Уильям МакДональд

Комментарии МакДональда - Захария

Оглавление

Введение

1 глава

2 глава

3 глава

4 глава

5 глава

6 глава

7 глава

8 глава

9 глава

10 глава

11 глава

12 глава

13 глава

14 глава

Введение

"Пророчество Захарии обладает величайшей ценностью для христиан благодаря своему уникальному мессианскому акценту и панорамному представлению событий, связанных с первым и особенно вторым пришествием Христа и последующим возрождением израильского народа в Тысячелетнем Царстве." Меррил Ф. Унгер

Введение

I. Уникальное положение в каноне

Бытие, Псалтирь и Исаия являются самыми цитируемыми книгами в Новом Завете, что неудивительно, если принять во внимание их солидный объем и важность содержания. Больше удивления вызывает тот факт, что книга пророка Захарии, в которой всего четырнадцать глав, цитируется в Новом Завете около сорока раз. Без сомнения, это объясняется особо мессианской окраской пророчества – в нем говорится о Христе больше, чем в какой-либо другой книге малых пророков.

Потрясающие символические видения Захарии, плюс захватывающее содержание и поразительные откровения – все это объясняет важность этой "пост-вавилонской" книги и неослабевающий к ней интерес.

II. Aвторство

В Ветхом Завете упоминаются около тридцати человек с именем "Захария" (евр. Зэхариах -"Иегова помнит"). В Новом Завете встречается греческий эквивалент "Захариас" – отсюда английское имя "Закари" (Zachary).

Этот пророк и священник родился, вероятно, в вавилонском плену. Неемия упоминает о его прибытии в Иерусалим (Неем. 12:16), а Ездра – о его служении (Езд. 5:1; 6:14). Захария продолжил краткое общественное служение Аггея (который был старше его): воодушевлять вернувшихся из плена евреев.

Служение Захарии было довольно продолжительным. Скорее всего, главы 9 – 14 были написаны гораздо позже, чем датированные отрывки книги.

<

III. Bремя написания

Захария начал пророчествовать в 520 г. (до Р. Х.) – в тот же год, что и Аггей, но продолжал свое служение еще по меньшей мере, три года.

IV. Исторический фон и тема

Захария был сыном Варахии. Как и Аггей, он был пророком в Иудее после возвращения части народа из плена; как и Аггей, он призывал народ восстанавливать храм (Езд. 5:1). Свое пророческое служение Захария начал в период между вторым и третьим пророчествами Аггея.

В восьми описанных символическим языком видениях Захария предсказывает падение языческих мировых держав, суд над отступниками-иудеями за их отвержение Христа, очищение, возрождение и славу "верного остатка" и будущее процветание Иерусалима. Первые пять видений повествуют о благодати; последние три – о суде.

В своих примечательных и широко известных пророчествах о Мессии Захария предсказал Его въезд в Иерусалим (9:9), предательство за тридцать сребреников (11:12, 13), Его смерть, как

Пастыря (13:7), Его повторное явление на Елеонской горе (14:4) и Его правление в Тысячелетнем Царстве как Царя и Первосвященника (14:9).

Хотя многие пророчества Захарии частично исполнились уже в его эпоху, немалая часть из них еще ожидает своего полного исполнения в будущем.

Содержание

I. ПРИЗЫВ К ПОКАЯНИЮ И ПОСЛУШАНИЮ; НАСТОЯТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ ИЗВЛЕЧЬ УРОКИ ИЗ ОШИБОК ОТЦОВ (1:1-6)

II.  ВОСЕМЬ ВИДЕНИЙ ДЛЯ ОБОДРЕНИЯ НАРОДА, ВОССТАНАВЛИВАЮЩЕГО ХРАМ (1:7 – 6:8)

A. Всадник на рыжем коне (1:7-17)

Б. Четыре рога и четверо рабочих (1:18-21)

B. Человек с землемерной веревкой (Гл. 2)

Г. Великий священник Иисус (Гл. 3)

Д. Золотой светильник и две маслины (Гл. 4)

Е. Летящий свиток (5:1-4)

Ж. Женщина в корзине (5:5-11)

З. Четыре колесницы (6:1-8)

III. УВЕНЧАНИЕ ИИСУСА КАК ВЕЛИКОГО СВЯЩЕННИКА (6:9-15)

IV. ИУДЕИ ИЗ ВЕФИЛЯ ЗАДАЮТ ВОПРОС О ПОСТЕ (Гл. 7, 8)

A. Вопрос о посте (7:1-3)

Б. Первое послание (7:4-7)

B. Второе послание (7:8-14)

Г. Третье послание (8:1-17)

Д. Четвертое послание (8:18-23)

V. ПЕРВАЯ РЕЧЬ – ПРОРОЧЕСТВО О ПЕРВОМ ПРИШЕСТВИИ МЕССИИ (Гл. 9 – 11)

A. Суд над языческими народами (9:1-8)

Б. Первый приход Мессии на Сион (9:9)

B. Разоружение и мир на всей земле во время второго пришествия Христа (9:10)

Г. Возвращение изгнанников в Иерусалим (9:11, 12)

Д. Победа Израиля над Грецией (9:13)

Е. Иегова явит силу, чтобы защитить Свой народ (9:14-17)

Ж. Господь увещевает народ просить дождя у Него, а не у идолов (10:1, 2)

З. Бог накажет вождей Иудеи, воздвигнет Мессию и даст народу победу (10:3-5)

И. Воссоединение и возрождение Израиля и Иуды (10:6-12)

К. Неверные правители будут наказаны (11:1-3)

Л. Мессия – истинный Пастырь народа (11:4-8а)

М. Мессия отвергнут Своим народом (11:8б-14)

Н. Бог избавит народ от лжепастыря (антихриста)(11:15-17)

VI. ВТОРАЯ РЕЧЬ – ПРОРОЧЕСТВО О ВТОРОМ ПРИШЕСТВИИ МЕССИИ (Гл. 12 – 14)

A. Иерусалим станет источником беспокойства для других народов (12:1-3)

Б. Господь уничтожит врагов Иудеи (12:4)

B. Иудеи признают, что лишь в Боге их сила (12:5)

Г. Иудея сокрушит своих врагов и одержит победу (12:6-9)

Д. Народ горько оплакивает свое отвержение Мессии (12:10-14)

Е. Бог даст народу возможность очистить свой грех (13:1)

Ж. Идолы и лжепророки будут уничтожены (13:2-6)

З. Смерть Мессии и рассеяние Израиля (13:7)

И. Остаток народа обратится к Господу (13:8, 9)

К. Война язычников против Иерусалима (14:1, 2)

Л. Участие в войне против язычников Самого Господа (14:3-5)

М. Глобальные изменения в климате и освещении земли (14:6, 7)

Н. Река Живой воды (14:8)

О. Воцарение Христа (14:9)

П. Географические изменения на земле (14:10)

Р. Иерусалим снова будет заселен и безопасен (14:11)

С. Эпидемия и паника среди язычников-врагов (14:12-15)

Т. Оставшиеся в живых язычники будут приходить для поклонения в Иерусалим, чтобы на них не обрушились несчастья (14:16-19)

У. Даже обычные предметы будут посвящены Господу; торговцы уже не будут промышлять в доме Господнем (14:20-21)

1 глава

I. ПРИЗЫВ К ПОКАЯНИЮ И ПОСЛУШАНИЮ; НАСТОЯТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ ИЗВЛЕЧЬ УРОКИ ИЗ ОШИБОК ОТЦОВ (1:1-6)

Первые шесть стихов образуют вступление, в котором Господь через Заха-рия, сына Варахии, призывает Свой народ обратиться к Нему. В стихе 3 подчеркивается основная идея книги: "Так говорит Господь Саваоф: "Обратитесь ко Мне, – говорит Господь Саваоф, – и Я обращусь к вам, – говорит Господь Саваоф". Бог побуждает народ учиться на ошибках своих отцов, которые отказывались слушать прежде бывших пророков – таких как Исаия, Иеремия и Осия. Поэтому, когда постиг их суд (как и предупреждали пророки), они признали в этом наказание Господне за грехи.

II. ВОСЕМЬ ВИДЕНИЙ ДЛЯ ОБОДРЕНИЯ НАРОДА, ВОССТАНАВЛИВАЮЩЕГО ХРАМ (1:7 – 6:8)

Захария начинает свою книгу с развертывания панорамы событий, цепочка которых протянется от него до Тысячелетнего Царства.

А. Всадник на рыжем коне (1:7-17)

Содержание видения: Бог гневается на язычников, которые спокойно живут, в то время как Его народ страдает. Поэтому Он накажет народы, а Израиль восстановит.

1:7-11 Со стиха 7 начинается описание восьми видений пророка.

В первом видении перед Захарией предстал Господь в виде мужа на рыжем коне (ср. с "Ангелом Господним" в ст. 11), позади Которого находились другие всадники-помощники (вероятно, ангелы), "патрулирующие" землю на конях рыжих, пегих и белых. Мирты, которые в углублении, символизируют томящийся под игом язычников Израиль. Когда Захария спросил об этих всадниках у стоящего рядом ангела, тот пообещал ответить, но вместо него Сам Господь (муж, который стоял между миртами) растолковал пророку, что это Его посланники, задача которых – патрулировать землю. Всадники сообщили, что в данный момент вся земля спокойна. Возможно, речь шла о языческих народах (особенно Вавилоне), которые наслаждались покоем, в то время как угнетенный Божий народ страдал.

1:12-17 Ангел Господень ходатайствует перед Господом Вседержителем за Иерусалим и Иудею, которые в запустении вот уже семьдесят лет. Ответ был утешительным, поэтому "ангел-толкователь" велит пророку провозгласить, что ради Своего народа Бог вмешается и нарушит спокойное течение событий. Народы не на шутку разгневали Господа своим жестоким отношением к Иудее. Поэтому Он вернется в Иерусалим, и храм будет восстановлен. Землемерная вервь символизирует здесь восстановление, а не разрушение как в 4 Цар. 21:13. Пророк также должен сообщить народу, что Бог пошлет процветание иудейским городам – Он утешит Сион и снова изберет Иерусалим.

Б. Четыре рога и четверо рабочих (1:18-21)

Содержание видения: Разрушение четырех языческих мировых империй.

Полное исполнение этого второго пророчества-видения еще ожидает своего времени. Четыре рога – это четыре народа, которые разбросали Иуду, Израиля и Иерусалим; речь идет о четырех языческих мировых империях: Вавилоне, Мидо-Персии, Греции и Риме. Кто такие четверо рабочих остается загадкой. Ясно одно: это какие-то "средства", с помощью которых Бог уничтожит языческие державы, разбросавшие Иуду. Дж. Коулмен Лак предлагает следующий комментарий:

"Что же это за четыре Божьих "средства"? Одни полагают, что речь идет о четырех Божьих наказаниях, упоминаемых в Иез. 14:21 и Откр. 6:1-8 – война, голод, дикие звери и моровая язва. Другие предполагают (их версия более вероятна), что это те "четыре силы", под натиском которых падут вышеупомянутые четыре мировые империи; Мидо-Персия низвергнет Вавилон, Греция – Мидо-Персию, Рим – Грецию, а возрожденная Римская империя последних времен будет уничтожена величественным Царством Мессии. Главная идея здесь проста: все силы нечестия, которые выступят против Божьего народа, будут низвергнуты и судимы."

2 глава

В. Человек с землемерной веревкой (Гл. 2)

Содержание видения: Будущее процветание, многочисленность населения и безопасность Иерусалима.

2:1-5 В третьем видении перед пророком предстает муж, у которого в руке землемерная веревка. Когда Захария спросил его куда он идет, тот ответил, что идет измерять Иерусалим, т. е. то место, где будет восстановлен город. Затем ангел-толкователь встречает другого ангела, который просит заверить "этого юношу" (либо Захарию, либо человека с веревкой), что Иерусалим густо заселится и не будет нуждаться в стенах, потому что Сам Господь окружит его Своей защитой. Это обетование относится, в конечном итоге, к Иерусалиму тысячелетнего царства Христа.

2:6-12 Оставшихся в плену иудеев призывают вернуться в Иерусалим из северной страны. (Хотя Вавилон находился к северо-востоку от Иерусалима, бывшие пленники должны были путешествовать вдоль "плодородного полумесяца", который вел их к северной границе Израиля) Этот призыв также относится ко времени "славы" второго пришествия Христа, на что указывает фраза "в тот день" – т. е. когда Господь возьмет во владение Иуду. Бог накажет врагов Своего народа, который есть "зеница ока Его". Когда Христос войдет в храм Тысячелетнего Царства, раздастся ликующее пение; в тот день к Нему обратятся языческие народы. Выражение "святая земля" единственный раз встречается в Библии применительно к Палестине.

2:13 Всякая плоть должна молчать, когда Господь восстает, чтобы покарать народы.

3 глава

Г. Великий священник Иисус (Гл. 3)

Содержание видения: Священники, как представители народа, должны очиститься и возродиться.

3:1-3 Иисус – великий священник, одетый в запятнанные одежды, – символизирует представляющее народ священство. Сатана (евр. противник) обвиняет Израиль в том, что он не годится для выполнения функций священника. Бог отвечает сатане, что избрал Иерусалим, выхватив его как головню из огня (т. е. плена).

3:4-7 Ангел обещает, что народ будет очищен и облачен в одежды торжественные. По просьбе Захарии на голову Иисуса возлагают чистый кидар (Ангел Господень в это время стоит рядом). Если народ будет верен и послушен Господу, то станет править в доме Бога, наблюдать за Его дворами и получит право ходить между стоящими здесь.

3:8, 9 Иисус и другие священники – это мужи знаменательные, т. е. служащие народу знамением. Унгер так пишет об этом:

"Это люди сами по себе являются пророческим знамением; само их официальное положение предвещает грядущие события Благодаря жертве Христа, Израиль будет искуплен и возрожден; это будет народ великого священства, что символически отражено в образе Иисуса и его команды священников." В стихе 8, Бог говорит о Христе:

"Он – раб Мой, ОТРАСЛЬ". В стихе 9 Христос упоминается в образе камня с гравировкой (ср. Дан. 2:34, 35) Есть предположение, что метафора "отрасли" имеет отношение к первому пришествию Христа, а "камня" – ко второму. Габелен отмечает, что камень с семью очами должен также означать искупленный народ, который, исполнившись Духом, станет основанием Царства – не случайно сразу же после этой фразы следует обетование: "Изглажу грех земли этой в один день". Другими словами, речь идет о "возрожденном Израиле как ядре Божьего царства".

3:10 Глава завершается знаменитым (и вполне заслуженно) отрывком о мирной пасторальной жизни в Тысячелетнем Царстве:

"В тот день, – говорит Господь Саваоф, – будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу".

4 глава

Д. Золотой светильник и две маслины (Гл. 4)

Содержание видения: Израиль, носитель Божьего света, восстановит храм Духом Божьим, Который символически представлен в виде елея.

4:1-6 В пятом видении описывается светильник из золота с двумя маслинами возле него. По всей видимости, светильник состоял из основания и выходящего из него ствола с чашечкой наверху, в которой накапливался елей. От этого ствола "ответвлялись" семь трубочек с семью лампадами, в которых горело масло. С двух сторон от золотого светильника находилось по одной маслине. Их масло само попадало в чашечку на стволе, затем по трубочкам текло в чашечки семи лампад.

Золотой светильник, вероятно, символизирует Израиль, который должен быть свидетелем о Боге, "светом в этом мире". Однако он сможет выполнять свои функции (т.е. светить) лишь при наличии елея (Святого Духа). Непосредственное значение этого видения таково: храм будет восстановлен не человеческой силою, но Духом Господним. Все препятствия будут устранены, и Зо-ровавель завершит восстановление храма, как завершена была закладка фундамента. Унгер так это комментирует: "Утверждаемый здесь (ст. 6) духовный принцип прекрасно подтверждается образами видения, в котором автоматическое и спонтанное поступление масла к светильнику без какого-либо человеческого участия символизирует свидетельство Израиля в Тысячелетнем Царстве, совершаемое в полноте изливающегося Духа. В рамках контекста, однако, обетование дается непосредственно

Зоровавелю и касается колоссальной задачи восстановления храма."

4:7-10 Несмотря на целую гору проблем, храм будет достроен; люди будут восхищаться его красотой и радостно восклицать: "Благодать, благодать!" Те, кто считали день сей маловажным – т. е. смеялись над предположением, что Бог может совершить нечто великое – увидят строительный отвес в руках Зорова-веля (увидят тот день, когда он окончит строительство).

Семь лампад – это семь очей Господа, символизирующих Его пристальное внимание, Его заботу о строительстве и всей земле.

4:11-14 Когда Захария задал вопрос о двух маслинах и двух масличных ветвях, ангел объяснил, что это два помазанные елеем, предстоящие Господу. Обычно полагают, что речь идет о Зоровавеле и Иисусе – царе и священнике.

Это видение учит нас, что для возрождения необходима духовная сила (как и необходимость очищения, о чем учит предыдущее видение).

5 глава

Е. Летящий свиток (5:1-4)

Содержание видения: Божье проклятье падет на клятвопреступников и воров.

5:1, 2 Видение летящего свитка – первое из трех видений о Божьем суде. Размеры этого свитка совпадают с размерами притвора соломонова храма: 9 м. длины и 4,5 м. ширины.

5:3, 4 Свиток символизирует Божье проклятие на всякого, кто крадет, на клянущегося ложно. Это проклятие включает следующее наказание: дом грабителя или клятвопреступника будет полностью разрушен – все его деревянные и каменные части. Возможно, это видение имеет отношение к всемирному суду, который будет предшествовать установлению царства Христова. Ведь именно тогда будут судимы грехи против ближнего (воровство) и Господа (ложная клятва Его именем). Эти два греха также могут быть обобщением записанного на скрижалях закона Моисея.

Ж. Женщина в корзине (5:5-11)

Содержание видения: Идолопоклонство и "торгашеская" религия будут выброшены из земли израильской туда, откуда они появились – в Вавилон.

В седьмом видении перед нами предстает женщина посреди ефы. Ефа (евр. "Эфа") была крупнейшей единицей измерения в торговле; в данном случае имеется в виду корзина соответствующей емкости. Что касается женщины, то она является олицетворением "нечестия". На отверстие корзины помещен свинцовый кусок, что указывает на ограничение злодеяний. Затем две другие женщины уносят корзину в Сеннаар (Вавилон), что по-видимому означает, удаление идолопоклонства и коррумпированной "торгашеской" религии из Израиля обратно в Вавилон, где его истоки. Такое "перемещение" станет своего рода подготовкой к суду над Вавилоном и установлению Божьего царства. "Дом" в стихе 11 означает языческий храм.

Хотя после вавилонского плена Израиль был очищен от идолопоклонства, в будущем он впадет в еще худшее отступничество, когда станет поклоняться антихристу как Богу.

6 глава

З. Четыре колесницы (6:1-8)

Содержание видения: Божьи "дозорные" низвергают врагов Израиля. 6:1-4 Далее Захария видит четыре колесницы, выходящие из ущелья между двумя горами (медными). В них запряжены рыжие, вороные, белые и пегие кони – крепкие и выносливые.

6:5-7 Ангел-толкователь объясняет, что эти четыре запряженные колесницы означают духов небесных, служащих Богу и подчиняющих Мессии языческий мир. Вороные кони направляются к стране северной, а пегие – к южной.

В пророческих книгах эти два направления обычно ассоциируются с врагами Израиля (например, "царь северный" и "царь южный"). Белые кони следуют за вороными, а рыжие, вероятно, также патрулируют какую-нибудь территорию (она не указана).

6:8 Далее ангел-толкователь отмечает, что отправившиеся в землю северную кони успокоили Дух Его. Это может означать, уничтожение северной (вавилонской) армии, которая была для Израиля постоянным источником опасности. В целом видение, по-видимому, указывает на сокрушение всех врагов Израиля посланниками Господа. Это событие также произойдет перед установлением царства Христа на земле.

III. УВЕНЧАНИЕ ИИСУСА КАК ВЕЛИКОГО СВЯЩЕННИКА (6:9-15)

Значение символического действа: Христос грядет как Царь и Первосвященник – идеальное сочетание церкви и государства.

6:9-13 Теперь, когда видения о суде завершились, происходит важное символическое действие. Бог повелевает Захарии взять золото и серебро у трех вернувшихся из плена мужей (Хелдая, Товии, Иедая) и в доме Иосии сделать венцы для Иисуса – великого священника. Обычно венцы носили правители, а не первосвященники, поэтому это действо может указывать только на пришествие Христа – царя и первосвященника в одном лице. В стихе 12 Он назван ОТРАСЛЬЮ, которая создаст храм Господень и примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле Своем. Дэвид Бэрон отмечает:

"Не вызывает сомнения, что царское и священническое достоинство Мессии гармонично сочетается с еврейским словом "храм", которое в данном контексте означает одновременно и дворец, и святилище. Как Царь Он вступает во дворец и как Священник – в святилище." "Совет мира будет между тем и другим" – т. е. "царь" и "священник" будут мирно сосуществовать в одном Лице.

6:14 Венцы следовало хранить на память в храме. Хелем – то же лицо, что и Хелдай; Хен – это Иисус.

6:15 Обетования о возрождении рассеявшегося Израиля и исполнение в будущем мессианских пророчеств должны были воодушевить народ, поощрить его к послушанию.

7 глава

IV. ИУДЕИ ИЗ ВЕФИЛЯ ЗАДАЮТ ВОПРОС О ПОСТЕ (Гл. 7, 8)

A. Вопрос о посте (7:1-3)

Главы 7 и 8 образуют отдельный раздел, касающийся темы поста. Делегация из Вефиля пришла спросить, следует ли им продолжать поститься в месяц падения Иерусалима, что они ревностно делали на протяжении вот уже семидесяти лет.

Б. Первое послание (7:4-7)

Содержание послания: Пост был нужен людям, а не Богу. Господь смотрит на сердце, а не на пустой ритуал. Ответ на вопрос делегации дается в виде четырех отдельных посланий (7:4-7; 7:8-14; 8:1-17; 8:18-23). Сначала Бог напоминает посланным, что пост в пятом и седьмом месяце был введен ими самими (не Им), и что постились они (или праздновали, наедаясь) для себя, а не для Него. Еще до того как Иерусалим был разрушен, "прежние пророки" строго предупреждали народ, что Богу нужны не столько обряды, сколько праведность и искренность.

B. Второе послание (7:8-14)

Содержание послания: Суд постиг народ за то, что они оставили справедливость праведность и милосердие.

Во втором послании Бог объясняет, почему народ постиг суд – Он призывал людей к справедливости, милости и состраданию, но они не хотели внимать. Обратите внимание на последствия их непослушания: Божий гнев; молитвы без ответа; рассеяние по всем народам и опустошение земли. Другими словами, пост, о котором они спрашивали, был следствием их же собственной греховности и непослушания. Уильям Келли предупреждает:

"Какими бы ни были обряды, в глазах Бога они никогда не заменят практической праведности и тем более веры."

8 глава

Г. Третье послание (8:1-17)

Содержание послания: Господь еще изольет Свое благословение на Иудею.

8:1-5 Третье послание, адресованное делегации из Вефиля, содержит для Иудеи обетование будущих благословений. Великий гнев ждет всех врагов иудейского народа (ст. 2). Бог восстановит Иерусалим, который будет называться городом истины. Его улицы станут местом игр для отроков и отроковиц, местом отдыха для пожилых людей.

8:6-8 Это может показаться дивным такому небольшому количеству оставшегося народа, но есть ли что трудное для Бога? Он приведет изгнанников обратно в их страну, где они будут жить, и где Он будет их Богом.

Хотя эти стихи имели непосредственное значение для современников Захарии, их полное исполнение совершится в период второго пришествия Христа.

8:9-13 Господь, увещевая продолжать строительство, обращается к тем, кто слышал ободряющие пророчества Аггея и Захарии. Прежде (до того как началось восстановление храма) в стране была распространена безработица, и процветало насилие. Но теперь Бог обещает мир и благоденствие; в глазах язычников евреи станут благословением, а не проклятием.

8:14-17 Как в прежние дни неповиновения, Бог предрекал народу неминуемые бедствия, так теперь обещает соделать доброе. В свете этого Господь призывает иудеев жить в истине, справедливости и мире, избегая всего того, что Ему ненавистно – злых умыслов против ближнего и нечестности (ложных клятв).

Д. Четвертое послание (8:18-23)

Содержание послания: Дни поста в Израиле превратятся в праздники, и Иерусалим станет всемирным центром поклонения Богу.

8:18, 19 Ободряя пришедшую из Вефиля делегацию, Господь обещает, что скорбные посты обратятся в радость и веселое торжество. Пост десятого месяца был установлен в память о начале осады Иерусалима (4 Цар. 25:1); четвертого месяца – в память о взятии города (4 Цар. 25:3); пятого месяца – в память о его разрушении (4 Цар. 25:8-10); и седьмого месяца – в память об убийстве Го-долии (4 Цар. 25:25).

8:20-23 В заключительных стихах главы описывается картина, как многие языческие племена и сильные народы собираются со всего мира в Иерусалим, чтобы взыскать Господа Саваофа. В тот день иудеи станут источником благословений для всей земли. Обратите внимание на частое употребление в этой главе выражений "так говорит Господь" и "так говорит Господь Саваоф" (ст. 2, 3, 4, 6, 7, 9, 14, 19, 20, 23).

9 глава

V. ПЕРВАЯ РЕЧЬ – ПРОРОЧЕСТВО О ПЕРВОМ ПРИШЕСТВИИ МЕССИИ (Гл. 9 – 11)

Оставшиеся главы книги составляют две группы пророчеств – первая (Гл. 9 – 11) касается первого пришествия Мессии, а вторая (Гл. 12 – 14) повествует о Его втором пришествии во славе.

A. Суд над языческими народами (9:1-8)

9:1-7 В главе 9 провозглашается Божий суд над Сирией (Хадрах, Дамаск, Емаф – ст. 1, 2а), Тиром, Сидоном (ст. 2б-4) и Филистией (Аскалон, Газа, Екрон, Азот – ст. 5-7). Тир гордится своими богатствами и неприступным городом-крепостью, но Господь поразит его в море. Города филистимские придут в отчаяние, увидев падение Тира – они так уповали на его неприступность!

Бог очистит филистимлян от идолопоклонства, их племя присоединится к Израилю. Екрон будет как Иевусей в том смысле, что жители этого города, смешавшись с израильским народом, превратятся в мирных и верных граждан.

9:8 Иноземные захватчики больше не будут угрожать ни храму, ни народу. Фактически, пророчества в стихах 1-8 исполнились во время покорения этих языческих народов Александром Македонским (см. упоминание о Греции в ст.

13).

Б. Первый приход Мессии на Сион (9:9)

Далее Божьему народу дано воодушевляющее обетование о грядущем Мессии (Царе). В стихе 9 описано Его первое пришествие – в кротком явлении благодати, на ослице. И Матфей (автор самого "еврейского" из четырех евангелий), и Иоанн (автор самого универсального из них) цитируют этот стих, описывая так называемый "триумфальный въезд" Господа нашего в Иерусалим.

B. Разоружение и мир на всей земле во время второго пришествия Христа (9:10)

Стих 10 однако, указывает на второе пришествия Христа, Который придет в могуществе и славе. Уничтожено будет всякое оружие, и Христос будет править "от моря до моря и от реки до концов земли" (цитата из Пс. 71:8). Нынешняя "эра благодати" сокрыта где-то между стихами 9 и 10.

Г. Возвращение изгнанников в Иерусалим (9:11, 12)

"Кровь завета" – это кровь, которой скрепляется завет. Данное выражение может иметь отношение к завету Де-сятисловия (Исх. 24:8), завету владения землей (Вт. 30:1-10), завету Давида (2 Цар. 7:4-17) или "общему завету" Иеговы (Его отношениям) с Израилем.

Плененные израильтяне будут освобождены изо рва (в котором нет воды) чужих стран и возвращены на твердыню, т. е. в Иерусалим, Палестину или к Самому Богу.

Д. Победа Израиля над Грецией (9:13)

В тот день Иуда и Израиль (Ефрем) станут воинствующей нацией, которая подчинит многие народы, в том числе и Грецию (Ионию). Хотя это пророчество частично исполнилось в период Макка-вейских войн (175-163 гг. до Р. Х.), оно также предвосхищает эсхатологическое возрождение Израиля, когда окончатся дни его рассеяния.

Е. Иегова явит силу, чтобы защитить Свой народ (9:14-17)

Один неизвестный комментатор ярко описал масштабы "священной войны" последнего времени:

"Божьи победители не только досыта напьются крови своих побежденных врагов и будут подобны наполненным жертвенной кровью чашам (из которых окроплялись бока жертвенника и его рога) – они придут к славной победе, обрызганные кровью подобно углам жертвенника." Меррил Унгер указывает на разительный контраст между Израилем и его врагами:

"Явно  противопоставляя Израиль его врагам, которые в предыдущем стихе уподобляются попираемым (букв. в грязи) пращным камням, Захария сравнивает победоносных сынов Сиона (спасенный остаток) с драгоценными камнями венца, сияющего в земле Господа. Очевидно, здесь говорится о награде для сохранивших верность мучеников и храбрых святых Израиля, которые вступают в царство Мессии."

10 глава

Ж. Господь увещевает народ просить дождя у Него, а не у идолов (10:1, 2)

Народу следует просить дождя у Господа, а не обращаться к бесполезным терафимам. Идолопоклонство привело к тому, что народ бродит, как овцы без пастыря.

З. Бог накажет вождей Иудеи, воздвигнет Мессию и даст народу победу (10:3-5)

10:3 Божий гнев воспылал на пастырей и вождей (козлов), сбивающих народ с пути. Господь посетит стадо Свое, Иудею. Его народ станет сильным, как боевой конь.

10:4, 5 Многие комментаторы ассоциируют обетование в стихе 4 с Мессией – Он, уроженец Иудеи, станет краеугольным камнем, гвоздем, луком для брани и народоправителем. Другие полагают, что здесь представлена картина возрожденного Израиля. Фейнберг утверждает, что в последней строке описывается славное деяние Мессии: изгнание из земли иноземных угнетате-лей (см. перевод Короля Иакова). Как бы там ни было, жители Иудеи одержат блестящую победу над своими врагами.

И. Воссоединение и возрождение Израиля и Иуды (10:6-12)

В стихах 6-12 предсказано воссоединение Израиля (Иосифа) и Иудеи, которых Бог возвратит из всемирного рассеяния. Причем израильтяне (Ефрем) здесь сравниваются с могучими героями.

Господь даст знак Своему народу и соберет его в землю галаадскую и на Ливан из земли египетской, и из Ассирии (по этим землям Он рассеял их). Порабощавшие евреев народы будут наказаны, а Иудея с Израилем обретут славу – будут ходить во имя Его (Господа). В стихе 11 речь идет о посланном Богом бедствии, которое поразит волны морские. Под "морскими волнами" может подразумеваться любое препятствие, мешающее возвращению на родину изгнанников (как Красное море мешало исходу из Египта).

11 глава

К. Неверные правители будут наказаны (11:1-3)

В главе 11 говорится об отвержении Мессии, разрушении римлянами Иерусалима, а также о возвышении антихриста.

Вполне возможно, что первые три стиха описывают буквальное уничтожение лесов Израиля (Ливана) на горах и в низинах. Пастухи рыдают, потому что погублены пастбища вдоль Иордана и теперь негде пасти овец. Есть также мнение, что здесь говорится об опустошении земли римлянами в 70 г. (по Р. Х.).

Л. Мессия – истинный Пастырь народа (11:4-8а)

11:4-6 Господь велит Захарии взять на себя роль пастуха, чьи овцы обречены на заклание. В данном случае пророк символизирует Господа Иисуса. Овцы (остаток иудейского народа) подвергались жестокой эксплуатации со стороны предыдущих пастухов (вождей). Однако они отвергли Истинного Пастыря, поэтому Бог решил предать грешных жителей земли в руки римского императора, которого они признают своим царем (Ин. 19:15).

11:7, 8а Выполняя функции пастуха, Захария взял два жезла – благодать (благоволение) и союз (узы) – которые символизируют желание Бога явить Своему народу благодать и объединить Иудею с Израилем. Чтобы успешно выполнить свою работу, Захария должен был сместить трех ложных пастырей, которые, как обычно считается, представляли три главные должности в народе: царя, священника и пророка. (Унгер, однако, предполагает, что три пастыря символизируют три категории власти иудейского государства: священники, учителя закона и городской магистрат. Он объясняет, также, что "один месяц" – это период, когда неверие евреев достигло своего апогея, т. е. непосредственно перед распятием нашего Господа вождями Израиля.)

М. Мессия отвергнут Своим народом (11:8б-14)

11:86-11 Когда народ отверг Истинного Пастыря, Он бросил их на произвол судьбы. Поэтому Захария ломает первый жезл (благоволения), аннулируя таким образом завет, который сдерживал язычников в их угнетении Божьего народа. Только бедные из овец понимали что делает Бог и почему.

11:12, 13 На просьбу Захарии получить плату ему дают тридцать сребреников (выкуп за убитого быком раба). Эти деньги были брошены в дом горшечника – пророчество о поступке Иуды после того как он предал Господа.

11:14 Затем Захария преломил другой жезл (узы), что символизирует полное расторжение братства между Иудою и Израилем. Теперь среди евреев не будет единства – лишь раздор и соперничество.

Н. Бог избавит народ от лжепастыря (антихриста) (11:15-17)

Фейнберг указывает, что "век церкви" сокрыт где-то между стихами 14 и 15. Так как Израиль отверг Доброго Пастыря, Бог поставит над ними глупого пастуха. Захария разыгрывает эту ситуацию, воспользовавшись снаряжением этого негодного пастуха. Это символическое действо указывает на антихриста, который вместо того чтобы заботиться об овцах, будет их нещадно грабить и убивать. Кровожадного пастуха, однако, ждет наказание: рука его иссохнет, а правый глаз будет ослеплен в битве.

12 глава

VI. ВТОРАЯ РЕЧЬ – ПРОРОЧЕСТВО О ВТОРОМ ПРИШЕСТВИИ МЕССИИ (ГЛ. 12 – 14)

A. Иерусалим станет источником беспокойства для других народов (12:1-3)

В этом отрывке описывается, как в тот день (перед вторым пришествием Христа) языческие народы выступят против Иерусалима. Однако все, кто попытаются побеспокоить город, сами будут "весьма побеспокоены". Они только навредят себе, взявшись за такую непосильную задачу – не смогут поднять этот невероятно тяжелый камень.

Б. Господь уничтожит врагов Иудеи (12:4)

В тот день Бог поразит захватчиков (коней и всадников) безумием, вызовет в их среде невероятную панику.

B. Иудеи признают, что лишь в Боге их сила (12:5)

Находящиеся вне Иерусалима иудейские правители осознают своим сердцем, что жители города черпают силу только в Господе.

Г. Иудея сокрушит своих врагов и одержит победу (12:6-9)

В тот день князья Иудины будут подобны всепожирающему огню, сжигающему все на своем пути. Сначала победу одержат обитатели Иерусалимских окрестностей (шатров Иуды), чтобы столица не превозносилась над близлежащими селениями. Затем вторгшиеся языческие народы потерпят поражение от жителей Иерусалима, так как город будет надежно защищен Самим Господом.

Д. Народ горько оплакивает свое отвержение Мессии (12:10-14)

Народ громко восплачет, увидев Мессию, отверженного ими и отданного на распятие; "и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают о единородном сыне" (ст. 10б). Здесь примечательна фраза "на Него" – речь может идти только об Иисусе Христе, Который есть Иегова. Скорбь о единородном сыне была для израильтян одним из самых трагичных в жизни моментов. Информацию о "плаче Гададриммона" (ст. 11) можно найти в 2 Пар. 35:20-24. Среди плачущих будет царское племя, пророки (Нафан), священники (Левий), учителя (Симеон) и прочий народ. В некоторых переводах вместо "Симеон" стоит "Симей", но, скорее всего, речь идет о том Симеоне, который вместе с Левием жестоко наказал жителей Сихема (Быт. 34:25). Обратите внимание на повторение слова "особо" (ст. 12-14), которое означает "отдельно", "наедине". Искреннее покаяние требует исповедания грехов лично Богу наедине.

13 глава

Е. Бог даст народу возможность очистить свой грех (13:1)

Первый стих главы 13 тесно связан с предыдущей главой. После того как Бог приведет народ Иудеи и Израиля к искреннему покаянию за отвержение Мессии, последует великий день искупления в масштабе нации. Источник очищения забил ключом еще на Голгофе, но его живительными потоками еврейский народ воспользуется лишь во время Второго Пришествия.

Ж. Идолы и лжепророки будут уничтожены (13:2-6)

13:2 Земля очистится от идолов; лжепророки и нечистые духи будут истреблены.

13:3-5 По-видимому, в этих стихах описывается гнев, который падет на лжепророков в дни возрождения Израиля. Если какой-либо человек, претендуя на роль пророка, станет прорицать ложь, на него восстанут и поразят его собственные родители. В то время люди будут бояться легкомысленно называть себя пророками. Все, кого Господь на самом деле не посылал, предпочтут лучше земледелие или другое какое-нибудь занятие, согласно своей профессии.

13:6 Если кто-то встретит пророка избитого или с рубцами от нанесенных самому себе ран (практика некоторых культов), тот не признается откуда эти рубцы и ответит весьма туманно: "Меня били в доме любящих меня".

Многие благочестивые проповедники используют стих 6 по отношению к Господу Иисусу Христу, полагая, что упомянутые рубцы – следствие распятия на Голгофском кресте. Но такое толкование трудно согласовать с контекстом, который недвусмысленно указывает на лжепророков. Ревностно защищая мессианские пророчества Ветхого Завета от нападок неверующих критиков-рационалистов, мы в то же время должны внимательно следить за тем, чтобы не вырывать стихи из контекста.

Следует отметить, что даже такой консервативный исследователь Библии как Дж. Коулмен Лак признает, что речь в данном стихе идет не о Мессии: "Человек, которому задают вопрос, отрицает, что он лжепророк. Но тот, кто задает вопрос, подозревает его и упорно допрашивает. Лжепророки часто наносили себе порезы и другие раны (см. 3 Цар. 18:28; Иер. 16:6 и т. д.)."

Дальнейший анализ некоторых нюансов в тексте также показывает преимущества "лжепророческой" версии. Переведенное с древнееврейского языка слово "руки" (см. перевод Короля Иакова) означает на самом деле предплечья. Поэтому фраза "на руках рубцы" может означать раны на груди, боках или спине, которые лжепророки часто наносили себе во время различных ритуалов. Вполне возможно, что им в этом помогали друзья (тогда лжепророк отчасти говорит правду). Кроме того, наш Господь был мучим не "в доме любящих Его", но "в доме" злейших врагов.

З. Смерть Мессии и рассеяние Израиля (13:7)

Со стиха 7 начинается раздел, который все верующие исследователи рассматривают как мессианский. По повелению Иеговы, Его меч должен подняться на Господа Иисуса. Пастырь был распят на Голгофе, а овцы-иудеи рассеялись (в таком положении они до сего дня).

И. Остаток народа обратится к Господу (13:8, 9)

Так как народ отверг Господа Иисуса, две части его будут истреблены в период Великой скорби, но третья часть спасется. Этот остаток будет очищен, как переплавляют серебро и золото. Они признают, что Господь есть Бог, а Он признает их Своим народом.

14 глава

К. Война язычников против Иерусалима (14:1, 2)

Под Днем Господнем в данном случае подразумевается последняя осада Иерусалима языческими народами. Армии захватчиков разделят между собой награбленное в городе. Половина города будет взята в плен, половина жителей избегнут этой участи.

Л. Участие в войне против язычников Самого Господа (14:3-5)

Тогда Сам Господь придет на гору Еле-онскую. Гора расколется на две части – северную и южную; посередине образуется большая долина. "И придет Господь Бог мой и все святые с Ним" – Унгер по этому поводу отмечает: "Чтобы выразить свой бурный восторг, пророк начинает говорить от первого лица; этот прием часто используется в еврейской литературе для усиления динамики повествова-ния."

М. Глобальные изменения в климате и освещении земли (14:6, 7)

Смысл этого отрывка настолько туманен, что во многих современных переводах – таких как Библия Моффата, "Исправленное Стандартное Издание" (ИСВ), "Новая Английская Библия" (НАБ) и "Новая Международная Версия" (НМВ) – адаптируется один или несколько готовых древних переводов, содержащих идею, что "резкие колебания температуры прекратятся". Болдвин, однако, приводит альтернативный перевод завершающей фразы стиха 6: "Искрящиеся (звезды) застынут" – т. е. утратят яркость.

Общее значение текста, тем не менее, понятно: предсказываются глобальные изменения в климате.

Унгер, который отвергает прочтения более ранних переводов как "очевидно неправильные", усматривает в "дне Господнем" период, а не астрономические сутки. Он связывает этот отрывок с Ис. 30:26 – "И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы".

Н. Река Живой воды (14:8)

Живые воды потекут из Иерусалима; половина их – к морю восточному (Мертвому) и половина их – к морю западному (Средиземному). Источник этих вод не будет пересыхать даже летом.

О. Воцарение Христа (14:9)

Господь будет Царем над всей землей, Его признают единым истинным Богом.

П. Географические изменения на земле (14:10)

Вся земля будет как равнина, и Иерусалим будет возвышаться над нею.

Р. Иерусалим снова будет заселен и безопасен (14:11)

Иерусалим будет густо населен, и жить в нем станет вполне безопасно. Его жителям уже не придется бояться внезапного вторжения и разрушения города.

С. Эпидемия и паника среди язычников-врагов (14:12-15)

Хронологически эти стихи должны стоять после Зах. 14:3, где описывается победа Христа над врагами Израиля. На них обрушится ужасная эпидемия – "у каждого исчахнет тело его, когда он еще стоит на своих ногах, и глаза у него истают в глазницах своих, и язык его иссохнет во рту у него". В среде врагов возникнет великое смятение от Господа. Сельские районы Иудеи помогут жителями Иерусалима изгнать врага; трофеев будет захвачено великое множество.

Т. Оставшиеся в живых язычники будут приходить для поклонения в Иерусалим, чтобы на них не обрушились несчастья (14:16-19)

Уцелевшие языческие народы будут ежегодно приходить в Иерусалим для поклонения Царю (Господу Саваофу) и для празднования праздника кущей. Унгер объясняет причину этого:

"Праздник кущей – единственный из семи иудейских праздников, который в пророчествах Захарии упоминается как "мессианский" (т.е. будет отмечаться в Тысячелетнем Царстве). Почему? Потому что он единственный символизирует нечто такое, что во времена пророка еще не исполнилось, и механизм исполнения которого "запустится" лишь в условиях мессианского Царства." Все кто не захотят приходить для поклонения Богу пострадают от засухи. В первую очередь это касается Египта – не будет дождя в случае упорного нежелания служить Господу.

У. Даже обычные предметы будут посвящены Господу; торговцы уже не будут промышлять в доме Господнем (14:20-21)

В то время всё будет святыней Господу. Навсегда сотрется разница между "священным" и "мирским". Даже конские уборы и обыкновенные котлы в Иерусалиме и Иудее будут священны! "Хананей" – насмешливое нарицательное слово, означающее чужого или нечистого человека; таких выдворят из храма, дома Господа Саваофа.

=====

Примечания

(1:18-21) Некоторые полагают, что число четыре указывает на "оппозицию в глобальном масштабе – с четырех сторон света" (Joyce G. Baldwin, Haggai, Zechariah, Malachi, p. 407). Однако традиция интерпретировать четыре рога как четыре державы восходит еще к седой древности.

(7:1-3) "Вефиль" переводится с еврейского как "дом Божий", в то время как храм всегда называется домом Господа (Иеговы). Это дает право предположить, что в данном тексте действительно подразумевается город Вефиль (вопреки старой и новой версиям Короля Иакова). Обратите также внимание, что в оригинальном тексте нет никаких предлогов – в английском они добавлены курсивом. Поэтому Болдвин прав, говоря, что "неясно, каким же должен быть правильный перевод этого стиха" (Joyce G. Baldwin, Haggai, Zechariah,

(12:10-14) В английском переводе используется первое лицо: "на Меня, Которого пронзили". Получается, что Иегова говорит о Себе (прим. редактора).

(12:10-14) В еврейском языке имя "Симеон" пишется как "Шимон". Так как в древнем тексте не было гласных, это имя во время переписывания могло легко превратиться в "Шимей".

(13:6) Унгер, выдающийся исследователь Ветхого Завета, относит этот стих к Христу, хотя и признает, что немногие библеисты согласятся с ним: "Смелость и некоторая дерзость этого мессианского пророчества, а также внезапный, полный драматизма переход на другую тему напугали большинство толкователей и, уведя от простого понимания текста, побудили считать его продолжением стихов 2-5, где речь идет о лжепророках. По их мнению, увидеть в этом отрывке пророчество о Христе – значит допустить возмутительное игнорирование контекста". Свою точку зрения доктор Унгер отстаивает в пяти столбцах своего комментария (стр. 228-230).

(14:12-15) Многие современные читатели обращают внимание на поразительное сходство этих симптомов с ужасными последствиями ядерного взрыва.