Библиотека soteria.ru
Малахия
Дата публикации: 07.05.14 Просмотров: 857
Малахия
Последнее ветхозаветное слово к непокорному народу
Точное время жизни пророка Малахии нам не известно. Принято думать, что Малахия жил лх) лет после Аггея и Захарии и что он сотрудничал с Ездрой и Неемией в проведении реформ в Израиле. Полагают, что он жил приблизительно между 450-400 лет до р.х.
Остаток Израиля уже вернулся из плена (536 до р.х.). Под руководством Аггея и Захарии храм в Иерусалиме был восстановлен в 520-516 гг. До р.х. 60 лет спустя (457 до р.х.) Ездра пришел восстановить национальную жизнь народа. А 13 лет позже пришел Неемия и починил разрушенные стены Иерусалима.
Так что к дням Малахии евреи уже 100 лет жили на своей родине, вернувшись из Вавилона, исцелившись пленом от идолопоклонства, но все еще склонные пренебрегать божьим домом. Священники были нерадивыми и развратными. Жертвоприношения не были на должной высоте. Народ пренебрегал десятинами и возвращался к старым обычаям смешанных браков с языческими соседями (см. Ездра 9).
Таким образом. Богом избранный еврейский народ, ослабевший в своих переживаниях, привязанный к своим грехам, впал в летаргическое состояние ожидания обещанного мессии. Малахия заверяет, что мессия придет, но его приход предвещает им Божий суд.
Глава 1.
Бог не благоволит к жертвоприношениям
Второй и третий стих цитируются в послании к римлянам 9:10-13, 'указывая на божье предпочтение в избрании Иакова, вместо Исава (быт. 25:22-34). Здесь Малахия говорит о двух народах, которые произошли от Иакова и Исава-Израильтяне и Едомляне. Оба были покорены и рассеяны Вавилоном. Израиль был восстановлен, а Едам еще остался разоренным.
Приношение израильтянами в жертву больных и с физическими недостатками животных, которых они не осмелились бы подарить своим князьям (8), огорчало Бога. После этого неправильного отношения к Богу Малахия предвидит день, когда все народы мира будут чтить Бога (и).
Глава 2.
Браки с соседними языческими народами
Израильские священники были поставлены Богом, чтобы учить народ благоговению пред Богом (5-7), а они первые бесславили
Бога. Они были корыстолюбивыми, развращенными и слово «священник» стало пренебрежительным словом в народе.
Низкая супружеская мораль (10-16). Евреи разводились со своими женами, чтобы потом жениться на языческих женщинах. Они свершали двойной грех, что весьма вредно отражалось на воспитании детей.
Причиной такого религиозного безразличия и низкого морального поведения был их скептицизм. Смотря на языческие народы, которые были богаче их, народ обычно говорил: какая польза нам от служения Богу? (см. 3:13-18).
Глава 3:1-6.
Грядущий день господень
Малахия отвечает скептикам, что в грядущий день суда Бог ответит на их насмешки: «что пользы, что мы соблюдали постановления его?' (5, см. 13:13-15).
Глава 3:7-12.
Десятины
Здесь опять очень быстро меняется содержание речи Малахии. Удерживание десятины пророк называет «обкрадыванием Бога». Согласно Моисеевого закона десятины были собственностью Бога, которыми владелец не имел права пользоваться. Обратим внимание на божье обещание благословения на верно соблюдающих десятины и призыв испытать божью верность.
Глава 3:13-18.
Народ не доверяет Богу
Народ не доверял Богу в приношении десятин. Они считали, что материальные приношения и старания этим угодить Богу были напрасными. Малахия им отвечает: подождите и увидите (16,17), что конец покажет божью верность. Это место писания рисует весьма красивую картину верности немногих, в дни общего отступничества, имена которых Бог записывает в памятную книгу на «тот день».
Глава 4.
Грядущий день господень
Пророк Малахия четыре раза упоминает о «дне господнем» (1:11; 3:1-6,16-18; 4:1-6). Он называет его «днем» (3:2,17; 4:1,3,5). Можно думать, что выражение это относится и к христианской эре, с особым применением к последнему времени.
Заключительное ветхозаветное поучение: «помните закон Моисея» (4).
Заключительное предсказание: пророк Илия будет предшествовать «дню господню» (5). Он пришел в мир 400 лет позже в лице Иоанна крестителя (Матф. 3:1-12;11:14).
Последний раз упомянутая добродетель: родительская и супружеская любовь (6), о чем упоминается и в луки 1:17, как о идеальной родительской любви.
Последнее слово книги: «проклятие». Это значит, что все старания поучение людей избавиться от страданий будут безнадежными, если не придет господь.
Этим заканчивается ветхий завет. Через 400 лет пришел мессия, для явления которого в мир был избран еврейский народ. Отвергая столетиями божьих пророков, они не познали и отвергли и мессию. С этого времени евреи потеряли свою родину и стали странниками по всей земле, став трагедией и чудом всех веков.