гедеона было много жен, которые родили ему семьдесят сыновей. Также, в Си-хеме у него была наложница, родившая ему сына по имени Авимелех.

В этой главе проявляются еще две черты многогранного характера Гедеона. Его нещадное преследование Мади-анитян показало, что он выполняет приказы тщательно и до конца. Несмотря на усталость, несмотря на то, что он уже и так много сделал, и, несмотря на то, что ему никто не оказывал помощь, он продолжал наступление, пока не были уничтожены все Измаильтяне и их цари. Подобное упорство было у Апостола Павла, только оно проявлялось в духовной битве (Фил. 3:12-14).

Вторая черта является негативной: он попросил и принял золотые серьги из награбленной добычи в качестве награды за победу над Измаильтянами (ст. 24), что стало сетью для Гедеона, его семьи и его страны. Сравните это с поведением Авраама в Быт. 14:21-24. Мы должны стараться под руководством Бога подражать хорошим качествам Гедеона и избегать его пороков.

Е. Узурпация Авимелеха (8:33 – 9:57)

8:33-35 Не успел Гедеон умереть, как Израиль начал поклоняться Ваалу. Как быстро Израильтяне позабыли героические национальные подвиги Гедеона, и дошли даже до того, что стали плохо обращаться с его потомками и забыли о Божьем освобождении! Но чем мы лучше, помним ли мы о благословениях, которые мы получили от Господа и от людей? К своему стыду, мы часто о них забываем.

9 глава

9:1-6 Авимелех ("мой отец был царем"), сын Гедеона, был не судьей, а узурпатором в Израиле, пытаясь прибрать власть в Израиле к своим рукам, не имея на это права. Чтобы убрать со своего пути все, что представляло угрозу его власти, он убил всех своих братьев кроме самого младшего Иофама. Действуя через своих никчемных и безрассудных родственников в Сихеме, он убедил живущий там народ признать его царем. Так как у Гедеона было семьдесят сынов (ст. 2), и не все были убиты, число семьдесят в 5-м стихе, скорее всего, округлено.

9:7-15 В Евангелиях содержится большое количество притч – рассказов, в которых заложен более глубокий смысл. Вот одна из нескольких Ветхозаветных притч. Дженсен комментирует ее следующим образом:

"Иофам, услышав о коронации Ави-мелеха, поспешил на вершину горы Гаризим в то время, как народ собрался в расположенной ниже долине. С этого выгодного расположения его голос был слышен по всей долине, и люди внимательно слушали странную притчу, которую он рассказывал. Он изобразил поведение Израиля, воспользовавшись сравнением со страной деревьев, выбиравших царя. Он сравнил Гедеона и его сынов с маслиной, смоковницей и виноградной лозой, которые проявили мудрость, отказавшись оставить назначенные Богом места, где Он их использовал, для того, чтобы пойти и править над деревьями. Но он сравнил Авимелеха с терновником, который не только с радостью принял приглашение, но и предупредил, что уничтожит кедры Ливанские, если деревья не изберут его царем". 9:16-21 После этого Иофам смело заявил народу, что если они поступили правильно, убив его братьев, тогда они могут радоваться своему новому правителю. А если это не так, то тогда жители Сихема и Авимелех ввяжутся в гражданскую войну и уничтожат друг друга. 9:22-33 Именно так все и произошло. Через три года Бог послал дух неприязни между Авимелехом и жителями Сихема. Бог не творит зла, но допускает зло, в последствии используя его для достижения Своих целей в жизнях нечестивых людей (см. 1 Цар. 16:14; 3 Цар. 22:19-23). Жители Сихема грабили проезжавших мимо торговцев, таким образом лишая Авимелеха налогов, которые он обычно собирал (ст. 25). Гаал, сын Еведов, воспользовался праздником урожая, как удобным случаем для того, чтобы призвать к восстанию против Авимелеха, говоря: "Кто Авимелех и что Сихем, чтобы нам служить ему?" Зевул, марионетка Авимелеха, – правитель Сихема, тайно сообщил Авимелеху о заговоре и порекомендовал ему приступить к городу утром.

9:34-40 Когда Гаал отправился утром в город, ему показалось, что он увидел людей, спускающихся с гор. Вначале Зевул сделал вид, что он просто видел тени, надеясь дать больше времени Авимелеху. В конце концов, Гаал понял, что это были люди, и с другой стороны к ним продвигалась еще группа людей. Тогда Зевул призвал его пойти и сразиться с тем, к чьей власти он относился с таким презрением. Когда Гаал со своей бандой изгоев вступил в сражение, многие из его людей пали, и вскоре его загнали обратно в город.

9:41-44 Зевул изгнал Гаала и его братьев из Сихема, в то время как Ави-мелех расположился в близлежащем Аруме. На следующий день жители Си-хема отправились на поле работать, или, вероятно, поживиться награбленным у павших воинов. Услышав об этом, Авимелех разбил своих воинов на три отряда и организовал засаду. Два отряда должны были на них напасть, а третий – отрезать путь к отступлению в город. Засада увенчалась успехом.

9:45 После однодневного сражения город пал. Все люди были убиты, а их город стерт с лица земли и посыпан солью. (Соль стерилизует землю. Здесь поступок Авимелеха был символичен, выражая его намерение сделать эту землю бесплодным пустынным солончаком.)

9:46-49 Рядом располагалась Сихем-ская башня, где находился храм бога Вериф. Люди в башне спрятались в большом зале храма. Авимелех со своими людьми набрали сучьев из близлежащего леса и разожгли огромный костер над этой крепостью. В этом аду погибло около тысячи мужчин и женщин.

9:50-57 Авимелех погиб при захвате Тевец. Когда он напал на башню, где укрылось много людей, женщина сбросила ему на голову жернов. Будучи серьезно травмирован, он попросил одного из своих людей убить его, чтобы не говорили, что он был убит женщиной. Таким образом был уничтожен терновник, как предсказывал Иофам.

Справедливость умеет найти способ подобрать преступлению соответствующее наказание. Авимелех убил своих братьев на камне (ст. 5), и его собственная горделивая голова была сокрушена камнем. Все живущие жестокостью, от нее и погибнут.

10 глава

Ж. Фола и Иаир (10:1-5)

Фола, из колена Иссахара, судил Израиль двадцать три года. Он жил в горах Ефрема.

Следующим судьей был Иаир, житель Галаада, который правил Израилем двадцать два года. Вскользь упоминаются тридцать сынов Иаира, которые правили тридцатью городами.

З. Иеффай (10:6 – 12:7)

1. Страдания Израиля (10:6-18)

10:6-9 В очередной раз мы читаем ужасающее описание того, как дети Израиля оставили Господа и обратились к идолопоклонству. Идолослужение заключило Израиль в рабство идолопоклонникам. Филистимляне и Аммонитяне сражались против Иудеев, живущих на восточной стороне Иордана, а Аммони-тяне также пересекли Иордан, чтобы сразиться с Иудой, Вениамином и Ефремом. Израиль был бессилен перед натиском Филистимлян и Аммонитян, потому что перестал поклоняться Иегове и стал служить языческим богам (ст. 6).

10:10-16 Когда Израильтяне возопили к Богу, сначала Он отказывался внимать их мольбам. Он привел несколько случаев того, как освобождал их в прошлом, и напомнил им о том, что после каждого освобождения они от Него отворачивались (ст. 13). Но как только они отвернулись от идолов и продолжили молиться, Бог услышал их молитву. 16-й стих показывает, какое у Бога отзывчивое и мягкое сердце. Как отец, Он был обеспокоен положением дел у Своих заблудших детей. Их страдания вызвали у Него милость.

10:17, 18 Глава завершается тем, что армия Аммонитян расположилась в Га-лааде, а Израиль собрался в Массифе. Жители Галаада занялись поисками военачальника (ст. 17, 18).

11 глава

2. Защита Израиля Иеффайем (11:1-28)

11:1-3 Иеффай стал человеком дня. Из описания следует, что он родом из Галаада, бесстрашный воин и сын блудницы. Будучи отвергнут своими соотечественниками, он забрел в землю Тов (вероятно, находившуюся в Сирии), где возглавил банду отчаянных изгоев.

11:4-11 Старейшины Галаада попросили Иеффая возглавить Израильскую армию в сражении против Аммонитян, пообещав признать его вождем, если он поразит врага.

В некотором роде Иеффай напоминает нам Господа Иисуса. Его рождение было сомнительным, и он был отвергнут своими братьями. Оказавшись в рабстве, они вспомнили о нем и обратились к нему за спасением. Согласившись помочь жителям Галаада, Иеффай согласился стать их спасителем, но также настоял и на том, чтобы стать их господином.

11:12-28 Первым делом Иеффай послал гонцов к Аммонитскому царю, предоставив ему возможность объяснить свою агрессию. Царь пожаловался на то, что Израиль украл у него землю по пути из Египта в Ханаан. Иеффай доходчиво объяснил, что это было не так. Господь дал указание Своему народу не связываться с Едомитянами (Втор. 2:4, 5), Моавитянами (Втор. 2:9) или Аморреями (Втор. 2:19) – все они являлись дальними родственниками Иудеев. Поэтому Израильтяне прошли мимо земли Едомской и земли Моавитской. Но когда они ступили на территорию Аммонитян, ее уже захватили Аморреи под предводительством царя Сигона. Израиль отвоевал эту землю у Аморреев.

Когда царь Аммонитский не захотел отказаться от своих претензий на землю, Иеффай стал готовиться к войне.

3. Клятва Иеффая (11:29-40)

11:29-40 До начала сражения Иеффай дал поспешный обет, что посвятит Господу первое, что выйдет ему на встречу, если вернется победителем. Господь дал ему победу над Аммонитянами, и, когда он вернулся домой, ему навстречу вышла его дочь. Поэтому Иеффай отдал ее Господу.

Существует значительное расхождение во мнениях касательно того, что Иеффай сделал со своей дочерью. Одна точка зрения заключается в том, что он ее убил и принес в жертву Господу во всесожжение. Возможно, это самое очевидное значение этого текста, несмотря на то, что мысль о человеческой жертве вызывает отвращение, и никогда не одобрялась Богом (Втор. 18:9-14). В жертву приносились только животные, людей же посвящали, а затем выкупали за деньги (Исх. 13:12, 13; Лев. 27:1-8).

Другая распространенная точка зрения заключается в том, что Иеффай отдал свою дочь на служение Иегове, оставив ее навечно девственницей. Те, кто придерживается этой точки зрения, утверждают, что Иеффай поклялся в том, что первое, что выйдет из дверей его дома, "будет Господу, или вознесу сие на всесожжение" (ст. 31). Версию о вечной девственности подтверждают стихи 37-39. В любом случае, урок для нас состоит в том, что не нужно давать необдуманные обещания.

12 глава

4. Иеффай убивает Ефремлян (12:1-7)

12:1-4 Ефремляне позавидовали победе Иеффая, жалуясь на то, что им не позволили разделить успех. Иеффай напомнил им о том, как он тщетно взывал к ним о помощи. Ефремляне насмехались над людьми Иеффая, жителями Галаада, называя их не иначе, как беглецами из Ефрема. (Ефремляне были нарушителями спокойствия. Они вступили в тяжбу с Гедеоном, когда он поразил Мадианитян (гл. 8), а теперь враждовали с Иеффаем без всякой на то причины).

12:5, 6 Иеффай со своими людьми напал на Ефремлян и отрезал им путь к отступлению у переправы через Иордан. Прежде, чем перейти Иордан, каждый должен был сказать пароль "шиббо-лет" (буквально "струящийся ручей"). Ефремляне не могли правильно произносить это слово; они говорили "сиббо-лет", и это их выдавало. Иеффай убил сорок две тысячи людей из колена Ефрема у Иордана – ужасающее убиение своих собственных соотечественников.

Печально видеть подобные внутренние распри среди Божьего народа. Кровь Ефремлян смешалась теперь с кровью Аммонитян. Даже светлые эпизоды в книге Судей омрачены бедствием. Рида-ут приводит печальное наблюдение: "Не факт ли, что... те, кто повстречались с ересью и отвергли ее, это те же самые люди, которые впоследствии скрестили шпаги со своими собратьями, и сражались за вещи, не являющиеся жизненно важными вопросами веры?"

12:7 Иеффай прослужил судьей шесть лет; затем он умер и был погребен в Галааде. Иеффай упоминается в Евреях 11:32 вместе с Гедеоном, Вараком и Самсоном. У них всех были недостатки, но все они в определенное время продемонстрировали великую веру.

И. Есевон, Елон и Авдон (12:8-15)

12:8-10 Есевон судил Израиль семь лет. Все, что нам о нем известно, это – то, что он родился в Вифлееме, у него было тридцать сыновей, и они все взяли себе жен со стороны (т. е. из других колен).

12:11, 12 Елон был из колена Завулона. Он был судьей десять лет. Его похоронили в Аиалоне.

12:13-15 Авдон, сын Гиллела, родился в городе Пирафон в Амаликовых горах, в земле Ефрема. Он судил Израиль восемь лет. Отдельно упоминаются его сорок сыновей и тридцать внуков.

13 глава

К. Самсон (Гл. 13 – 16)

1. Благочестивое наследие Самсона (Гл. 13)

13:1-3 Седьмой раз в книге Судей мы читаем: "Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа". Начинается следующий круг; в этот раз Филистимляне порабощают Израиль на сорок лет. Это было самым длительным притеснением, которому когда-либо подвергалась эта нация. Пока Израильтяне находились под гнетом Филистимлян, Ангел Господень (Христос) явился жене Маноя, из колена Дана, и провозгласил, что, несмотря на ее бесплодие, у нее родится сын. Бог часто начинает реализацию Своих планов с бесплодного чрева. Он обращает мертвое в живое и использует неполноценные вещи, чтобы посрамить полноценные.

13:4-7 Этот сын должен был быть назореем с момента своего рождения до самой смерти. Он не должен был пить вино и есть виноград или изюм, а также стричь волосы. Мать сама должна была воздерживаться от вина или других подобных напитков и от всего нечистого.

За пояснениями к обету назорейс-тва в Писании обращайтесь к Числам 6:2. Обычно, назорейство представляло собой обет, который человек давал по своей собственной воле. Но в случае с Самсоном назорейство продолжалось от рождения до смерти.

13:8-14 Маной молился, чтобы их еще раз посетил Ангел Господень и дал дальнейшие указания. Ангел явился его жене еще раз, и она поспешила привести своего мужа, чтобы познакомить его с этим небесным Гостем. Однако на этот раз дальнейших указаний от Ангела не последовало.

13:15-18 Затем Маной предложил приготовить Ангелу поесть, думая, что он был простым человеком. Ангел отказался принять пищу с Маноем как с равным по званию. Вместо этого он предложил принести Господу в жертву всесожжения козленка. Когда Маной спросил Ангела, как его зовут, тот сказал Чудный – одно из имен Господа Иисуса в Исайи 9:6.

13:19-23 Затем Маной принес в жертву Господу молодого козленка. Ангел вознесся на небеса в языках пламени жертвенника, ясно показав, что это было явление Самого Господа. Маной и его жена затем поклонились Господу, упав на лица, что было бы неуместным, если Ангел не был Богом. Они увидели Господа, но не погибли из-за этого, так как Бог принял их жертву всесожжения и хлебного приношения.

13:24, 25 После этого у них родился сын, которого назвали Самсон (солнышко). Вскоре стало очевидно, что Дух Господень действовал в его жизни могущественным образом.

Немного людей в Библии являют собой такой контраст между силой и слабостью. Когда мы думаем о Самсоне, обычно на ум приходят его сильные стороны. Он голыми руками убил льва (Суд. 14:6). Самостоятельно убил тридцать Филистимлян (14:19). Он разорвал веревки, которыми его связали мужи Иуды, и убил 1000 Филистимлян челюстью осла (15:14-16). Избежав ловушки, приготовленной ему Филистимлянами, он ушел с воротами Газы (16:3). Три раза ему удалось избежать предательства Далиды – один раз разорвав сырые тетивы, которыми его связали, другой раз – с легкостью разорвав новые веревки, как будто это были нитки, и еще один раз – вытащив гвоздь, которым были прибиты семь кос его волос к колоде (16:6-14). В конце он снес колонны дома, в котором развлекал Филистимлян, убив вместе с собой больше людей, чем он убил при жизни (16:30).

Но слабости Самсона проступают еще больше. Женщины были его слабостью, и он готов был ослушаться Господа, чтобы получить угодную ему женщину (14:1-7). Он также не был послушен своим родителям (14:3). Он жил обманом (14:9; 16:7, 11, 13б). Он подружился с тридцатью Филистимлянами, врагами Божьего народа (14:11-18). Он был вспыльчив и мстителен (14:19б; 15:4, 5). По своей природе он был жестоким человеком (15:4, 5). Он переспал с блудницей (16:1, 2). Он играл со злом (16:6-14). Он раскрыл секрет своей силы врагу (16:17, 18). Он был слишком дерзкок и самоуверен (16:20б). И, наконец, он нарушил свой обет назорея (14:9).

14 глава

2. Праздник и загадка Самсона (Гл. 14)

14:1-4 Своеволие Самсона вскоре проявилось в его решимости жениться на женщине-филистимлянке из народа, враждующего с Израилем. Его отец и мать пытались его отговорить, но он стоял на своем. Четвертый стих не означает, что Господь одобрял непослушание Самсона, но Он допустил его и планировал обратить его во благо Израилю и в наказание врагу.

14:5-7 По дороге в Фимнафу (Филистимский город) со своими родителями,

Самсон повстречался с молодым львом. Дух Господа сошел на него в силе и придал ему сил убить льва без всякой помощи. Предположительно в то же время была достигнута договоренность о свадьбе.

14:8, 9 Позже, когда Самсон возвращался в Фимнафу, чтобы забрать свою невесту, в трупе убитого им льва он нашел мед и поделился им со своими родителями. Он им не сказал, что мед был осквернен соприкосновением с мертвой тушей (будучи назореем, он частично нарушил свой обет, прикоснувшись к мертвому животному).

14:10-14 В Фимнафе был приготовлен большой свадебный пир, и Самсон загадал загадку, предложив каждому из своих тридцати друзей одежды, если они смогут ее объяснить. В противном случае они должны были ему отдать тридцать льняных одеяний и тридцать смен одежд. Загадка была следующая:

"Из ядущего вышло ядомое,

И из сильного вышло сладкое". Там, конечно же, говорилось о том, как он убил льва и нашел мед в его трупе.

14:15-18 Когда мужчинам не удалось найти разгадку, они убедили посредством угроз жену Самсона добиться у него ответа. Она так и сделала и объяснила разгадку тридцати мужчинам. Они пришли к Самсону с ответом и потребовали одежду. Тогда Самсон понял, что они сговорились с его женой.

14:19, 20 Для того, чтобы достать одежду и заплатить мужчинам, Самсон в гневе убил тридцать человек Аскалона и забрал их одежду. На седьмой день, когда брак должен был совершиться, он вернулся домой. Его жену отдали его другу, который был другом жениха в свадебной церемонии.

15 глава

3. Ответные меры Самсона (Гл. 15)

15:1-6 Когда тесть Самсона отказался вернуть ему жену, Самсон решил отомстить лично, связав попарно хвосты трехсот лисиц, поместив зажженный факел между каждой парой хвостов и выпустив животных на зерновые поля, виноградники и оливковые рощи. Филистимляне узнали, что явилось причиной этого жестокого поступка, причинившего такой ущерб, и отплатили тем, что сожгли насмерть жену Самсона и ее отца.

15:7-13 Самсон на это ответил тем, что убил огромное количество Филистимлян; а затем удалился в ущелье скалы Етама на территории Иуды. Но насилие вызывает еще больше насилия. Когда Филистимляне отправились за ним в поход, жители Иуды подобострастно напомнили ему, что они находятся под господством Филистимлян. Чтобы спасти свою шкуру, они согласились связать Самсона и передать его врагу. Самсон на это пошел при условии, что его собственные соотечественники не будут пытаться его убить. Они смирились со своим рабским положением, поэтому предпочли предать своих соотечественников и сохранить верность своим притеснителям вместо того, чтобы подружиться с Самсоном и избавиться от своих оков.

15:14-17 Далее следует один из самых ярких моментов в достижениях Самсона. Когда его вывели связанным, Дух Господень снизошел на него в силе. Челюстью осла он убил тысячу Филистимлян. Он назвал это место Рамаф-Лехи (Высота Челюсти). В 16-м стихе происходит игра слов, как будто там говорится, "Челюстью ослиною убил я их" или "Челюстью осла убита целая толпа!", "Челюстью осла поражена нападающая сторона!" (Моффат).

Удивительно, почему Господь использовал такое маловероятное оружие для достижения такой великой победы. Самсону нельзя было прикасаться ни к чему нечистому, а челюсть осла, несомненно, была нечистой, являясь частью мертвого животного. Но это необычное оружие сделало еще более очевидным тот факт, что эта победа была сверхъестественной, данной Богом через низменные средства. Это – пример того, как Бог во время сильного кризиса допускает исключения из правил, которые обычно недопустимы.

15:18-20 В ответ на молитву Самсона о воде, Бог чудесным образом сотворил источник из "Высоты Челюсти". Это место называлось Ен-Хаккор, "Источник Взывающего".

Именно в этот красочный период карьеры Самсона Дух Божий делает запись о том, что он судил Израиль двадцать лет.

16 глава

4. Самсон обманут Далидой (Гл. 16)

16:1-3 Под конец правления Самсона его необузданная похоть привела его в дом блудницы в Филистимском городе Газа. Жители города решили, что их враг наконец-то попался. Но Самсон проснулся посреди ночи и отнес створки городских ворот вместе с двумя косяками на вершину горы перед Хевроном, на расстояние около шестидесяти четырех километров.

16:4-10 Затем Самсон влюбился в женщину-филистимлянку по имени Далида. Как только об этом стало известно, филистимские владельцы предложили ей большую награду, если она соблазнит Самсона и уговорит его раскрыть секрет своей невиданной силы.

При ее первой попытке Самсон сказал, что потеряет силу, если его свяжут семью сырыми тетивами. Вслед за этим она связала его семью сырыми тетивами и сказала, что на него собираются наброситься Филистимляне. Но Самсон разорвал тетивы, как будто это были нитки.

16:11, 12 Со второй попытки Далида последовала предложению Самсона, связав его новыми веревками и предупредив, что Филистимляне приближаются, чтобы убить его. Но опять Самсон разорвал оковы, как будто нитки.

16:13, 14 Все еще играя с огнем, Самсон сказал Далиде, что его оставят силы, если она вплетет семь кос его волос в ткань и прибьет их к ткацкой колоде. Когда она его разбудила с вестью о том, что Филистимляне готовы схватить его, он убежал вместе с тканью и ткацкой колодой.

16:15-20 В конце концов Самсон сдался и открыл секрет своей силы Далиде. Его длинные волосы, не являясь источником его силы, внешне указывали на то, что он был назореем, что он был отделен для Бога. Его взаимоотношения с Богом, а не его волосы, сделали его сильным. Но если бы он остриг волосы, он бы обессилел. Теперь Далида точно знала, что разгадала его тайну. Как только он уснул у нее на коленях, она позвала Филистимлян. Один из них обрил ему голову, и он потерял свою силу.

С. Х. Макинтош замечает: "Колено Далиды оказалось непреодолимым для сердца Самсона, и то, что не смогли сделать тысяча Филистимлян, было сделано с помощью соблазнительного   влияния одной женщины". Проснувшись, Самсон попытался собраться с силами, не зная, что Господь оставил его.

16:21, 22 Филистимляне выкололи Самсону глаза и бросили его в тюрьму в Газе, где он был вынужден молоть зерно. Кто-то описал эту тройную деградацию как "сковывающее, ослепляющее, перемалывающее рабство греха". Но мало-помалу его волосы начали отрастать снова.

16:23-31 Когда владельцы Филис-тимские устроили праздник в честь своего бога, Дагона, с жертвоприношением, они вывели Самсона, чтобы показать, что для них сделал их бог. Также, они принудили его забавлять их своими трюками. Во время пира Самсон ухватился за два центральных несущих столба, поддерживающих храм, воззвал к Господу о помощи, а затем снес столбы и разрушил все здание. Все находившиеся в нем люди погибли. Прискорбный рекорд состоял в том, что при смерти Самсон убил больше людей, чем при жизни.

Из-за того, что он в течение жизни так много общался с Филистимлянами и считал их женщин неотразимыми, теперь Самсон оказался погребенным вместе с Филистимлянами, труп среди трупов в руинах храма Дагона. Если бы он жил отделенным для Бога, то заслужил бы более благородную смерть. Здесь нам преподан отрезвляющий урок, к которому мы не должны относиться легкомысленно. Утрата отделения (освящения) ведет к потере силы и, в последствии, к поражению. Мы идем по пути саморазрушения, предавая свои члены греху. Тело Самсона было перевезено его родственниками на территорию Дана и там захоронено.

17 глава

III. РЕЛИГИОЗНЫЙ, МОРАЛЬНЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ УПАДОК (Гл. 17 – 21)

Эта последняя часть книги Судей выглядит почти как дополнение к книге. Главы 17-21 не продолжают повествование во времени. Скорее, они помогают нам бросить мимолетный взгляд на пугающе низкое религиозное, моральное и политическое положение, до которого опустился Израиль в период правления судей. Небольшая книга Руфь также не продолжает изложение истории судей, а, в качестве контраста, помогает нам увидеть замечательный благочестивый остаток, сохранившийся в этот темный период еврейской истории.

A. Религиозные основания Михи (Гл. 17)

17:1-4 Первый рассказ повествует о религиозном упадке. Миха, из колена Ефрема, украл у своей матери тысячу сто сиклей серебра. Она, в свою очередь, прокляла вора, не подозревая о том, что им был ее собственный сын. Очевидно, он испугался последствий этого проклятия, поэтому вернул ей серебро. Тогда она сняла проклятие и благословила своего сына за то, что он вернул серебро. Теперь она могла его использовать для того, для чего оно предназначалось. Она взяла две сотни серебряных сиклей и заказала изготовление двух идолов. Один был вырезан из дерева и покрыт серебром. Другой был полностью отлит из серебра.

17:5, 6 Миха поместил идолов в дом Божий вместе со своими домашними богами (терафим). Он также решил, что его семье необходимо получить священство, поэтому он изготовил ефод (одежду священника) и посвятил одного из своих сыновей должности священника. Это, конечно же, противоречило закону Божьему, запрещавшему человеку из колена Ефрема быть священником. На самом деле, вся эта процедура противоречила Закону Моисея.

17:7-13 Спустя какое-то время, левит, живущий в Вифлееме среди людей из колена Иуды, отправился горную страну Ефрема, в поисках жилья. (Он должен был служить Иегове и получать материальную поддержку из десятины, приносимой нацией. Но так как закон не исполнялся, он был вынужден искать себе место для проживания). Миха предложил ему чин священника в своей семье. Несмотря на то, что этот человек был левит, он не был потомком Аарона и поэтому не мог служить священником. Но, как бы то ни было, Миха предложил ему жалование, пропитание, одежду, и левит согласился служить. Левит должен был обличить Миху в том, что все это противоречило порядку, установленному Богом. Вместо этого он дал свое молчаливое согласие, приняв жалование и другие дополнительные льготы, этим запечатав свои уста от провозглашения полного совета Божьего.

Слово, которым лучше всего можно описать положение дел в этой главе, это "замешательство". Украденные деньги используются для изготовления идолов, а Господа просят благословить вора (ст. 2), отдельно стоящие святыни замещают поклонение в скинии, левитов и простых людей посвящают в сан священника; а идолов используют для поклонения Иегове. И Миха полагал, что Господь его в этом всем благословит (ст. 13)! Это заблуждение произросло из сердца человека (ст. 6). Если бы в это время в Израиле соблюдался закон Божий, ничего бы из вышеперечисленного не произошло. "Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их – путь к смерти." (Прит. 14:12), как мы увидим из следующей главы.

18 глава

B. Миха и сыны Дана (Гл. 18)

18:1-6 Примерно в то же время люди из колена Дана решили поискать себе еще земли, на которой можно было жить.

(В то время как в 1-м стихе говорится, что у Дана не было удела, это означает не то, что им не досталось земли при разделе Ханаана (Ис. Нав. 19:40-48), а скорее, что их удел, самый маленький из двенадцати, был для них слишком мал). Когда несколько их соглядатаев пришли в дом Михи в горной стране Ефрема, они узнали голос молодого левита и попросили его удостовериться в том, что их планы были благословлены Богом.

18:7-13 Пять мужей из колена Дана осмотрели северный город Лаис и нашли его спокойным и безопасным. Более того, этот город не имел никаких связей с другими, то есть, это было миролюбивое сообщество, не имевшее "каких-либо соглашений о взаимопомощи с соседствующими народами".

Восприняв их незащищенное положение, как дар от Бога, шестьсот полностью вооруженных людей Дана отправились в Лаис.

18:14-26 Позже, когда эти пять человек из колена Дана шли на север на захват Лаиса, они зашли в дом Михи и захватили всех идолов. После вялых протестов левит с радостью подчинился их приказу служить колену Дана в качестве священника вместо того, чтобы служить только дому Михи. Когда Миха вместе с несколькими горожанами пришел к людям Дана и выразил протест против кражи его идолов, ему приказали держать язык за зубами, и отправили домой с пустыми руками.

18:27-31 Тогда люди Дана напали на мирный город Лаис и переименовали его, назвав Даном. Там они установили вырезанного из дерева истукана и назначили Ионафана, сына Гирсона, сына Моисея и его сынов священниками. Общепризнанно то, что в Судьях под именем "Манассия" нужно понимать имя "Моисей" – его имя было замаскировано   иудейскими переписчиками,   чтобы предотвратить предположительный позор Моисея, вызванный идолопоклонством его внука.

Предположительно, Ионафан – это имя ранее упомянутого левита. С тех пор Дан превратился в город, в котором процветало идолопоклонство. Именно здесь Иеровоам позже установил одного из золотых тельцов. Неизвестно, относится ли переселение, упомянутое в 30-м стихе, к филистимскому рабству в этот период (напр., 1 Цар. 4:11) или к ассирийскому рабству (4 Цар. 15:29).

Не все люди Дана отправились в Лаис (ст. 11) или погрязли в идолопоклонстве. Некоторые остались на своей земле между Иудой и Ефремом. Самсон, самая известная личность из этого колена, принадлежал к последней группе сынов Дана.

19 глава

C. Левит и его наложница (Гл. 19)

19:1-12 Теперь мы дошли до истории о невообразимом моральном разложении – истории о левите и его наложнице. У этого левита была наложница, которая пришла из Вифлеема в земле Иуды. Она оставила его, чтобы вернуться домой и стать блудницей. Он пришел в дом ее отца, чтобы забрать ее, и там его развлекали день за днем. Всякий раз, когда он пытался уйти со своей наложницей, ее отец настаивал на том, чтобы он задержался еще немного. Наконец он уехал, вечером пятого дня, со своим слугой, парой оседланных ослов и наложницей. Днем они приехали в Иевус (т.е. Иерусалим), но не стали там останавливаться, так как этот город все еще населяли язычники Иевусеи. Джордж Уильямс говорит:

"Лучше бы левит провел ночь с язычниками, чем с предполагаемыми детьми Божиими, ибо последние уже пали ниже, чем первые".

19:13-21 На закате они пришли в Гиву, город, расположенный на территории Вениамина. Никто не предложил ему там разместиться со своим караваном, поэтому левит временно расположился на улице. Затем пожилой мужчина из колена Ефрема, живущий в Гиве, предложил взять их всех к себе домой, и предложение было принято.

19:22-24 Той ночью группа сексуальных извращенцев окружила дом и потребовала, чтобы им вывели гостившего левита. Еще один раз мы сталкиваемся с таким распущенным поведением во времена Лота (Быт. 19). К несчастью молодой девушки, в Гиве не было ангелов-хранителей, как это было в Содоме. Оба происшествия навлекли на преступников серьезные последствия. Господь не терпит гомосексуализм. Человеческая порочность вряд ли может опуститься еще ниже. Хозяин дома попытался удовлетворить этих нечестивых Вениамитян, предложив им свою дочь-девственницу и наложницу левита. Артур Кандэлл описывает их поведение следующими словами:

"Пытаясь соблюсти общепринятые правила гостеприимства, этот престарелый человек был готов преступить кодекс, который для современного читателя представляет несоразмерно большую важность, а именно, забота и защита слабых и беспомощных. В древнем мире женщины мало ценились; по большей мере благодаря принципам иудейской веры, и, в частности, благодаря просвещению, которое пришло с христианской верой, женщины могут наслаждаться их настоящим положением. Пожилой человек был готов принести в жертву извращенным похотям захватчиков свою собственную дочь-девственницу и наложницу левита, чтобы предотвратить причинение любого вреда своему главному гостю". 19:25-30 Наконец, боясь за свою собственную шкуру, трусливый левит послал им свою наложницу. В результате их низменного и мучительного обращения она умерла той же ночью. Не пытаясь оправдать Вениамитян, можно сказать, что если бы она ранее не предалась беспутству (ст. 2), ей бы не пришлось умереть смертью блудницы. Грех нещадно награждает своих последователей. Левит утром обнаружил ее тело на пороге дома. Он был так разъярен тем, что в Израиле практикуется такая ужасающая распущенность, что разрезал ее тело на двенадцать частей и отправил по куску каждому из двенадцати колен с рассказом о том, что произошло. Народ Израиля был потрясен!

20 глава

Г. Война с Вениамином (Гл. 20, 21)

20:1-14 Израненные воины из колен Из-раилевых (кроме Вениамина) собрались в Массифе и выслушали историю левита. Они решили сразиться с Гивой, но сначала они дали возможность колену Вениамина предоставить им виновных извращенцев, чтобы они понесли наказание. Когда сыны Вениамина ответили отказом, началась гражданская война.

20:15-48 Этот случай произошел вскоре после смерти Иисуса Навина и его поколения, так как Финеес в то время был первосвященником (ст. 28). В колене Вениамина было всего 26 700 воинов против 400 000 из других колен (ст. 15-17). Однако при первом сражении, Вениамин убил двадцать две тысячи людей (ст. 18-21). При второй схватке, было убито восемнадцать тысяч Израильтян (ст. 22-25). Причина, по которой Израилю так трудно это давалось, несмотря на то, что повод был праведным, заключалась в том, что они сами отошли от Господа. В 18-м, 23-м и 26-28-м стихах мы видим, как народ был вынужден смиряться перед Господом, пока им не был обещан успех. В третьей схватке Израильтяне воспользовались тактикой засады. Они отвели людей Вениамина от города Гивы, подожгли город, а затем уничтожили двадцать пять тысяч сто Вениамитян, пока те спасались бегством в пустыню. Затем они сожгли все города Вениамина и убили женщин и детей

(ст. 29-48).

Вениамин потерял 26 100 людей в трех сражениях (ст. 15, 47). (Следует сделать вывод, что они потеряли 1000 человек за первые два дня). Убитые в 35-м и 44-46-м стихах имеют отношение только к последнему сражению. Шестьсот уцелевших людей четыре месяца укрывались в скале Риммон (ст. 47). Если бы не этот остаток, все колено было бы уничтожено.

21 глава

21:1-15 Теперь одиннадцать колен Израиля сожалеют о том, что колено Вениамина было почти полностью истреблено. Они не хотели, чтобы это колено вымерло. Однако, в Массифе они дали необдуманную клятву, что не будут отдавать своих дочерей в жены мужчинам из колена Вениамина. Вначале они приняли решение сразиться с Иависом Галаадским, расположенном восточнее Иордана, так как его жители не помогли в войне с Вениамином. Убили всех людей за исключением четырехсот дев, которых взяли и отдали мужчинам из колена Вениамина.

21:16-24 Но стало очевидным, что необходимо было и дальше заботиться о колене, чтобы оно процветало. Мужи Израильские поклялись, что не отдадут своих дочерей Вениамину, и они не могли забрать свою клятву назад. Поэтому они решили позволить уцелевшим из колена Вениамина брать себе жен из молодых девушек, танцевавших на ежегодном празднике (вероятно, Празднике Скиний) в Силоме. Когда мужчины из Силома начали жаловаться, другие колена им объяснили, что это необходимо для предотвращения вымирания одного из колен Израиля. Итак, Вениамин отправился обратно в свою землю, чтобы восстановиться на будущее.

Последние главы помогли нам поближе увидеть два колена Израиля в период раннего правления судей. Можно вообразить, что происходило в других коленах, и не было записано! И мы знаем, что с течением времени ситуация ухудшалась. Эти страшные истории показывают, как далеко люди могут отойти от Бога. Здесь мы видим достаточно плодов отступничества, чтобы вызвать у нас отвращение. Будет еще лучше, если прочитанное нами направит наши сердца на то, чтобы искать нашего Господа Бога и верно служить ему все свои дни.

21:25 Книга Судей завершается печальной темой, звенящей у нас в ушах: "В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым".

В этом темном периоде истории есть один цельный эпизод, но он обособлен во избежание осквернения благодаря слишком тесной ассоциации с безнравственностью книги Судей. Теперь мы обращаем свое внимание на целомудренную историю Руфь.