Аггей

Восстановление храма предсказание о более славном будущем храме

Возвратившиеся из плена евреи в первую очередь занялись восстановлением своей национальной жизни и построением храма.

Аггей, Захария, Малахия

Эти три пророка принадлежат к периоду времени после возвращения из плена, о чем говорится в книгах Ездры, Неемии и Есфири (см. Кн. Ездры).

Аггей и Захария принимали участие в восстановлении храма (520-516 до р.х.). Есть предположение, что Малахия и Неемия сотрудничали сто лет позже в ремонте иерусалимских стен.

Хронология этого периода времени.

536 до р.х.

 50 000 евреев под руководством Зоровавеля вернулись в Иерусалим.

536 до р.х.

 в 7-ом месяце построили жертвенник и начали жертвоприношения.

535 до р.х.

 во 2-ом месяце работа в храме началась и остановилась.

520 до р.х.

 в 6-ом месяце (сентябрь), первого дня Аггей призывает строить.

520 до р.х.

 в 6-ом месяце, 24-го дня началась работа.

520 до р.х.

 в 7-ом месяце (октябрь), 21-го дня Аггей делает второй призыв.

520 до р.х.

 в 8-ом месяце (ноябрь), вступительное слово Захарии.

520 до р.х.

 в 9-ом месяце (декабрь), 24-го дня Аггей делает з-й и 4-й призыв.

520 до р.х.

 в 11-ом месяце (февраль), 24-го дня видение Захарии.

518 до р.х.

 в 9-ом месяце (декабрь), 4-го дня, видение Захарии.

516 до р.х.

 в 12-ом месяце (март), 3-го дня, работа в храме за кончена.

515 до р.х.

 в 1-ом месяце (апрель), 14-21-го дня, радостное празднование пасхи.

457 до р.х.

 Ездра пришел в Иерусалим и произвел некоторые реформы.

444 до р.х.

 Неемия восстановил стены. Время Малахии.

Аггей и его книга

Можно подумать, что Аггей был старым человеком и что он видел первый храм (2:3)? Его книга состоит из 4 кратких бесед.

Политическая ситуация

Иуда был порабощен, Иерусалим сожжен, храм разрушен и народ уведен в вавилонский плен (606-586 до р.х., как сказано в 4 царств 24,25). После 70 летнего плена, около 50 000 евреев по указу Кира вернулись в свою землю (536 до р.х.) И начали постройку храма. Но не успели они поправить фундамент, как работа была остановлена враждебными соседями.

В течении следующих 15 лет ничего больше не было сделано. В это время новый царь Дарий восшел на персидский престол. Он имел дружелюбное расположение к евреям. После настоятельных проповедей Аггея и Захарии работа возобновилась и храм был построен в 4 года (520-516 до р.х.). Стены Иерусалима были восстановлены Неемией 70 лет позже.

Глава 1.

Начало работы над храмом

Фундамент храма уже был заложен 15 лет ранее(ездра:10). После этого работа прекратилась. Народ потерял интерес к стройке храма. Бог осведомляет народ через пророка Аггея, что по этой причине у них был плохой урожай. Один из древнейших ветхозаветных уроков состоит в том, что народное бедствие приходит по причине народного отступления от Бога.

Проповедь Аггея произвела небывалый эффект. Люди поверили божьему слову и через 24 дня работа возобновилась.

Глава 2.

Будущая слава божьего храма

Через 27 дней старый фундамент храма был очищен от мусора и стало видно его очертание. Затем Аггей изрек свое пророчество о будущей славе храма, которая превзойдет славу Соломонового храма.

По своему содержанию пророчество Аггея было мессианским. Он думал о храме, который он вместе с Зоровавелем строил. Но пророческое слово, которое он изрекал, не было его словом, а словом Бога. Бог имел ввиду иной храм — его церковь, построенную не из камней, а из живых некупленных душ. Это неувядаемая, бесконечная, невыразимая, славная, венец всех славных дел Бога-церковь (1 Коринф. 3:16,17; 2 Коринф. 6:16; Ефес. 2:21), о которой мечтал Аггей.

«я потрясу небо и землю» (6,7). Возможно, что выражение это имело отношение к политической жизни того времени, но оно цитируется в послании к евреям 12:26, определяющее увядающую славу мира на рассвете вечного небесного царства. «желаемый всеми народами» (7), относится ко Христу-мессии. Еще была зима ( 10). И земля не была готова для принесения плода, но народ воодушевился и приступил с великим усердием к постройке дома Божия, а Бог обещал им, что в будущем поля их будут плодородными.

Аггей заканчивает свое видение ободрением Зоровавеля и обетованием сохранить его (23). Зоровавель представляет собой дом Давида. (см. Захария 4 гл.).