Библиотека soteria.ru
Второзаконие
Дата публикации: 07.05.14 Просмотров: 1471
Второзаконие
Прощальное слово Моисея Перечисление исторических событий Повторение главных законов Важные предупреждения Книга Второзаконие содержит:
Предсказание пророка, подобного Моисею (18:15-19).
По словам Христа в ней первая заповедь (6:4).
Слова, которые Христос цитировал для искусителя (б:13,16; 8:3).
Величайшее в мире красноречие.
Слово «Второзаконие» означает «второй закон» или «повторение Закона». В исходе, левитах и числах законы периодически Постановлялись, а теперь, заканчивая странствование по пустыне, на Кануне входа в Ханаан, все законы были повторены и объяснены Наново для соблюдения их в оседлой жизни.
Некоторые места Второзакония своим красноречием превосходят Демосфена, Цицерона, Питта или Вебстера.
Главы 1,2,3.
От Синая до Иордана Обзор прошлого, как записано в числах 1-33. После одного из Самих благородных и героических достижений того времени Последняя просьба Моисея к Богу разрешить ему перейти Иордан Была отвергнута (3:23-28), потому что Бог имел для него нечто Лучшее, в лучшем мире.
Главы 4,5.
Хранение и исполнение божьего слови В главах этих содержится весьма убедительное поучение Соблюдать божьи заповеди, преподавать их своим детям и Уклоняться от идолопоклонства. Никогда не забывать, что их Благополучие зависит от верности и повиновения господу.
Глава 6.
Великая заповедь «люби господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею Душою твоею, и всеми силами твоими» (5). Заповедь эта очень часто Повторяется (10;12; 11:1, 13, 22). Ее подтвердил Иисус Христос (Матф. 22:35), предоставив ей первое место в своем учении.
Для того, чтобы быть постоянно под влиянием божьих заповедей, Бог повелел израильтянам, кроме общего поучения в законе, поучать Детей дома (6-9). Книг в то время было очень мало и редко кто их Имел, поэтому Бог повелел важные части закона записывать на Косяках дверей и ворот, а также навязывать их на руки и повязкой на Лбу, чтобы заповеди эти были постоянно перед их глазами.
Глава 7.
Повеление уничтожить Хананеев с их идолами Им было запрещено вступать с ними в союзы и в родственные Связи. Меры эти были предприняты Богом для предохранения Израиля от идолопоклонства с его мерзостями.
Глава 8.
Бог припоминает свои заботы в пустыне Сорок лет Бог «смирял» и кормил их манной. «одежда твоя не Ветшала на тебе, и нога твоя не пухла, вот уже сорок лет» (2-5). Бог Учил их уповать и доверять его слову.
Глава 9, 10.
Постоянные восстания Израиля Три раза Бог напоминает Израилю, что его благословения были Дарованы им « не за их праведность» (9:4,5,6). Они все время были Мятежным и упрямым народом.
Глава 11.
Благословения от повиновения Это глава благословений. Подобно главам 6 и 28 в ней содержится Призыв к исполнению божьего слова и повиновению его заповедям, Как основа для национального преуспевания. В этой главе Содержатся чудные обетования и устрашающие предупреждения.
Главы 12,13,14,15.
Разные декреты Повеление уничтожить идолов. Моисей был воспитан в рассаднике Египетского идолопоклонства и всю свою жизнь был окружен Идолопоклонниками, поэтому он никогда не шел на уступки Идолопоклонству. И, несмотря на его постоянные предупреждения, Все же идолопоклонство стало главной причиной падения Израиля.
«веселитесь!» обратим наше внимание на частое повторение этого Слова (12:7, 12,18; 14:26; 28:47). Излюбленное слово авторов в Псалмах и посланиях.
Чистые и нечистые животные (14:1-21, см. Левит 11). Десятины (14:22-29, см. Левит 27). Седьмицы — седьмой год(15:1-11, см. Левит 25). Рабство (15:12-18, см. Левит 19). Первородное (15:19-23, см.
Левит 27).
Глава 16.
Установленные праздники Три раза в году мужской пол должен был являться перед Господом: на пасху, пятидесятницу и праздник кущей. Кроме этих Праздников были еще праздник труб и праздник очищения. Цель праздников состояла в том, чтобы народ помнил Бога и сохранял национальное единство.
Пасха или праздник опресноков соблюдался весной в 15 день первого месяца и продолжался 7 дней в честь избавления от Египта.
Пятидесятница иногда называлась «праздником жатвы» и «днем первых плодов» и праздновалась один день на 50 день после пасхи.
Праздник кущей или «праздник собирания плодов» соблюдался на 15 день седьмого месяца, 5 дней после праздника очищения и продолжался 7 дней.
Праздник труб праздновался в первый день 7 месяца, которым начинался гражданский год (см. Числа 28).
Праздник очищения соблюдался 10 дня 7 месяца (см. Ловит 16).
Глава 17.
Постановление о царе
Глава эта содержит Божье предсказание о царе с некоторыми предупреждениями ( 14-20). 400 лет позже Израиль стал царством (см. 1 царств 8).пророк Самуил сказал народу, что требуя себе царя, они отвергли Бога. В этом нет противоречия. Тот факт, что Бог знал, что они потребуют себе царя, не означает Божьего подтверждения их требования. Зная их будущее желание избрать себе царя. Бог лишь дал им совет делать это с его согласием. Отвергая форму божьего правления, они отвергали самого Бога. Обратим внимание на инструкцию царю чтить божьи законы всю его жизнь (18-20). Какой хороший совет для правителей нашего времени! Следует также заметить, что цари с самого начала начали делать то, что Бог им запретил: иметь много жен, лошадей и золота (16,17; 3 царств 10:14- 29; 11:1-13).
Глава 18.
Обещание пророка, подобного Моисею
Пророчество это относится к случайному, в нужное время необходимому явлению пророка в истории Израиля, но его главное значение безошибочно указывает на весьма важную историческую личность мессии-Иисуса Христа. Оно является одним из особых ветхозаветных предсказаний о Христе. Иисус Христос применил это пророчество к себе (Иоан. 5:46), а также и апостол Петр (Деян. 3:22).
Бог избрал еврейский народ средством своего благословения народов всего мира. Но не через законопочитание, которое Бог дал Израилю, а через то, которое придет позже и заменит теперешнее; когда Бог пошлет иного пророка с доброй вестью для всего мира. Тогда иудейство заменится христианством.
Глава 19.
Города убежища.
Города убежища были основаны для тех, кто случайно и неумышленно совершил убийство. Для этого Моисей уже основал три города убежища, на восточной стороне Иордана: Бецер, Голан и Рамоф (4:41-43). Позже, Иисус павий заложил три города на
Западной стороне Иордана: Кадес, Сихем и Хеврон. Города эти были Левитскими городами и включены в остальные 48 городов Левитов (Чис. 35:6).
Глава 20.
Закон о военной повинности
Кто построил новый дом, насадил новый виноградник, женился, кто боязлив и малодушен те освобождались от военной службы. Хананеи были обречены на уничтожение, а плодоносные деревья поведено сберегать.
Главы 21 по 26.
Разные постановления
Неизвестное убийство. Жены рабыни. Раздел имущества при многоженстве. Буйные сыновья. Смерть через повешение. Заблудившиеся животные. Потерянные вещи. Мужская и женская одежда должна быть различной. Забота о птицах матерях и птенцах. Крыши домов должны быть с перилами. Земледелие и одежды. Проституция. Блуд. Насилие. Закон о евнухах. Незаконнорожденные. Аммонитяне, Моавитяне. Чистоплотность в стане. Отношение к беглым рабам. Закон против блудодеяния. Мужеложство. Растовщичество. Обеты. Развод. Брак. Похищение. Проказа. Плата. Правосудие. Собирание остатков на поле и в садах. 40 ударов без одного. О вдове брата. Вмешательство в драку. Двоякие гири. Амаликитяне. Первые плоды и десятины.
Глава 27.
Написание законов на горе Гевал
Иисус Навин выполнил это повеление (не. Пав. 8:30-32). В то время было мало книг, поэтому существовал обычай записывать важные постановления на камнях и ставить их на видных местах в городах, чтобы люди знали их. Так поступали в Египте, Вавилоне, как было сделано и с законами Хаммурапи (см. Стр. 58). Моисей повелел это сделать сейчас же при вступлении в Ханаан. Камни эти были побелены известью для ясности и законы написаны «очень явственно».
Глава 28.
Великие обетования еврейскому народу
Это весьма удивительная глава. Здесь определяется вся будущая история еврейского народа. Вавилонское пленение и разрушение римлянами здесь ясно изображено. «орел» (49) был эмблемой римской армии. В обеих случаях вавилонской и римской осады Иерусалима, мужчины и женщины ели своих детей (53-57). Еврейское рассеяние, странствование, постоянные преследования, трепет сердца и неуверенность в жизни, так ясно предсказанные, продолжаются до наших дней. Если сравнить эту 28 главу Второзакония с историей еврейского народа, то все в ней предсказанное и в действительности сбывающееся, является неоспоримым доказательством божьего вдохновения библии. Чем иным можно все это объяснить?
Глава 29,30.
Завет и окончательные предупреждения
Последние слова Моисея, который предвидит страшные последствия отступничества. Если будут служить Богу-будут жить, а если будут служить идолам, то наследуют смерть.
Глава 31.
Моисей записывает слова увещания в книгу
Сорок лет перед этим Моисей записал слова божьи в книгу (мех. 17:14; 24:4,7). Моисей вел дневник путешествия народа израильского (Чис. 33:2). Закончив свою книгу Моисей вручил ее священникам и левитам, чтобы периодически читать ее народу. Постоянное поучение народу из слова божьего является самой верной и успешной зашитой от разложения их веры. Когда израильтяне соблюдали божье слово, то они преуспевали во всем. Когда же они им пренебрегали, то терпели всякого рода лишения.
Чтения слова Божьего в дни царя Осии произвело великое пробуждение в народе (4 царств 23). Подобное случилось и в дни Ездры (ноем. 8). Так было и в дни Мартина Лютера. Книги нового завета были написаны для чтения по церквам и собраниям (1 фее. 5:27; кол. 4:16). Божье слово есть божья сила для перемены человеческого сердца. О, если бы проповедующие из-за кафедр теперешних христианских церквей старались занимать последнее место, а слову божьему предоставили первое место!
Археологическая заметка историческое происхождения закона разнообразно:
(а) в то время были в употреблении многие культовые объекты. Скиния и ковчег завета имели своих египетских предшественников со многими подробностями. Рас Шамра дощечки (стр. 62) содержат подобные подробности.
(б) многие из обрядов были в весьма раннем употреблении, в особенности жертвоприношения животных. Согрешение, примирение, приношения, жертвы «потрясения», первых плодов, хлебы предложения и другие подробно описаны в Рас Шамре дощечках, и некоторые из них даже не употребляемые в законах Моисея. Они сильно проявляют свою общую оригинальность (сравни с дощечками сотворения и потопа).
(в) многие гражданские законы идут параллельно со сводом законов Хаммурапи и Хеттеев.
Поэтому можно сказать, что многие из этих законов имеют свое происхождение до времени Моисея, равно как и молитва господня отче наш содержит в себе прошения дохристианского периода. В тесном смысле слова здесь нельзя установить точной оригинальности ни для законов, ни для молитвы.
Все же: (а) свод законов Моисея был одобрен Богом для теократического
Правления.
Б) законы Моисея более гуманны в своей пенологня, чем других законодателей.
(в) в монсеевых законах нетранних языческих законов, например: постановление рас шамра, допускающее «варить козленка в молоке его матери».
(г) Моисеевы законы делают высшую оценку человеческой жизни и ее зависимость от Бога и учат любить Бога и ближнего.
Глава 32.
Песнь Моисея
Закончив «книгу закона», Моисей написал песнь для народного пользования. В этой песни он воспел выход Израиля из Египта и избавление от египетского рабства (исх. 15). Он написал еще одну песнь, которая известна как «молитва Моисея, человека Божия» и находится в книге псалмов, номер в русском переводе 89. Народные песни являются наилучшим средством выражения сердечных чувств народа. Девора и Давид излили свои сердца и души Богу в песнях. Христианская церковь с самого начала до настоящего времени пользуется этими средствами ритмического, музыкального выражения своей веры и распространения Божьей истины.
Глава 33.
Благословения Моисея
В своих благословениях Моисей назвал все племена поименно и каждому сделал предсказание, подобно тому, как Иаков перед своей смертью благословил своих сыновей (быт. 49).
Глава 34.
Смерть Моисея
При 120 летнем возрасте зрение Моисея не притупилось и крепость не истощилась. По повелению господню он взошел на гору, на вершину горы Фасги, с которой обозрел обетованную землю, куда стремилось его сердце. С этой горы господь взял его в лучшую страну для вечного обитания со своим Богом. Место его погребения никто из людей не знает. Бог сделал это для того, чтобы позже не было поклонения его праху.
Гора Нево
Нева, вершина горы Фасги, находится в расстоянии 13 км на восток от реки Иордана. Здесь закончилось земное странствование Моисея. с вершины этой горы видны иудейские холмы, Галилея и гора Кармил, где пророк Илия 500 лет до этого низвел огонь с неба. Отсюда пророк Илья ушел на гору Синай, у которой Моисей дал закон народу израильскому, а потом на гору Фасги, где умер Моисей, Как будто бы желая быть в смерти с Моисеем. С этого места, где умер Моисей, ангелы вознесли Илью в огненной колеснице для встречи с Моисеем во славе небес.
На горе преображения с Иисусом
В ясный день, с вершины горы Фасги, смотря на север, можно видеть покрытые снегом вершины горы Ермона, на которой преобразился Иисус Христос. Здесь Моисей и Илья, один представитель закона, а другой пророков, увиделись своими смертными очами. Они беседовали с Иисусом Христом, о котором предсказывали Моисей и пророки, что наступило время нового периода благодати славнейшего пророка, о котором предсказывал Моисей. Период этот начался не громами и молнией с горы Синая, а тихим голосом Иисуса Христа. Гора Синай, Фасги, Ермон, Моисей и Илья были лишь ступенями, ведущими к Иисусу Христу.
Моисей
Книгой Второзакония заканчивается одна четвертая часть ветхого завета (равняющаяся по величине новому завету), написанная одним автором, Моисеем. Каким удивительным человеком был Моисей! Какое интимное и близкое общение было у него с Богом! И какие славные дела он совершил для блага всего человечества! Сорок лет он прожил во дворах фараона, сорок лет на положении беглеца в Мадиаме и сорок лет вождем Израиля в пустыне. Он освободил народ численностью в 3,000,000 человек от рабства и переселил их из одной земли в другую. Он организовал для них систему законодательства, которая стала источником информации для большей части цивилизованного мира.
Винстон Черчиль о Моисее
«мы с пренебрежением отвергаем все те научно проработанные мифы, что Моисей был легендарной личностью, на которой народ основал свою религиозную и социальную систему. Мы считаем, что самым научным, самым здравым и самым удовлетворяющим убеждением есть принятие библейского повествования буквально. Мы уверены, что все произошло так, как записано в священном писании. Мы можем иметь полную уверенность в том, что все происшедшие случилось с людьми, подобными нам и что их переживания аккуратно записаны и сохранены на протяжении столетий с большей точностью, чем многие телеграфные депеши наших дней. По словам забытых трудов г-на гледстона, мыс полной верой можем покоится на 'незыблемой скале священного писания'. Пусть ученые и исследователи увеличивают свое знание и делают всевозможные испытания всех подробностей этих записей тех отдаленных веков, достигших наших дней. Этими исследованиями они лишь докажут нам простоту и ту существующую точность этих записанных истин, которые до сих пор просвещают путь странствования человека».