Очистители ( «муттахарат»).

Положение 85

Очистителями называют те вещи, которые очищают вещи от «наджис». Их всего двенадцать:

1 – вода;

2 – земля;

3 – солнце;

4 – «эстэхале» (переход в другое состояние);

5 – «энклоб» (изменение, перемена);

6 – уменьшение виноградного сока на две треть;

7 – «энтэкал» (превращение из одного состояние в другое);

8 – принятие религии Ислам;

9 – «табаийат»;

10 – удаление наджис;

11 – «истибра» (очищение) животных, поедающих наджис;

12 – скрытие мусульманина (из виду).

1. Вода

Положение 86

Чистая и неразбавленная ничем вода очищает любую вещь, являющуюся «наджис», при условии, что в момент очищения вода не станет «музаф» и не поменяет свой запах, цвет и вкус. Сам вид «наджиса» при очищении водой должен удалиться. Например, если это кровь, то её очистить до тех пор, пока она не исчезнет. Для очищения водой «калил» существуют другие условия, о которых будет сказано позже.

Положение 87

Посуду, являющуюся «наджис» водой «калиль» необходимо промыть трижды, но водой «кур» или проточной, достаточно проделать один раз, но лучше, если промыть также трижды. (Вода трубопроводов считается проточной).

Положение 88

Если собака оближет посуду или попьет из неё воду или другую жидкость, то должны сначала её очистить землёй, смешанной немного с водой, затем промыть водой «калиль» дважды или один раз водой «кур» или проточной. Если вода из пасти собаки попадет в посуду, то, следуя желательной предосторожности, необходимо проделать вышеописанные действия. Но, если другая влажная часть тела собаки прикоснется к посуде, то необязательно очищать землей, но должны промыть водой «калиль» три раза или один раз водой «кур» или проточной.

Положение 89

Посуду, из которой поела жидкую еду свинья, должны промыть водой семь раз. Необязательно очищать её землей. Если же свинья оближет посуду или в ней умрет полевая мышь, то также, следуя обязательной предосторожности, её должны промыть семь раз.

Положение 90

Если вещь, являющуюся «наджис», промоют водой «кур», проточной, или водой из трубопровода до исчезновения вида «наджис», или же после удаления вида «наджис» опустить в воду «кур» или проточную, то она становится «пак». Но ковер и одежда и наподобие их вещи должны выжиматься, чтобы с них вытекла вода.

Положение 91

Для очищения вещи, оскверненной мочой, достаточно промыть водой «калиль» два раза, водой «кур», проточной и водой из трубопроводов один раз. При осквернении другой скверной, достаточно промыть один раз водой «калиль» или «кур».

Положение 92

При очищении одежды, ковра и вещей, подобных им, водой «калиль», необходимо их выжать так, чтобы с них стекла вода.

Положение 93

Если одежду, являющуюся «наджис», покрасят и опустят в воду «кур» или проточную, или подержат под краном, то вода, стекающая с неё при выжимании прежде, чем станет «музаф» по причине краски и смешается по всей воде, считается «пак» (чистой). Но, если вода станет «музаф» до попадания на всю одежду, то должны её простирать до тех пор, пока вода не станет «мутлак».

Положение 94

Тело считается чистым, при очищении его водой «кур», проточной или водой из крана осуществляется до тех пор, пока исчезнет сам вид «наджиса». Выход из воды и повторное вхождение под неё необязательно.

Положение 95

Вода из крана, подсоединённого к воде «кур», считается водой «кур» и проточной. Следовательно, любая вещь – «наджис», промытая этой водой, становится «пак», как только с неё исчезнет сам вид «наджиса».

2. Земля

Положение 96

Если ступня ног человека или подошва обуви осквернятся при хождении или обтирании землей, являющейся «наджис»; то при хождении по чистой земле или обтирании их землей «пак», они становятся чистыми, при условии, что земля чистая и сухая. Также земля должна быть песочной, из камня или кирпича, или подобных им вещей. При хождении по ковру, рогоже, траве ступня ног или подошва обуви не становятся чистыми.

Положение 97

При хождении по деревянной поверхности ступня ног и подошва обуви не становятся чистыми, а при хождении по асфальту очищается.

Положение 98

Для очищения ступни ног и подошвы обуви достаточно пройти небольшой путь. Лучше, если будет пройдено расстояние пятнадцать локтей, то есть примерно семь с половиной метров.

3.Солнце

Положение 99

Солнце очищает землю и крыши зданий, но не здания, двери, окна и подобное им.

Положение 100

Существует несколько условий очищения земли и крыш зданий солнцем:

1 – вещь, являющаяся «наджис» должна быть мокрой; следовательно, если она сухая, то должны сначала её намочить, чтобы высушить солнцем;

2 – сначала должен быть удален сам «наджис»;

3 – должно быть прямое попадание солнечных лучей, а не из-за облаков, за исключением, когда слой облака очень тонкий и не препятствует проникновению солнечных лучей. Непредосудительно проникновение лучей через стекло;

4 – вещь – «наджис» должна быть высушена солнцем. Недостаточно, того, что она высохнет при помощи ветра или другого источника тепла, за исключением случая, когда тепло будет настолько мало, что скажут, что высушено солнцем.

4. «Эстэхале»

Положение 101

Если вещь, являющаяся «наджис», изменится таким образом, что её можно будет назвать по- новому, то эта вещь считается «пак» (чистой). Такое изменение называется «эстэхале». Например, если собака войдет в место скопления соли и превратится в соль, то она становится «пак». Также, если дрова, являющиеся «наджис», сжечь до превращения в золу, то зола считается чистой. Или, если вода «наджис» превратится в пар, то пар — «пак». Но, если вещь поменяет только свое состояние, например, пшеницу «наджис» перемолят в муку, то не становится «пак».

5. «Энклоб»

Положение 102

Если вино само по себе или из-за разбавления чем-либо превратится в уксус, считается «пак» (чистым). Этот процесс называют «энклоб».

6. Уменьшение виноградного сока на 2/3

Положение 103

Если виноградный сок закипит при использовании огня, то не считается «наджис», но запрещается употреблять его в пищу. Но, если при этом выкипит две трети его, то оставшаяся одна треть считается дозволенной к употреблению в пищу.

7. «Энтэкал»

Положение 104

Если насекомое, напьется крови человека или животного (имеющих кровяное давление), после чего эта кровь будет считаться его кровью, то она становится «пак». Это называется «энтэкал» (переход). Следовательно, кровь комара, считающаяся его кровью, считается чистой, несмотря на то, что вначале данная кровь принадлежала человеку. Но кровь, которую высосет из человека пиявка, не станет считаться кровью пиявки, и останется «наджисом».

8. Принятие религии Ислам

Положение 105

В главе о вещах, считающихся «наджис», было оговорено, что, следуя обязательной предосторожности, необходимо избегать неверующего. Если же неверующий человек произнесет слова свидетельства веры в Аллаха, т.е. скажет: «Ашхаду ан ла илаха иллалах ва ашхаду анна Мухаммадан расулюллах» — «Я свидетельствую, что нет другого Бога, кроме Аллаха и Мухаммад — Его Посланник», то он станет мусульманином. После чего, его тело становится «пак». Но если, при принятии Ислама, на теле человека будет иметься «наджис», то нужно устранить его и очистить водой, то место, где он был. Однако, если «наджис» был удален до того, как неверующий принял Ислам, то нет необходимости промывания водой его местонахождения.

9. «Табайат»

Положение 106

Если вино превратится в уксус, то и посуда, в которой оно кипятилось, очищается до того уровня, где находилось вино, при кипении. Если материя или ткань, которой обычно прикрывают посуду, где готовится вино, станет «наджис» от испаряющейся влаги вина, то она очистится одновременно с тем, как вино превратится в уксус. Даже, если вино выкипит и испачкает внешнюю сторону посуды, то и эта часть посуды будет становиться «пак» по мере превращения вина в уксус.

Положение 107

Несовершеннолетние дети неверующих, после принятия Ислама их отцами, становятся «пак».

10. Удаление скверны

Положение 108

Тело животного, ставшее «наджис», считается «пак», как только с него удалят сам «наджис». Например, клюв птиц, испачканный кровью, или же тело животного, севшего на «наджис», становятся «пак» с момента удаления «наджис».

Положение 109

Внутренние органы человека (например, внутренняя полость рта или носа), которые стали «наджис», считаются «пак», как только с них исчезнет «наджис». Например, кровоточащие десна становятся «пак», когда эта кровь исчезнет, смешавшись со слюной, или, если вытечет наружу. Ополаскивать водой внутри ротовой полости необязательно. Но, если имеется искусственный зуб, то согласно обязательной предосторожности, необходимо споласкивание водой.

11. «Истибра» (очищение) животного, поедающего скверну

Положение 110

Моча и кал животного, питающегося человеческими испражнениями, являются скверной, а мясо его запретным к употреблению. Для очищения такого животного, нужно предотвратить его питание скверной, и пока животное не отвыкнет ею питаться, кормить его чистым («пак») кормом. Необходимо удерживать от поедания «наджиса» и кормить чистым кормом: верблюда — 40 дней; корову — 30; барана — 10; гуся и утку — 5; домашнюю курицу — 3 дня, а остальных животных достаточно до того, как перестанут их называть поедающими «наджис».

Положение111

Иногда на птицефермах, для роста курицы, корм смешивают с кровяным порошком. Мясо и яйца таких куриц не являются запретным к употреблению в пищу, и влага их не является «наджис». Но лучше избегать употребления мяса и яиц таких куриц.

12. Скрытие мусульманина (из виду)

Положение 112

Если мусульманин, поняв, что тело, одежда или другая, имеющаяся у него вещь стали «наджис», скроется, то человек, если предположит, что мусульманин промыл эту вещь водой, то данная вещь считается «пак». Это при условии, что эта вещь относится к тем, для которых необходимо очищение. Например, одежда, в которой читают намаз, или пища, или посуда, используемая для пищи.

Положение 113

Если человек отдаст свою одежду для стирки мусульманину, который скажет, что её постирает, промоет водой, то он должен принять сказанные мусульманином слова.

Ахкам о посуде

Положение 114

Не разрешается использовать для употребления пищи и воды, для воды, применяемой при совершении вузу и «гусл», посуду, бурдюк, изготовленные из кожи мертвечины или из кожи животных, являющихся «наджис». Например, мертвечина собаки и свиньи. Но непредосудительно использование их в тех случаях, когда «тахарат» необязателен, например, чтобы полить посев и напоить животное. Однако, согласно желательной предосторожности, необходимо избегать использования такой посуды.

Положение 115

Запрещается употреблять пищу из золотой и серебряной посуды, и использовать их для украшения комнаты или в других целях. (Согласно обязательной предосторожности).

Положение 116

Согласно обязательной предосторожности, должны избегать изготовления посуды из золота и серебра, а также от платы, полученной за её изготовление. Также предосудительны её покупка, продажа и деньги, полученные за это.