Воскресение

Наступит конец света, и наш мир прекратит свое существование. А затем наступит день Воскресения (кийама), когда все люди будут воскрешены из мертвых и предстанут перед Богом, который определит дальнейшую судьбу каждого из них по его вере и делам в этом мире. Добро будет вознаграждено, а зло – наказано (22:1, 2 и 6-9, 3:185, 6:62). Бог будет справедлив к людям, но, верша над ними Свой справедливый суд, Он будет, прежде всего, милостив к ним (6:12).

Примечание

Хотя все мусульмане верят в вышеперечисленные принципиальные положения вероучения ислама, существует небольшая разница в том, как они расставляют акценты, при определении основных мусульманских верований и обрядов поклонения.

Суннитская точка зрения: мусульмане-сунниты называют, как правило, слова провозглашения (калима) ислама, то есть свидетельство того, что нет божества, кроме Бога, и что Мухаммад – Его посланник, вместе с четырьмя актами поклонения, то есть ежедневной молитвой, постом, паломничеством в Мекку и добровольным пожертвованием, пятью столпами веры. Другие акты поклонения, такие, как повеление добра и запрещение зла и сражение во имя Бога они также считают обязательными, но не причисляют их к столпам веры.

Шиитская точка зрения: мусульмане-шииты определяют принципы вероучения как корни религии (усул ад-дин), а вытекающие из них акты поклонения – как религиозную практику или ветви религии (фуру‘ ад-дин). Наличие подобного деления объясняется тем, что принципы вероучения представляют собой фундаментальные основы религии и являются критерием принадлежности человека к исламу. Однако и обязательные обряды поклонения также обусловлены наличием у человека веры, поскольку истинная вера находит свое проявление именно в религиозной практике. Исходя из примата концепции Божественной справедливости в любой системе ценностей, а также идеи имамата, как цепи наследования Пророку, шииты часто представляют их в сочетании с единобожием, пророчеством и воскресением как пять основополагающих принципов своего течения (усул аль-мазхаб), тогда как последние три (единобожие, пророчество и воскресение) в отдельности определяются ими как три основополагающих принципа религии (усул ад-дин), которые разделяются всеми последователями исламской религии.