Библиотека soteria.ru
Деяния апостолов
Дата публикации: 07.05.14 Просмотров: 3160
Деяния апостолов
Формирование и рост церкви
Распространение Евангелия среди язычников
Жизнь и труд апостола Павла
Во времена апостолов Евангелие Иисуса Христа распространялось по всем странам мира (Колос. 1:23).
Книга «Деяния Апостолов» заключает в себе историю распространения Евангелия в Палестине, на севере до Антиохии и оттуда — на запад, через Среднюю Азию и Грецию в Рим, достигая
главных областей тогдашней Римской империи. Эта книга, названная «Деяния Апостолов», является, главным образом, описанием деяний апостолов Петра и Павла, но, в основном, апостола Павла. Павел был апостолом язычников, т.е. тех, которые не были евреями.
Одним из самых существенных вопросов этой книги, — можно сказать, и всех книг Библии, -является вопрос распространения Евангелия среди язычников.
Ветхий Завет показывает вековую историю отношений Бога к еврейскому народу, где видна определенная цель: через еврейский народ благословить все народы.
Еврейский Мессия, предсказанный много веков назад пророками, наконец, пришел. И в этой книге «Деяния Апостолов», описывается начало великих событий во многих странах. В «Деяниях Апостолов» говорится о том, как Божьи заветы с еврейским народом становятся интернациональной религией.
Автор
В противоположность Посланий ап. Павла, автор «Деяний Апостолов» не называет своего имени. Употребление местоимения «я» в начале книги показывает очевидность того, что тогдашние читатели знали, кто написал ее. С самого начала эта книга и третье Евангелие были приняты как труды евангелиста Луки.
Дата
Книга заканчивается тем временем, когда апостол Павел был заключен в тюрьму в Риме (28:30) на протяжении 2-х лет. В общем принято, что эта книга была написана во время этого заключения, приблизительно в 63 г. по Р.Х. Если бы книга была написана позже, то было бы неправдоподобно, чтобы автор не упомянул результата суда над ап. Павлом, так как в этой книге много места уделено описанию тюремного заключения Павла (главы 21-28).
Лука
О Луке известно очень мало (см. стр. 485). По видимому, он выходец из среды язычников (послание к Колоссянам 4:11,14); если это так, то евангелист Лука является единственным из язычников автором Евангелия.
Иосиф Флавий считает, что евангелист Лука родом из Антиохии, а Рэмзи, один из великих современных ученых, по посланиям ап. Павла, определяет, что он родом из Филипп.
Лука известен как человек образованный, знаток древнееврейского и классического греческого языков. По профессии — врач.
Впервые мы встречаемся с ним как с человеком, проводившим ап. Павла от Троады в Филиппы; первые шесть лет он также был руководителем Филиппийской церкви; потом снова присоединился к ап. Павлу и был с ним до конца (Деян. 16:10,16:40, 20:6).
Хронология Деяний Апостолов
Мы не имеем определенных данных, чтобы установить точную хронологию, однако, знаем достаточно, чтобы приблизительно установить большее количество дат. Известно, что смерть Ирода (Деян. 12:23) была в 44 г. по Р.Х. О приезде Павла в Иерусалим сказано, приблизительно, в то время, когда Продубил Иакова (11:30; 12:2); его отъезд из Иерусалима — после смерти Ирода (12:23,25). И, очевидно, об этом упоминается в Послании к Галатам 2:1: «14 лет» после обращения Павла.
Если это так, то, принимая во внимание установленный евреями метод исчисления годового периода, « 14 лет» могут составлять 13 лет и даже меньше, что устанавливает обращение ап. Павла приблизительно в 31 или 32 году по Р.Х.
Поэтому принимая 30 г. по Р.Х. как начало, и как известно, что Фест был назначен губернатором Кесарии (24:27) в 60 г., следующие даты могут быть приняты, как приблизительно точные.
Образование церкви в Иерусалиме, глава 2 | 30 г. по Р.Х. |
Избиение Стефана, рассеяние церкви, главы 7,8 | 31 или 32 г. по Р.Х. |
ОбращениеСавла.глава9 . | 31или32г.поР.Х. |
Первое посещение Иерусалима ап. Павлом по его обращения | 34 или 35 г. по Р.Х. |
Обращение язычника Корнилия | между 35 и 40 гг. по Р.Х. |
Принятие язычников в Антиохии, глава 11 | прибл. 42 г. по Р.Х. |
Второе посещение Иерусалима Павлом (11:27-30) | 44 г. по Р.Х. |
Первое миссионерское путешествие Павла в Галатию, главы 13,14 | 45-48поР.Х. |
Совещание в Иерусалиме, глава 15, | приблизительно в 50 по Р.Х. |
Второе миссионерское путешествие в Грецию, главы 16,17,18 | 50-53 гг по Р.Х. |
Третье миссионерское путешествие Павла в Ефес, главы 19,20 | 54-57 гг. по Р.Х. |
Прибытие Павла в Ефес, глава 19 . | 57 г. по Р.Х. |
Павел покидает Ефес в июне (1 Кор. 16:18) | 57 г. по Р.Х. |
Павел в Македонии, лето и осень (1 Кор. 16:5-8) | 57 г. по Р.Х. |
Павел в Коринфе на протяжении 3-х месяцев, зимой (Деян. 20:2-3) | 57-58 гг. по Р.Х. |
Павел оставляет Филиппы в апреле (Деяния 20:6) | 58 г. по Р.Х. |
Павел прибыл в Иерусалим в июне (Деян. 20:16) . | 58 г. по Р.Х. |
Павел в Кесарии, главы 24,25, 26 с лета 58 г. | до осени 60 г. по Р.Х. |
Путешествие Павла в Рим, главы 27,28, | зима 60-61 гг. по Р.Х. |
Двухлетнее пребывание Павла в Риме | 61-63 гг. по Р.Х. |
Глава 1:1-5.
Сорок дней
Иисус Христос являлся Своим ученикам 10 или И раз на протяжении 40 дней в промежутке между Его воскресением и вознесением для того, чтобы навсегда устранить все сомнения учеников о Себе (см. стр. 526) как о вечно существующей личности. Какие чудесные переживания были для учеников в продолжение этих сорока .дней: видеть, разговаривать, есть вместе, осязать своими руками Иисуса Христа в Его распятом и воскресшем теле, когда Он являлся им и исчезал через закрытие двери, появлялся и исчезал неведомо откуда и куда. Как необыкновенно поразительно было, когда Он, благословив Своими поднятыми руками, поднимался все выше и выше и скрылся за облаками.
Первая книга (1:1): Евангелие от Луки (1:3). Феофил (1:1): римский служащий высокого ранга (см. стр. 485). Иисус начал (1:1): подразумевается, что все, что записано в книге «Деяния Апостолов», было совершено Иисусом.
Глава 1:6-11.
Вознесение Иисуса Христа
Последняя встреча Иисуса с учениками была в Иерусалиме (1:4), после чего Он вывел их в Вифанию (Лука 24:50, см. стр. 544).
Восстановить царство Израилю? (1:6). Их умы все еще были направлены на достижение политической независимости Израиля. Ученики правильно поняли это только после дня Пятидесятницы.
И «даже до края земли» (1:8), это были последние слова Иисуса… и Он поднялся, и облако скрыло Его из вида их. Этого они не забыли. Большинство из них, согласно преданиям, умерли мученической смертью в далеких странах.
«Приидет таким же образом» (1:9,11). С горной вершины Вифании Он вознесся в облаках. Но Он вернется с облаками, видимый всему миру (Матф. 24:27,30; Отер. 1:7).
Глава 1:12-14.
Горница
Возможно, это была та же самая комната, где Иисус устроил Вечерю Господню (Лук. 22:12), и, возможно, комната, где Иисус явился дважды им (Иоан. 20:19,26) и, возможно, место, где Дух Святой сошел на них (2:1). Она была достаточно вместительной, там пребывало 120 человек (1:15).
Мария-мать Иисуса (1:4). -Это последнее упоминание о ней в Новом Завете. Несмотря на уважение и почет как к матери Спасителя, апостолы нигде не показывали, чтобы они нуждались в ее посредничестве между ними и Христом.
Глава 1:15-26.
Выбор апостола вместо Иуды
После своего предательства Иуда повесился (Матф. 27:5). Его тело упало и «…расселось чрево его» (Дели. 1:8). За эти деньги была куплена земля горшечника (Матф. 27:7). До сего времени это место известно как Акелдама-»Земля крови».
Матфий был избран вместо Иуды, чтобы число учеников было 12. , О нем больше ничего не известно. Символическое значения числа 12 нам не известно. Основание Нового Иерусалима носит название 12 апостолов (см. стр. 730).
Глава 2:1-13.
Пятидесятница
Тридцатый год по Р.Х. День рождения Церкви. 50-й день после воскресения Иисуса. 10-й день после Его вознесения на небо. Начало Евангелизационного периода. Тот знаменательный день был -Воскресенье.
Пятидесятница также была праздником первых плодов и жатвы (см. стр. 159). Как удачно был выбран день для первых плодов всемирной Евангельской жатвы.
В Евангелии от Иоанна 16:7-14 Иисус говорит о периоде Святого Духа. Этот период пришел торжественно, могущественно, чудесным проявлением Святого Духа «…как бы от несущегося сильного ветра», и с «…разделяющимися языками»,»…как бы огненными», «…почили по одному на каждом из них». Это было публичное провозглашение миру о воскресении Иисуса — евреям и эллинам, — собравшимся в Иерусалиме ко дню Пятидесятницы со всех концов земли- 15 названных народов (2:9-11); Галилейские апостолы говорили к ним на их языках и наречиях.
Глава 2:14-26.
Речь апостола Петра
Это было поразительное событие, когда апостолы говорили на языках и наречиях всех находящихся там народов. Петр объяснил (15-21), что исполнилось предреченное пророком Пойлом (2:28-32).
То, что произошло в тот день, может быть, не было полным исполнением всего предсказанного, но это было началом великого периода, о котором некоторые пророчества говорили как о последнем времени.
Исполнение предсказания
Заметьте, что все основные события были предсказаны: предательство Иуды (1:16-20), распятие (3:18), воскресение (2:25-28), вознесение Иисуса (2:33-35), сошествие Святого Духа (2:17). «Все пророки» (3:18,24), все они подчеркивали мессианские пророчества, см. стр. 389-402.
Воскресение Иисуса Христа
Заметьте также, что в содержании всей книги «Деяния Апостолов» особое внимание уделено Воскресению Иисуса. Это было основной темой проповеди ап. Петра в день Пятидесятницы (2:24,31,32), также в его второй проповеди (3:15) и в его защитительной речи перед советом (4:2, 10). Это было главным предметом свидетельства апостолов (4:33). Это было основной речью для защиты во второй раз (5:30). Видение воскресшего Христа обратило Павла (9:3-6). Петр свидетельствовал Корнилию (10:40). Павел проповедовал в Антиохии (13:30-37), Фессалониках (17:3), Афинах (17:18,31), Иерусалиме (22:6-11), Феликсу (24:15,21), Фесту и Агриппе (26:8,23).
(О воскресении см. стр. 483-484,526,554,556,598-599).
Глава 2:37-47.
Новорожденная Церковь
Крещение около 3000 душ в первый день (2:41)-безошибочное доказательство воскресения Иисуса. «Крестившиеся» (2:38, см. стр. 566), «…имели все общее» (2:44,45). Объединенная жизнь членов церкви была следствием чудесного входа в мир христианства, имеющего цель быть примером всего, что может совершить Дух Христа, но не заниматься нормальным устройством жизни. Это было добровольно, временно и ограничено. Только те приносили, кто был склонен и хотел этого. О такой жизни в единстве не упоминается ни в одной церкви Нового Завета. Филипп, один из семи дьяконов, выбранных для попечения о столах, позже жил в своем собственном доме в Кесарии (Деян. 21:8).
В Иерусалиме было много бедных. Павел, несколько лет спустя, собирал пожертвования для этой первой церкви (Деян. 11:299, 24:17).
Чудеса, описанные в книге Деяний
Чудеса в книге Деяний занимают очень важную роль. Книга начинается видимым явлением Иисуса своим ученикам после Его смерти (1:3). Потом перед их глазами Его вознесение (1:9). Потом, в день Пятидесятницы, явное чудесное проявление Святого Духа в явлении им разделяющихся языков, как бы огненных (2:3).
Потом, чудеса и знамения, совершенные апостолами (2:43).
Исцеление хромого у дверей храма, называемых Красными (3:7- 11), произвело большое впечатление на жителей всего города (4:16,17).
Господь посетил их во время молитвы так, что поколебалось место, где они были (4:31).
Смерть Анании и Сапфиры за ложь Духу Святому (5:5-10).
Апостолы продолжали совершать чудеса и знамения в народе (5:12).
Многие из окрестных городов были исцелены тенью проходящего мимо ап. Петра (5:15,16). Это было, как во дни Иисуса.
Двери темницы были открыты ангелом (5:19). Стефан совершал великие чудеса и знамения в народе (6:8).
В Самарии совершал великие чудеса и знамения Филипп (8:6,7,13), и народ веровал.
Савл был обращен, услышав голос с неба (9:3-9).
По слову Анании, чешуя отпала от глаз Савла и он прозрел (9:17,18).
В Лидде Петр исцелил Енея, и все живущие в той местности обратились к Господу (9:32-35).
В Ииоппии Петр воскресил Тавифу, и многие уверовали в Господа (9:40-42). Корнилий уверовал после того, как в видении увидел ангела Божия, и в продолжение речи Петра Дух Святой сошел, и все стали говорить на языках (10:3,46).
Голос Божий направил Петра к Корнилию (10:9-22) и убедил евреев, что Петр был прав (11:5,18).
В темнице ворота открылись сами собою (12:10).
Наказание волхва-лжепророка привело проконсула острова Кипра к вере (13:11,12).
Многие уверовали в Иконии, видя чудеса и знамения, совершенные Павлом (14:3,4). В Листре, после исцеления хромого, народ подумал, что Павел был Богом (14:8-18).
Свидетельства о знамениях и чудесах, совершенных Павлом среди язычников, убеждали еврейских христиан, что все это от Бога (15:12,19).
В Филиппах Павел изгнал духа прорицания из служанки, также после землетрясения уверовал темничный страж (16:16,34). В Ефесе 12 человек после возложения рук стали говорить на иных языках и пророчествовать (19:6), Бог же творил немало чудес руками Павла (19:11,12), и с великой «силой возрастало и возмогало слово Господне» (19:20).
В Троаде был воскрешен из мертвых отрок (20:8-12). На острове Мелите иноплеменники увидели, что после укуса ехидны
рука Павла не пострадала и подумали, что он Бог (28:3-6). Павел исцелял больных на острове (28:8,9).
Если из книги «Деяния Апостолов» изъять описание о всех чудесах, то остаток будет весьма незначителен. Хотя многие критики могут говорить пренебрежительно о явной ценности всех чудес, но факт остается фактом, что Господь использовал чудеса обильно для введения христианства в мир.
Глава 3.
Вторая проповедь апостола Петра
В день Пятидесятницы «огненные языки» и «веяние ветра» собрало вместе множество народа. Это дало ап. Петру обширную аудиторию для провозглашения Евангелия. Очевидно, прошло не много времени (2:46,47) после того как толпа возвратилась после Пятидесятницы домой. Город успокоился. Апостолы неустанно наставляли верующих и творили чудеса. И вновь-замечательное чудо: исцеление хромого у Красных ворот храма. Это происшествие возбудило весь город. К изумлению всего народа, ап. Петр объяснил это чудо как соделанное силой воскресшего Христа, и когда он снова стал рассказывать окружающим о своем любимом Учителе, то тогда уверовало около 5 тысяч человек (4:4).
Глава 4:1-31.
Апостолы Петр и Иоанн арестованы
Вожди, которые распяли Христа, были обеспокоены слухами о воскресении Его из мертвых и растущей популярностью Его имени. Они арестовали Петра и Иоанна и приказали не говорить и не учить об имени Иисуса. Обратите внимание на смелость Петра (4:9- 12,19,20). Это тот же Петр, который несколько недель тому назад, на том же месте и перед теми же людьми испугался вопроса женщины и отрекся от Учителя. Теперь же он мужественно и смело бросает вызов убийцам своего Учителя.
На другой день Петри Иоанн были выпущены из темницы(4:5,21). Землетрясением Господь показал, что Он одобрил смелость апостолов (4:29,31).
Глава 4:32-35.
Церковь продолжает расти
Угрозы со стороны властей не произвели на церковь большого впечатления. Церковь шла вперед в братском духе и продолжала расти, преодолевая препятствия и ограничения: 3000 уверовавших в первый день (2:41), потом 5000 человек (4:4), потом множество мужчин и женщин (5:14), потом «число учеников умножилось», включая многих священников (6:7) из кругов высокопоставленных противников.
Глава 4:36,37.
Варнава
Он был ловит, родом из Кипра, двоюродный брат Иоанна Марка (Колос. 4:10), дом матери которого был местом собрания христиан (Деян. 12:12). Варнава имел вид начальствующего (14:12), добрый муж, исполненный Духа Святого (Деян. 11:24). Он убедил Иерусалимских учеников принять Павла (9:27); был послан в Антиохию (11:25,26) и также сопровождал Павла в его первом миссионерском путешествии.
Глава 5:1-11.
Анания и Сапфира
Они солгали сказав, что дают все что имеют, тогда как утаили часть. Их смерть была действием Господним, а не Петра; очевидно, это произошло для того, чтобы оставить пример Божьей немилости к греху алчности, религиозному притворству и лицемерию. Господь не умертвляет нас каждый раз, когда мы виновны в этом. Если бы Он это делал, то люди бы все время падали мертвыми в церквах. Но этот случай указывает на Божье отношение к неверному сердцу, предупреждая с самого начала существования церкви против злоупотребления церковью как средством своего прославления. Этот случай, как дисциплинарный пример, сразу же произвел полезное действие на церковь (5:11).
Глава 5:12-42.
Второй арест апостолов
После их первого ареста, последовавшего за исцелением хромого, Петр и Иоанн были с угрозой предупреждены больше не свидетельствовать об Иисусе нигде (4:17-21). Но они продолжали возвещать о воскресении Иисуса. Господь продолжал совершать великие чудеса (5:12-16), и число верующих увеличивалось (5:14).
Правители были поражены растущей славой Человека из Назарета, Которого они распяли. Апостолы были арестованы вторично, и если бы не народ и сдерживающее влияние Гамалиила, они побили бы их камнями.
Заметьте, как бесстрашно они бросили вызов правителям (5:29-32), и апостолы, хотя и их били (40), продолжали возвещать Иисуса, радуясь и страдая за Него (41,42).
Гамалиил на некоторое время спас апостолов от смерти (34-40). Он был фарисеем, законоучителем, уважаемым всем народом, у ног которого воспитывался апостол Павел (22:3). Молодой Савл, возможно, присутствовал на заседаниях совета, так как он был его членом (26:10) и немного позже, когда побивали камнями Стефана, он одобрял это, принимая активное участие (7:58).
Глава 6:1-7.
Избрание семи
До сего времени апостолы занимались устройством церкви (4:37). Через некоторое время-год или два — церковь возросла чрезвычайно. Забота о материальном благосостоянии церкви занимала много времени у апостолов.
Апостолы были свидетелями жизни и всей истории Иисуса, и передавали ее из уст в уста. Их задачей было продолжать говорить об Иисусе всем людям, которых они встречали. Поэтому они избрали семь помощников, которые должны были заботиться о членах церкви. Это мероприятие и проповеди апостолов содействовали большому росту числа верующих (7).
Глава 6:8-15.
Стефан
Среди этих семи человек двое были великими проповедниками: Стефан и Филипп. Стефан стал первым мучеником церкви. Филипп возвещал Евангелие в Самарии и в западной Иудее.
Греческие евреи, возможно, были главной сферой деятельности Стефана. В то время в Иерусалиме было 460 синагог. Некоторые из них были построены евреями из различных стран. Пять из них были определены для иноземцев из Киринеи, Александрии, Киликии, Асии и Рима (6:9). Таре был в Киликии. Возможно, Савл был из той же группы. Некоторые из евреев, рожденных вне Иудеи, выросших среди греческой культуры, считали себя выше евреев, рожденных на родине. Они и сразились со Стефаном, но не могли противостоять «мудрости и духу, которым он говорил», наняли ложных свидетелей и повели его в синедрион (Верховный совет). Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе (6:8).
Глава 7.
Мученическая смерть Стефана
Стефан был в том же синедрионе, который распял Иисуса Христа, и который пытался остановить апостолов проповедовать имя Иисуса Христа (4:18). Анна и Каиафа тоже были там (4:6).
В своей речи перед синедрионом Стефан говорил, главным образом, из пророчеств Ветхого Завета, остро упрекая их в убийстве Иисуса (7:51-53). Когда он говорил, лицо его сияло, как «лицо ангела» (6:15). Они устремились на него, как дикие звери. Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, «воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога»; небо, как бы протягивало руки, приветствуя его вход домой. Он умер, как и Христос, без всякого чувства негодования и обиды к своим убийцам, говоря: «Господи! не вмени им греха сего» (7:60).
Юноша именем Савл 7:58
Здесь -поворотный пункт истории. Савл, очевидно, уже был членом синедриона (26:10). Возможно, он присутствовал на совещании синедриона один или оба эти раза, когда они пытались запретить апостолам учить об имени Христа (4:1-22; 5:17-40); вероятно также, что он был свидетелем, когда Петр смело и открыто отвечал. В продолжение своей жизни он никогда не видел смерти такой, какой умирал Стефан. Хотя это толкнуло Савла к яростному преследованию учеников, но, вероятно, последние слова умирающего Стефана глубоко запали в его сердце, приготовляя его к великому видению, которое он видел на пути в Дамаск (26:14). Возможно, мученическая смерть Стефана, хотя частично, была ценой, уплаченной за душу Савла. И что за душа! Близкий Иисусу человек, выдающаяся личность всех времен. Единственный человек, как никто прежде, дал основание христианству в центре известного в то время мира и изменил курс истории-Павел из Тарса (см. стр. 580).
Глава 8:1-4.
Рассеяние Церкви
Это было первое преследование церкви. Церковь существовала уже один или два года. Преследование длилось, возможно, несколько месяцев. Павел был во главе преследования. Двое из его родственников уже были христианами (Рим. 16:7). Но преследование, которое началось со смерти Стефана, было яростным и жестоким. Савл «дыша угрозами и убийством» (9:1), нанес ущерб церкви, влача мужчин и женщин в темницы (8:3), избивая их в синагогах (22:19,20), многих убив (26:10-11), «жестоко гнал церковь и опустошал ее» (Галат. 1:13).
Благодаря преследованию, церковь рассеялась. Страшное гонение произошло в Иерусалимской церкви. Последним повелением Иисуса было-идти проповедовать Евангелие всему миру (Матф. 28:19; Деян. 1:8). Теперь же, с началом гонения.началась и миссионерская работа церкви. Верующие долгое время находились с апостолами и от них узнали о жизни Иисуса, о Его смерти и воскресении. Куда бы ни шли рассеявшиеся верующие, они несли благую весть.
Апостолы же оставались временно в Иерусалиме; так как они были очень популярными, преследование не коснулось их в такой степени; они продолжали заботиться о главной сфере деятельности. Позже они разъезжали.
Глава 8:4-40.
Филипп в Самарии и Иудее
Проповеди Филиппа Господь сопровождал чудесами (6,7,13). Петр и Иоанн были посланы возвестить о Святом Духе (15).
Потом Филипп был направлен Господом на юг, к казначею Эфиопии, чтобы распространить Евангелие в сердце Африки.
Филипп возвещал Евангелие во всех городах от Азота до Кесарии. Кесария была его родиной (21:8,9).
Крещение 36-39
Крещение было первым требованием, для того, чтобы стать в ряды христиан; этому уделялось особое внимание. Иисус дал повеление (Матф. 28:19). В день Пятидесятницы крестились 3000 человек (2:38), в Самарии (8:12), Савл (9:18; 22:16), Корнилий (10:47,48), Лидия (16:15), темничный страж в Филиппах (16:33), в Коринфе (18:8), Ефесяне (19:5. Смотрите также Рим.6:4; Колос. 2:12).
Глава 9:1-30.
Обращение Савла
Он был из колена Вениаминова (Филин. 3:5), фарисей, родом из Тарса — города, который был третьим университетским центром во всем мире того времени, уступая Афинам и Александрии; рожден римским гражданином (Деян. 22:28) в богатой семье, воспитывался под еврейским, греческим и римским влиянием.
Несомненно, он хотел уничтожить церковь. После того, как он подавил и разогнал Иерусалимскую церковь, он устремился в Дамаск, ища христиан, которые скрылись от преследований.
Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба и Господь явился ему. Об этой встрече говорится три раза:
здесь, 22:5-16 и 26:12-18. Это было реальное видение, а не сон. Он был ослеплен (8,9,18). Сопровождавшие его слышали голос (17). С этого времени он стал служить Христу, Которого он прежде хотел уничтожить, с безграничной преданностью, известной когда-либо в истории.
Он провел «довольно времени» в Дамаске, проповедуя Христа (23). Тогда евреи искали убить его. Он ушел в Аравию. Возвратился в Дамаск. Пробыл в Дамаске и Аравии 3 года. Возвратился в Иерусалим (Гал. 1:18). Пробыл там 15 дней. Евреи искали убить его (9:29). Он возвратился в Таре (9:30). Несколько лет спустя, Варнава привел его в Антиохию (11:25).
Глава 9:31-43.
Петр в Ионии
В Лидде Петр исцелил Енея. В Ионии он воскресил из мертвых Серну. Эти чудеса привели многих к вере (35,42).
Петр много дней провел в Ионии (43). Итак, по провидению Божьему, Петр был близко, когда Господь готов был открыть дверь для Евангельской вести язычникам в Кесарии, в 48 км к северу.
Глава 10.
Распространение Евангелия среди язычников
Корнилий был первым христианином из язычников. До сего времени Евангелие было проповедано только евреям, еврейским прозелитам и самарийцам, которые соблюдали закон Моисея. Апостолы поняли из последнего повеления Иисуса (Матф. 28:19), что их задачей было нести Евангелие всему миру. Но им еще не было открыто, что язычники должны быть приняты как язычники. Они, вероятно, думали, что язычники, прежде чем войти в Божью семью как христиане, должны пройти через обряд обрезания, стать еврейскими прозелитами и соблюдать закон Моисея. Евреи были рассеяны среди всех народов и апостолы, пока Господь не открыл им, думали, что их миссия была только для еврейского народа (11:1). Но когда Иудея, Самария и Галилея были евангелизированы, пришло время проповедовать Евангелие язычникам.
Корнилий
Первый избранный Богом язычник, которому была принесена Евангельская весть, был офицером римской армии в Кесарии; его имя Корнилий.
Кесария, расположенная на берегу моря, около 80 км северо-западное Иерусалима, была римской столицей в Палестине – место пребыванием римского губернатора и главной военной квартирой в провинции. Предполагают, что Корнилий был телохранителем губернатора. Поэтому, после губернатора, Корнилий был одним из наиболее важных и известных людей в той местности.
Корнилий был благочестивый и преданный Богу человек. Он, должно быть, знал кое-что о еврейском Боге и о христианах. Кесария была родиной Филиппа (8:40; 21:8). Хотя Корнилий молился Богу евреев, он все же был еще язычником.
Первым из язычников Господь избрал Корнилия, которому была открыта дверь Евангелия. Бог Сам руководил всем этим. Он велел Корнилию послать за Петром (5). Это было специальное видение Божие — побудить Петра идти в Кесарию (9-23). Господь Сам положил Свою собственную печать одобрения для принятия Корнилия в церковь (44-48); это первый плод из языческого мира.
Возможно, это произошло через 5-6 лет после основания церкви в Иерусалиме, около 40 года по Р.Х. Это известие, несомненно, послужило толчком для образования языческой церкви в Антиохии (.11:20). Но некоторым евреям это было трудно принять (см. следующую главу).
Из Иопии (5) Господь послал еврея Петра к язычнику Корнилию. Из этой же самой Ионии, 800 лет назад. Господь должен был убедить еврея Иону идти в языческую Ниневию (Иона 1:3).
Заметьте: Корнилий не должен был оставить армейскую должность.
Глава 11:1-18.
Одобрение апостолов
Принятие Петром язычника Корнилия в церковь без необходимости обрезания было одобрено остальными апостолами только после того, когда Петр объяснил, что все это было Божьим деянием: Господь повелел Корнилию послать за Петром, Господь повелел Петру идти к Корнилию и Господь запечатлел все сне ниспосланием Святого Духа (12-15). Но там возникла секта из еврейских христиан, которая отказалась уступить (15:5).
Глава 11:19-26.
Церковь в Антиохии
Эта церковь была основана вскоре после смерти Стефана из рассеянных после преследования христиан, приблизительно в 32 г. по Р.Х. и состояла вначале преимущественно из еврейских христиан (19).
Несколько лет спустя, приблизительно в 42 г. по Р.Х., некоторые христиане из Кипра и Киринеи, возможно, после того, как услышали о принятии Корнилия в церковь, прибыли в Антиохию и начали проповедовать язычникам, объясняя, что они могут стать христианами без необходимости прежде стать еврейскими прозелитами, что Господь Сам одобрил (21).
Иерусалимская церковь услышала об этом. Убедившись в том, что рассказанное Петром о Корнилии было действием Самого Господа, они послали Варнаву передать одобрение от Матери- Церкви, и много народа «приложилось к Господу» (24).
Потом Варнава пошел в Таре, около 160 км на северо-запад от Антиохии, нашел там Савла и привел его в Антиохию. Это было приблизительно через 10 лет после обращения Савла, из которых 3 года он провел в Дамаске и Аравии, а остальные годы, насколько известно, в Тарсе. Господь призвал Савла нести Евангельскую весть язычникам (22:21). Несомненно, где бы он ни был, он не переставал проповедовать об Иисусе. Теперь он стал во главе новорожденного центра языческого христианства.
Антиохии
Третий по величине город в Римской империи после Рима и Александрии, с 500 000 населением, был средиземноморскими воротами к великому пути на восток. 480 км от Иерусалима, назван «Царицей востока», и «Антиохия — красавица». Украшена всем, что «римское богатство, греческая эстетика и дальневосточная роскошь могли создать».
Поклонение Астарте сопровождалось ненормальными удовольствиями и невероятными непристойностями. Однако многие из этого народа приняли Христа. Антиохия была местом, где впервые верующие назвались христианами, также центром организованной попытки распространить христианство по всему миру.
Глава 11:27-30.
Антиохийская помощь Иерусалиму
Посылают через Варнаву и Савла. Это, кажется, во второй раз после обращения Савла, когда он возвращался в Иерусалим (Гал. 2:1). При первом посещении его пытались убить (Деян. 9:26-30). Он прибыл в Иерусалим ( 11 :30) как раз перед тем, как Ирод убил Иакова и посадил в темницу Петра (12:1-4). После смерти Ирода Павел возвращается в Антиохию (12:23). Ирод умер, как известно, в 44 году по Р.Х., что подтверждает это посещение Павлом Иерусалима в 44 году по Р.Х.
Глава 12.
Убийство Иакова. Арест Петра
Иаков, брат Иоанна, один из трех близких друзей Иисуса, первым из 12 умер в 44 году по Р.Х. Другой Иаков, брат Иисуса, был назначен епископом Иерусалима.
Когда Ирод посадил в темницу Петра, Господь Сам освободил его (7) и поразил Ирода (23). Этот Ирод был сыном Ирода, который убил Иоанна Крестителя и насмехался над Христом.
Главы 13,14.
Первое миссионерское путешествие Павла
Галатия, около 45-48 гг. после Р.Х.
Антиохии вскоре стала главным центром языческого христианства. Одним из учителей там был совоспитаник Ирода (13:1) который, по нашему мнению, пользовался большим влиянием. Антиохия стала главной квартирой миссионерского труда Павла. Из Антиохии он начал свое миссионерское путешествие и возвращался обратно для отчета о своем успехе.
Павел был христианином уже 12-14 лет. Он был руководителем Антиохийской церкви. Но пришло время ему отправляться в путь и нести имя Христа «далеко к язычникам» (22:21).
Область Галатии в центре Малой Азии, куда Павел пошел, была около 480 км на северо-запад от Антиохии. Это было довольно длинное путешествие. В то время не было железных дорог, автомобилей или самолетов, а только лошади, ослы, верблюды, парусные лодки, а также передвигались пешком.
Кипр. 13:4-12
Путь на Кипр был короче по суше, через Таре, который был южно-восточными воротами Малой Азии. Но Павел уже был в Тарсе 7 или 8 лет тому назад. Поэтому они пошли через остров Кипр, от западного конца Кипра на север, в центральную Малую Азию.
На Кипре римский губернатор был обращен. Чудо сопровождало труд миссионеров (11,12). Ослепление волшебника было делом
Самого Бога, а не Павла. С этого времени Савл получил имя Павел (9). Павел было римское имя от еврейского Савл.
До этого времени были Варнава и Павел. С этого времени стали Павел и Варнава: Павел стал руководителем.
Антиохии, Икания, Листра, Дервия
В Писидийской Антиохии Павел обычно начинал свой труд в еврейской синагоге. Многие евреи верили, а также многие из язычников окружающих областей (13:43,48,49). Но неверующие евреи «воздвигли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов».
В Икании, приблизительно 160 км от Писидии, они пробыли долгое время (14:3), совершая знамения и удивляя многих. «Великое множество» из народа уверовали (14:1). Тогда неверующие изгнали их из города.
В Листре, около 32 км на юг от Икании, Павел исцелил хромого, и народ подумал, что он Бог. Позже они побили его камнями и оставили за городом, думая, что он мертв. Листра была родиной Тимофея (16:1). Возможно, Тимофей видел все эти события (2 Тим. 3:11).
В Дервии, около 48 км на юго-восток от Листры, они приобрели много учеников. И тогда они возвратились через Листру, Иканию и Антиохию. «Жало в плоть» дано было Павлу 14 лет до того как он писал 2 Коринфянам. Это было приблизительно в то время, когда он начал труд в Галатийских церквах (Гал. 4:13, см, также стр. 603).
Глава 15:1-35.
Совещание в Иерусалиме Вопрос об обрезании обращенных из язычников
Приблизительно это было 50 лет по Р.Х., и 20 лет после основания церкви. По всей вероятности, после 10 лет как приняли в церковь язычников.
Хотя Господь открыл Петру, что язычники должны быть приняты без обрезания (гл. 10), а также апостолы были убеждены в этом (11:18), однако верующие из фарисеев настаивали, что обрезание необходимо. В церкви возникли разногласия.
На совещании (28) Господь привел всех учеников к единогласному мнению о том, что обрезание язычников не было необходимым, и они послали объяснительное письмо относительно этого в Антиохию, настаивая, чтобы христиане из язычников воздерживались от идолопоклонства и блуда, что являлось естественным в жизни язычников. Воздержанием от крови (во время Моисея, Быт. 9:4) было повелением для всех народов.
О Петре в последний раз упоминается в книге «Деяния Апостолов» (7). До главы 12 Петр был руководящим лицом.
Главы 15:36 до 18:22.
Второе путешествие ап. Павла Его труд в Греции (приблизительно 50-53 гг. по Р-Х.)
Сила сопровождал ал. Павла в его путешествии ( 15:40). Очень мало известно о Силе. О нем впервые упоминается как об одном из руководителей иудейской церкви (15:22,27,32). Как и Павел, он был ' евреем и римским гражданином (16:21,37). Был послан с письмом из Иерусалима к язычникам (15:27). Его называли также Силуан. Позже он вместе с ап. Павлом писал послания к Фессалоникийцам ( Фее. 1:1). Он также принес послание Петра к его первым читателям (1 Петра 5:12).
Павел и Варнава разошлись в мнениях об Иоанне Марке. Но позже они вновь трудились вместе (1 Коринф. 9:6; Колос. 4:10. 0 Варнаве см. стр. 563).
Марк, называемый также Иоанн Марк, отделился при его первом путешествии (13:13), возможно, из робости, страха, но, возможно, что он не был уверен в евангелизации язычников. Позже Марк хотел идти во второе путешествие, но Павел отказался взять его с собой (см. о Марке стр. 457).
Вторичное посещение галатийской церкви, 16:1-7
В Листре Павел встретил Тимофея и взял его с собой (16:1)., Тимофей стал верным спутником ап. Павла (см. стр. 628).
По-видимому, Павел направлялся в Ефес, Леню, но Господь остановил его. Потом он пошел на север, в Вифанию, но Бог вновь не допустил его (7). Тогда он повернул на северо-запад и прибыл в Троаду. Несмотря на свою близость к Богу, в некоторых случаях даже Павел не сразу мог узнать волю Божью в своем служении.
Троада, Филиппы
В Троаде (не древняя Троя, которая стоит на крутой насыпи 32 км от Троады) к ним присоединился Лука, пошел с ними в Филиппы и остался там. После того Павел ушел и присоединился вновь через 6 лет (20:6).
Господь не допустил Павла в Ефес и Вифинию (6,7), но направил его в Филиппы. В темнице Павел и Сила пели гимны. Господь послал великое землетрясение (25,26). Церковь, которую они создали, оказалась наилучшей во всем Новом Завете. (см. стр. 614).
Фессалоники, Верия, Афины
Церковь в Филиппах, на северо-востоке Греции, была первой церковью ап. Павла. Фессалоники, около 160 км на запад от Филипп, был самым большим городом в Македонии. Хотя они были там короткое время, но было много обращенных (17:1-9, см. стр. 622).
В Верни (17:10-14) многие уверовали. Афины (17:15-34)-родина Перикла, Сократа, Демосфена и
Платона. Это центр философии, литературы, науки и искусства, место величайшего университета древнего мира, место собрания мировой интеллигенции. Население целиком было отдано идолопоклонству. Павел был встречен очень недружелюбно, и это оказалось для него самым важным и в то же время самым трудным заданием. Это дало ему понять, как он был близок к греческой мысли. Это было его неудачей, как некоторые извращают «Первое Послание к Коринфянам», но блестящим переводом его вести на греческий язык. Также это возвещение не осталось безрезультатным.
В Коринфе, 18:1-22
Коринф был главным городом Римской империи (см. стр. 590). Здесь Павел пробыл полтора года и основал большую церковь (10:11).
Потом, вернувшись в Иерусалим и Антиохию, по пути остановился в Ефесе, о котором он много думал. Возможно, при первом своем путешествии Павел направился в Ефес, когда от Писидии Антиохийской, на западной границе Галатии он с «жалом в плоти» повернул на восток (Гал. 4:13); 2 Коринф. 12:2,7). Во время своего второго путешествия он уверенно направился в Ефес, но Господь направил его на север и послал его в Троаду и Грецию (16:6,7). Наконец, во время третьего миссионерского путешествия, дверь в Ефес была для него открыта.
Акила и Прискилла
Павел был с ними в Коринфе (18:2,3), а потом они пошли с ним далеко, в Ефес (18:18,19). В катакомбах есть надписи, которые указывают, что семья Прискиллы была известной и высокопоставленной в Риме. Чаще всего она упоминается первой. Она, должно быть, имела необыкновенный талант. Позже, в Ефесе, церковь была в их доме (1 Коринф. 16:19). Потом, в Риме, церковь помешалась в их доме (Рим. (16:3-5). Несколько лет спустя они вновь были в Ефесе (2 Тим. 4:19).
Главы 18:23 до 20:38.
Третье миссионерское путешествие
Его труд в Ефесе между 54 — 57 гг. по Р.Х.
Здесь Павел совершил замечательнейший труд своей необыкновенной жизни. Ефес — величественный город с населением 225 000 человек расположен в центре главной дороги от Рима на восток; эта дорога была основой Римской империи (см. стр. 681,693).
Многие поклонники Артемиды стали христианами. Церкви были созданы в окружности 160 км (19:10,26). Ефес вскоре стал центром христианского мира.
Храм Богини Артемиды
Этот храм, один из семи чудес мира, строился 220 лет. Был построен из чистого мрамора. Поклонение богине Артемиде было непрерывным празднованием неморальности. Ее влияние позже проникло и в церкви (см. стр. 687).
Аполлос, 18:24-28
Красноречивый еврей. Стал прекрасным руководителем в Коринфской церкви (1 Коринф. 3:6) и в Ефесе (1 Коринф. 16:12). Несколько лет спустя он все еще помогал ап. Павлу ('Гиту 3:13). Аполлос и Прискилла были помощниками ап. Павла в Ефесе и Коринфе.
Чудеса в Ефесе
Находясь в училище (19:9), выступая публично по домам (20:20) днем и ночью, на протяжении трех лет (20:31) зарабатывая на жизнь своим трудом (20:34), временами с помощью многих чудес (19:11,12), ап. Павел встряхнул основание сильного города Ефеса. Чародеи, которые претендовали на совершение чудес, были в таком удивлении, что собрали свои книги и публично сожгли их (19:19).
Не всегда труд Павла сопровождался чудесами. Он совершал чудеса на Кипре, в Икании, Листре, Филиппах, Ефесе и на острове Мелите (см. стр. 563) и, очевидно, в Коринфе (1 Коринф. 2:4) и Фессалониках (1 Фессалоникийцам 1:5). Но ни одного из чудес не
упомянуто в Дамаске, Иерусалиме, Тарсе, Антиохии, Писидийской Антиохии, Дербе, Афинах и Риме. Также не был исцелен любимый сотрудник Павла Трофим (2 Тим. 4:20).
Намерение Павла идти в Рим, 19:21
Начав свой труд в Антиохии, в восточном конце главного основания Римской империи, совершив великий труд в Ефесе — центре основания империи, проповедав о Христе во всей Малой Азии и Греции, Павел теперь планировал путешествие на запад Римской империи.
Павел вновь посещает Грецию, 20:1-5
Павел оставил Ефес в июне 57 г. по Р.Х. (1 Коринф. 16:8). Лето и осень он провел в Македонии (1 Коринф. 16:5-8). В Коринфе пробыл три зимних месяца (1 Коринф. 16:6). Возвратился через Македонию (Деян. 20:3). Отплыл из Филипп в апреле 58 г. по Р.Х. (20:6). Почти целый год пробыл в Греции: возможно, это было в то время, когда он пошел в Иллирик (Рим. 15:19).
В это время были написаны четыре послания Павла: «1 Коринфянам» из Ефеса, «2 Коринфянам» из Македонии, «К Галатам», как думают, приблизительно в это же время, и «Римлянам»-из Коринфа.
Прощание с ефесскими пресвитерами, 20:17-38
Это были нежные слова. Павел был уверен, что больше не увидит их (25). Но его планы изменились, и он возвратился к ним обратно (см. стр. 580).
Это было завершением его трех миссионерских путешествий, длившихся около 12 лет: с 45 по 57 гг. по Р.Х. Сильные христианские центры были основаны почти в каждом городе Малой Азии и Греции- самом сердце тогдашнего мира.
Глава 21:1-6.
Путешествие ап. Павла в Иерусалим
Основной целью путешествия Павла было доставить пожертвования языческих церквей Греции и Малой Азии для бедных святых в Иерусалиме (Деян. 24:17; Рим. 15:25,26; ( Коринф. 16:1-4; 2 Коринф.8:10; 9:1-15). В продолжение целого года была собрана большая сумма; это служила доказательством силы духа братской доброты и выражением христианской любви между евреями и язычниками.
Другой причиной путешествия Павла было исполнение обета (21:24). Обет привел его в Иерусалим в конце второго путешествия (18:18). Этими обетами он хотел показать евреям, что хотя он учил язычников, которые могут быть христианами без соблюдения закона Моисеева, сам же он, будучи евреем, ревностно соблюдал еврейские законы.
С самого начала путешествия Павел был предупрежден об опасности этого предприятия. Святой Дух в каждом городе предупреждал его (20:23). В Тире (21:4), в Кесарии, во время его пребывания в доме Филиппа, — предостережение сопровождалось действиями (21: 10,11). Даже Лука упрашивал его, «чтобы он не ходил в Иерусалим» (21:12).
Но Павел твердо решил идти, даже если бы его ожидала там смерть (21:13). Почему Бог предупреждал его об этом? Или это было испытание для него? Возможно, Господь приготовлял его? А может быть, Павел думал, что его собственное мученичество в Иерусалиме было бы кульминационным моментом его жизни — там, где он сам замучил столько христиан?
Глава 21:17 до 23:30.
Ал. Павел в Иерусалиме
Павел прибыл в Иерусалим приблизительно в июне 58 г. по Р.Х. (20:16). Это было его пятым посещением Иерусалима после обращения. За годы пребывания его там через него обратилось много язычников к христианской вере, за что необращенные евреи ненавидели его.
Через неделю после прибытия его туда, при выполнении обета его в храме, некоторые евреи узнали его. Они стали кричать, и сразу же целая толпа, как стая бешеных собак, напала на него. Римские солдаты успели спасти его от смерти.
При входе в крепость, на том самом месте, где 28 лет назад Пилат осудил Иисуса на смерть, Павел, с согласия тысяченачальника, обратился к народу с речью, в которой рассказал о том, как Христос явился ему на пути в Дамаск. Они слушали до тех пор, пока он не упомянул о язычниках, после этих слов толпа вновь возмутилась.
На следующий день римские солдаты привели Павла в синедрион, чтобы разобраться в происшедшем. Это был тот самый синедрион, который распял Иисуса-тот синедрион, который побил камнями Стефана и неоднократно пытался подавить церковь. Они готовы были разорвать Павла на куски, и солдаты увели его опять в крепость.
Той же ночью, в крепости. Господь явился ему и засвидетельствовал, что Он поведет его в Рим (23:11). Павел много раз намеревался идти в Рим (Рим. 1:13). В Ефесе его план идти в Иерусалим созрел полностью (19:21), хотя он сомневался, что уйдет оттуда живым (Рим. 15:31,32). Но теперь он был уверен, потому что Господь сказал ему.
На следующий день евреи снова пытались схватить его. Неистовство толпы дошло до предела. И только ночью, под охраной 70 всадников, 200 солдат и 200 копьеносцев Павла увели из города.
Главы 23:31 до 26:32.
Павел в Кесари Два года, начиная с лета 58 г. до осени 60 г. по Р.Х.
Только неделю перед тем Павел был в Кесарии в доме Филиппа,
где пророк именем Агав пришел из Иерусалима предупредить его (21:8-14).
Кесария была римской столицей Иудеи, где 20 лет тому назад Бог нашел первого из язычников-Корнилия, офицера римской армии.
Здесь, в этом важнейшем римском городе Палестины, Павел провел два года как узник в замке римского губернатора, с правом встречи с друзьями. Какая возможность распространять весть о Христе!
Археологическая заметка
Кесария. Современный Израиль, сознающий свой статус государства, сохраняет монументы исторического прошлого. И Кесария принимает археологов для раскопок. Портовые работы изучались водолазами, которые принесли много интересных сведений. Сейчас ведутся там раскопки театра, где нашли имя Понтия Пилата, написанное на сохранившемся фрагменте надписи. Военный город был его главной квартирой, когда он был прокуратором, а также сценой спора между ним и еврейскими представителями в Иерусалиме. Упрямый и властный Пилат был щитом во дворце Ирода, преданного императору. Делегация евреев к Тиберию выиграла свое дело и все символы неуклюжей лояльности Пилата были переданы в римскую святыню в Кесарии.
Много будет выяснено, когда руины, покрывающие город, будут удалены. Они не спрятаны, как остатки многих древних городов, под вековыми, накопившимися руинами. Кесария — это пустое место и открытое поле для раскопок. Город, типичный для трех миров,
которые сталкивались и ненавидели друг друга в Палестине, но вместе создали Новый Завет, и это есть их общий вклад в освещение исторического периода времен Христа и Павла.
Павел перед Феликсом, 24:1-27
Феликс несколько лет был римским губернатором в Палестине. Он знал кое-что о христианах; так как многие из них были под его ведомством. Теперь же он должен судить наиболее известных христианских учителей. Павел произвел глубокое впечатление на Феликса. Феликс часто посылал за ним. Но его алчность не позволяла ему принять Христа или отпустить Павла (26). Вероника была сестрой Агриппы (25:13).
Павел перед Фестом, 25:1-12
Фест был назначен на место Феликса в 60 г. по Р.Х. Евреи все еще искали убить Павла. Фест, хотя и был уверен в невиновности Павла, все же был склонен передать его евреям. Павел знал, что это означало смерть. Он потребовал суда Кесарева (11), имея на это право как римский гражданин, и требование Павла Фест должен был выполнить.
Римское гражданство Павла, очевидно в связи с государственной службой ег6 отца, много раз спасало его жизнь.
АН. Павел перед Агриппой, 25:13 до 26:32
Этот Агриппа был Ирод Агриппа П, сын Ирода Агриппы 1, который 16 лет тому убил Иакова (12:21), внук Ирода Антипы, который убил Иоанна Крестителя и издевался над Иисусом, и правнук Ирода Великого, который убивал детей в Вифлееме. Потомок этой кровопролитной семьи, царь провинции на северо-восточной границе Палестины, был запрошен, чтобы помочь Фесту.
Вероника была его сестрой и жила с ним как жена. Женщина необыкновенной красоты, до этого была замужем уже за двумя царями и вернулась обратно, чтобы быть женой родного брата. Позже она-была любовницей императоров Веспасиана и Тита.
Подумать только: Павел должен был защищаться перед двумя такими субъектами. На Агриппу речь Павла произвела глубокое впечатление (26:28), для Феста весть о воскресении из мертвых была настолько чужда, что он громким голосом сказал: «Безумствуешь, ты, Павел!» (26:24).
Лука
Лука был с Павлом в Кесарии, не в темнице (21:17,18,18; 27:1). Многие думают, что это было-в то время, когда Лука писал Евангелие (Луки 1:1-3). Его двухлетнее пребывание в Кесарии дало ему возможность провести некоторое время в Иерусалиме и, возможно, в Галилее, беседуя с апостолами и теми, кто следовал за Иисусом; таким образом, он собрал точные сведения. Мария, мать
Иисуса, была еще жива. От нее Лука мог узнать историю о рождении, детстве и многом другом из жизни Иисуса.
Главы 27:1 до 28:15.
Путешествие Павла в Рим
Павел отправился в путь в 60 г. по Р.Х. Он провел три зимних месяца на острове Мелите. Прибыл в Рим ранней весной 62 г. по Р.Х.
Он совершал путь на трех разных кораблях: один от Кесарии до Миры, другой от Миры до Мелита, третий от Мелита до Путеола.
Вскоре после отплытия из Миры они попали в сильную бурю, которая занесла их далеко в море. После многих дней плавания надежда на жизнь была потеряна. Но Господь два года перед тем, еще в Иерусалиме, сказал Павлу, что он будет в Риме (23:11); теперь Он вновь явился ему, чтобы убедить Павла, что Бог верен Своему слову (27@11). Бог был верен.
Глава 28:16-31.
Ал. Павел в Риме
Рим-город-царь всей земли, центр истории. Два тысячелетия, начиная со второго столетия до Р.Х. и до 18-го столетия по Р.Х., был господствующей силой во всем мире. Рим назывался также «вечным городом». Население его состояло тогда полтора миллиона человек, половина которых были рабы. Римская империя простиралась с востока на запад на 4 800 км и с севера на юг на 3 200 км, с населением 120 миллионов человек.
Павел пробыл там не меньше двух лет (28:30). Хотя он был узником, но имел право жить в своей квартире под охраной воинов (28:16), принимать посетителей и учить о Христе. Там уже было много христиан (см. его приветствие к Римлянам 16, написанное три
года перед этим). Два года в Риме принесли много пользы; Павел проповедовал даже в доме кесаря (Филин. 4:22). В Риме он написал послания к Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, послание к Филимону и, вероятно, к Евреям.
Последние годы жизни Павла
Считается, что Павел был оправдан примерно в 63 или 64 гг. по Р.Х. Пошел ли он в Испанию, как планировал (Рим. 15:28), нам не известно. Многие думают, что он был там. Если он и был там, то пробыл недолго. Мы почти уверены, что он возвратился вновь в Грецию и Малую Азию около 65 до 67 г. по Р.Х., и в этот период написал послания к Тимофею и Титу. Потом он был арестован и доставлен снова в Рим, где был обезглавлен около 67 года по Р.Х. (см. стр. 638).
Итог жизни ал. Павла Приблизительные даты
Впервые Павел появился как гонитель христиан, имея твердое решение обесчестить имя Иисуса. Несомненно, он был уверен, что воскресение Иисуса из мертвых было выдуманной историей.
Потом, на пути в Дамаск, явлением с неба он был поражен. Иисус Сам говорил к нему. Это было приблизительно около 32 года по Р.Х.
После этого случая он стал другим человеком. Он пошел по всем городам Римской империи провозглашать о воскресшем Иисусе с невиданным в истории рвением и преданностью. Это правда, это правда, ЭТО ПРАВДА: Он воскрес. Он воскрес, ОН ВОСКРЕС!
В Дамаске его пытались убить. Он ушел в Аравию. Потом снова возвратился в Дамаск. Затем пошел в Иерусалим, около 35 г. по Р.Х. Там искали убить его. Тогда он ушел в Таре.
В Антиохии пробыл с 42 по 44 г. по Р.Х. Потом, примерно в 44 г. по Р.Х., пошел в Иерусалим, неся пожертвования, собранные для бедных.
Первое миссионерское путешествие в Галатию, Писидийскую Антиохию, Иканию, Листру, Дервию было совершено приблизительно с 45 по 48 гг. по Р.Х. Затем он возвратился в Антиохию.
Совещание в Иерусалиме по вопросу обрезания язычников, где он присутствовал, проходило приблизительно в 50 г. по Р.Х.
Второе миссионерское путешествие, длившееся приблизительно с 50 по 53 гг. по Р.Х.: Греция, Филиппы, Фессалоника, Берия, Афины, Коринф, а потом возвращение в Иерусалим, Антиохию.
Третье миссионерское путешествие — в Ефес и Грецию — было совершено приблизительно с 54 по 57 гг. по Р.Х.
В Иерусалиме, в 58 г. по Р.Х., с большими пожертвованиями. В Кесарии, 58-60 гг. по Р.Х. Павел-узник в замке губернатора.
В Риме, 61-63 гг. по Р.Х., Павел арестован. На этом книга «Деяния Апостолов» заканчивается.
Вновь Греция и Малая Азия, 65-67 гг. по Р.Х. Павел обезглавлен в Риме, приблизительно в 67 г. по Р.Х.
Служение Павла продолжалось 35 лет. За эти годы он приобрел множество душ для Христа.
Иногда его служение сопровождалось чудесами. Почти в каждом городе он был гоним. Вновь и вновь на него нападали противники и пытались убить. Его били, арестовывали, побивали камнями, гнали из города в город. Ко всему этому «жало в плоти» (2 Коринф. 12:7). Страдания Павла были почти невыносимыми. Он должен был иметь железное здоровье. Господь сверхъестественной силой хранил его живым.