Екклеси`аста или Пропов`едника, кн`ига
Енн`ома (Енн`омова с`ына, Енн`омовых сынов`ей)дол`ина
Ефес`янам, Посл`ание ап. П`авла
(жизнь) (Быт3.20; 4.1; 2Кор 11.3; 1Тим 2.13)—имя, которое Адам дал женщине, своейпомощнице, сотворенной Богом из его ребра.
(дородный,тучный)—а) (1Пар 1.22)—аналог. Алмодад (в Быт 10.28 назван Овал);
б) (1Пар 1.40)—аналог. Алван (вБыт 36.23 назван Эвал).
(греч.добрая весть, весть о спасении)—весть о Христе—Спасителе человеков, которогоБог обещал через множество пророков на протяжении всей истории человеческой.Евангелие—это вечная истина (От 14.6), открытая явно людям в личности ГосподаИисуса Христа и неразрывно с Ним связанная (Мк 1.1; 8.35; 10.29), это весть оЦарствии Божием, провозглашенная Самим Христом (Мф 4.23). В Евангелиивозвещается о заключении Богом с людьми Нового Завета во Христе Иисусе и потомуоно имеет характер и силу установления (1Пет 4.17; 2Кор 9.13; Гал 2.14).
Евангелием называется и каждаяотдельная книга евангелистов (Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), атакже иногда в просторечии и все книги Нового Завета.
Четыре Евангелия (Святогоблаговествования) повествуют с различных точек зрения о земной жизни ГосподаИисуса Христа и Его учении. Три первых Евангелия (от Матфея, Марка и Луки)называются синоптическими, ибо сходны во многих отношениях, Евангелие же отИоанна отличается характером повествования от первых трех и во многих частяхдополняет их (поскольку было написано значительно позже них). ЕвангелистыМатфей и Иоанн были из числа двенадцати, остальные два—Марк и Лука—из числаучеников Апостолов (первый—ап. Петра, второй—ап. Павла). Многие видятсходство между четырьмя Евангелиями и четырьмя животными (Иез 1.5-13; От 4.6-8),лица которых соответствуют тому характеру Христа, который наибольшим образомотражен в отдельных Евангелиях: в Евангелии от Иоанна—лицо Божие (орел), вЕвангелии от Луки—лицо Истинного Человека (человек), в Евангелии от Марка—лицоСлуги (телец) и в Евангелии от Матфея—лицо Царя (лев). Евангелия были написаны:от Матфея—как полагают, вначале по-арамейски около 48 г. (но этомаловероятно), а позже (около 58 г.)было переписано по-гречески; остальные три написаны сразу по-гречески: отМарка—около 55-58 г.,от Луки—около 60 г.и от Иоанна—около 90 г.по РХ (об отдельных Евангелиях см. под соответствующим названием). (См. Библия,Новый Завет)
(Еф4.11)—благовестник (в оригинале то же слово стоит и в Деян 21.8; 2Тим 4.5,следовательно, и ап. Павел и другие Апостолы являются Евангелистами, ср. 1Кор1.17).
(благоразумный)(2Тим 4.21)—очевидно, один из христиан в Риме.
(избранный) (2Ц5.15; 1Пар 14.5)—аналог. Веелиада (в 1Пар 3.6 назван Ивхар).
(слуга)—а) (Суд9.26,28,30)—отец (предок) Гаала;
б) (Езд 8.6)—один из главпоколений народа израильского, вышедшего из Вавилона с Ездрою.
(Быт 34.2; 36.2;Нав 9.1,7; 11.3,19; Суд 3.3,5; 3Ц 9.20)—потомки Евея, одно из Ханаанских племен.Жили в центре и на севере Палестины, их главный город был Гаваон (во 2Ц 21.2названы аморреи, а во 2Ц 24.7—Хивеяне). (См. народы древней Палестины)
(Быт 10.17; 1Пар1.15)—один из сыновей Ханаана, сына Хама, родоначальник Евеев.
(будущая жизнь,неизвестность, отдаленность)—а) (Быт 10.21,24,25; 11.14-17; Чис 24.24; 1Пар1.18,19,25; Лк 3.35)—сын Салы, потомок Сима. Жил 464 года и умер, когда Иаковубыло 79 лет. Является одним из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа; (См.еврей)
б) (1Пар 5.13)—один из потомковГада (глав семейств, живших в Васане); (См. Авихаил,б)
в) (1Пар 8.12)—аналог. Берия,в;
г) (1Пар 8.22)—аналог. Авдон,в;
д) (Неем 12.20)—аналог. Адна,в.
(Быт36.2)—см. Беэр,а.
(1Пар 6.23;9.19)—см. Авиасаф.
(отец помощи)(2Ц 23.27; 1Пар 11.28)—Анафофянин, один из главных воинов Давида, позже—один извоеначальников и управителей царя Соломона (в 1Пар 27.12 назван Авиезер).
(Чис 31.8; Нав13.21)—один из мадиамских царей, князей Сигона (см.).
(4Ц25.27; Иер 52.31)—сын и наследник Навуходоносора, царствовал в Вавилоне с 562 г. до 560 г. до РХ. Убитсводным братом и наследником престола Нериглиссаром. (См. Вавилон)
—кастрат,мужчина, лишенный посредством операции яичников, вследствие чего потерявший нетолько способность к воспроизведению потомства, но и соответствующие физическиефункции. У кастрированных изменяются и некоторые внешние характерные чертымужчин—исчезает борода, округляются черты, слабеет голос, но разум непритупляется и физическая сила иногда даже увеличивается, поэтому евнухи сдревнейших времен ставились на служение (и часто высокое) при дворах и гаремахвосточных царей. Закон относится отрицательно к этому (Вт 23.1), но евнухи былипри дворах как израильских (3Ц 22.9), так и иудейских царей (4Ц 24.12; 1Пар28.1). (См. скопцы)
(аромат) (Флп4.2)—христианка в Филиппах.
—всякий потомокАвраама по плоти, который был первым назван этим именем (Быт 14.13). Словоеврей происходит либо от имени Евера (см. Евер,а), либо от глагола«ебер»—«переходить через» (который произошел, возможно, от слов «из-зареки»—Нав 24.2-3). Под этим именем израильтяне были широко известны другимнародам. После возвращения евреев из плена за ними закрепилось другоеназвание—иудеи (по названию колена Иудина, преобладавшего в Иудейском царстве).Начиная с разрушения Иерусалима в 70 г. по РХ евреи сделались наиболеежестоко гонимой нацией на свете. Во время последней войны только в немецкихконцлагерях их погибло 6 млн. В настоящее время евреев в мире насчитываетсяоколо 13 млн и по главным странам своего рассеяния они распределены следующимобразом: США—5,8 млн, Израиль—3,5 млн, Россия—1,6 млн, Франция—0,5 млн,Англия—0,4 млн, Канада—0,3 млн. (См. Иудей, рассеяние)
(Лк24.38; Ин 19.13,17,20; Деян 21.40; 22.2; 26.14; От 9.11)—см. язык.
—предпоследняякнига Нового Завета (см. Библия), написанная ап. Павлом в Риме, какполагают, около 62 г.(но, может быть, несколько позже). Одно время высказывались сомнения по поводуавторства ап. Павла (М.Лютер и др.) и ее приписывали Луке, Тимофею, Аполлосу,Варнаве, Силе и даже Прискилле в основном из-за отличий языка и формы Послания,но эти сомнения достаточных оснований не имеют. Послание написано, по-видимому,евреям-христианам в Иерусалиме, испытывавшим с одной стороны гонения (Евр10.32-39), а с другой—давление вернуться к иудаизму, который имеет Моисея,пророков, священническое служение. Послание показывает, насколько Христос вышевсего этого, и что именно о Нем говорят и Моисей, и пророки, и преходящеесвященство.
(Нав19.28)—аналог. Аламелех.
(удачливый)(Деян 20.9)—юноша в Троаде, упавший из окна и возвращенный к жизни через ап. Павла.
—одна из рекрая (Быт 2.14), восточная граница земли, обещанной Богом Аврааму (Быт 15.18),одна из великих рек центральной Азии. Между Евфратом и Нилом разворачивалисьвсе события ветхозаветного времени. Эта река берет свое начало на горах Армениии впадает в Персидский залив. На ее берегах некогда были расположены цветущиецарства—Месопотамия, Ассирия, Вавилон; теперь она течет в основном средипустынь (в Иер 51.36,42 названа морем). (См. рай)
(отфиникийского «ай-габт»—изогнутый берег)—одно из величайших и могущественнейшихцарств глубокой древности, достигшее расцвета вскоре после постройки первых городовНимрода в Вавилонии и Ассирии, и процветавшее многие столетия. Египет занималпространство вдоль Нила в его среднем и нижнем течении. Благодаря периодическимразливам реки (июнь-сентябрь), имел изобилие растительных даров. Материальнаякультура Египта ко времени Иосифа (17 в. до РХ) и, особенно, Моисея (15 в. доРХ) достигла небывалого расцвета и даже остатки памятников тех лет поражают воображениесовременных людей. Колоссальные пирамиды, дворцы, скульптуры, сохранениемумифицированных тел, не тускнеющие краски, великие познания жрецов—все этобыло неповторяемо и недостижимо другими народами. Среди мрака невежества Египетвозвышался оплотом порядка, знаний и искусств. Распространенное в Египтемногобожие (Аммон, Озирис, Изида, Бубаста и др.) и идолопоклонство не мешали,по мнению некоторых историков, отдельным жрецам осознавать тайну Единого Бога.Известно, что великой мудрости египетских жрецов приезжали учиться и многиегреческие философы, в том числе Платон, проживший в Египте 13 лет. Папирус,изобретенный египтянами, употреблялся в Европе вплоть до 11 в., а очень многиетехнические открытия, как например, бесконечная цепь с ковшами для подъема воды(Вт 11.10), со временем вновь открывались в Европе. Деление года на 12 месяцеви семидневка (по числу известных тогда планет, включая солнце и луну), быливпервые установлены в Египте. В Египте с глубокой древности использовалосьобрезание мальчиков, но не как религиозная, а как гигиеническая мера. Египтянеуже при Нехао (6 в. до РХ), а затем при Птолемее (3 в. до РХ) предпринялипопытки прорыть канал на месте нынешнего Суэцкого, но из-за технической трудностипроекта, связанной с разностью уровней воды в 10м, он не был завершен. Несправился с этим и Омар в 6 в., но часть канала все-таки существовала и ее осматривалсо своей свитой Наполеон. Камбиз—персидский царь, захватил Египет в 6 в. до РХи подверг его жестокому разрушению. В 332 г. до РХ Египет был захвачен АлександромВеликим, но на этот раз ничего не было разрушено, напротив—была заложенаАлександрия (см.). В 31 г.до РХ Египет стал римской провинцией. Уже вскоре после возвращения извавилонского плена множество евреев поселилось в Египте, где они в царствованиеПтоломея 7 (181-146 гг. до РХ) построили себе храм в городе Леонтополе пообразцу Соломонова, который долго функционировал как второй храм. Следующиеземли и города Египта упоминаются в Библии: Гесем, Илиополь, Магдол, Но, Ноф,Пафрос, Тафнис, Ханес, Цоан.
В духовном смысле Египет вСвященном Писании символизирует внешний, физический мир (достаток и успех), имир окружающих нас людей, которые будут служить Господу—Ис 19.21-25. И от этойчасти мира не отнято Божие благоволение, в отличие от Вавилона (см.), которыйне будет иметь прощения. (См. Александрия, народы древней Палестины, фараон)
(теленок) (Иер48.34)—см. третья Эгла (Егла).
(два пруда)(Ис 15.8)—город в земле моавитской (возможно, в северной ее части).
(воригинале—Ен-Еглайм, источник двух телят) (Иез 47.10)—место на северномпобережье Мертвого моря.
—а) (Нав10.3,5,23,34,36,37; 12.12; 15.39)—город в западной части удела Иудина недалекоот Газы;
б) (Суд3.12,14,15,17,20,24)—царь моавитский, угнетавший Израиля 18 лет.
(союз) (1Пар7.10; 8.6)—аналог. Ахишахар, но, может быть, это название семьи. (См. Ахия,е)
(свидетель) (Нав22.34)—название жертвенника.
—можнопредположить, что евреи ели два раза в день—днем и вечером (в обед и ужин—Лк14.12), но в Ин 21.4,9 упомянут и завтрак. Евреи не ели с посторонними и сязычниками (Мф 9.11; Гал 2.12), ибо совместная еда считалась великим актомдружбы, сохраняемой надолго. Во времена Христа было принято за столом возлежать(см.). Поскольку ели руками, их мыли до и после еды. Уже с древнейших временбыло принято воздавать благодарение перед едой и благословлять пищу (1Ц 9.13;Мф 14.19; Деян 27.35). (См. пища)
(приятность)(Быт 2.8,10,15; 3.23,24; Иез 28.13; 31.9,16,18; 36.35; Иол 2.3)—место навостоке, в котором находился райский сад и из которого вытекала река,разделяющаяся на четыре для орошения рая (см.).
(приятность)—а)(4Ц 19.12; Ис 37.12; Иез 27.23)—место или город в Ассирийском царстве;
б) (2Пар 29.12)—аналог.Азария,р;
в) (2Пар 31.15)—аналог.Амария,г (может быть, предыдущий);
г) (Ам 1.5)—место у Ливанскихгор в Сирии (может быть, то же, что в пункте «а» выше).
(стадо)—а) (Нав15.21)—аналог. Адада;
б) (1Пар 8.15)—аналог. Арад,б;
в) (1Пар 23.23; 24.30)—левит,один из сыновей (потомков) Муши из рода Мерари.
(Чис 23.22;24.8; Иов 39.9,10; Пс 21.22; 28.6; 91.11)—в представлении древних—свирепое исильное животное, никого не щадящее, похожее на коня или оленя с мощным рогомпосреди лба. Это представление было так сильно, что некоторые историки(например, Плиний) считали это животное действительно существующим (в некоторыхманускриптах—«дикий бык»).
—единственный,единый.
(красный)—прозвище Исава, данное ему по цвету чечевичной похлебки, которой егонакормил Иаков (Быт 25.30). Также назывались и все его потомки, и страна(Идумея), в которой они жили—гористая местность между Мертвым морем и восточным(Акабским) заливом Красного моря. Главные города Идумеи были: Восора, Елаф,Ецион-Гавер, Села, Феман. Давид покорил это царство и идумеи сделалисьненавистниками евреев. Они злорадствовали захвату Иерусалима Навуходоносором идаже помогали ему, но вскоре сами понесли то же иго. Позже рассеялись по южнойПалестине. Во времена Христа Идумея—небольшая область южнее Иудеи, считаласьотдельной римской провинцией. (См. Идумея, народы древней Палестины, Сеир,Села)
(4Ц3.8)—пустынная местность на юг и юго-запад от Мертвого моря. (См. пустыня)
(сильный)—а)(Чис 21.33; Вт 1.4; 3.10; Нав 12.4; 13.12,31)—один из главных городов царя ВасанскогоОга. Был расположен восточнее южной оконечности Геннисаретского озера, завоеванизраильтянами и отдан полуколену Манассиину;
б) (Нав 19.37)—город уделаНеффалимова северо-западнее озера Мером.
(1Пар11.37)—отец (предок) Наарая.
(помощь, см.Азария)—а) (Езд 7.1,6,10-12,21,25; 10.1,5,6,10,16; Неем 8.1,2,4-6,9,13;12.26,36)—священник из рода Елеазара, сын (потомок) Сераии, книжник, сведущий взаконе Моисеевом (Езд 7.6), живший в Вавилоне при царе Артаксерксе 1 Лонгиманеи получивший разрешение вернуться в Иерусалим. Великий реформатор и ревнительзакона, он стремился всемерно очистить богослужение и саму жизнь иудеев.Считается автором книг 1Пар, 2Пар, Езд и Неем (см. Арнан, Елиашив,в). Он же,по-видимому, собрал воедино и проверил все книги Ветхого Завета; (См. книжник)
б) (Неем 12.1,13,33)—аналог.Аммон (в ст. 33, возможно, имеется в виду род самого Ездры—см. начало след.ст.).
—15якнига Ветхого Завета, десятая в ряду исторических книг (см. Библия). Являетсялогическим продолжением книг Паралипоменон (2Пар 36.22-23 = Езд 1.1-3а) и веврейском каноне, как и в Септуагинте, объединена с книгой Неемии в одну книгу,как близкая по содержанию. Повествует о выходе евреев из вавилонского плена сЗоровавелем в 536 г.до РХ и восстановлении храма, а также о второй группе, вышедшей подруководством Ездры в 457 г.до РХ, и о реформах и трудах самого автора книги—священника Ездры, направленныхна упорядочение жизни израильского народа.
(Иеговаукрепляет)—а) благочестивый царь иудейский, сын и преемник Ахаза, царствовавшийв Иерусалиме 29 лет (4Ц 18.2). При нем пало окончательно и было плененоИзраильское царство. Ассирийские войска захватили также некоторые города Иудеии подступили к Иерусалиму, но Господь избавил Езекию от его врагов и укрепилего царство. Езекия был успешен во всяком деле (2Пар 32.30). Он открыл дверихрама и возобновил богослужение, уничтожил идолов и реликвии, в том числе имедного змея, сделанного Моисеем (4Ц 18.4), совершил Пасху и посылал своихгонцов в другие колена со словами увещания (2Пар 30.10-11), укреплял города ипостроил водопровод (см.). Когда он заболел, Господь исцелил его и продлил емужизнь (Ис 38.5). При дворе Езекии, очевидно, собирались ученые мужи дляисследования Писаний (Пр 25.1), в его время жили пророки Исаия, Михей и Осия.Он является одним из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа, а также предкомпророка Софонии (Соф 1.1);
б) (1Пар 3.23)—аналог.Азрикам,а;
в) (2Пар 28.12)—сын (потомок)Шаллума из колена Ефремова, один из воспротивившихся захвату пленных братьев;
г) (Езд 2.16; Неем 7.21;10.17)—отец (предок) Атера.
—а) (1Пар4.4)—один из сыновей (потомков) Хура из колена Иудина, основатель или начальникгорода Хуша;
б) (1Пар 7.21)—аналог. Беред;
в) (1Пар 12.9)—аналог. Афай;
г) (Неем 3.19)—сын (потомок)Иисуса, начальник Мицфы, один из чинивших стену Иерусалима (по-видимому, надвух участках)—глава рода или поколения;
д) (Неем 12.42)—один изсвященников, участник освящения стены Иерусалима (возможно, предыдущий).
(1Пар 4.17)—см.Зара,а.
(Пс 87.1;88.1)—Еман и Ефам (Ефан), сыновья (потомки) Зары (см. Зара,а) (в 3Ц 4.31 стоит:Езрахитянин). (См. Израильтянин)
(3Ц4.31)—см. Езрахит.
(Иегова естьпомощник) (1Пар 27.26)—сын (потомок) Хелува, один из смотрителей над имениемДавида.
(Езд6.2)—столица древней Мидии, летняя резиденция персидских царей (ныне селениеХамадан), в которой по преданию находятся могилы Есфири и Мардохея.
(пересаженный)(1Пар 2.27)—один из сыновей (потомков) Рама из колена Иудина.
(евр.созывающий или ведущий собрание) (Ек 1.1,2,12)—«сын Давидов, царь в Иерусалиме»,по общему признанию сам Соломон, но может быть ему принадлежит лишь часть этойкниги, а остальная приписана ему (см. след.).
—21якнига Ветхого Завета, четвертая в разделе учительных книг (см. Библия).Содержит изречения мудрого и практичного человека, познавшего, что в мире безБога—все суета. У некоторых толкователей авторство Соломона вызывало сомнение,ибо он вряд ли о себе стал бы говорить в прошедшем времени (Ек 1.12), и что онлишен мудрости (Ек 7.23), и о разгуле несправедливости в его процветающемцарстве (Ек 4.1; 10.5-7, ср. 3Ц 4.20,25). (См. Асаф,б)
(искоренение)(Нав 13.3; 15,11,45,46; 19.43; Суд 1.18; Иер 25.20; Ам 1.8; Соф 2.4; Зах9.5,7)—один из пяти главных филистимских городов на северо-восток от Азота (в1Ц 6.17; 7.14; 17.52 назван Аккарон). (См. Филистимляне)
(вечнозеленый)(3Ц 4.18)—отец (предок) Шимея.
(высокий)—а)(Быт 10.22; 14.1,9; 1Пар 1.17; Ис 11.11; 21.2; 22.6; Иер 25.25; 49.34-39; Иез32.24; Дан 8.2)—первенец Сима и страна (область Персии северо-восточнее землиСеннаар с главным городом Сузы, см.), населенная его потомками, которые в Езд4.9; Дан 2.9 названы Еламиты (Еламитяне);
б) (2Ц 10.16,17)—место илигород на восточной стороне Иордана;
в) (1Пар 8.24)—аналог. Авдон,в;
г) (1Пар 26.3)—левит, сын(потомок) Мешелемии, привратник;
д) (Езд 2.7; 10.26; Неем 7.12;10.14)—один из родоначальников народа израильского, вернувшегося из плена сЗоровавелем, среди потомков которого были имевшие жен иноплеменок, и один изприложивших печать под договором на верность Богу (не сам, конечно, нопредставители его рода) (см. также ниже пункт «з»);
е) (Езд 2.31; Неем7.34)—аналог. Арах,б;
ж) (Езд 8.7)—предок Иешаии(возможно, один из двух предыдущих);
з) (Езд 10.2)—предок Шехании(возможно, упомянутый выше в пункте «д»);
и) (Неем 12.42)—аналог. Езер,д(возможно, предыдущий).
(Езд 4.9; Дан 2.9)—см. Елам,а.
(теревинф) (Вт2.8; 3Ц 9.26; 4Ц 14.22; 16.6; 2Пар 8.17; 26.2)—идумейский город на берегуАкабского залива (севернее нынешней Акабы). (См. Едом)
(Быт 25.4;1Пар 1.33)—аналог. Авида.
(Бог возлюбил)(Чис 11.26,27)—один из семидесяти старейшин, на которых почил Дух Божий и которыйпророчествовал в стране.
(Бог остается)(1Пар 7.21)—см. Елеада.
(Бог украшает)(1Пар 7.20)—аналог. Беред (возможно, он же в ст. 21 повторен под именем Елеад).
(Бог помог,см, Азария)—а) третий сын Аарона, второй после Аарона первосвященник и главаосновного первосвященнического рода (см. схему ниже), уступившегопервосвященство только от Илия до Авиафара; (См. Ифамар, первосвященник,Садок,а)
Аарон (время Моисея)
Елеазар
Финеес
Авишуй
Буккий
Озия 1Пар 6.3-8
Зерахия
Мераиоф
Амария
Ахитув
Садок (время Давида)
б) (1Ц 7.1)—сын (потомок)Аминадава, посвященный хранить ковчег завета;
в) (2Ц 23.9; 1Пар 11.12)—сынДодо, второй из трех знатнейших воинов Давида;
г) (1Пар 23.21,22; 24.28)—левитиз рода Мерари, один из сыновей (потомков) Махли;
д) (Езд 8.33)—сын (потомок)Финееса, священник, служитель при сокровищнице храма, которому были сданыдрагоценности;
е) (Езд 10.25)—аналог.Венаия,а;
ж) (Неем 12.42)—аналог. Езер,д;
з) (Мф 1.15)—аналог. Авиуд,г.
(Ис 15.4;16.9; Иер 48.34)—моавитский город, отданный колену Рувимову, но позже потерянныйим (в Чис 32.3,37 назван Елеале).
(Чис32.3,37)—см. Елеала.
(Богсотворил)—а) (1Пар 2.39,40)—аналог. Азария,д;
б) (1Пар 8.37; 9.43)—аналог.Ацел;
в) (Иер 29.3)—сын (потомок)Сафана, один из посланных царем Седекией в Вавилон, через которых было переданописьмо Иеремии.
(Богвосстанавливает) (1Пар 3.24)—аналог. Аккув,а.
—наиболее чистаячасть масла, выжимаемого (выбиваемого) из плодов маслины, один из важных продуктовпитания в древности (4Ц 4.2). Елей наравне с хлебом и вином считался одним изглавнейших продуктов земледелия (Чис 18.12; Вт 7.13; Неем 10.39; 13.5).Употреблялся елей также для освещения (Исх 27.20), как основа для приготовлениямастей (см.), для врачевания (Мк 6.13; Иак 5.14-15), как священное помазание(1Ц 10.1; 3Ц 19.15-16) и во многих местах обозначает радость (Пс 44.8; Ис61.3). (См. деревянное масло, масло, пища)
(масличнаяроща) (Деян 1.12)—см. Елеонская гора.
(2Ц 15.30;Зах 14.4; Мф 21.1; 24.3; 26.30; Мк 13.3; Лк 19.29,37; 21.37; Ин 8.1)—гора навосток от Иерусалима (Иез 11.23), отделенная от него Кедронской долиной. Гораэта имеет протяженную форму и тянется с севера на юг. Имеет три не резкообозначенные вершины. Две северные и есть собственно Елеонская гора, назападном склоне которой находилась Гефсимания, а на восточном—Виффагия иВифания. На южной вершине, несколько отстоящей от двух первых и называемой в 4Ц23.13 Масличной горой (а теперь называемой горой Соблазна), Соломон устраивалсвои капища (3Ц 11.7). Елеонская гора поднимается выше Иерусалима примерно на60м и с нее открывается изумительный вид на город и на лежащие вдали горы, наИордан и Мертвое море. С этой горы, на которой Давид поклонялся Богу (2Ц 15.32),Господь вознесся на небо и Он таким же образом придет опять (Деян 1.11) (в Деян1.12 названа Елеон). (См. землетрясение)
(Нав18.28)—аналог. Аввим.
(Богодарил)—а) (1Пар 12.12)—аналог. Афай;
б) (1Пар 26.7)—левит, один изсыновей (потомков) Шемаии, привратник.
(Бог отец)—а)(Чис 1.9; 2.7; 7.24,29; 10.16)—сын (потомок) Хелона, главный в колене Завулоновомпри исчислении израильтян в пустыне Синайской;
б) (Чис 16.1,12; 26.8,9; Вт11.6)—сын (потомок) Фаллуя и отец (предок) Дафана и Авирона;
в) (1Ц 16.6; 17.13,28; 1Пар2.13; 27.18; 2Пар 11.18)—старший сын Иессея, брат Давида, старший в колене Иудиномпри царе Давиде;
г) (1Пар 12.9)—аналог. Афай;
д) (1Пар 15.18,20;16.5)—аналог. Азазия,а.
(Бог знает)—а)(3Ц 11.23)—отец (предок) Разона;
б) (1Пар 3.8)—см. Веелиада;
в) (2Пар 17.17)—военачальник отколена Вениаминова при царе Иосафате.
(Богставит)—а) (4Ц 18.18,37; 19.2; Ис 22.20; 36.3,11,22; 37.2)—сын (потомок)Хелкии, начальник дворца при Езекии;
б) (4Ц 23.34; 2Пар 36.4)—настоящееимя царя иудейского Иоакима (см. Иоаким,а);
в) (Неем 12.41)—аналог. Езер,д;
г) (Мф 1.13; Лк 3.30)—аналог.Авиуд,г (двое).
(Бог родной)(2Ц 11.3; 23.34)—см. Аммиил,в.
(Богприбавляет)—а) (Чис 1.14; 2.14; 7.42,47; 10.20)—сын (потомок) Регуила, главныйв колене Гадовом при исчислении израильтян в пустыне Синайской;
б) (Чис 3.24)—сын Лаела,начальник поколения левитов из рода Гирсона при их исчислении (поскольку былотолько два начальника поколений—ст. 21, возможно, Елиасафом назван Иахав—см.Иахав,а, в таком случае Лаел есть Ливни).
(1Пар6.27)—аналог. Азария,з (в 1Ц 1.1 назван Илий, а в 1Пар 6.34—Елиил).
(Бог пришел)(1Пар 25.4,27)—один из сыновей Емана, глава двадцатой чреды певцов.
(Иер26.22)—сын (потомок) Ахбора, князь, один из придворных царя иудейского Иоакима(в Иер 36.12,25 назван Елнафан, см. Елнафан,в).
(Богвосстановил)—а) (1Пар 24.12)—священник из рода Елеазара, глава одиннадцатойсвященнической чреды;
б) (Езд 10.36)—аналог. Адаия,е;
в) (Неем 12.10,22,23;13,4,7,28)—один из сыновей (потомков) Иоакима, первосвященника при Неемии иЕздре, возможно, следующий за ним первосвященник (см. Неем 13.28) (в Неем3.1.20.21 назван Елияшив). Следующие за ним священники (от Иоиады до Иаддуя),по-видимому, были дописаны позже, так как Ездра—автор книги Неемии, не могзаписать в ней четыре, следующих за ним (Ездрою) поколения. (См. также Арнан)
(Он—Бог) (1Пар12.20)—аналог. Аднах.
(Бог любит)(Чис 34.21)—сын (потомок) Кислона, представитель колена Вениаминова среди участниковраздела земли.
(2Ц 5.16)—см.Веелиада.
(к Иеговеочи мои) (1Пар 26.3)—левит, один из сыновей (потомков) Мешелемии, привратник.
(Богпомощник)—а) (Быт 15.2)—раб Авраама, управитель его имения;
б) (Исх 18.4; 1Пар 23.15,17;26.25)—аналог. Гирсам;
в) (1Пар 7.8)—аналог. Авия,д;
г) (1Пар 15.24)—аналог.Амасай,в;
д) (1Пар 27.16)—сын (потомок)Зихри, главный в колене Рувимовом при Давиде;
е) (2Пар 20.37)—сын (потомок)Додавы из Мареши, пророк во дни Иосафата;
ж) (Езд 8.16)—аналог. Ариэл;
з) (Езд 10.18)—аналог.Гедалия,б;
и) (Езд 10.23)—один из левитов,имевших жену иноплеменку;
к) (Езд 10.31)—аналог.Вениамин,в;
л) (Лк 3.29)—аналог. Авиуд,г.
(Бог естьБог)—а) (1Пар 11.46)—сын (потомок) Елнаама из Махавима, один из главных воиновДавида (во 2Ц 23 не упомянут);
б) (1Пар 11.47)—тоже—из Мецоваи(во 2Ц 23 также не упомянут);
в) (1Пар 12.11)—аналог. Афай;
г) (1Пар 15.9,11)—аналог.Аминадав,е;
д) (2Пар 31.13)—аналог.Азазия,в.
(1Пар8.20)—аналог. Адаия,в.
(Бог естьБог)—а) (1Пар 5.24)—аналог. Азриил,а;
б) (1Пар 6.34)—см. Елиаф;
в) (1Пар 8.20)—аналог. Адаия,в;
г) (1Пар 8.22)—аналог. Авдон,в.
(2Ц23.25)—Хародитянин, один из главных воинов Давида (в 1Пар 11 не упомянут).
(дубы, теревинфы,пальмы) (Исх 15.27; 16.1; Чис 33.9,10)—один из станов израильтян на пути к Синаю.
(колдун) (Деян13.8)—см. Вариисус.
(Бог царь)(Руф 1.2,3; 2.1,3; 4.3,9)—Ефрафянин, житель Вифлеема, муж Ноемини (в Руф 2.1,3,возможно, имеется в виду более отдаленный предок).
—а) (1Пар3.23,24)—аналог. Азрикам,а;
б) (1Пар 4.36)—аналог. Адиил,а;
в) (1Пар 7.8)—аналог. Авия,д;
г) (Езд 10.22; Неем 12.41)—одиниз священников из дома Пашхура, имевший жену иноплеменку и участвовавший восвящении стены Иерусалима;
д) (Езд 10.27)—аналог. Азиса.
(Быт 10.4; 1Пар1.7; Иез 27.7)—сын Иавана, сына Иафета, родоначальник одного из племен, населявшихдревнюю Грецию.
(Богклятва)—а) (Исх 6.23)—дочь Аминадава из колена Иудина, жена Аарона;
б) (Лк 1.5,7,24,40,41,57)—женасвященника Захарии, мать Иоанна Крестителя и родственница Марии, матери Иисуса.
(Богслышит)—а) (Иер 36.12,20,21)—царский писец во дни Иоакима;
б) (Иер 41.1)—предок Исмаила,убившего Годолию (в 4Ц 25.25 назван Елишама).
(Бог слышит)(2Ц 5.16; 1Пар 14.7)—аналог. Веелиада (в 1Пар 3.8 назван Елишама).
(Богукрывает) (1Пар 15.8)—левит из рода Каафа, один из сыновей (потомков) Узиила (вИсх 6.22; Лев 10.4; Чис 3.30 назван Елцафан, а во 2Пар 29.13—Елицафан).
(Богспасение)—сын (потомок) Софата из Авел-Мехолы, которого по слову Господню Илияпомазал в пророка вместо себя (3Ц 19.16). После взятия Илии на небо (4Ц 2.11),Елисей вернулся в Самарию и совершил там множество чудес (4Ц 3—13).Пророчествовал он во времена царей израильских Иорама, Охозии, Иоаса и Амасии.
(Бог спасение)(2Ц 5.15; 1Пар 14.5)—аналог. Веелиада (в 1Пар 3.6 назван Елишама).
(Мф1.14,15)—аналог Авиуд,г.
(Он Бог) (Иов32.2,4-6; 34.1; 35.1; 36.1)—сын (потомок) Варахиила, Вузитянин из племени Рамова,как полагают, потомок Вуза, сына Нахора, брата Авраама (Быт 22.21). Он неупомянут среди друзей Иова (Иов 2.11) и до конца их речей не вступал в беседу,но после с дерзновением (Иов 32.8-9), как от Бога (Иов 33.6) высказался противобеих сторон. Себя он назвал совершенным в познаниях (Иов 36.4). Господь несказал о нем, что он говорил неверно, и трое друзей только за себя приносилижертвы (Иов 42.7-9).
(Бог сила)—а)(Быт 36.4,15,16; 1Пар 1.35.36)—один из сыновей Исава, сына Авраама;
б) (Иов 2.11; 4.1; 15.1; 22.1;42.7,9)—Феманитянин, один из друзей Иова, как полагают, сын или потомок Фемана(см. Феман,а или в) или из местности Феман (см. Феман,б). Он, по-видимому, былстарший из друзей Иова.
(Бог судит)(1Пар 11.35)—сын (потомок) Уры, один из главных воинов Давида (во 2Ц 23.34назван Елифелет, сын Ахасбая).
(Богизбавление) (2Ц 5.16; 1Пар 14.7)—аналог. Веелиада (в 1Пар 3.8 назван Елифелет).
(Богизбавление)—а) (2Ц 23.24)—см. Елифал;
б) (1Пар 3.6)—аналог. Веелиада(во 2Ц 5.15 не упомянут, а в 1Пар 14.5 назван Елфалет);
в) (1Пар 3.8)—см. Елифалеф;
г) (1Пар 8.39)—один из сыновей(потомков) Ешека из колена Вениаминова, потомок Саула;
д) (Езд 8.13)—аналог. Евед,б;
е) (Езд 10.33)—израильтянин (ст.25) из сыновей (потомков) Хашума, имевший жену иноплеменку.
(Боготличает) (1Пар 15.18,21)—аналог. Азазия,а.
(Богнаграда) (3Ц 4.3)—один из сыновей (потомков) Сивы, писец при Соломоне.
(Богукрывает)—а) (Чис 34.25)—сын (потомок) Фарнака, представитель колена Завулоновасреди участников раздела земли;
б) (2Пар 29.13)—см. Елисафан.
(Бог скала)(Чис 1.5; 2.10; 7.30,35; 10.8)—сын (потомок) Шедеура, главный в колене Рувимовомпри исчислении израильтян в пустыне Синайской.
(Богслышит)—а) (Чис 1.10; 2.18; 7.48,53; 10.22; 1Пар 7.26)—сын (потомок) Аммиуда,главный в колене Ефремовом при исчислении израильтян в пустыне Синайской (онявляется отцом Нона—отца Иисуса Навина); (См. Аммиуд,а)
б) (4Ц 25.25)—см. Елисам,б;
в) (1Пар 2.41)—аналог.Азария,д;
г) (1Пар 3.6)—см. Елисуа;
д) (1Пар 3.8)—см. Елисама;
е) (2Пар 17.8)—один изсвященников при царе Иосафате, посланный им учить народ закону Господню.
(Бог судит)(2Пар 23.1)—сын (потомок) Зихри, один из начальников сотен, помогавших Иодаювоцарить Иоаса.
(Иегова мойБог)—а) (1Пар 8.27)—аналог. Афалия,а;
б) (1Пар 26.7)—левит, один изсыновей (потомков) Шемаии, привратник;
в) (Езд 10.21)—аналог.Гедалия,б;
г) (Езд 10.26)—аналог. Авдий,г.
(Богзащищает) (2Ц 23.32; 1Пар 11.33)—Шаалбонянин, один их главных воинов Давида.
(Богвосстановил)—а) (Езд 10.6)—отец (предок) Иоханана;
б) (Езд 10.24)—аналог.Елиезер,и;
в) (Езд 10.27)—аналог. Азиса;
г) (Неем 3.1,20,21)—см.Елиашив,в.
(Богсотворил)—а) (Исх 6.24; 1Пар 6.23)—аналог. Азария,з (см. Асур,б) (см. такжениже пункты «в» и «г»);
б) (1Ц 1.1,21,23; 2.11.20; 1Пар6.27,34)—аналог Азария,з;
в) (1Пар 6.25,36)—аналог.Азария,з (возможно, упомянутый выше в пункте «а»);
г) (1Пар 6.26,35)—аналог.Азария,з (возможно, упомянутый выше в пункте «а»);
д) (1Пар 9.16)—аналог. Аса,б;
е) (1Пар 12.6)—аналог.Азариил,а;
ж) (1Пар 15.23)—аналог.Верехия,б;
з) (2Пар 28.7)—старшийпридворный царя Ахаза.
(Наум1.1)—Наум, пророк. Положение Елкосеи—города или местности, из которой происходилпророк, не известно.
(Деян20.2)—древнее название (Эллада) одной из областей на территории нынешнейГреции, распространившееся на всю Грецию и на все греческое (от него произошели термин «эллинизм», и название греков—«эллины»).
(Быт14.1,9)—область (царство) Ариоха, как полагают, в среднем или нижнем течении Евфрата.
(в русскомпереводе)—в оригинале: «грек». Это слово после завоеваний Александра Македонскогои покорения греческому влиянию и культуре земель от Египта до Индии, стало дляевреев нарицательным и обозначало всех язычников. Греческий языкраспространился широко и в самой Палестине, особенно после перевода в 3 в. доРХ книг Ветхого Завета на греческий, поэтому слово «грек» несло еще и смысл,соответствующий современному значению «цивилизованный, западный человек» (ср.Рим 1.14). Характерно, что все имена первых диаконов (Деян 6.5)—греческие. (См.Греция)
(Деян 6.1;9.29)—евреи из языческих стран, говорящие по-гречески, а не по-арамейски, тоесть ассимилировавшиеся в греческих колониях евреи.
(Ин 7.35)—места рассеяния иудеев по различным частям Римской империи. (См.еврей, рассеяние)
(Лк3.28)—аналог. Авиуд,г.
(Богприятность) (1Пар 11.46)—отец (предок) Иеривая и Иошавии.
(Бог дал)—а)(4Ц 24.8)—отец (предок) Нехушты, матери царя Иехонии;
б) (Езд 8.16)—аналог. Ариэл(трое, один из них ученый);
в) (Иер 36.12,25)—см. Елиафан(возможно, упомянутый выше в пункте «а»).
(дуб илитеревинф)—а) (Быт 26.34; 36.2)—Хеттеянин, отец (предок) Васемафы (Ады);
б) (Быт 46.14; Чис 26.26)—одиниз сыновей Завулона, сына Иакова, глава поколения;
в) (Нав 19.43; 3Ц 4.9)—аналог.Бене-Верак;
г) (Суд 12.11,12)—судьяИзраиля, завулонянин.
(Бог награда)(1Пар 8.11,12,18)—аналог. Авитув.
(Бог страшен)(Нав 19.44)—аналог. Бене-Верак (отдан левитам) (в Нав 21.23 назван Елфеке).
(Богкрепость) (Нав 15.59)—аналог. Афека.
(Божиепотомство) (Нав 19.4)—аналог. Ацем (в Нав 15.30 назван Елфолад, а в 1Пар4.29—Фолад).
(Бог моя сила)(1Пар 12.5)—аналог. Бераха.
(Неем6.15)—шестой месяц священного еврейского календаря и двенадцатый—гражданского(соответствует сентябрю). (См. месяцы, праздники)
(1Пар14.5)—см. Елифелет,б.
(Нав21.23)—см. Елтеке.
(Нав15.30)—см. Елтолад.
(Богмилостив) (1Пар 20.5)—сын (потомок) Иаира, убивший Лахмия, брата Голиафа изГефа (во 2Ц 21.19 назван Елханан, сын Ягаре-Оргима). (См. Голиаф)
(Богмилостив)—а) (2Ц 21.19)—см. Елханам;
б) (2Ц 23.24; 1Пар 11.26)—сын(потомок) Додо из Вифлеема, один из главных воинов Давида.
(Исх 6.22;Лев 10.4; Чис 3.30)—см. Елисафан.
(верный)—а) (3Ц4.31; 1Пар 2.6; Пс 87.1)—аналог. Дара (Дарда);
б) (1Пар 6.33; 15.17,19; 16.41,42;25.4-6; 2Пар 5.12; 35.15)—левит из рода Каафова, сын (потомок) Иоиля, прозорливец,один из главных певцов и музыкантов в доме Божием при Давиде и Соломоне.
(твердыня,крепость) (Чис 13.22; 34.8; Нав 13.5; Суд 3.3; 3Ц 8.65; 4Ц 14.25,28; 17.24,30;18.34; 19.13; 23.33; 25.21; 1Пар 13.5; 18.3; 2Пар 7.8; 8.4; Ис 10.9; 11.11;36.19; 37.13; Иер 39.5; 49.23; 52.9; Иез 47.16,17,20; 48.1; Ам 6.14; Зах9.2)—город на реке Оронт, населенный в древности потомками Хамафея.Позже—область (земля), в которой были и другие города (см. Ривла). С юга этуземлю защищала крепость Лебо (еврейский текст) (нынешнее название—Лебве),название которой в русской Библии во многих местах переведено как «вход вЕмаф». Город и земля являлись северной границей Ханаана, которые Соломон, апозже Ровоам присоединили к своему царству. Антиох Епифан назвал этот городЕпифанией (около 300 г.до РХ), но он до сих пор сохранил свое прежнее название (во 2Ц 8.9 названИмаф). (См. Сирия)
(2Пар8.3)—область в Сирии, по-видимому, недалеко от Фадмора.
(Нав 13.19)—воригинале: «на горе в долине». (См. имя)
(долинасрубания, вырубки) (Нав 18.21)—аналог. Аввим.
(голубка) (Иов42.14)—старшая дочь Иова, родившаяся у него после страданий.
(Вт2.10,11)—моавитское название Рефаимов, живших в земле на восток от Мертвогоморя до захвата ее моавитянами (в Быт 14.5 названы Эмимы).
(слава народа)(2Ц 13.37)—отец (предок) Фалмая.
(с нами Бог)(Ис 7.14; 8.8; Мф 1.23)—имя грядущего Спасителя, одно из величайших пророчествИсаии, высказанное им в связи с тесными обстоятельствами царя Ахаза.
(Лк24.13)—селение в 10-12 кмот Иерусалима (точное положение не известно).
(разговорчивый)(Иер 20.1)—священник из рода Елеазара, глава шестнадцатой священнической чреды,отец (предок) Пасхора (см. Пасхор,а), предок Амашсая, глава священническогорода, вернувшегося из плена с Зоровавелем (в 1Пар 9.12; Езд 2.37; 10.20; Неем7.40; 11.13 назван Иммер, а в 1Пар 24.14—Имер).
(осел) (Быт33.19; 34.2,4-6,8,13,18,20,24,26; Нав 24.32; Суд 9.28; Деян 7.16)—Евеянин, отец(предок) Сихема. У него Иаков (Нав 24.32) или Авраам (Деян 7.16) купил местодля захоронения, на котором был похоронен Иосиф (Нав 24.32) или Иаков (Деян7.16). (См. Ефрон,а)
(4Ц 18.34; 19.13;Ис 37.13)—один из городов, захваченных ассирийцами (положение не известно).
(два источника)(Быт 38.14,21)—город в уделе Иудином (как полагают, то же, что Гаенам, см.).Слова «у ворот Енаима» могут также означать: «у дверей Эйнаима», то есть капищаАстарты, жрицы которой постоянно зазывали мужчин.
(Чис13.23,29,34; Вт 1.28; 2.10,11; 9.2; Нав 11.21,22; 14.12,15; 15.13,14; 21.11;Суд 1.20)—родоначальник высокорослых людей, населявших Хеврон (Кириаф-Арбы) иистребленных И.Навиным. Некоторые из его потомков (Рефаимы) встречались позжесреди филистимлян.
(имеющий глаза,видящий) (Чис 1.15; 2.29; 7.78,83; 10.27)—отец (предок) Ахира.
(источниккозленка) (Иез 47.10)—плодородная и живописная местность в средней части западногопобережья Мертвого моря у теплого источника, существующего и доныне, на краюИудейской пустыни (в Быт 14.7; 2Пар 20.2 названа Хацацон-Фамара, в Нав15.62—Ен-Геди, в 1Ц 24.1,2—Эн-Гадди, а во 2Пар 20.2; Песн 1.13—Енгедди). (См.город Пальм, пустыня)
(источниксадов)—а) (Нав 15.34)—аналог. Адифаим;
б) (Нав 19.21; 21.29)—см. Анем.
(источникселения) (Нав 19.37)—аналог. Адама,а.
(2Пар 20.2;Песн 1.13)—см. Ен-Гадди.
(Нав15.62)—см. Ен-Гадди.
(Нав 17.11)—см.Аендора.
(Деян9.33-34)—парализованный из Лидды, исцеленный ап. Павлом.
(Нав 15.8; 18.16; 4Ц 23.10; 2Пар 28.3;33.6; Неем 11.30; Иер 7.31,32; 19.2,6; 32.35)—неширокая долина, охватывающаяИерусалим с юго-западной и южной сторон и соединяющаяся с Кедронской долиной навостоке у Силоамского источника (пруда). Знаменита Тофетом—местом, гденечестивые цари иудейские Ахаз и Манассия сожигали детей в жертву Молоху ивозносили курения Астарте. Уничтожая идолов, благочестивый царь Иосия осквернилэто место и сделал его свалкой, куда выбрасывали мусор и трупы павших животныхи казненных разбойников и откуда поднималось зловоние и дым от постоянногорящего огня (см. геенна). Значение имени Енном не известно (в Иер 2.23 названапросто «долина», в Иер 7.32—долина убийства, в Иер 19.6—долина убиения, в Иер31.40—долина трупов и пепла). (См. долины)
(Ин 3.23)—место,где крестил Иоанн Креститель (точное положение не известно). Полагают, Енон,как и Салим, находился несколько южнее Скифополя (Беф-Сана), но не исключено,где-то в нижнем течении Иордана, напротив Иерусалима.
(муж, человек)(Быт 4.26; 5.6,7,9-11; 1Пар 1.1; Лк 3.38)—сын Сифа, сына Адама, один из предковИосифа в родословии Иисуса Христа.
(посвященный,учитель)—а) (Быт 4.17,18)—сын Каина, именем которого он назвал также город;
б) (Быт 5.18,19,21-24; 1Пар1.3; Лк 3.37; Иуд 14; Евр 11.5)—сын Иареда, седьмой от Адама, праведник, обличавшиймир и пророчествовавший о грядущем суде. Был взят Богом на небо, не испытавсмерти. Древние считали его первым ученым, изобретшим письменность, счет,положившим начало астрономии. Между 2 в. до РХ и 2 в. по РХ была широкоизвестна книга его имени, не вошедшая, однако, в канон. Она была найдена в 19в. в Абиссинии (нынешней Эфиопии) и оказалось, что пророчество Еноха в Иуд14-15 почти дословно взято из этой книги. В этой книге от лица Еноха и Нояговорится о Божием управлении миром, о личности и действиях Мессии, о последнемсуде. Отцы церкви почти единодушно считали его и пророка Илию теми двумясвидетелями, о которых говорится в От 11.3-12. Является одним из предков Иосифав родословии Иисуса Христа.
(источникгранатовых яблок) (Неем 11.29)—см. Аин,б.
(источникРогеля) (Нав 15.7; 18.16)—источник в долине Енномовой на юг от Иерусалима, награнице уделов Иудина и Вениаминова (во 2Ц 17.17; 3Ц 1.9 назван Рогель).
(источникяблока) (Нав 17.7)—см. Таппуах,в.
(источникбыстроты) (Нав 19.21)—аналог. Авец.
(источниксолнца) (Нав 15.7; 18.17)—источник на границе уделов Иудина и Вениаминова, надороге к Иерихону.
(Ис3.22,23)—широкий и длинный плащ (покрывало, накидка). (См. одежда)
(Кол 1.7;4.12; Флм 1.23)—христианин и ревностный служитель из Колосс, верный сотрудникап. Павла, находившийся, очевидно, вместе с ним определенное время взаключении.
(любезный,очаровательный) (Флп 2.25; 4.18)—христианин из Филипп, посланный общиной к ап.Павлу в Рим и вернувшийся в Филиппы с Посланием Апостола.
(достойныйхвалы) (Рим 16.5)—христианин в Риме, очевидно, один из первых (см. также 1Кор16.15) уверовавших в Греции через проповедь ап. Павла.
(греч.старейшина, блюститель, наставник) (Флп 1.1; 1Тим 3.1,2; Тит 1.7)—духовныйнаставник и старший в общине верующих, облеченный властью свыше наставлять иувещать, то есть пасти и учить свое стадо. Из сравнения Тит 1.5 и Тит 1.7 мывидим, что пресвитер и епископ имеют одно назначение, хотя в оригинале словастоят разные—«старец» и «блюститель». В 1Пет 2.25 слово «епископ» (в оригинале)переведено «блюститель». Таким образом, очевидно, что епископ (пресвитер) естьне организатор и начальник, а наставник и духовный руководитель, авторитетный иумудренный опытом старец, чистый и непорочный в своем поведении и жизни. Изистории христианства известно, что первыми епископами (пресвитерами) и былитакие старцы: в Антиохийской церкви—Еводий, в Смирнской—Поликарп, в Римской—Лини т.д., не отступавшие от истины, и готовые отдать жизнь за свою веру и свое«стадо». Позже, однако, особенно после преобразования христианства вгосударственную религию, епископами (пресвитерами) стали поставляться относительномолодые, начальственного характера люди. При этом часто ссылаются на примерТимофея. Но Тимофей не был пресвитером, он был Апостолом (см.). (См. пресвитер,старейшина)
(возлюбленный)(Деян 19.22; Рим 16.23; 2Тим 4.20)—христианин из Коринфа и сотрудник ап. Павла,последовавший за ним в Ефес. Был послан в Македонию и затем, очевидно, вернулсяв Коринф.
(греч.отделение) (Деян 5.17; 15.5; 24.5,14; 2Пет 2.1; Гал 5.20)—ложное учение,которое выдается за истинное. Ересь—не постороннее учение, она всегдавнутренний враг. Саддукеи, учение которых в основном совпадало с учениемфарисеев, но отличалось только непризнанием воскресения и Ангелов, были для нихеретиками (Деян 5.17; 23.8), хотя оба учения находились в рамках законаМоисеева. Ап. Павла фарисеи назвали представителем Назорейской ереси (Деян24.5), так как не признавали Иисуса из Назарета Мессией, боясь подрыва устоевсвоего собственного учения. Но вот и само учение фарисеев в Деян 15.5 названоересью (по отношению к христианству), так как некоторые из уверовавших фарисеевстали настаивать на исполнении Моисеева закона также и другими верующими изязычников. Упомянутые в Откровении учения Николаитов, Валаама и Иезавели (От2.6,14,15,20), которых придерживались некоторые верующие в Пергамской и Фиатирскойцерквах, можно, очевидно, также назвать ересями.
В истории церкви известен целыйряд ересей. При этом, в первые века христианства они носили характер искаженияистинного учения, а в дальнейшем (при усилении папства и государственностихристианства)—протестантский, освободительный характер и, таким образом,являлись «ересью» только для папства.
Гностики (от греч. гносис—знание) (1-3 вв.)—последователи учения,по которому мир и материя—зло, и поэтому Бог к ним не может даже иприкоснуться. По этому учению мир был сотворен промежуточными божествами(эманациями), одной из которых и является Христос. Поскольку плоть—зло, еенужно совершенно игнорировать и подавлять или, наоборот, полностью удовлетворять,не придавая этому никакого значения. Не ясно их учение о спасении, ибо всетексты гностических авторов уничтожены церковными властями и сохранились толькоцитаты в богословских трудах, по которым можно заключить, что мир по ихпредставлениям постепенно очищаясь может примириться и воссоединиться сбожеством. Аналогичные представления живы и в настоящее время, особенно средивысших церковных деятелей, проповедующих всеобщее примирение.
Манихеи (3 в.)—последователи Мани (214-277 гг.), основой учениякоторого является непрекращающаяся борьба изначально существующего зла (тьмы) стакже изначально существующими добром и истиной (светом). Разумные души плененызлым, но неразумным миром. Христос пришел взять Своих, дав им знание самихсебя. Спасаются они через полное отрицание внешнего и осознание своей избранности,своей высшей природы. Во дни своей молодости, до обращения, этим учением былсильно захвачен Августин, хотя видел его многие недостатки. Мани за отказ отсобственной религии (зороастризма, в общем-то схожего с его учением) былпреследуем, бежал в Индию, затем вернулся в Персию, был схвачен и казнен. Егоучение распространилось по всей Римской империи, но вскоре повсеместно сталопреследоваться. Последний запрет был провозглашен в Китае в 14 в. Послужилотолчком к зарождению учений павликиан, катаров, альбигойцев.
Ариане (4 в.)—последователи Александрийского священника Ария,который отрицал единосущность Бога Отца и Сына и считал Христа чем-то средниммежду Богом и человеком. Созванный императором Константином в 325 г. Первый вселенскийсобор в Никее осудил арианство как ересь, но позже Константин поддержал Ария изкаких-то политических соображений и оказал ему официальное покровительство. НаВтором вселенском соборе в 381г. в Константинополе арианство было снова осуждено.
Донатисты (4 в.)—последователи Доната, движение которых возникло врезультате отказа местной общиной в Карфагене в 311 г. признать вновьназначенного из Рима епископа Цецилиана. Донатисты образовали свою общину,которая призывала верующих к простой жизни, к отказу от сотрудничества сгосударством и от крещения детей, уже тогда вошедшего в практику. На созванномв 411 г.специальном местном соборе в Карфагене учение донатистов было названо ересью,запрещено и его последователи подверглись жестоким гонениям.
Несториане (5 в.)—последователи патриарха константинопольскогоНестория, организовавшего повсеместные гонения на ариан. В своем учении онотрицал рождение Христа сверхъестественным образом и настаивал, что от Марии(он ее называл Христородицей) родился просто человек, в котором после поселилсяДух Святой и обитал в нем как в храме. На Третьем вселенском соборе в Ефесе в 431 г. учение это былоосуждено, а Несторий сослан. Его сторонники бежали в Иран, Среднюю Азию, Китай.В 499 г.им удалось собрать свой собор в Селевкии и организовать свою церковь со своейиерархией.
Монофизиты (5 в.)—последователи архимандрита Евтихия, который учил(как реакция на несторианство), что во Христе преобладает однасущность—Божественная, а человеческая ею полностью поглощена. Учение этополучило широкое распространение и епископы таких городов, как Александрия,Антиохия и Иерусалим стали его приверженцами. На соборе в Ефесе в 449 г. (на которыйоднако не было приглашено большинство епископов) монофизиты провозгласили своеучение «официальным». Четвертый вселенский собор в Халкидоне в 451 г. назвал этот собор«разбойничьим» и отменил все его решения. Однако, на следующем—Пятом вселенскомсоборе в Константинополе в 553г. были сделаны уступки монофизитам в некоторыхвопросах. В 6 и 7 веках они явились причиной многих смут.
Монофелиты (6-7 вв.)—последователи очередного учения, возникшегокак реакция на предыдущее. Монофелиты утверждали, что хотя Христос и обладалдвумя сущностями—Божественной и Человеческой, Он обладал лишь однойволей—Божественной, которая полностью поглотила человеческую. Это учениеподдерживал Сергий—патриарх константинопольский (610-38 гг.) и императорИраклий, который в 638 г.его официально одобрил. Максим Исповедник очень резко отвергал это учение,говоря, что человеческая воля сохраняет во Христе свою самостоятельность, носвободно подчинена Божественной. На Шестом вселенском соборе в Константинополе(680-81 гг.) монофелитство было осуждено. В это время в Азии уже бушевал ислам.
Павликиане (7 в.)—возможно, первые предшественники протестантов.Происхождение названия не известно. Некоторые полагают, что оно происходит отимени ап. Павла. Учение павликиан распространилось в западной Армении,Константинополе, Малой Азии. Они отвергали крещение детей, католическуюиерархию, монашество, иконы, поклонение богородице и святым, деление на клир имирян. В середине 9 в. павликиане отделились от Византии и организовали собственноегосударство со столицей в Тефрике. Но уже в 872 г. они потерпели поражение,а в 878 г.потеряли свою столицу. Императрица Теодора уничтожила до 100 тыс. павликиан какеретиков и многих переселила на Балканы, где они способствовали возникновению богомильства.
Иконоборцы (8 в.)—представители следующей волны борьбы софициальной религией. В 730 г.император Лев 3 запретил поклонение иконам. Собор в Иерии (близКонстантинополя) в 754 г.объявил иконопочитание ересью, но вскоре оно было восстановлено. На Седьмомвселенском соборе в Никее в 787 г.иконоборчество было объявлено ересью.
Богомилы (10 в.)—последователи павликиан на Балканах (в Македонии,Боснии, Сербии, Болгарии). Осуждали богатство, поклонение кресту, мощам,святым. Особенно жестоко обращал их в православную веру византийский императорАлексий 1. Он сжег вождя богомилов Василия.
Катары (от слова чистый) (11-13 вв.)—последователи богомилов вИталии, Фландрии, на юге Франции. Проповедовали аскетизм, отвергаликатолическую церковь со всеми ее установлениями и считали папу наместникомсатаны. Подвергались страшным преследованиям.
Вальденсы (12 в.)—последователи лионского купца Вальдо, которыйраздал свое богатство и проповедовал бедность и аскетизм, жизнь безсобственности и семьи (апостольскую жизнь). Его последователи появились вИспании, Италии, Германии, Чехии, Швейцарии. Из всех установлений католическойцеркви они признавали только крещение и причащение. Отрицали иконы и монополиюсвященников на проповедь, считая, что всякий способный может проповедовать.Подвергались преследованиям и сжиганию, которое все чаще стало практиковатьсяпо отношению к еретикам.
Альбигойцы (12-13 вв.)—последователи катаров и вальденсов в южнойФранции. Считали земной мир и католическую церковь творением сатаны. Против нихбыли организованы крестовые походы (Альбигойские войны) и направлена официальносозданная в это время (1215 г.)инквизиция с ее пытками и кострами.
Начиная с 13 в. ересей больше«не было», так как за всяким инакомыслием теперь зорко следила инквизиция. Ещев 1184 г.при папе Луции 3 и императоре Фридрихе 1 Барбароссе был организован епископскийсуд, который разыскивал еретиков, осуждал их и передавал гражданской власти дляприведения приговора в исполнение. В 1215 г. была санкционирована инквизиция (начетвертом Латернском соборе) и осуществление ее было поручено членам доминиканскогои францисканского орденов (позже—иезуитам).
Упразднена инквизиция была вбольшинстве стран Европы в 18 в., в Португалии—в 1820 г., в Испании—в1834 г.и в папской области—в 1859 г.
В России христианство быловведено в 10 в. и долгое время не было отмечено никаких ересей. В 14 в.возникло движение «стригольников» (значение термина не известно),распространившееся в Пскове, Новгороде и позже проникшее даже в Москву. Его сторонникикак позже и «нестяжатели», протестовали против чрезмерных поборов при всякихобрядах, отвергали исключительное право священников на проповедь, призывали каскетической жизни. Но в 15 в. это движение постепенно исчезло. В 16 в. ФеодосийКосой «воздвиг новое учение», в котором призывал к спасению через добрые дела,но вынужден был бежать в Польшу.
В 17 в. в связи с реформамипатриарха Никона произошел «раскол» и старообрядцев стали жестоко гнать. Многихиз них сожгли в деревянных срубах, многие сжигали себя сами.
Лютеровская Реформация достиглаРоссии только в конце 19 в.. (См. церковь)
(Тит3.10)—отступник, последователь какой-либо ереси.
(бдительный) (Быт46.16; Чис 26.16)—аналог. Арели.
(Гермес—богпутешествующих, торговли и посланник богов в древнегреческой мифологии, то же,что Меркурий—в римской) (Рим 16.14)—один из христиан в Риме, которогоприветствует ап. Павел. По свидетельствам Иринея, Тертуллиана и Оригена онявляется автором послания (книги) под названием Пастырь, содержащей различныенаставления. (См. Ермий,б)
—а) (Деян14.12)—то есть Гермес; (См. Ерм)
б) (Рим 16.14)—христианин вРиме, известный ап. Павлу. Написание этих двух имен (Ерм и Ермий) в оригиналеотличается только одной буквой и в различных списках они иногда переставленыместами.
(2Тим1.15)—один из асийских (то есть малоазиатских) христиан, активных, по-видимому,прежде помощников ап. Павла, но оставивших его, когда он оказался в заключении.
(Вт 3.8,9;4.48; Нав 12.1; 13.5,11; 1Пар 5.23; Пс 41.7; 88.13; 132.3; Песн 4.8)—самаявысокая вершина в цепи Антиливанских гор, всегда покрытая снегом, ссеверо-западного склона которой берет свое начало Иордан (во Вт 3.9; 1Пар 5.23;Песн 4.8; Иез 27.5 названа Сенир, во Вт 3.9; Пс 28.6—Сирион, во Вт 4.48—Сион, ав Суд 3.3; 1Пар 5.23—Ваал-Ермон). (См. Ваал-Гад)
—а) (знание,разумность) (Чис 21.25-28,30,34; 32.3,37; Вт 1.4; 2.24,26,30; Нав13.10,17,21,26,27; 21.39; Суд 11.26; 1Пар 6.81; Неем 9.22; Песн 7.5; Ис 15.4;16.8,9; Иер 48.2,34,45; 49.3)—моавитский город царя Сигона в 25-30 км на восток от устьяИордана. Был расположен в плодородной местности и был отдан колену Рувимову(или Гадову). Он был назначен левитам. Позже этот город снова оказался в рукахмоавитян;
б) (энергичный) (Суд12.8,10)—судья Израиля из Вифлеема (в уделе Завулоновом).
(спор) (Быт26.20)—название колодца, о котором спорили пастухи Исаака и местные жители икоторый поэтому Исаак оставил. (См. колодец)
(старослав.) (От11.17; 16.5)—есть (наст. время второго лица глагола быть).
(Лк3.25)—аналог. Авиуд,г.
(старослав.) (Пс103.33; 145.2; Ин 8.58; 1Кор 15.10; От 1.10,17,22.13)—есть (наст. время первоголица глагола быть).
(Быт 46.12; Чис26.21; Руф 4.18,19; 1Пар 2.5,9,18,21,24,25; 4.1; Мф 1.3; Лк 3.33)—один изсыновей Фареса, сына Иудина, предок Давида и Иосифа в родословии Иисуса Христа.
(Суд 13.25;16.31; 18.2,8,11)—город в низменной, западной части удела Иудина в районе Цоры(см.) (в Нав 15.33; 19.41 назван Ештаол).
(повиновение)(1Ц 30.28)—священнический город южнее Хеврона, основателем или начальником которогобыл Ишбах, и один из городов, которые давали пристанище Давиду во время егоскитаний (в Нав 15.50; 21.14 назван Ештемо, в 1Пар 4.17—Ешфемоя, а в 1Пар6.57—Ештемоа).
—иудеянка(прежнее имя—Гадасса), дочь Аминадава (Абихаила) из колена Вениаминова (Есф2.15; 9.29), воспитанница своего двоюродного брата Мардохея, ставшаяцарицей—женой персидского царя Артаксеркса (см.) и послужившая спасению евреевот полного их истребления в 473г. до РХ. В честь этого избавления был установленпраздник Пурим (см.), который евреи отмечают и доныне.
—17якнига Ветхого Завета и последняя в ряду исторических книг (см. Библия). Описывает,может быть, самый опасный момент в истории еврейского народа, когда его судьбаповисла на волоске и вся нация могла быть совершенно истреблена в несколькодней. Об авторе книги ничего не известно. Это мог быть и Ездра или другойкнижник, а также и сам Мардохей (Есф 9.20). Это единственная книга Библии, вкоторой ни разу не упоминается имя Бога и, возможно, она больше всех другихподвергалась нападкам за ее включение в канон.
(винограднаякисть, гроздь) (Чис 13.24,25; 32.9; Вт 1.24)—долина севернее Хеврона, плодородиекоторой не уменьшилось и до сих пор и в которой, как считают, находитсяисточник с самой вкусной в Палестине водой. (См. долины)
(берлога, местохищников)—а) (Суд 15.8,11)—место, как полагают, в горах рядом с Вифлеемом;
б) (1Пар 4.3)—в оригинале неясно (в еврейском тексте стоит: отец Етама);
в) (1Пар 4.32)—город коленаСимеонова в уделе Иудином (в Нав 15; 19 не упомянут).
(тьма)—а) (Быт25.4; 1Пар 1.33; Ис 60.6)—аналог. Авида;
б) (1Пар 2.46)—наложницаХалева;
в) (1Пар 2.47)—аналог. Гешан.
(Исх 16.36;29.40; Лев 5.11; 14.10,21; 19.36; 23.13,17; 24.5; Чис 5.15; 15.4,6;28.5,9,12,13,20,21,28,29; 29.3,4,9,10,14,15; Вт 25.14,15; Суд 6.19; Руф 2.17;1Ц 17.17; Ис 5.10; Иез 45.10,11,13,24; 46.5,7,11,14; Зах 5.6-10)—мера сыпучих ижидких тел, равная (как и бат) примерно 24л. (См. меры)
—а) (Исх 13.20;Чис 33.6-8)—место на краю пустыни Сур (см.) и на границе Египта; (См. пустыня)
б) (2Пар 11.6)—город в Иудее(точное положение не известно);
в) (Пс 88.1)—см. Ефан,а.
(твердый)—а) (3Ц4.31; 1Пар 2.6,8)—аналог. Дара (Дарда) (в Пс 88.1 назван Ефам);
б) (1Пар 6.42)—аналог. Адаия,б;
в) (1Пар 6.44; 15.17,19)—левит,сын (потомок) Кишия из рода Мерари, прозорливец, певец, музыкант и руководительхора при Давиде (он же Идифум и Идифун, см.).
(с Ваалом) (3Ц16.31)—царь Сидонский, отец (предок) Иезавели, жены Ахава. По греческим источникамон был жрецом Астарты, но убил своего брата и захватил престол.
(осленок)—а)(Быт 25.4; 1Пар 1.33)—аналог. Авида;
б) (Нав 15.42; 19.7)—город вуделе Иудином в западной, низменной его части, отданный колену Симеонову (вероятно,он же в 1Пар 4.32 назван Фокен);
в) (1Пар 5.24)—аналог.Азриил,а.
(Деян18.19,21,24; 19.1,17,26,28,34,35; 20.16,17; 1Кор 15.32; 16.8; 1Тим 1.3; 2Тим1.18; 4.12; От 1.11; 2.1)—богатый город на средиземноморском побережье МалойАзии, местопребывание проконсула Асии во времена владычества Рима. Был особенноизвестен благодаря храму Артемиды. В этом процветающем городе язычников ап.Павел образовал общину верующих и отсюда его проповедь распространялась по всейАсии. Сюда, перед самым разрушением Иерусалимского храма в 70 г., переехалап. Иоанн и здесь он жил до самой своей смерти, здесь написал Евангелие,Послания и Откровение. Город был разграблен и разрушен готами в 262 г. и теперь на его местеостались только развалины. (См. Артемида)
(границаДаммима) (1Ц 17.1)—место в низменной части Иудеи на запад от Иерусалима (в 1Пар11.13 названо Фасдамим).
—17якнига Нового Завета (см. Библия), письмо ап. Павла к ефесским верующим, средикоторых он жил около трех лет, написанное им из Рима около 62 г. В нем ап. Павел особенноярко показывает полноту Церкви во Христе—ее Главе, торжество и обилие благодатив верующих—Его творении, и соединение всего небесного и земного под однойГлавой—Христом.
—африканскаястрана (земля) на юг от Египта в верхнем течении Нила (территория древнейЕфиопии не совпадает с нынешней Эфиопией). Ее история тесно связана с историейЕгипта—обеими странами часто правили одни и те же цари и эти две страны частоупоминаются вместе. Ефиопию населяли потомки Хуша и в еврейском тексте онаназывается везде его именем. Псалмопевец предвидит обращение ее к Богу (Пс67.32) и это пророчество исполнилось, в частности, на евнухе (Деян 8.26-38).(См. Хусий,б; Хусия, Хуш,а)
(рассудительный) (1Пар 2.37)—аналог. Азария,д.
(дар) (1Пар4.7)—один из сыновей (потомков) Ахшура из колена Иудина от Хелы.
(щедрый) (1Пар6.41)—аналог. Адаия,б (в 1Пар 6.21 назван Иеафрай).
(покрытие) (Чис34.23)—отец (предок) Ханниила (см. Ханниил,а).
(Исх 25.7;28.4,6,8,12,15,27,28,31; 29.5; 39.2,5,7,18,22; Лев 8.7; Суд 8.27; 17.5;18.14,17,18,20; 1Ц 2.18,28; 14.3; 21.9; 22.18; 23.6,9; 30.7; 2Ц 6.14; Ос3.4)—верхняя одежда (накидка) священника, без рукавов, состоявшая из двух(передней и задней) половин, соединенных на плечах нарамниками (наплечниками).Ефод первосвященника делался из дорогой, золотом шитой ткани, как и наперсник.Ефод же священников делался из льняного полотна.
(вдвойнеплодоносный) (Ин 11.54)—город в уделе Ефремовом на северо-восток от Вефиля(по-видимому, он же во 2Пар 13.19 назван Ефрон).
(плодоносный)—а) (Быт 35.16,19; 48.7; Руф 1.2; 4.11; 1Ц 17.12; Пс 131.6; Мих5.2)—прежнее название Вифлеема (см. Вифлеем,а);
б) (1Пар 2.19,50; 4.4)—одна изжен Халева из колена Иудина (возможно, уроженка Вифлеема—Ефрафы).
(Руф 1.2;1Ц 1.1; 17.12)—уроженец Ефрафы (Вифлеема).
(вдвойнеплодоносный)—второй сын Иосифа, получивший большее благословение, чем егостарший брат Манассия. Является родоначальником колена Ефремова (см. коленаИзраилевы). Удел этому колену был дан в самом центре Ханаана, и в одном из егогородов (Силоме) была поставлена скиния, которая находилась там около 400 лет,до постройки храма Соломоном. Именем Ефрем иногда называется все северное(Израильское) царство, видимо, потому, что Самария, его столица, находилась вэтом уделе (Пс 77.67; Ис 7.9; 11.13; Иер 31.20; Иез 37.19; Ос 5.11-14; 6.10;7.1; 11.3,8,9,12; 12.1,8,14; Зах 9.10,13; 10.7).
(2Ц 18.6)—можнопредположить, что этот лес находился на севере удела Ефремова (Нав 17.15,18),но тогда в нем не могло произойти сражение, ибо перед сражением и Авессаломперешел Иордан (2Ц 17.24), и Давид был на восточной его стороне (в Галааде).Остается предположить, что это был лес, связанный с поражением ефремлян еще отИеффая (Суд 12.1-6).
(4Ц14.13; 2Пар 25.23; Неем 8.16; 12.39)—одни из ворот древнего Иерусалима в егосеверной стене. (См. ворота)
(двателенка)—а) (Быт 23.8,10,13,14,16,17; 25.9; 49.29,30; 50.13)—сын (потомок)Цохара, Хеттеянин, у которого Авраам купил пещеру на поле Махпела перед Мамре(то есть у Хеврона), в которой похоронил Сарру и в которой затем был похороненсам, а также позже были похоронены Ревекка, Лия и Иаков (Быт 49.31; 50.12-13);(См. Еммор)
б) (2Пар 13.19)—см. Ефраим.
(Нав15.9)—гора или горы (гористая местность) на границе уделов Иудина и Вениаминова,по-видимому, на восток или северо-восток от Иерусалима.
(2Ц15.19,21,22; 18.2,5,12)—верный Давиду слуга, пришедший с ним из Гефа(следовательно, служивший ему многие годы), поставленный Давидом над однойтретью войска.
(Иов 20.16; Ис59.5; Мф 3.7; 12.34; 23.33; Лк 3.7; Деян 28.3)—ядовитая змея, укус которойсмертелен.
(1Пар 7.7)—одиниз сыновей (потомков) Белы, сына Вениамина, глава поколения (см. также 1Пар8.3-5).
(переселение)(Мих 1.11)—см. Асил.
(1Пар 4.29)—см.Ацем.
(1Пар1.38,42)—аналог. Ана,б (в Быт 36.21,27,30 назван Эцер).
(Чис 33.35,36;Вт 2.8; 3Ц 9.26; 22.48; 2Пар 8.17; 20.36)—город несколько севернее устья нынешнегоАкабского залива Красного моря в земле Едом. В древности он был, очевидно,портом на побережье этого залива, причем так расположен, что корабли Хирама кнему могли дойти (2Пар 8.18) и разбиться, проходя мимо него (3Ц 22.48). Судя по2Пар 20.36 корабли отсюда могли плавать в Фарсис (см.). (См. Едом)
(поддержка) (Нав15.52)—аналог. Афека.
(муж Ваала)(1Пар 8.33; 9.39)—аналог. Авинадав,а. Ешбаал не погиб со своими братьями наГелвуе и был воцарен Авениром над Израилем после смерти Саула, но погиб от рукиубийц (во 2Ц 2.8; 3.8,11,14,15; 4.1,2,5,7,8,12 назван Иевосфей).
(понятливость)(1Пар 1.41)—один из сыновей (потомков) Дишона, сына Сеира (в Быт 36.26 назван Эшбан).
(насилие,подавление) (1Пар 8.39)—брат Ацела (следовательно, сын Елеасы), потомок Саула.
(Нав 15.33;19.41)—см. Естаол.
(Нав 15.50;21.14)—см. Естемоа.
(1Пар6.57)—см. Естемоа.
(1Пар4.11,12)—сын (потомок) Махира из колена Иудина.
(повиновение)(1Пар 4.19)—Маахатянин (см. Мааха,б), один из сыновей Годии (см. Годия,а).
(1Пар4.17)—см. Естемоа.