XIX. Древняя Индия

Печати с иероглифическими надписями из Мохенджо-Даро

Индия — по своей громадной территории и по своему многомиллионному населению одна из величайших стран мира — сыграла в мировой истории крупную историческую роль.

Уже в III тысячелетии до н. э. в северо-западной Индии существовали государства, населённые культурными племенами, имевшими своеобразную письменность. Культура древней Индии достигла своего расцвета в I тысячелетии до н. э. и оказала значительное влияние на культурное развитие соседних народов, что нашло своё отражение и в широком распространении буддизма.

Источники

Изучение древней истории Индии встречает большие затруднения ввиду недостаточного количества источников и очень большой трудности их исследования. Историческая традиция сохранилась в очень искажённом виде. Летописи и хроники, относящиеся к позднему периоду, дают мало материала для исследователя. Так, например, Кашмирская хроника относится к XII в. н. э. и содержит в себе множество путаных преданий, которыми можно пользоваться лишь с большой осторожностью.

Ценные сведения, касающиеся древнейшего периода в истории Индии, можно извлечь из священных книг индусов, так называемых Вед, относящихся приблизительно к концу II тысячелетия до н. э. Веды содержат религиозные гимны, древние легенды и сборники древних заговоров и жертвенных формул. Они дают нам богатейший материал для характеристики древнейшей религии индусов в ту эпоху, когда северо-западная Индия подверглась завоеванию со стороны иноземных народов.

Из Вед можно извлечь также и некоторые данные, касающиеся хозяйственного и общественного строя Индии начал I тысячелетия до н. э. Однако религиозными книгами Вед можно пользоваться лишь с большой осторожностью, не забывая того, что рукописи текстов наиболее древней части Вед, так называемой «Ригведы», восходят лишь к III в. до н. э. Некоторые сведения, касающиеся древнейшей истории Индии, можно получить из большой эпической поэмы «Махабхарата» и поэмы «Рамаяна». Эти поэмы, являющиеся произведениями высокого художественного творчества, содержат в себе яркие иллюстрации к социальной истории и быту древней Индии. Однако исследователь найдёт здесь чрезвычайно мало материала для реконструкции древней политической истории Индии.

Значительно большую ценность имеют древние сборники права. Это большей частью сборники обычного права (так называемые «Дхармашастра»), которые тесно связаны с религиозно-магическими ритуалами и в большинстве случаев рисуют пропитанный религиозными тенденциями идеализированный тип социального строя. Сборники обычного права гораздо больше касаются обязанностей человека, чем его прав. Наибольший интерес среди них представляют: сборник законов, составленный по преданию законоучителем Апастамба и относящийся к IV в. до н. э., знаменитые законы Ману, составленные около III в. до н. э., а также принадлежащий к тому же самому времени политико-экономический трактат, или «руководство для царей по составлению указов» «Артхашастра» (наука о политике), который приписывается Каутилье, одному из министров индийского царя Чандрагупты из династии Маурья. Все эти сборники древнего права характеризуют общественный и государственный строй древней Индии в эпоху формирования кастовой системы.

Некоторое значение для изучения истории древней Индии имеют и иноземные источники. Среди античных авторов, писавших об Индии, следует упомянуть Геродота, сохранившего ряд интересных свидетельств, касающихся Индии. Значительно больший материал был собран греческим географом Мегасфеном, который был несколько раз в Индии, будучи отправлен Селевком Никатором в качестве посла к индийскому царю Чандрагупте (ок. 300 г. до н. э.). К сожалению, от его труда сохранились только небольшие фрагменты. Особенно ценные сведения сохранились у греческого историка II в. н. э. Арриана, который оставил капитальное описание Индии и критическую историю завоевания Индии Александром Македонским. При составлении своего труда Арриан использовал донесения Птолемея, сына Лага, и других военных командиров Александра, а также писания греческих послов, составленные на основе индийских документов IV в. до н. э., в частности работу Мегасфена. Труд Арриана, содержащий множество важных свидетельств, почерпнутых из хороших источников, представляет большую ценность для современного исследования.

Арриан сохранил интересные сведения, касающиеся системы искусственного орошения и кастового строя в древней Индии.

Некоторые данные относительно древней Индии можно извлечь из персидских надписей эпохи Ахеменидов, в частности из надписей Дария в Персеполе и Накши-Рустаме. Эти надписи позволяют говорить о взаимоотношениях, существовавших между Персией и Индией в VI–V вв. до н. э. Далее представляет несомненный интерес изучение китайских источников, содержащих в себе сведения о древней Индии, в частности произведения китайских писателей, живших во II в. до н. э. Китайские источники дают больший материал для истории Индии в буддийскую эпоху, когда взаимоотношения между Индией и Китаем стали более тесными. Буддийские паломники способствовали значительному сближению между Индией и Китаем. Так, китайский паломник Фа-сянь, живший в IV–V вв. н. э. и объехавший всю Индию вплоть до Цейлона, оставил интересное описание Индии того времени. Он довольно подробно описывает систему управления и социальные отношения, существовавшие в пригангских провинциях в царствование (IV–V вв. н. э.) Чандрагупты II Викрамадитьи. Наконец, очень большое значение для истории древней Индии имеют древнеиндийские надписи, найденные на территории Индии. К сожалению, эти надписи относятся к сравнительно позднему времени, главным образом к буддийской эпохе. Особенное значение среди них имеют надписи времён Ашоки.