"В отличие от других пророков, Амос не посвятил свою жизнь пророческому служению – слушанию и изречению Божьего Слова. Он не воспитывался в "школе пророков" и не был "профессиональнымпрозорливцем". Этот пастух, следуя повелению Бога, оставил свое стадо, чтобы сообщить в Вефиле Божье послание. Выполнив поручение, он, вероятнее всего, вернулся к своим овцам в Фекою." Герберт Ф. Стивенсон
Введение
I. Уникальное положение в каноне
Книга Амоса написана на прекрасном ветхозаветном еврейском языке. Амос занимался разведением овец и собирал сикоморы. Вероятно, его следует считать одним из тех Божьих избранников в истории человечества, которые проповедовали весьма эффективно и даже красноречиво, несмотря на отсутствие воспитания в традиционной "школе пророков", специальной подготовки и формального обучения, которое так ценится сегодня.
II. Aвторство
Амос (его имя означает "бремя") ничего не говорит о своей родословной, поэтому можно предположить, что происхождения он незнатного, в отличие от Исаии и Софонии. Обычно проповедники слишком подчеркивают "сельское" происхождение Амоса. Однако слово, которое указывает на его постоянное занятие, содержит несколько иное значение, чем обычное еврейское "пастух". Оно используется в Библии еще только в одном месте: по отношению к царю Месе, который успешно разводил овец (4 Цар. 3:4). Хотя Амос был подданным иудейского царства, Бог поручил ему пойти на север в Самарию и пророчествовать против царства Израиля. Это был суровый пророк праведности и бескомпромиссной справедливости.
III. Bремя написания
Амос нес служение в годы царствования Озии в Иудее (790-739 гг. до Р. Х.)
и Иеровоама II в Израиле (793-753). Это был век благополучия, роскоши и морального упадка – особенно в Северном Царстве. Амос упоминает, что пророчествовал "за два года перед землетрясением". Точную дату из этой скупой информации не выведешь, но археологи подтверждают факт мощного землетрясения в 760 г. до Р. Х., что вполне соответствует предложенной Амосом датировке.
IV. Исторический фон и тема
Ассирия под руководством Ададнирари III нанесла поражение сирийскому альянсу, что позволило Иоасу и Иеровоаму II завладеть новыми землями. Израиль сильно разбогател за счет того, что теперь Самария стала перевалочным пунктом на пути торговых караванов. В ней строили дворцы из слоновой кости, а купцов раздражал запрет на торговлю по субботам. Богачи становились все более коррумпированными и угнетали бедных; в судах невозможно было добиться правосудия; богослужения либо превратились в фарс, либо включали элементы идолопоклонства. Повсюду царили суеверие и безнравственность. Амос понимал, что так долго продолжаться не может, и что горизонт будущего уже застилает грозная туча Божьего суда. На него была возложена непопулярная миссия пойти на север в Самарию, чтобы осудить царство Израиля (которое соперничало тогда с Иудеей) и предупредить о возмездии. Северное Царство напоминало корзину спелых плодов – оно созрело для суда.
Содержание
I. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ СУДА НАД ВОСЬМЬЮ НАРОДАМИ (ГЛ. 1, 2)
A. Вступление (1:1, 2)
Б. Дамаск (1:3-5)
B. Газа (1:6-8)
Г. Тир (1:9, 10)
Д. Едом (1:11, 12)
Е. Аммон (1:13-15)
Ж. Моав (2:1-3)
З. Иудея (2:4, 5)
И. Израиль (2:6-16)
II. ВИНА ИЗРАИЛЯ И НАКАЗАНИЕ (ГЛ. 3 – 6)
A. Первая речь "слушайте" (Гл. 3)
Б. Вторая речь "слушайте" (Гл. 4)
B. Третья речь "слушайте" (5:1-17)
Г. Первая речь "горе" (5:18-27)
Д. Вторая речь "горе" (Гл. 6)
III. СИМВОЛЫ ГРЯДУЩЕГО СУДА (7:1 – 9:10)
A. Нашествие саранчи (7:1-3)
Б. Пожирающий огонь (7:4-6)
B. Свинцовый отвес (7:7-9)
Г. Историческая вставка: неустрашимость Амоса (7:10-17)
Д. Корзина с плодами (Гл. 8)
Е. Удар в притолоку (9:1-10)
IV. БУДУЩЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ИЗРАИЛЯ (9:11-15)
I. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ СУДА НАД ВОСЬМЬЮ НАРОДАМИ (Гл. 1, 2)
А. Вступление (1:1, 2)
В первых двух главах Амос провозглашает суд над восемью народами.
Каждое провозглашение суда начинается словами: "За три преступления... и за четыре". Бакстер так объясняет это еврейское идиоматическое выражение: "Эту фразу следует понимать не буквально "арифметически", а идиоматически. Речь идет о полной и даже преизбыточной мере преступлений этих народов; чаша их грехов переполнена. Выражаясь современным сленгом, "это не лезет ни в какие ворота", они перешли все границы."
Б. Дамаск (1:3-5)
Первая угроза обращена к Дамаску, главному городу-государству в Сирии. Сирийцы воевали против двух с половиной колен израильских, обитавших к востоку от Иордана (в Галааде) и, если судить по упоминанию железных молотил, были особенно жестоким и варварским народом. В наказание за это народ арамейский будет уведен в плен в Кир.
В. Газа (1:6-8)
Второе провозглашение суда направлено против Газы, так как филистимляне выдали жестоким Идумеянам пленных израильтян. Наказанию подвергнуться и другие центры земли филистимской – Азот, Аскалон и Екрон – в результате чего погибнет остаток филистимлян.
Г. Тир (1:9, 10)
Третье пророчество – против Тира. Его жители также передали всех пленных евреев Едому, нарушив, таким образом, братский союз с Израилем. За это огонь пожрет чертоги его.
Д. Едом (1:11, 12)
Четвертое пророчество – против Едома. Идумеяне были постоянными и жестокими врагами своих братьев (Исав был братом Иакова). Справедливое возмездие ожидает города Феман и Восор за их неутолимую ненависть к Израилю и отсутствие всякой жалости.
Е. Аммон (1:13-15)
Пятое пророчество – против Аммона. Аммонитяне творили ужасные зверства на захваченных территориях земли галаадской – охваченные жаждой крови, они рассекали беременных в Галааде. Поэтому царь и князья их обречены; их ждет огонь, яростное сражение и плен.
Ж. Моав (2:1-3)
Шестое пророчество – против Моава, который лишил царя едомского достойного погребения (см. 4 Цар. 3:26, 27, где слово "первенец" означает, вероятно, старшего сына едомского царя, а не моавитского).
З. Иудея (2:4, 5)
Становится "все горячее" – Божий суд "подбирается" к Иудее и Израилю. Это ведь ужасно, что их поставили в один ряд с шестью языческими народами! Иудеям времен Амоса это казалось особенно унизительным! Однако Бог указывает, что Иудея и Израиль, согрешив, утратили свое привилегированное положение. Иудея будет наказана, потому что ее жители отвергли закон Господень, не соблюдали Его постановления и поклонялись идолам.
И. Израиль (2:6-16)
2:6-8 До этого момента жители Израиля, должно быть, аплодировали обличительной речи Амоса. Но теперь он выступил против них, и аплодисменты быстро сменились негодованием! Израиль будет наказан, потому что в нем угнетают правого и притесняют бедных; люди погрязли в безнравственности, вечером не возвращают оставленную в залог одежду и пьют в храме вино, купленное на деньги, которые получили в результате вымогательств и взяточничества.
(2:6-8) Отданную в залог одежду следовало вечером возвращать – другой одежды у бедняков не было, а ночи могли быть холодными (Вт. 24:12, 13).
2:9-12 Далее Бог напоминает о Своих прежних милостях к Израилю – Он истребил аморреев, некогда укоренившихся в земле Ханаанской подобно кедрам и дубам; избавил Израиль из земли египетской и избрал из юношей его в на-зореи, чтобы являть народу пример святости. Но они развращали назореев, а пророкам запрещали пророчествовать.
2:13-16 Вследствие всего этого Бог сокрушит их, не даст убежать и пошлет поражение от рук ассирийцев. Даже самый отважный не устоит – убежит нагой в тот день.
II. ВИНА ИЗРАИЛЯ И НАКАЗАНИЕ (Гл. 3-6)
А. Первая речь "слушайте" (Гл. 3)
3:1, 2 Господь снова угрожает судом сынам Израилевым. Так как у них была привилегия иметь удивительно близкие отношения с Иеговой, их грех был гораздо серьезнее, чем грех язычников, поэтому и наказание будет несравненно суровее. Бог взыщет с них за все беззакония.
3:3-8 Суд постигнет их не без причины – у каждого следствия есть своя причина. Амос задает семь риторических вопросов, демонстрирующих причинно-следственную связь. Кульминацией звучит вопрос: "Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?" Это наказание не должно стать полной неожиданностью для Израиля, потому что Бог заранее объявил о нем через Своих пророков.
3:9-12 Азот (Филистия) и земля египетская призываются стать свидетелями совершаемых в Самарии бесчинств и притеснений – там угнетения и всякая несправедливость. Из-за грехов ее жителей ассирийцы вторгнутся в землю Израиля. Спасется лишь крохотный остаток, который Амос сравнивает с вырванными из пасти львиной останками овцы.
3:13-15 Жертвенники в Вефиле, где поклоняются золотому тельцу, будут совершенно разрушены. Самого тельца унесут в Ассирию (Ос. 10:5, 6). Не станет многих домов роскошных и богатых.
Б. Вторая речь "слушайте" (Гл. 4)
4:1-3 Богатые женщины Самарии сравниваются с телицами васанскими, упитанными и норовистыми. Они были виновны в том, что, живя в роскоши, угнетали бедных. За это будут угнаны в ассирийский плен – покинут родную землю, содрогаясь от ужаса. Пророк рисует яркую картину пленения, описывая, как их с детьми повлекут крюками через проломы стен.
В Библии Короля Иакова (и некоторых других переводах) стоит фраза "и бросят вас во дворец". Однако Исправленная Стандартная Библия, Новая Версия Короля Иакова и Новая Американская Стандартная Версия, используя транслитерацию, предлагают следующий вариант: "бросят вас в Армон", где Армон – какое-то географическое название. Дарби по этому поводу отмечает:
"Точное значение этой фразы остается неясным. Некоторые переводят ее как "в горы", другие – как "в крепость" (врага), третьи – как "в чертог" (ср. Ам. 1:4 – перевод Короля Иакова).
4:4-13 С иронией Бог "предлагает" народу продолжать свое идолопоклонство. Пусть приносят жертвы в Вефиле – этим они только себе вредят, а не Ему. Именно по этой причине они страдают от недостатка хлеба (ст. 6), засухи (ст. 7, 8) , ржи и блёклости хлеба, саранчи (ст. 9) , моровой язвы, войны, резни (ст. 10) и различных катастроф (ст. 10). Так как все эти бедствия не привели их к покаянию, Израилю следует приготовиться ко встрече с Самим Богом, Богом Саваофом. Стих 12 не возвещает благую весть – это весть о суде.
(4:4-13) Этот текст, однако, можно рассматривать и как благое предупреждение. Евангелист Д. Л. Муди, например, нашел в нем "четыре важных момента: а) существует один Бог; б) мы ответственны перед Ним; в) нам придется встретиться с Ним; г) следует приготовиться к этой встрече" (Notes form My Bible, стр. 92).
В. Третья речь "слушайте" (5:1-17)
5:1-7 Пророк оплакивает гибель Израиля; уцелеет только один воин из десяти. Народ не должен искать Вефиля и ходить в другие города (Вирсавию и Галгал), где находятся святилища идолов. Вместо этого им следует взыскать Господа – и будут живы.
5:8-13 В противном случае Господь, сотворивший семизвездие и Орион и правящий во вселенной, изольет на них Свой гнев за недостаток справедливости и правды. Грешники в Израиле ненавидели праведников, обличающих их, и терпеть не могли честных людей. Так как их богатства были накоплены нечестным путем, Бог не позволит насладиться ими.
5:14-17 Пророк призывает людей к правде и социальной справедливости: "Ищите добра, а не зла; восстановите у ворот правосудие". Однако резкий переход к фразе"на всех улицах будет плач" дает понять, что народ не прислушается к увещеванию, поэтому обречен на гибель.
Г. Первая речь "горе" (5:18-27)
5:18-20 Народу не следует желать Дня Господня – он тьма, время ужасов, когда одно бедствие будет сменяться другим, еще более страшным.
5:21-27 Израиль приносил жертвы Господу во время торжественных собраний, но из-за того, что народ погряз в грехах, Бог уже не принимал эти жертвоприношения. Ему более угодны суд и правда, а не пустые обряды. Даже в пустыне, якобы поклоняясь Иегове, они на самом деле практиковали идолопоклонство – служили Молоху и Ремфану.
Д. Вторая речь "горе" (Гл. 6)
6:1-8 Насилие прервет их привычную жизнь в роскоши, беззаботности и самодовольстве. Горе тем, кто лежит на ложах из слоновой кости и нежится на постелях; горе тем, кто ест все, чего ни пожелает, кто, побежденный ленью, поет под звуки гуслей, без меры пьет из чаш вино, возлегая на пирах, и мажется наилучшими мастями. Отношение Бога к такой изнеженности и беспечности выражено следующими словами: "Гнушаюсь высокомерием Иакова и ненавижу чертоги его". Самария будет предана в руки ассирийцев.
6:9, 10 Этот полный трагизма текст хорошо комментирует Пейдж Х. Келли:
Чума, пройдя по всей земле, унесет так много жизней, что уцелевшим придется отказаться от обычного погребения тел и прибегнуть к жуткой процедуре сжигания трупов. Будут случаи, когда родственник скончавшегося от чумы, придя в дом покойного (чтобы забрать тело для кремации), обнаружит кого-нибудь из оставшихся в живых, спрятавшегося в дальнем углу комнаты. Он попытается его позвать, но в ответ раздастся испуганное "тс"! – так можно перевести это древнееврейское междометие. Затем бедняга начнет умолять: "Ни в коем случае не произносите имени Господа!" Когда-то он и многие другие осквернили имя Бога, поэтому уже не осмелятся произносить его, боясь, как бы на них снова не обрушилась лавина бедствий. Не случайно ортодоксальные евреи до сих пор не произносят вслух заветное имя Бога Израиля.
6:11-14 Их поведение нелепо и бесполезно; они похожи на волов, распахивающих скалу. Он извратили суд и насмехались над правдой. Они хвастались своей военной силой – тем, что захватили сирийские города Ло Дебар и Карна-им – хотя одержанные ими победы не были значительными. Ассирийцы будут теснить их от северного входа в Емаф до южной границы (потока в пустыне).
III. СИМВОЛЫ ГРЯДУЩЕГО СУДА (7:1 – 9:10)
А. Нашествие саранчи (7:1-3)
В стихах 1-9 Амос ходатайствует за свой народ, предвидя три угрожающие ему бедствия. Первая – нашествие саранчи – может символизировать нападение Фула, царя ассирийского. Благодаря заступничеству Амоса, эта угроза была отведена.
Б. Пожирающий огонь (7:4-6)
Второй угрозой, возможно, было вторжение Феглафелласара, которое символически представлено здесь как пожирающий огонь. Молитва о "малом Иакове" снова предотвратила катастрофу.
В. Свинцовый отвес (7:7-9)
Третья угроза, должно быть, относилась к разрушению Самарии Салманассаром. Свинцовый отвес – символ беспристрастного правосудия. Бог объявил Израилю, что не будет более прощать ему.
Г. Историческая вставка: неустрашимость Амоса (7:10-17)
7:10-13 Амасия, идолопоклоннический священник вефильский, запретил Амосу пророчествовать в Вефиле, ибо он – святыня царя. Он велел пророку вернуться в Иудею и там зарабатывать себе на хлеб.
7:14-17 Амос отвечал, что на это служение его поставил Сам Бог, и поэтому он не может его прекратить. Он не был "профессиональным пророком", ни сыном пророка. Его задачей было возвещать слово Господа. Дискуссия завершилась тем, что Амос предсказал Амасии печальную участь, которая постигнет его, жену, сыновей и дочерей и всю его землю.
Д. Корзина с плодами (Гл. 8)
8:1-6 Корзина со спелыми плодами символизирует созревший для суда Израиль. Бог не будет более прощать ему. Богатые в этой стране угнетают бедных – не могут дождаться, когда же закончатся праздники, чтобы заработать еще денег. Дела свои ведут нечестно, пользуются неверными весами.
8:7-12 За все это Господь накажет землю ужасным землетрясением. Тьма покроет землю в тот день, в каждом доме будет плач. Люди захотят услышать слова Господни, но Слово Божье отнимется у них. Люди будут томиться от голода (по Божьему Слову), страну поразит засуха.
8:13, 14 Идолопоклонство станет причиной невыносимой жажды, от которой будут жестоко страдать красивые девицы и юноши. Погибель ждет тех, кто клянутся ложными богами. Люди будут ждать от своих идолов какого-нибудь ответа, но напрасно.
Е. Удар в притолоку (9:1-10)
9:1-4. Здесь мы видим Господа, начинающего Свой суд с жертвенника – вероятно, того самого, в Вефиле, где находился золотой телец. Народ не сможет спастись бегством; меч настигнет их везде, куда бы они ни убежали. Не помогут им даже такие "поэтически гипотетические убежища", как преисподняя, небо, вершина Кармила, дно моря и плен впереди врагов. Степень Божьего гнева выражена грозными словами: "Обращу на них очи Мои на беду им, а не во благо". Народу Израиля в недвусмысленных выражениях дано было понять, что у него очень большие проблемы!
9:5-10. Кто может противостать всемогущему Господу Богу Саваофу? Им устроены чертоги на небесах и утвержден свод атмосферы. Израиль сравнивается с эфиоплянами; он теперь не лучше этих язычников, так как стал "грешным царством" – сам Бог так назвал его, что является очень серьезным осуждением! Господь накажет всех грешников, как рассыпают зерна в решете, и ни одно не падает на землю. Большая часть нации будет уничтожена, но остаток спасется – те, кого Всемогущий посчитает достойными жить.
IV. БУДУЩЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ИЗРАИЛЯ (9:11-15)
9:11, 12 В стихах 11-15 описано возрождение Израиля. Обязательно исполнятся все обетования, которые Бог дал Давиду. Некоторые христиане используют стих 11 для отождествления Израиля с Церковью, которая, по их мнению, является "восстановленной" скинией (букв. "шатром" – символ некогда низложенной династии). Однако контекст не оставляет сомнений, что в данном случае речь идет о тысячелетнем царстве, в которое Израиль войдет со всеми народами. Скофильд по этому поводу пишет: "Монархия Давида, которую символизирует скиния, пришла в упадок. На основании Ис. 11:1, раввины-талмудисты называли Мессию "Бар Нафли" ("сын падшей династии"). Но Царь восстановит Свое величие (Мал. 4:2)
9:13-15 Виноград, пшеница, маслины и другие плоды будут расти с поразительной быстротой; вновь восстановятся и заселятся некогда опустошенные города; Бог водворит народ Свой и не будут более исторгаемы из земли своей.