Завоевание Камбизом (529–523 гг. до н. э.)

О царствовании Камбиза нам известно по рассказам греческих историков и по египетским надписям, относящимся ко времени завоевания Египта персами. Камбиз вступил на престол после смерти Кира в качестве его законного престолонаследника. Однако при его вступлении на престол в стране возгорелись смуты. Отдельные страны, покорённые Киром, но не прочно связанные с Персией, воспользовались смертью завоевателя и отпали. Камбизу пришлось потратить много усилий для того, чтобы их усмирить. Возможно, что к этим смутам был причастен и второй сын Кира, которого источники называют Бардия. Для того чтобы укрепить своё положение в качестве полновластного царя Персидской державы, Камбиз, по свидетельству источников, убил Бардию, причём, как говорится в Бехистунской надписи, «когда Камбуджий (Камбиз) Бардия убил, народу неизвестно было, что Бардия убит».

Персидский воин.
Слепок с рельефа из Персеполя

Укрепившись на престоле, Камбиз стал готовиться к походу в Египет, продолжая завоевательную политику Кира. Египет, несколько усилившийся при фараонах XXVI Саисской династии, гордый своей тысячелетней древней культурой и своим былым могуществом, всё ещё казался опасным соперником персидским царям. Египетский фараон Яхмос II (Амазис) пытался укрепить экономическое и военное могущество Египта при помощи греков, вербуя их в качестве наёмников в свою армию. Кроме того, фараон заключил союз с Кипром, Лидией, Вавилоном и Самосом. Однако быстрое усиление Персии выбивало последние козыри из рук слабеющего и внутренне немощного Египта. Вавилон и Лидия были покорены Киром. Кипр, Поликрат Самосский и даже начальник греческих наёмных отрядов иониец Фанет, служивший ранее Яхмосу II, перешли на сторону Камбиза. Таким образом, Египет, потеряв своих союзников, должен был один встретить лицом к лицу персидского завоевателя, надвигавшегося на Египет подобно лавине.

Опираясь на свою громадную армию и на сильный флот своих союзников, финикийцев, кипрян и самоссцев, Камбиз в 526 г. до н. э. выступил в поход против Египта. В этом походе Камбиза сопровождали бывший лидийский царь, престарелый мудрец Крез, и Силосон, брат Поликрата Самосского. Камбизу удалось заключить соглашение с вождём арабских племён, который снабжал водой персидское войско во время его перехода через Синайскую пустыню.

Наконец, последний удар постиг Египет. В момент приближения огромного персидского войска к границам Египта умер Яхмос II, крупный политический деятель своего времени, умело пользовавшийся поддержкой греков. На престол вступил- Псамтик III, который не смог оградить своей страны от натиска врагов и сохранить независимость своего государства. Несмотря на то, что египетские войска оказали упорное сопротивление как в битве при Пелузии, так и при защите Мемфиса, персы одержали полную победу над египтянами и покорили Египет (525 г. до н. в.).

Греческие историки говорят о жестоком терроре, установленном Камбизом в Египте. Страбон сообщает, что Камбиз сжёг Серапей и Мемфис, а Диодор рассказывает, что Камбиз разграбил Рамессей. Описывая злодеяния Камбиза, Геродот называет его «безрассудным и сумасшедшим человеком», который в припадке безумия убил копьём священного быка древних; египтян Аписа, ударом ногой в живот убил свою беременную жену Роксану и вообще страдал «тяжким умопомешательством». Свидетельства греческих историков о жестокостях и тираническом правлении Камбиза в Египте подтверждаются в некоторой степени элефантинскими папирусами, в которых говорится о том, что «Камбиз разрушил все храмы египетских богов». В одной египетской надписи этого времени говорится о «величайшем ужасе, охватившем всю страну, подобного которому никогда не было». Однако все эти свидетельства несколько преувеличены. Очевидно, завоевательная и деспотическая политика Камбиза вызвала большую оппозицию в Мидии и в Персии, взрыв патриотических чувств в Египте и тревогу во всём греческом мире. Поэтому неудивительно, что особенно в греко-египетских кругах появились легенды о жестокости и деспотическом безумии Камбиза, которые нашли своё яркое отражение у греческих историков, в частности у Геродота. Морализирующая греческая историография противопоставляла гуманного и справедливого Кира жестокому и безумному Камбизу, и в том и в другом случае не останавливаясь перед сильными преувеличениями. Из надписи египетского первосвященника храма богини Нейт в Саисе Уджагорресента мы узнаём о том, что Камбиз после завоевания Египта продолжал политику Кира по отношению к завоёванным странам. Камбиз не только не преследовал египетскую религию, но, наоборот, судя по надписи Уджагорресента, опирался на некоторые круги аристократического жречества, которые пошли на соглашение с персами. Так, Уджагорресент рассказывает, что Камбиз восстановил храм богини Нейт в Саисе, принял древнеегипетское имя и титул египетского фараона и был посвящен в религиозные мистерии богини Нейт. Следовательно, Камбиз уже не так резко выступал против египетской религии, как об этом пишут греческие историки. Уджагорресент с гордостью сообщает о том, что по его просьбе Камбиз приказал «выгнать всех азиатов, которые осели в храме Нейт, разрушить все дома их, которые в этом храме… омыть храм Нейт, возвратить ему всех его людей и часовых жрецов. Приказали его величество давать дары и жертвы Нейт великой, матери великих богов, которые в Саисе, как и было прежде».

Согласно античной традиции, Камбиз не ограничился завоеванием Египта и сделал несколько попыток завоевать другие африканские страны, покорить Карфаген, оазисы и далёкую Эфиопию. Однако его попытки не увенчались успехом. Финикийский флот отказался выступить против своих карфагенских единоплеменников; экспедиция, посланная в оазисы, погибла в песках пустыни; войскам Камбиза не удалось завоевать всей Эфиопии. Только полугреческая область Киренаика признала власть Камбиза. Возможно, что и оазис эль-Хардже был занят войсками Камбиза. Приблизительно в это время в Египте начались волнения, которые вызвали ответные репрессии персов, в частности убийство Псамтика III, последнего египетского фараона XXVI династии.

Конец царствования Камбиза был ознаменован крупными восстаниями, глубоко потрясшими Персидское государство. Воспользовавшись продолжительным пребыванием Камбиза в Египте и, может быть, его неудачным походом в Эфиопию, один из индийских жрецов (магов), по имени Гаумата, выдававший себя за брата персидского царя, поднял восстание против Камбиза. Это восстание, очевидно, было организовано индийским жречеством и аристократией с целью восстановления независимого Мидийского государства. Обещая народу освобождение от воинской повинности и уменьшение налогов, Гаумата сумел собрать вокруг себя довольно значительные силы. Большое Персидское царство, быстро созданное, стало быстро распадаться. После смерти Камбиза во многих частях Персии начались восстания, направленные против персов. Персидское царство было очень непрочным государственным образованием, лишённым внутреннего экономического единства.