Библиотека soteria.ru
Четвертая книга Царств
Дата публикации: 07.05.14 Просмотров: 1573
Четвертая книга Царств
Разделенное царство Елисей
последних 130 лет северного царства последних 250 лет южного царства пленение Израиля Ассирией пленение иуды Вавилоном
четвертая книга царств является продолжением третьей книги. она начинается приблизительно 80 лет после разделения царства и описывает параллельно события обоих царств на протяжении 130лет до падения северного царства. затем в ней описываются события южного царства на протяжении следующих 120 лет до его падения. книга упоминает 12 царей северного царства и 16 царей южного царства (см. 3 царств 12), период времени в 250 лет, приблизительно с 850-600 лет до р.х.
северное царство, называемое израильским, пало в 721 году до р.х. от руки ассирийцев, столицей которых была Ниневия (см. гл. 17).
южное царство, иудейское, пало 600 лет до р.х. от руки вавилонян, столицей которых был Вавилон (см. гл. 25).
Илия и Елисей в то время были божьими пророками, которых Бог послал для спасения северного царства. их совместное служение длилось около 75 лет в средине периода северного царства, около 875-800 лет до р.х. царями в это время были ахав, Охозия, норам, Ииуй, Иохаз и Иоас.
Глава 1.
Охозия, царь израильский, 855-854 до р.х.
о его царствовании записано в 3 книге царств 22:51. он царствовал всего два года. он ходил путями отца своего Ахава и делал неугодное пред очами господа, как и его отец. в этой главе рассказывается об огненном чуде Илии (9-14).
Глава 2.
переселение Илии на небо
Илия был родом из Галаада, земли Иеффая. он воспитывался в уединении среди горных долин и был одет в одежду из овечьей кожи или Верблюжей шерсти, «весь в волосах». господь поручил ему
искоренить поклонение Ваалу в Израиле. его служение продолжалось около 25 лет во время весьма беззаконных царей Ахав и Охозия. Илия имел очень трудное и неприятное поручение. он часто думал, что все его старания напрасны. и хотя его общение с Богом было весьма близким и интимным, редко кому из людей возможным, все же, подобно всем нам, он был часто слабым и в одно время даже просил себе у Бога смерти. Бог не считал служение Илии неуспешным. в конце его жизни Бог послал с неба огненную колесницу, на которой он торжественно вступил в небо.
скоро перед своим переселением на небо Илия был у горы Хорива, где Моисей получил от Бога скрижали. предчувствуя свое скорое переселение, он направился на место Моисеевого погребения, гору Нево (втор. 34:1). он как будьто бы хотел быть с Моисеем в смерти. думается, что ему не пришлось очень долго разыскивать Моисея. встретившись, они скоро подружились и с радостью ожидали встречи со своим третьим другом, с которым имели земную встречу на горе преображения (Матф. 17:3).
Илия был пророком «огня». он свел «огонь» с неба на горе Кармиле, а также свел «огонь», чтобы попалить два пятидесятка царя Охозии с их руководителями. он сам вознесся на небо в «огненной колеснице». другим, переселенным на небо и не испытавшим смерти, был снох (быт. 5:24). может быть переселение этих двух мужей на небо было божьим намерением предсказать восхищение церкви в тот радостный день, когда ангельские колесницы спустятся с неба и вознесут нас на радостную встречу и приветствие с возвращающимся спасителем Христом.
Елисей. 4 царств, 2 глава до 13
по божьему велению Илия помазал Елисея быть его преемником (3 царств 19:16-21) и взял его в обучение. при взятии Илии на небо его накидка упала на Елисея и после этого Елисей немедленно начал творить чудеса, подобно клин. для Елисея, как и для клин, расступились воды Иордана (2:8,14); вода иерихонского источника была оздоровлена (2:24). не Елисей, а Бог послал медведиц. Вефиль был центром поклонения Ваалу. может быть молодые люди насмехались над Богом Елисея.
бог сказал Илии, что не огнем и не мечом совершается божье дело. поклонники Ваалу не разумели иного языка. Елисей помазал Ииуя в цари, чтобы истребить поклонение Ваалу (3 царств 19:16,17, 4 царств 9:1-10). Ииуй мужественно выполнил свое поручение (гл. 9 и 10).
Главы 3 до 10.
норам, царь Израиля,
854-843 до р.х.
норам царствовал 12 лет. он был убит Ииуем (9:24). во время его царствования, Моавитский царь, который платил дань Ахаву, поднял мятеж и отошел от Израиля (3:4-6-2.
Израиль Самария
иуда 1.Иерусалим
археологическая заметка Моавнтскнй камень
В главе 3 рассказывается о попытке Иорама вновь покорить Моавитян. «месса, царь Моавитский, упоминаемый в гл. 3:4, делает описание своего отделения от Израиля. описание это сделано на «Моавитском камне». камень был обнаружен в 1868 г. в Моаве около Дибона, в 32 км на восток от мертвого моря, немецким миссионером, ф.а. Кляйном. на синеватом базальтовом камне, высотой в 1 1/4 м, шириной в 65 см и толщиной в 32 см содержится запись месса. во время переговоров о покупке камня берлинским музеем, французский консул в Иерусалиме предложил за этот камень большую сумму денег.
скоро после находки этого камня, арабы нагревая его огнем и обливая холодной водой, разбили камень на кусочки и разобрали на амулеты. все же французы сумели собрать эти кусочки и сложить их вместе и таким образом они сохранили написанное на камне. в настоящее время камень хранится в Лувре ком музее.
на камне написано: «я, месса, царь Моавитский, соорудил этот памятник Хеосу (божеству Моавитскому), чтобы отметить избавление от израильтян. мой отец царствовал над Моавом 30 лет и я царствовал после моего отца. царь израильский Амврий порабощал Моав долгое время и его сын ахав после него. но я восстал против царя израильского и изгнал его и взял его города: мелеву, Атароф, Нева и Иахац, которые он построил во время войны со мной. я разрушил эти города и посвятил добычу Хемосу, а женщин и девушек Астарте. я построил Корхаг рабами Израиля».
Главы 4,5,6,7.
Чудеса Елисея
Елисей начал свое служение чудесами, о которых читаем в гл. 2. его чудеса следуют очень быстро одно за другим. масло вдовы не убывает.сь1н Сонамитянки воскресает из мертвых. смертельная похлебка оздоравливается. хлебы умножаются. Нееман исцеляется от проказы. топор всплывает на поверхность воды. самария покоряется невидимым колесницам. Сирияне изгнаны и избиты божьей конницей и колесницами (7:6). почти все записанные подвиги и дела Елисея состоят из чудес. большая часть его чудес состоит из подвигов добра и милосердия. исцеление Елисеем прокаженного Неемана Иисус Христос поставил в предсказание, что он послужит средством исцеления для других народов (лук. 4:25-27).
Глава 8:1-15.
Елисей помазывает на царство Азаила
Азаил унаследовал престол сирийского царя Венадада. израильский пророк помазал на царство иностранного царя, чтобы наказать народ пророка. таково было божье повеление (3 царств 19:15), чтобы наказать Израиль за его ужасные грехи (10:32,33).
археологическая заметка
Венадат и Азаил (8:7-15). в надписи ассирийского царя Салманассара говорится: «я воевал с Венададом. я его победил. Азаил, ничтожество, захватил его престол».
Елисей.
Елисей начал свое пророческое служение во время царствования Иорама (3:1, 11), о кола 850 лет до р.х. и продолжал во время Иуия и Иоахаза. он умер во дни Иоаса (13:14-20), около 800 лет до р.х.
по своему происхождению Елисей был земледельцем из Авель- Мехолы, верхней части иорданской долины (3 царств 9:16,19). пророческому служению он учился у Илии (3 царств 19:21; 4 царств 3:11). своим характером он не был похож на Илию. Илия был подобен буре и землетрясению. Елисей был подобен веянию тихого ветра. Илия был подобен кремню — Елисей был весьма мягок, нежен и дипломатичен. Илия был жителем пустыни в одеянии из верблюжьего волоса, а Елисей был жителем городов и одевался как и все прочие люди. все же накидка Илии упала на Елисея (3 царств 19:19, 4 царств 2:13).
Чудеса Елисея
о них упоминается в гл. 2,4,5,6,7. из них было одно из семи воскресений, упоминаемых в библии. вот они: воскрешение Илией сына вдовы (3 царств 17). воскрешение Елисеем сына Сонамитянки (4 царств 4). восрешение Иисусом дочери иаира (марк. 5); сына Наинской вдовы (лук. 7), Лазаря (иоан. и). воскрешение Петром Тавифы (деян. 9). воскрешение Павлом Евтихия (деян. 20).
в эти семь воскрешений не включено воскресение Иисуса Христа, краеугольного камня всех воскресений, которое совершилось без человеческого участия или даже прикосновения, как в случае с костями Елисея (4 царств 13:21).
служение Елисея в пророческих школах
из 1 царств, гл. 19:20 мы видим, что Самуил основал пророческую школу в раме. Елисей имел подобные школы в Вефиле, Иерихоне, Галгале и других местах (4 царств 2:3,5; 4:38, 6:1). кроме этих мест Елисей жил на Кармиле, Сонаме, Дофаиме и самарии (4 царств 2:25, 4:10,25, 6:13.32). из его служения видно, что он был своего рода пастором-пророком-учителем. он также был царским советником. его совет всегда выполнялся. он не всегда одобрял царские дела, но в трудные времена он приходил на помощь царям.
служение Елисея в северном царстве было одновременным со служением пойдя в южном царстве. возможно, что он был учителем ионы и Амоса, так как они были юношами в то время.
Илия и Елисей в своей личной жизни и публичном служении могли быть прототипом и олицетворением Иоанна крестителя и Иисуса Христа. Иоанн креститель назван Илией (Матф. 11:14), а служение милосердия Иисуса Христа было расширенным служением Елисея. здесь содержится пример, что люди различных характеров могут сотрудничать для достижения тех же самых целей.
Глава 8:16-24.
Норам, царь Иудеи. (см. 2 пар. 21).
Глава 8:25-29.
Ахаз, царь иудеи. (см. 2 пар. 22).
Главы 9,10.
Ииуй, царь Израиля, 843-816 до р.х.
он царствовал 28 лет. был военачальником телохранителей Ахава. Елисей помазал его в цари, чтобы истребить дом Ахава и уничтожить поклонение Ваалу. он немедленно и яростно приступил к этой кровавой расправе. будучи неустрашимым и без сожаления, он как раз подходил к этому делу. возможно, что никто другой не смог бы этого сделать. он убил Иорама, царя Израиля, Иезавель, охозию, царя иудеи (зятя Ахава), 70 сыновей Ахава, братьев Охозии и всех друзей и соучастников дома Ахава, всех жрецов Ваала, всех поклоняющихся Ваалу. все же он «не отступил от грехов Иеровоама и не старался ходить в законе господа, Бога Израилева, от всего сердца».
если нам не вполне понятно намерение Бога в поведении Ииуя, то мы должны не забывать мерзость поклонения Ваалу. иногда Бог применяет отдельных людей и целые народы, не служащие ему, для произведения его правосудия и наказания грешников.
в то время, когда Ииуй был занят кровавой расправой в Израиле, Азаил, царь сирийский отнял Галаад и Васей, на востоке от Иордана (10:32,33). у Ииуя были свои приключения с Ассирией, которая очень быстро укреплялась.
археологическая заметка
Ииуй. недалеко от Ниневии у Калы, Леярд обнаружил в 1845-49 годах в развалинах палат Салманассара кусок черного камня, высотой 2 м, покрытого рельефными письменами, описывающих его доблести. камень этот назван «черным обелиском» и хранится в британском музее. во второй строке с верху изображена фигура с весьма заметными еврейскими чертами, склонившаяся на коленцу ног царя, а сверх его следующее написание:
«дань ииуя, сына (наследника) Амврия. серебро, золото, золотые сосуды, золотые чаши, золотые вазы, олово, скипетр для царя и копьевые рукоятки я получил».
археологическая заметка
Иезавель. Иезавель «нарумянила свое лицо» (9:30). экспедиция, предпринятая гарвардским университетом, еврейским университетом в Иерусалиме, британской археологической школой и палестинским последовательным фондом, в годах 1908-10, 1931, обнаружила в развалинах самарии, в доме Ахава «из слоновой кости» блюда, небольшие каменные коробочки, в которых Иезавель размешивала свои румяна. в них были краски: черная для краски век, зеленая и красная, а в середине углубления для размешивания красок. в них еще хранились остатки краснго цвета.
археологическая заметка
мегиддо. В Мегиддо в напластовании времени Ахава и Иезавели были найдены кувшины с останками детей, которых приносили в жертву Ваалу (см. Стр. 206), иллюстрирующие ужасный обряд поклонения Ваалу.
Мегиддо было также известным полем битвы. последняя битва веков Армагеддон (откр.16:16) получила свое название от места, расположенного на южной стороне Ездрилонской равнины, в 15 км на юго-запад от Назарета. здесь находится проход через вершины кармила и главная дорога, между Азией и Африкой, ключевой плацдарм между Евфратом и Нилом, местом встречи армий востока и запада. египетский фараон Тутмос 3, который сделал Египет мировой державой, сказал, что «Мегнддо ценнее тысячи городов». во время первой мировой войны, здесь в мегиддо английский генерал Алленби в 1918 г. разбил турецкую армию. вокруг холмов Мегиддо было пролито больше крови чем где либо в другом месте на земле.
восточный институт чикагского университета с участием палестинского правительства, в 1924 г. получил разрешение
производить раскопки вокруг холмов Мегиддо и сберегать все исторические находки (см. 214, 215).
Глава 11.
Царица иудейская Гофолия. (см. 2 пар. 22).
Глава 12.
Царь иудейский глава 12. царь иудейский Иоас. (см. 2 пар. 24).
Глава 13:1-9.
Царь израильский Иохаз, 820-804 до р.х. царствовал 17 лет. во время его царствования сирийцы весьма сильно угнетали Израиль.
Глава 13:10-25.
Царь израильский Иоас, 806-790 до р.х. царствовал 16 лет. воевал с Сирией и покорил города, потерянные его отцом в войне с Сирией. вел войны с иудой и разрушил Иерусалим.
Глава 14:1-22.
Амасия, царь иудейский. (см. 2 пар. 25).
гл. 14:23-29. Иеровоам 2, царь Израиля, 790-749до р.х.
царствовал 41 год. продолжал войны своего отца Иоаса с Сирией и с помощью пророка ионы (25) «восстановил пределы Израиля». идолопоклонство и мерзости в общественной жизни, заведенные при Иеровоаме, потребовали дальнейшего служения и реформ пророков Амоса и Осии.
археологическая заметка
печать слуги Иеровоама. в Мегиддо, в 1903-05 годах, в напластовании времен Иеровоама, Шумахер обнаружил красивую яшмовую печать, на которой было написано: «собственность Шима, слуги Иеровоама». печать передана на хранение в царственные сокровища турецкого султана.
Глава 15:1-7.
Азария, царь иудейский. (см. 2 пар. 26).
Глава 15:8-12.
Захария, царь израильский 748 лет до р.х. царствовал 6 месяцев.
Глава 15:13-15.
Селлум, царь израильский 748 лет до р.х. царствовал 1 месяц.
Глава 15:16-22.
Менаим, царь израильский 748-738 до р.х. царствовал 10 лет. был жестоким и безчувственным. он уничтожил своего предшественника.
археологическая заметка
Менаим. его дань Фулу, царю ассирийскому (19,20). на одной надписи Фула написано: «дань Менаима Самарийского… я получил». здесь же упоминаются имена: «Озии, Ахаза, Факия и Осия».
Глава 15:23-26.
Факия, царь израильский 738-736 лет до р.х. царствовал 2 года. подобно Захарии и Селлуму был умерщвлен.
Глава 15:27-31.
Факей, царь Израиля 748-730 до р.х.
царствовал 20 лет. Был сильным военным предводителем. Полагают, что он вместе с Менаимом и Факием правили страной. в союзе с Сирией они напали на иудейское царство. иуда обратился за помощью к ассирийцам и вместе они победили израильтян и сирийцев и увели в плен жителей северного и восточного Израиля. это было Галилейское пленение (734 лет до р.х.). одна самария осталась нетронутой в северном царстве. более подробно об этом сказано в 2 пар, и в книге исаии, в 7 главе.
археологическая заметка
пленение северного Израиля Феглаффессаром, царем ассирийским (29). его надпись гласила: «народы земли Амврия я отвел в Ассирию с их имуществом».
Глава 15:32-38.
Иофам, царь иудеи. (см. 2 пар. 27). глава 16. Ахаз, царь иудеи. (см. 2 пар 28).
пленение израильтян ассирийцами, 721 до р.х.
Глава 17.
Осия, последний царь Израиля 730-721 до р.х. царствовал 9 лет. платил дань царю ассирийскому, но сумел вступить в тайный союз с царем Египта. царь ассирийский заметил измену «и переселил Израиля из земли своей в Ассирию» (23). затем пала Самария и ее жители вместе с другими иудеями были забраны в плен. пророками в то время были: Осия, Исаия и Михей. северное царство просуществовало около 200 лет. каждый из 19 царей Израиля ходил греховными путями Иеровоама, основателя этого царства. Бог посылал им одного пророка за другим, а также наказание за наказанием, с намерением обратить их на путь правды, но все эти старания были напрасны. Израиль крепко прилепился к своим идолам. у Бога не нашлось других средств, как только удалить их из страны.
археологическая заметка
Оспа. Осия убил Факея и воцарился вместо него (15:30). «Осия платил дань царю ассирийскому» (17:3). в записках Феглаффессара говорится, что они свергли своего царя Факея. я поставил над ними Осию. от него я получил 10 талантов золота и 1000 талантов серебра».
археологическая заметка
пленение Израиля. царь ассирийский осаждал Самарию 3 года.. .и покорил ее.. .и увел Израиля.. .и привел людей из Вавилона.. .и поселил их в городах самарии» (17:5,6,24).
в надписи Саргона (см. стр.292) говорится, что: «в первом году моего царствования я покорил самарию. я взял в плен 27 290 человек. жителей других городов, которые никогда не платили дани, я поселил в самарии».
. Ассирия
ассирийцы разрушили израильское царство. исторические записи этих событий, сделанные самими ассирийцами, недавно были обнаружены. в этих записях упоминается 10 еврейских царей: Амврий, Ахав, Ииуй, Менаим, Факий, Осия, Озия, Ахаз, Езекия, Манассия. многие из этих заявлений подтверждают правдивость библии. Ниневия была столицей ассирийцев (см. стр. 365,367).
политика ассирийцев состояла в том, чтобы покоренные ими народы переселять в другие земли, уничтожить их национальное сознание, чтобы таким образом легче ими править. сами ассирийцы были весьма воинственным народом. в то время все народы были
грабителями, а ассирийцы были самыми грубыми из них. свое государственное благополучие они строили на награбленном имуществе других народов. их поведение с пленными было весьма жестоким. они сдирали с живых людей кожу, отрезывали у них руки, ноги, нос, уши, вырывали глаза, язык и сбрасывали груды человеческих черепов и костей для устрашения других.
Ассирия была основана 2000 лет до р.х. переселенцами из Вавилона, многие столетия была управляемая Вавилоном и часто с ним соперничала. приблизительно в 1300 г. до р.х. Салмансар 1 сбросил вавилонское иго и стал править всей долиною Евфрата. с этого времени начался упадок Ассирии. Феглаффелласар 1 (1120- 1100) сделал Ассирию опять великим царством. затем наступила опять золотая эпоха Ассирии, во время которой она развилась в мировую империю при царствовании следующих царей:
Ассур-насипал 2 (885-860 до р.х.). воинственный и жестокий. спаял ассирийцев в наилучшую боевую машину древнего мира.
Салманасар 2 (860-825 до р.х.). первый ассирийский царь, вступивший в войну с Израилем. ахав вел с ним войны. Ииуй платил ему дань.
Шанси-адад (825-808). Адад-нирари (808-783). Салманасар 3 (783-771). Ассур-даян (771-753). Ассур-луш (753-747). падение.
Тиглат-Пиласер 3 (747-727). пуль было его личное имя. он увел северный израиль в плен (734 до р.х. см. Исаии 7 гл.).
Салманасер 4 (727-722). он осаждал самарию и умер во время осады.
Саргон 2 (722-705). закончил разрушение самарии и пленение Израиля. 2000 лет раньше в Вавилоне был царь Саргон 1.
Сенахирим (705-681). более других известный царь Ассирии. поражен ангелом господним у Иерусалима. сжег Вавилон. (см. 2 пар. 32).
есар-галлон (681-668). восстановил Вавилон. покорил Египет. был одним из величайших царей Ассирии.
Ассур-баниппал (668-626). (Сарданопалус, Оснаппер). разрушил Фивы. собрал большую библиотеку. был сильным, грубым, образованным царем.
Ассур-етил-илани, Син-сар-искун (сара кос) (626-607). его жестокая империя пала, будучи окруженная скифами, мидянами и вавилонянами.
Главы 18-25
говорят об оставшихся 9 царях иуды, от Езекии до Седекии.
(см. об этих царях во 2 пар, от 29 до 36 главы).
вавилонское пленение иуды, 606 до р.х.
Глава 25.
Седекия (597-586 до р.х.). последний царь иуды. пленение иуды произошло в четырех этапах.
в 606 г. до р.х. Навуходоносор победил Иоакима и взял часть сосудов дома божьего и царское потомство, включая Даниила и увел их в Вавилон (2 пар. 36:6,7, дан. 1:1-3).
597 до р.х. Навуходоносор пришел опять и забрал оставшуюся храмовую утварь, царя Иоакима и 10 000 князей и военых людей, ремесленников, художников и увел их в Вавилон (4 царств 24:14-16*.
в 586 г. до р.х. вавилоняне снова вернулись и сожгли Иерусалим, разрушили его стены, выкололи глаза царю Седекии и в оковах увели его в Вавилон с другими 832 пленниками, оставив в городе лишь небольшой остаток бедного населения (4 царств 25:8-12; Иерем. 52:28-30). об этом больше говорится в книге царств, нежели у пророка Иеремии, где Отмечаютя только главные события. для покорения Иерусалима потребовался год с половиной времени. город был осажден в 9 году царствования Седекии, в 10 месяце и 10 дня. он сдался в 11 году, 4 месяца, 9 дня. месяцем позже город был сожжен 7 дня, 5 месяца.
для Навуходоносора потребовалось 20 лет, чтобы уничтожить Иерусалим. он мог бы это сделать с самого начала, если бы этого хотел, но в начале он был заинтересован данью. взятый в плен Даниил с самого начала пленения стал другом и советником Навуходоносора и, возможно, имел сдерживающее влияние на царя до тех пор, пока настойчивое старание иуды сделать союз с Египтом не заставило Навуходоносора смести Иерусалим с лица земли.
в 581 г. до р.х., 5 лет после разрушения Иерусалима, вавилоняне пришли опять и увели в плен 745 человек пленников (порем. 52:30), хотя значительная группа, включая Иеремию, спаслась бегством в Египет (порем. 43). падение Иерусалима вызвало пророчества трех великих пророков: перемни, Иезекииля и Даниила.
пленение иуды Вавилоном было предсказано 100 лет раньше пророками Исаией и Михеем (не. 39:6; Мих. 4:10). когда же это случилось, то пророк Иеремия предсказал, что оно будет продолжаться 70 лет (пером. 25:11,12).
этим событием закончилось земное царство Давида. оно продолжалось 400 лет и возобновилось в духовном значении с приходом в мир Иисуса Христа и завершится в его славном втором пришествии.
археологическая заметка
Навуходоносор. его сожжение городов иуды(25:9; пером. 34:7). в Лахисе, Вефиле, Кириаф-Сефере и беф-шемеше найдены слои золы от этих разрушительных пожаров, которые произошли 600 лет до р.х. это были Навуходоносоровы огнища. в Лахисе и Беф-шемеше огонь охватил город так внезапно, что под толстым слоем мусора и золы были найдены недогоревшие остатки вещей, а в Лахисе найдены храмовая утварь, алтарь, чаши, умывальницы, кости жертвоприношений. в беф-Шемеше найдены склады продуктов питания: чечевицы, изюма и оливков.
Вавилон
Ассирия покорила Израиль и увела его в плен (734-721 до р.х.). Вавилон покорил иуду и увел в плен (606-586 до р.х.).
Ассирия пленила северную часть Евфрата-тигрской долины. Вавилон пленил южную часть евфрата-тигрской долины. Ниневия была столицей ассирийской империи. Вавилон был столицей Вавилонской империи.
между Ниневией и Вавилоном было расстояние в 450 км (см. карту на стр. 217).
старая вавилонская империя Вавилон считался колыбелью человечества (см. стр. 47,72,73).
около 2000 лет до р.х. Вавилон был доминирующей державой мира.
около 1000 лет до р.х. Вавилон вел борьбу с перебоями.
около 300 лет до р.х. наступило ассирийское превосходство над Вавилоном (885-607 до р.х., см. стр. 217).
новая вавилонская империя
(606-536 до р.х.). иногда так называемая Неовавилонская империя. она разбила Ассирию в своем движении на запад, разбила иуду и покорила Египет. ее цари следующие:
Набополасар (625-604 до р.х.), наместник Вавилона. он сбросил ярмо Ассирии (625 до р.х.) и основал независимое вавилонское царство. с помощью Артаксеркса Мидийского он покорил и разрушил ниневию (607 до р.х. или 612, см. стр. 370). его сын Навуходоносор (609 до р.х.) стал военачальником армии своего отца и в 606 до р.х. управлял страной вместе с отцом.
Навуходоносор (606-561 до р.х.), величайший из всех царей и один из сильнейших монархов всех времен. он царствовал 45 лет. был собирателем вавилонской империи. его власть распространилась во все концы тогдашнего мира. он великолепно украсил город Вавилон (см. стр. 337,342). он пленил евреев, включая Даниила и Иезикниля. он полюбил Даниила и сделал его одним из своих главных советников. вне сомнения, что благодаря влиянию Даниила, положение евреев было облегчено. (см. о Навуходоносоре и Вавилоне стр. 337-344).
Меродах лукавый (561-560). Нериглиссар (559-556). Лабаш- Мардук (556).
Набонидус (555-536 до р.х.). его сын Валтасар был соучастником в правлении его последних лет. падение Вавилона. превосходство перешло к Персии. (рассказ о руке пишущей на стене и падение Вавилона, см. стр. 345).
вавилонская империя существовала 70 лет. 70 лет иудейского пленения было почти одновременным с вавилонским правлением миром. в год покорения персидским царем Киром Вавилона им было дано позволение евреям вернуться на родину.
имя Вавилона, как угнетателя божьего народа в ветхом завете, дано отступнической церкви (Откр. 17).