Библиотека soteria.ru
Иисус Навин
Дата публикации: 07.05.14 Просмотров: 1368
Иисус Навин
Овладение Ханааном
Переход через Иордан
Падение стен Иерихона
Победа над Хананеями
Остановка солнца
Поселение колен по уделам
Иисус Навин происходил из колена Ефраима (чис. 13:18). Его имя «Иисус» применяемое в русском переводе, имеет греческую форму. Итак, как он ввел народ израильский в обетованную землю, то его можно считать прототипом великого вождя. Который теперь ведет свой народ в обетованную страну на небесах.
Иисус навил был близким сотрудником Моисея во все годы 40 летнего странствования по пустыне. Он был с Моисеем на горе божьей, Синае (исх. 24:13). Он был в числе 12 соглядатаев (чис. 13:8,16). Иосиф Флавий говорит, что Иисус павий был 85 лет, когда он заступил Моисея. Шесть лет потребовалось Иисусу Навину покорить землю, а остальные годы своей жизни он провел в царствовании и в распределении земли по уделам 12 колен. Иисус павий правил в Израиле 25 лет. Он умер в возрасте 110 лет и погребен в Фамнаф-Сараи, на горе Ефремовой. Иисус павий был славным вождем, имел дисциплинированную армию, посылал соглядатаев, но молился и уповал на Бога.
Археологическая заметка
О имени Иисуса Навина. В дощечках Амарны, написанных в то время из палестины фараону в Египте, о поражении царя пеплы, содержатся следующие слова: «спроси Вениамина, спроси Тадуа, спроси Иисуса Навина».
Глава 1.
Книга
Величественная глава. У Израиля была книга. Она была лишь частицей божьего слова, которое мы имеем теперь. О, как это важно! Божье строгое предупреждение для Иисуса Навина в начале его грандиозных достижений состояло в том, чтобы быть весьма точным в соблюдении божьего слова, записанного в книге. Иисус
Навин соблюдал божьи повеления, поэтому феноменальным успехом. Какой великий в руководителей христианской церкви!
Глава 2.
Два соглядатая и Раав
Бог благословил его этом урок для всех
Раав слыхала о чудесах, происходивших в Израиле и пришла к убеждению, что Бог израильтян был истинным Богом ( 10,11). Когда она встретилась с соглядатаями, она рискнула стать на стороне израильтян и их Бога.
Может быть она и не была таковой, как ее называли-»блудницей». Она жила среди людей низкой морали. Хананейские женщины были публичными блудницами. Ее занятие среди людей, с которыми она жила, считалось почетным, а не унизительным, как считается в наше время.
Раав была замужем за израильтянином по имени Салмоном (Матф. 1:5). У Халева был сын по имени салма (1 пар. 2:51). Возможно, что это тот самый Салмон. Если это так, то через брак он породнился со знатной семьей в Израиле. Раав таким образом стала потомсвенницей Вооза, Давида и Иисуса Христа. Ее имя упоминается в списке героев веры (евр. 11:31).
Археологическая заметка
Дом Раавы в городской стене (2:15). В Иерихоне строились жилые дома в городской стене (см. След. Стр.).
Глава 3.
Переход через Иордан
Когда несущие ковчег завета приблизились к берегу Иордана, воды Иордана остановились течь и стали стеною на большом расстоянии до города Адама. Город Адам был расположен в 26 км на север. Ниже города Адама вода ушла в мертвое море и в песчаное дно реки, которое стало достаточно сухим для перехода. Около города Адама, Иордан течет между крутых глинистых берегов, высотой в 13 метров. Берега эти иногда обваливаются в воду. В 1927 году, во время землетрясения в этой части страны, произошел большой обвал этих берегов, который задержал течение Иордана почти на сутки. Возможно, что господь применил подобные явления, чтобы «остановить» воды Иордана для Иисуса Навина и израильского народа. Во всяком случае, происшедшее было великим божьим чудом, сильно устрашившим Хананеев, которые уже до этого были сильно перепуганы (5:1).
1400 лет позже Иисус Христос крестился в реке Иордане у того места, где Иисус павий переходил Иордан.
Глава 4.
Камни памятники
Господь повелел поставить два памятника из камней: один на восточном берегу реки, где стоял ковчег завета (9), а другой на западной стороне реки в Галгале (4:20), чтобы последующие поколения Израиля не забыли события и места этого чуда.
Празднование пасхи
Наконец, достигнув обетованной земли, на четвертый день после перехода через Иордан, израильтяне праздновали пасху (4:19; 5:10). На следующий день после пасхи манна перестала падать с неба (5:12). Для охраны своего народа господь послал таинственного вождя с армией, что весьма ободрило Иисуса Навина в его дальнейшим служении (5:13-15).
Глава 6.
Покорение Иерихона
Покорение Иерихона произошло непосредственным проявлением божьей силы для того, чтобы воодушевить израильтян с самого начала их борьбы с сильнейшими за них народами. Семь дней они обходили Иерихон со священниками, ковчегом завета и трубным звуком. А свыше над ними был вождь воинства господня (5:14), который в назначенное время на седьмой день, при звуке трубы и восклицаний народа разрушил стены Иерихона.
Город был предан заклятию и проклятие было произнесено на всякого, кто решится восстановить город (26, см. 3 царств 16 :34).
Иерихон был расположен в 10 км от Иордана, а Галгал, главная квартира Иисуса Навина, на полпути между Иерихоном и Иорданом.
Стены Иерихона окружали город, который занимал площадь в 3 гектара. это была внешняя крепость города, вокруг которой жило много людей.
Новозаветный Иерихон расположен 2 км южнее от развалин старого города. А теперешняя Деревня Иерихон расположена 2 км на юго-восток.
Археологическая заметка
Д-р джон Гарстанг, директор британской археологической школы в Иерусалиме и отдела древностей палестинского правительства, производил раскопки Иерихона в 1929-36 годах. Он обнаружил черепки и скарабей, доказывающие разрушения города около 1400 лет до р.х., совпадающее со временем Иисуса Навина и со многими другими открытиями, доказывающими библейский рассказ разрушения Иерихона.
«и обрушилась стена города до своего основания» (19). Д-р Гарстанг обнаружил, что стена города «обрушилась», упала плашмя. Иерихонская стена была двойной, с проходом между стенами в 5 м
Рисунок 38. Развалины древнего Иерихона. На снимке видны стены
Старого города. Фото Матсона.
Рисунок 39. Аэросъемка холмов древнего Иерихона. Снизу
Иерихонская равнина. Фото Матсона.
Шириной. Наружная стена была в 2 м толщиной, а внутренняя 4 м толщиной и 10 м высотой. Стены были построены на не весьма прочном фундаменте из кирпичей в 10 см толщиной и 1/2 м длиной, скрепленных грязью. Обе стены соединялись надстройкой жилых домов сверху стен, в том числе и дом Раавы в «стене». Д-р Гарстанг обнаружил, что наружная стена упала наружу и свалилась в овраг, потянув за собой внутреннюю стену с жилыми постройками, так как связь кирпичей здесь была тоньше. Основание дворцовой стены в четыре ряда камней устояло с сильным уклоном наружу. Д-р Герстанг думает, что стены Иерихона были сильно потрясены землетрясением, (признаки которого весьма очевидны), способом, который Бог мог употреблять во всякое время.
«а город и все, что в нем, сожгли огнем» (23). Раскопки показали сильные признаки пожарища и разрушения. Он еще обнаружил в раскопках слои угля и золы от разрушения стен огнем. Сильно пострадала от огня внешняя стена. Жилые дома около стен были разрушены до основания. Нижний слой земли был перемешан с обгорелым мусором, в котором были ямы с белой золой, покрытые слоем свалившегося красного кирпича.
«но вы берегитесь заклятого» (17). Д-р Гарстанг открыл под золой и павшими стенами развалины кладовых, с обильным запасом провианта: пшеницы, ячменя, чечевицы, фиников и других продуктов, которые от сильной температуры превратились в уголь, нетронутые и неупотребляемые. Все это служит доказательством того, что победители воздержались от пользования этими запасами.
Глава 7,8.
Падение Гайя и Вефиля
Около Гайя израильтяне потерпели ужасное поражение по причине преступления Ахана. Скоро после чудесного перехода через
Иордан и взятия Иерихона, поражения у Гайя было весьма неприятным переживанием для Израиля. Здесь они получили поучительный урок. Бог их не оставил, но он хотел научить их покорности.
Археологическая заметка
Вефиль. Из слов в 8:9,12 видно, что следующая битва была за оба города: гай и Вефиль, 8:28* 12:9,16 и что оба города были разрушены. Расстояние между ними было всего 2 км.
Вефильский (Бейтанский) курган был раскопан в 1934 году Каильской мемориальной экспедицией, под обоюдным руководством американской школы в Иерусалиме и Ксенийской теологической семинарией в Питсбурге, под руководством в.ф. Албрайта. Они обнаружили, что разрушение города совпадает со временем инвазии Иисуса Навина, которая сопровождалась сильным пожаром и «сильной битвой». Обнаружены были целые глыбы павших и обгорелых стен, толщиной в 2 м из красного кирпича, черной золы из перегоревшей земли и других обгорелых отбросов. Нигде в других местах палестины, говорит Албрайт, он не видел такого великого пожарища.
Глава 8:30-35.
Повторение закона у горы Гевала
Моисей дал это повеление (втер. 27). Сихем был в центре долины неописуемой красоты, между горой Галгалом и горой Гаризимом. Здесь Авраам 600 лет до этого соорудил свой первый жертвенник. На этом месте Иисус павий в торжественной обстановке прочитал книгу закона для израильского народа.
Главы 9,10.
Иисус павий повелевает солнцу и луне
Остановиться
Гаваец был расположен в 16 км на северо-восток от Иерусалима и считался одним из больших городов земли (10:2). Гаваонитяне, перепуганные падением Иерихона и Гайя, поспешили поработить себя израильтянам. Событие это возбудило царей Иерусалима, Хеврона, Иармуфа, Лахиса и Еглона выйти на войну с Гаваоном. Иисус лавин выступил со своим войском в защиту Гаваона. В результате произошла эта известная битва около Гаваона и Вефорона, где солнце стояло целый день. Каким образом остановилось солнце, нам не известно. Некоторые думают, что мы в то время потеряли один календарный день. Так или иначе, день был продлен чудодейственным образом для того, чтобы Иисус Навин закончил победное поражение врагов.
Археологические заметки разрушение Лахиса и Давира упоминаются в 10:32,39.
Лахис. Археологическая экспедиция Велкома в (1931- ) обнаружила в Лахисе большой слой золы времени Иисуса Навина.
Давир (Кериаф-Иарим, Тель бейт мирзам). В этих городах объединенная экспедиция Ксенийской семинарии и американской школы в Иерусалиме в 1926-28 гг. Обнаружила глубокий слой золы, деревянного угля и извести, с признаками сильного огня и с другими доказательствами культуры, относящимися к времени
Иисуса Навина. Нижний слой относился ко временам Хананеев, а верхний ко временам израильтян.
Глава 11.
Поражение северных царей
Во время Вефоронской битвы, при которой остановилось солнце, Иисус павий разбил царей южных. А теперь победа над царями северными у Мерома дала ему возможность покорить всю палестину.
Три великих чуда причинялись к этой победе: переход через Иордан, падение стен Иерихона и остановка солнца. Все эти чуда были проявлением божьей силы.
Археологическая заметка
Асор. «а асор он сжег огнем» (11:11). Гарстанг обнаружил во время раскопок Асора золу этого огня и много черепков, как доказательство этого пожара в 1400 году до р.х.
В письменах Амарны, адресованных фараону в 1380годудо р.х. Египетским посланником из севера палестины, говорится: «да воспомянёт, мой господин царь, что Асор и его цари пережили».
Остатки золы и развалины городов подтверждают повествование библии о покорении Иисусом Навином палестины и ее городов, как Иерихона, Лахиса, Вефиля, Давира, Асора и других.
Глава 12.
Перечисление пораженных царей
Всех пораженных царей, упомянутых в главе 12 было 31. В общем, вся Палестина была покорена Израильтянами(10:40; 11:23:21:43). Все же в некоторых местах продолжали жить Хананеи (13:2-7;15:63, 23:4; суд. 1:2,21,27,29,30,31,33,35). После смерти Иисуса Навина эти языческие народы причинили много зла израильтянам. Земли филистимлян, Сидонян и ливанские оставались непокоренными.
Главы 13 до 22.
Раздел земли по уделам
Карта на следующей странице показывает приблизительное расположение Ханаанских народов и раздел земли между 12 колен Израиля. В Палестине было 6 городов убежища (гл. 20 и втер. 19) и 40 городов для левитов, Включая 13 для священников (21:19). Жертвенник у реки Иордана (гл. 22) был символом национального единства народа, который был разделен рекой Иорданом.
Главы 23,24.
Прощальное слово Иисуса лавина
Иисус павий получил из рук Моисея писанный божий закон (1:8). К этой книге он добавил еще свою книгу (24:26). Он очень разумно Иисуса Навина
Пользовался «книгами», подобно Моисею (втер. 31). Он вписал в «книгу» раздел земли (18:9). Он читал для народа «книгу» Моисея (8:34). У горы Галгала он написал «на камне список с закона Моисея» (8:32).
Главным содержанием прощального слова Иисуса навина было увещание хранить себя от идолопоклонства. Хананейское идолопоклонство было такой эстетической комбинацией религии со свободным довольствованием плотскими страстями, что только люди особой силы воли могли устоять и не поддаться искушению.
Хананеяне
Хананеянами назывались все жители палестины. В более строгом смысле этого слова название это применялось к жителям Ездрилонской равнины. Амореями иногда назывались все жители, в особенности народы, живущие на западной стороне мертвого моря, покорившие восточную сторону Иордана, изгнав аммонитян. Ферезеи и Иевусеи заселяли южные горы.
Евой и Хеттеи были рассыпаны сильными группами от бывшего сильного северного царства, столицей которого был кархемис и занимали ливанский район. Гергесеи, полагают, жили восточнее галилейского моря. Государственные границы между этими народами были неустойчивыми, так что в разное время они занимали разные места.
Религия хананеев
Главным божеством Хананеев был Ваал. Ашторет, жена Ваала, была главной богиней. Она считалась матерью всякого плодородия. Вавилоняне называли ее иштар, а греки и римляне называли ее Астартой. Ваалы, множественное число от Ваала, были изображениями Ваала. То же самое было и с Астартами. Часто священный столб, камень и пень дерева был символом божества Астарты (втер. 16:21,22). Обычно храмы Ваала и Астарты были вместе. Храмовые жрицы были Проститутками. А в содоме, мужчины были в роли проституток при храмах. Поклонение Ваалу, Астарте и другим Хананейским божествам сопровождалось при самых низких и греховных оргиях и храмы эти были Притонами всякой мерзости.
Археологические заметки
Бог дал израильскому народу определенное повеление уничтожить или изгнать хананеев (втер. 7:2,3). Иисус Навин принялся за это дело с великим усердием и Бог, проявлением великих чудес, помогал ему в этом. На самом деле сам Бог побеждал за них.
В раскопках около Гезера, Макалистер, представитель палестинского исследовательского фонда, в 1904-9 годах, в ханаанской страте, перед овладением израильтянами палестины в 1500 году до р.х., нашел развалины «высот», храма, в котором совершалось поклонение Ваалу и богине Астарте. «Высоты» эти занимали площадь 45 на 35 м, окруженную стеной, где совершались религиозные празднования. В стенах были замурованы 10 грубых столбов, размером 1,5 на 3 м, перед которыми совершались жертвоприношения.
В развалинах под этими «высотами», Макалистер обнаружил множество горшков с останками детских костей, которые приносились в жертву Ваалу. Место это предоставляло из себя детское кладбище.
Другой ужасный обычай назывался «жертвоприношением на основания». Когда заканчивалась постройка нового дома, то в жертву Ваалу приносился младенец, тело которого позже замуровывалось в стену для счастья всех живущих в доме. Многие из этих детей были обнаружены в Гезере, а также и в Мегиддо и других местах. (о жертвоприношении младенцев см. Стр. 206).
Также под развалинами этих «высот», Макалистер обнаружил большое количество стенных украшений Астарты с грубо изображенными сексуальными органами для разжигания плотских страстей.
Так Хананеяне своими неморальными обычаями проводили свои религиозные богослужения перед идолами и приносили первородных младенцев в жертву этим божествам.
Из этого видно, что большая часть палестины представляла из себя содом и Гоморру в большом национальном масштабе.
Можно ли удивляться тому, что Бог повелел израильтянам уничтожить Хананеян? Имела ли право такая мерзкая и низкая культура на существование? Здесь содержится один из исторических примеров божьего правосудия над нечестием всей страны.
Многие археологи, ведущие раскопки в Ханаане, удивляются тому, что Бог не уничтожил этот народ гораздо раньше.
Божье повеление уничтожить Хананеев, кроме божьего правосудия и воздаяния за их нечестие, состояло еще в том, чтобы предохранить израильтян от идолопоклонства с его мерзкими обычаями. Бог избрал израильский народ для одной определенной цели, чтобы от них произвести Христа и показать всему человечеству, что в мире есть один истинный и живой Бог. Когда Израиль впадал в идолопоклонство, то этим аннулировалась всякая цель его национального существования. Уничтожение идолопоклонства во всей стране было мерой божьей предосторожности для Израиля. Иисус павий сделал в Израиле хорошее начало. Если бы только израильтяне продолжали такой образ жизни, то о многом можно было бы сказать в наше время иначе.