Уильям МакДональд

Комментарии МакДональда - Даниил

Оглавление

Введение

1 глава

2 глава

3 глава

4 глава

5 глава

6 глава

7 глава

8 глава

9 глава

10 глава

11 глава

12 глава

Введение

"Хочу особо подчеркнуть... что никто из пророков не говорил о Христе так ясно, как пророк Даниил. Он не только утверждал, что Христос придет – это характерно и для других пророков – но и точно указал время, когда Он придет. Более того, он перечислил по порядку царей, указал на соответствующее количество лет и заранее объявил о четких знамениях грядущих событий". Иероним (347-420 гг. по Р. Х.)

Введение

I. Уникальное положение в каноне

Книга Даниила – одна из самых захва-тьтающих и важных книг Ветхого Завета. Из-за своих точных предсказаний, мессианских пророчеств и богодухно-венных примеров бескомпромиссного неприятия отступнической религии мира, эта книга подверглась нападкам со стороны рационалистов и неверующих ученых. Неудивительно, что консервативный ученый-библеист сэр Роберт Андерсен назвал одну из своих книг "Даниил в логове критики".

Больше всего дискуссий вызывает следующий вопрос: действительно ли книга была написана в VI веке (до Р. Х.) пророком по имени Даниил – как утверждают консервативно настроенные евреи и христиане – или же ее (особенно главу 11) написал некий неизвестный автор II века, выдавая свое сочинение за пророчество?

II. Aвторство

Так как многие опровергают традиционный взгляд на авторство Даниила – а для верующих эта великая книга очень важна в их библейском обосновании веры – мы остановимся на проблематике авторства более подробно, чем при изучении большинства других книг Ветхого Завета.

Первый выпад против ортодоксального взгляда, что Даниил был реальным пророком, которому Бог послал подробные видения о языческих мировых империях и грядущем Мессии, был сделан Порфирием – философом III века (по Р.Х.) и противником христиан.

Позже, в XVII веке, его идеи подхватили некоторые иудеи; а еще позже, начиная с XVIII века, они стали проникать и в среду христиан. С распространением рационализма эти идеи были приняты и укоренились в либеральных и полулиберальных кругах.

Меррил Ф. Унгер пишет: Современные критики, отвергая традиционную датировку книги Даниила, считают установленным фактом, что она была написана в маккавей-ский период около 167 г. до Р. Х.. Однако это мнение основано на ряде хотя и привлекательных, но очень сомнительных предпосылок и явных заблуждений. Прежде чем рассмотреть основные доводы против авторства Даниила, отметим несколько аргументов в пользу его авторства.

1.   Наш Господь Иисус Христос недвусмысленно цитирует эту книгу, как написанную Даниилом (Мф. 24:15) – одного этого факта достаточно для всякого истинного верующего.

2.  Книга отражает местный колорит и обычаи древнего Вавилона и Мидо – Персии, а не маккавейской Палестины.

3. Иудеи и христиане столетиями черпали из этой книги учение и благословение. Хотя такое влияние оказывают не только богодухновенные произведения, мощное воздействие Святого Духа через книгу Даниила практически невозможно объяснить, будь она подделкой.

4. Считается, что найденная в Кумранской пещере рукопись книги Даниила – это лишь копия, сделанная в маккавейский период или даже до него; то есть оригинал был написан еще раньше.

Доводы против авторства Даниила делятся на три группы: лингвистические, исторические и богословские.

Лингвистический аргумент: Книга Даниила не могла быть написана в VI веке, потому что в ней есть персидские и даже греческие слова; также утверждают, что в книге используется более поздний вариант арамейского.

По той причине, однако, что Даниил жил и служил в мидо-персидский период (530-е гг. до Р. Х.), наличие персидских слов свидетельствует о прямо противоположном. Вряд ли автор подделки, живший в Палестине II века, мог знать персидский язык.

Что же касается греческих слов, большинство исследователей Библии приходят в шок, когда узнают, что их в книге только три; и все они – названия музыкальных инструментов! Всем известно, что названия предметов часто заимствуются из другого языка еще задолго до тесного соприкосновения культур. Хотя греческая империя возникла гораздо позже времен Даниила, греческая культура с ее достижениями уже начинала проникать во все уголки древнего мира.

Касательно арамейского языка можно сказать следующее: Китчен и Катчер убедительно доказали, что он вполне соответствует имперскому периоду, когда жил Даниил.

Исторические доводы против ортодоксального взгляда на авторство книги Даниила включают следующий аргумент: иудеи поместили книгу в третий раздел Ветхого Завета ("Писания"), а не к книгам пророков, потому что эта часть канона была уже завершена к тому времени, когда Даниил написал свой труд. Но проще это объяснить тем, что Даниил был пророком по призванию, а не по "профессии". По роду занятий он был государственным деятелем. Следовательно, его книгу не поместили вместе с книгами "профессиональных" пророков – Исаии, Иеремии и т. д.

Приводились и другие исторические аргументы, якобы опровергающие подлинность книги Даниила, но консервативные ученые убедительно их опровергли. Тем, кто хочет подробнее изучить данную проблематику, советуем (в хронологическом порядке) труды Роберта Дика Уилсона, Чарльза Баутфлауэра, Джона Ф. Уэлвурда, П. К. Харрисона и Глисона Арчера.

Богословский довод против авторства Даниила гласит, что в книге содержатся слишком "передовые" представления об ангелах, жизни после смерти (воскресении) и Мессии. Этот аргумент – результат применения теории эволюционирования религий. На самом же деле, подобные нападки на книгу Даниила – как достаточно честно признают некоторые либеральные исследователи, такие как Р. Пфайффер (R. Pfaiffer, Old Testament Introduction, стр. 755) – вызваны предубеждением ко всему сверхъестественному. Для приверженцев рационалистического критицизма в этой книге слишком много чудес и точных предсказаний. Но, как Даниил-пророк, избежав львиных клыков, остался невредим, так и пророчество Даниила, несмотря на угрозу критиков, навсегда останется "невредимым" в умах и сердцах мыслящих верующих.

III. Bремя написания

Датируя книгу Даниила, ученые расходятся во мнениях, указывая даты от VI века (до Р.Х.) по II век (по Р. Х). Почти все либералы со своими последователями уверены, что завершенный облик книга приобрела в маккавейскую эпоху – видят в ней попытку ободрить иудеев среди ужасных антисемитских эксцессов времен Антиоха Епифана.

У тех же, кто верит, что Бог может не только вдохновлять на "общие пророчества" о еще не известных царствах (Греции и Риме), но и в подробностях показать пророку греческий период за несколько веков до его начала (Гл. 11), без проблем принимают консервативное учение о том, что Даниил записал свои пророчества в VI веке – вероятно, около 530 г. до Р. Х.

Даже сторонники "поздней даты", как отмечает Унгер, не смогли опровергнуть Божьего всеведения относительно будущего:

Следует помнить, что даже если считать правильной позднюю дату написания книги Даниила, пророчество все равно отражает знание о будущем, которое можно объяснить только Божьим вдохновением.

IV. Исторический фон и тема

Мы – все те, кто согласны с ортодоксальным взглядом на авторство и дату написания книги – считаем, что Даниил был одним из образованных и привлекательных молодых иудеев, угнанных в Вавилон Навуходоносором во время правления иудейского царя Иоакима (около 640 г. до Р. Х.). Имя Даниил означает "Бог – мой Судья". Характер и поведение пророка как нельзя лучше соответствуют его имени.

По профессии Даниил был государственным деятелем при дворе Навуходоносора и Валтасара. После захвата Вавилона мидянами и персами Даниила сделали первым из трех правителей (при Дарии). Он служил и Киру. Как мы уже отмечали, вероятно, по этой причине в еврейском ВЗ книга Даниила помещена в раздел "Писания", а не "Пророки".

Но Даниил нес также пророческое служение, почему наш Господь Иисус и называет его пророком (Мф. 24:15, Мк. 13:14). Даниил принадлежал к категории людей, которые занимаются "светским" трудом, но при этом много времени уделяют изучению Библии и проповедям. Например, сэр Роберт Андерсен, исследователь пророчеств Даниила, возглавлял в конце викторианской эпохи департамент уголовного розыска в Скотланд-Ярде, но его библейское служение было благословенным и широко известным.

Так как в этой книге много говорится о языческих мировых державах, неудивительно, что фрагмент с Дан. 2:4 по главу 7 написан на арамейском языке. Этот язык, родственный еврейскому, широко использовался для международного общения во времена Даниила – как сегодня английский. Некоторые исследователи делают разбивку книги Даниила, согласно переходам с одного языка на другой.

Что касается жанра книги, то первые шесть глав – это, в основном, рассказы; пророчества в этом разделе играют второстепенную роль. В последних же шести главах наоборот преобладают пророчества, а повествование отходит на второй план.

Содержание

I. ВЕРНОСТЬ ДАНИИЛА И ЕГО ДРУЗЕЙ (Гл. 1)

II. СОН НАВУХОДОНОСОРА ОБ ИСТУКАНЕ ИЗ ЧЕТЫРЕХ ВИДОВ МЕТАЛЛА (Гл. 2)

III. ЗОЛОТОЙ ИДОЛ НАВУХОДОНОСОРА И ОГНЕННАЯ ПЕЧЬ (3:1-30)

IV. СОН НАВУХОДОНОСОРА О СРУБЛЕННОМ ДЕРЕВЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ (3:31 – 4:34)

V. РОКОВАЯ НАДПИСЬ НА СТЕНЕ (Гл. 5)

VI. УКАЗ ДАРИЯ И ЛЬВИНЫЙ РОВ (Гл. 6)

VII. ВИДЕНИЕ О ЧЕТЫРЕХ ЗВЕРЯХ, СИМВОЛИЗИРУЮЩИХ ЧЕТЫРЕ МИРОВЫЕ ИМПЕРИИ (Гл. 7)

VIII. ВИДЕНИЕ ОБ ОВНЕ И КОЗЛЕ (Гл. 8)

IX. ВИДЕНИЕ О СЕМИДЕСЯТИ СЕДМИНАХ (Гл. 9)

X. ВИДЕНИЕ О БОЖЬЕЙ СЛАВЕ (Гл. 10)

XI. ПРОРОЧЕСТВА О БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ (11:1-35)

А. Покорение Мидо-Персии Грецией (11:1-3)

Б. Упадок Греческой империи (11:4-35)

1. Войны между Египтом и Сирией (11:4-20)

2. Правление нечестивого Антиоха Епифана (11:21-35)

XII.    ПРОРОЧЕСТВА ОБ ОТДАЛЕННОМ БУДУЩЕМ (11:36 – 12:13)

А. Антихрист (11:36-45)

Б. Великая скорбь (Гл. 12)

1 глава

I. ВЕРНОСТЬ ДАНИИЛА И ЕГО ДРУЗЕЙ (Гл. 1)

1:1-7 Действие происходит при дворе Навуходоносора в Вавилоне, после того как он захватил Иерусалим в третий год царствования Иоакима. Навуходоносор велел обучить несколько отроков, разумеющих науки и смышленых (чтобы те служили ему), среди которых были Даниил, Анания, Мисаил и Азария – по-халдейски Валтасар, Седрах, Мисах и Авденаго. Частью такой "подготовки" была еда и питье со стола царского. Вероятно, пища эта включала мясо, которое было нечистым (по законам ВЗ) или посвящалось идолам.

Есть кажущееся противоречие между Иез. 1:1 и Иер. 25:1 – Иезекииль говорит, что Навуходоносор осадил Иерусалим в третий год царствования Иоакима, а Иеремия утверждает, что четвертый год правления Иоакима был первым годом правления Навуходоносора. Это можно объяснить разницей между иудейским и вавилонским летосчислением.

1:8-12 Даниил вежливо отказался есть царскую пищу. Он спросил, нельзя ли ему и его друзьям вместо нее употреблять овощи и воду. Амелсар, начальник евнухов (не понимавший ни иудейских обычаев, ни их Бога), ужаснулся, услышав такую просьбу. Он сказал, что рискует головой, если юноши будут выглядеть тощими! В конце концов, он за них отвечал!

1:13-21 Однако он удовлетворил просьбу Даниила. По истечении испытательного срока в десять дней они предстали перед царем и оказались в десять раз красивее всех вавилонских мудрецов. Царь был доволен. За верность Бог наделил юношей знанием и разумением всякой книги и мудрости, а Даниилу вдобавок даровал способность разуметь всякие видения и сны.

2 глава

II. СОН НАВУХОДОНОСОРА ОБ ИСТУКАНЕ ИЗ ЧЕТЫРЕХ ВИДОВ МЕТАЛЛА (Гл. 2)

2:1-13 Навуходоносору снились сны, и он потребовал от мудрецов не просто истолковать его, но и угадать само содержание сна – что гораздо сложнее, если вообще возможно. Его собственные мудрецы, халдеи, не смогли рассказать ему ни сна, ни его значения, поэтому он принял поспешное решение убить всех мудрецов (включая Даниила и товарищей его)!

2:14-30 В ответ на молитву Господь в ночном видении открыл Даниилу содержание царского сна и его толкование. Благодарный Даниил благословил Бога небесного, обратившись к Нему с прекрасным восхвалением. Потом он вошел к Ариоху, чтобы предотвратить убийство мудрецов вавилонских. Ариох, в свою очередь, привел Даниила к царю, которому пророк и рассказал открытую Богом тайну.

2:31-35 Даниил узнал, что царю приснился большой истукан. Был он великолепен и страшен – голова из чистого золота, грудь и руки из серебра, живот и ноги медные, голени железные, а ступни частью железные, частью глиняные. Навуходоносор видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук и не разбил истукана, превратившись в великую гору, которая наполнила всю землю.

2:36-45 Истукан символизирует четыре языческие державы, которые будут править миром, в том числе иудейским народом. Навуходоносор, абсолютный монарх (Вавилон) – золотая голова (ст. 38). Персия – серебряные руки; одна рука представляет Мидию, другая – Персию. Медные чрево и бедра – это Греция, третье царство. Рим – ноги из железа, которые представляют восточную и западную половины империи. Пальцы на ногах из железа и глины – возрожденная Римская империя, а десять пальцев – десять царств. Обратите внимание, что ценность металлов уменьшается, а крепость растет (кроме пальцев ног из железа и глины). Обратите также внимание, что человек воспринимает царства в образе ценных металлов, в то время как Бог те же царства воспринимает в образе диких зверей (Гл. 7).

Камень, который оторвался от горы без содействия рук – это Господь Иисус. Он уничтожит эти четыре царства и будет править всей землей; царство Его будет вечно.

2:46-49 Когда царь Навуходоносор услышал мудрые слова Даниила, то поставил его правителем над Вавилонской областью и начальником над всеми мудрецами страны. Трех друзей Даниила он сделал его помощниками.

3 глава

III. ЗОЛОТОЙ ИДОЛ НАВУХОДОНОСОРА И ОГНЕННАЯ ПЕЧЬ (3:1-30)

3:1-7 Навуходоносор сделал огромный (около 30 метров высоты) золотой истукан и поставил его на поле Деир. Потом приказал всем пасть и поклониться идолу, как только услышат звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всяких других музыкальных орудий. Тем, кто откажется поклониться, грозила докрасна раскаленная печь.

3:8-12 Седрах, Мисах и Авденаго, как верные иудеи, не пали пред идолом, и некоторые из халдеев тут же доложили об этом царю.

3:13-21 Монарх дал им шанс передумать, но три друга твердо стояли на своем решении, демонстрируя великую веру в избавление. Но "если... и не будет того", они все равно решились хранить верность Господу. Разгневавшись, царь приказал разжечь печь в семь раз сильнее и бросить в нее непослушных евреев прямо в одежде.

3:22-25 Печь раскалена была до такой степени, что пламя убило людей, бросивших в нее трех друзей. Когда же пораженный Навуходоносор заглянул в печь, то увидел четырех человек – трех иудеев и четвертого, вид которого был подобен Сыну Бога или "сыну богов" (НКИ на полях). Мы полагаем, что это действительно был Сын Божий, независимо от восприятия царя. Господь либо спасает нас от неприятностей, либо пребывает с нами в тяжелые времена.

3:26-30 Три друга остались невредимы – огонь сжег только связывавшие их веревки. Трудности неизбежны, если мы действительно хотим исполнять Божью волю и освободиться от тирании всего, что нас связывает. Увиденное произвело на царя такое впечатление, что он запретил кому бы то ни было неуважительно отзываться о Боге иудеев и возвысил трех юношей в стране вавилонской – и это после того как они ослушались царского повеления!

4 глава

IV. СОН НАВУХОДОНОСОРА О СРУБЛЕННОМ ДЕРЕВЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ (3:31 – 4:34)

3:31 – 4:6 В этом тексте Навуходоносор свидетельствует о величии Всевышнего Бога и том жизненном опыте, который привел его к обращению (ст. 31-33). Царь видел сон, который мудрецы не смогли объяснить, поэтому он послал за Даниилом и рассказал ему свое сновидение.

4:7-12б Во сне Навуходоносор видел высокое, красивое, плодовитое дерево, которое выросло до неба и разрослось во все края земли. Затем с небес сошел Бодрствующий и Святой; Он приказал срубить это дерево, оставив лишь пень и корни в земле.

4:12в-15 Далее Святой сказал пророчество о человеке, который утратит рассудок и станет бродить по земле семь лет, как дикий зверь.

4:16-23 Даниил объяснил царю, что дерево символизирует его самого и его мировую империю. Он утратит свой престол и человеческий разум; семь лет будет жить, как животное, с полевыми зверями (медицинское название этого заболевания – боантропия). Оставшийся корень означал, что Навуходоносор не погибнет, а выздоровеет.

(4:16-23) Боантропия (человек-вол) – редкая форма мономании. Доктор Р. К. Харрисон подробно рассказывает, как наблюдал в лондонском сумасшедшем доме за человеком, страдающим подобной болезнью (R. K. Harrison, Introduction to the Old Testament, стр. 1114-17).

4:24-34 Даниил посоветовал царю изменить образ жизни. Однако через двенадцать месяцев сон сбылся – по-видимому, за это время царь так и не раскаялся. Семь лет он жил, как животное. По окончании же дней тех Навуходоносор обратился к Богу, признав, что Он – Всевышний и Вечноживущий. Царь был восстановлен, и величие его еще более возвысилось.

5 глава

V. РОКОВАЯ НАДПИСЬ НА СТЕНЕ (Гл. 5)

5:1-4 Валтасар был сыном Набонида и внуком Навуходоносора (слово "отец" в ст. 2 может означать также деда). Он устроил большой пир и на этом идолопоклонническом празднике использовал священные золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор награбил в Иерусалимском храме. Царь и все присутствующие, напившись вина, стали славить богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных.

5:5-9 Пока царь с вельможами напивались и богохульствовали, вышли персты руки человеческой и писали на стене. Испуганный царь предложил одеяние из багряницы, золотую цепь и возвышение до третьего властелина в царстве (вероятно, после Набонида и Валтасара) тому, кто истолкует надпись.

5:10-16 По предложению царицы позвали Даниила, чтобы тот объяснил значение сна. Прошло много лет, сменились правительства, но нашлись люди, которые помнили о великой мудрости и высоком духе Даниила. Таким образом, введен был Даниил пред царя.

(5:10-16) Вероятно, имеется в виду не жена Валтасара, а царица-мать.

5:17-24 Вспомнив о некоторых моментах из жизни Навуходоносора и смело упрекнув Валтасара за то, что осквернил сосуды храма, используя их на пьяной пирушке идолопоклонников, Даниил открыл царю значение начертанного писания.

5:25-31 Надпись гласила мене, мене, текел, упарсин. МЕНЕ означает "исчислил" – Бог исчислил дни вавилонской империи и положил ей конец. ТЕКЕЛ – значит "взвешен"; Валтасар был взвешен на весах и найден очень легким. УПАРСИН означает "разделенный" или "деление" ("парсин" – множественное число от ПЕРЕС; "У" – союз "и"). Царство Валтасара было разделено и отдано мидянам и персам. В ту же самую ночь мидо-персидская армия вошла в Вавилон, убила Валтасара и захватила власть над миром. Новым царем стал Дарий, мидянин.

(5:25-31) Текел – слово, родственное еврейскому шекель. Слова были написаны на понятном для присутствующих арамейском языке, но значение их было столь загадочно, что они не смогли понять послания. Возможно, также, что слова были начертаны буквами, не использовавшимися в арамейском языке.

(5:9-13) В книге Есфирь царь Артаксеркс также принял "нерушимое" постановление, осуждающее Божий народ. Даниил, которому угрожал львиный ров, и Есфирь, явившаяся без разрешения к Артаксерксу, – оба рисковали жизнью. Оба полагались на Бога, веря, что Он спасет их, и героически шли на риск. Оба были чужеземцами в Персидской империи, в обоих случаях персидские цари сожалели о необратимом характере своего указа, и в обоих случаях Божий народ был спасен от врагов.

6 глава

VI. УКАЗ ДАРИЯ И ЛЬВИНЫЙ РОВ (Гл. 6)

6:1-3 Эта глава – одна из самых известных в Библии. В ней узнаем, что Даниил жил под властью персов, и что царь Дарий сделал его одним из трех князей, в подчинении которых находились сто двадцать сатрапов. У Даниила был высокий дух, поэтому царь помышлял уже поставить его над всем царством.

6:4-8 Завидовавшие Даниилу придворные прекрасно понимали, что никогда не смогут найти повод для обвинения его в каком-нибудь преступлении. Тогда они убедили царя принять закон, запрещающий в течение тридцати дней молиться кому-либо, кроме Дария. Когда указ подписывался царем, то становился законом, который не мог быть нарушен. Стойкость Даниила – пример для всех нас (1 Пет. 3:13-17).

6:9-13 Хотя царь Дарий подписал указ, Даниил продолжал молиться Богу. три раза в день, и его враги быстро донесли об этом царю (Дан. 6:9-1).

6:14-17 Дарий, пока не наступила ночь, усиленно старался спасти Даниила. Но закон невозможно было отменить, поэтому он был вынужден бросить Даниила в ров львиный. Однако этот царь-язычник попытался ободрить пророка, сказав, что Бог, Которому Даниил неизменно служил, должен, по всей вероятности, его спасти. Прекрасно, что иногда даже неверующие перенимают веру и нравственные правила последовательных верующих, за которыми имеют возможность близко наблюдать. Слишком часто христианам не удается привести к Богу неспасенных друзей и родственников лишь потому, что они не демонстрируют высоких стандартов веры и поведения, которых мир ждет от Божьего народа.

6:18-28 Отказавшись от своих еженощных увеселений, Дарий лег спать без ужина. Поутру на рассвете обеспокоенный царь поспешно пошел ко львиному рву и обнаружил, что иудейский пророк цел и невредим среди львов.

Верный слуга Господа в типичной для себя манере прославил Бога: "Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне".

Тогда обвинители Даниила были брошены в львиный ров, и хищники тут же их сожрали. В результате, царь Дарий издал указ, повелевающий всем народам, племенам и языкам чтить Бога, которому служит Даниил.

7 глава

VII. ВИДЕНИЕ О ЧЕТЫРЕХ ЗВЕРЯХ, СИМВОЛИЗИРУЮЩИХ ЧЕТЫРЕ МИРОВЫХ ИМПЕРИИ (Гл. 7)

Первые шесть глав книги Даниила преимущественно исторические; последние шесть – пророческие. Сон и пророческие видения Даниила в главах 7 и 8 были посланы ему во время правления Валтасара, царя вавилонского, еще до того, как на политической арене появились могущественные мидяне и персы.

Лев – это Вавилон. Крылья орлиные указывают на быстроту его завоева-ний.<

Вырванные крылья – намек на ментальную болезнь Навуходоносора; остальная часть стиха 4 говорит о его выздоровлении и обращении к Богу.

(7:1-4) Крылатый лев был эмблемой Вавилона; обыкновенный лев является эмблемой Великобритании, а орел – эмблемой Соединенных Штатов.

7:5 Медведь символизирует Мидо-Персию. Постепенно персы в этом союзе стати играть большую роль, чем мидяне. Три клыка во рту у него – это, вероятно, три района вавилонской империи, разграбленных персами и мидянами при Кире: Вавилон (восток), Египет (юг) и Лидийское царство (Малая Азия).

7:6 Барс – символ Греции. Четыре птичьих крыла означают быстрое распространение греческой империи. Число четыре указывает на весь мир. Крылья – это скорость. И действительно, за тринадцать лет Александр Македонский покорил практически весь мир, продвинувшись на восток до самой Индии. Потом в тридцать три года он умер. с пустыми руками. Четыре головы барса символизируют, очевидно, разделение империи на четыре части после смерти Александра.

7:7, 8 Четвертый зверь – могущественный разрушитель – отличался от остальных, хотя и обладал некоторыми их хищническими повадками. Он описан как страшный, и ужасный, и весьма сильный, с большими железными зубами. Речь идет о римской империи, которая станет преемницей греческой. Она прекратит свое существование, но после значительного промежутка времени возродится. У восстановленной римской империи будет десять рогов (десять царей) и небольшой рог – будущий лидер возрожденной римской империи, т.е. антихрист.

7:9-14 В стихе 9 Даниил описывает пятую и последнюю мировую империю: славное царство Господа Иисуса Христа. Ему будет дана власть над всем миром. Описание Ветхого днями напоминает образ Христа в Откр. 1. Но полному отождествлению несколько мешает стих 13, где сказано, что к Ветхому днями подходит как бы Сын Человеческий – получается, что Христос подходит

Сам к Себе. Вероятно, лучше всего считать, что Ветхий днями – это Бог – Отец, а "как бы Сын человеческий" – Господь Иисус, Который подходит к Отцу, чтобы получить от Него царство.

Ветхий днями восседает как Судья (ст. 10, 26). Небольшой рог и его империя сокрушены (ст. 11). Другие мировые империи также прекратят свое существование, но входящие в них народы сохранятся (ст. 12). Господу Иисусу дана вся власть, владычество вечное, которое не прейдет (ст. 14).

7:15-18 Когда Даниил выразил тревогу по поводу видения, некий толкователь объяснил ему, что четыре больших зверя представляют четырех царей, которые восстанут от земли, но их сменит царство Всевышнего и Его святых. Царства мира исчезнут, но святые Всевышнего получат вечное царство. В стихе 3 звери выходят из моря, которое обычно символизирует языческие народы. Здесь же, в стихе 17, сказано, что они восстанут от земли – это указывает на их приземленную мораль и бездуховный характер.

7:19-22 Даниила особенно заинтересовал четвертый зверь, превосходящий остальных своею жестокостью и свирепостью. Пророк попросил точного объяснения о десяти рогах. и о другом, вновь вышедшем, перед которым выпали три. Он видел, что небольшой рог вел войну со святыми (период великой скорби), доколе не пришел Ветхий днями, Который прекратил их страдания и дал им царство.

7:23-28 Неизвестный толкователь объясняет, что такое четвертый зверь, десять рогов и высокомерный небольшой рог. Последний будет хулить Всевышнего и угнетать святых; он захочет даже изменить иудейский календарь – все это будет продолжаться три с половиной года (период великой скорби, о которой Господь Иисус говорит в Мф. 24:21). Но затем хулитель будет лишен власти, и начнется славное вечное царство нашего Господа. Это видение наполнило Даниила изумлением и тревогой.

8 глава

VIII. ВИДЕНИЕ ОБ ОВНЕ И КОЗЛЕ (Гл. 8)

8:1-4 Два года спустя Даниилу было послано видение об овне и козле. Овен – это Персия, а два рога – цари Мидии и Персии. Фраза "один рог выше другого" означает, что персидский царь будет могущественнее мидийского. Воинственный овен захватывал все вокруг – к западу, и к северу, и к югу. Он казался непобедимым.

8:5-8 Потом с запада появился с молниеносной войной козел (Греция). У него был один рог (Александр Македонский); он нанес поражение овну и продолжил свои невероятные завоевания. Когда Александр умер, его царство было разделено на четыре части – это четыре рога, обращенные на четыре ветра небесных.

8:9-14 Из одного рога потом вышел небольшой рог (Антиох Епифан), который одерживал победы на юге, востоке и в прекрасной стране (Палестине). В стихе 10 повествуется о его преследованиях иудеев. Он богохульствовал, запретил приносить жертвы в Иерусалиме и осквернил храм (ст. 11, 12). Бог открыл Давиду, что осквернение будет продолжаться две тысячи триста вечеров и утр. Это произошло между 171 и 165 гг. до Р. Х.

(8:9-14) Антиох принадлежит к длинной череде ненавистников иудеев, к которым относятся также Аман и Адольф Гитлер. Вероятно, он предвещает грядущего антихриста. Антиоху нравилось, чтобы его называли Епифаном (Великим), но иудеи называли его Епиманом (Безумным). О его жизни рассказывается в апокрифических Маккавейских книгах.

8:15-17 Бог повелел Гавриилу объяснить Даниилу это видение.

8:18-26 Даниил – хотя был человеком благочестивым и храбрым – так испугался, увидев ангела, что пал на лицо свое и лежал без чувств. Вероятно, об этом сообщается для того, чтобы подчеркнуть могущество и святость Бога, ощущаемые даже в присутствии Его ангелов. Объяснение видения начинается с 19 стиха, но в стихе 23, по-видимому, имеется в виду не только Антиох Епифан, но и будущий антихрист – царь, наглый и искусный в коварстве, который станет безжалостно преследовать народ святых в период великой скорби. Он будет лукавым гордецом и обманщиком. Восстанет даже против Владыки владык (Господа Иисуса Христа), но будет уничтожен посредством Божьего вмешательства. Даниилу было сказано, что видение это относится к отдаленным временам.

8:27 После этого видения Даниил болел несколько дней – был изумлен и озадачен.

9 глава

IX. ВИДЕНИЕ О СЕМИДЕСЯТИ СЕДМИНАХ (Гл. 9)

9:1, 2 Описанное в этой главе видение имело место во время правления Дария из рода мидийского. Изучая книгу Иеремии, Даниил понял, что семьдесят лет плена подходят к концу.

9:3-19 Исповедавшись в своих грехах и грехах своего народа (Даниил использует местоимение "наши"), он попросил Господа исполнить обещания, данные Иерусалиму и народу Иудеи. В ответ на эту молитву Бог послал Даниилу чрезвычайно важное откровение о "семидесяти седминах", которое называют "костяком библейских пророчеств".

Когда Даниил просил Бога за свой народ, то ссылался на Его качества (величие, могущество, верность, праведность, прощение и милосердие) и Его "интересы" (Твой народ, Твой город, Твоя святая гора, Твое святилище).

9:20-23 Когда Даниил еще продолжал молитву, муж Гавриил, быстро прилетев, коснулся его около времени вечерней жертвы. Ангел сообщил пророку, что он – муж желаний; это очень высокая похвала, тем более что исходит от Самого Бога. Потом Гавриил развернул перед Даниилом всю картину будущего, которое ожидает иудейский народ. Речь идет о так называемых "семидесяти седминах", где каждая "седмина" – это семь лет. Данное пророчество имеет решающее значение для понимания Божьего плана спасения, поэтому мы изучим его фразу за фразой.

(9:20-23) Используемое здесь еврейское слово чаще всего переводится как "неделя", но буквально оно означает "семерка".

9:24 Семьдесят седмин определены для народа твоего (Израиля) и святаго города твоего (Иерусалима). Историческое исполнение первой части пророчества показывает, что эти седмины – семилетия. Семьдесят семилетий – 490 лет. Мы увидим, что семьдесят седмин делятся на три периода: семь седмин плюс шестьдесят две седмины и – после большого промежутка времени – последняя седмина. По истечении этих семидесяти седмин произойдут следующие пять вещей:

...чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи – это может иметь отношение ко всем грехам Израиля, но в первую очередь речь идет о его отвержении Мессии. Когда во время второго пришествия Христа остаток народа обратится к Нему с верой, его преступление и грехи будут прощены.

... и заглажены беззакония – основание для примирения с Богом было заложено еще на Голгофе, но здесь говорится о времени (оно еще в будущем), когда верующая часть еврейского народа насладится всеми теми благословениями, которое им принесло завершенное Христом дело искупления.

... и чтобы приведена была правда вечная – здесь также речь идет о втором пришествии и тысячелетнем царстве, когда Царь будет править в правде. Это будет вечная правда – в том смысле, что она станет неотъемлемой частью вечного царства.

... и запечатаны были видение и пророк – основная часть ветхозаветных пророчеств касается славного возвращения Христа на землю и установления Им царства. Следовательно, к концу семидесяти седмин почти все они уже исполнятся.

... и помазан был Святый святых – в начале тысячелетнего царства в Иерусалиме будет помазан (освящен) храм, описанный в Иез. 40 – 44. Господь вернется туда со славой Своей (Иез. 43:1-5).

9:25 Даниил должен знать и разуметь, что седмины начнутся с повеления о восстановлении Иерусалима – имеется в виду указ Артаксеркса в 445 г. до Р. Х. (Неем. 2:1-8).

...до Христа Владыки – речь идет не просто о приходе Мессии, но конкретно о Его смерти (см. 26а).

...семь седмин (сорок девять лет) и шестьдесят две седмины (434 года) – шестьдесят девять седмин разделены на два периода.

Город будет восстановлен, народ возвратится. но в трудные времена. В Иерусалиме отстроятся (в первые семь седмин) улицы, площади и защитные сооружения, хотя и не без оппозиции и треволнений.

9:26 Затем, по истечении шестидесяти двух седмин (имеется в виду второй период семидесяти седмин, т.е. в конце шестидесятой девятой седмины), предан будет смерти Христос. Это, без сомнения, недвусмысленное пророчество о крестной смерти нашего Спасителя.

Сто лет тому назад сэр Роберт Андерсен в своей книге "Грядущий князь" подробно рассчитал эти шестьдесят девять седмин, принимая во внимание "пророческие годы", пропуски, ошибки календаря, переход от старой эры к новой и т.п. У него получилось, что шестьдесят девятая седмина закончилась в день триумфального въезда Христа в Иерусалим, т.е. за пять дней до Его смерти.

... и не будет – буквально эти слова переводятся "и не будет иметь ничего" . Это может означать, что Христос ничего не получит от народа Израиля, к которому пришел; или что после смерти не оставит видимого потомства (Ис. 53:8); или же это общее замечание о Его крайней бедности – ничего не оставит, кроме Своей единственной одежды.

... а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет – речь идет о главе возрожденной Римской империи, которого некоторые отождествляют с антихристом. Он придет к власти в период великой скорби. Его народ – это, конечно, римляне.

...город и святилище разрушены будут – римляне под командованием Тита разрушили Иерусалим и его чудесный беломраморный украшенный золотом храм в 70 г. по Р. Х.

... и конец его будет как от наводнения – город будет стерт с лица земли, словно после наводнения. От храма, например, не осталось ни одного камня. Тит запретил своим воинам поджигать храм Ирода, но они ослушались и предали здание огню, чтобы расплавить находящееся в нем золото. Затем, собирая расплавленные куски драгоценного металла среди камней, воины до основания разобрали стены и фундамент. Так исполнились предсказания Иисуса (Мф. 24:1, 2) и также Даниила.

... и до конца войны будут опустошения – с этого момента история города будет полна войн и разрушений. Конец войны означает конец эпохи язычников.

(9:26) Согласно Андерсену это было 6 апреля 32 г. по Р. Х. В наше время доктор Гарольд Хенер также предложил замечательный вариант исчисления шестидесяти девяти седмин. У него несколько иная датировка: с 444 г. (до Р. Х.) по 33 г. (по Р. Х.). Bibliotheca Sacra, January-March, 1975, стр. 6264.

9:27 Теперь мы подошли к семидесятой седмине. Как мы уже упоминали, между шестьдесят девятой и семидесятой седминами есть временной промежуток. Этот "вставленный" между предпоследней и последней седминой период и есть эпоха церкви от Пятидесятницы до восхищения. Он нигде не упоминается в ВЗ; это была тайна, которую Бог скрывал от основания мира, но открыл через апостолов и пророков в новозаветный период. Его, однако, прекрасно проиллюстрировал наш Господь в Назаретской синагоге (Лк. 4:18, 19). Процитировав Ис. 61:1, 2а, Он остановился на словах "лето Господне благоприятное" (Его первое пришествие) и ничего не стал говорить о Своем втором пришествии – дне "мщения Бога нашего" (Ис. 61:2б). Эти две фразы разделяет целая эпоха церкви.

И утвердит (римский князь) завет для многих (неверующее большинство израильского народа) одна седмина (семилетний период великой скорби) – это может быть договор о дружбе, о ненападении или гарантия военной помощи против народов, нападающих на Израиль.

...а в половине седмины прекратится жертва и приношение – римский князь начнет враждебно относиться к Израилю, запретит приносить жертвы Яхве.

...и на крыле святилища будет мерзость запустения – из Мф. 24:15 мы узнаем, что в храме, вероятно, будет помещен некий мерзкий идолопоклоннический образ, которому антихрист потребует поклоняться. Некоторые исследователи полагают, что слово "крыло" означает крыло храма.

...и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя – антихрист будет преследовать и уничтожать тех, кто откажется поклоняться образу. Гонения на иудеев будут продолжаться в течение второй половины последней (семидесятой) седмины, известной как великая скорбь. Потом римский князь (опустошитель) сам будет сокрушен и брошен Богом в озеро огненное (Отк. 19:20).

10 глава

X. ВИДЕНИЕ О БОЖЬЕЙ СЛАВЕ (Гл. 10)

10:1-9 События, описанные в этой главе, происходят в третий год Кира, царя персидского. Некоторые иудеи уже вернулись из плена в Иерусалим (когда Кир выпустил указ, дающий разрешение на это), но Даниил оставался в земле изгнания. После трехнедельного сетования – возможно, из-за грустных новостей, которые он получил от вернувшихся на родину евреев (строительство храма было остановлено); возможно, из-за плачевного духовного состояния оставшихся на чужбине евреев или потому что сильно желал узнать о будущем своего народа – Даниил стоял на берегу реки Тигр (евр. Хиддекел). Там он увидел мужа, облаченного в льняную одежду. Его вид напоминает описание Господа Иисуса в Откр. 1:13-16.

10:10-14 Голос "мужа" объяснил, почему молитвы Даниила пока остаются без ответа. Князь царства Персидского препятствовал этому двадцать один день. Кто же этот князь (или правитель), так долго мешавший исполнению просьбы Даниила? Так как для противостояния был призван архангел Михаил (покровитель Израиля), врагом должен был быть не просто какой-то человек-князь, но кто-то гораздо более могущественный – какой-нибудь злой ангел. Леон Вуд в прекрасном комментарии к Даниилу объясняет:

Так как у Греции также был "свой князь", приставленный к ней в определенное время (см. ст. 20) – по-видимому, это произошло тогда, когда Божий народ оказался под юрисдикцией Греции после падения Персии под ее натиском – логично предположить, что сатана часто ставит своих агентов над тою или иною террито-риею, чтобы настраивать местное правительство против Божьего народа. Без сомнения, эта глава внесла большой вклад в понимание природы борьбы между высшими духовными силами в свете осуществления Божьего замысла на земле (см. Еф. 6:11, 12).

Но как мог князь Персии двадцать один день противостоять Господу, и почему всемогущий Бог нуждался в помощи Михаила (ст. 13)? Есть предположение, что "муж" в стихах 5 и 6 – не Господь, а ангел – возможно, Гавриил.

В любом случае, голос объяснил, почему молитвы Даниила остались без ответа – как уже упоминалось, в этом был виноват князь царства Персидского. Голос также пообещал открыть (об этом написано в главах 11 и 12), что будет с народом Даниила (иудеями) в последние времена.

(10:10-14) Некоторые (такие как Уильям Келли) предполагают, что говорящий в стихе 13 – не Господь.

10:15-19 Остается непонятным, был ли это голос вестника в льняной одежде или какого-то ангельского существа, но, услышав его, Даниил пал на землю и онемел. Его, однако, укрепил некто с человеческим обликом.

10:20, 21 Затем тот, кого Даниил называет "господин мой", сказал, что ему предстоит сначала бороться с князем персидским, а потом встретиться с князем Греции. Однако он откроет Даниилу, что написано в истинном Писании. Михаил, князь ваш (то есть Даниила и его народа) – был единственным, кто стойко поддерживал его в этих противостояниях.

11 глава

XI. ПРОРОЧЕСТВА О БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ (11:1-35)

А. Покорение Мидо-Персии Грецией (11:1-3)

События, о которых говорится в стихах 1-35, на момент написания касались, естественно, будущего, но сейчас это уже в прошлом. Начиная же со стиха 36 и до конца главы, повествуется о событиях, которым еще предстоит произойти. "Ему" (ст. 1) может относиться к Михаилу, упомянутому в предыдущем стихе, или к Дарию. В стихе 2 говорится о могуществе четырех царей Персии и о противостоянии последнего из них Греции. Четыре царя – это Камбиз, Псевдо-Смердис, Дарий I (Гистасп) и Ксеркс I (Артаксеркс). Царем могущественным был Александр Македонский, который захватил власть над миром, отняв ее у Персии для Греции.

Б. Упадок Греческой империи (11:4-35)

1. Войны между Египтом и Сирией (11:4-20)

11:4 Когда Александр умер, царство его разделилось на четыре части: Египет, Сирию (куда входил и Вавилон), Малую Азию и Грецию. Правитель Египта был царем южным, а правитель Сирии – северным. Никто из преемников Александра не был его потомком, это были его военачальники.

11:5, 6 В стихах 5-35 описывается война между Египтом и Сирией, которая продолжалась два столетия. Первый южный царь – это Птолемей I, а тот, кто пересилит его, – Селевк I Сирийский. Эти два правителя вначале были союзниками, но через время стали врагами. Позже Вереника, дочь Птолемея II, вышла замуж за Антиоха II, царя Сирии, чтобы сблизить два царства, но ее замысел не удался из-за ряда интриг и убийств.

(11:5, 6) Важно понимать, что фразы "царь южный" и "царь северный" являются только титулами, и в тексте повествуется не об одних и тех же двух царях. Разные стихи описывают разных "царей северных" и "царей южных".

11:7-9 Птолемей III, брат Вереники, успешно атаковал царство Селевка Кал-линика и вернулся в Египет с пленными и большой добычей. Два года спустя Се-левк предпринял неудачное нападение на Египет.

11:10-17 Сыны его оказались более успешными, особенно Антиох III. В стихах 10-20 описано, как волна сражений прокатилась по земле от севера до юга. Стих 17б сообщает, что Антиох III заключил договор с Египтом, отдав свою дочь Клеопатру (не путайте со знаменитой – вернее, печально известной – египетской царицей) за Птолемея V, но она перешла на сторону мужа.

11:18-20 Антиох III попытался захватить Грецию, но римляне нанесли ему поражение при Фермопилах и Магнезии, после чего он вернулся в свою землю, где погиб во время бунта. Его преемник, Селевк Филопатр, "прославился" тем, что обложил непосильными податями царство славы, Израиль. Умер он загадочно – возможно, был отравлен.

2. Правление нечестивого Антиоха Епифана (11:21-35)

11:21, 22 Стих 21 относит нас к временам, когда возвысился Антиох Епифан, "небольшой рог" (см. Дан. 5). Этот презренный захватил трон с помощью лести, хотя по праву власть принадлежала его племяннику. Его воины наводнили Египет и другие царства, в результате чего иудейский первосвященник Ониас, вождь завета, был убит.

11:23, 24 Антиох заключал договоры со многими народами, особенно Египтом, но всегда преследовал собственную выгоду. Он грабил покоренные крепости и с помощью их богатств расширял свою власть.

11:25, 26 Его война с Египтом заслуживает особого внимания; южный царь не смог противостоять ему из-за предательства своих приближенных.

11:27, 28 Позднее эти два царя (Сирии и Египта) вступили в лицемерные и коварные переговоры. Когда Антиох возвращался в землю свою, то враждебно отнесся к Израилю, совершив там много убийств и разрушений.

11:29-31 Антиох снова напал на Египет, но его агрессию отразили римляне (корабли Киттимские) в битве под Александрией. Возвращаясь из неудачного похода через Палестину, обозленный Антиох обрушил свой гнев на Израиль. Некоторые иудеи-отступники поддерживали его. Он прекратил ежедневную жертву и приказал поставить в храме идола – мерзость запустения. Согласно данным светской истории, он осквернил храм, принеся в жертву свинью. Под святым заветом (ст. 28, 30, 32) подразумевается иудейская вера с особым акцентом на системе жертвоприношений.

11:32-35 Эти бесчинства Антиоха стали причиной маккавейского восстания, которое возглавили Иуда Маккавей ("Молот") и его родственники. Иудеи-отступники были на стороне Антиоха, но верные усилились и действовали. С одной стороны, это было время ужасной бойни, с другой – наблюдалось блестящее духовное пробуждение.

XII. ПРОРОЧЕСТВА ОБ ОТДАЛЕННОМ БУДУЩЕМ (11:36 – 12:13)

А. Антихрист (11:36-45)

11:36-39 Как мы уже упоминали, стихи 36-45 содержат пророчество, которому еще предстоит исполниться. В стихе 36 представлен своевольный царь, который, судя по описанию, очень похож на антихриста. Он будет возвеличиваться до определенного момента, пока не совершится Божий гнев, воспылавший на Израиля. Многие полагают, что он будет иудеем, ссылаясь на такие выражения как "Бог отцов его" и "желание жен" (т. е. Мессия). И действительно, иудеи вряд ли бы поверили мессии-язычнику. В любом случае, он распространит свое влияние насильственно и агрессивно.

11:40-45 Остается неясным, кто подразумевается в стихах 40-45 под местоимениями "он" и "его". Одно из объяснений звучит так: царь южный столкнется в битве со "своенравным царем". Затем царь северный, пройдя через Палестину, обрушится на Египет. Но тревожные слухи с востока и севера заставят его вернуться в Палестину, где он станет лагерем между Иерусалимом и морем (Средиземным или Мертвым). В конце концов, он будет уничтожен, и никто не поможет ему.

12 глава

Б. Великая скорбь (Гл. 12)

12:1-3 В стихе 1 описана великая скорбь, которая продлится три с половиной года и завершится вторым пришествием Христа. В это время часть людей воскреснет, чтобы вступить с Христом в тысячелетнее царство; грешники воскреснут в конце тысячелетнего царства (ст. 2; см. Откр. 20:5). Те из святых, которые в период великой скорби оказались разумными – т.е. повиновались Господу и вели других к вере и правде – будут сиять в вечной славе.

Некоторые комментаторы полагают, что стих 2 говорит не о физическом воскресении, а о национальном и нравственном возрождении Израиля. Когда Божий народ соберется в своей родной земле, основная его часть пребудет в неверии, но святой остаток откликнется на Благую Весть и войдет в тысячелетнее царство – это и будут те, кто пробудятся для жизни вечной. Остальные же, поклонявшиеся антихристу, будут осуждены на вечное поругание и посрамление. Израиль – веками рассеянного среди языческих народов – ждет национальное возрождение. Именно в это время святой остаток переживет духовное пробуждение, описанное в Ис. 26:19 и Иез. 37.

12:4 Бог велел Даниилу сохранить пророчества, записав их в книгу. Обычно считается, что в стихе 4б речь идет о развитии транспорта и научного знания. Но, возможно, здесь имеется в виду совсем другое. Дарби переводит этот текст следующим образом: "Многие будут заниматься тщательным исследованием". А по версии Трежелле: "Многие станут скрупулезно изучать эту книгу от начала до конца". Этот стих говорит о том, что многие станут изучать пророческое Слово, так что в период великой скорби умножится ведение.

12:5-10 В этих стихах описан разговор между двумя неизвестными личностями и мужем в льняной одежде – беседа шла о том, когда закончатся последние времена. Указан период в три с половиной года (время, и времена и полувремя). Даниил сокрушается, что не понимает услышанного, на что получает следующий ответ: полностью ясным видение станет только тогда, когда придет время, к которому оно относится. Однако он может быть полностью уверен, что праведные очистятся, что нечестивые еще больше проявят свое нечестие, и что только мудрые все уразумеют. Итак, с начала великой скорби и до ее конца пройдет время, и времена и полувремя (т.е. три с половиной года, 1260 дней).

12:11 Вероятно, мерзость запустения появится в иерусалимском храме за тридцать дней до начала великой скорби – отсюда тысяча двести девяносто дней.

12:12 Что касается тысячи трехсот тридцати пяти дней, то их объясняют временем, которое потребуется для пришествия Христа и Его суда над врагами до начала Его правления.

12:13 Даниил упокоится (умрет), но восстанет в момент воскресения, чтобы получить свой прекрасный жребий – благословения тысячелетнего царства и пребывание с Мессией, Господом Иисусом Христом.