Древнеперсидская культура

Персы широко использовали культурные достижения многих древневосточных народов. Ещё Геродот отметил, что «обычаи чужеземцев персы перенимают охотнее всякого другого народа. Они носят даже индийское платье, находя его красивее туземного, а для войны облачаются в египетские панцыри». Древне-персидская религия впитала в себя ассиро-вавилонские влияния. Легенда о мироздании и мировой катастрофе напоминает вавилонский миф о сотворении мира и всемирном потопе. Бог огня вступает в бой с драконом Дахакой совершенно так же, как бог Мардук с чудовищем Тиамат, Персидского царя изображали в виде героя, поражающего фантастического зверя; подобно тому как изображали древнешумерийского царя и героя Гильгамеша, рассказ о подвигах которого получил столь широкое распространение во всей Передней Азии. Наконец, верховного бога Ахурамазда персы изображали в виде небесного царя, находящегося в крылатом солнечном диске, что живо напоминает аналогичное изображение верховного бога ассирийцев — Ашшура.

Оттиск печати персидского царя Артаксеркса.
Москва. Госуд. Музей Изобразительных Искусств

Много заимствовали древние персы и в искусстве соседних народов. На одном бронзовом сосуде из Нехавенда сохранилось изображение, выдержанное в древнешумерийском стиле. Рельефы, покрывающие стены персидских дворцов, по своим сюжетам, отчасти по художественному стилю и по своей технике очень близки к рельефам ассирийской и нововавилонской эпохи. Применение террас и лестниц, а также огромных статуй гениев-охранителей царского дворца в виде фантастических животных (шедуламассу) роднит архитектуру Персии с зодчеством народов древней Месопотамии. Наконец, очень широкое использование колонн было заимствовано персами в Египте.

Скифские воины.
Рельеф из Персеполя

Заслугой персов является умение творчески перерабатывать все эти иноземные элементы в едином монументальном художественном, стиле, который особенно чётко выражен в развалинах царских дворцов, сохранившихся в Персеполе, и особенно в прекрасных рельефах, изображающих данников персидского царя. В древнеперсидской религии и в искусстве персов можно обнаружить некоторые следы греческого влияния. С другой стороны, персы, несомненно, оказали некоторое влияние на развитие античной культуры. Так, на фасаде древнеперсидской гробницы, называемой «Кормилица и княжна» (Да и дукхтар), сохранились две протодорические колонны. Очень характерен в этом отношении и древнеперсидский религиозный дуализм, который объяснял влияние природы на жизнь людей извечной и постоянной борьбой бога света с богом мрака. Это религиозное учение, получившее очень широкое распространение в древней Персии, оказало значительное влияние на развитие греческой религиозной философии, в частности на развитие позднегреческого гностицизма, и в некотором отношении легло в основу христианской религии.

На восточных границах Персия соприкасалась с индийскими племенами, в частности с племенем, населявшим индийскую область Гандхара. Мы знаем, что персидские цари совершали военные походы в области северо-западной Индии и поэтому нередко сталкивались с племенами, населявшими эти индийские области. При раскопках в Индии были обнаружены скульптуры, ясно свидетельствующие о проникновении греческого искусства в эти отдалённые восточные области. Таким образом, Персия становилась мостом, соединявшим далёкий восточный мир и страны Передней Азии с миром античной культуры.

Рельеф с изображением головы персидского воина.
Госуд. Музей Изобраз. Искусств. Москва