Притчи

Глава 1. Глава 12. Глава 22.
Глава 2. Глава 13. Глава 23.
Глава 3. Глава 14. Глава 24.
Глава 4. Глава 15. Глава 25.
Глава 5. Глава 16. Глава 26.
Глава 6. Глава 17. Глава 27.
Глава 7. Глава 18. Главы 28,29.
Главы 8,9. Глава 19. Глава 30.
Глава 10. Глава 20. Глава 31.
Глава 11 Главы 21-25  

 

Слова мудрости Преимущественно Соломоновы О практических делах в жизни С особым ударением на праведность и страх божий Книга Подобно книге Псалтирь и Пятикнижию книга притчи подразделяется заголовками на пять частей: притчи Соломона (1-9);

Притчи Соломона (10-24); притчи Соломона, которые собрали Мужи Езекии, царя иудейского (25-29); слова Агура (30); слова Лемуила (31).

Большая часть притч приписывается Соломону. Он принял такое Участие в составлении притч, как Давид в составлении псалмов. Они Оба были главными авторами. Псалтирь — книга поклонения Богу, а Книга притчей — книга практической этики.

Соломон С молодых лет Соломон имел сильное стремление к знанию и Мудрости (3 царств 3:9-12). Он был необыкновенно одаренным в свое Время. Его интеллектуальные способности поражали мир. Со всех Концов земли приходили цари послушать его. Он вел беседы по ботанике и зоологии. Он был ученым, политическим правителем, Коммерсантом, ведущим большую торговлю, поэтом, моралистом и Проповедником. (см. 3 царств 4 и9).

Притча — это короткое, сжатое, не требующее доказательства выражение, иногда противоположность или сравнение, часто между собой не имеющих связи. Притчи в главном предназначались для Молодежи, были формой поучений, повторением практических Советов в таком виде, чтобы они легко запоминались.

Темы Мудрость. Праведность. Страх божий. Знание. Мораль.

Воздержание. Усердие. Самообладание. Упование на Бога.

Десятина. Разумное пользование Богатством. Сочувствие к бедным.

Сдержанность. Милосердие к врагам. Выбор друзей. Воспитание Детей. Трудолюбие. Честность. Леность. Справедливость. Помощь.

Веселие. Здравый рассудок.

Способ применения Цель этой книги состоит в том, чтобы внедрить добродетель, о Которой говорится во всей библии. Очень частым напоминанием и в Разных формах Бог предоставляет человеку обилие наставлений, Строчка за строчкой, правило за правилом, здесь немного и там Немного Бог указывает нам, как нам жить. Мы не имеем извинения, Если преступим эти советы. Поучение притчами не выражается так, Как в книге закона Моисеева: «так говорит господь» и не является прямыми заповедями Бога. Они учат нас опытом человеческих переживаний, испробованные и проверенные всем опытом жизни.

Моисей в свое время сказал: «вот это заповеди господни». Соломон же, как бы говорит: все, что Бог заповедал испытано опытом Наилучших людей и сущность человеческой мудрости заключается в том, чтобы соблюдать Божьи заповеди.

Открывая свою волю человеку, Бог на протяжении долгого Времени старался разными способами, не только заповедями, но и Притчами и примерами убедить человечество, что божьи законы Необходимы для разумной жизни.

Слава Соломона пронеслась во все концы земли и он стал Примером в выражении божьей мудрости. Книгу притчей считают Одной из лучших книг наставления, ведущей молодого человека к Успешной жизни.

Глава 1.

Цель книги познать мудрость, наставление, разумение, справедливость, истину, равенство, знание, поучение, здравый совет (2-7). Какие прекрасные слова.

«начало мудрости — страх господень» (7). Необходимость слушаться родительских наставлений (8,9). Избегать плохих друзей (10-19). Премудрость предупреждает (20-33).

Главы 2-6

Глава 2.

Премудрость следует приобретать от всего сердца. Она содержится в Божьем слове (6). Затем следует предупреждение оберегаться «жены другого, от чужой», которое очень часто Повторяется.

Глава 3.

Великолепная и замечательная глава. Здравомыслие, Истина долголетие, мир, надежда на Бога, почтение Бога от Имущества, достатка и безопасность, счастье, благословение.

Глава 4.

Самое главное в жизни есть мудрость, поэтому приобретай мудрость. «стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня. Путь же беззаконных — как тьма; они не знают, обо что споткнутся» (18,19).

Глава 5.

Супружеская верность и счастье. Предупреждение против Супружеской неверности. Хотя у Соломона было много жен, но он Предупреждает против многоженства. Он заключает, что иметь одну Жену гораздо благомысленней (18,19).

Глава 6.

Предупреждение против сомнительных торговых сделок И поручительства, лени, хитрости, лицемерия, высокомерия, лжи, Злоумышления, непочтительности к родителям, прелюбодеяния.

Главы 7-14

Глава 7.

Предостережение от прелюбодейной женщины, мужа Которой нет дома. Главы 5,6,7 говорят о таких женщинах. Если Судить по месту, которое Соломон уделяет предостережению о таких Женщинах, то таковых в то время было очень много (Еккл. 7:28).

Главы 8,9.

Премудрость, изображаемая женщиной, приглашает Всех на пир лучших вещей, в противовес распутным женщинам, Уловляющих неразумных льстивыми словами: «воды краденные Сладки» (9: ! 3-18).

Глава 10.

Большая разница между мудрым и глупым, праведным и беззаконным, усердным и ленивым и богатым и бедным.

Глава 11

«неверные весы — мерзость пред господом». «что Золотое кольцо в носу свиньи, то женщина красивая и безрассудная».

«благотворительная душа будет насыщена; и кто напояет других, Тот и сам напоен будет». «мудрый привлекает души».

Глава 12.

«добродетельная жена — венец для мужа своего».

«мерзость пред господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему». «человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость». «на пути правды — жизнь, и на стезе ее нет смерти».

Глава 13.

«кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда». «надежда, долго не Сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание — как древо Жизни». «добрый разум доставляет приятность». «обращающийся с Мудрым будет мудр, а кто дружится с глупым, развратится».

Глава 14.

«у терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость». Страх господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти». «кроткое сердце — жизнь Для тела, а зависть — гниль для костей». «кто теснит бедного, тот хулит творца его; чтущий же его, благотворит нуждающемуся».

Главы 15-20

Глава 15.

«кроткий ответ отвращает гнев». «кроткий язык — древо жизни». «молитва праведных благоугодна Господу». «веселое сердце делает лицо веселым». «мудрый сын радует отца, а глупый Человек пренебрегает матерью своею».

Глава 16.

«человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка». «погибели предшествует гордость, и падению надменность». «венец славы — седина, которая находится на пути правды».

Глава 17.

«родил кто глупого, — себе на горе, и отец глупого не Порадуется». «веселое сердце благотворно, как врачество, а унылый дух сушит кости». «и глупец, когда молчит, может показаться Мудрым, и затворяющий свои уста — благоразумным».

Глава 18.

«уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои». «смерть и жизнь — во власти языка, и любящие его вкусят от Плодов его». «кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил Благодать от господа».

Глава 19.

«разумная жена от господа». «благотворящий бедному дает взаймы Господу; и он воздаст ему за благодеяние его». «много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом».

Глава 20.

«вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен». «честь для человека — отстать от Ссоры, а всякий глупец задорен». «есть золото и много жемчуга, но драгоценная утварь — уста разумные». «неодинаковые весы, Неодинаковая мера, то и другое — мерзость пред господом».

Главы 21-25

«лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме».

«кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и Сам будет вопить,- и не будет услышан». «мерзость пред Господом — неодинаковые гири, и не верные весы». «кто хранит уста Свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою». «коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа».

Глава 22.

«доброе имя лучше большого Богатства, и добрая слава лучше серебра и золота». «наставь юношу при начале пути его; он не Уклонится от него, когда он состареет». «милосердный будет Благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего». «видел ли Ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями;

Он не будет стоять перед простыми».

Глава 23.

«не заботься о том, чтобы нажить Богатство; оставь Такие мысли твои». «слушайся отца твоего, он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состареет». «у кого вой? У Кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого Багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые Приходят отыскивать вина приправленного». «не смотри на вино, Как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит и ужалит, как аспид».

Глава 24.

«с обдуманостью веди войну твою, и успех будет при Множестве совещаний». «проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного. И вот, все это заросло Терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда Его обрушилась. И посмотрел, и обратил сердце мое, и посмотрел, и получил урок: немного поспишь, немного подремлешь, немного, Сложив руки, полежишь, и придет, как прохожий, бедность твоя, и Нужда твоя — как человек вооруженный».

Глава 25.

«золотые яблоки в серебряных прозрачных Сосудах — слово, сказанное прилично». «если голоден враг твой, Накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою». И Бог вознаградит тебя.

Эта группа притчей Соломона (главы 25-29) собрана мужами Езекии, царя иудейского (45:1). Езекия жил около 200 лет после Соломона. Возможно, что оригинальная запись Соломона была изношенна от употребления. Основной целью реформ Езекии было обновление интереса к божьему слову (4 царств 18).

Главы 26-31

Глава 26.

«видел ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого Больше надежды, нежели на него». «что город, разрушенный, без Стен, то человек, не владеющим духом своим».

Глава 27.

«не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, Что родит тот день». Больше притч о глупцах.

Главы 28,29.

«дающий нищему не обеднеет, а кто закрывает глаза Свои от него, на том много проклятий». «глупый весь свой гнев Изливает, а мудрый сдерживает его». Продолжение о глупцах.

Соломон не любил глупцов, но все же считался с ними.

Глава 30.

Кто был Агур, нам неизвестно. Возможно он был другом Соломона. Соломону нравились притчи Агура, поэтому он Их включил в свои списки.

Глава 31.

Наставление царя матерью. Полагают, что имя Лемуил Было другим именем Соломона. Если эти предположения верны, то Вирсавия была его матерью, и она научила его этим притчам.

Немногие матери вырастили таких прекрасных сынов. От самой Юности Соломон был весьма хорошо воспитанным человеком. К Сожалению, в своей старости он своим поведением стал Противоречить притчам (22:26). Глава эта больше говорит о матерях, нежели царях.