"Паралипоменон обладает своеобразнъми особенностями и красотой, и прежде всего его моральная ценность состоит в том, что он показывает: несмотря на то, что все остальное было разрушено, Божий замысел устоял. Вот чем мы можем утешаться в настоящее время. Христианский мир находится в плачевном состоянии; но Божий замысел никогда не потерпит поражения, и те, кто верует, укрепятся и обретут утешение в уверенном исполнении Божьего замысла." Уильям Келли
Введение
I. Уникальное положение в каноне
Книги Паралипоменон, изначально составлявшие одну большую книгу, расположены в конце Еврейской Библии. Ее еврейское заглавие переводится как "Хроники", или, буквально, "Слова о днях". Паралипоменон – название из греческого перевода LXX (Септуагинты – древнегреческого перевода Ветхого Завета), которое значит "Упущения", и это неудачный перевод. В английской Библии Паралипоменон носит название "Хроники", восходящее к латинской Вульгате Иеронима.
Так как на первый взгляд кажется, что 1 Паралипоменон просто повторяет 1 и 2 Царств, а 2 Паралипоменон – 3 и 4 Царств, какова уникальная роль этих книг? Паралипоменон явно отличается от книг Царств. В этих книгах подчеркивается историческая сторона событий, а в Паралипоменоне – духовная. Таким образом, Паралипоменон уделяет большое внимание правлению Давида и его преемников, а также поклонению в храме в этот период. Здесь приводятся новые подробности о священниках, левитах, музыкантах, певцах и привратниках. Здесь описывается, как ковчег перевозили в Иерусалим, как готовилось строительство храма и какие реформы проводили в Иудее некоторые благочестивые цари. Северное царство упоминается только в связи с его отношениями с династией Давида. Автор опускает даже трагические истории об Амноне, Авессаломе и Адонии, а также о неверности Соломона. Так что Паралипоменон – не просто повторение. Это скорее духовное толкование истории, рассказанной в предыдущих книгах.
События, происходившие в период правления каждого царя, обычно фиксировались в книге (3 Цар. 14:29; 15:7 и т. д.). Без сомнений, существовал общий источник, которым пользовались авторы книг Царств и Паралипоменона, потому что некоторые отрывки в них перекликаются.
Отдельные исследователи критикуют Паралипоменон как неполный и негармоничный труд, не включающий в себя важные события освещаемого периода. Но Уильям Келли, с характерной для него духовной проницательностью, показывает, что Паралипоменон, как и все богодухновенные книги, отражает в точности намерения Святого Духа: "Эти собрания Божьих свидетельств, объединенные в Книгах Парали-поменон, фрагментарны и такими должны быть. Бог мог бы дать нам все подробности, если бы Ему было угодно, но Его намерения были иными. Сам Бог предпочел рассказать о погибели Израиля, используя лишь
отдельные обрывки информации. Здесь нет ничего завершенного. Эти две Книги Паралипоменон составлены именно по такому принципу. Людей ученых это сильно озадачивает, потому что они, глядя на эти книги человеческими глазами, не способны понять этот принцип. Они воображают, что это недостаток данных книг. Но это не так. Дух Божий написал их так намеренно и сознательно". Келли сопоставляет ситуацию в Израиле в то время с разделенным и хаотическим состоянием современного христианского мира:
"Так, например, я убежден, что благодать, даруемая Богом Его народу, в наше время кажется очень слабой и неупорядоченной человеческому взгляду, но, если вы посмотрите на нее, то увидите: все соответствует замыслу Бога, и наше желание обладать всем сразу не согласуется с Его волей – ведь тогда мы были бы довольны собой, вместо того, чтобы ощущать вместе с Ним несовершенное состояние Его церкви". Первая и вторая книги Паралипоменон – не скучные учебники истории. Это толкование священной истории от Адама до возвращения Израиля из вавилонского плена. Они написаны для нас, верующих, и могут использоваться нами в современной жизни.
II. Aвторство
Большинство комментаторов полагает, что автором или составителем книг Паралипоменон был Ездра. Последние два стиха 2 Паралипоменон совпадают с первыми двумя стихами Книги Ездры; отмечается и большое стилистическое сходство. Богодухновенный составитель черпал информацию в ряде книг того времени, и мы видим это из списка "библиографии", приводимого им самим:
1. Записи Самуила провидца (1 Пар. 29:29)
2. Записи Нафана пророка (1 Пар. 29:29)
3. Записи Гада прозорливца (1 Пар. 29:29)
4. Пророчество Ахии Силомлянина (2 Пар. 9:29)
5. Видения прозорливца Иоиля (2 Пар. 9:29)
6. Записи Самея пророка (2 Пар. 12:15)
7. Записи Адды прозорливца (2 Пар. 12:15)
8. Сказание пророка Адды (2 Пар. 13:22)
9. Книга царей Израильских и Иудейских (2 Пар. 20:34; 27:7; 32:32)
10. Книга царей (2 Пар. 24:27)
11. Видения Исаии пророка (2 Пар. 26:22; 32:32)
12. Записи Хозая (2 Пар. 33:19)
III. Bремя написания
Книги Паралипоменон были написаны после плена (2 Пар. 36:22, 23). Используя родословные, мы можем определить более точную дату. Последний человек в родословной рода Давида, Анани (1 Пар. 3:24) – представитель восьмого поколения после царя Иехонии. Это было около 600 г. до Р. Х. Если считать, что продолжительность одного поколения в среднем двадцать пять лет, то получается примерно 400 г. до Р. Х. самое раннее. Вряд ли книги Паралипоменон были написаны значительно позже, потому что род Давида описывается таким образом, что автор включил бы в список и потомков царя, если бы они на тот момент существовали.
Итак, мы видим, что Паралипоменон – одна из последних по сроку написания книг Ветхого Завета, созданная примерно во время Малахии.
IV. Исторический фон и тема
Позднее время написания книг Паралипоменон помогает нам понять их значение.
Монархии больше нет, но царский род проследить еще можно в ожидании Сына Давида, Мессии, Который грядет.
Хотя монархии больше нет, богослужение в храме продолжает занимать центральное место в жизни народа. У. Грэм Скрогги пишет:
"Здесь опять же подчеркивается все, что имеет отношение к поклонению: храм и богослужения в нем, священники, левиты, певцы и ненависть к идолопоклонству. Здесь показано, что все проблемы народа были вызваны пренебрежением к заповедям Иеговы, а процветание станет следствием возвращения к Нему. Книги Царств имеют значение политическое, они касаются царей; Паралипоменон имеет значение священное, он касается церкви". Стоит отметить, что обе эти темы – Мессия и поклонение – важны и для верующих в наши дни.
Вторая книга Паралипоменон начинается с того момента, на котором заканчивается первая. В 1 Паралипоменон 29 Давид назначает Соломона своим наследником. Во Второй книге Парали-поменон род Давида прослеживается от Соломона до возвращения остатка иудеев из вавилонского плена. Третья и Четвертая книги Царств освещают в основном тот же период, но в Книгах Царств акцент больше ставится на Израиле, а в книгах Паралипоменон – на Иудее, как мы уже отмечали. Цари Израиля упоминаются только в связи с их отношением к истории Иудеи. Хотя значительная часть материала в этих книгах совпадает, иногда в книгах Паралипоменон есть подробности, которых не приводится в книгах Царств, потому что книги Па-ралипоменон были написаны позже и с другой целью. Мы прокомментируем некоторые из отличий между этими книгами, но проанализировать их здесь глубоко не представляется возможным. Для этого пишут отдельные труды.
Содержание
I. РОДОСЛОВНЫЕ (Гл. 1 – 9)
A. От Адама до Авраама (1:1-27)
Б. От Авраама до Израиля (1:28-54)
B. Потомки Израиля (Гл. 2 – 8)
1. Иуда (2:1 – 4:23)
2. Симеон (4:24-43)
3. Рувим, Гад и половина колена Манассии к востоку от Иордана (Гл. 5)
4. Левий (Гл. 6)
5. Иссахар (7:1-5)
6. Вениамин (7:6-12)
7. Неффалим (7:13)
8. Половина колена Манассии к западу от Иордана (7:14-19)
9. Ефрем (7:20-29)
10. Асир (7:30-40)
11. Вениамин (Гл. 8)
Г. Вернувшиеся из плена (9:1-34)
Д. Родословная Саула (9:35-44)
II. СМЕРТЬ САУЛА (Гл. 10)
III. ПРАВЛЕНИЕ ДАВИДА (Гл. 11 – 29)
A. Армия Давида (Гл. 11, 12)
1. Храбрые воины Давида (Гл. 11)
2. Верные последователи Давида (Гл. 12)
Б. Давид перевозит ковчег в Иерусалим (Гл. 13 – 16)
B. Желание Давида построить храм
и ответ Бога (Гл. 17)
Г. Победы Давида (Гл. 18 – 20)
Д. Перепись населения и язва (Гл. 21)
Е. Подготовка к строительству храма (Гл. 22 – 26)
1. Материалы, работники и мотивация (Гл. 22)
2. Подразделения и обязанности левитов (Гл. 23 – 26)
Ж. Военачальники и правительство (Гл. 27)
З. Последние дни Давида (Гл. 28, 29)
I. РОДОСЛОВНЫЕ (Гл. 1 – 9)
Первые девять глав 1-й книги Паралипоменон содержат родословные, или "генеалогические древа", как мы любим их называть. Родословные были очень важны для иудеев, которые поддерживали границы между коленами. Также после смешения, произошедшего в плену, необходимо было заново выявить представителей царского рода и рода священников.
Иногда приводимые в этих главах имена отличаются от имен, приведенных в других книгах Библии. Существует несколько причин этих кажущихся разногласий. Иногда человек был известен под несколькими разными именами. Написание некоторых имен менялось на протяжении столетий. В конце концов, между некоторыми родословными Книги Бытия и их повторением в книгах Паралипоменон прошла тысяча лет
(1400 – 400 гг. до Р. Х.). Иногда встречаются ошибки переписчиков. Если внимательнее изучить еврейский язык, понимаешь, как это могло случиться. Такие "несоответствия" не смущают серьезного исследователя, потому что по большей части не существовали в оригинале и никак не могут повлиять на основные учения веры.
А. От Адама до Авраама (1:1-27)
По-видимому, источником этих родословных явилась Книга Бытия. Стихи 1-4 восходят к Бытию 5 (от Адама до Ноя). В стихах 5-23 перечислены потомки Ноя, о которых говорится в Бытии 10. В Бытии 11 начинается родословная
Авраама (ст. 24-27).
Б. От Авраама до Израиля (1:28-54)
Потомки Авраама, перечисленные в Бытии 25, упоминаются в стихах 2833. О потомках Исаака, сына обетования, говорится далее. Исав, из Бытия 36, рассмотрен в стихах 35-54, потом он "уступает дорогу" потомкам Иакова (Израиля). В главах 2-9 прослеживается родословная Израиля.
В первой главе автор Паралипоменона начинает с Адама, прародителя человечества, и доходит до Иакова, предка двенадцати колен Израиля. Он вскользь упоминает другие народы, и в центре внимания остается только избранный народ. Здесь мы наблюдаем и начало родословной Мессии (см. Лк. 3:34-38).
Иуда был главой самого большого колена и основным наследником благословений и обетований, поэтому его родословная приводится первой и является самой длинной (2:3 – 4:23). Родословные двух потомков Иуды рассматриваются наиболее подробно: Халева – 2:18-20, 42-55 (это не тот Халев, о котором говорится в Числах 13; см. 4:15) и Давида – 3:1-24.
По родословным рассыпаны упоминания о некоторых исторических событиях. Святой Дух хочет обратить на них наше внимание в этом обширном обзоре истории Израиля. В родословной Иуды наше внимание заостряется на том, как Бог осудил двух грешников и благословил одного праведника.
"И был Ир, первенец Иудин, не благоугоден в очах Господа, и Он умертвил его" (2:3). Это был сын Иуды от Шуи, хананеянки (Быт. 38:1-10). Нам не сооб щается, что он сделал, а только, что он не был благоугоден в очах Господа. Его грех стоил ему привилегий первенца, места в мессианском роду, и он поплатился за грех своей собственной жизнью. Его имя стало пятном на фамильной репутации, о котором узнают все поколения. Люди должны задумываться о последствиях греха, пока не поздно. "Ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю"
(Пс. 36:9).
История Ахара (Ахана) рассказана в книге Иисуса Навина 7. Он "увидел", ему "полюбилось", и он "взял" (Ис.Нав. 7:21) то, что запрещено было брать в Иерихоне. Он ввел Израиль в беду, потому что из-за его греха погибло тридцать шесть человек во время неудачного нападения на Гай. Господь указал виновного и наказал его и его семью.
См. ком. на главу 1
См. ком. на главу 1
"Иавис был знаменитее своих братьев" (4:9). Этот человек много думал о Боге и чтил Его, ища Божьего благословения. Иавис был человеком веры, и Господь отметил его. "А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, ищущим Его воздает" (Евр. 11:6). Айронсайд комментирует:
"Его молитва состоит из четырех частей. "Благослови меня". То есть: "Дай мне настоящее счастье!" Такое счастье обретает лишь тот, кто ходит путями Бога. "Распространи пределы мои". Ему недостаточно было служить Богу так, как он мог сейчас. Ему хотелось получить и наслаждаться еще большим наследством от Господа. "Да будет рука Твоя со мною!" Он уповал на защиту и заботу Бога. И наконец: "Охрани меня от зла, чтобы я не горевал". Грех – единственное, что может лишить дитя Божье радости в Господе". Иавис искал Бога и был награжден. Да поможет нам Бог следовать его примеру!
Бифья (4:18) – одна из немногих женщин, упомянутых в этих родословных. Она была дочерью фараоновой, но теперь жила с избранным народом. Ее имя значит дочь Иеговы.
Следует отметить одно кажущееся несоответствие, прежде чем двигаться дальше. В 2:15 Давид назван седьмым сыном Иессея, а в 1 Царств 16:10, 11 и 17:12 – восьмым. Возможно, один из сыновей Иессея умер бездетным или не успев вступить в брак, поэтому он не включен в родословную.
2. Симеон (4:24-43)
4:24-43 Симеон, второй сын Иакова, упоминается следующим, вероятно, из-за тесной связи его колена с коленом Иуды. Симеону в земле обетованной достался удел на территории Иуды (Ис. Нав. 19:9). Города, перечисленные в 4:28-33, были их наследством. Позже посредством завоеваний они приобрели и другие земли.
3. Рувим, Гад и половина колена Ма-нассии к востоку от Иордана (Гл. 5)
В главе 5 говорится о коленах, живших по другую сторону Иордана, – коленах Рувима, Гада и половине колена Ма-нассии. Этим коленам уделяется очень мало внимания. Они одними из первых отправились в плен (5:26).
В стихах 1 и 2 объясняется, почему право первенства отдано другим коленам, а не Рувиму. Когда Иаков благословлял своих сыновей перед смертью (Быт. 49), он отметил греховность Рувима (Быт. 35:22) и лишил его первенства. Двойная доля земли, доля первородного сына, досталась Иосифу (Ефрему и Манассии), а положение старшего досталось Иуде.
В стихах 11-17 перечислены сыновья Гада, а в стихах 23 и 24 – вожди полуколена Манассиина.
В остальной части главы 5 кратко рассказывается о судьбе этих колен. Они вместе успешно сражались с агарянами (измаильтянами; ст. 10, 19-22). С небольшим войском в 44760 человек они нанесли поражение намного большему количеству врагов. Они верили в своего Бога (ст. 20), и Он даровал им победу и много добычи (ст. 21).
Постоянно окруженные народами идолопоклонников, они скоро стали блудно ходить вслед богов народов той земли, которых изгнал Бог от лица их (ст. 25). Они обратились к богам, которые не смогли спасти измаильтян, и оставили единственного истинного Бога, силой Которого стали победителями. Поэтому Бог предал их в руки ассирийского царя, и они были угнаны в плен.
4. Левий (Гл. 6)
6:1-53 В этой главе описываются сыновья Левия, потомки третьего сына Иакова. В стихах 1-15 и 49-53 рассказывается о самом известном семействе этого колена, роде Аарона. Право быть священниками было отдано Аарону и его потомкам, поэтому было очень важно проследить точную родословную от Аарона до плена.
Самуил (ст. 28), сын Елканы (ст. 27), был великим пророком и последним судьей Израиля перед воцарением Саула. Его служение описано в 1 Царств.
У Левия было три сына: Гирсон, Каафа и Мерари. Их родословные приведены в стихах 16-30. В стихах 31-48 содержатся три родословные: Емана из рода Каафы (ст. 33-38); Асафа из рода Гирсона (ст. 39-43) и Ефана из рода Ме-рари (ст. 44-47). Это были "певцы", которых Давид поставил служить Господу (ст. 31, 32).
Вероятно, Еман был автором Псалма 87. Он был потомком пророка Самуила. Есть псалмы, приписываемые Асафу: например, Псалом 49 и Псалмы 72 – 82. Ефан, должно быть, написал Псалом 88.
6:54-81 В остальной части главы перечислены города и предместья, выделенные левитам на территории других колен. Это соответствовало заповедям Господа, сообщенным через Моисея (Чис. 35:1-8). Выделение территорий было осуществлено под надзором Иисуса Навина (Ис.Нав. 21).
5. Иссахар (7:1-5)
В главе 7 упоминаются шесть колен: Иссахар (ст. 1-5) Вениамин (ст. 6-12) Неффалим (ст. 13) половина колена Манассии (к западу от Иордана; ст. 14-19)
Ефрем (ст. 20-29) Асир (ст. 30-40)
Эти родословные вовсе не такие полные, как родословные Иуды или Левия, возможно, потому, что в этих коленах не было ни царей, ни священников.
6. Вениамин (7:6-12)
Хотя колено Вениамина в какой-то момент сократилось до 600 человек, из-за их неразумного поведения (Суд. 20), по-видимому, ему удалось восстановить свои силы и размер. Потомки Вениамина перечислены в главе 8. Здесь, в главе 7 акцент ставится на отношениях Вениамина с народом, а в следующей главе – на отношениях Вениамина с Саулом и Иерусалимом.
7. Неффалим (7:13)
Четверо сыновей Неффалима названы детьми Валлы, потому что она была матерью Неффалима. Дальнейшее потомство этих четырех человек не упо-минается.
8. Половина колена Манассии к западу от Иордана (7:14-19)
Потомки Манассии, жившие к востоку от Иордана в Галааде и Васане, перечислены в 5:23, 24. Здесь речь идет о той половине колена, которая осела в Ханаане, к западу от Иордана.
Потомок Манассии, который выделяется в этой родословной, – Салпаад, у которого не было сыновей, только дочери. Их имена упоминаются в книге Иисуса Навина 17:3, так как они просили наследства, которое Господь обещал женщинам в подобных случаях (смотри Чис. 27:1-11). Иудейские женщины имели определенные права уже в те времена, когда язычницы были практически бесправны.
9. Ефрем (7:20-29)
Автор подробнее прослеживает историю колена Ефрема, чтобы проследить родословную Иисуса Навина, самого знаменитого ефремлянина древней истории. Люди, совершающие для Бога подвиги, прославляют свой род; их вспоминают с любовью и приводят в пример последующим поколениям.
10. Асир (7:30-40)
Четыре сына Асира и сестра их Серах упоминаются также в Бытии 46:17. Эти потомки были люди отборные, воинственные, главные начальники.
11. Вениамин (Гл. 8)
8:1-28 Вениамин, Иуда и некоторые представители колен Симеона и Левия образовывали южное царство, попавшее в вавилонский плен. Большинство израильтян, вернувшихся в Иудею при Неемии, принадлежало к этим коленам; поэтому в родословных им уделяется больше внимания.
Вениамитяне обсуждаются здесь подробнее, чем в 7:6-12. Сравнив эти два списка, а также приведенные в книгах Бытия 46:21 и Чисел 26:38-41, можно выявить следующие принципы, помогающие объяснить кажущиеся противоречия.
1. У некоторых людей было несколько имен.
2. Написание некоторых имен изменялось с годами.
3. Некоторые имена опущены, потому что эти люди умерли в раннем возрасте или не имели детей.
4. Слово, переводимое как сын (ben) может означать сына, внука, правнука и т. д. 5. Некоторые имена опущены, потому что в намерения автора не входит их упоминание.
8:29-40 Саул, вениамитянин, был первым царем Израиля. Его родословная приведена здесь и в 9:35-44. Здесь перечислены только потомки его сына Ионафана, друга Давида. Мериббаал (ст. 34) – это еще одно имя Мемфивосфея. Родословные Дана и Завулона не приводятся. (Дан отсутствует и в других местах Писания – особенно заметно отсутствие упоминания о нем в Отк. 7).
Г. Вернувшиеся из плена (9:1-34)
В стихах 2-9 вкратце перечислены некоторые из сыновей Иуды и Вениамина, которые вернулись в Иерусалим, главы родов в поколениях своих (ст. 9). В стихах 10-13 упоминаются священники, а в стихах 14-34 – другие вернувшиеся левиты, с описанием обязанностей некоторых из них. Другой список вернувшихся можно прочесть в Неемии 11.
Д. Родословная Саула (9:35-44)
Последние десять стихов главы 9, практически совпадающие с 8:29-40, посвящены родословной Саула и задают тон для исторической части 1 Паралипоме-нон (Гл. 10 – 29). История Саула рассказана в 1 Царств 9 – 31.
II. СМЕРТЬ САУЛА (Гл. 10)
10:1-5 Параллельный рассказ о смерти Саула и его сыновей можно найти в 1 Царств 31:1-13.
Ч. Х. Сперджен так комментирует стих 5:
"Мы искренне осуждаем саморазрушение, но можем только восхищаться верностью оруженосца – он был верен до самой смерти. Он не хотел пережить своего господина. Неужели этот человек мог жить и умереть для Саула, а мы предадим своего царя и господина, Господа Иисуса?"
10:6-10 В связи со смертью Саула следует отметить несколько моментов. "Весь дом его вместе с ним умер" (ст. 6) – это относится только к тем, кто воевал вместе с Саулом (1 Цар. 31:6). У Саула были другие сыновья, не убитые филистимлянами (ст. 13, 14; 2 Цар. 2:8; 21:1-9). Но и они в конечном итоге не избежали судьбы, постигшей их отца (2 Цар. 21:1-8).
10:11, 12 Услышав новости о Сауле и его сыновьях, люди сильные из Иави-са Галаадского шли всю ночь, чтобы забрать у филистимлян их тела. Они похоронили кости их и постились семь дней. Ранее Саул спас этот город от аммони-тянина Нааса (1 Цар. 11); эти сильные люди не забыли его доброту.
10:13, 14 В этих стихах приводится две причины смерти Саула: он не соблюл слова Господня (см. 1 Цар. 13 и 15) и обратился к волшебнице с вопросом (см. 1 Цар. 28).
Этот краткий рассказ о Сауле подводит нас к истории Давида, Божьего избранника, управлявшего Его народом, Израилем.
III. ПРАВЛЕНИЕ ДАВИДА (Гл. 11 – 29)
А. Армия Давида (Гл. 11, 12)
1. Храбрые воины Давида (Гл. 11)
11:1-3 В Паралипоменоне не упоминается краткое и неудачное правление Ие-восфея (2 Цар. 2 – 4), а сразу говорится о коронации Давида в Хевроне (см. 2 Цар. 5).
11:4-9 Первой задачей царя Давида было создание столицы. В этих стихах рассказано, как был взят Иерусалим (см. 2 Цар. 5:6-10).
Племянник Давида, Иоав, сын Са-руи, был военачальником его армии. Он проявил большую храбрость и отвагу при взятии Иерусалима. В соответствии с обещанием Давида он сделался главою армии Израиля. Иоав, бесстрашный воин, был в то же время жестоким человеком, и, возможно, не упоминается среди воинов Давида именно из-за своего нечестного характера.
11:10 Этот список воинов Давида относится к началу его правления. Во 2 Царств 23 такой же список помещен в конце рассказа о его правлении. Эти сильные люди приходили на помощь Давиду в разные моменты его жизни. Одни поддержали его, когда он был в пещере Одолламской (ст. 15-19), другие – в Секелаге (12:1-22), третьи – когда Давид воцарился в Хевроне (12:23-40).
Вот некоторые из "сильных" Давида и несколько их подвигов:
11:11 Иесваал лично поразил триста человек одним копьем. Бог даровал ему сверхъестественную победу над врагами Израиля. Храбрые люди могут совершать чудеса для Бога, когда верят в Него и сражаются за души людей.
11:12-14 Елеазар, сын Додо: обратите прежде всего внимание на то, что он был "с Давидом". Он был верен Давиду и остался с ним даже тогда, когда другие бежали. Ради чего он так рисковал? Ради ячменного поля! Но дело было не в поле, а в принципе. По обетованию эта земля принадлежала Израилю, и филистимлянам не должен был достаться даже метр этой земли. Сегодня христиане должны понимать, что принадлежат Богу и не позволять сатане овладевать своей жизнью даже в областях, которые кажутся незначительными.
11:15-19 Трое из пещеры Одоллам: они были с Давидом в трудный момент и знали, чего ему хотелось. Они рисковали жизнью, чтобы принести ему воды из колодезя Вифлеемского, которая освежила бы его. Они не искали славы – их имена здесь не упоминаются, они просто хотели доставить Давиду удовольствие. Где сегодня мужчины и женщины, живущие настолько близко с Господом Иисусом, чтобы знать о желаниях Его сердца? Где те, кто, рискуя всем, готов порадовать Его душу, принеся Ему воды с нуждающегося поля какой-нибудь миссии? Те, кто делает это, будут, без сомнения, зачислены в ряды Его сильных.
11:20, 21 Авесса, брат Иоава, был самым уважаемым из второй тройки. В Писании сказано, что Авесса был непоколебимо предан Давиду. Он отправился с Давидом в лагерь Саула (1 Цар. 26); он был с Давидом, когда тот бежал из Иерусалима во время бунта Авессалома (2 Цар. 16); он подавил бунт Семея (2 Цар. 20); он спас Давида от великана Иесвия (2 Цар. 21) и много раз еще преданно послужил царю (2 Цар. 10, 18; 1 Пар. 18). Бескорыстная храбрость и непоколебимая верность делает любого человека дорогим другом и служителем Царя царей.
11:22-25 Ванея: его отец был священником (1 Пар. 27:5) и мужем храбрым. Он возглавлял отряд личных телохранителей Давида. Здесь перечислено несколько его подвигов. Позже он занял место Иоава на посту главнокомандующего армией Израиля (3 Цар. 2:34, 35). Его победы можно рассматривать как образ побеждающей жизни человека, противостающего и побеждающего мир (великана-египтянина), плоть (моавитян) и дьявола (рычащего льва).
11:26-47 Хотя в стихах 26-47 не упоминаются подвиги, здесь перечислены имена всех, кто героически служил Давиду. Некоторые из имен очень интересны. Например:
Целек Аммонитянин (ст. 39) и Ифма Моавитянин (ст. 46) – они были рождены врагами Израиля. Но они служили царю Израиля! Мы все рождаемся врагами Бога, но по Его благодати можем найти себе место в армии Царя.
Урия Хеттеянин (ст. 41): это был представитель народа, который израильтяне должны были уничтожить, когда покоряли Землю Обетованную (Вт. 7:1, 2). Но он воевал за Давида. Давид оказался недостоин его верного служения, приказав убить Урию, чтобы овладеть его женой, Вирсавией (2 Цар. 11).
2. Верные последователи Давида (Гл. 12)
В главе 11 говорится о людях, которые стояли на стороне Давида. В этой же главе в основном речь идет о племенах, которые вместе со своими начальствовавшими были союзниками царя. Здесь, в главе 12, перечислены все эти племена: от тех, кто пришел к Давиду, когда он скрывался (ст. 1-22), до тех, кто пришел к Хеврон после смерти Иевосфея (ст. 23-40). "Да и все прочие Израильтяне были единодушны, чтобы воцарить Давида... так как радость была для Израиля" (ст. 38).
Многие люди, страдающие и в беде, приходили к Давиду, чтобы обрести защиту (1 Цар. 22:1,2). Но эти люди пришли к Давиду, чтобы служить ему, чтобы помочь ему занять престол, который завещал ему Бог. Сегодня в царстве Божьем нужны люди, вооруженные Богом (ст. 2), тренированные и быстрые (ст. 8), сильные в вере, способные бороться с сопротивлением и обращать врага в бегство (ст. 14, 15), исполненные Духа и бескорыстно преданные Иисусу (ст. 32) – люди, сердце которых наполняет одна безраздельная страсть (ст. 33)!
Давид не случайно сомневался в намерениях сыновей Вениаминовых и Иудиных (ст. 17), потому что раньше некоторые из них предали его (1 Цар. 23).
Исторические события, упоминаемые в стихах 19-22, описаны также в 1 Царств 29 и 30. Бог помог Давиду не сражаться с Израилем, пока он был с филистимлянами. Он послал ему также победу над амаликитянами, которые захватили Секелаг и захватили его семью.
Представителей восточных колен собралось большое количество (ст. 37), в то время как колена, бывшие ближе к Хеврону, были представлены меньшим количеством человек – например, Иуда, Симеон и т. д. (ст. 24, 25 и далее).
Теперь, когда Израиль объединился вокруг помазанного Богом царя, народ радовался, ликовал и праздновал (ст. 40). Раскол и раздоры, вызванные неповиновением Саула, остались в прошлом. Теперь Израиль мог обрести заново процветание под руководством благочестивого пастыря.
Б. Давид перевозит ковчег в Иерусалим (Гл. 13 – 16)
13:1-8 В главе 13 рассказывается о первой попытке Давида перенести ковчег в новую столицу.
Во время правления Саула ковчег был забыт. Филистимляне захватили его и держали у себя семь месяцев, после чего вернули в Кириаф-Иарим, где он хранился в доме левита Авинадава (1 Цар. 4-7). Теперь, по просьбе Давида, Оза и Ахия поставили ковчег на колесницу и повезли его в Иерусалим. Шихор Египетский – это, вероятно, поток Египетский (Вади Эль-Ариш).
13:9-12 Когда волы наклонили повозку, Оза простер руку свою, чтобы поддержать ковчег. Тогда Бог поразил его, и он мгновенно умер. Закон запрещал кому бы то ни было прикасаться к ковчегу, даже священникам (Чис. 4:15). Когда сыны Каафы несли ковчег, они несли его на специальных шестах, но никогда не прикасались к самому ковчегу. С тех пор это место называется поражением Озы. Устрашился Давид и побоялся везти ковчег в Иерусалим.
13:13, 14 Так что ковчег вернули в дом левита Аведдара, где он оставался три месяца, неся великое благословение хозяину.
14:1, 2 Когда Давид стал царем всего Израиля, Хирам, царь Тирский, послал ему людей и материалы, чтобы построить Давиду дом. Это положило начало долгой и тесной дружбе, которая не прекратилась и в правление Соломона.
14:3-7 Давид согрешил против Господа, взяв себе много жен; это ясно запрещено во Второзаконии 17:17. В Паралипоменоне, хоть это нарушение и упоминается, не говорится о его греховных последствиях. Первые четверо родившихся у Давида детей в стихе 4 – сыновья Вирсавии (1 Пар. 3:5). Во 2 Царств 11 рассказывается о незаконной связи Давида и Вирсавии. Но даже здесь мы видим Божью благодать в действии, так как имена двух детей от этого брака появятся в родословной нашего Господа: Нафана (Лк. 3:31), предка Марии, и Соломона (Мф. 1:6), предка Иосифа.
14:8-17 Услышав, что Давид помазан в царя над Израилем, филистимляне собрались напасть на него. Давид вопросил Бога (ст. 10) и одержал впечатляющую победу. Идолов, которые не могли спасти поклоняющихся им от живого Бога, вынесли (2 Цар. 5:21) и сожгли (ст. 12). Когда филистимляне собрались с силами и вернулись, чтобы напасть во второй раз, еще вопросил Давид Бога. Он не знал, скажет ли ему Бог то же самое. На этот раз Бог снова послал ему победу, но план битвы был совершенно иным.
Эти победы внушили страх соседним народам. Обратите внимание на связь между стихами 16 и 17: "И сделал Давид, как повелел ему Бог... И пронеслось имя Давидово по всем землям".
15:1-3 Через три месяца после трагедии с Озой (Гл. 13) Давид приготовил место для ковчега и снова собрался перенести его в свою столицу, Иерусалим. На этот раз он тщательно изучил закон и действовал в соответствии с ним.
В этот раз для ковчега была приготовлена скиния, а не дом, потому что так было написано в законе. Вероятно, скиния была построена так же, как некогда во время исхода Израиля (Исх. 26). Но ковчег был единственным предметом в скинии Давида, так как остальное убранство находилось в Гаваоне (16:39) до времен Соломона.
15:4-15 И призвал Давид начальников родов левитов. Были позваны для такого случая и священники, Садок и Авиафар (3 Цар. 4:4; ст. 11). Теперь ковчег несли подходящие люди и должным образом, как заповедал Моисей по слову
Господа (ст. 15). Поэтому транспортировка прошла успешно (16:1).
15:16-29 Знаменитый автор псалмов распорядился также о том, чтобы шествие с ковчегом сопровождалось радостной хвалебной музыкой. Одни пели, другие играли на музыкальных инструментах. Давид плясал, и все ликовали, играя на псалтирях и цитрах. Но во всей этой радостной симфонии была и грустная нотка: Мелхола, жена Давида, насмехалась над ним (ст. 29; см. 2 Цар. 6:16 и далее).
16:1-3 Когда ковчег был помещен в скинию, Богу были вознесены жертвы. Всесожжения – величайший церемониальный акт поклонения (см. Лев. 1). Жертва полностью поглощалась пламенем, и возносившимся от нее дымом наслаждался один лишь Бог.
Другим видом жертвоприношений была мирная жертва. Это было единственное левитское жертвоприношение, от которого всем разрешалось взять какую-то часть. Жир и почки приносились Господу на жертвеннике, часть оставшегося шла священникам, а остальное приносящий жертву мог разделить с родственниками и друзьями перед Господом (см. Лев. 3). Мирная жертва символизировала общение с Господом и готовность делиться теми благами, что исходят от Него. И мирная жертва, и всесожжение играли важную роль в праздничных обрядах и торжествах, а это, конечно же, был праздничный день для всего Израиля. Все получили порцию мяса, прежде чем идти домой (ст. 3).
16:4-7 Затем Давид обеспечил ежедневные благодарения и восхваления Господа, чтобы они не ограничивались одними лишь особыми случаями (см. ст. 37-42). Левиты должны были славословить, благодарить и превозносить Господа игрой на инструментах и пением.
16:8-22 Псалом, цитируемый в связи с этим случаем, состоит из двух основных частей. Стихи 8-22 обращены к Израилю, а стихи 23-34 обращены ко всем народам. Стихи 35 и 36 завершают псалом. Он состоит из отрывков Псалмов 104:1-15; 95:1-13; 105:1, 47, 48.
В стихах 8-22 израильтян призывают славить величие Господа и искать Его лица. Они должны помнить Его деяния, Его чудеса, которые Он сотворил в прошлом, и помнить Его суды – то есть Его завет, безусловные обетования, данные их отцам.
16:23-34 Затем, обращая взор на всю землю, автор псалма призывает всех людей возвещать славу Господа. Страх Божий обязателен, потому что Он – Творец всего. Ему принадлежит слава, потому что Он – Бог великолепия, могущества и величия. Радость – естественная реакция при мысли о том, что Бог хранит весь мир и царствует в нем.
16:35, 36 Эта завершающая молитва почти полностью совпадает со словами Псалма 105:47, 48.
16:37-43 Давид назначил левитов, которые должны были поклоняться Иегове перед ковчегом в Иерусалиме, а также в Гаваоне, где по-прежнему находились скиния и жертвенник всесожжения. В Иерусалиме были назначены также певцы, привратники и играющие на трубах, все под руководством Авиафара. Садок был священником в Гаваоне. В этом отрывке основное внимание уделяется музыкантам. Возможно, в стихе 38 упомянуты два разных Овед-Едома, а в стихах 38 и 42 – два разных Идифуна... Теперь, когда ковчег был установлен в Сионе, народ пошел по домам, а Давид возвратился, чтобы благословить дом свой.
В. Желание Давида построить храм и ответ Бога (Гл. 17)
Глава 17 делится на три части: желание Давида построить дом Богу (ст. 1, 2), решение Бога создать династию потомков Давида (ст. 3-15) и ответная молитва Давида (ст. 16-27). Во 2 Царств 7 есть параллельный отрывок.
17:1-4 Давид сообщил Нафану пророку, что нехорошо ему самому иметь такой роскошный дом, в то время как ковчег завета находится в шатре. Нафан поспешно одобрил его желание построить дом для Господа. Но потом Господь сказал Нафану: Давид – не тот человек, который избран для этой задачи.
17:5, 6 Ковчег никогда не находился в доме, а только в шатре. Бог также не давал никаких указаний строить Себе дом. Позже Давид объяснил своему сыну Соломону один момент, о котором здесь не говорится: он не должен был строить храм, потому что пролил так много крови и совершил насилия (22:7, 8). Задача создать постоянное место для ковчега Господня была оставлена для его сына, "человека мирного" (22:9).
17:7-15 Как в прошлом Бог в благодати Своей говорил с патриархами, так и теперь Он обещал пастырю-царю Израиля незаслуженное благословение. Эти безусловные обетования известны как завет Давида. Во 2 Царств 7:12-16 и Псалме 88 также упоминается этот завет. Джон Уолворд обобщает данный завет:
"Завет, заключенный Богом с Давидом, включает в себя... следующее: 1) У Давида будет сын, еще не родившийся, который станет его преемником и укрепит его царство. 2) Этот сын (Соломон) построит храм вместо Давида. 3) Престол его царства будет стоять вовеки. 4) Престол не будет отнят у него (Соломона), несмотря на то, что его грехи заслуживают наказания. 5) Дом, престол и царство Давида будут существовать вечно".
Этот завет, как и остальные безусловные заветы, заключенные Богом, играет важную роль в Его отношениях с человечеством. Он упоминается в нескольких других местах Писания (например, Ис. 9; Иер. 23, 33; Иез. 37; Зах. 14). Он найдет свое полное исполнение в Господе Иисусе Христе, Которому принадлежат навеки престол и царство.
17:16-27 Услышав об этом, Давид стал пред лицом Господним и излил свое сердце в молитве с верой. Его ответ Богу позволяет нам понять две особенности характера Давида: смирение и веру в Господа. Стихи 16 и 17 вдохновили бывшего работорговца, а позже проповедника Евангелия Джона Ньютона на написание знаменитой песни "О, Благодать". Как и Давид, он считал себя недостойным и незначительным по сравнению с действительно удивительной благодатью Бога.
Г. Победы Давида (Гл. 18 – 20)
События, пересказанные в следующих трех главах (18 – 20), произошли после того, как Давид стал царем (Гл. 12) и до того, как ковчег был перевезен в Иерусалим (Гл. 13 – 17).
Многие из враждебных соседей Израиля теперь были подчинены ему, как изначально планировал Бог. До сих пор грехи и неповиновение держали Израиль в рабском подчинении тем народам, которые он должен был завоевать. Теперь языческие народы платили Израилю дань, признавая его превосходство и силу.
18:1-6 Филистимляне, моавитяне, сирияне и идумеи потерпели поражение, так как помогал Господь Давиду везде, куда он ни ходил.
В стихе 4 упоминается еще одна ошибка Давида в плане соблюдения законов, касающихся поведения царей Израиля (Вт. 17:15-17). Сначала он умножал количество своих жен (14:3), а теперь стал умножать количество коней.
18:7-11 Давид накопил множество сокровищ. В частности, различные золотые, серебряные и медные предметы, отнятые у рабов Адраазара, были посвящены им Господу и позже использовались Соломоном при строительстве храма.
18:12, 13 Восемнадцать тысяч человек, истребленных Авессой, в параллельном отрывке во 2 Царств 8:13 упоминаются как перебитые самим Давидом. Смотрите комментарий к этому отрывку, позволяющий решить проблему этого кажущегося несоответствия.
18:14-17 Враги Давида боялись его гнева, а народ радовался его праведности и суду. Он был не только хорошим полководцем, но и талантливым администратором. Служители и государственные чины Давида перечислены здесь, а также во 2 Царств 8:16-18. Бог любит вознаграждать за служение Ему тех, кого Он поставил на руководящие должности.
19:1-4 Наас сражался против Израиля в дни Саула (1 Цар. 11). Очевидно, он оказал Давиду какую-то неизвестную нам услугу во время правления Саула. Поэтому Давид послал послов утешить его сына Аннона после смерти отца. Но Аннон послушался неразумного совета и оскорбил послов.
19:5-7 Боясь возмездия, аммонитя-не наняли войско и стали готовиться к войне.
19:8-15 Иоав, вместе со своим братом Авессой, нанес поражение объединенным силам аммонитян и сириян. Призыв Иоава в стихе 13 вдохновил израильтян; это показывает, что Иоав правильно воспринимал происходящее.
19:16-19 Сирияне послали за подкреплением по ту сторону реки, желая отомстить за свои потери. Давид осознал опасность, быстро собрал свои силы и предпринял нападение. Сирияне были застигнуты врасплох у Совака и подчинились Давиду. Их армия не могла сравниться с армией Давида, поэтому гордые сирияне стали служить Давиду.
20:1, 2 Иоав был послан против Рав-вы (современный Аман), а сам Давид оставался в Иерусалиме (2 Цар. 12:1). Вероятно, осада продолжалась около двух лет. В это время началась связь Давида с Вирсавией, женой Урии, одного из его тридцати "сильных". Во 2 Царств 12 рассказывается о грехе и покаянии Давида, но автор Паралипоменона верен себе, и этот грех здесь не упоминается.
Иоав призвал Давида, когда город был готов пасть, и венец побежденного царя был возложен на голову Давида.
20:3 Этот стих может относиться только к воинам. Так как в еврейском тексте значение этой фразы весьма туманно, некоторые комментаторы предполагают, что эти люди были приговорены к принудительному труду (смотри примечания к 2 Царств 12).
20:4-8 В сражениях с постоянными врагами Израиля, филистимлянами, были убиты три великана. Совохай поразил Сафа в Газере, Елханам поразил Лахмия (названного Голиафом во 2 Цар. 21), а племянник Давида Ионафан (сын его брата Шимы) убил рослого человека, у которого было по шести пальцев на обеих руках и ногах, всего двадцать четыре. Мэтью Генри истолковывает значение этого стиха для нас:
"Слуги Давида, люди обыкновенного роста, побеждали великанов из Гефа в каждой схватке, потому что на их стороне был Бог... Не стоит бояться великанов, потому что за нас – великий Бог. Что значит дополнительный палец в сражении с Всемогущим?"
Д. Перепись населения и язва (Гл. 21)
Если сравнить эту главу со 2 Царств 24, то сначала непонятно, кто стоял за греховной переписью населения, проведенной Давидом. Во 2 Царств сказано, что Господь побудил Давида сделать перепись в Израиле, потому что Он разгневался на народ. Здесь нам сообщается, что инициатором этого действия был сатана. Конечно же, оба утверждения истинны. Бог позволил сатане искушать Давида. Бог – не творец зла, но позволяет его и использует ради достижения Своих целей.
По поводу разницы в цифрах, приведенных в этой главе и во 2 Царств 24, смотри Примечания.
21:1-7 Иоав был с самого начала против переписи населения и не очень усердно выполнял приказы царя. Левий не был включен, возможно, потому, что колено было рассеяно по Израилю и Иудее, и пересчитать его представителей было сложно. Вениамин был, возможно, опущен потому, что перепись прервалась до того, как коснулась этого колена (1 Пар. 27:24). При исчислении людей не собиралось никакого выкупа, как приказано в Исходе 30:12. Неповиновение и гордость Давида повлекли за собой тяжкие последствия.
21:8-15 Хотя Давид весьма согрешил, он быстро раскаялся и смирился перед Господом. Когда ему было дано право выбрать наказание за свое преступление, он предпочел впасть в руки Господа, зная, что Он милостив. Семьдесят тысяч человек погибли от чумы.
Нам это наказание может показаться слишком суровым. Всем нам свойственны слабости и грехи. Давид обычно был кроток, но на этот раз впал в древний грех дьявола, гордость. Мэтью Генри показывает, каков смысл этого эпизода для нас:
"Он гордился многочисленностью своего народа, но вследствие Божьего правосудия его число уменьшилось. То, чем мы гордимся, справедливо отнимается у нас, ослабляется или причиняет нам горе".
21:16, 17 Когда Давид поднял глаза свои, он увидел жуткое зрелище: Ангела Господня с обнаженным в руке его мечом, простертым на его любимый Иерусалим. Его реакция была правильнее, чем у большинства верующих, внезапно застигнутых в момент греха или неповиновения. Обобщение реакции Давида, приведенное Генри, может оказаться полезным для нас, особенно для руководителей.
"1. Он очень раскаялся в своем грехе и искренне молился о его прощении, ст. 8. Он понимал теперь, что согрешил, весьма согрешил, поступил очень неразумно; он обещал, что готов понести наказание за свой грех, чтобы скверна была очищена. 2. Он принял наказание за свой грех: "Да будет рука Твоя на мне и на доме отца моего, ст. 17. Я подчиняюсь, пусть только я один пострадаю от этого, ведь это я согрешил; я виноват, и пусть на мою голову обрушится этот меч". 3. Он положился на милость Бога (хотя знал, что Бог гневается на него) и не затаил никакой горечи. Что бы ни случилось, пусть лучше впаду в руки Господа, ибо весьма велико милосердие Его, ст. 13. Благочестивые люди думают о Боге хорошо даже тогда, когда Он сердится на них. Даже если Он поразит меня, я все равно буду верить в Него. 4. Он выразил трогательную заботу о своем народе, его огорчало то, что их наказывают за его преступление: А эти овцы что сделали?"
21:18-26 Через Гада Господь велел Давиду купить гумно Орны иевусеянина, построить там жертвенник и приносить на нем жертвы. Орна предложил свою землю Давиду в дар, но царь настоял на том, чтобы заплатить за нее. В стихе 24 приводится важный духовный принцип: эффективное жертвоприношение всегда дорого стоит. Позже на месте этого гумна был построен храм (2 Пар. 3:1).
21:27-30 На горе Мориа Авраам предложил в жертву Богу Исаака (Быт. 22). Здесь прекратилась чума, и, когда Господь сказал Ангелу-истребителю: Довольно! – ангел опустил руку свою, о чем мы читаем в этой главе. Здесь стоял храм. И мы полагаем, что на этой же самой горе, пусть не на том же месте, Господь Иисус умер на кресте за грехи человечества.
Возможно, именно понимание того, что на месте гумна будет новый центр поклонения, объясняет страх Давида, боявшегося идти в Гаваон за наставлениями.
Е. Подготовка к строительству храма (Гл. 22 – 26)
1. Материалы, работники и мотивация (Гл. 22)
22:1-5 Давид понял, что на месте гумна (21:28) в будущем будет стоять храм и жертвенник для всесожжений. Поэтому он начал готовиться к строительству, хоть и знал, что привилегия построить храм дарована Соломону. Пришельцы, упоминаемые в стихе 2, – это хананея-не, оставшиеся в земле (3 Цар. 9:20, 21). Предполагалось, что Израиль уничтожит их, но он этого не сделал, и иудеи принудили их трудиться.
22:6-13 В достаточно формальном обращении к Соломону Давид рассказал ему о своем желании построить храм, о том, что ему не было дано это право, так как он пролил много крови, и что Господь обещал дать его сыну Соломону право построить дом для Господа. Он попросил о том, чтобы Господь был с Соломоном, дал ему смысл и разум, и призвал Соломона соблюдать закон Божий.
22:14-16 Наконец, Давид рассказал Соломону обо всех усилиях, затраченных на то, чтобы приготовить материалы и рабочих для выполнения этой задачи. Он завершает речь советом, к которому следовало бы прислушаться всем христианам: "Начни и делай; Господь будет с тобою".
22:17-19 Потом царь призвал князей Израилевых сотрудничать с Соломоном. Обратите внимание, что строительство дома для Бога – дело прежде всего сердца, а потом уже рук: "Расположите сердце ваше... и постройте".
2. Подразделения и обязанности левитов (Гл. 23 – 26)
23:1-3 В конце правления Давида была проведена перепись левитов от тридцати лет и выше, то есть пригодных к служению.
23:4, 5 Тридцать восемь тысяч человек были разделены на четыре группы: двадцать четыре тысячи служителей храма, шесть тысяч писцов и судей, четыре тысячи привратников и четыре тысячи музыкантов и певцов, которые должны были постоянно поклоняться Господу. Бог через пророков велел Давиду дать такие распоряжения (2 Пар 29:25).
23:6-24 В стихах 6-23 снова приводятся родословные левитов: гирсонян (ст. 7-11), рода Каафы (ст. 12-20; включая Моисея и Аарона, самых знаменитых левитов всех времен), и рода Мерари (ст. 21-23).
Определенные функции священников были на веки поручены Аарону и сыновьям его (ст. 13). Курение, служение Господу в святилище и святом-святых (только для первосвященника), благословение во имя Иеговы (Чис. 6:23-27) входило в обязанности священников.
23:25-27 Далее описываются обязанности левитов. Им больше не приходилось носить скинию и всякие вещи ее для служения в ней, как они делали при Моисее, потому что теперь постоянным местом жительства Бога был храм. Давид, в своих последних повелениях, понизил минимальный возраст служения до двадцати лет, потому что для служения в храме нужно было больше людей.
23:28-32 6000 судей были, вероятно, рассредоточены по территории Израиля, а остальные левиты служили при храме. 24000 служителей в храме должны были заботиться о священниках, их обязанности перечислены в стихах 28-32.
24:1-19 В главе 24 нам сообщается о том, как были сформированы распределения священников и левитов. Существовало двадцать четыре рода или подразделения священников (ст. 1-19) и двадцать четыре отделения левитов (ст. 20-31). Каждое подразделение несло служение в храме согласно определенному жребию, по очереди, так что им приходилось нести служение в храме примерно две недели в год. Захария (Лк. 1:5) принадлежал к восьмому циклу, по жребию Авии (ст. 10).
Священство составляли потомки двух оставшихся в живых сыновей Аарона, Елеазара и Ифамара, шестнадцать подразделений принадлежали первому роду, а восемь – второму (ст. 4). Жребий бросали в присутствии Давида, князей Израиля и священников Садока и Ахимелеха; результаты записывал Шемаия, известный писец.
24:20-31 Левиты тоже бросали жребий перед Давидом и князьями. Очевидно, принадлежность каждого к определенному подразделению устанавливалась по жребию.
25:1-7 В главе 25 рассказывается об обязанностях, которые должны были выполнять в ходе священнослужения остальные левиты, певцы и музыканты. Это были сыновья Асафа (ст. 2), Идифуна (ст. 3) и Емана (ст. 4, 5). Эти двести восемьдесят восемь человек обязаны были петь в доме Господнем в сопровождении кимвалов, псалтирей и цитр (ст. 6, 7).
25:8-31 Они приписывались к двадцати четырем сменам по жребию, как следует из стихов 8-31.
26:1-19 Дальше был брошен жребий, определяющий порядок служения привратников и врата, к которым им следовало быть приставленными. Отсюда мы узнаем, что кореяне (ст. 1) "были обязаны предотвращать высокомерие, в котором оказался виновен их прародитель (Чис. 16). Таковы пути Бога". Упоминается здесь и Овед-Едом, в доме которого хранился ковчег после смерти Озы (13:14 Аведдар). Бог не забыл его верности.
В стихе 18 имеется в виду, что четыре привратника стояли у одних ворот, а еще два – с другой стороны ворот, по направлению к притвору – вероятно, двору или колоннаде, тянущейся на запад от храма.
26:20-28 Некоторые левиты были поставлены стеречь храмовые сокровищницы, добычу и добровольные пожертвования, посвященные Господу.
26:29-32 Третья группа левитов выступала в роли писцов и судей. Их было тысяча семьсот по эту сторону Иордана к западу, и две тысячи семьсот – на восточном берегу реки, в Галааде.
Ж. Военачальники и правительство (Гл. 27)
27:1-15 Армия, как левиты, была разделена на подразделения. Каждый месяц службу несли двадцать четыре тысячи человек. Все военачальники перечислены среди "сильных" Давида (гл. 11 и 2 Царств 23).
27:16-22 Колена перечислены в установленном порядке. Сначала упоминаются потомки Лии: Рувимляне, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар и Завулон. Потом – потомки Рахили: Иосиф (представленный своими сыновьями Ефремом и Манассией) и Вениамин. Далее идут потомки Валлы (хоть и не в хронологическом порядке): Неффалим и Дан. Потомки Зелфы (Гад и Асир) здесь не упомянуты.
27:23, 24 Те, которые были от двадцати лет и ниже, не были посчитаны в ходе переписи, устроенной Давидом. Счисление так и не было завершено Ио-авом из-за гнева Божьего. Давид, вероятно, стыдясь своего греха, приказал не записывать результаты этой злополучной переписи.
27:25-34 У Давида было двенадцать слуг, которые занимались внутренними делами страны. У него были также советники и близкие друзья, помогавшие ему советами. Печальная история Ахи-тофела рассказывается во 2 Царств 15 и 17. Это был, как и Иоав, высокопоставленный сановник, не отличавшийся высокими моральными ценностями. Насколько благороднее был Хусий, друг царя. Ахитофел был эгоистичным оппортунистом, а Хусий – бескорыстным слугой. Каждый из них пожал то, что посеял (смотри 2 Цар. 15 – 17). Оба служили царю, но из разных побуждений. Оппортунист искал славы себе, а настоящий слуга думал прежде всего о своем господине.
З. Последние дни Давида (Гл. 28, 29)
28:1-8 Собрал Давид в Иерусалим всех вождей Израильских, руководителей разных отделений и военачальников колен. Он снова выразил свое желание построить дом для Господа и причины, по которым ему не было это позволено. Но он был избран и поставлен царем над Израилем, а его сын Соломон был избран его наследником. Так как престол Давида был прочно установлен Богом, народу следовало повиноваться Господу через Соломона, как они это делали через Давида.
28:9, 10 Далее Давид обращается к сыну. Стих 9 содержит повеление, обещание и предупреждение. Повеление: "И ты, Соломон, сын мой, знай Бога отца твоего и служи Ему от всего сердца и от всей души". Обещание: "Если будешь искать Его, то найдешь Его". Предупреждение: "Если оставишь Его, Он оставит тебя навсегда". Так как Господь избрал Соломона, чтобы построить храм, он должен был отважно за это взяться.
28:11-19 Но, как и Моисей до него, Соломон должен был построить дом по образцу, данному от Господа, – возможно, посланному в видении. Здесь не было места для человеческого воображения и изобретательности, потому что храм был прообразом Христа. Давид дал Соломону чертеж, который он набросал под ведением Духа. Он даже взвесил строительные материалы, из которых следовало делать отдельные предметы убранства. (Более полные инструкции приведены во 2 Паралипоменон 2 – 4). Колесница с золотыми херувимами (ст. 18) по мнению Унгера, вероятно, означает "херувимов в виде колесницы, на которой Бог является или восседает".
28:20, 21 Теперь у Соломона был чертеж, были материалы для строительства, были служители для храма, левиты, обязанности которых были уже распределены. Бог был с ним и не собирался оставлять его, поэтому отец снова призывает его: "Будь тверд и мужествен, и приступай к делу".
29:1-9 Хотя царь Давид заготовил уже много всего для строительства храма, он подал народу пример, сделав последнее пожертвование серебра и золота из своих личных сокровищ и призвал народ щедро жертвовать. Щедрость народа излилась радостью в их сердцах и порадовала их царя.
29:10-19 Затем Давид произнес великолепную молитву хвалы и благодарности. Он прославил Господа как достойного почитания, превознесенного превыше всего, Источника всего богатства и славы. Он признал, что он сам и его народ недостойны приносить жертвы Богу. Все, что они отдали, от руки Его получено. Он молился о том, чтобы нынешняя верность народа (чистое сердце, ст. 17) стала характерна для него всегда (сердце, направленное на Бога, ст. 18), и чтобы у его сына было сердце правое (ст. 19), и он построил храм.
29:20-22а Когда он призвал собрание благословить Господа, они пали и поклонились Господу и царю. На следующий день они принесли в жертву 3000 животных и ели и пили пред Господом.
29:22б-25 Соломон был коронован на царство во второй раз (ст. 22; см. также 23:1); затем, после смерти Давида, он воссел на престоле, наслаждаясь благословениями Господа и верностью народа. Его славное царство предвосхищает великолепие тысячелетнего правления Христа над всей землей.
29:26-30 Первая книга Паралипоме-нон завершается кратким обзором правления Давида. Он умер в доброй старости (ему было семьдесят лет), обладая богатством и славою.