Заключение

Мольба за скорейшее возвращении Имама Махди (мир ему)

Имам Хасан аль-‘Аскари (мир ему) сказал:

«Клянусь Аллахом, они не только действительно желают его возвращения и достижения спасения. Они из тех, кого Всевышний и Всемогущий Аллах сделал твердыми в следовании назиданиям своих Имамов, и даровал им тауфик (возможность) молиться за его скорейший приход».

Имам Махди (мир ему) дал мусульманам такое наставление:

«Как можно чаще молитесь о (моем) раннем возвращении. Ибо, поистине, в этом – ваш успех».

О Аллах! Не дай нам усомниться в имамате его Светлости [Имама Махди] по причине продолжительности его Сокрытия и оттого, что мы не осведомлены о его местонахождении. Не позволяй нам забывать о нем, оставить ожидание его прихода, разувериться в его существовании и возвращении, оставить молитвы за него и благословения в его адрес.

О Аллах! Мы не должны отчаиваться, впадая в сомнения относительно его прихода из-за его долгого отсутствия. Сделай нашу убежденность в этом столь же незыблемой, как и веру в пророчество Святого Мухаммада (да благословит Аллах его и его род) и следование ниспосланной Тобой Книге (Корану)!

О Аллах! Всели в наши сердца крепкую веру в него и в то, что мы можем обрести истинное руководство только через него, и что только в таком случае мы не сойдем с Прямого Пути.

О Аллах! Дай нам сил следовать за ним. Сделай нас твердыми в повиновении ему. Включи нас в число его истинных приверженцев, которые помогают ему, поддержи его и тех, кто доволен тем, что он делает. Не лишай нас его досточтимого руководства в этой жизни и в минуту смерти. Избавь нас от тени сомнений по поводу его благословенной личности, когда мы будем находиться на смертном одре. Отдели нас от тех, кто не обладает пониманием его миссии или не верит в него.

О Аллах! Приблизь время его возвращения. Помоги ему достигнуть успеха и одержать победу. Даруй Свою помощь его сторонникам, а врагам его – унижение и поражение. Аминь. Слава Аллаху, Господу миров.

[1] Махдавийат – доктрина о длительном сокрытии и последующем возвращении Имама Махди (мир ему) .

[2] В частности, Пророк Ибрахим (мир ему), Пророк Мухаммад (ДБАР) и многие другие пророки.

[3] «Свет Священного Корана (разъяснения и толкования)», т. 1, стр. 270-274.

[4] Так называется предание от Пророка (ДБАР) или Имамов (мир им), в котором содержатся слова Всевышнего Аллаха.

[5] «Аль-Кафи», т. 5.

[6] Термином «фикх», который в переводе с арабского дословно означает «понимание», принято обозначать как совокупность исламских законов и вердиктов ученых, так и науку о выведении ответов на новые вопросы из первичных источников мусульманского права – Священного Корана и Сунны Пророка (ДБАР) и двенадцати Имамов (мир им) при помощи конкретных методик. Факих – исламский правовед, специалист по фикху.

[7] Мутакаллимунмутакаллимы, то есть приверженцы калама – спекулятивной теологии, ставившей своей задачей рациональное осмысление вопросов исламского вероучения (акиды).

[8] Муфассирунмуфассиры, специалисты по тафсиру.Тафсир – лексико-грамматический комментарий к Священному Корану, разъяснение непонятных слов, оборотов, ситуаций.

[9] Хабар («новость», «известие») – наименование хадиса, принятое в шиитской научной среде. Хабары, хадисы – это сообщения о словах, действиях или молчаливом согласии с чем-либо со стороны Пророка (ДБАР) и двенадцати Имамов (мир им). Хабары (хадисы) являются важным источником исламского вероучения (акиды) и права (фикха). При этом важно отметить, что Непорочные Имамы (мир им) не вводили новых норм, а лишь разъясняли и раскрывали глубинный смысл Таухида (Единобожия) и шариата Мухаммада (ДБАР), который является Печатью Пророков.

[10] Муджтахид – ученый, достигший достаточной степени компетенции, чтобы самостоятельно осуществлять иджтихад – самостоятельное толкование вопросов богословия и фикха с опорой на авторитетные источники и с применением рациональных методов.

[11] Халиф – человек, являющийся наместником Аллаха на Земле. Подробно о наместничестве (халифате) говорится в истории о сотворении Пророка Адама (мир ему) в суре «Аль-Бакара». В соответствии с шиитским пониманием вопроса, халифом может быть лишь Непорочный Имам, очищенный Аллахом от грехов, ошибок и низменных устремлений.

[12] Фитра – представления о добре и справедливости, которые Всевышний изначально заложил в человека. Существует достоверный хабар, согласно которому все дети рождаются с фитрой Единобожия, и только родители делают их христианами, иудеями и т.д. Фитра заложена в каждом человеке, но просыпается лишь в некоторых людях. Количество грехов и неблаговидных поступков человека снижает шансы на актуализацию фитры. Отдельные аспекты фитры могут проявляться и в немусульманах, однако лишь Ислам способствует полноценной реализации ее потенциала.

[13] Ихрам – особое одеяние мусульманина, совершающего паломничество в Мекку. Символизирует отрешение от всего мирского и предание себя Всевышнему Аллаху.

[14] «Бихар аль-анвар», том 53, раздел «Аль-ихтиджадж», стр. 178-180.

[15] «Тауки‘ аль-хазрат валий аль-‘аср (ас)», авторство возводится к шейху Муфиду (ра); «Бихар аль-анвар», том 53, раздел «Аль-Ихтиджадж», стр. 175-177.

[16] Иман – искренняя вера мусульманина и его стойкая убежденность в основах (усуль) и столпах (фуру) религии, в том числе и такой части их основы, как имамат. В отличие от му’минов (обладателей Имана),муслимы (мусульмане) – это люди, предавшиеся Аллаху, то есть произнесшие шахаду. Это является базовой и низшей ступенью развития веры мусульманина.

[17] «Мафатих аль-Джинан», зийарат (специальная молитва) Имама Замана (мир ему), который читается по пятницам.

[18] «Микйал аль-макарим», том 2, стр. 160.

[19] «Васаил аш-ши‘а», том 18, стр. 95; «Бихар аль-анвар», том 2, стр. 88.

[20] «Камал ад-дин», стр. 484; «Бихар аль-анвар», том 53, стр. 181; «Васаил аш-ши‘а», том 18, стр. 101.

[21] Данную историю приводит Шейх ат-Таифа.

[22] Это мольба, с которой паломники обращаются к Аллаху около Черного Камня.

[23] Введение к книге шейха Садука «Камал ад-дин» (издание на фарси в двух томах).

[24] Алламе Табарси, «Аль-Ихтиджадж», стр. 322.

[25] Зийарат – паломничество к могилам Пречистых Имамов (мир им), зийарат Ашура – паломничество к гробнице Имама Хусейна (мир ему) в месяц мухаррам, на десятый день которого (в день Ашуры) он принял мученическую смерть в бою.

[26] «Бар Наме Саадат», часть 147.

[27] «Равдат аль-Джаннат», том 2, стр. 282; «Джаннат аль-Ма’ва», история № 22; «Наджм ас-Сакиб», история № 15.

[28] В данном случае имеется в виду установление духовной связи с Имамом Али (мир ему). Например, особо благочестивые ученые могли видеть его в своих снах, или ответы на сложные вопросы сразу же приходили им в голову при посещении гробницы Имама (мир ему).

[29] Из книги «О тех, кто был успешен в поисках аль-Ка’има (мир ему)», стр. 27, 30.

[30] «Навадуз Разавийа», стр. 139-446

[31] «Наджм ас-Сакиб», история № 61; «Джаннат аль-Ма’ва», история № 22, «Наджм ас-Сакиб», история № 15.

[32] Дословно этот титул переводится как «Море знаний».

[33] «Фаваил аль-Разавийа», стр. 679.

[34] «Наджм ас-Сакиб», история № 79; «Джаннат аль-Ма’ва», история № 45.

[35] Фетва – религиозный вердикт компетентного исламского ученого по тому или иному вопросу.

[36] Марджа’ ат-таклид («образец для подражания») – муджтахид, достигший такого уровня исламских знаний, что простые верующие могут следовать его фетвам.

[37] Мухаммад Нехавандйан «Пейкар Пируз Тамбаку», стр. 56.

[38] Там же, стр. 125-134.

[39] Сейид – потомок Святого Пророка Мухаммада (ДБАР).

[40] Об этом сообщил шейх Муртаза Хаери.

[41] Хауза Ильмийа – традиционное название высшей шиитской богословской академии.

[42] Очевидно, речь идет о поиске религиозного, теологического и философского знания, о поиске в сфере идеологии, ибо Ислам не отрицает эмпирическое научное и художественное познание мира, если оно не связано с совершением чего-либо запретного.

[43] «Дин-е фитрат», том 1.

[44] Мирза Хусейн Табарси Нури «Кашф аль-Асрар», часть 1, стр. 18.

[45] Некоторые шиитские авторы ссылаются на авторитетных суннитских ученых в своих работах.

[46] Согласно шиитским преданиям, царство справедливости и равенства, которое учредит Имам Махди (мир ему), просуществует сто лет, и у него не будет внутренних врагов. Правление Имама Махди продлится до Судного Дня. Упомянутые в хадисе 7 или 9 лет – это время войны Имама Махди (мир ему) против тиранов планеты.

[47] Слова, заключенные в скобки, принадлежат переводчику «Сахих Муслим» ‘Абд аль-Хамиду Сиддики, а не являются нашим комментарием.

[48] Для ознакомления с биографией Ахмада Шакира см. «Аль-А‘лам», том 1, стр. 253; «Му’джам аль-му’аллифин», том 13, стр. 368.

[49] Суннитский ученый шейх Йусуф бин Исмаил Наубахани пишет в «Джамал аль-авлийа» (стр. 151-152, издательство «Тана Бум», Индия): «Мухаммад Парса был бухарцем, шейхом тариката Накшбандийа, и он является заслуживающим доверия историком».