4. Закят (налог с имущества в пользу бедных)

Дача милостыни рекомендуется и поощряется в Коране. В Нем сообщается о многочисленных благах, обладателем которых является Всевышний, и предоставляет их тем, кто дает милостыню и делает расходы во имя Всевышнего в качестве долга.

«Кто даст Аллаху хороший заем, чтобы Он удвоил ему и была бы ему благородная награда?» (сура 57, аят 11).

Давать милостыню желательно, но в некоторых случаях является обязательным. Например, в случае закята, который является видом налога с определенных видов имущества.

Интересно, что с точки зрения Корана, выплата закята производится не как подарок для бедных и нуждающихся, а в качестве их права на имущества состоятельных лиц. В Коране об имущих лицах говорится: «И в достоянии их была доля для просящего и лишенного» (сура 51, аят 19).

Имам Али (да будет мир ему!) говорил: «Всевышний блага нуждающихся включил в богатства имущих. Если один из бедных останется голодным, то это служит доказательством того, что один из имущих не выплатил его долю»[34].

Лица, имеющие определенное количество пшеницы, ячменя, фиников, сухого винограда, золота, серебра, верблюдов, коров и баранов, согласно условиям, указанным в книгах по фикху, должны в течение года выделить 2/5 часть нуждающимся родственникам, сиротам, бедным, путникам, находящимся на пути Бога, или потратить на общие нужды, например, строительство школ, дорог и т.д.

Эта тема интересна тем, что многие аяты Корана, выплату закята ставят в ряд с призывом на молитву, и признают одним из признаков наличия веры и убеждений во Всевышнего. Как говорилось раньше, закят является одним из видов богослужений, поэтому его нужно выполнять с чистым намерением и во имя Всевышнего. Закят-это не только помощь нуждающемуся, это установление социальной справедливости и выполнение долга. Также закят имеет важное значение и для тех, кто его выплачивает, очищая их от скупости, привязанности к имуществу. Коран говорит: «Возьми с имуществ их милостыню, которой ты очистишь и оправдаешь их. И молись над ними, ведь твоя молитва – успокоение для них, а Аллах слышащий, знающий!» (сура 9, аят 103).

«Хумс» (выдача 1/5 части с определенных видов имущества)

Мусульмане-шииты, убеждены, что кроме закята, должны обязательно выплачивать и другой вид милостыни, называемый «хумс». В переводе с арабского «хумс»- 1/5 часть чего-либо. В данном случае, «хумс»-это один из видов налога, эквивалентный 1/5 части годовой прибыли. То есть, каждый человек в конце года, после вычета необходимых расходов, с оставшейся разницы имущества должен выплатить «хумс». О разновидностях «хумс»-а рассказано в книгах по фикху. Об обязательности выплаты «хумс»-а упоминается в Коране и многочисленных хадисах. Например, Коран говорит: «И знайте, что если вы взяли что-либо в добычу, то Аллаху – пятая часть, и посланнику, и родственникам, и сиротам, и бедным, и путнику, если вы уверовали в Аллаха и в то, что Мы низвели Нашему рабу в день различения, в день, когда встретились два сборища. Поистине, Аллах мощен над всякой вещью!» (сура 8, аят 41).

Мусульмане-сунниты обычно этот аят и обязательность выплаты «хумс»-а относят только к добычам, трофеям, полученным в результате войны, и упоминают о нем, как об одном из видов закята.

Шииты убеждены, что наличие богатства и выгоды не касается только военных трофеев, и любой вид прибыли, о которых подробно изложено в книгах по фикху, имеет «хумс».

В завершении необходимо обратить внимание на следующее, что согласно шиитскому фикху, половина «хумс»-а принадлежит имаму Махди (мир ему!), являющемуся единственным приемником и членом семейства пророка (мир ему!) в настоящее время, а другая половина – сейидам. «Хумс» тратится с разрешения и под контролем духовного руководителя (марджа‘ таклида), т.е., лица, кому человек подражает в своих практических вопросах. Следовательно, половина «хумс»-а, принадлежащая имаму эпохи (мир ему!), под контролем марджа‘ таклида, расходуется исключительно на дела, удовлетворяющие желанию имама (мир ему!). Например, на создание и строительство духовных учебных заведений, научных центров, издание полезной литературы, воспитание исламских ученых и пропагандистов.