5. Сражение во имя Бога (джихад)

Каждый мусульманин обязан стойко сражаться и бороться во имя Бога, добиваясь различными путями улучшения жизни людей в целом и своей собственной жизни в частности. Коран гласит:

«Он сотворил вас из земли и дал вам на ней жилища» (11:61).

Всяческого осуждения заслуживает тот, кто остается безучастным к людским страданиям или проявляет леность в своей частной жизни. Напротив, тот, кто прилежно трудится, чтобы заработать деньги для своей семьи, стараясь сделать ее жизнь лучше, может считаться героем, сражающимся во имя Аллаха, муджахидом. Непременным и очень важным элементом этой борьбы является защита прав и свобод человека, а также мусульманских и общечеловеческих ценностей, таких, как справедливость, человеческое достоинство и единство мусульманской нации. В Коране сказано:

«Тем, которые подвергаются нападению, дозволено [сражаться], защищая себя от насилия. Воистину, во власти Аллаха помочь тем, которые беззаконно были изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: «Наш Господь – Аллах»» (22:39-40).

«И почему бы вам не сражаться во имя Аллаха и ради обездоленных мужчин, женщин и детей, которые говорят: «Господи наш! Выведи нас из этого города, жители которого — притеснители. Назначь нам от Тебя покровителя и заступника?»» (4:75).

Джихад, естественно, распространяется и на многие другие ситуации, когда, например, семья человека, его собственность или репутация подвергаются опасности или прямому посягательству. В соответствии с традициями ислама, человек, который погибает, защищая свою семью или землю, приравнивается к солдату, павшему на войне.

Джихад должен продолжаться до тех пор, пока справедливое дело не восторжествует. В Коране сказано: «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет неверие и не утвердится вера в Аллаха» (2:193). Истинный джихад, священная война в самом широком смысле этого слова, ведется, естественно, с самого момента сотворения человека. В ней добро борется со злом, истина – с ложью, партия Бога – с партией сатаны. Эта война будет так или иначе продолжаться до скончания века, пока земля, наконец, под властью аль-Махди не наполнится справедливостью.

Джихад, осуществляемый с помощью пера, устной речи, боевого оружия или любого иного средства, представляет собой акт поклонения и должен вестись с благочестивыми намерениями, то есть только во имя Бога и справедливости. Никому не дозволено сражаться во имя материальной выгоды, собственного величия, славы своего племени, расы или нации или ради любого другого неправого дела, такого, как захват чужой территории, обогащение или укрепление своего могущества. На самом же деле джихад начинается с внутренней борьбы муджахида (сражающегося). Чтобы обеспечить себе победу над внешним злом, человек обязан прежде сразиться со своими собственными низменными желаниями и страстями, освободить свое сердце от малейших признаков дьявольского присутствия и обрести те достоинства и честь, которыми Всемогущий Господь изначально наградил человека. В Коране говорится:

«[В тот день праведникам будет сказано]: «О душа, обретшая покой!

Вернись к Господу своему снискавшей радость и довольство!

Войди в круг Моих рабов!

Войди в Мой рай!»» (89:27-30).

Согласно известному хадису, Пророк (С), сказал как-то, обращаясь к группе своих сподвижников после выигранного сражения: «Хорошая работа! Я приветствую тех, кто завершил малый джихад (аль-джихад аль-асгар), но продолжает нести на своих плечах груз большого джихада (аль-джихад аль-акбар)». Пораженные, его сподвижники, которые только что сокрушили своего врага в битве, где, защищая ислам, были готовы пожертвовать самым дорогим, что у них было – собственной жизнью, спросили его: «А что же такое тогда большой джихад?» – «Большой джихад – это война со своей собственной душой», – ответил им Пророк Мухаммад (С).[25] Таким образом, величайшим и самым трудным джихадом является борьба человека с собственными соблазнами за то, чтобы удержать свою душу от совершения зла и очистить свою человеческую сущность.

В заключение я предлагаю вам познакомиться с тем, как сам Господь описывает некоторые из достоинств и заслуг, присущих тем, кто ведет священную войну – джихад.

«Те, которые уверовали, оставили свои дома и не щадили ни своего имущества, ни жизни своей, следуя по пути Аллаха, выше стоят пред Аллахом, и они – преуспевшие.

Господь обрадует их вестью о Своей милости и благоволении и садах, в которых им уготована нетленная благодать, в которых они пребудут вечно. Ведь Аллах вознаграждает великой наградой» (9:20:22).