Вступление

Настоящая книга является кратким изложением книги «Шиизм — возникновение, убеждения и деяния» (2003 г. Издание ICAS в Лондоне), написанной этим же автором. В данном издании в сокращении изложены основные темы, относящиеся к религии Ислам и шиизму в Исламе. Эта книга является малым вкладом для заполнения некоторых пустот в английских источниках по исламским исследованиям в целом, и в познании шиизма, в частности.

Эта книга, обладая простотой, является результатом 20-ти летнего изучения Ислама. А также итогом практического обучения шиизма для англоязычных: во-первых, 50 с лишним уроков для иностранных учащихся, обучавшихся в Иране, в медресе «Джами‘ат аз-Захра» в 1995-1996 годах; во-вторых, 30 с лишним занятий в исламском центре Манчестера и в центре «Рефах » 1998-99 г.г. в Англии. А также отдельные главы этой книги преподавались на краткосрочных курсах, а глава, связанная с темой возникновения шиизма, была опубликована в 10 номере «Тегеран таймс» в 1995г.

Первая глава настоящей книги начинается с объяснения лексического и терминологического значений слова «шиизм». В связи с этим указаны публикации некоторых исследователей, затем, опираясь на исламские предания и исторические данные, говорится о возникновении шиизма, также приведены имена первых шиитов.

Вторая глава посвящена источникам шиизма, то есть, Корану, Сунне пророка (да благословит Аллах его и род его!), разуму и единому мнению. Наряду с обращением к Корану, уделении ему особой роли шиитами, приводятся доказательства того, что Коран, который мы имеем в своем распоряжении сегодня, и есть тот самый, который был ниспослан Всевышним его светлости Мухаммаду (да благословит Аллах его и род его!). Вторым важным источником шиизма является Сунна пророка (да благословит Аллах его и род его!), то есть речи, деяния и подтверждения его светлости. Коран рекомендует мусульманам, чтобы они брали пример с пророка (да благословит Аллах его и род его!) и для устранения своих трудностей и проблем обращались к нему и к его деяниям. Коран также представляет пророка (да благословит Аллах его и род его!) своим чтецом, учителем и толкователем. Кроме этого, в этой главе рассказывается об Ахл аль-Бейте (семействе пророка мир им!) и его роли в представлении пророческой Сунны. Затем показывается важность разума и его роль в понимании веры, ценностей и практических деяний. В завершении главы говорится о взглядах шиитов на единое мнение и отношении к нему суннитов.

Третья часть посвящена ознакомлению с основами шиизма. Наряду с единобожием, пророчеством и загробным миром, которые являются общими основами всех небесных религий, рассказывается коротко о других основах, таких как справедливость и имамат (духовно-политическое руководство). Эти основы, в большей или малой степени, также признаются некоторыми другими исламскими течениями. Те, которые полностью убеждены в них всех, считаются шиитами.

Глава четвертая в сокращенном виде рассказывает о важнейших практических вопросах, не относящихся к основам, и объясняет их философию. Эти деяния признаются единодушно всеми мусульманами, хотя среди различных исламских течений имеются незначительные расхождения.

Последняя глава, т.е. пятая, знакомит о нынешнем положении шиитов в мире, приводит статистические данные, относящиеся к численности мусульман, в целом, и шиитов, в частности. Затем показывает процентное соотношение численности шиитов в некоторых государствах, имеющих давнюю историю. К сожалению, точной статистики о нынешней численности шиитов в мире не имеется. Но проделана большая работа, чтобы, используя хотя бы три новых источника, показать обоснованные цифры.

Здесь необходимо уделить особое внимание, что автор данной книги, от всей души и всем своим существом верит в исламское единство и является сторонником этого единства. Он надеется, что эта книга сможет внести маленький вклад на пути достижения исламского братства. В действительности, одним из важных средств достижения единства и братства является правильное познание мусульманами друг друга. Предвзятость в исторических спорах является препятствием правильного понимания друг друга. Согласно арабской пословице: «Люди враждуют с тем, чего не знают».

Внимательное изучение всех крупных исламских течений показало то, что среди них сходств больше, чем противоречий. Все мусульмане убеждены, что Всевышний — Един, пророк у них — один и тот же, и все они верны Корану. Все мусульмане верят в Судный день, убеждены в том, что Бог вознаграждает и наказывает. Все мусульмане совершают ритуальную молитву в сторону одной Киблы, т.е. в сторону Масджид аль-Харам (Запретная мечеть) в Мекке. Все мусульмане соблюдают пост в месяц рамадан. Все мусульмане одновременно в одном и том же месте совершают хадж. Все мусульмане считают обязательными закят, призыв к добру и запрещение зла. Все мусульмане убеждены, что между мусульманами и честными людьми должны быть дружественные отношения, и, наоборот, необходимо избегать врагов Всевышнего. Все мусульмане обладают равными преимуществами и достоинствами. Как сказано в Коране: «Поистине, верующие — братья». Несмотря на цвет, нацию, половую принадлежность и различие религиозных течений все по отношению друг к другу считаются сестрами и братьями и имеют обязанности, которые требуют исполнения. Однажды Му‘алля ибн Ханис спросил у имама Садыка (мир ему!) о правах мусульман между собой. Его светлость (да будь мир с ним!) в ответ сказал: «Для каждого мусульманина соблюдение семи обязанностей является обязательным. Каждая из них является обязательной и несоблюдение одной из них, отдаляет человека от покровительства и поклонения Всевышнему и не одно его действие не будет принято Богом». Имам воздержался от их уточнения из-за тревоги, что Му‘алля не будет их выполнять. После же настаиваний Му‘алля, имам пояснил:

«1-Желай брату мусульманину того, чего желаешь себе; и не желай ему того, чего не желаешь себе.

2 — Не гневи брата своего, старайся радовать его, слушать его.

3- Оказывай поддержку ему жизнью, имуществом, словами.

4- Будь его глазами, путеводителем и религией.

5- Никогда не допускай, чтобы ты был сытый, а он голодным; чтобы твоя жажда была утолена, а его нет; чтобы ты имел одежду, а он нет.

6- Если ты имеешь слугу, а он нет, то вышли слугу к своему брату, чтобы тот постирал, приготовил ему еду и постель.

7- Поверь его клятве и прими приглашение его. Во время болезни навести его, во время смерти прими участие в его похоронах. Каждый раз, когда узнаешь, что он в нужде, немедленно помоги разрешить их. Не заставляй его просить тебя об этом».

В заключении имам сказал: «Если ты будешь таким образом выполнять свои деяния, то соединятся и свяжутся твое и его покровительства» («Васаил аш-ши‘а», книга «Хадж», глава 122, хадис 7).

К сожалению, среди всех групп и течений всегда находятся те, которые стараются раздуть имеющиеся различия и вместо призыва к единству и братству, призывают к разногласиям и спорам. Такие люди спешат найти любой повод, чтобы тех, кто противоречит их взглядам, назвать безбожниками или лицемерами, а любое действие, которое не приемлемо им – ересью. Однако нет сомнений, что неверующие и еретики существуют. И нужно проявлять большую предосторожность и внимательность к ним. Великие исламские ученые и духовные лидеры, независимо от того шииты они или сунниты, никогда не противостояли друг другу, а сохраняли гармонию, миролюбие, проявляли стремление к единству, справедливости, проявлению милосердия.

Ислам принес единство и сплоченность тем, которые претерпевали трудности от вражды. (Сура 3, аят 103). Единство и дружба считаются проявлением величия и мудрости Всевышнего. (Сура 8, аят 63). Коран предостерегает мусульман от дел таких людей, как Фараон, которые распространяли рознь и порчу среди людей (сура 28, аят 4). И предупреждает, что, если будут враждовать друг с другом, то ослабнут и будут побеждены (сура 8, аят 64).

На самом деле, этот призыв к сплоченности не относится только к мусульманам. Священный Коран призывает всех, кто поклоняется Всевышнему, а также христиан и иудеев к единству и напоминает об общих корнях. (Сура 3, аят 64). Собирайтесь, все вместе поднимем руки в молитве, и будем надеяться, что день ото дня наши единство и сплоченность будут сильнее.

Здесь считаю необходимым выразить свою признательность всем людям и организациям, которые оказали поддержку в создании этой книги. В особенности, от души выражаю свою благодарность аятулле Мухсину Араки, Исламскому Колледжу в Лондоне и Организации Ахл аль-Бейт в Англии и Ирландии. В заключение, благодарю Всевышнего и хочу, чтобы Он Своим светом озарил наши сердца и дал ощутить сладость Его любви.

Мухаммад Али Шомали

Рамадан 1423, ноябрь 2002 г.