Культура

Историческое значение Ассирии заключается организации первого крупного государства, претендовавшего на объединение всего известного тогда мира. В связи с этой задачей, которая была поставлена ассирийскими царями, стоят организация большой и сильной постоянной армии и высокое развитие военной техники. Ассирийская культура, достигшая довольно значительного развития, во многом основывалась на культурном наследии Вавилона и древнего Шумера. Ассирийцы заимствовали у древних народов Месопотамии систему клинообразной письменности, типичные черты религии, литературные произведения, характерные элементы искусства и целый ряд научных знаний. Из древнего Шумера ассирийцы заимствовали некоторые имена и культы богов, архитектурную форму храма и, даже типично шумерийский строительный материал — кирпич. Особенно усилилось культурное влияние Вавилона на Ассирию в XIII в. до н. э., после взятия Вавилона ассирийским царём Тукульти-Нинурта I, У вавилонян ассирийцы заимствовали широко распространённые произведения религиозной литературы, в частности эпическую поэму о сотворении мира и гимны древним богам Эллилю и Мардуку. Из Вавилона ассирийцы заимствовали измерительную и денежную систему, некоторые черты в организации государственного управления и многие элементы права, столь разработанного в эпоху Хаммурапи.

Ассирийское божество около финиковой пальмы

О высоком развитии ассирийской культуры свидетельствует знаменитая библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала, найденная в развалинах его дворца. В этой библиотеке обнаружено огромное количество разнообразных религиозных надписей, литературных произведений и научных текстов, среди которых особенный интерес представляют надписи, содержащие астрономические наблюдения, медицинские тексты, наконец, грамматические и лексические справочники, а также прототипы позднейших словарей или энциклопедий. Тщательно собирая и списывая по особым царским инструкциям, иногда подвергая некоторым переделкам самые различные произведения более древней письменности, ассирийские писцы собрали в этой библиотеке огромную сокровищницу культурных достижений народов древнего Востока. Некоторые литературные произведения, как, например, покаянные псалмы или «жалобные песни для успокоения сердца», свидетельствуют о высоком развитии ассирийской литературы. В этих песнях древний поэт с большим художественным мастерством передаёт чувство глубокой личной скорби человека, пережившего большое горе, сознающего свою вину и своё одиночество. К оригинальным и высокохудожественным произведениям ассирийской литературы принадлежат летописи ассирийских царей, описывающие главным образом завоевательные походы, а также внутреннюю деятельность ассирийских царей.

Прекрасное представление об ассирийской архитектуре времени её расцвета дают развалины дворцов Ашшурназирпала в Калахе и царя Саргона II в Дур-Шаррукине (современном Хорсабаде). Дворец Саргона построен, как и шумерийские здания, на большой, искусственно воздвигнутой террасе. Огромный дворец состоял из 210 зал и 30 дворов, расположенных асимметрично. Этот дворец, как и другие ассирийские дворцы, является типичным для ассирийской архитектуры образцом соединения архитектуры с монументальной скульптурой, художественными рельефами и декоративной орнаментацией. У величественного входа во дворец стояли огромные статуи «ламассу», гениев-охранителей царского дворца, изображённых в виде фантастических чудовищ, крылатых быков или львов с головой человека. Стены парадных зал ассирийского дворца обычно украшались рельефными изображениями разнообразных сцен придворной жизни, войны и охоты. Вся эта роскошная и монументальная архитектурная орнаментация должна была служить возвеличению царя, возглавлявшего огромное военное государство, и свидетельствовать о мощи ассирийского оружия. Эти рельефы, в особенности изображения животных в сценах охоты, являются высшими достижениями ассирийского искусства. Ассирийские скульпторы умели с большой правдивостью и с большой силой выразительности изображать диких зверей на которых так любили охотиться ассирийские цари.

Благодаря развитию торговли и завоеванию целого ряда соседних стран ассирийцы распространили шумеро-вавилонскую письменность, религию, литературу и первые зачатки объективных знаний по всем странам древневосточного мира, сделав, таким образом, культурное наследие древнего Вавилона достоянием большинства народов древнего Востока.

Тиглатпаласар III на своей колеснице