Послание к Римлянам

Главы 1,2.

Глава 3.

Глава 4.

Глава 5.

Глава 6.

Глава 7.

Глава 8.

Главы 9,10,11.

Глава 12.

Глава 13.

Глава 14.

Глава 15:1-14.

Глава 15:15-33.

Глава 16.

 

Сущность деятельности Христа Отношение человека к своему Создателю

Апостол Павел был избран Богом для изъяснения Евангелия миру, и его послание к Римлянам является совершенным объяснением его понятия Евангелия. Колридж называет послание к Римлянам «самым глубоким, основательным трудом, известным на сегодня».

Время и причина появления послания

Зима 57-58 года по Р.Х. Накануне отбытия в Иерусалим с пожертвованиями для бедных (15:22-27), в конце своего третьего миссионерского путешествия Павел находился в Коринфе. Женщина по имени Фива, диакониса Кенхрейской церкви, расположенной на окраине Коринфа,, отъезжала в Рим (16:1,2). Павел воспользовался возможностью передать свое послание через нее. В то время почтовая служба существовала только для официальных предприятий. Почтовое обслуживание, каким мы знаем его теперь, появилось недавно. Личные послания в то время могли быть посланы только через друзей или путешественников.

Цель послания

Во-первых, сообщить верующим в Риме, что он, Павел, был на пути к ним. Это произошло перед тем, как Господь явился ему и сказал, что он будет свидетельствовать в Риме (23:11), хотя Павел и не был уверен, что уйдет из Иерусалима живым (Рим. 15:31). В таком случае, казалось, было необходимо, чтобы он, апостол язычников, послал свое письменное объяснение сущности Евангелия Христа в столицу мира.

Церковь в Риме

Апостол Павел еще не был в Риме. Он прибыл туда три года после своего послания к ним. Ядро церкви, вероятно, было образовано из римлян, которые присутствовали в Иерусалиме в день Пятидесятницы (Деян. 2:10).

На протяжении 28 лет многие христиане из различных областей востока, по той или иной причине, переезжали в столичный город. Некоторые из них были обращены через ап. Павла и стали его друзьями (см. стр. 19).

Мученичество ап. Павла и, возможно, также ап. Петра произошло в Риме приблизительно через 8 лет после написания Послания к римлянам.

Предпосылка послания

Общепринятая еврейская вера, как выражение Божьей воли и универсальной обязанности. перед законом Моисеевым, была причиной того, что евреи требовали от язычников принимающих христианство. В начале христианство было еврейской религией, и некоторые влиятельные еврейские руководители настаивали, чтобы оно оставалось таковым. Обрезание было обязательной предварительной церемонией при обращении язычников в иудаизм.

Основное содержание послания Павла

В своем послании ап. Павел объясняет, что оправдание человека перед Богом основано не на законе Моисея, а на милости Христа. Человек со своей грешной природой не может жить в совершенстве по закону Божьему, который является выражением Божьей святости. Но он становится совершенным, потому что Христос, по доброте Своей, прощает грех человека. В конечном счете, отношение человека к Богу зависит не от того, что человек сделал или может сделать для себя, но от того, что Христос сделал для него. Поэтому Христос заслуживает и имеет право на безупречную и искреннюю преданность, лояльность и послушание всех людей.

Главы 1,2.

Всемирная нужда в евангелизации

Всеобщая греховность человечества (1:1-32). Первое предложение очень длинное (1-7), в нем анализируется вся жизнь ап. Павла: Иисус, предсказанный пророками, воскресший из мертвых, повелел Павлу проповедовать Его всему миру.

Долгое время Павел стремился посетить Рим (9:15), но этому желанию стояла преградой насущная потребность благовествовать во многих других местах, где еще не слышали Евангелие (15:20).

Апостол Павел не стыдился проповедовать Евангелие (16) даже в Риме, украшенном золотом и высокомерием, но погрязшем в самой отвратительной безнравственности. Ужасная развращенность, описываемая в стихах 18-32, достигла самой высоты в Риме, особенно в области половых отношений (26,27), включая и евреев (2:1-29). Ужасная картина человеческой греховности относилась также и к евреям. Хотя они и были избранным Божьим народом, их греховность не отличалась от греховности присущей всему человечеству.

«Всякий человек» (1) включает каждого из нас, хотя не каждый из нас делает все описанное в 1 :29-31. Это картина человечества в целом. Но каждый из нас виновен в некоторых из упомянутых грехов.

День, когда Господь будет судить тайные дела людей (2:16). В тот день суд будет рассматривать не по национальному обычаю или признаку, не по принадлежности человека к еврейскому народу или к язычникам, но по характеру его сердца и его отношению к ' различным аспектам жизни.

Глава 3.

Христос-Искупитель за грехов человека

Почему евреи? (1-20). Если евреи по греховности стоят на том же уровне перед Богом, что и язычники, зачем тогда вообще необходимо еврейское государство?

Ответ: чтобы доверить им слово Божье и подготовить путь к приходу Христа. Господь избрал еврейский народ для специальной цели: чтобы выполнить Божий план искупления человечества. Но это не значит, что в действительности сами по себе они в Господних глазах лучше, чем другие народы.

Закон был необходим, чтобы доказать, что человек грешен (20) и нуждается в спасении.

Христос есть наше умилостивление (21-31). В вечной природе вещей, где праведность есть праведность и Бог справедлив, не может быть иной милости кроме справедливости. Грех должен быть наказан. Бог Сам, в лице Христа, взял на Себя наказание за грех человека.

Поэтому Он может простить грех и считает всякого, кто с благодарностью принимает жертву Спасителя, обладателем праведности Самого Спасителя.

Глава 4.

Случай с Авраамом

Это относится к тем, которые учили, что язычники, прежде чем стать христианами, должны стать еврейскими прозелитами, основываясь на обетовании, данном Аврааму и его семени, и что тот, кто не был от семени Авраама при рождении и хочет быть его семенем, должен быть обрезан. Павел объяснил, что обетование было дано по вере Авраама, когда он еще был не обрезан; Авраамовы наследники — это те, в ком живет та же вера, а не те, которые были обрезаны. Основным в жизни Авраама была его вера, а не его обрезание.

Глава 5.

Христос и Адам

Апостол Павел говорит, что действительность смерти Христа для искупления человеческого греха основывается на том факте, что все мы едины в Адаме.

Как один мог умереть за всех? В некоторой степени можно понять, как один умирает вместо другого. Но как может один умереть за миллионы других?

Павел отвечает: люди не виновны в том, что они грешники. Они родились таковыми, пришли в этот мир, не будучи спрошенными о том, хотели бы они родиться или нет. Вдруг проснувшись в какой-то день, они находят себя в теле с грешной природой. Но, — говорит ап. Павел, — первый из всех людей, Адам, не начинал в греховной плоти.  Павел объясняет доктрину искупления Христом наших грехов следующим образом: Христос не противопоставляется каждому из нас в отдельности, но противопоставляется главе человеческого рода.

Адам — телесный глава человеческого рода. Христос — духовный глава. Что один глава совершил, другой — разрушил. Грех одного человека принес смерть нашему роду. Поэтому достаточно смерти одного Человека, чтобы дать жизнь тем, кто примет ее.

Глава 6.

Почему нам нужно вести праведную жизнь?

Если мы теперь не под законом и Христос простил наши грехи- почему бы нам не продолжать грешить? Мы будем грешить, а Христос будет прощать нас.

Павел отвечает, что это немыслимо. Христос умер, чтобы сохранить нас от грехов. Он прощает нас, чтобы мы ненавидели грех.

Мы не можем служить греху и Христу одновременно. Мы должны выбрать либо одно, либо другое. Невозможно угодить Христу и в то же время жить во грехе.

Это не значит, что мы совершенно освобождаемся от всех наших грехов и больше не нуждаемся в Его милости. Но это значит, что есть совершенно два различных пути: путь со Христом и путь греха. Наше сердце может принадлежать либо одному, либо другому пути, но не обоим.

Христос является совершенным воплощением закона Божьего: Он дает нам побуждения, силы для достижения той совершенной святости, .которая, по Его милости, в конечном счете, будет нашей собственной.

Глава 7.

Для чего нужен закон?

Если мы больше не под законом, то для чего нам дан закон? Он был дан нам не как план спасения, но как подготовительная ступень, указывающая нам на необходимость в Спасителе, и чтобы мы видели разницу между правильным и неправильным. До тех пор, пока мы не осознаем нашу беспомощность, мы не можем желать и ценить Спасителя.

Борьба между плотской и духовной природами (14-25). Интересно, не была ли эта картина картиной внутренней борьбы самого ап. Павла? В 1 Коринф. 4:4 он говорит: «Я ничего не знаю за собою». Между тем, возможно, внутри себя он чувствовал сильные побуждения, с которыми он постоянно боролся. Иначе он не писал бы об этом. Его невыразимая благодарность Христу за избавление от всего, против чего он чувствовал себя беспомощным, напоминает безграничную радость Лютера, когда он, наконец, понял, что Христос мог совершать для него то, что он напрасно старался сделать своими силами. Это иллюстрация власти закона над ищущей душой, которая подавлена невозможностью выполнить закон, и облегчение, которое дает нам Христос.

Глава 8.

Закон Духа Это одна из самых драгоценных глав Библии

Дух, живущий в нас (1:11). Во Христе мы получаем не только прощение всех наших грехов, но также приобретаем новую жизнь, новое рождение. Наша естественная жизнь наделяется новой жизнью' от Духа Божьего, и младенческий дух, духовная природа, рождается внутри нас, подобно тому, как наша физическая жизнь, наша Адамова природа рождается нашими родителями.

Наша естественная жизнь берет начало от Адама. Новая, духовная жизнь — от Христа. Это наша внутренняя действительность. Мы, 'может быть, не чувствуем или даже не сознаем ее, но она в нас. Мы принимаем ее по вере. Внутри нас самих, независимо от нашего сознания, обитает духовная жизнь, дитя Духа Божьего, которое под Его любящей заботой, действуя незаметно, но неутомимо, постепенно берет контроль над всем нашим существом и преображает нас в подобие Божье. Это та жизнь, которая расцветет вечной славой в день Воскресения..

Наш долг по отношению к Духу Божьему (12-17). Ходить в Духе Божьем, а это значит, что мы все еще должны прилагать все усилия, чтобы жить по Его Закону, хотя мы исключительно и полностью зависим от Христа в деле нашего спасения. Ал. Павел с полной ясностью объясняет, что милость Божья не освобождает нас от обязанности делать все, что в наших силах, чтобы жить праведно. Ходить по плоти — значит растрачивать себя на удовлетворение наших плотских вожделений.

Наше тело есть плоть. Некоторые наши плотские желания совершенно естественны и необходимы. Другие — во вред нам. Мы должны абсолютно воздерживаться от тех, которые не полезны. Некоторые доставляют нам удовольствие, но мы должны следить за тем, чтобы эти желания не переходили границ.

Страдающее творение (18-25). Все творение, включая 'нас самих, «стенает и мучится», ожидая лучшего порядка существования, который откроется в день Божьего полного искупления, когда это тело смерти (7:24) получит свободу небесной славы, теперь наблюдаемой в различных процессах творения. Это великий план и цель дела Христа.

Ходатайство Святого Духа (26-30). Живущий в нас Дух Святой не только является залогом воскресения и будущей славы, но благодаря Его ходатайствам за нас, мы можем быть уверены, что Господь устроит все к лучшему благу, что бы ни случилось с нами. Мы можем забыть помолиться, но Дух Святой никогда не забывает. Господь видит нас насквозь. Никогда, не перестанем доверять Ему!

Нерушимая любовь Христа (31-39). Он умер за нас. Он простил нас. Он отдал Себя нам в лице Его Духа Святого. Если мы принадлежим Ему, то никакая сила ни на земле, ни на небе, ни в аду не может препятствовать Ему привести нас к Себе в вечное лоно Господа. Это одно из самых прекрасных мест во всей Библии.

Главы 9,10,11.

Проблемы неверующих евреев

Неверие евреев было одним из самых больших камней преткновения к принятию Евангелия Христа. Хотя значительное число евреев, особенно в Иудее, стали христианами, еврейский

народ в целом оставался не только неверующим, но и крайне враждебным христианству.

Еврейские правители распяли Христа. Всюду, где только могли, они преследовали церковь. Неверующие евреи чинили препятствия ап. Павлу повсюду, где бы он ни путешествовал.

Если Иисус действительно был Мессией, предсказанным их же пророками, то как же случилось, что Божий народ отверг Его? В следующих трех главах ап. Павел дает ответ.

Скорбь ап. Павла об Израиле (9:1-5). Очень образное выражение этой скорби: он почти готов быть отлученным за своих братьев, родных по плоти.

Верховная власть Бога, 9:6-24

В этой главе ап. Павел не обсуждает предопределение для каждого к спасению или осуждению, но заявляет об абсолютном полновластии Бога в выборе и управлении народами во всех ситуациях таким образом, чтобы наконец подчинить их всех Себе. Сильное заявление (16), возможно, включает каждого человека индивидуально. Другие, подобные этому отрывку, подразумевают именно это, например: Деяния 2:23; 4:28; 13:48; Римлянам 8:28-30.

Как примирить полновластие Бога со свободой человеческой воли, мы не знаем. Обе доктрины ясно изложены в Библии. Мы верим обеим. Но объяснение того, как они обе могут быть верными одновременно, мы в настоящее время вынуждены оставить другим. Некоторые вещи мы видим теперь, как через тусклое стекло. Но придет день, когда мы узнаем все.

В Писаниях предсказано (9:25-33) отверженце Израиля и усыновление язычников. Поэтому вместо того, чтобы удивляться, мы должны были бы ожидать этого.

Евреи сами виноваты (10:1-22). Бог не заставлял евреев отвергать Христа, Они сами сделали этот выбор. Это просто был вопрос «слышания» (8-17). Евреи слышали, но остались упрямо непослушными (18-21). Как примирить это с 9:16,- мы не знаем. Возможно, постепенно мы поймем это лучше.

Спасение Израиля в будущем, 11:1-36

Отвержение Христа Израилем — дело временное. Настанут дни, когда весь Израиль спасется (26). Когда и как это случится, мы здесь не говорим. Мы не утверждаем, что это случится в связи с их возвращением в Палестину, — мы просто заявляемое это будет. Одним из самых темных пятен в панораме человеческой истории является вековое страдание этого испытанного горем непокорного народа. Но наступит день, когда всему этому придет конец. Израиль в раскаянии возвратится к Богу, и все творение возблагодарит Господа за непостижимую мудрость Его предвидения.

Глава 12.

Преображенная жизнь Прекрасная глава. Она написана в тоне напоминающем

Нагорную Проповедь Иисуса. Ал. Павел умышленно упустил всякую богословскую дискуссию, чтобы со всей серьезностью призывать к христианскому стилю жизни. В предыдущих главах он утверждал, что наши отношения с Богом полностью зависят от милосердия Христа, а не от наших добрых дел. Здесь он с такой же силой утверждает, что именно милосердие, которое так милостиво прощает, наделяет нас сильным и непреодолимым желанием творить добро и полностью изменяет наш взгляд на жизнь.

Смирение Духа (3-8). Это особенно относится к руководителям церкви. Очень часто руководящее положение, вместо того, чтобы делать нас скромными, смиренными, делает нас самодовольными, полными самомнения. Часто человек, наделенный каким-то талантом, склонен умалять таланты других. (см. более подробно в 1 Коринф. 12-14.).

Божественные качества (9-21). Братская любовь, ненависть ко злу, особенно внутри нас самих. Усердие, радость, терпение, молитвенность, гостеприимство, сочувствие. Забота обо всем, что благородно. Миролюбие. Отсутствие чувства мести.

Глава 13.

Подчинение гражданскому закону

Правительства установлены Богом (1), хотя зачастую в правительство попадают люди неправедные. Правительство, тем не менее, необходимо для обуздания преступных элементов, находящихся в человеческом обществе. Христиане должны подчиняться законам того правительства, под которым они живут, и во всех отношениях их жизни, руководствоваться принципами «золотого правила» (8-10), стараясь быть честными во всем и всегда внимательными к другим.

День приближается (11-14). «Ночь прошла, а день приблизился». Это относится к нам или же к христианскому периоду, который подходит к завершению, или к обоим случаям. Господь грядет во славе или мы идем к Нему через смерть.

Глава 14.

Осуждение друг друга

В таких вопросах, как употребление в пищу мяса или соблюдения дней. Мясо, о котором идет речь, это, скорее всего, мясо, которое приносилось в жертву идолам (см. 1 Коринф. 8). Что касается дней, то это, очевидно, относится к соблюдению субботы и других еврейских праздников язычниками, на чем настаивали еврейские верующие. Первый день недели был христианским днем. Если бы в дополнение к нему христианин из язычников захотел соблюдать еврейскую субботу, это было бы ему привилегией. Но он не имел права настаивать, чтобы другие делали то же самое.

Глава 15:1-14.

Братское единство

Продолжение указаний из предыдущей главы. Мы догадываемся из стиха 17,16 главы и дискуссий о днях и месяце в 14 главе, что Павел каким-то путем узнал, что некоторые еврейские христиане в Риме

настаивали на введении еврейских обычаев среди христиан из язычников.

Глава 15:15-33.

Намерение ап. Павла прийти в Рим

Если бы апостол Павел был подобен некоторым людям, то сразу бы направился в Рим-столицу языческого мира — и установил бы там свой главный штаб евангелизации Римской империи, как только получил от Христа назначение на апостольство среди язычников. Вероятно, он не сделал этого по той причине, что со дня Пятидесятницы (Деян. 2:10) в Риме уже была основана церковь. Миссией ап. Павла было нести имя Иисуса туда, где о Христе еще ничего не знали. В его планы входило покорение территорий, которые встречались ему на пути на запад. И теперь, после 25 лет труда по распространению Евангелия в Малой Азии и Греции, он был готов идти в Испанию, предполагая остановиться по пути в Риме (24). Он попал в Рим через три года после написания этого послания. (Достиг ли он Испании, см. Деяния 28.).

Глава 16.

Личные дела

Эта глава посвящается его личным приветствиям. Перечисляет двадцать имен руководителей церквей, которые были его личными друзьями.

Фива (1-2), направляясь с деловым поручением в Рим, взяла для передачи его письмо. Кенхрей — восточный порт в Коринфе.

Прискилла и Акила (3-5) раньше жили в Риме (Деян. 18:2), были с Павлом в Коринфе и Ефесе и теперь вновь возвратились в Рим. Собрания христиан проходили в их доме.

Епенет (5), первый обращенный в Азии, теперь находился в Риме. Мариамь (6). Обратите внимание, сколько было среди них женщин.

Андроника и Юния (7), родственники Павла, теперь старики, ибо они раньше Павла стали христианами, также находились с ним в темнице.

Амилий, Урбан, Стахия, Апеллес (8-10)- друзья Павла.

Домашние Аристовулова (10) и Нарцисса (И); по видимому, собрания христиан происходили в их домах. Иродион — родственник Павла. Трифона, Трифоса, Нереида (12)-имена женщин.

Руф (13), вероятно сын Симона, который нес крест Иисуса (Марк 15:21), мать которого по-матерински заботилась о Павле. Асинкрит (14) и его братья с ними, их собрание. Филолог (15) и святые с ними, их собрание. Тертой (22) писал под диктовку Павла, его секретарь.

Гаий (23), в его доме Павел жил в то время; этот дом был обычным местом собраний христиан в Коринфе.

Ераст (23), должно быть, был очень влиятельным человеком, поскольку он занимал положение казнохранителя города Коринфа.