насл`едие (насл`едник, насл`едство)
нач`атков ж`атвы пшен`ицы пр`аздник
(приятность,миловидность) (1Пар 4.15)—аналог. Ила,в.
(красивая,миловидная) (3Ц 14.21,31; 2Пар 12.13)—Аммонитянка, мать Ровоама.
(приятный)—а)(Быт 46.21; Чис 26.40; 1Пар 8.4)—аналог. Авиуд,в;
б) (1Пар 8.7)—аналог. Ахия,е.
(Иов 2.11;11.1; 20.1; 42.9)—прозвище Софара, по-видимому, по названию места его рожденияили жительства в Аравии.
(девица) (1Пар4.5)—одна из жен Ахшура.
(1Пар11.37)—сын (потомок) Езбая, один из главных воинов Давида (во 2Ц 23.35 названПаарай).
(девичий)(1Пар 7.28)—город удела Ефремова на восток от Вефиля и, по-видимому, недалекоот Иерихона (в Нав 16.7 назван Наараф).
(девичий) (Нав16.7)—см. Нааран.
(змей)—а) (1Ц11.1,2,10; 12.12)—царь аммонитский, захвативший (по Иосифу Флавию) многие землив Галааде и везде выкалывавший правый глаз пленникам, чтобы сделать их неспособнымик войне;
б) (2Ц 10.2; 1Пар 19.1,2)—отецАннона, царь аммонитский, сделавший некую услугу Давиду (он не может бытьтождествен с предыдущим, как думают некоторые, ибо между ними более 40 лет и,кроме того, первый погиб, как свидетельствует Иосиф Флавий, в битве с Саулом);
в) (2Ц 17.25)—отец Авигеи (иСаруи?), сводной сестры Давида (некоторые полагают, это может быть имя второйжены Иессея, но, возможно также, это другое имя самого Иессея, см.);
г) (2Ц 17.27)—отец (предок)Сови из Раввы Аммонитской (возможно, упомянутый выше в пункте «б»);
д) (1Пар 4.12)—город уделаИудина.
(зловещий,угрожающий) (Исх 6.23; Чис 1.7; 2.3; 7.12,17; 10.4; Руф 4.20; 1Пар 2.10,11; Мф1.4; Лк 3.32)—сын (потомок) Аминадава, главный в колене Иудином при исчисленииизраильтян в пустыне Синайской, брат Елисаветы, жены Аарона, предок Иосифа вродословии Иисуса Христа.
(Деян 2.5;13.50; 17.22)—благоговейное состояние страха и почитания божественной, высшейсилы, пусть то единого Бога или мнимых богов.
(рыба) (Исх3.11)—см. Нон.
(Быт 25.13;28.9; 36.3; 1Пар 1.29; Ис 60.7)—аналог. Адбеел (см. Села).
(безумный,глупый) (1Ц 25.3-5,9,10,14,19,22,25,26,34,36-39; 27.3; 30.5; 2Ц 2.2;3.3)—богатый, но неразумный и грубый человек из Маона, муж Авигеи, котораявпоследствии стала женой Давида.
—а) отец(предок) Иеровоама (см. Иеровоам,а);
б) (3Ц 14.20; 15.25,27,31)—сыни наследник Иеровоама (см. Иеровоам,а), царствовавший над Израилем два года иходивший во всех грехах своего отца. Был убит Ваасой, который избил и весь дом Иеровоама.
(жилище,обиталище) (2Ц 19.18,19,22,23; 20.1)—место близ Рамы или в самой Раме, где, какполагают, была школа пророков.
(2Ц19.22)—клеветник, доносчик, противник (в еврейском тексте—сатана, см.).
(Исх 33.11; Чис11.28; 13.9,17; 14.6; 32.12,28; 34.17; Нав 1.1; 14.1; 21.1; Неем 8.17)—прозвищеИисуса (см. Иисус,б), происшедшее от Нав—имени его отца. В других переводахстоит Иисус, сын Нава.
—шестаякнига Ветхого Завета, первая после Моисеева Пятикнижия (см. Библия). Повествуето переходе народа Божия через Иордан, завоевании Ханаанской земли и о разделеее между коленами. Книга, как полагают, была частью написана самим И.Навиным, ачастью—кем-то после него. Книга показывает огромный авторитет И.Навина средиизраильского народа, его абсолютное бесстрашие перед врагом и полнуюпреданность Богу.
(Неем 2.13; 3.13,14; 12.31)—ворота в юго-восточной части стены древнего Иерусалима.(См. ворота, Харшив)
(1Ц 17.7; 2Ц21.19; 1Пар 11.23; 20.5)—задний вал ткацкого станка, на который навита основа(собственно, эта навивка, навой).
(Нево спасменя) (Иер 39.13)—начальник евнухов царя Навуходоносора.
(Нево далпотомков) (4Ц 25.8,20; Иер 39.10.11,13; 40.1,5; 41.10; 43.6; 52.12,15,26,26,30)—военачальникНавуходоносора, сжегший Иерусалим и храм в 586 г. до РХ и уведший в пленбольшую часть жителей города. Позже он приходил еще раз и увел в плен еще частьнарода. По приказу Навуходоносора он оказал милость и защиту пророку Иеремии.
(3Ц21.1-4,6-9,12-16,18,19; 4Ц 9.21,25,26)—житель Изрееля, имевший наследственныйвиноградник по соседству с дворцом Ахава. По наущению Иезавели был оклеветан ипобит камнями.
(Нево—защитник границ, или Нево—царь)—Халдеянин (Езд 5.12), великий царь Вавилонский.Его отец Набопаласар, отделившись от Ассирии, правил в Вавилоне с 625 г. до 605 г. до РХ. Еще при жизниотца Навуходоносор во главе его войск разбил армию египетского царя Нехао приКархамисе (Иер 46.2). После этого он взял Иерусалим, сделал Иоакима данником, анекоторых иудеев (в том числе Даниила) пленил (Дан 1.1-4). В этот раз (606 г. до РХ) Иерусалим ихрам не подверглись разрушению, видимо, только потому, что Навуходоносор долженбыл спешить в Вавилон для занятия престола после смерти отца. Носемидесятилетний плен иудеев начался в этот год. Иоаким, по-видимому, возмутилсяпротив Навуходоносора и был отведен в Вавилон (2Пар 36.9-10), а вместо него былпосажен на престол Седекия, его дядя. Этот вел себя первое время послушно идаже ездил в Вавилон (Иер 51.59), но на девятом году решил отложиться и за этовеликое опустошение пришло на Иерусалим (4Ц 24.20—25.9). В 586 г. до РХ город и храмбыли разрушены и сожжены. В этот же период Навуходоносор осаждал долгое времяТир, но безуспешно (Иер 29.18) и совершил несколько набегов на Египет.Навуходоносор известен в истории также как строитель многих роскошных храмов,дворцов, каналов. О своем безумии, случившемся в конце его царствования(605-561 гг. до РХ), он сам вскользь упоминает в так называемой «Вавилонскойнадписи». После его смерти ему наследовал его сын Евил-Меродах, но Вавилон ужебольше никогда не имел прежнего могущества. Священное Писание называетНавуходоносора «рабом» Божиим (Иер 25.9), руками которого Бог покарал Свойнарод за непослушание, отправив его в плен на 70 лет (Иер 25.11). (См. Вавилон)
(пастбище)(Нав 19.15; 21.35)—левитский город удела Завулонова на запад от Назарета (в Суд1.30 назван Наглол) (не совпадает с 1Пар 6.77).
(1Пар11.32)—см. Гааш.
(ручейБожий) (Чис 21.19)—один из станов израильтян в пустыне на восток от Мертвогоморя, по-видимому, недалеко от Арнона.
(Лк3.25)—аналог. Авиуд,г.
(Суд 1.30)—см.Нагалал.
—а) (Исх 6.23;24.1,9; Лев 10.1; Чис 3.2,4; 26.60,61; 1Пар 6.3; 24.1,2)—аналог. Авиуд,а;
б) (1Пар 2.28,30)—аналог.Авишур;
в) (1Пар 5.19)—см. Кедма;
г) (1Пар 8.30; 9.36)—аналог.Авдон.г.
(приятный) (Нав15.41)—аналог. Адифаим.
(Ис16.14; 21.16)—строго отсчитанный год, как по договору с наемником.
(Мф 2.23а;4.13; 21.11; Мк 1.9; Лк 1.26; 2.4,51; Ин 1.45,46; Деян 10.38)—небольшой городок(ныне Эль-Назира), расположенный на склоне живописного холма на запад от горыФавор. В этом городе был дом Иосифа из колена Иудина, мужа Марии, материИисуса, в котором Господь провел 30 лет Своей земной жизни до выхода наслужение. Некоторые связывают название этого города с еврейским словом«незер»—отрасль, отпрыск или посвящение (Ис 4.2; 11.1; 53.1), которое означаеттакже диадиму на кидаре первосвященника.
(Мк 1.24;14.67; Лк 4.34; 24.19)—прозвище Иисуса, под которым Он был известен в народе.
(отделенный,посвященный) (Чис 6.2,4,5,6,8,9,12,13,18-21; Суд 13.5; 16.17; Ам 2.11)—человек,полностью посвященный Богу, по добровольному обету и на определенное время илиот самого рождения, как Самсон, Самуил и Иоанн Креститель. Назорей по закону недолжен был стричь волос, пить вина и прикасаться к мертвому телу в течениевсего времени назорейства.
(Мф 2.23б; Мк10.47; Лк 18.37; Ин 18.5,7; 19.19; Деян 2.22; 3.6; 4.10; 6.14; 22.8; 24.5;26.9)—неточность перевода на русский язык, ибо Иисус не был назореем по буквезакона, как и Сам об этом свидетельствовал (Мф 11.18-19). В оригиналевезде—Иисус из Назарета (или Назаренин).
(Лк7.11)—небольшой город на юг от Фавора и Назарета, носящий доныне прежнее название.
(Быт 13.9; 3Ц7.21,31; 4Ц 23.8; Иов 23.9; Ис 54.3; Иез 21.16)—на север, в северномнаправлении. В древности направление по сторонам света определялось так:восход, заход, налево, направо—последние два при расположении лицом к востоку(восходу). В Быт 24.49, по-видимому, это слово не имеет географического смысла.(См. также влево, левая сторона, по левую сторону, слева)
—в ВетхомЗавете упоминается довольно часто. Наложниц имели Авраам, Иаков, Халев, Гедеон,Саул, Давид, Соломон... Наложницы не равнялись женам и их дети не былинаследниками, но закон защищал и их права (Исх 21.7-11; Вт 21.10-14). В Быт36.12 сын наложницы считался сыном жены Исава Ады.
(3Ц 19.16;4Ц 9.2,14,20)—отец (предок) Ииуя, царя израильского.
—а) (Исх25.7; 28.4,15,22,23,26,28-30; 35.9; 39.8,15,19,21; Лев 8.8)—нагрудное украшениепервосвященника из двенадцати различных драгоценных камней, на которых былинаписаны имена всех колен Израилевых, расположенных на основе из драгоценнойткани, аналогичной ефоду, для ношения их у сердца и для памятования пред Богом;
б) (Иов 19.19)—задушевный друг,любимец и доверенное лицо.
(Быт 13.9; 1Ц23.19,24; 26.1,3; 2Ц 24.5; 3Ц 7.21,39; 4Ц 23.13; 2Пар 4.10; Иов 23.9; Ис 54.3;Иез 21.16)—в южном направлении, на юг (ср. налево). (См. также вправо, поправую сторону, правая сторона, справа)
(Исх28.7,12,25; 39,4,7,18,20)—часть ефода, лежащая на каждом плече, на которойукреплялся полированный камень (оникс) с шестью выгравированными именами колен.
(Песн 1.11;4.13,14; Мк 14.3; Ин 12.3)—травянистое растение семейства валериановых, произрастающеев горах Индии. Из него выжималось драгоценное ароматное масло для приготовлениямира. (См. ароматы)
(Лев 19.38; Вт14.1)—искусственные раны на теле, уколы и татуировка, распространенные средиязыческих народов, окружавших израильтян (ср. 3Ц 18.28). Закон запрещалнаносить такие знаки на тело.
(желтыйнарцисс) (Рим 16.11)—римлянин, в семье которого, очевидно, не все были истинноверующие.
—сообществолюдей, связанных общим происхождением, общим делом или общей верой. В этойсреде проявляет себя каждый отдельный человек. В мире люди держатся своегонарода, как и своих богов, называя это патриотизмом и гражданственностью.Такими же цивилизованный мир хочет видеть и верующих. Но невозможнопринадлежать одновременно к разным народам, как невозможно служить Богу, служамаммоне (Мф 6.24). До возмужания Христос был послушен Иосифу и Марии (Лк 2.51),но выйдя на служение, Он никогда не вспоминал Свою семью, не восхвалял Своюмать и не превозносил израильский народ, из которого родился по плоти, и неназывал его Своим. Своими Он называл только тех, кто исполняет волю Отца ЕгоНебесного (Мф 12.48-50, ср. Ос 1-2). Об этом различии и отделении (Чис 23.9; Пс44.11) следует постоянно помнить истинно верующим и не смущаться непониманием(Мф 10.36-39; 2Тим 3.12). (См. также земля)
—народы,населявшие обетованную (Ханаанскую) землю, потомки Ханаана (Быт 10.15-18). ВПисании им дано название «семь народов» (Вт 7.1; Деян 13.19), хотя их по количествубыло больше (см. Приложение 7, ср. Вт 20.16-17). Из сравнения Нав 19.7 и 2Ц21.2 можно заключить, что Евеи и Аморреи были одним и тем же народом. Рефаимыназывались также Замзумимами (Вт 2.20) и Емимами (Вт 2.10-11) в тех местах, гдеих покорили аммонитяне и моавитяне. В земле Сеир до захвата ее потомками Исаважили Хорреи (Вт 2.12).
(1Ц 5.6,9,12;6.4,5,11,17)—опухоль или геморроидальная шишка. (См. почечуй)
(Песн 2.1; Ис35.1)—род многолетнего луковичного растения с белыми и желтыми цветами, широкораспространенного в южной Европе, малой Азии и северной Африке.
—позакону все имущество отца принадлежало (переходило) его сыновьям(старшему—двойная доля) (Вт 21.17). Побочные дети не имели никакого участия внаследии. Дочери имели право только на содержание и при выходе замуж получалиприданое или подарки. При отсутствии прямых наследников имение по смертичеловека переходило к его дочерям, братьям, братьям отца или другому близкомуродственнику (Чис 27.8-11). Вдова не имела части в наследстве, но получаласодержание от своих детей или других наследников. Сын Божий—Господь ИисусХристос есть наследник всего (Евр1.2), а все верующие суть наследники Божии чрез Иисуса Христа (Рим 8.17; Гал4.7; Еф 3.6).
(сострадательный)—а) (Наум 1.1)—Елкосеянин, один из малых пророков, живший, какполагают, в начале 7 в. до РХ во время правления царя иудейского Иосии;
б) (Лк 3.25)—аналог. Авиуд,г.
—34якнига Ветхого Завета, седьмая в ряду книг малых пророков (см. Библия). Посвященацеликом пророчеству о полном и окончательном падении Ниневии, столицы Ассирии,цари которой (и в особенности Ашурбанипал) проявляли крайнюю жестокость в своихвойнах.
(дающий)—а) (2Ц5.14; 1Пар 3.5; 14.4; Лк 3.31)—один из сыновей Давида от Вирсавии, родившийся вИерусалиме, предок Иосифа в родословии Иисуса Христа;
б) (2Ц 7.2-4,17;12.1,5,7,13,15,25; 3Ц 1.8,10,11,22-24, 32,34,38,44,45; 1Пар 17.1-3,15; 29.29;2Пар 9.29)—пророк при Давиде и Соломоне, сообщивший Давиду волю Божиюотносительно постройки храма и в связи с рождением и воцарением Соломона;
в) (2Ц 23.36)—отец (предок)Игела;
г) (3Ц 4.5а)—отец (предок)Азарии;
д) (3Ц 4.5б)—священник, отец(предок) Завуфа;
е) (1Пар 2.36)—аналог.Азария,д;
ж) (Езд 8.16)—аналог. Ариэл;
з) (Езд 10.39)—аналог. Адаия,е;
и) (Зах 12.12)—некийродоначальник в народе израильском, возможно, сын Давида, упомянутый выше впункте «а», через которого направлена линия наследования от Давида в Лк 3.
(Богдает)—а) (Чис 1.8; 2.5; 7.18,23; 10.15)—сын (потомок) Цуара, главный в коленеИссахаровом при исчислении израильтян в пустыне Синайской;
б) (1Пар 2.14)—аналог.Аминадав,г;
в) (1Пар 15.24)—аналог.Амасай,в;
г) (1Пар 24.6)—отец (предок)Шемаии;
д) (1Пар 26.4)—аналог.Аммиил,г;
е) (2Пар 17.7)—один из князейцаря Иосафата, посланных им наставлять народ в законе Божием;
ж) (2Пар 35.9)—аналог. Иеиел,ж;
з) (Езд 10.22)—аналог.Гедалия,б;
и) (Неем 12.21)—аналог. Адна,в;
к) (Неем 12.36)—аналог.Азариил,д;
л) (Ин 1.45-49; 21.2)—см.Варфоломей.
(Иеговадает)—а) (1Пар 25.12)—левит из сыновей Асафа, глава пятой чреды певцов (в ст. 2назван Нефания);
б) (Иер 36.14)—отец (предок)Иегудия;
в) (Иер 40.8,14-16;41.1,2,6,7,10-12,15,16,18)—отец (предок) Исмаила (в 4Ц 25.23,25 назван Нефания).
(Нав 12.23;3Ц 4.11)—см. Дор.
(росток,отрасль) (2Ц 5.15; 1Пар 14.6)—аналог. Веелиада (в 1Пар 3.7 назван Нефег).
(Нав 17.11)—см.Дор.
(дыхание, вдох)(Быт 25.15; 1Пар 1.31; 5.19)—аналог. Адбеел.
(Нав11.2)—см. Дор.
(Быт 10.13;1Пар 1.11)—один из сыновей Мицраима, сына Хама и собирательное название его потомков,живших в среднем Египте.
(утешение,успокоение) (1Пар 4.19)—брат жены Годии. (См. Гарми)
(храпящий,пыхтящий) (2Ц 23.37; 1Пар 11.39)—Беротянин, один из главных воинов Давида, оруженосецИоава.
(снижение илиспокойный)—а) (Быт 36.13,17; 1Пар 1.37)—аналог. Зерех,а;
б) (1Пар 6.26)—аналог. Азария,з(в ст. 34 назван Тоах, а в 1Ц 1.1—Тоху);
в) (2Пар 31.13)—аналог.Азазия,в.
(сокрытый)(Чис 13.15)—сын (потомок) Вофсия, представитель колена Неффалимова среди разведчиковземли.
(2Ц23.30)—см. Гааш.
(сострадательный) (Неем 7.7)—аналог. Билшан (в Езд 2.2 не упомянут).
(готовый) (2Ц6.6)—владелец гумна, у которого был поражен Оза (в 1Пар 13.9 назван Хидон).
(храпящий,пыхтящий)—а) (Быт 11.22-25; 1Пар 1.26; Лк 3.34)—сын Серуха, дед Авраама ипредок Иосифа в родословии Иисуса Христа;
б) (Быт 11.26,27,29; 22.20,23;24.10,15,24,47; 29.5; 31.53; Нав 24.2)—сын Фарры, брат Авраама, дед Лавана иРевекки. Его потомки жили в Харране.
(Рим8.38)—этим словом в русской Библии переведено греческое слово «демоны», означающеедухи. В других переводах: «основные принципы», «духовные основы» (небесные илиадские).
(2Пет2.10; Иуд 8; 1Кор 15.24; Еф 1.21; 6.12; Кол 1.16; 2.10,15)—см. власть.
(Исх 34.22)—см. Пятидесятница.
—первый плод,первородное, как от земли (Исх 23.19а; Вт 26.2), так и от животных (Исх 13.12)и человека, которое считалось основным носителем силы родителя, поэтому позакону должно было посвящаться Господу (Исх 13.2; 22.29-30). Первородное изскота нечистого и из людей должно было быть выкуплено (Исх 13.13; Чис 18.15).Первенцы израильского народа были по повелению Божию заменены, то естьпредставлены, левитами (Чис 3.12,13а,41). Это делалось для освящения целого(Рим 11.16). Первенцем, начатком всех искупленных, является Христос, Который,как и первый сноп, освящает всю жатву (Рим 8.29; 1Кор 15.23; Кол 1.18). (См.первенец)
—см. народ.
(новый город)(Деян 16.11)—город в Македонии (нынешнее название Кавелла).
—а) (1Пар3.22)—аналог. Бариах;
б) (1Пар 4.42)—один из сыновейИшия из колена Симеонова, возглавлявших поход к горе Сеир во дни Езекии.
—вСвященном Писании эти слова употребляются в трех следующих значениях:
• воздушная среда над землей, вкоторой летают птицы и облака (Мф 6.26а; 16.2-3; Лк 4.25);
• небесный свод, на котором мывидим звезды и другие небесные тела, то есть весь космос вне земли (3Ц 8.27: Мф24.29; От 20.11; 21.1);
• тот духовный мир, гдецарствует Бог (3Ц 8.49), где обитают Ангелы (Мф 24.36) и где записаны именаспасенных (Евр 12.23). До этого неба был на мгновение однажды восхищен (поднят,взят) ап. Павел (2Кор 12.2). С этого неба пришел Христос (Ин 3.13) и тудаОн вознесся (Лк 24.51). Оно открыто для спасенных грешников (Ин 14.2) любовью ижертвою нашего Спасителя (Евр 9.24).
—см.Ханаан.
(Неем10.19)—аналог. Азур,а.
(Неем11.34)—город удела Вениаминова на северо-восток от Рамы (нынешнее местечкоБейт-Небала).
—см. внешний.
(Быт38.16.24; Лев 18.15; 20.12; Вт 25.7,9; Руф 1.15; 1Ц 4.19; Ос 4.13,14; Мих 7.6;Мф 10.35; Лк 12.53)—жена брата, жена сына (сноха) и жены двух братьев другдругу.
—а) (Чис 32.3,38;33.47; 1Пар 5.8; Ис 15.2; Иер 48.1.22)—моавитский город вблизи горы Нево;
б) (Вт 32.49; 34.1)—гора(вершина) в горной местности восточнее устья Иордана; (См. Аварим)
в) (Езд 2.29; Неем 7.33)—город,как полагают, в уделе Иудином (возможно, два);
г) (Езд 10.43)—один изродоначальников народа израильского, среди потомков которого были имевшие жениноплеменок (возможно, город, см. выше пункт «в»);
д) (Ис 46.1)—один извавилонских богов, в честь которого многим давались имена, например, Набопалассар,Навузазван, Навузардан, Навуходоносор (см. также Самгар-Нево).
(евр.«шабуа»—семь или седьмина)—каждые следующие семь дней, заканчивающиеся субботой(еврейская неделя, ср. Мф 28.1). Деление дней на седмицы было известно также ив древнем Египте, где они назывались именами известных тогда планет, но такоеделение не означало, что в конце недели был отдых. Между праздниками все дни вязыческом мире были рабочими и только Моисеев закон предписывал отдыхать каждыйседьмой день (Иез 46.1) (для земли—каждый седьмой год и следующий после семьюсеми лет—так называемый юбилейный год) (см. Пятидесятница). У евреев дни неделине имели специальных названий, а обозначались просто порядковыми номерами. ВБыт 29.27 словом «неделя» обозначено семь дней свадебного пира (ср. Суд 14.12).После воскресения нашего Господа Иисуса Христа в первый день еврейской недели(то есть в следующий за субботой, являющейся днем отдыха по Моисееву закону),этот день (Мф 28.1; Деян 20.7) у христиан стал праздничным, а в 313 г. императоромКонстантином был специальным декретом узаконен как выходной (нерабочий). Врусском языке этот день так и называется—воскресенье, каждую неделю напоминаявсем говорящим по-русски об этом величайшем событии (во всех других языках онназывается по-другому). (См. день воскресный, первый день недели, семь)
(Быт 16.5; Вт28.54,56; Пс 34.13; 73.11; 78.12; 88.51; Ис 65.6,7; Иер 32.18; Ин1.18)—образное выражение, имеющее различные оттенки значения: внутренность,сущность, связь, общность, сила, грудь.
(приятность)(4Ц 5.1,2,4-6,9,11,17,20,21,23,27; Лк 4.27)—сирийский полководец, чудесноисцеленный через пророка Елисея и поэтому всем сердцем уверовавший в истинногоБога.
—16якнига Ветхого Завета, предпоследняя в ряду исторических книг (см. Библия). Веврейском каноне и Септуагинте была объединена с книгой Ездры, посколькуявляется ее логическим продолжением, повествуя о восстановлении стен и воротИерусалима под руководством Неемии (гл. 1-7), о торжественном чтении закона,праздновании праздника кущей и возобновлении завета с Богом (гл. 8-10), атакже об исправлении некоторых нарушений закона, возникших в отсутствие Неемии(гл. 11-13). Как полагают, книга была частично написана самим Неемией, где онговорит от первого лица (гл. 1-7; 12.31—13.31), а частично—священником Ездрою.
(Иеговаутешает)—а) (Езд 2.2; Неем 7.7)—один из глав народа, возвратившегося из плена сЗоровавелем;
б) (Неем 1.1; 8.9; 10.1;12.26,47)—Тиршафа (персидское имя), сын (потомок) Ахалии, брат Ханани, еврейзнатного происхождения, служивший в плену виночерпием царя персидскогоАртаксеркса (Артаксеркса 1 Лонгимана), назначенный областеначальником иполучивший разрешение отправиться в Иерусалим, где он трудился 12 лет (Неем2.1; 5.14; 13.6), после чего вернулся в Персию, откуда вскоре снова отправилсяв Иерусалим. О дальнейшей его судьбе сведений нет. Под его руководством быливосстановлены стены Иерусалима, налажен и значительно очищен быт и нравыизраильтян и искоренены многие злоупотребления. Его деятельность способствовалавозрождению духа иудаизма и удалению от всего чужеземного; (См. Тиршафа)
в) (Неем 3.16)—сын (потомок)Азбука, чинивший стену Иерусалима в южной его части.
(Нав19.27)—аналог. Аламелех (возможно, то же, что Нея).
—а) (Езд 2.48;Неем 7.50)—аналог. Аккув,в;
б) (Езд 2.60; Неем7.62)—аналог. Делаия,г.
(Мих 5.6)—см.Нимрод.
—а) (Чис26.9)—сын (потомок) Елиава из колена Рувимова, старший брат Дафана и Авирона;
б) (Чис 26.12; 1Пар 4.24)—см.Иемуил.
—чащевсего означает неистинность, неискренность, несправедливость, противностьправде, долгу, закону, то есть свойство, противоположное праведности (см.), атакже в некоторых случаях—своекорыстие, мошенничество, стяжание.
(2Ц7.28; Рим 11.29; Евр 6.17,18)—неизменность, неотменность, незыблемость.
(лампа,светильник) (1Пар 8.33; 9.36,39)—аналог. Авдон,г. (См. Саул,г)
—беззаботность,невнимание, неприлежность (Мф 6.24; 1Тим 4.14).
(4Ц17.30)—сирийское и вавилонское божество войны и смерти, изображавшееся в видекрылатого льва.
—а)(Иер 39.3а)—один из князей царя Навуходоносора. Как полагают, он является тем,кто позже стал царем, известным как Нериглиссар (560-556 гг. до РХ); (См.Самгар-Нево)
б) (Иер 39.3б,13)—другойсановник царя.
(Лев11.19)—род летучих мышей, известный также под названием «кожан» или «ушан».
(капание) (Езд2.22; Неем 7.26)—город близ Вифлеема (возможно, нынешнее селение Бент-Нетиф),уроженцы которого вернулись из плена с Зоровавелем. (См. Нетофафа)
(2Ц23.28,29; 1Пар 11.30)—Магарай и Хелев, уроженцы Нетофы (в 1Пар 11.30 Хеледназван Хетофафянин, а в 1Пар 27.13,15 оба названы Нетофафянин).
(4Ц 25.23;1Пар 2.54; Неем 12.28; Иер 40.8)—то же, что Нетофа.
(1Пар27.13.15)—см. Нетофатитянин.
(Иеговадает)—а) (4Ц 25.23,25)—см. Нафания,в;
б) (1Пар 25.2)—см. Нафания,а;
в) (2Пар 17.8)—аналог.Адония,б.
(царьдал) (4Ц 23.11)—евнух, близ комнаты которого ставились посвященные солнцу кони,и которыми он, возможно, заведовал.
(росток)—а)(Исх 6.21)—аналог. Зихри,а;
б) (1Пар 3.7)—см. Нафек.
(1Пар 9.2;Езд 2.43,58,70; 7.7; 8.17,20; Неем 3.26; 7.46, 60,73; 10.28; 11.3,21)—младшиеслужители при храме, прислуга левитам (Езд 8.20). Состояли, как полагают, избывших жителей Гаваона (Нав 9.23) или из пленников, но все они, судя по многимместам (см. например, Неем 10.28; 11.3), были прозелитами, то есть принялизакон, в отличие от рабов Соломоновых.
(Езд2.50)—аналог. Аккув,в (в Неем 7.52 назван Нефишсим).
(Неем7.52)—см. Нефисим.
(Нав 15.9;18.15)—источник, находившийся на границе уделов Иудина и Вениаминова,по-видимому, на запад от Иерусалима.
(спор,борьба)—шестой сын Иакова (второй от Валлы, служанки Рахили) (Быт 30.7-8), родоначальникколена Неффалимова (см. колена Израилевы). Благословение, данное ему Иаковом,записано в Быт 49.21, Моисеем—во Вт 33.23. Удел колену Неффалимову был дан всеверной части Палестины (Нав 19.32-39), на запад от верхнего течения Иордана иозер Геннисаретского и Мером.
(Нав 20.7)—удел Неффалимов. (См. гора)
(4Ц23.29,33-35; 2Пар 35.20-22; 36.4; Иер 46.2)—египетский царь, царствовавший с 612 г. до 606 г. до РХ ипрославившийся многими техническими предприятиями—он организовал экспедицию изфиникийских кораблей вокруг Африки, сделал попытку прорыть канал на местенынешнего Суэцкого и др. Был разбит набиравшим силу Навуходоносором приКархемисе в 606 г.до РХ.
(Иер29.24,31,32)—прозвище Шемаии, по-видимому, по месту его происхождения.
(утешение)(Неем 7.7)—аналог. Билшан (в Езд 2.2 назван Рехум).
(медь,бронза) (4Ц 24.8)—дочь Елнафана из Иерусалима, мать царя Иехонии.
(медный иликусок меди) (4Ц 18.4)—название, данное медному змею, сделанному еще Моисеем,которому израильтяне до дней Езекии (то есть более 700 лет) кадили какбожеству. (См. медный змей)
(знаменитый,известный) (Езд 2.54; Неем 7.56)—аналог. Аккув,в.
(Нав15.43)—аналог. Адифаим (ныне селение Бейт-Незиб).
—беззаконие,грех, беспутство; противление закону Божию, непочтительное, неуважительное идаже недоброе отношение ко всему святому, высшему; порочность, развращенность.(См. благочестие)
—нечистымипо закону Моисея могли быть люди, животные и любые предметы. Нечистым можнобыло стать от прикосновения к нечистоте человеческой (больному, его выделениям,трупу), к нечистому животному или его трупу, а также к предмету, которого онивсе касались (Лев 11-15; Чис 19; Вт 14). Разделение животных на чистых инечистых в отношение пригодности в пищу имело, очевидно, кроме практическогосмысла еще и высокое моральное значение (Лев 20.24-26), указывающее наотделенность от всех остальных избранного народа Божия. До потопа животныетакже делились на чистых и нечистых (Быт 7.2), по-видимому, в зависимости отпригодности для жертвоприношения (ср. Лев 27.11). Очищение от нечистотытребовало омовения водой и жертвоприношения. По закону все первенцы изнечистого домашнего скота, а также и из людей должны были быть выкуплены (Исх13.13; Чис 18.15). Даже небо в глазах Божиих нечисто (Иов 15.15). Но страхГосподень чист (Пс 18.10) и у творящего милостыню все чисто (Лк 11.41). (См.также освящение, очищение)
(волнение) (Нав19.13)—см. Неиел.
(4Ц17.31)—один из идолов аввийцев, изображавший собаку или человека с собачьейголовой, которому они поклонялись как богу-хранителю.
(мягкая почваили плодородный) (Нав 15.62)—аналог. Ир-Мелах.
(черный) (Деян13.1)—прозвище Симеона, одного из пророков и учителей Антиохийской общины верующих.
(победный)(Деян 6.5)—один из семи человек «изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости»(ст. 3), избранных Иерусалимской общиной верующих, чтобы «пещись о столах» (ст.2), то есть заботиться о малоимущих и раздавать им дары, приносимые другимихристианами. Позже такие служители стали называться диаконами (см.).
(победительнарода) (Ин 3.1,9; 7.50; 19.39)—один из членов синедриона, фарисей и тайныйученик Христа, приходивший к Иисусу ночью для беседы, выступивший в Его защитув синедрионе и приготовивший вместе с Иосифом тело распятого Христа кпогребению, явив ни с чем несравнимое мужество и решительность.
(От 2.6,15)—возможно,какая-то секта, но других сведений о ней нет. Поскольку по-гречески «никао»означает побеждать, а «лато»—народ, более вероятным является мнение, что этослово означает отделение духовенства от мирян, возникшее вначале как дело (ст.6), а затем и учение (ст. 15), и очень скоро ставшее нормой «церковной» жизни.(См. церковь)
(победительнарода) (Деян 6.5)—аналог. Никанор, очевидно, из Антиохии.
(городпобеды) (Тит 3.12)—городов с таким названием было несколько: в Эпире (построенАвгустом в честь победы при Акциуме), во Фракии у реки Несса, и в Киликии. Какполагают, имеется в виду первый, на месте которого теперь находятся развалиныпод названием Превеса.
(от«нилас»—темный)—величайшая река Африки, основа физического существования Египта.Нил имеет удивительное своеобразие—он разливается тогда (июль-сентябрь), когдадругие реки входят в берега и стабилизируются после разливов. Наводнения обычноприносят с верховьев огромное количество ила, которым обильно удобряется вся поймареки, и поэтому широкая полоса вдоль Нила и огромное пространство дельты всегдабыли цветущим садом почти круглый год. Кроме того, с древних времен египтянеприменяли широкую сеть оросительных каналов и умели поднимать в них воду изреки с помощью конвейера с прикрепленными к нему многими сосудами. Нил в Ис23.3 называется Сихор и большая река, а в Наум 3.8—море.
(Чис 32.3)—см.Беф-Нимра.
(Ис 15.6; Иер48.34)—поток (или район, орошаемый им) в земле моавитской.
(Быт 10.8,9;1Пар 1.10)—сын Хуша, сына Хама, основатель Вавилона и других городов в землеСеннаар. Был искусным звероловом и создателем первого царства на земле, атакже, в соответствии с еврейской традицией и многими историческими памятникамиоснователем идолопоклонства (см.) (в Мих 5.6 назван Немврод).
(посвященныймузам) (Кол 4.15)—христианин в Лаодикии (или Колоссах), которого с домашнейцерковью приветствует ап. Павел.
(Быт 10.11;Ис 37.37; Ион 1.2; 3.2-7,10; 4.11; Наум 1.1,8; 2.8; 3.7; Соф 2.13; Мф 12.41; Лк11.30,32)—город на левом берегу верхнего течения Тигра (напротив нынешнегогорода Мосул), столица древней Ассирийской империи. Ниневия возникла вскорепосле постройки Вавилона и процветала многие столетия. По величине это былогромный город—по Страбону и Геродоту длина его внешней стены равнялась 480стадиям (то есть около 100 км),следовательно, она по площади равнялась нынешней Москве (что соответствует Ион3.3). Реховоф-ир, Калах и Ресен (Быт 10.11-12) были частями этого города. Внастоящее время он весь лежит в развалинах, из которых откопаны огромные дворцыСеннахирима и Ашурбанипала, храмы и стены, украшенные множеством крылатыхбыков.
(светильник) (1Ц14.50,51; 2Ц 2.8; 3Ц 2.5; 1Пар 26.28)—отец Авенира и брат Киса, отца Саула.(См. Саул,г)
(Рим16.15)—аналог. Амплий.
(Лк3.27)—аналог. Авиуд,г.
(светильникИеговы)—а) (Иер 32.12,16; 36.4,8; 43.3,6; 45.1)—отец (предок) Варуха;
б) (Иер 51.59)—отец (предок)Сераии.
(Неем 2.1; Есф3.7)—см. Авив,а.
(4Ц 19.37; Ис 37.38)—ассирийскоебожество, которому поклонялся Сеннахирим.
(старослав.наизнанку) (Лк 5.12; 17.17; 1Кор 14.25)—ничком, лицом к земле.
—см. милостыня.
(пристанище,жилище) (Иер 46.25; Иез 30.14-16)—другое название города Фивы, одного из величайшихгородов Египта, располагавшегося в верхнем течении Нила (в районе нынешнихселений Карнак и Луксор) и бывшего долгое время столицей южной частигосударства (см. Патрос). Греки называли его Диосполис. В 664 г. до РХ он был ограбленАшурбанипалом, царем ассирийским, а в 30 г. до РХ—разрушен римлянами. Теперь наего месте находятся развалины самых громадных дворцов, каменных истуканов ихрамов (среди них наибольший был посвящен Аммону) (в Наум 3.8 город названНо-Аммон).
(покой, отдых)(Чис 26.33; 27.1; 36.11; Нав 17.3)—аналог. Махла,а.
(Иеговавстречает)—а) (Езд 8.33)—аналог. Иозавад,д;
б) (Неем 6.14)—пророчица,враждебно настроенная против Неемии.
(Наум3.8)—см. Но.
(бугор,возвышение)—а) (Неем 11.32; Ис 10.32)—священнический город в уделе Вениаминовомблиз Иерусалима, в котором находилась скиния во дни Саула, и все жителикоторого были истреблены Доиком Идумеянином (в 1Ц 21.1; 22.9,11,19 названНомва);
б) (Иер 46.19)—см. Мемфис.
(лай) (Суд8.11)—город на восток от Иордана (положение не известно, см. след.).
(лай) (Чис32.42)—муж из колена Манассиина (из города Нова?), завоевавший город Кенаф вГалааде.
(Лев 23.16; Чис 28.26)—см. Пятидесятница.
(Ам8.5)—см. новомесячие.
(Чис10.10; 28.11,14; 1Ц 20.5,18; 4Ц 4.23; 1Пар 23.31; 2Пар 2.4; Пс 80.4; Ис1.13,14; Иез 45.17; 46.1,3,6; Ос 2.11; Кол 2.16)—первый день каждого новоголунного месяца священного еврейского календаря, который провозглашалсянаступившим, как только появлялся серп новой луны. Новомесячие (новолуние)отмечалось как праздник (со звуками труб и жертвоприношениями). В законе ничегоне сказано о том, запрещались ли работы в новомесячие, но судя по Ам 8.5,работа в эти дни останавливалась, как и в субботы. Особенно торжественноотмечалось начало седьмого месяца. (См. год, праздники, праздник труб)
(Иер26.10; 36.10)—одни из ворот первого храма.
(Иер31.31; Мф 26.28; Мк 14.24; Лк 22.20; 1Кор 11.25; 2Кор 3.6; Евр 9.15)—последний,окончательный завет Бога с людьми в искупительной Жертве (Крови) Господа нашегоИисуса Христа, заключенный, когда наступила полнота времени (Гал 4.4-5), окотором было открыто уже ветхозаветным пророкам (Иер 31.31-34; Иез 36.26-27).Новым Заветом также называются и все писания (Евангелия, Деяния Апостолов,Послания и Откровение), написанные после смерти, воскресения и вознесенияХриста и признанные каноническими. Они были написаны (примерно):
Иак около 48-61 гг.,
1 и 2Фес - 51 г.,
Мк - 51-63 гг.,
Гал - 53 г.,
1 и 2Кор - 55 г.,
Рим - 57 г.,
Мф - 57-67 гг.,
Лк - 59-69 гг.,
Ин - 59-85 гг.,
Еф, Кол,Флм - 60 г.,
1Пет, Флп - 61 г.,
1Тим - 62 г.,
Тит - 63-65 гг.,
Деян - 63-70 гг.,
2Пет - 65-68 гг.,
Иуд - 65 г. или 80 г.,
2Тим - 66 г.,
Евр - 67 г.,
1-3Ин - 85-95 гг.,
От - 95 г. (См. Библия)
(блеск) (1Пар3.7)—аналог. Веелиада (во 2Ц 5 не упомянут, а в 1Пар 14.6 назван Ногах).
(1Пар 14.6)—см.Ногаг.
(блуждание) (Быт4.16)—название земли, в которую удалился Каин. По мнению некоторых толкователейэто слово означает не землю, но состояние бегства, блуждания, одиночества, вкотором он оказался. (См. имя)
(приятность)(Быт 4.22)—дочь Ламеха от Циллы.
(приятная)(Руф 1.2,3,11,15,18-22; 2.1,2,6,20,22; 3.1; 4.3,5,9,14,16,17)—жена Елимелеха исвекровь Руфи, ставшей женой Вооза.
(покой) (Быт5.29,30,32; 6.8-10,13,22; 7.1,5-7,9,11,13,15; 8.1,6,15,18,20;9.1,8,17-20,24,28,29; 10.1,32; 1Пар 1.4; Ис 54.9; Иез 14.14,20; Мф 24.37; Лк3.36; 17.26; 1Пет 3.20; 2Пет 2.5; Евр 11.7)—сын Ламеха, потомок Сифа, сынаАдама, отец Сима, Хама и Иафета, человек праведный, ходивший пред Богом. Онодин из людей был избран Богом для сохранения рода человеческого во времяпотопа и спасся вместе со всей своей семьей в ковчеге, который построил заблаговременно.За ним Бог затворил дверь ковчега, когда он туда вошел (Быт 7.16), а позжезаключил с ним завет (Быт 6.18; 9.8-11,15; Ис 54.9), что потопа на земле болеене будет. Ной жил 950 лет и умер, когда Аврааму было 58 лет. Является одним изпредков Иосифа в родословии Иисуса Христа.
(1Ц 21.1;22.9,11,19)—см. Нов,а.
(рыба) (1Пар7.27)—сын Елишамы и отец Иисуса (Навина) (см. Аммиуд,а) (в Исх 3.11 названНав).
(Иер 44.1;46.14)—см. Мемфис.
(Чис21.30)—моавитский город близ Медевы.
(покой, отдых)(1Пар 8.2)—аналог. Ард.