5. Хадисы об Имаме Махди (мир ему) в суннитских сборниках

«И он, поистине, – признак Часа» (Священный Коран, 43:61)

У суннитов есть шесть канонических сборников хадисов, составленных на основе методологии проверки преданий на достоверность в соответствии с критериями Ахл ас-Сунна. Это «Сахих аль-Бухари», «Сахих Муслим», «Сахих ат-Тирмизи», «Сунан ибн Маджа», «Сунан Абу Дауд» и «Сахих ан-Нисаи».

В нашем исследовании мы приведем только некоторые из множества хадисов об Имаме Махди (мир ему), с достоверностью которых сунниты соглашаются.

В соответствии с преданием, в аутентичности которого уверены все мусульмане, Святой Пророк (да благословит Аллах его и его род) сказал:

«Если этому миру останется существовать всего один день до Судного Дная, Аллах продлит этот день настолько, чтобы на земле утвердилось царство человека из моего семейства, который будет носить мое имя. Он наполнит землю миром и справедливостью после того, как она будет исполнена несправедливости и тирании».

Источники:

1. Ат-Тирмизи, «Сахих», том 2, стр. 86; т. 9, стр. 74-75;

2. Абу Дауд, «Сунан», том 2, стр. 7;

3. «Муснад Ахмад ибн Ханбал», том 1, стр. 376; т. 3, стр. 63;

4. Аль-Хаким, «Мустадрак ас-Сахихайн», том 4, стр. 557;

5. Табарани, «Аль-Маджма‘», стр. 217;

6. Ибн Хаджар аль-Аскалани, «Тазхиб ас-Сабит», том 9, стр. 144;

7. Ибн Хаджар аль-Хейсами, «Ас-Сава‘ик аль-мухрика», глава 11, раздел 1, стр. 249;

8. «Канз аль-‘уммал», т. 7, стр. 186;

9. «‘Акд ад-дурар фи ахбар аль-Махди аль-Мунтазар», том 12, глава 1;

10. Ганджи аль-Шафии, «Аль-Байан фи ахбар Сахиб аз-Заман», глава 12;

11. Ибн Саббаг аль-Малики, «Аль-Фусуль аль-Мухимма», глава 12;

12. Ибн Хаджар аль-‘Аскалани, «Фатх аль-Бари», том 7, стр. 305;

13. Аль-Куртуби, «Ат-Тазкира», стр. 617;

14. Ас-Суйути, «Аль-Хауи», том 2, стр. 165-166;

15. Аль-Заркани, «Шарх аль-Мавахиб аль-Ладуннийа», том 5, стр. 348;

16. Ас-Сахави, «Фатх-аль-Мугис», том 3, стр. 41;

17. ‘Убайдулла Хинди аль-Ханафи, «Арджах-аль-Маталиб», стр. 380;

18. Ибн Халдун, «Мукаддима», стр. 266;

19. Ас-Суйути, «Джами’ ас-Сагир», стр. 2;

20. Ас-Суйути, «Аль-Урф аль-Варди», стр. 2;

21. Аш-Шафии (363-974) (он отметил, что указанный хадис рассказан множеством авторитетных передатчиков и стал широко известным среди них).

Кроме этого, упоминания о данном хадисе можно найти в работах Ибн Хаббана, Абу Найма, Ибн ‘Асакира и т.д.

Пророк (да благословит Аллах его и его род) сказал:

«Аль-Махди является одним из нас, он принадлежит к Людям моего Дома (Ахл аль-Бейт)».

Источник:

«Сунан ибн Маджа», том 2, хадис № 4085.

Как мы видим, Имам Махди (мир ему) является человеком из числа Ахл аль-Бейт (мир им) Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его род), поэтому он не может быть Иисусом (мир ему) – Мессией (аль-Масих). Махди и Мессия (мир им) – это две разные личности, которые, тем не менее, придут одновременно: Махди (мир ему) – как имам, а Иисус (мир ему) – в качестве его последователя. В следующем хадисе ясно указывается, что Имам Махди (мир ему) является одним их потомков дочери Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его род):

«Махди — это один из потомков Фатимы (мир ей)».

Источники:

1. «Сунан ибн Маджа», том 2, хадис № 4086;

2. Цитаты из «Сахих ан-Нисаи» и «Сунан аль-Байхаки» в «Ас-сава‘ик аль-мухрика» Ибн Хаджара аль-Хейсами (глава 11, часть 1, стр. 249).

Пророк (да благословит Аллах его и его род) сказал:

«Мы, дети Абд-аль-Мутталиба, являемся повелителями обитателей Рая, среди которых: я, Хамза, Али, Джа‘фар, Хасан, Хусейн и аль-Махди».

Источники:

1. «Сунан ибн Маджа», том 2, хадис № 4087;

2. Аль-Хаким «Аль-Мустадрак», хадис передан через Анаса ибн Малика;

3. Аль-Дайлами;

4. Ибн Хаджар аль-Хейсами «Ас-Сава‘ик аль-мухрика», глава 11, часть 1, стр. 245.

К Пророку (да благословит Аллах его и его род) также восходит такой хадис:

«Махди придет к моей Умме. Он появится минимум на 7 и максимум на 9 лет; в этот период Умма будет довольствоваться изобилием всего, и прецедентов этому не будет в истории. Везде будет настолько много еды, что не нужно будет ничем запасаться, материальные блага достигнут такого количества, что если кто-нибудь попросит Махди дать ему что-либо, он ответит: «На! Возьми это!»».[46]

Источник:

«Сунан ибн Маджа», том 2, хадис № 5083.

«Мы (я и моя семья) являемся Ахл аль-Бейт, и Аллах возвысил будущую жизнь обитателей Дома над их жизнью в этом мире, и Люди моего Дома (Ахл аль-Бейт) испытают великие страдания, их силой выгонят из их домов после моей смерти; затем с Востока придут люди с черными флагами, и они попросят о том, чтобы им воздали добром, но им откажут в этом; они будут вести войну и одержат победу, и им будет предложено то, чего они желали в первую очередь, однако они откажутся принимать это, пока не явится мужчина из моего семейства (Ахл аль-Бейт), который наполнит Землю справедливостью, в то время как она была полна порока. Всякому, кто доживет до этих времен, следует придти к ним (Ахл аль-Бейт), даже если для этого им придется ползти по снегу или пробираться по льду».

Источники:

1. «Сунан ибн Маджа», том 2, хадис № 4082;

2. Табари «История» («Тарих Табари»);

3. Ибн Хаджар «Ас-Сава‘ик аль-мухрика», глава 11, часть 1, стр. 250-251.

В сборнике «Сахих Муслим», в главе «Аль-Фитан», есть некоторые интересные хадисы о последних днях мира. Мы приведем два из них:

«Передал Абу Надира: «Мы общались с Джабиром ибн Абдаллой… Джабир ибн Абдалла молчал немного, а затем поведал нам о словах Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род): «В завершающую существование этого мира эпоху моей Уммой будет править Халиф, который будет свободно дарить людям всевозможные блага пригоршнями, не считая их.» Я спросил Абу Надиру и Абу-аль-Ала: «Вы имеете в виду ‘Умара ибн Абд аль-‘Азиза?» Они ответили: «Нет (это будет Имам Махди) [47]»».

Источники:

1. «Сахих Муслим», английская версия, том 4, глава MCCV, стр. 1508, хадис № 6961;

2. «Сахих Муслим», арабская версия «Китаб аль-Фитан», том 4, стр. 2234, хадис № 67.

В данном своде хадисов также приводится другое предание от Пророка (да благословит Аллах его и его род):

«В последние времена мою умму постигнут тяжкие бедствия, каких никогда не было прежде – такие, что никто не будет видеть выхода из подобного положения. Затем Аллах пошлет человека из моего рода – Ахл аль-Бейт, который наполнит землю справедливостью, в то время как до этого она была исполнена несправедливости. Его полюбят обитатели земли и неба. Небо будет проливать дождь повсюду, и на земле произрастут всевозможные плоды, и она всюду покроется зеленью».

Источники:

1. Аль-Хаким «Аль-Сахих фи-ль-Хадис»;

2. Ибн Хаджар аль-Хейсами «Ас-Сава‘ик аль-мухрика», глава 11, раздел 1, стр. 250.

Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) сказал:

«Этот мир не исчезнет, пока не появится мужчина-араб, который будет носить то же имя, что и я».

Источник:

«Сахих ат-Тирмизи», том 9, стр. 74.

Хадис Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род) гласит:

«Махди из моей семьи, и он осуществит на земле революцию и наполнит мир справедливостью и равенством, в то время как до этого она была полна несправедливости и неравенства».

Источники:

1. Ахмад ибн Ханбал «Муснад», том 1, стр. 84;

2. Ас-Суйути «Джами’ ас-Сагир», стр. 2, 160;

3. Ас-Суйути «Аль-Уруфу-ль-Варди», стр. 2;

4. «Канз аль-‘уммал», том 7, стр. 186;

5. «’Акд ад-Дурар фи ахбар аль-Махди аль-Мунтазар», том 12, глава 1;

6. Ганджи Шафи’и «Аль-Байан фи ахбар Сахиб-аз-Заман», глава 12;

7. Ибн Саббаг Малики «Аль-Фусул аль-Мухимма», глава 12;

8. ‘Убайдалла Хинди Ханафи «Арджах аль-маталиб», стр. 380;

9. Ибн Халдун «Мукаддима», стр. 266.

Основатель одного из четырех суннитских мазхабов, Ахмад ибн Ханбал, приводит в своем сборнике такой хадис Пророка (да благословит Аллах его и его род):

«Прежде, чем наступит Судный День, Аллах выведет из сокрытия Махди, принадлежащего к моему Семейству и Роду, и даже если миру останется существовать всего один день, он учредит на всей земле справедливость и равенство и уничтожит тиранию и угнетение».

Источники:

1. Ахмад ибн Ханбал «Муснад», том 1, стр. 99;

2. Похожая версия этого хадиса приводится в английском переводе сборника «Сунан Абу Дауд», главе 36, хадисе № 4270, переданном от Имама Али ибн Аби Талиба (мир ему).

Ибн Маджа в своем труде «Сунан» приводит хадисы от Мухаммада ибн Ханафийи и Имама Али (мир ему), согласно которым Святой Пророк (да благословит Аллах его и его род) сказал:

«Махди – из числа наших Ахл аль-Бейт, несомненно, не пройдет и ночи, как Аллах ускорит его пришествие (т.е. час его появления крайне непредсказуем, и оно произойдет внезапно)».

Источники:

1. «Сунан Ибн Маджа», том 2, стр. 269;

2. Ахмад ибн Ханбал «Муснад», том 1, стр. 99;

3. Ибн Хаджар аль-Хейсами «Ас-Сава‘ик аль-мухрика», глава 11, раздел 1, стр. 250.

Сообщается, что Имам Али ибн Аби Талиб (мир ему) сказал:

«Когда Оплот Семейства Мухаммада (аль-Ка’им А’ли Мухаммад) восстанет, Аллах объединит людей Востока и людей Запада».

Источники:

1. Ибн ‘Асакир, там же;

2. Ибн Хаджар аль-Хейсами «Ас-Сава‘ик аль-мухрика», глава 11, раздел 1, стр. 252.

Ибн Хаджар написал однажды:

«Мукатил ибн Сулейман и те из суннитских комментаторов, которые следовали его мнению, указали, что коранический айат: «И он, поистине, – признак Часа…» (43:61) был ниспослан по поводу Махди».

Источник:

Ибн Хаджар аль-Хейсами «Ас-Сава‘ик аль-мухрика», глава 11, раздел 1, стр. 247.

В «Сахих Муслим» есть такой хадис:

«Джабир ибн ‘Абдулла аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) сообщил: «Я слышал, как Посланник Аллаха да благословит Аллах его и его род) сказал: «В моей Умме есть группа людей, которые будут сражаться за Истину незадолго до Судного Дня, когда Иисус (мир ему), сын Марии (мир ей), снизойдет к людям, и их вождь предложит ему возглавить молитву, однако Иисус (мир ему) откажется, говоря: «Нет, истинно, Аллах сделал некоторых людей из вас имамами для других, и Он ниспослал им всевозможные дары»».

Источники:

1. «Сахих Муслим», арабская версия, часть 2, стр. 193;

2. Ахмад ибн Ханбал «Муснад», том 3, стр. 45, 384;

3. Ибн Хаджар аль-Хейсами «Ас-Сава‘ик аль-мухрика», глава 11, раздел 1, стр. 251;

4. Джалаладдин ас-Суйути «Нузул ‘Иса ибн Марйам Ахир аз-Заман», стр. 57;

5. Абу Йа‘ла «Муснад». В данной книге приводится другая версия этого хадиса от Джабира:

«В моей Умме есть группа людей, которые будут сражаться за Истину, пока Иисус (мир ему), сын Марии (мир ей), не спустится на землю, и Имам мусульман (мир ему) не предложит ему возглавить молитву, однако Иисус (мир ему) ответит на это: «Ты имеешь больше прав на это, и, истинно, Аллах возвысил некоторых из вас над другими людьми этой Уммы»»;

6. «Сахих ибн Хаббан», в содержащейся в нем версии этого хадиса сказано: «Их вождь Махди».

Ибн Абу Шейба, другой суннитский мухаддис и наставник составителей сборников «Сахих аль-Бухари» и «Сахих Муслим», передал несколько преданий об Имаме Махди (мир ему). Он также сообщил, что Имам мусульман, который будет предстоять перед Пророком Иисусом (мир ему) в намазе – это сам Имам Махди (мир ему).

Джалаладдин ас-Суйути пишет по этому поводу:

«Я слышал, как некоторые отрицатели (Истины) не признают того общепризнанного факта, что когда Иисус (мир ему) спустится на землю, он прочитает утреннюю молитву за аль-Махди (мир ему). Они утверждают, что Иисус (мир ему) занимает слишком высокую позицию, чтобы молиться за не-Пророком. Это странное мнение, поскольку о том, что Иисус (мир ему) будет совершать молитву за Махди (мир ему), сообщается во множестве достоверных хадисов Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род), который является самым правдивым человеком».

Затем ас-Суйути начинает приводить некоторые из этих хадисов.

Источник:

Джалаладдин ас-Суйути «Нузул ‘Иса ибн Марйам Ахир аз-Заман», стр. 56.

Хафиз Ибн Хаджар аль-‘Аскалани упоминает, что:

«Махди (мир ему) – из этой Уммы, и Иисус (мир ему) снизойдет на землю и будет совершать молитву под его руководством».

Источник:

Ибн Хаджар аль-Аскалани «Фатх аль-Бари», том 5, стр. 362.

Ибн Хаджар аль-Аскалани также пишет:

«Ахл аль-Бейт (мир им) подобны звездам, которые ведут нас в правильном направлении, и если звезды погаснут (или будут сокрыты от нашего взора), мы лицом к лицу столкнемся со знамениями Всемогущего Аллаха, как и было обещано (т.е. наступит День Воскресения). Это случится, когда придет Махди (мир ему), и, как указано в хадисах, Пророк Иисус (мир ему) будет совершать свои молитвы за ним, Даджаль будет убит, и знамения Всемогущего Аллаха будут открываться взору людей одно за другим».

Источник:

Ибн Хаджар аль-Хейсами «Ас-Сава‘ик аль-мухрика», глава 11, раздел 1, стр. 234.

Ибн Хаджар цитирует слова Абул-Хусейна аль-Аджири:

«Хадисы Мухаммада аль-Мустафы (да благословит Аллах его и его род) о восстании Махди (мир ему) переданы множеством авторитетных рассказчиков, которых более чем достаточно, чтобы отнести эти предания к категории мутаватир. В данных хадисах упоминается, что он (мир ему) является одним из Ахл аль-Бейт (мир им), что он (мир ему) наполнит землю справедливостью, и что Иисус (мир ему) придет в то же время и он будет помогать Иисусу в убийстве Даджаля, которое произойдет в Палестине, и что он станет вождем этой уммы, и Иисус (мир ему) будет молиться за ним».

Источник:

Ибн Хаджар аль-Хейсами «Ас-Сава‘ик аль-мухрика», глава 11, раздел 1, стр. 254.

Хафиз Мухаммад ибн Али аш-Шавкани (умер в 1250/1834 году) написал книгу под названием «Аль-Таузих фи таватур ма джа‘а филь-Мунтазар вад-Даджаль ва-ль-Масих», посвященную часто повторяемым сообщениям об аль-Мунтазаре (Ожидаемом Махди, мир ему), о Даджале и о Мессии), в которой, в частности, есть такие строки об Имаме Махди (мир ему): «Хадисы об аль-Махди (мир ему) переданы множеством авторитетных рассказчиков, а потому мы не должны сомневаться относительно них или же приходить в смущение по их поводу, ибо, согласно фикху, хадис квалифицируется как мутаватир, даже если он передан через меньшее количество мухаддисов. Известно также множество высказываний сподвижников (Пророка, да благословит Аллах его и его род), в которых открыто упоминается об аль-Махди (мир ему). Эти изречения по своему статусу приравниваются к хадисам Пророка (да благословит Аллах его и его род), поскольку нет никаких сомнений, что сделанные сподвижниками умозаключения на сей счет прямо выводятся из преданий от Пророка путем иджтихада (чьего-либо мнения и исследования)». Такое же мнение автор высказывает и в другой своей книге «Аль-Фатх ар-Раббани» (в этой связи см. также «Мавсу’лати-л-Имам аль-Махди», том 1, стр. 391-392, 413-414, 434, и «Тухфат аль-Ахвази», том 6, стр. 485).

Автор книги «Гайат аль-Ма’мул» отмечает: «Известен хадис, который приводят ученые прошлого и современности, согласно которому появится человек из Семейства Пророка (да благословит Аллах его и его род) по имени Махди. Кроме того, хадисы о Махди (мир ему) были переданы наиболее знаменитыми сподвижниками Пророка (да благословит Аллах его и его род), равно как и самыми известными учеными, такими, как Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, ат-Табарани, Абу Йа’ала, аль-Баззар, Ахмад ибн Ханбаль и аль-Хаким (пусть Аллах будет доволен ими); более того, те, которые утверждают, будто бы хадисы о появлении Махди (мир ему) являются слабыми, сами ошибаются».

Ас-Сабан пишет в своей книге «Ис‘аф ар-Рахиибн»: «Известия о появлении Махди (мир ему) восходят к Пророку (да благословит Аллах его и его род), и в его хадисах упоминается, что Махди (мир ему) является одним из членов Семейства Пророка, и что он наполнит Землю справедливостью».

В своей книге «Саба’ик аз-Захаб» ас-Сувайди сообщает: «Ученые едины во мнении, что Махди (мир ему) придет в конце времен и наполнит Землю справедливостью, хадисов о его появлении действительно очень много».

Известны слова Хафиза Абул-Хасана Мухаммада ибн аль-Хусейна ас-Сиджистани аль-Абури аш-Шафии (умер в 363/974 г.): «Хадисы Мухаммада аль-Мустафы (да благословит Аллах его и его род) о Махди (мир ему) переданы множеством авторитетных лиц и были широко распространены многими рассказчиками; в них сообщается, что Махди (мир ему) принадлежит к Дому Пророка и что он наполнит мир справедливостью…»

Следующие ученые согласились с этим утверждением:

1. Ибн Хаджар аль-Аскалани в «Тахзиб ат-Тахзиб», том 9, стр. 144, в «Фатху-ль-Бари», том 7, стр. 305;

2. Аль-Куртуби в «Ат-Тазкира», стр. 617;

3. Ас-Суйути в «Аль-Хауи», том 2, стр. 165-166;

4. Аль-Муттаки аль-Хинди в «Аль-Бурхан фи ‘аламат Махди Ахир аз-Заман», стр. 175-176;

5. Ибн Хаджар аль-Хейсами в «Ас-Сава‘ик аль-мухрика», главе 11, разделе 1, стр. 249;

6. Аз-Заркани в «Шарх-аль-Мавахиб-аль-Ладунийа», том 5, стр. 384;

7. Ат-Тахави в «Фатх аль-Мугис», том 3, стр. 41; и т.д.

Лучше всего суть махдавийата – вероубеждения, разделяемого всеми мусульманами – сформулировал человек, который сам не верил в его пришествие и считал хадисы о нем недостоверными. Это был Ибн Халдун (умер в 808/1406 г.), знаменитый историк, который написал в своей книге «Аль-Мукаддима»:

«Пусть будет вам известно, что ВСЕ мусульмане КАЖДОЙ эпохи рассказывали о том, что в конце времен придет человек из Семейства Пророка (да благословит Аллах его и его род), который не будет знать поражений, и станет укреплять Ислам, и распространять справедливость; мусульмане последуют за ним, и он возглавит исламское государство. Его имя будет аль-Махди.» (Ибн Халдун «Введение в историю», английская версия, Лондон, 1967, стр. 257-258)

Приведенная выше цитата подтверждает тот факт, что вера в Имама Махди (мир ему) характерна не для какого-то конкретного направления внутри Ислама, а разделяется всеми мусульманами, раз даже Ибн Халдун упомянул об этом.

Большинство ученых Ахл ас-Сунна открыто критиковали тех, кто пытался посеять сомнения по поводу хадисов о Махди (мир ему) и настаивали на том, что концепция махдавийата является частью вероубеждения ВСЕХ мусульман.

Источники:

1. Аль-Азимабади «‘Авн аль-Ма‘буд» (комментарий к сборнику «Сунан Абу Дауд»), том 11, стр. 361-362;

2. Аль-Мубаракфури «Тухфат аль-Ахвази» (комментарий к своду «Сахих ат-Тирмизи»), том 6, стр. 484;

3. Шейх Мансур Али Насиф «Ат-Тадж аль-Джами’ ли-л-усул», том 5, стр. 341.

Шейх Ахмад Мухаммад Шакир (умер в 1377/1958 г.), один из наиболее известных современных специалистов в области хадисоведения и тафсира, чьей главной работой стал комментарий к «Муснаду» Ахмада ибн Ханбала, написал в этой книге: «Вера в Махди (мир ему) не свойственна исключительно шиитам, поскольку она проистекает из хадисов Пророка (да благословит Аллах его и его род), переданных многими сподвижниками в такой форме, что НИКТО не может усомниться в истинности данного вероубеждения».

Затем ученый убедительно опровергает тезисы Ибн Халдуна о слабости хадисов, посвященных Махди (мир ему).

Источник:

Ахмад Мухаммад Шакир, комментарий к «Муснад» Ибн Ханбала, ИД «Дар аль-Ма‘ариф», Египет, том 5, стр. 196-198, том 14, стр. 288)[48].

Сейид Сабик, муфтий из ассоциации «Братьев-Мусульман», пишет в своей книге «Аль-ака‘ид аль-Исламийа»: «Идея Махди (мир ему) действительно истинна, она является частью исламских верований, и каждый мусульманин должен принимать эту концепцию». Сейид Сабик также упоминает разнообразные хадисы о приходе Махди (мир ему) в вышеуказанной книге.

Двое шафиитских ученых, Ганджи в своей книге «Аль-Байан», и Шабланджи в своем труде «Нур аль-абсар» делают примечательный комментарий к кораническому айату: «Он – Тот, который послал Своего Посланника с прямым руководством и верой истины, чтобы дать ей перевес над всякой верой» (48:28). В частности, они приводят слова Са’ида ибн Джубайра, что «это обещание, данное Всевышним Пророку Мухаммаду (да благословит Аллах его и его род), будет выполнено через Махди (мир ему) из числа потомков Фатимы (мир ей)».

Даже Ибн Таймийа (умер в 728/1328 г.), столь любимый ваххабитами, в собственном труде «Минхадж ас-Сунна» (том 4, стр. 211-212) признает, что хадисы о Махди (мир ему), безусловно, заслуживают доверия. Ученик Ибн Таймийи аз-Захаби подтвердил это в своем кратком изложении книги учителя.

Мольба за скорейшее возвращении Имама Махди (мир ему)

«Мухтасар Минхадж ас-Сунна», стр. 533-534.

Совсем недавно – 11 октября 1976 года (23 шавваля 1396 г.) – на конференции в Мекке Лига Мусульманского Мира (Рабитат аль-‘Аляму-ль-Ислами) издала фетву по данному вопросу. В ней говорится, что более двадцати сподвижников передали хадисы о Махди (мир ему), а также приведен перечень тех мухаддисов, которые передали эти предания, и ученых, написавших книги о Махди (мир ему). Текст фетвы гласит: «Хафизы и мухаддисы подтвердили, что хадисы о Махди (мир ему) являются достоверными (сахих) и хорошими (хасан). Большинство из этих преданий дошли до нас через большое количество передатчиков (то есть относятся к категории мутаватир). Нет никаких сомнений в том, что эти хадисы квалифицируются как сахих и мутаватир. Таким образом, (исходя из этих хадисов) вера в Махди (мир ему) является обязательной, и она является составной частью вероубеждения Ахл ас-Сунна ва-ль-Джама’а. Только некомпетентные и вводящие новшества люди отвергают ее».

Источник:

Аль-Ганджи аш-Шафии «Аль-Байан», введение, стр. 76-79, Бейрут, 1399/1979.

Еще несколько хадисов об Имаме Махди (мир ему), упоминаемых суннитскими учеными

Шейх Хадже Мухаммад Парса Накшбанди[49] постановил:

«Абу Мухаммад аль-Хасан аль-‘Аскари (мир ему) является одним из Ахл аль-Бейт (мир им). Он (мир ему) умер в пятницу, 6 раби‘ аль-авваля 260 года по хиджре, и был похоронен вслед за своим отцом (мир ему). Он (мир ему) прожил шесть лет после того, как его отец (мир ему) объявил его своим наследником, и оставил после себя только одного сына, Абул-Касима Мухаммада (мир ему), который является Ожидаемым Спасителем. Ожидаемый Спаситель (мир ему) родился 15 ша‘бана 255 года по хиджре, и его мать звали Наргис. Когда ему было пять лет, его отец, Имам аль-Хасан аль-‘Аскари (мир ему) умер».

«Сейида Хакима (да будет доволен ею Аллах) бинт Абу Джа‘фар Мухаммад ибн Джавад (мир им), тетя Имама Хасана аль-‘Аскари (мир ему), рассказала: «15 ша‘бана 255 года хиджры я была у Имама Хасана аль-‘Аскари дома, и он (мир ему) попросил меня остаться у них. Когда настало время молитвы Фаджр, я увидела, как Наргис (да будет доволен им Аллах) мучается от боли, и я увидела, что она родила младенца, который был очень чист. Имам Хасан аль-‘Аскари (мир ему) взял его на руки, нашептал ему Азан в правое ухо и Икамат в левое ухо, а затем сказал мне: «Тетя, этот новорожденный и есть Ожидаемый Спаситель»».

Источник:

«Фасл аль-Китаб», стр. 443, 447, опубликованная версия

(Настоящее название этой книги – «Лума‘ ‘Аламат аль-Аулийа»; суннитский ученый из школы Деобандийа, алламе Шах Мухаммад Ашраф Али Санви перевел ее на язык урду).

Шейх аль-Ариф Имам ‘Абд аль-Ваххаб ибн Ахмад ибн Али утверждает:

«Условием Кийамата (воскрешения из мертвых, восстания) является возвращение Имама Махди (мир ему), появление Даджала, внезапное возникновение множества новых болезней, восходе солнца на Западе, исчезновение Корана из нашей жизни, пришествие Гога и Магога.» К этому шейх добавляет: «Эти события произойдут… и это именно те времена, когда произойдет возвращение Имама Махди (мир ему), который является сыном Имама Хасана аль-‘Аскари (мир ему) и родился 15 ша‘бана 255 года по хиджре, и до сих пор жив, и в итоге встретится с Исой ибн Марьям (мир ему)…»

Источник:

«Аль-Йавакит ва-л-Джавахир фи ‘Акаид аль-Акбар», второе издание, стр. 127.

Ученый Ахл ас-Сунна Хусейн Дийар Букри отмечает:

«Имам Мухаммад ибн Хасан ибн Али ибн Хасан ибн Али (мир ему) является двенадцатым Имамом. Абуль-Касим – это его эпитет, и, как утверждают шииты-двунадесятники, он также носит титулы аль-Ка’им, аль-Махди, аль-Мунтазар и Сахиб аль-Аср ва-з-Заман, а также что он – последний двенадцатый Имам. Также они верят, что он въехал в Сарраманраа в сопровождении своей матери и никогда не возвращался обратно. Это произошло в 265 или же в 266 году по хиджре, и это действительно имело место быть. Имя его матери – Умм-аль-Валад, она также известна как Сакил, Сусанна, Наргис и т.д.»

Источник:

«Тарих аль-Хамис», Бейрут, второе издание, стр. 288.

Суннитский ученый алламе Сибт ибн Джузи пишет по этому поводу:

«О, Мухаммад ибн Хасан ибн Али ибн Мухаммад ибн Али ибн Муса ибн Джа‘фар ибн Мухаммад ибн Али ибн Хусейн ибн Али ибн Абу Талиб (мир им всем)! Имя твое – Абул-Касим, ты халиф и Имам Времени. Имя твоей матери – Сакил».

Шейх ибн Хаджар аль-Хашими Алмаки написал об Имаме Хасане аль-‘Аскари (мир ему) следующие строки:

«…говорят, что он (мир ему) был отравлен и принял мученическую смерть, и у него не было больше сыновей, кроме юного Абуль-Касима Мухаммада (мир ему), которому в момент шахадата своего отца (мир ему) тогда было всего пять лет. Однако Аллах наделил его (мир ему) знанием, и известно, что он (мир ему) является Ожидаемым Спасителем, поскольку он (мир ему) удалился в сокрытие, и никому не известно о его местопребывании».

Источник:

«Ас-Сава‘ик аль-мухрика», Пакистан, «Мултан», стр. 208.

Верховный муфтий Дийар аль-Хазарма Абдуррахман ибн Мухаммад ибн Хусейн ибн ‘Умар аль-Мансур ‘Алави постановил:

«Согласно Шейху Ираки, Имам Махди (мир ему) родился в 255 году хиджры. Во времена Шейх аль-Хавас, в 958 году хиджры, Имаму Махди (мир ему) было 703 года. Ахмад Рамил также утверждает, что Имам Махди (мир ему) – это реально существующий человек, ссылаясь на мнение Абд аль-Ваххаба Ша‘рани».

Источник:

«Бахйа аль-мустаршидин», Бейрут, стр. 294.

А вот фетва Ахмада ибн Йусуфа, который также известен как Имам Кирмани:

«Когда отец Абуль-Касима Мухаммада ибн Хасана аль-‘Аскари (мир им) умер, мальчику было пять лет. В тот же год Аллах наделил его знанием, подобно тому, как Пророк Йахйа (мир ему) был посвящен в сакральные тайны, когда он был совсем юным. Он был исполнен благородства и его лицо излучало свет – нур (это сходится с описаниями Имама Махди (мир ему) в сборниках хадисов)…»

Источник:

«Тарих-Ахбар ад-даул фи асар аль-аввал», Ирак, «Багдад аль-Ислам», стр. 118

Ученый Ахл ас-Сунна алламе аш-шейх Абдулла ибн Мухаммад ибн Амир аль-Шибрави вынес следующий вердикт по данному вопросу:

«Ожидаемый Спаситель, Имам Махди ибн Имам аль-Хасан аль-Халис (мир им) родился в Сарраманраа 15 ша‘бана 255 года хиджры. За пять лет до собственной смерти Имам Хасан (мир ему) решил держать факт рождения Имама Махди (мир ему) в тайне из-за угнетения и тирании со стороны правителей. Имам Мухаммад (мир ему) носит титулы Махди, Ка’им, Мунтазар, Халаф Салих и Сахиб аз-Заман, наиболее известным из которых является имя Махди».

Источник:

«Ила Тухаф Бехуб аль-Ашраф», Египет, стр. 179-180.

Суннитский алламе хафиз Мухаммад ибн Мухтамад Хан аль-Бадахшани делает примечательное пояснение к кораническому айату: «Поистине, ненавистник твой – куцый (аль-абтар)» (108:3):

«Слово «абтар» относится к тому, у кого нет никаких надежд на будущее или на появление потомства» Затем алламе пишет: «Сыном Имама Хусейна (мир ему) был Абул-Хасан Али ибн аль-Хусейн (мир ему), его сыном был Абу Джа‘фар Мухаммад аль-Бакир (мир ему), а его сыном – Абу Абдулла Джа‘фар ас-Садик (мир ему), который, в свою очередь, имел сына по имени Абу Исмаил Муса аль-Казим (мир ему), отец Абул-Хасана Али ар-Ризы (мир ему), сыном которого являлся Абу Джа‘фар Мухаммад аль-Джавад (мир ему), отец Абул-Хасана Али аль-Хади (мир ему), а его сыном был Абу Мухаммад Хасан Заки (мир ему), который стал отцом Абул-Касима Мухаммада Махди (мир ему)».

Источник:

«Нузул аль-абрар», Ирак, стр. 174-175.

Ученый Ахл ас-Сунна шейх Му’мин ибн Хасан Му’мин аш-Шабланджи пишет по данному поводу:

«Что касается Мухаммада ибн аль-Хасана (мир ему), то он является двенадцатым. Его полное имя – Абул-Касим Мухаммад ибн аль-Хасан ибн Али аль-Хади ибн Мухаммад аль-Джавад ибн Али ар-Рида ибн Муса аль-Казим ибн Джа‘фар ас-Садик ибн Мухаммад аль-Бакир ибн Али Зейн аль-Абидин ибн аль-Хусейн ибн Али ибн Аби Талиб (мир им всем). Имя его матери Наргис, хотя некоторые называют ее Сусанной и Сакил. Абул-Касим – это его кунья, и он (мир ему) носит такие титулы, как Худджат, Махди, Халаф Салих, Ка’им, аль-Мунтазар и Сахиб аз-Заман. Согласно «Фусул аль-Мухимма», он (мир ему) является двенадцатым Имамом, почитаемым последователями шиизма иснаашарийа. Тарих ибн Альварди указывает, что он (мир ему) родился в 255 году хиджры».

Источник:

Алламе аль-Шабланджи «Нур-аль-абсар».

«Абул-Касим Мухаммад ибн аль-Хасан аль-Халис ибн Али аль-Мутавакиль ибн Мухаммад аль-Камийа ибн Али ар-Рида ибн Муса аль-Казим ибн Джа‘фар ас-Садик ибн Мухаммад аль-Бакир ибн Али Зейн аль-Абидин ибн аль-Хусейн аз-Заки ибн Али ибн Аби Талиб (да будет мир с ними). Он (мир ему) является Ожидаемым Спасителем. Имя его матери – Сакира (мир ей), ее также называют Хакимой (мир ей). Его (мир ему) имя – Мухаммад, кунья – Абуль-Касим, его эпитеты – Худджат, Халаф Салих и аль-Мунтазар».

    

Источник:

«Маталиб ас-саул», Египет, стр. 89