Вторая книга Паралипоменон

Глава 1 по 9.

Главы 10,11,12.

Глава13.

Главы 14,15,16.

Главы 17,18,19,20.

Глава 21.

Глава 22:1-9.

Главы 22:10-23:21.

Глава 24.

Глава 25.

Глава 26.

Глава 27.

Глава 28.

Главы 29,30,31,32.

Глава 33:1-20.

Глава 33:21-25.

Главы 34,35.

Глава 36:1-4.

Глава 36:5-8.

Глава 36:8-10.

Глава 36.

 

Царствавание Соломона храм история иудейского царства после отпадения 10 колен

вторая книга Паралипоменон описывает события, о которых сказано в 3 и 4 книге царств, за исключением описания царей отпавших 10 колен.

Глава 1 по 9.

храм и слава царствования Соломона (см. 3 царств 1-11).

400 лет Израиль пользовался скинией, как местом пребывания Бога среди них и Бог был этим очень доволен (2 царств 7:5-7). но когда появилось желание построить храм. Бог выразил участие в указании каким должен быть этот храм и дал «в записях планы Давиду» (1 пар. 28:19; цех. 25:9). «дом, который следует выстроить для господа, должен быть весьма величествен, на славу и украшение перед всеми землями» (1 пар. 22:5).

Давид выразил свое желание построить храм, но Бог воспретил ему, потому что он «вел большие войны» (1 пар. 22:8). Бог был помощником Давиду в его военных делах. но здесь можно заключить, что Бог не желал, чтобы «проливший много крови» был строителем его храма. покоренные Давидом народы могли питать ожесточение к Богу Израиля, так как намерением Бога было обратить к себе все народы.

храм был построен из больших камней, кедровых балок и досок, обложенных внутри храма золотом (3 царств 6:14-22; 7:9-12). золото, серебро и другие материалы, употребляемые при постройке храма (1 пар. 22:14-16; 29:2-9), оцениваемые на наши деньги, достигали от 2 до 5 биллионов долларов. вне сомнения, это была самая дорогая постройка в мире в то время. великолепие и грандиозность храма имели свое место и назначение, но золото храма стало объектом зависти и жадности среди других царей.

в главном храм был построен по планам скинии (см. стр. 139), увеличенным в два раза, принимая локоть за 75 см. длиной храм был 27 1/2 м, шириной в 9 м и высотой 14 м (3 царств 6:2).

храм был обращен лицом на восток. западных 9 м храма составляли святое святых, остальная часть храма в 18 м длиной

считалась святилищем или храмом (3 царств 6:16-20). они были разделены завесой (2 пар. 3:14).

во святом святых был помещен ковчег завета, с распростертыми над ним херувимами (3 царств 6:23-28). во святом святых около завесы посредине стоял золотой жертвенник воскурений. пять

карта 46. предполагаемый вид Соломонового храма и

царского дворца.

золотых светильников и пять столов с хлебами предложения были на северной и, столько же, на южной стороне (3 царств 7:48,49; 2 пар. 4:8).

спереди храма на восточной стороне был притвор, одинаковой ширины с храмом, глубиной в 4,5 м. в притворе по обеим сторонам стояли два медных столба, каждый 1,5 м в диаметре и свыше 10 м вышиной (3 царств 6:3; 7:15-21).

вплотную к стене храма, на северной, южной и западной сторонах были сделаны пристройки в три яруса, которые служили боковыми комнатами для священников (3 царств 6:5-10).

перед храмом стоял медный жертвенник для жертвоприношений, размером в 9 кв. м и 3 1/2 м вышиной (2 пар. 4:1). Есть предположение, что жертвенник этот стоял на том месте, с которого Авраам приготовлялся принести в жертву своего сына Исаака. место это теперь называется скала купола, на котором стоит магометанская мечеть. недалеко стояло литое море для омовения священников при жертвоприношениях, размером в 5 м в диаметре и в 2 1/2 м глубиной. которое стояло на 12 медных волах. кроме этой умывальницы еще было 10 меньших умывальниц, 5 на северной и 5 на южной стороне для омовения жертвоприношений (3 царств 7:38,39; 2 пар. 4:1-6).

храм был окружен «большим двором» и «внутренним двором» (3 царств 6:36; 7:12), размеры которых не указаны. возможно, что в «большом дворе» находились царские палаты.

в постройке храма принимало участие 30 000 израильтян и 150 000 Хананеев (3 царств 6:38). весь строительный материал приготовлялся на место обработки, а на месте постройки «ни молотка, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его» (3 царств 6:7).

город Иерусалим был расположен на 5 холмах (см. стр. 46). Давидова стена прикрывала южно-восточную сторону. полагают, что соломонова стена стояла на центрально-восточных и юго- западных холмах. дворец Соломона, а еще дальше на юг стоял дом из ливанских кедров, который, как думают, был оружейным складом (3 царств 7:2,8). приблизительное расположение этих зданий показано на предыдущей странице.

соломонов храм стоял 400 лет (970-585 до р.х.). храм Зоровавеля простоял 500 лет (520-20 до р.х.). храм ирода-90 лет (20 до р.х. и 70 лет по р.х.).

божьи храмы

скиния. скиния была только палаткой и местом божьего обитания на протяжении 400 лет. большую часть времени она стояла в Силоме (см. исход 25-40).

храм Соломона. его слава была весьма кратковременной. он был разграблен 5 лет после смерти Соломона, а позже разрушен вавилонянами в 586 г. до р.х.

храм Иезекииля (Иезек. 40-43). не настоящий храм, но видение будущего восстановленного храма.

синагоги. синагоги появились во время пленения. они не были храмами, а небольшими зданиями среди рассеянных израильтян (см. стр. 410).

храм Зоровавеля. он был построен после возвращения израильтян из плена (см. Ездра и Неемия). он простоял 500 лет.

храм ирода. он был построен иродом из мрамора и золота. храм времени Христа. этот храм был изумительной красоты. разрушен римлянами в 70 лет по р.х. (см. Иоан. 2:13 и ниже.).

тело Христа. Христос назвал свое тело храмом (Иоан. 2:19-21). в нем обитал Бог среди людей. Иисус сказал, что земные храмы не являются необходимостью для поклонения Богу (Иоан. 4:20-24).

церковь, как коллектив. она является храмом божьим. через церковь Бог живет в мире (1 Кор. 3:16-19).

всякий отдельный верующий является храмом божьим (1 Кор. 6:19), которого величие Соломонового храма могло быть прообразом.

часто дома молитвы люди называют храмами Божьими, но об этом нигде не сказано в библии.

храм на небе. скиния была образом небесного (Евр. 9:11,24). апостол Иоанн видел в видении храм (Откр. 11:19), а позже Бог и агнец стали храмом (Откр. 21:22).

Главы 10,11,12.

Ровоам, царь иуды, 933-916 до р.х.

сын Соломона Ровоам царствовал 17 лет. (о нем также сказано и в 3 царств 12,13,14). во время его царствования начался упадок славного Соломонового царства. 10 колен отошло от 12 колен Израиля и Сусаким, египетский царь, ограбил Иерусалим (12:2-9).

археологическая заметка вторжение Сусакима в иудею.

свои походы в иудею Сусаким описал на южной стороне великого храма в Амоне около Карнака, где он изображен дарящим 156 городов палестины своему богу Амону.

в раскопках Кириаф-Сефера обнаружен слой золы после сожжения этого города.

найден и фрагмент памятника, который Сусаким поставил в Мегиддо.

мумия Сусакима была открыта в 1939 г. в тайнее, которая хранится в серебряном саркофаге, обложенным чистым золотом. возможно, что это было золото, награбленное в Иерусалиме.

Глава13.

Авия, царь иуды, 915-913 до р.х.

он царствовал 3 года. (о нем также сказано в 3 царств 15:1-8). подобно своему отцу, он был нечестивым царем. в войне с Иеровоамом он «уповал на господа» и поэтому победил Иеровоама, отняв у него некоторые северные города.

Главы 14,15,16.

аса, царь иуды, 912-872 до р.х.

он царствовал 41 год. (о нем также читаем и в 3 царств 15:9-24). его долгое царствование перекрыло царствование 7 царей северного царства. он был добрым, благочестивым царем, служащим господу от всего сердца. он произвел много реформ в своем царстве. им были разрушены жертвенники чужим богам, высоты, истуканы, поклонение солнцу и астарте. он запретил содомию (мужскую проституцию), и лишил царского достоинства свою мать за то, что она поклонялась идолу. он был весьма и во всем успешным и богатым.

Главы 17,18,19,20.

Иосафат, царь иуды, 874-850 до рыцарствовал 25 лет. (о нем также читаем в 3 царств 22:41-50). был весьма набожным: «он взыскал Бога отца своего и поступал по заповедям его». он установил систему образования, дав повеление священникам и левитам учить народ во всех городах из «книги закона». при нем были установлены судебные учреждения по всей земле. он содержал большую армию и обладал великой силой.

Глава 21.

норам, царь иуды, 850-843 до р.х.

царствовал 8 лет. (о нем также сказано в 4 царств 8:16-24). он был сыном доброго отца и деда, но стал отступником через женитьбу с преступной женщиной Гофолией, дочерью бесславной Иезавели. во время его царствования Иерусалим был ограблен вавилонянами и филистимлянами. он умер от ужасной болезни. «выпали внутренности его от болезни его, и он умер в жестоких страданиях».

Глава 22:1-9.

Охозия, царь иуды, 843 до р.х.

царствовал 1 год. (о нем также сказано и в 4 царств 8:25-29). он был сыном Гофолни и внуком Иезавелн, потомок дома Давидова с ужасным поведением. в своем поведении весьма беззаконный. был убит инуем.

Главы 22:10-23:21.

Гофолия, царица иуды, 843-837 до

царствовала 6 лет. (читай также 4 царств 11). она была дочерью Иезавели и такая же лукавая, как и ее мать. была замужем за Иорамом, царем иудейским и матерью следующего иудейского царя оказия. таким образом она была царицей 8 лет, царицей матерью 1 год и 6 лет правила независимо, всего 15 лет. была фанатически предана поклонению Ваалу и умертвила своих внуков.

Глава 24.

Иоас, царь иуды, 843-803 до р.х.

царствовал 40 лет, возможно, включая 6 лет царствования Гофолии. (о нем также говорится и в 4 книге царств 12). Иоас был внуком Гофолии. во время умерщвления Гофолией царского рода, Иоас, сын Охозии, в младенческом возрасте был похищен и 6 лет скрываем в храме. когда иоасу исполнилось 7 лет, то тогда его дядя подай, первосвященник, устроил заговор против гофолии и поставил Иоаса царем. подай всю свою жизнь был активным правителем. под его руководством Иоас очистил землю от поклонения Ваалу. он восстановил храм, опустошенный гофолией и обновил служение живому Богу. «и делал Иоас угодное в очах господних во все дни Йода священника».

по смерти падая Иоас уклонился в идолопоклонство. иудейские князья, которые раньше занимались идолопоклонством и служением Астарте, погубили Иоаса. он даже велел побить камнями Захарию, сына падая священника, который поставил его на царство. годом позже, по смерти Захарии, пришли сирийцы и ограбили Иерусалим, убили князей «и над Иоасом совершили они суд».

Глава 25.

Амасия, царь иуды, 803-775 до РХ

царствовал 29 лет. (читай о нем также в 4 царств 14:1-22). «он делал угодное в очах господних, но не от полного сердца». служил богам Едома. воевал с Израилем и ограбил Иерусалим.

Глава 26.

Озия, царь иуды, 787-735 до р.х.

царствовал 52 года. (о нем также говорится в 4 царств 15:1-7). полагают, что он был не полным членом правления со своим отцом Амасией. «делал угодное в очах господних». «прибегал к Богу…и в те дни, когда он прибегал к господу, споспешествовал ему Бог». он содержал большую армию и искусно придуманные военные машины победил филистимлян, аравитян, аммонитян. любил земледелие.

расширил владения иуды, как во дни разделения на иудейское и израильское царства. стал гордым и упрямым и за это Бог поразил его проказой.

археологическая заметка

Озия. в записках ассирийского царя Феглаффелласара (747-727 до р.х.), который увел северное израильское царство в плен, упоминается четыре раза «Озия-иудеянин».

надгробный камень Озии был найден в российском археологическом музее на Елеонской горе д-ром е.л. Сукеником, из еврейского университета в Иерусалиме. на камне написано арамейскими письменами времени Христа так: «здесь покоятся кости Озии, царя Иудейского-не открывайте». Озия был погребен в городе Давидовом (4 царств 15:7), но по некоторым причинам место его погребения было занято для других целей и его кости были перенесены на новое место.

Глава 27.

нефам, царь иуды, 749-734 до р.х.

он царствовал 16 лет обычно вместе со своим отцом (4 царств 15:32-38*. «и делал он угодное в очах господних точно так, как делал Озия, его отец».

археологическая заметка

нефам. в раскопках около Гафхефера найдена печать с надписью: «принадлежит Иофаму».

Глава 28.

Ахаз, царь иуды, 741-726 до р.х.

он царствовал 16 лет (4 царств 16). некоторое время правил царством вместе со своим отцом, но по иному. был весьма развращенным молодым царем, который «шел путем царей израильских». он возобновил жертвоприношения Ваалу и Молоху и приносил в жертву своих сыновей. «и предал его господь, Бог его, в руки царя Сириян и они поразили его». Сирияне и израильтяне атаковали его с севера, Идумеи с востока, а Филисимляне с запада. и по причине греховной жизни Ахаза иудеи были весьма унижены.

археологическая заметка

Ахаз. печать с надписью : «начальник Ахаза» была найдена в раскопках.

Ахаз платит дань Феглаффелласару, царю ассирийскому (16; 4 царств 16:6-8. в записках Феглаффелласара записано: «дань от Ахаза Иудеянина я получил: золото, серебро, олово, железо и ткани. дамаск я разрушил. репей я покорил. его начальников я посадил на кол. я искоренил его сады и не оставил ни одного дерева». об этом подтверждено в 4 царств 16 и в Исаии 7 главе.

Главы 29,30,31,32.

Езекия, царь иуды, 726-697 до рыцарствовал 29 лет (4 царств 18,19,20). унаследовал разрушенное царство и тяжкие подати Ассирии. начал свое царство великими реформами. разрушил идолов своего отца Ахаза. отворил двери храма и очистил его. освободился от Ассирии. пророк Исаия был его близким советником.

на шестом году царствования царя Езекии (721 до р.х.) пало северное царство, а на 14 году (713 до р.х.) Сеннахирим, военачальник своего отца Саргона, царя ассирийского, покорил иудейское царство. Езекия платил дань ему. посланные из Вавилона (4 царств 20:12-15), подозреваемые Сеннахиримом, приходили высмотреть землю и снова (в 701 г. до р.х.) вторглись в иудею. Езекия производил укрепление городских стен, построил трубопровод и заготовлял военное оружие и шиты. затем последовало великое избавление ангелом господним (4 царств 19:35). победа эта подняла престиж и влияние Езекии.

археологическая заметка.

починка стен во время ассирийской осады (32:5), сделанная наскоро, весьма заметна в наше время на стене. обнаружено также основание внешней, «другой стены», которая идет параллельно со стеной Давида на расстоянии 9 м от нее.

о туннели Езекии, которая доставляла воду в город Иерусалим (32:3,4; 4 царств 20:20). туннель эта найдена. Гихонский источник находился на восточной стороне Офелового холма (см. карту 8), как раз за стеной. каменщики Езекии высекли в скале туннель под холмом, длиной в 510 м от источника и отвели его на юго-запад в Силоамскую купель во внутреннюю часть города. таким образом течение воды было направлено в Кедронский источник. туннель в среднем была в два метра высотой и около одного метра шириной. ее уклон был в два с лишним метра. у русла источника была найдена Силоамская надпись.

Силоамская надпись. праздный ученик в 1880 году играл у русла Езекииной туннели и заметил высеченные знаки на каменной стене на расстоянии 5 м от входа, похожие на буквы. он сказал об этом учителю, д-ру шику, который обнаружил, что это было описание постройки туннели на еврейском языке. камни эти были вынуты из стены и отосланы в константинопольский музей, где они находятся до сегодняшнего дня. надписи эти гласят:

«постройка туннели закончена. вот ее история. каменщики еще взмахивали своими кирками с противоположных сторон и когда они были еще на расстоянии двух метров — они уже слыхали друг друга. наконец они встретились, ударяя киркой о кирку и немедленно потекла вода из источника в купель. высота скалы была от 50 до 600 метров».

вторжение Сеннахирима в иудею (32:1), во время которого он покорил «укрепленный городок» иуды (4 царств 18:13) и осаждал Иерусалим (4 царств 18: 17), но не по корил и вернулся обратно в свою землю (4 царств 19:35,36). 11 Паралипоменон

записи этого набега, по словам самого Сеннахнрима, найдены на глиняной призме (рис.47). призма хранится в музее восточного института, в г. Чикаго. на ней написано: «после того, как царь иудейский Езекия не покорился моей власти, я победил 46 его укрепленных городов и меньших городов без числа. я применил стенобитные тараны, машины, подкопы, проломы в стенах, топоры и я осадил и взял город. 200 150 человек населения простых и знатных, мужчин и женщин, лошадей и мулов, ослов, верблюдов, волов, овец без числа я взял в добычу. а Езекию я запер в Иерусалиме, его столице, как птичку в клетке. я построил ряд укреплений против него и изгнал всех, кто вышел из ворот его города. а его города, которые я покорил, я отдал царям Аштода, экрана и газы».

ни один из ассирийский царей не решился бы записать свое поражение, какое потерпела армия Сеннахирима у стен Иерусалима (4 пар. 19:35,36), а поэтому и Сеннахирим ничего не говорит о взятии Иерусалима. факт этот подтверждает правдивость библейского рассказа о поражении армии сеннахирима.

Сеннахирим-»сам он стоял против Лахиса и вся сила его с ним» (32:9). на стенах дворца Сеннахирима в Ниневии, Лейд обнаружил скульптурный рельеф, изображающий расположение армии у Лахиса, на котором было написано: «Сеннахирим, царь мира, во время своего царствования сидел на своем престоле и наблюдал падение лахиса своими очами».

о дани, посланной Езекием Сеннахириму (4 царств 18:14-16), там же написано та к: «мое величие устрашило Езекию. он дал мне дань в 30 талантов золота, 80 талантов серебра, драгоценных камней, слоновую кость, женщин из его дворца и много других даров».

Лахис и Гива (32:9, не. 10:29) упоминаются, как города из многих других, пострадавших от руки Сеннахирима. в Лахисе археологическая экспедиция Велкома нашла слой золы от огня 700 лет до р.х. а в Гиве Албрайт так же обнаружил слой золы от огня этого времени.

убийство Сеннахирима его сыновьями (32:21; 4 царств 19:36,37). ассирийская надпись гласит, что «20 дня Тевера (января) Сеннахирим был убит его восставшими против него сыновьями. 18 дня Сивана (июня) его сын Асардан воцарился на престоле своего отца.

Глава 33:1-20.

Манассия, царь иуды, 697-642 до р.х.

царствовал 55 лет (4 царств 21:1-18). был одним из самых нечестивых иудейских царей. царствовал дольше многих других

царей. восстановил идолов, которые его отец Езекия разрушил. возобновил поклонение Ваалу. сжигал своих сыновей. залил Иерусалим кровью. предание гласит, что он перепилил пророка Исаию) надвое.

археологическая заметка

в записях Асардана, ассирийского царя (681-668 до р.х.) говорится: «я повелел 22 царям западных земель приготовить для меня строительный материал для моего дворца». и там же упоминается имя «Манасии, царя иудейского».

Глава 33:21-25.

Амон, царь иудейский, 641-640 до р.х.

царствовал два года. был нечестивым царем (4 царств 21:19-25).

Главы 34,35.

носив, царь иудейский, 639-608 до рыцарствовал 31 год (4 царств 22:23). начал царствовать в восьмилетнем возрасте. в 16 летнем возрасте начал «прибегать к Богу Давида, отца своего». в 20 летнем возрасте начал свои реформы в стране. а когда ему исполнилось 26 лет он нашел «книгу закона господня, данную рукою Моисея», что придало его реформам особое значение и произвело до этого неслыханное обновление в народе. но в сердце своем народ все же оставался идолопоклонническим, так как продолжительное и нечестивое царствование Манасии почти изгладило разумение истинного Бога. реформы Иосии задержали, но не избавили Иуду от грядущих бед.

в дни поспи произошли набеги скифов на западную Азию (см. стр. 313), что весьма ослабило Ассирию. поход египетского фараона Нехао против Кархемиса (35:20-24) нанес решающий удар по распадающейся ассирийской империи. Иосия посчитал своим долгом выступить против фараона и был убит в битве около Мегиддо.

Глава 36:1-4.

показ, царь иудейский, 608 до р.х.

царствовал всего 3 месяца (4 царств 23:30-34). был свергнут с престола египетским фараоном и уведен в Египет, где и умер.

Глава 36:5-8.

Иоаким, царь иудейский, 608-597 до р.х.

царствовал 11 лет (4 царств 23:34; 24:7). был поставлен на престол фараоном. через три года был побежден Вавилоном (дан. 1:1). после этого он служил царю вавилонскому 3 года. восстание против Вавилона было неудачным, после чего царь вавилонский «заковал его оковами» отвел в Вавилон (4 царств 36:6). в плену он скоро умер или был убит и погребен «ослиным погребением» (Иер. 22:18,19, 36:30). по характеру он был надменным, жесток сердцем и нечестивым, противоположным своему отцу Иосии. он несколько раз старался убить пророка Иеремию (Иер. 26:21; 36:26).

Глава 36:8-10.

Иехония, царь иудейский, 597 до р.х.

царствовал 3 месяца (4 царств 24:6-17). был уведен в вавилонский плен, где прожил около 37 лет (4 царств 24:15; 25:27).

археологические заметки

Печеть слуги Иехонии. в 1928 г. около Кириаф-Сефара кайл и Албрайт нашли слой золы, оставшейся после пожаров Навуходоносора, две кувшинные ручки, на которых было отмечено: «принадлежит Елиакиму, слуге Иехонии». одна из этих ручек хранится в Питсбург-ксения семинарии. подобные печати были так же найдены в 1930 г. грантом в Беф-шемеше.

Иехония выведен из «дома темничного» и получил «содержание» (4 царств 25:27,30). Албрайт говорит о находке Вейднером в руинах вавилонских висячих садов плиту, на которой были поименованы лица, получающие регулярную помощь масла и зерна, и в числе этих поименованных находится имя «Иехония, царь из земли иудейской».

Глава 36.

Седекия, царь иудейский, 597-586 до р.х.

царствовал и лет (4 царств 24:25). поставлен на престол Навуходоносором. очень слабый правитель. на четвертом году царствования посетил Вавилон. позже он восстал против Вавилона. скоро после восстания Навуходоносор пришел и предал Иерусалим опустошению. он выколол Седекии глаза, заковал его в медные оковы и увел в Вавилон, где он умер в доме стражи (пер. 52:11). этим закончилось царство Давида (см. 4 царств 25 главу).

Гофолия поставлена начальником (4 царств 25:22. см. пер. 40). бегство остатка в Египет (4 царств 25:26. см. пер. 42). указ царя Кира (36:22. см. книгу Ездры 1).

Археологическая заметка

Седекия. бегство царя «между двумя стенами» (4 царств 25:4). дорога эта «между двумя стенами» находится на юго-восточной окраине Иерусалима. ее можно видеть теперь длиной в 45 м.