Культура Саисской эпохи

Со времени Нового Царства Египет вышел на широкую арену международной политики. Египетские торговцы всё чаще стали ездить в Палестину, Сирию и Финикию. Египтяне проникли глубоко в Нубию и установили торговые связи с далёкой южной страной Пунт. Египетские фараоны завоевали обширные области Передней Азии и укрепили свою власть вплоть до четвёртого порога. Сталкиваясь с рядом соседних народов, египтяне оказывали на них значительное культурное влияние и в свою очередь многое у них заимствовали. Так всё больше и больше устанавливались культурные взаимодействия между Египтом, Эгейским миром, Передней Азией и Нубией. В эпоху позднего времени, когда политическое влияние Египта стало ослабевать, когда Египет потерял свои иноземные владения и даже стал подвергаться нашествиям и завоеваниям, торговые связи Египта с соседними странами продолжали сохраняться. Ливийские, эфиопские и ассирийские завоеватели не могли не подпасть под некоторое влияние высокой и древней египетской цивилизации. В особенности культурно отсталые ливийцы и эфиопы, завоевав Египет, как некогда гиксосы, почти полностью покорились египетской культуре. Ливийские и эфиопские цари, завоевавшие Египет и основавшие там свои династии, носили титулы египетских фараонов, поклонялись египетским богам, писали свои надписи по-египетски, во всём подражая своим древнеегипетским предшественникам. Так, Тахарка называет себя «Гором, владыкой двух диадем… золотым соколом, защищающим Обе Страны, царём Верхнего и Нижнего Египта, благим богом…». Нубия и ранее находилась под культурным влиянием Египта, а в эпоху завоевания Египта эфиопами это влияние значительно усиливается. Многочисленные развалины египетских храмов, сохранившиеся на территории Нубии, свидетельствуют о том, в какой сильной степени влияние египетской культуры проникало в Нубию. Поздний мероитский алфавит возник на основе египетской демотической письменности.

Египетская культура проникла и в области Передней Азии, главным образом в Палестину, Финикию и Сирию, и даже на далёкий Кипр. На территории Палестины и Финикии было найдено множество египетских памятников, а также местных изделий, сделанных под сильным влиянием египетского искусства, В Финикию проникли культы египетских богов, в частности Гора, Тота, Пта, Хатхор и главным образом Озириса, о котором рассказывали, что гроб с его телом или его голова были прибиты волнами моря к Библу. Произведения древнееврейской светской и религиозной литературы, собранные в библии, сильно пропитаны древнеегипетскими влияниями. Египетский монотеизм времени XVIII–XIX династий не мог не оказать влияния на возникновение библейского единобожия и культ единого бога Яхве. Гимн Атону напоминает один из псалмов Давида. Египетская любовная лирика близка к библейской «Песне песней». Египетские «Поучения» и «Пророчества» нашли своё отражение в аналогичных произведениях библейской литературы.

Сильное культурное влияние оказывала древняя культура Египта на юную формирующуюся культуру греческих племён. В Греции преклонялись перед седой мудростью египетских жрецов, перед тайнами, богатствами и роскошью величественных египетских храмов. В «Илиаде» говорится, что: «…в египетских Фивах — (жилища там полны сокровищ) в городе там сто дверей, столь широких, что могут из каждых двадцать мужей с лошадьми, с колесницами выехать рядом». Архаические статуи греческого бога Аполлона чрезвычайно близко напоминают по фронтальной композиции тела и по типичной для этой эпохи улыбке египетские статуи, в частности саис-ского периода. Греческая вазопись сохранила египетские сюжеты и мотивы. Греческие наёмники, торговцы и колонисты, поселившиеся в Египте, не могли не подпасть под влияние египетской культуры. Они были связующим звеном между античным миром и угасающей египетской цивилизацией.

Саисские фараоны, открывшие грекам широкий доступ в Египет, открыли ворота Египта юной и свежей греческой культуре. Греки строили в Египте военные лагери, колонии, города и храмы, посвященные греческим богам. Греческие художники и ремесленники наводнили Египет произведениями своего искусства и изделиями своего ремесла, которое особенно процветало в Навкратисе. Художественный реализм в искусстве получает свою завершённую форму в Египте в VI в. до н. э. В египетских рельефах этого времени художник старательнее изображает человеческое тело в профиль, свободнее размещает в плоскости фигуры и предметы. Портретная скульптура этого времени достигает в Египте высокого художественного совершенства. Голова Монтуемхата (XXV–XXVI династия) и голова жреца, сделанная из зелёного шифера, являются шедеврами скульптурного портрета.

Голова статуи Монтуемхата, правителя Фив.
Гранит. Саисская эпоха. XXV–XXVI династия. Каирский музей
Голова статуи жреца.
Зеленый шифер. Саисская эпоха. XXYI династия

Некоторые иноземные влияния проникали в Египет из Финикии и Палестины. Так, очевидно, из Ханаана проник в Египет обычай сжигать жертвы на алтарях. Финикийские и еврейские колонисты строили в Египте храмы своим богам. В эпоху ливийского и эфиопского завоевания в Египте распространяются язык, обычаи и религиозные верования завоевателей. В Египте усиливается культ древней ливийской богини Нейт, которую особенно почитают ливийские цари и их преемники, фараоны XXVI династии, обосновавшиеся в Саисе, где издавна поклонялись богине Нейт. Культ бородатого карликообразного бога Беса, возможно, заимствованный из Нубии и Пунта, получил в позднее время очень широкое распространение и сохранился вплоть до христианского времени. Всё это указывает на глубокие культурные взаимодействия между Египтом и соседними странами Африки, Передней Азии и Эгейского моря.

Религиозные изображения и надписи на саркофаге Тахо.
Саисская эпоха. XXVI династия. Парною. Лувр

Постепенное ослабление Египетского государства, происходившее именно в эту эпоху глубоких культурных взаимоотношений Египта с соседними странами, должно было породить мысль о том, что причинами упадка Египта являются проникновение в Египет иноземцев, растворение египетской культуры в этой бурной волне иноземных влияний, забвение древних традиций и исконной египетской религии. Поэтому именно в эту, главным образом, Саисскую эпоху начинается реакция против иноземных влияний и резкое стремление во всём возродить египетскую старину, восстановив древние формы государства, языка, письменности, искусства и религии времени первого расцвета Египта при царях Древнего Царства. Египетские жрецы пытаются отгородить египетский народ и в первую очередь самих себя от иноземцев при помощи целого ряда религиозных и бытовых запретов. Геродот пишет о том, что «ни египтянин, ни египтянка не поцеловали бы эллина в губы, не стали бы употреблять ножа, вилки, котла, принадлежащих эллину, не стали бы даже есть непорочного быка, если он зарезан ножом эллина». Предписания строгой обрядовости, пищевые запреты и предписания культовой чистоты проводили резкую грань между египтянами и иноземцами. Стремление искусственно воскресить давно забытую старину, своеобразная архаизация чувствуются в памятниках письменности и литературы, в произведениях искусства и предметах религиозного культа. Искусственно сохраняется и даже несколько усложняется сложная и громоздкая древняя система гиероглифической письменности, несмотря на широкое распространение алфавитных знаков и упрощение скорописи, так называемой демотики, удобной для быстрых записей деловых документов. В религиозных текстах встречаются цитаты из текстов пирамид Древнего Царства, которые тщательно копируются и переписываются. Широкое распространение получает культ древних всеегипетских богов Изиды и Озириса. Жрец Иба, состоявший в свите царевны Нейтикерт (XXVI династия) описывает свои труды по сооружению храма в честь Озириса. Крупный вельможа Пефнефдинейт, занимавший ряд высоких должностей при Яхмосе II, подробно сообщает о своей деятельности, связанной с восстановлением и расширением храма Озириса в Абидосе. С гордостью говорит он о том, что он «восстановил дом священных свитков после его запустения, записал жертвы в честь Озириса и установил порядок во всех записях». Но особенно широкое распространение получил в Египте в позднее время культ самых разнообразных животных, в частности культ священных быков (Аписов) и священных кошек, посвященных богине Бастет, обоготворявшейся в Бубастисе, на что указывают огромные сохранившиеся кладбища священных животных и многочисленные статуэтки и изображения их, во множестве переполняющие ныне египтологические музеи. Наряду с этим широкое распространение получает магия, развитие которой шло бок о бок с появлением новых культов смешанных богов, одновременно олицетворяющих различные явления всей природы (синкретизм и пантеизм). Сильная архаизация подчиняет себе развитие литературы и искусства. Сюжеты литературных произведений связываются с образами древних царей, как, например, Рамзеса II, о котором рассказывают, что он послал статую бога Хонсу для излечения дочери азиатского царя. В литературных произведениях воскрешается стиль и фразеология египетской литературы классического времени расцвета в эпоху Среднего Царства. В изобразительном искусстве появляется стремление подражать, иногда почти рабски копировать художественные произведения времени Древнего Царства.

Религиозные изображения и надписи на саркофаге Тахо.
Саисская эпоха. XXVI династия. Париж. Лувр
Статуя «священного барана» бога Амона в Фивах.
Саисская эпоха. XXVI династия

Всё это приводит к резкому разрыву между искусственно возрождаемой древней культурой и теми формами культурного творчества, которые ещё свидетельствовали о жизнеспособности древнеегипетского народа. Так демотическая письменность отрывается от архаизирующей религиозной и официальной гиероглифики, народный язык от омертвевшего литературного языка классической древности, народные формы религии от сложных богословских построений жречества, свежее реалистическое искусство от точного повторения художественных произведений глубокой старины. Но все последние попытки возрождения египетской культуры оказались тщетными. Египетское государство рухнуло под ударами персидских завоевателей. Однако египетская культура пережила своих создателей и оказала могущественное влияние на развитие культуры соседних народов и главным образом греков.

Голова царской статуи времени XXVI династии.
Шифер