Первое послание Петра

Петр

Глава 1.

Глава 2,3.

Главы 4 и 5.

 

К гонимой Церкви

Петр

О его ранней жизни смотрите страницу 464. 0 его позднейшей жизни в Писании нет сведений, кроме его двух посланий. Со слов Христа, записанных Иоанном в 21:18, мы можем сделать вывод, что Петр умер мученической смертью. Будучи лидером среди Двенадцати, он, по всей видимости, смог посетить главные церкви Римской империи.

Некоторые церковные историки думают, что нет достаточных доказательств, что Петр когда-либо был в Риме. Однако большинство из них соглашаются с возможностью, что в последний год своей жизни Петр посетил Рим по приказу Нерона либо добровольно, чтобы подкрепить христиан во время страшных гонений со стороны Нерона.

Согласно преданию «Куда идешь?», Петр, поддавшись настойчивой просьбе друзей спасти себя, бежал из Рима, но ночью, на Аппиевой дороге, в видении, он увидел Иисуса и спросил: «Господи, куда идешь?' Христос ответил: «Я иду в Рим, чтобы вновь быть распятым». Петр, крайне пристыженный, возвратился в город, где был распят вниз головой — по своему собственному желанию, потому что не считал себя достойным быть распятым так, как Господь. Это только предание, и мы не знаем насколько оно верно.

Имеется и другое предание: когда жена Петра, по имени Конкордия или Перпетуя, умирала мученической смертью, Петр ободрял ее быть смелой, говоря: «Помни, дорогая, нашего Господа».

Кому адресовано послание

Оно писалось к церквам в Малой Азии (1:1), которые большей частью были основаны Павлом. И хотя прямо не указано, мы допускаем, что Петр в это или другое время посетил эти церкви. К некоторым из них Павел написал послания, а именно: к Галатам, Ефесянам и Колоссянам. Первое послание Петра имеет поразительное сходство с Послание Павла к Ефесянам. Впоследствии, Иоанн написал свою книгу Откровения к некоторым из этих церквей.

Откуда писалось послание

«Из Вавилона» (5:13). Некоторые понимают это в буквальном смысле, имея в виду Вавилон на реке Евфрате. Но в общем думают,

что это Рим образно назван Вавилоном. В книге Откровения 17:5,18, Рим также назван Вавилоном. В эти времена гонений христиане проявляли благоразумие, они должны были очень осторожно говорить о правящей власти и давали ей названия, понятные для них, но не для внешних.

Марк в это время был с Петром (5:13), а из Второго Послания к Тимофею 4:11, мы заключаем, что Марк мог быть в Риме приблизительно в то время, когда писалось это послание.

Цель послания

Преследование христиан в 64-67 годах Нероном было очень жестоким в Риме и его окрестностях, но не по всей Римской империи. Тем не менее, пример императора воодушевлял врага христиан везде искать малейшего повода для преследований. Это было время испытаний. Церковь существовала уже 35 лет. Она и до этого была преследуема по местам со стороны местных властей, но теперь императорский Рим, который до этого времени был безразличным и даже в некоторых случаях дружественным, обвинял Церковь в ужасном преступлении и приготовился наказать ее (см. стр. 635).

Церковь подвергалась испытанию со стороны мира (5:9). Казалось, что ее конец приблизился. Это было буквально «огненное испытание» (4:12). Христиан по ночам сжигали в парках Нерона. Казалось, что дьявол «как рыкающий лев» (5:8) вот-вот поглотит Церковь.

Предполагают — и это вполне возможно — что Петр написал это послание сразу же после мученической смерти Павла, примерно в 66 году, а затем послал его через Силу (5:12), одного из помощников Павла, церквам, основанным Павлом, ободряя их нести бремя страданий. Сила лично принес весть о мученической смерти Павла в эти церкви.

Это послание родилось в атмосфере страданий, незадолго до мученической смерти самого Петра. Оно призывало христиан не думать о своих страданиях как о явлении странном, напоминая им, что и Христос прошел Свой путь страдания.

Глава 1.

Славное наследие христиан

Великолепная глава! Почти каждое слово в ней насыщено драгоценным содержанием.

«Пришельцы» (1:1), видимо в смысле «странники». Можно думать, что это христиане из евреев, но 2:10 показывает, что они были, в основном, из язычников. Петр обращается к ним, как к временным жителям, пилигримам, гражданам иного мира, живущим малое время в этом мире, вдали от родного дома, путешествующим в их родную страну.

Страдания и слава (1:7). Чем больше страдания в этом мире, тем большая слава ожидает нас в ином мире. Испытания здесь, слава — в явление Господа (1:7). Вновь и вновь сопоставляются страдания и слава. Страдания Христа — и последующая за ними слава (1:11). Соучастники в Христовых страданиях будут радоваться чрезмерной

радостью в явлении Его славы (4:13). Петр, свидетель Христовых страданий, будет соучастником Его славы (5:1). После кратковременных ваших страданий — вечная слава (5:10). Это было также Павлова утешение: «Наше кратковременное легкое страдание производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Коринф. 4:17).

«Драгоценный»-любимое слово Петра. Испытанная вера — драгоценнее золота (1:7). Искуплены драгоценною Кровию Христа (1:19). Драгоценный Господь (2:4,7). Драгоценная вера (2 Петра 1:1). Великие и драгоценные обетования (2 Петра 1:4).

Христос, Которого лично не видя, любите (1:8). В Нем вы радуетесь радостью неизреченною и преславною (1:8). Его силой вы соблюдаетесь ко спасению, готовому открыться в последнее время (1:5). Христос Сам есть центр небесной славы (1:3-9). Возложите полностью вашу надежду на Него и на Его явление (1:13).

Глава 2,3.

Земное пилигримство верующих

Верующие, рожденные от слова Божьего, чтобы быть наследниками славы (1:23), в своем шествии через этот мир к небесной родине постоянно нуждаются для подкрепления в слове Божьем (2:2), познавая, как драгоценен их Господь, милостив, добр и скор на помощь к ним, когда Он управляет ими на пути (2:2,3).

Странники (2:11), избранные святые (2:9), люди добрых дел (2:12); 3:13), которые своей жизнью прославляют Бога (3:16). Это напоминает нам слова Христа (Матф. 5:14-16) о том, что добрые дела Его учеников являются светом для мира.

Будьте добрыми гражданами, покорными всякому земному правительству, насколько это возможно; подчиняясь законам правительства страны, где вы живете, и проявляя послушание, чтобы возвысить доброе имя вашей веры, если бы даже это правительство было возглавляемо Нероном (2:13-17).

Верующие слуги (2:18-25). В среде первых христиан было много рабов. Они призывались быть добрыми рабами даже для жестоких своих господ и страдать невинно — без ропота и возмущения.

Верующие жены (3:1-6). «Называя его господином» (3:6), конечно, не в смысле того, чтобы подчиниться унизительному рабству своего мужа, но скорее, в смысле бескорыстной преданности, чтобы вызвать его восхищение и любовь, и, если он неверующий, своей любовной тактичностью привести его ко Христу. Мы понимаем стихи 3 и 4 не как запрещение женам проявлять их желание быть привлекательными своим внешним видом, но, скорее, быть осторожными, чтобы не заходить слишком далеко в этом, помня, что никакое количество пышных нарядов и украшений не может заменить собой красоту характера верующего человека (см. Ефес. 5:22-33).

Верующие мужья (3:3-7). Мужья должны обращаться с женами нежно, благоразумно. Бог хочет, чтобы любовь была взаимной, чтобы одна сторона проявляла внимание к другой. Если одна сторона имеет придирчивый характер или язык, тогда для другой труднее отвечать любовью. «Дабы не было вам препятствия в

молитвах» (3:7). Ничто так не угашает пламени любви в супружеской жизни, как распри.

Христос проповедовал духам в темнице (3:18-22). Видимо, это место указывает, что Христос в промежуточное время, между Его смертью и воскресением, проповедовал духам, заключенным в темнице, некогда непокорным во дни Ноя. Или же это может означать, что Дух Христов был в Ное, проповедовавшем людям, жившим до потопа.

Главы 4 и 5.

Огненное испытание

Вооружитесь для страданий (4:1-6). Это было время гонений. Специальный призыв этого послания для верующих — быть готовыми к преследованиям. Но здесь имеется и утешение для верующих, которые живут в спокойные времена, потому что очень немногие проходят через жизнь без страданий физических или душевных. Одним из странных путей Божьего провидения является то, что многие люди страдают таким образом, каким они не должны были бы страдать, и проводить жизнь в лишениях, без надобности переносить эти лишения. Такие люди могут утешаться уверенностью, что если Бог применяет шлифовку, то это для того, чтобы ярче сиял отшлифованный камень.

Христианская любовь (4:7-11)-наивысшая добродетель жизни. Призыв Петра к любви прекрасен. Любите друг друга горячо, от чистого сердца (1:22). «Всех почитайте, братство любите» (2:17). «Будьте братолюбивы, милосердны» (3:8). «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу» (4:8). Братья, в общей славной надежде, будьте братьями один другому и во время страданий.

Огненное испытание (4:12-19). Преследование христиан Нероном было явным делом дьявола (5:8). Но несмотря на это, тайным Божьим провидением оно превращалось во благо для Церкви, где испытывалась вера, становясь дороже золота (1:7). С тех пор было много преследований более распространенных и жестоких, чем Нероновы, в которых бесчисленные миллионы христиан переносили разного вида пытки. Когда мы думаем об этом, нам должно быть стыдно, что так часто мы раздражаемся из-за пустяков.

Смирение Петра (5:1-7) особенно заметно в этом месте. Марк (5:13) в это время был с Петром. Предполагают, что он писал свое Евангелие под руководством Петра, возможно, в то время, когда Петр писал это послание.