Библиотека soteria.ru
Второе послание Петра
Дата публикации: 07.05.14 Просмотров: 797
Второе послание Петра
Предсказание об отступничестве
Автор
Послание претендует на то, что это труд Симона Петра (1:1). Его автор говорит о себе, что он был свидетелем преображения Христова (1:16-18) и получил от Христа откровение о своей скорой кончине (1:14). Из всего этого мы заключаем, что Послание Петра является подлинным, или же это труд человека выдающего себя за Петра.
Это послание не сразу принималось в Новозаветный канон (см. стр. 740), но было признано ранней Церковью как подлинное послание Петра и на протяжении веков глубоко почиталось как часть Священного Писания.
Некоторые современные критики рассматривают его как труд, написанный во втором веке неким неизвестным автором, -присвоившим себе имя Петра. Для честного человека-это явная подделка, преступление против общественного и морального законов и даже против обыкновенного приличия. Но критики, однако, настаивают, что нет ничего неэтичного в присвоении чужого имени.
Кому написано послание
В отличие от большинства посланий, в нем не упоминается место, где оно писалось. Это было «Второе Послание Петра» тем же личностям, что и его первое послание (3:1). Несмотря на то, что Петром могли быть написаны многие послания, которые не дошли до нас, все же можно предположить, судя по его языку, что он указывает на другое послание, которое общепризнано как «Первое Послание Петра» и которое было написано церквам Малой Азии (1 Петра 1:1), куда писал также и Павел (2 Петра 3:15).
Время написания
Если Первое Послание Петра было написано во время Нероновых преследований (см. стр. 658), то это послание должно было быть написано незадолго до смерти Петра, где-то около 67 года по Р.Х.
Второе послание Петра и послание Иуды
Эти два послания в некоторых местах настолько схожи между собой, что некоторые исследователи Библии спрашивают себя: не
позаимствовал ли один автор от другого? Но это не обязательно так. Апостолы, часто слышавшие друг друга, часто пользовались одинаковыми выражениями и иллюстрациями из Писания, которые становились как бы частью общепринятой христианской терминологии.
Глава 1:1-11.
Утверждение уверенности в спасении
Здесь подчеркивается, что признание Христа-основание нашей драгоценной веры (1: 1)-является источником благодати и мира ( 1 :2) и всего, что относится к жизни и благочестию ( 1 :3). Им мы достигаем уверенности нашего призвания и избрания, и им мы избегаем осквернения от мира (2:20). Это заключительный призыв послания (3:18). Оригинальное, подлинное учение о Христе содержится в Слове Божьем. Итак, прощальное предостережение Петра было: не пренебрегайте Словом Божьим.
Драгоценные обетования (1:4) включают в себя не только внешнюю славу Вечного Царства (1:11), но и измененную, божественную природу внутри нас, которую Бог, по Своей милости, дарует нам, и которую мы, прилагая все старания, можем получить (1:5-11).
Вот семь божественных качеств, которые должны проявиться в нас (5-11): добродетель, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие, любовь. Эти плоды (8) драгоценной веры (1) мы должны добавить (5) к благословениям, которые Бог умножает (2) по отношению к нам. Это ступени с земли на небо, берущие начало в вере и достигающие кульминации в любви, в вечном Божьем Царстве.
Глава 1:12-15.
Мученическая смерть Петра близка
Это ссылка на то, что Иисус предвозвестил Петру 37 лет назад (Иоан. 21:18-19). Возможно также, что Христос в последнее время явился ему (1:4) или же это следствие поставленного им Господу вопроса «Куда идешь?' (см. стр. 658). Как бы это ни было, Петр имел предостережение, что его вскоре постигнет мученическая смерть (1:14). Это напоминает нам слова Павла в его Втором Послании к Тимофею (4:6-8) о его скором отшествии. Петр знает, что вскоре должен оставить храмину свою (14). Это прекрасное библейское выражение, характеризующее собою смерть верующих.
Глава 1:16-21.
Евангельское свидетельство правдиво
По всей вероятности, во дни Петра были предшественники наших современных критиков, которые назвали историю Христа о Его силе и деятельности хитросплетенными баснями (16). Но Петр видел Иисуса своими собственными глазами, и он знает, что все, что он говорит об Иисусе — правда. На протяжении трех лет он видел Христа проповедовавшего, исцелявшего множество людей. Он видел Его шедшим по воде, и словом Своим усмирившим бурю на море. Он видел Его преображение. Три раза он видел воскрешение мертвых. Он видел Иисуса живым после того, как Он был распят. А после
Пятидесятницы Петр сам совершал чудеса именем Иисуса (Деян. 5:15), воскрешал мертвых (Деян. 9:40).
Все это в удивительных подробностях подтверждало пророчества Ветхого Завета о пришествии Мессии (1:19-21), см. стр. 389-402), давая Петру уверенность и делая его готовым встретить приближающуюся мученическую смерть. Он знал, что дверь славы для него скоро откроется, и он войдет в присутствие возлюбленного Господа, чтобы быть с Ним неразлучно.
Глава 2.
Церковное отступничество
В Новом Завете много говорится о появлении лжеучителей. Господь Иисус предостерегал против хищных волков в овечьей шкуре, которые появятся среди верующих (Матф. 7:15) и увлекут за собой многих (Матф. 24:11). Павел предостерегал против лютых волков, которые восстанут в церкви, говоря превратно (Деян. 20:29- 30). И потом, вновь он предсказывает, что перед вторым пришествием Господа в церкви произойдет отпадение ужасающей величины и сатанинской природы (2 Фее. 2:1-12). Он предвозвестил, что в церковном руководстве появятся нечестивые люди, предатели и лицемеры, которые, прикрываясь своей набожностью, наполнят церковь учениями бесовскими (1 Тим. 4:1-3; 2 Тим. 3:1-9). Иуда предупреждал главным образом о грозящей смертельной тенденции к отступничеству, которое уже появилось в то время в церкви (Иуда 4:19). А в Откровении Иоанна, в 17 главе, дается уже детальное описание полностью оформившейся церкви-блудницы.
Петр в своем первом послании ободрял церковь переносить преследования извне. Здесь же, во Втором Послании, он предостерегает Церковь, от развращенности внутри ее.
Он предупреждает о надвигающемся отступничестве, когда стоящие во главе Церкви из-за любостяжания будут разрешать моральную распущенность и беззаконные дела. Он говорит об этом как о будущем, но сам язык Послания дает понять, что лжеучителя уже действовали внутри Церкви.
Он говорит об их пагубных ересях (1), об их развращенных путях(2), об их алчности (3), об их хождении в похотях (10); они жестокие звери(12), их глаза полны любострастия и непрестанного греха (14), они рабы тления (19). Заметьте, что употребляемые здесь выражения указывают не на этот мир, но на руководителей внутри Церкви.
Это печальная картина. Уже во времена апостолов дьявол и мир сумели нанести тяжелый удар по чистоте Церкви. Потом последовал долгий ряд столетий папской развращенности. И даже сегодня, в наш просвещенный век. Евангелие Христово в его полной красоте, простое и чистое, во многих церквах лежит похороненное и скрытое от глаз, под мусором форм и догматов, наслоившихся над Церковью на протяжении веков под воздействием мира и дьявола.
Развращать Церковь-это ужасный грех. Писание постоянно напоминает, что нечестивые будут истреблены. Но один из ужаснейших грехов — это допускать в Церковь ложь вместо истины под именем Христа. Пусть же то, что произошло с падшими
ангелами (4), с миром во дни Ноя (5), а также с Содомом и Геморрой (6) будет грозным предостережением для всех.
Глава 3.
Замедление Господнего пришествия
Христос говорил, как бы давая понять, что Он возвратится на землю прежде, чем пройдет этот род(Матф. 16:28; 24:34). Апостолы употребляли выражения, указывающие на Его скорый приход (Рим. 13:12; Отар. 1:3; Евр. 10:25; Иакова 5:8).
Однако Иисус намекал на то, что Его пришествие, возможно, будет по прошествии долгого времени (Матф. 25:19) и советовал быть готовыми на случай, если пришествие будет отложено на более долгое время (Матф. 25:4). Павел определенно говорит, что оно не произойдет прежде, чем совершится отступничество (2 Фее. 2:2-3). Петр в этой главе намекает, что в человеческом понимании это может быть в пропорции тысячи лет к одному дню (8). Бог не измеряет время человеческой мерой. Для Него тысяча лет, как вчерашний день (ПС. 89:95). Он исполняет Свои обетования, руководствуясь Своей собственной хронологией. Эти места, вместе взятые, указывают на то, что Бог определил, чтобы каждое последующее поколение жило в постоянном ожидании Господнего пришествия.
Что же нам думать о пришествии Господнем, после двух тысяч лет ожидания? Оставить ли нам всякую надежду? Никогда! Сегодня Его пришествие на две тысячи лет ближе к нам, чем было прежде. Ночь проходит. День может оказаться значительно ближе к нам, чем мы думаем. Кто знает, может быть Господний поезд, после долгой задержки, уже теперь дает сигнал, приближаясь к великой Центральной Станции, возвещая о своем прибытии вместе с ангелами, готовыми воскликнуть: «Все погрузились? Все готовы?'
Второе пришествие Господа (3:3-4) больше всего высмеивается лжеучителями. Но Господь придет (3:10). Это будет день погибели нечестивых человеков (3:7), подобно тому, как это было во дни Ноя. Но на этот раз они подлежат огню. Об этом очень ясно говорится (3:10). Мы не знаем, как это произойдет, путем ли мощного атомного взрыва или же от столкновения земли с другим небесным телом. Когда Божьи планы будут приведены в исполнение, земля — от взрыва атомных бомб или же каким-то другим путем — превратится в бурлящую огненную массу.
Но дети Божьи будут избавлены от всего этого. Для них будет приготовлено Новое Небо и Новая Земля.
В заключение, Петр упоминает о Посланиях Павла (15) как части Писания (16). Как в своем Первом Послании Петр говорит о Слове Божьем как об источнике нового рождения (1 Петра 1:23) и об условии духовного роста верующего (1 Петра 2:2), так и в этом послании, предвозвещая отступничество в Церкви, он настаивает, что познание Христа через Его Слово поможет нам сделать твердым наше звание и избрание (1:2,4,10). Это тот путь, идя по которому Церковь будет бороться с отступничеством и хранить себя чистой и неосквернённой от мира. Вот почему мы должны руководствоваться Словом Божьим, данным нам через пророков и апостолов (1:19; 3:2).