(Пс 9.1)—воригинале стоит: «по поводу мат лабен», что можно перевести как «на смерть сына».
(белый)—а) (Быт24.29,32,50; 25.20; 28.2,5; 29.5,10,13-16,19,21,22,24-26,28,29;30.25,27,31,34,36,40,42; 31.2,12,19,20,22,24-26,31,33,36,43,47-49,51,55;32.4)—сын Вафуила, одного из сыновей Нахора, брата Авраама; арамеянин, то естьжитель Месопотамии (города Харран, Быт 28.10); брат Ревекки, жены Исаака, иотец Лии и Рахили, жен Иакова;
б) (Вт 1.1)—по-видимому, однаиз стоянок израильтян, возможно, Ливна (см. Ливна,а). (См. Асироф)
(подавленный)(1Пар 4.2)—аналог. Ахум.
(Быт 37.25;43.11; 1Пар 9.29; Неем 13.5,9; Ис 60.6; Иер 6.20; Мф 2.11; От 18.13)—то же, чтоливан, ароматная смола (а также кусочки коры, содержащей эту смолу)светло-желтого цвета с острым пряным запахом и горькая на вкус, котораядобывалась из особых деревьев, произраставших раньше и в Аравии, и в восточнойАфрике, а ныне оставшихся только в Индии, и высоко ценившаяся на востоке вдревности. Является основной составной частью курений. Ладан был одним из даровволхвов родившемуся Иисусу (Мф 2.11), что символизировало, как полагают,признание в Нем истинного Бога (во многих местах в оригинале стоит просто«курение»). (См. ароматы)
(Исх 25.25; 3Ц7.26; 2Пар 4.5; Иез 40.43)—мера длины, равная примерно 8см. (См. меры)
(порядок) (1Пар4.21)—сын (потомок) Силома, сына Иудина, основатель или начальник Мареши.
(упорядоченный)—а) (1Пар 7.26)—сын Фахана и отец Аммиуда (см. Аммиуд,а) изколена Ефремова;
б) (1Пар 23.7; 26.21)—один изсыновей Гирсона, сына Левия, глава поколения (в Исх 6.17; Чис 3.18,21; 26.58;1Пар 6.17 назван Ливни). (См. Елиасаф,б)
(посвященный илипринадлежащий Богу) (Чис 3.24)—см. Елиасаф,б.
(евр.Елиезар—Божья помощь)—а) (Лк 16.20,23-25)—нищий, лежавший до самой своей смертиу дверей богача, который не обращал на него внимания, и о котором поведал вСвоей притче Христос. Имя его стало так популярно, что от него произошлоназвание больницы—лазарет (предназначавшейся первоначально для бедных);
б) (Ин 11.1,2,5,11,14,43;12.1,2,9,10,17)—житель Вифании, брат Марии и Марфы, в доме которых несколькораз бывал Иисус. Его Господь воскресил на четвертый день после его смерти, явивтем самым перед всем миром Свою неоспоримую власть над жизнью и смертью. Это былоодно из величайших чудес нашего Спасителя, после которого в Него уверовалимногие иудеи (Ин 11.45), а первосвященники и фарисеи окончательно положилиубить Его (Ин 11.53), а также и Лазаря (Ин 12.10).
(сильный, львуподобный)—а) (Суд 18.7,14,27,29)—см. Дан,а (в Нав 19.47 назван Ласем);
б) (Ис 10.30)—город в уделеВениаминовом близ Анафофа.
(1Ц 25.44; 2Ц3.15)—отец (предок) Фалтия из Галлима (находящегося, по-видимому, рядом сЛаисом, см. Лаис,б).
(Нав19.33)—пограничный город удела Неффалимова, по-видимому, в его северной части.
(завоевательили буйный человек)—а) (Быт 4.18,19,23,24)—сын Мафусала из потомков Каина, имевшийдвух жен, что является первым случаем многоженства, упомянутым в СвященномПисании; отец Иавала, родоначальника кочевых народов, Иувала, родоначальникавсех музыкантов и Тувалкаина, родоначальника мастеровых;
б) (Быт 5.25,26,28,30,31; 1Пар1.3; Лк 3.36)—сын Мафусала из потомков Сифа, отец Ноя, один из предков Иосифа вродословии Иисуса Христа.
—крошечныйсветильник, вешаемый перед иконами. Нужно признать, что во всех местах русскойБиблии это неудачный перевод. Семь чаш золотого светильника, установленного вскинии без окон, должны были ярко гореть, чтобы освещать все внутреннеепространство. В Иез 1.13 в других переводах стоит: «яркий факел», а в Дан 5.5:«большой светильник». И действительно, в царской зале во время пира вряд листавилась когда-либо скромная лампада, известная нам по православным храмам.
—щека.
(Вт 14.5; Иов39.1; Пс 28.9; 41.2; Пр 5.19; Песн 2.7; Иер 14.5)—одна из пород оленей.Отличается грациозностью осанки и легкостью бега. Шерсть ланей имеет пятнистуюокраску, рога у самцов широкие и плоские, самки—безрогие.
(Кол 2.1;4.13,15,16; От 1.11; 3.14)—город в Малой Азии в провинции Фригия. Был расположенна восток от Ефеса по соседству с Колоссами. Некогда богатый и красивый город,он был назван греками Диосполис, но позже был переименован Антиохом 2 в честьего жены в Лаодикию. В 1 в. в нем была община верующих, которой Господь черезап. Иоанна послал строгие предупреждения. Теперь город лежит в развалинах.
(факел) (Суд4.4)—муж пророчицы Деворы.
(Нав 19.47)—см.Лаис,а.
(Деян27.8)—город на юге острова Крит, который был некогда расположен восточнееХороших Пристаней и развалины которого были обнаружены в прошлом столетии.
(Нав10.3,5,23,31-35; 12.11; 15.39; 4Ц 14.19; 18.14,17; 19.8; 2Пар 11.9; 25.27;32.9; Неем 11.30; Ис 36.2; 37.8; Иер 34.7; Мих 1.13)—город в западной частиудела Иудина, позже—один из укрепленных городов Иудеи. Около 700 г. до РХСеннахирим по пути в Египет осадил его, но не взял. Позже Навуходоносорразрушил его, но затем он был снова восстановлен. Теперь это едва приметныеразвалины рядом с местечком Ум-Лакис к северо-востоку от Газы.
(Нав15.40)—аналог. Адифаим.
(1Пар20.5)—см. Голиаф.
(щель, трещина)(Быт 10.19)—город на юго-восток от Мертвого моря в месте, славившемся теплымиминеральными источниками и известном во времена римского владычества какКаллироэ (ср. Быт 36.24).
(Езд2.45)—аналог. Аккув,в (в Неем 7.48 назван Левана).
—величественное игрозное, сильное и неустрашимое хищное животное. С незапамятных временсчитается царем зверей. Львы в древности в изобилии водились в Палестине и поберегам Иордана. Их названия, которых было несколько, вошли в названия многихгородов и местностей. Со львом сравнивается колено Иудино (Быт 49.9) и весьИзраиль (Чис 24.9), Сам Господь Бог (Ис 31.4) и Иисус Христос (От 5.5). Сдругой стороны львам уподобляются лжепророки (Иез 22.25), сам диавол (1Пет 5.8)и его служители (Пс 34.17). В Писании упомянуты три человека, убившие львов:Самсон (Суд 14.6), Давид (1Ц 17.36) и Ванея (2Ц 23.20).
(Неем7.48)—см. Лебана.
(львицы) (Нав15.32)—см. Беф-Леваоф.
(Быт14.15; Нав 19.27; 3Ц 7.39; 4Ц 23.8; 2Пар 23.10)—означает северную сторону, таккак направление в древности определялось при расположении лицом к востоку. (См.также влево, налево, по левую сторону)
(Мф 10.3)—см.Иуда,л.
(изгибающийся, извивающийся) (Иов 3.8; 40.20; Пс 73.14; 103.26; Ис27.1)—огромное морское (водяное) чудовище, олицетворяющее собой все страшныеземные силы, которые обозначаются в других местах также словами: бегемот,дракон, змей, крокодил (ср. Иез 32.2).
(привязанность)—а) третий сын Иакова (Израиля) от Лии (Быт 29.34),родоначальник левитов (см.), колена Левиина (см. колена Израилевы). ЖестокостьСимеона и Левия в отношении Сихема (Быт 34) сильно смутила Израиля и он проклялее. Его пророчество о них (Быт 49.7) скоро сбылось—удел Симеона был растворен вИуде, а левиты рассеяны по всем коленам. Левий имел трех сыновей: Гирсона,Каафа и Мерари, явившихся родоначальниками отдельных племен левитов, и дочьИохаведу, ставшую женой Амрама, сына Каафа, и родившую Аарона и Моисея (Исх6.16,18,20). Левий умер в возрасте 137 лет;
б) (Мк 2.14; Лк 5.27,29)—сынАлфея, один из двенадцати Апостолов Христовых (в Мф 9.9 назван Матфей);
в) (Лк 3.24,29)—аналог. Авиуд,г(два).
—третьякнига Моисеева Пятикнижия (см.) и Библии (см.). Название книги дано 70 переводчиками(в еврейском тексте она называется первыми словами книги: «И воззвал»). Книгапосвящена описанию левитского служения, хотя слово «левиты» в ней встречаетсятолько однажды (Лев 25.32-33), а во всех остальных местах говорится освященниках. Основная тема книги—искупление, изложенное в описаниях жертвоприношений,в освящении и очищении, которые являются «тенью будущих благ» (Евр 10.1), «ибобез пролития крови не бывает прощения» (Евр 9.22). Жертвоприношения, как видноиз Лев 1.2; 2.1; 3.1 были известны израильскому народу, но закон упорядочил их,подготавливая народ к восприятию грядущего Искупителя (Гал 3.24). Пониманиеизложенного в книге Левит делает возможным более ясное понимание Послания ап.Павла к Евреям.
—строго говоря,это все потомки Левия, но Писание постоянно исключает из их числа священников иговорит: «священники и левиты» (и даже: «и сыны Левия»—Езд 8.15). Они одниоказались верными Моисею, Господними, когда возник первый бунт идолопоклонствав стане (Исх 32.26) и с того дня посвятили руки свои Господу (Исх 32.29). Вдальнейшем были периоды, когда левитское служение почти полностьюпрекращалось—во времена судей и после разделения царств, но когда восставалблагочестивый царь и возобновлялось богослужение в храме, они приходили на егопризыв. Левиты были призваны на служение Богу взамен всех первенцев Израиля(Чис 3.5,9,11-13). Левиты были обязаны по закону служить от 20 (25 или 30) летдо 50 лет (Чис 4.3; 8.24-25; 1Пар 23.3,24,27; 2Пар 31.17; Езд 3.8), исполняявсе работы в скинии, а затем—в храме. На них лежала также обязанностьотправлять некоторые гражданские обязанности (1Пар 26.29,32; 2Пар 19.11) иучить народ (2Пар 17.8-9; 35.3а). В Писании упомянуты два исчисления левитов.Первое было сделано у Синая и в нем было исчислено 22000 левитов (Чис 3.15,39)(сумма по родам составляет 22300, Чис 3.22,28,34). Второе исчисление былосделано в конце путешествия по пустыне и в него вошло 23000 левитов (Чис26.62,64). В обоих случаях исчислялись все потомки Левия мужского пола отодного месяца и выше. При этом во втором исчислении не оказалось ни одного изисчисленных в первом исчислении, следовательно, среди них не было ни одногостарше 40 лет. Содержание левитов складывалось из десятин, приносимых народомот всякого труда, из которых они в свою очередь отделяли десятину в пользусвященников (Чис 18.21,24,26-28). В Новом Завете о левитах упоминается только вследующих четырех местах: Лк 10.32; Ин 1.19; Деян 4.36; Евр 7.11. На приведеннойсхеме показаны основные потомки Левия, ставшие главами священнических илевитских поколений (см. также схемы к словам Елеазар и Ифамар и Приложение 8).(См. первосвященник, священник)
Левий
Гирсон, Кааф, Мерари главы родов
левитов
Ливни Амрам, Ицгар Махли, Муши главы поко-
ленийлевитов
Аарон, Моисей
Елеазар, Ифамар главыродов
священников
1Пар6.17,20- 1Пар 6.33-38 1Пар 6.44-47
21,39-43
священники
Самуил
Асаф Садок Авиасаф Еман Ефан (время Давида)
(ладан,фимиам) (Суд 21.19)—город в уделе Ефремовом севернее Силома (ныне селениеЛуббан).
(Быт 10.13;1Пар 1.11)—сын Мицраима, сына Хама, родоначальник племен, населявших в древноститерриторию Египта и Ливии.
(Мф 26.53; Мк5.9,15; Лк 8.30)—выражение великого множества, огромного количества. В римскойармии легионом называлось очень большое по тем временам воинское соединение, вкоторое входило более 6000 пеших воинов и до 1000 конных. Для сравнениявспомним, что Александр Македонский вторгся в Малую Азию и начал победоносныйпоход по всем странам востока, имея армию всего в 30000 воинов.
(посвященныйБогу) (Пр 31.1,4)—значение слова в оригинале не ясно.
—был известен людямиздревле и им всегда особенно славился Египет (Ис 19.9). Обнаруживаемые в саркофагахполотна из льна поражают тонкостью и высоким качеством выделки. Лен былизвестен издавна и в Палестине (Нав 2.6). Его утрата считалась большимбедствием (Ос 2.9). Из льняного полотна делалась одежда для священников (Лев6.10) и простого народа (Лев 13.47). Белая, чистая льняная одежда являетсясимволом святости (От 15.6; 19.8,14). (См. виссон)
—самое простоехлебное изделие. В определенных случаях лепешки делались пресными (Лев 2.4), номогли быть и сдобными, то есть отличными от простого хлеба (3Ц 14.3; Ос 3.1).
(Мк 12.42; Лк21.2)—самая мелкая медная монета, равная 1/120 динария. (См. деньги)
(Лев11.30)—небольшая липкая и ядовитая ящерица.
(Быт25.3)—аналог. Ашурим.
—а) (челюсть)(Суд 15.9,14,19)—город или место в гористой (западной) части Иудеи (точное положениене известно);
б) (ссылка) (1Пар 4.21)—городили место в Иудее (возможно, предыдущее, хотя в оригинале имеет иное написание).
(Ис 34.14)—вбольшинстве переводов здесь стоит: «чудовище», но еврейские слово «лилит» можетозначать, как полагают, и «призрак». (См. также косматые)
(Быт25.3)—аналог. Ашурим.
(1Тим 6.20)—в оригинале: «ложное знание».
—выдающийсебя за пророка и старающийся выглядеть и действовать как пророк (см.), либодействительно имеющий дар пророчества, но действующий по своей воле или расчету(как Валаам). Лжепророки могут явить и великие знамения, но их следуетопасаться (Мф 7.15; 24.11,24).
(1Тим4.2)—лжец.
(Мф 24.24;Мк 13.22)—самозванцы, выдающие себя за Христа или Мессию. Это пророчество Господаскоро начало сбываться. Во 2 в. пришел Баркохба и поднял мятеж против римлян,выдавая себя за Мессию. Это стоило иудейскому народу более полумиллиона жизней,полного разрушения Иерусалима (см.) и даже его переименования. Затем появилисьи другие, перечень которых желающий может посмотреть в Библейском словареЭ.Нюстрема.
(Деян6.9)—захваченные и порабощенные римлянами иудеи, которым позже была дарованасвобода. Многие из них были переселены в Африку и другие страны, а частьвернулась в Иудею. Имели свою синагогу в Иерусалиме.
(белый)—горнаястрана на севере Палестины, состоящая из цепи гор, протянувшейся вдоль побережьяСредиземного моря более, чем на 150км (собственно Ливан), и другой цепи, параллельнойпервой (называемой Антиливан или Ермон), на восточной стороне которой расположенДамаск. Между горными хребтами простирается Ливанская долина. С одного изсклонов Ермона берет свое начало Иордан. Ливан в древности был покрыт кедровымии кипарисовыми лесами, славился множеством диких зверей. Некоторые его вершиныкруглый год покрыты снегом. Ливан является северной границей обетованной земли.
(Исх 30.34; Лев2.1,2,16; 24.7; Чис 5.15; Иер 41.5)—см. ладан.
(Нав 11.17; 12.7)—долина между горными хребтами Ливан и антиливан. (См. долины,Ливан)
(2Пар 12.3;16.8; Иер 46.9; Иез 27.10; 30.5; 38.5; Дан 11.43; Наум 3.9; Деян 2.10)—странана севере Африки западнее Египта (с главным городом Киринея). В древностисловом Ливия часто обозначалась вся северная Африка, за исключением Египта.Название Ливия произошло, как полагают, от имени сына Мицраима Легавим, потомкикоторого населяли земли на севере Африки. (См. Пула, Фут, Хуб)
(белизна)—а)(Чис 33.20,21)- аналог. Алуш; (См. Лаван,б)
б) (Нав 10.29,31,32,39; 12.15;15.42; 21.13; 4Ц 8.22; 19.8; 23.31; 24.18; 1Пар 6.57; 2Пар 21.10; Ис 37.9; Иер52.1)—древней и хорошо укрепленный ханаанский город, взятый И.Навиным иотданный колену Иудину. Позже стал священническим городом. Расположен взападной, равнинной части Иудеи восточнее Азота.
(светлый,белый)—а) (Исх 6.17; Чис 3.18,21; 26.58; 1Пар 6.17)—см. Лаедан,б;
б) (1Пар 6.29)—левит из родаМерари, один из предков Асаии. (См. Кис,в)
(Езд 2.33; Деян9.32,35,38)—город недалеко от Иоппии, называемый греками Диосполис, нынешнееселение Луд (в 1Пар 8.12; Неем 7.37; 11.35 назван Лод). Находится вне уделаВениаминова.
—а) (Иер 46.9;Иез 27.10; 30.5)—территория в Африке по соседству с Египтом, отождествляемая внекоторых местах с Ливией. Она была населена потомками Лудима, славящимися какхорошие воины. Не имеет ничего общего с Лидией в Малой Азии—богатым имогущественным царством, особенно во времена Креза, который был побежден Киром(в Ис 66.19 Лидия в Африке названа Луда);
б) (Деян 16.14,40)—уроженкаФиатир (в Лидии, Малая Азия), жительница Филипп. По-видимому, она когда-тообратилась в иудаизм, а затем, через проповедь ап. Павла, уверовала во Христа.
(Ис 52.14)—лицо,внешний вид.
(Деян14.6,11)—внутренняя провинция Малой Азии с главным городом Икония, населеннаялюдьми со смешанным греко-сирийским диалектом.
(Исх 15.20; Суд11.34; Пс 149.3; 150.4; Лк 15.25)—радостные восклицания и пляски(отсюда—ликовать). В древности благодарение Богу часто сопровождалось танцем,скаканием (ср. 2Ц 6.14). (См. музыка)
(Деян27.5)—провинция в юго-западной части Малой Азии на берегу Средиземного моря с городамиМиры и Патара.
(1Пар7.19)—аналог. Аниам.
—растение сбольшими круглыми и колоколообразными цветами, часто с приятным запахом. Особеннопрекрасны белые лилии, широко распространенные в Палестине (Мф 6.28-29).
(2Тим4.21)—христианин в Риме, от которого ап. Павел передает привет Тимофею. Посвидетельству Иринея он был первым епископом в Риме. За ним последовал Анаклет,а потом Климент Римский.
(Лк3.1)—правитель Авилинеи (см. четвертовластник).
—см. КлавдийЛисий.
—известное хитроеи проворное хищное животное из породы псовых. Этим словом в некоторых местах(Суд 15.4; Пс 62.11) названы, по-видимому, шакалы (см.).
(Деян 14.6,8,21; 16.1,2; 2Тим 3.11)—город в Ликаонии, провинции Малой Азии. Вэтом городе слушатели ап. Павла вначале приняли его за бога (Ермия, то естьМеркурия), а вскоре за этим побили камнями. Ныне его местоположениеопределяется среди развалин на юг от Иконии.
(Ин19.39)—греческая мера веса, равная 0,34 кг. (См. вес)
(Ин 19.13)—см.Гаввафа.
(Неем 5.7; Пр28.8; Иез 18.8,13,17; 22.12)—прибыль, рост или проценты, получаемые за данныйзаем или оказанные услуги. (См. рост)
(Пр 29.13;1Кор 5.10,11; 6.10)—берущий подарки или проценты (лихву) за ссужаемые деньги.
(Мк7.22)—требование и взимание процентов с ссуды, вымогание подарков, взяток.
—человекоугодничество,предпочтение одного лица другому в зависимости от личной выгоды (Иак 2.9; Иуд16).
(дикая корова)(Быт 29.16,17,23-25,30-32; 30.9-14,16-20; 31.4,14,33; 33.1,7; 34.1; 46.15,18;49.31; Руф 4.11)—старшая дочь Лавана и первая из двух жен Иакова, на которой онвынужден был жениться, стремясь получить Рахиль, которую любил. Слабая глазами,менее любимая, она родила Иакову шесть сыновей (в том числе Левия и Иуду) идочь Дину. Из семидесяти человек, пришедших с Иаковом в Египет (Быт 46.27),половина была ее потомки (Быт 46.15). Лия, будучи дочерью Лавана, братаРевекки, матери Иакова, приходилась ему (как и Рахиль) двоюродной сестрой.
(не Мой народ)(Ос 1.9)—имя второго сына пророка Осии, имевшее символическое значение.
—целование.(См. поцелуй)
(Быт49.27)—пойманная дичь, добыча.
(Лев14.10,12,15,21,24)—мера жидких тел, равная примерно 0.3л. (См. меры)
(1Пар 8.12; Неем7.37; 11.35)—см. Лидда.
(2Ц17.27)—см. Давир,б.
(2Ц9.4,5)—см. Давир,б.
—постель (Иов7.13; Ам 3.12), от простой подстилки (одежды), до постели из слоновой кости (Ам6.4). Ложа на востоке в древности были низкими и устраивались обычно вдоль стенпомещения, в то время как в середине мог быть низкий же стол для еды.
(Исх 13.2,12;34.19; Чис 3.12; 8.16; 18.15; Лк 2.23)—матка, утроба, чрево матери—место, гдезарождается и созревает плод (ср. Иер 20.17; Рим 4.19).
—основной ствол(гибкий стебель) виноградного дерева, несущий на себе ветви (Ин 15.5).
(2Тим1.5)—бабка Тимофея, в которой пребывала «нелицемерная вера».
—древняя мерадлины, равная примерно 0.5м. (См. меры)
—это слово водних местах имеет значения ложа, вместилища (Вт 13.6; 2Ц 12.8; Мих 7.5; Лк16.22,23; см. Иафет), а в других—колен и груди, охвата, объятий человека (Чис5.21; Плач 2.12; Лк 6.38).
(Ис 30.24; Мф3.12; Лк 3.17)—имеется в виду инструмент для веяния зерна (см. веять,б).
(непомилованная) (Ос 1.6)—символическое имя, данное пророком Осией своей дочерипо повелению Божию.
(Быт 11.27,31;12.4,5; 13.1,5,7,8,10-12,14; 14.12,16; 19.1,5,6,9,10,12,14,15,18, 23,26,30,36;Вт 2.9,19; Пс 82.9; Лк 17.28,29,32; 2Пет 2.7)—сын Арана, брата Авраама,вышедший вместе с Авраамом из Ура и странствовавший долгое время вместе с ним,но позже отделившийся от него с большим богатством и поселившийся в Содоме. Лотоставался праведным в душе и мучился окружавшей его жизнью. Был спасен изСодома Ангелами.
(Быт36.20,22,29; 1Пар 1.38,39)—аналог. Ана,б.
—поднос, блюдо,в которое собирался снимаемый щипцами нагар со светильников (Исх 25.38; 3Ц7.50).
(чародей) (Неем10.24)—аналог. Азур,а. (См. Галлохеш)
(3Ц 18.5; 4Ц5.17; Езд 2.66; Пс 31.9; Иез 27.14; Зах 14.15)—то же, что мул, помесь осла(самца) и лошади (кобылы). Крепкое и выносливое животное, неприхотливое в пищеи уходе, употребляемое на востоке (и до сего дня) для перевозки тяжестей иезды. Не способен к размножению (как искусственно получаемое животное).Смешение различных пород животных было запрещено законом (Лев 19.19), поэтомуевреи получали лошаков, по-видимому, из других стран (ср. 3Ц 10.25). До времениДавида они в Писании не упоминаются.
(Быт 10.22; 1Пар1.17)—один из сыновей Сима, сына Ноя, как полагают, родоначальник племен,населявших Лидию в Малой Азии.
(Ис 66.19)—см.Лидия,а.
(Быт 10.13;1Пар 1.11)—сын Мицраима, сына Хама, родоначальник одного из племен, населявшихсеверную Африку. (См. Лидия,а)
(миндальноедерево)—а) (Быт 28.19; 35.6; 48.3; Нав 16.2; 18.13; Суд 1.23)—прежнее названиеВефиля (оно сохранилось, по-видимому, для какого-то соседнего места—см. Нав16.2);
б) (Суд 1.26)—другой город,построенный жителями первого (положение не известно). (См. Хеттеи)
—а) как оружие вдревности имел исключительно важное значение и делался из дерева, рога илиметалла (Пс 17.35). Натягивать лук и стрелять из него требовало большой силы(2Ц 22.35), поэтому хорошие стрелки из лука славились высоко. У евреевотличались вениамитяне (1Пар 8.40; 12.2), у язычников—мидяне (Ис 13.18), лидяне(Иер 46.9). Во 2Ц 1.18 луком названа плачевная песнь о Сауле и Ионафане (внекоторых других переводах—песня лука);
б) (Чис 11.5)—известный всемовощ. Египетский лук, как пишут историки, был особенно вкусен.
(сокр. от греч.Луканус) (Кол 4.14; 2Тим 4.10; Флм 1.23)—уроженец Антиохии (по свидетельствуЕвсевия и Иеронима), врач, прекрасно образованный человек (судя по стилю егоязыка), евангелист и автор исторической книги Нового Завета—Деяния СвятыхАпостолов. Верный сотрудник ап. Павла, единственный не еврей из авторов книгнового Завета, он впервые косвенно упоминает о себе в Деян 16.10. Послеописанных здесь событий он, видимо, остался некоторое время в Филиппах, нопозже окончательно присоединился к ап. Павлу (Деян 20.5) и больше его неоставлял. Полагают, что Евангелие и книгу Деяний Лука начал писать в Кесарии,где он был два года с ап. Павлом, а закончил их в Риме. О его дальнейшейжизни ничего не известно.
(Мф 5.37;6.13; 13.19,38; Лк 11.4; 1Ин 2.13,14; 3.12; 5.18; Еф 6.16; 2Фес3.3)—олицетворение зла (в указанных местах в оригинале стоит то же слово, что ив Ин 17.15). (См. сатана)
—третьеиз синоптических Евангелий (см.), третья книга Нового Завета (см. Библия).Написано евангелистом Лукой, как полагают, около 60 г. по РХ во времяпребывания ап. Павла (руководителя и наставника Луки) в Кесарии. Евангелиенаписано очень хорошим греческим языком, прекрасным стилем и многими считаетсялучшей книгой, когда-либо написанной в мире. В отличие от первых двух Евангелийи в дополнение к ним в Евангелии от Луки приведены рассказы о рождении ИоаннаКрестителя, о римской переписи населения, дополнительные детали о рожденииСпасителя и Его отрочестве; рассказы о видении пастухов, о Закхее, о разбойникена кресте и об Еммаусских путниках, а также множество притч (см.), средикоторых: о милосердном Самарянине, о блудном сыне, о богаче и Лазаре, онеправедном судье, о мытаре и фарисее. Евангелие от Луки повествует также онекоторых чудесах (см.), совершенных Господом, и не записанных в другихЕвангелиях: о лове рыбы, о воскрешении сына Наинской вдовы, об исцеленияхскорченной женщины, десяти прокаженных и раба первосвященника Малха. Это Евангелиерисует нам с особенной силой Истинного Человека в нашем Господе Иисусе Христе.
(Мф4.24)—имеется в виду, по-видимому, род эпилептической болезни (ср. Мф 17.15). Вдревности считалось, что луна имеет вредное влияние (Пс 120.6).
(Ис3.18)—украшение в виде полумесяца, использовавшееся в шейном ожерелье. (См. украшения)
(Ис 15.5; Иер48.5)—моавитский город на восток от Мертвого моря, надо полагать, в горах.
—а) (Деян13.1)—Киринеянин, один из пророков и учителей Антиохийской церкви;
б) (Рим 16.21)—родственник ап.Павла, от которого он передает приветствие римским верующим (возможно,предыдущий).
—это основаНового (то есть высшего и окончательного) Завета, заключенного Богом с людьми вСыне Своем, нашем Господе и Спасителе Иисусе Христе, отдавшем за нас Свою жизнь(Ин 15.13). В Моисеевом законе, как и во многих иных религиях, главнымсчитается делание добра, исполнение заповедей. Но дух Нового Завета качественноиной—любовь, которая выше закона (Гал 5.22-23). Хотя закон и пророки утверждаютсяна заповедях, основанных на любви к Богу и ближнему (Мф 22.36-40), совершеннаялюбовь совершенным образом открылась лишь в Иисусе Христе (Ин 3.16; 1Ин 4.9-10;Рим 5.8). Бог и любовь тождественны (1Ин 4.8,16; 1Кор 13.13). И те, кто Божии,пребывают в этой святой любви (1Ин 4.7,11-12).
Для обозначения любви вгреческом языке есть три слова: эрос (чувственная любовь), филия (любительство,как например, в слове философия—любовь к мудрости) и агапе (высшая, духовнаялюбовь). Хотя в русском языке для обозначения любви есть только одно слово,очевидно, есть те же три ее разновидности. Но первые две ничтожны в сравнении споследней, ибо первые две—человеческие, и только последняя—Божественная.
—болееширокое понятие, чем прелюбодеяние (нарушение супружеской верности), ибовключает в себя всякое действие, связанное с похотью. Поэтому оно находится вчисле самых отвратительных дел (От 21.8; 22.15).
(Флп1.15,16; 2.3)—излишнее, искусственное старание, стремление выделиться.
(2Пет2.14)—любодейное устремление, похоть.
(Лк12.15; 2Пет 2.3,14; Еф 5.3,5; Кол 3.5)—жадность, страсть к обогащению, котораяравноценна идолослужению (ср. 1Тим 6.9).
(Иов15.27)—ляжки, бока или вообще все члены тела (ср. Вт 32.15).