Ахкам для поста («рузе»)

Положение 546

Является обязательным, чтобы каждый год все люди, достигшие совершеннолетия, в течение одного месяца рамазан, согласно положениям, которые будут описаны далее, держали «рузе» (пост).

Положение 547«

Рузе» (пост) — это воздержание человеком, для совершения указаний Всевышнего Аллаха, от азан «субх» до азана «магриб» от действий, которые аннулируют пост. (Их изложение будет приведено позже).

Обязательные условия поста

Положение 548«

Рузе» (пост) является богослужением, которое необходимо выполнять с намерением. Намерение необязательно произнести вслух или про себя. Достаточно, если он, ради совершения веления Аллаха, с «азана-субх» до «азана-магриб» не совершит действий, аннулирующих пост.

Положение 549

Достаточно, чтобы каждую ночь благословенного месяца, принимать намерение совершения поста на следующий день. Но лучше, если кроме этого, в первую ночь месяца принять намерение совершения поста в течение всего месяца.

Положение 550

Для принятия намерения не существует определенного времени, достаточно, что он сделает это до утреннего «азана». Достаточно, что он проснется для употребления «сахари» («сахари» — пища, принимаемая мусульманами перед рассветом во время поста в месяце рамазане) и, если у него спросят: «Для чего проснулся?» Ответит: «Имею намерение совершить пост».

Положение 551

Время принятия намерения для совершения желательного поста длится в течение всего дня, даже, если до «магриб» останется мало времени. И, если до этого человек не совершил деяний, аннулирующих пост, пост его считается действительным.

Положение 552

Тому, кто имеет пропущенные посты месяца рамазан или другие обязательные посты, не разрешается совершать желательные посты. Если по забывчивости совершит желательный пост, и до полудня вспомнит, об этом, то может поменять свое намерение на обязательный пост. Но, если вспомнит после полудня, пост его считается недействительным.

Положение 553

Тот, кто нанялся совершать посты, не выполненные умершим человеком, может выполнять свои желательные посты.

Положение 554

Если имеет неопределенный обязательный пост, например, пропущенные посты месяца рамазан или пост искупление, то время их намерения до полудня. То есть, если не совершит деяний, аннулирующих пост и до «зухр» примет намерение, пост его считается верным.

Положение 555«

Яум-ал-шак», то есть день, когда человек имеет сомнение последний день месяца шаабан или первый день месяца рамазан, в тот день пост не является обязательным. Если же захочет держать пост, то должен держать его с намерением, что это последний день месяца шаабан. Если после выяснится, что наступил месяц рамазан, пост его засчитается постом первого дня месяца рамазан. Но, если об этом поймет в начале дня, должен сразу же свое намерение поменять на месяц рамазан.

Действия, аннулирующие пост

Положение 556

Девять действий аннулируют пост:

1- прием пищи и употребление жидкости;

2-совершение половой близости;

3- занятие онанизмом, то есть совершение действий, служащих причиной выделения спермы;

4- наговор (ложь) на Всевышнего, Пророка (да благословит Аллах его и род его!) и имамов (да будет мир с ними!);

5- попадание в гортань плотной пыли;

6- погружение в воду всей головы;

7- нахождение до утреннего азана в состоянии «джанабат», менструации или послеродового кровотечения;

8- принятие клизмы;

9- срыгивание.

Положения по всем вышеперечисленным действиям будут приведены в последующих пунктах.

1-Прием пищи и употребление жидкости

Положение 557

Если человек, совершающий пост, намеренно что-то съест или выпьет, то его пост аннулируется, будь то это обычные еда или питье (как хлеб и вода) или несъедобные (как листья деревьев); будь то в малом количестве или в большом. Даже, если он вытащит зубную щетку со рта и вновь поместит её в рот, и при этом проглотит влагу с щетки, то пост его аннулируется. Но, если её влага будет в малом количестве и перемешается со слюной, то пост не аннулируется.

Положение 558

Если человек, совершающий пост, что-то ошибочно съест или выпьет, то пост его не аннулируется.

Положение 559

Согласно обязательной предосторожности, тому, кто держит пост, необходимо избегать, применение инъекций и систем, которые используются, как питание для организма, а также лекарств. Но инъекция ампул, для обезболивания, не запрещается.

Положение 560

Человек не должен кушать во время поста, ссылаясь на свою слабость. Но, если его слабость чрезмерна и он не сможет вытерпеть, а также боится заболеть, то может поесть.

2- Совершение половой близости

Положение 561

«Джамог» (половая близость с женщиной) аннулирует пост обоих. Достаточно, если член войдет до конца головки, даже если при этом не выделится сперма. Но если войдет не вся головка и не выделится сперма, то пост не аннулируется. Если же будет иметься сомнение, вся вошла или не вся, то пост действителен.

Положение 562

Если кто-то забудет, что он совершает пост, и совершит половой контакт или же его принудят к половому акту, так, что у него не будет другого выхода, то его пост не аннулируется. Но если в процессе полового акта он вспомнит, или его перестанут принуждать, то он немедленно должен прекратить половой акт. Если не прекратит, то пост его аннулируется.

3- Онанизм

Положение 563

Если постящийся совершит над собой действие, которое послужит причиной для выделения спермы, то его пост аннулируется. Но, если сперма выделится самопроизвольно, во время сна или во время бодрствования, то пост его не аннулируется.

Положение 564

Постящемуся, который знает, что во время дневного сна с ним может произойти поллюция ( то есть с него выделится сперма), разрешается уснуть днем. Так как поллюция не влияет на пост.

Положение 565

Если человек, совершающий пост, без намерения выделения спермы, например, будет заигрывать, шутить со своей женой и, если обычно при этом не наблюдалось выделение спермы, то пост его считается верным. Но, если случайно выделится сперма, пост неверен. За исключением случая, если был уверен, что сперма не выделится.

4-Наговор на Всевышнего и Пророка (да благословит Аллах его и род его!)

Положение 566

Если человек, совершающий пост, посредством слов, письма, знаков, намеков, жестов или каким-либо другим путем, наговорит на Аллаха и Пророка (да благословит Аллах его и род его) или непорочных его наместников (да будет мир с ними!), то согласно обязательной предосторожности, пост его аннулируется. Даже, если сразу же покается в этом. При наговоре на других пророков, и на Фатиму-Захру (да будет мир с ними!), также действует данное правило.

Положение 567

Если человек захочет привести предание, истинность которого ему не известна, то, согласно обязательной предосторожности, он должен упомянуть человека , от которого услышал это предание или книгу, где приведено это предание. Например, скажет, что такой то передатчик преданий сказал … или в такой то книге написано, что пророк (да благословит Аллах его и род его) сказал…

5-Попадание в гортань плотной пыли

Положение 568

Если плотная пыль попадёт в гортань, сгустится там и человек проглотит её, то пост аннулируется, в других случаях пост верен, независимо от того, эта пыль с вещей, разрешенных к употреблению ( например, мука) или неразрешенных к употреблению.

Положение 569

Если по причине ветра или подметания земли, поднимется плотная пыль, которая из-за несоблюдения предосторожности, попадёт в гортань, пост аннулируется.

Положение 570

Согласно обязательной предосторожности, постящийся должен избегать курения сигареты, кальяна и других табачных изделий, а также в гортань не должна попадать плотный дым. Но купаться не запрещается, какой бы плотный пар не стоял в ванной комнате.

6-Погружение головы в воду

Положение 571

Соблюдающий пост, согласно обязательной предосторожности, не должен специально погружать голову в воду, даже, если при этом всё тело будет вне воды. Но, если всё тело и часть головы будут под водой, а оставшаяся часть головы будет вне воды, то пост не аннулируется. При погружении головы в жидкости, такие как розовая вода и воды «музоф», действуют те же правила, что при погружении головы в воду «мутлак».

Положение 572

Если человек вынужден нырнуть в воду для спасения утопающего, то пост его аннулируется. Но для спасения жизни мусульманина, это является обязательным. Затем восполнит свой пост.

Положение 573

Если водолазы наденут водолазный шлем на голову и нырнут под воду, то их пост считается верным.

Положение 574

Если постящийся случайно упадет в воду или его скинут, и при этом его голова окажется под водой или, забыв, что держит пост, окунет голову в воду, то пост его не аннулируется. Если же вспомнит, согласно обязательной предосторожности, должен сразу же вынуть голову из воды.

7- Нахождение до утреннего намаза в состоянии осквернения в результате половой близости

Положение 575

Если человек, осквернившийся в результате половой близости, намеренно до утра не совершит «гусл», то согласно обязательной предосторожности, пост его считается недействительным. Но, если не может совершить «гусл» или времени совсем мало, должен выполнить «таяммум». Но, если он не совершил «гусл» случайно, то пост его верен. На женщин, очистившихся от менструальных или после родовых кровотечений и не совершивших « гусл» до азана, распространяются те же положения, что и для не совершивших «гусл» после половой близости.

Положение 576

Аннулирование поста по причине нахождения в состоянии осквернения, является особенностью поста месяца рамазан. А также во время восполнения поста этого месяца. Во время соблюдения других постов, это не служит причиной их аннулирования.

Положение 577

Если человек, осквернившийся в результате половой близости в месяце рамазан, забудет совершить «гусл» и вспомнит об этом через один или несколько дней, должен восполнить посты всех этих дней. Например, если не знает три или четыре дня был в этом состоянии, то должен восполнить пост трех дней. Восполнение поста четвертого дня предусматривается желательной предосторожностью.

Положение 578

Тот, кто является осквернившимся в ночь месяца рамазан, и знает, что если заснет, то не проснется до утра, не должен заснуть, так как пост будет недействительным. Согласно обязательной предосторожности, должен восполнить пост и выплатить «кафарэ». Но, если предположит, что проснется, то может заснуть, но согласно предосторожности, если проснется второй раз, то должен выполнить «гусл».

Положение 579

Если во время месяца рамазан после утреннего азана человек проснется и увидит, что совершилась поллюция, пост его верен, независимо от того знает он, что это произошло до азана или после, или имеет сомнение.

Положение 580

Женщина, находящаяся в состоянии «истихаза», должна совершать «гусл» в соответствии с правилами, сказанными ранее в Ахкаме «истихаза» и пост её будет верным.

Положение 581

Человек, прикоснувшийся о труп покойника, может совершить пост, не совершив «гусл-масс-мейит». Пост не аннулируется, даже если касание произойдет при совершении поста. Но для выполнения намаза должен совершить «гусл».

8- Клизма

Положение 582

Ставить клизму с применением жидкости, даже, если это делается для лечения или вынужденно, аннулирует пост. Но использование свеч, употребляемых для лечения, допускается. Согласно обязательной предосторожности, надо воздерживаться от использования питательных свеч.

9-Преднамеренное срыгивание

Положение 583

Если человек, совершающий пост, намеренно срыгнет или будет вынужден вырвать по причине болезни или по какой-либо другой причине, то его пост аннулируется. Но если он вырвет по ошибке или невольно, то пост его не аннулируется.

Положение 584

Если одно из девяти упомянутых ранее действий выполнить непроизвольно, случайно, то пост не аннулируется. Но, если осквернившийся в результате половой близости, не совершит «гусл» до утра, то, как было сказано ранее, пост неверен.

Положение 585

Если совершающий пост непроизвольно совершит одно из действий, аннулирующих пост, затем, предполагая, что пост аннулировался, намеренно выполнит одно из этих действий, то пост его не аннулируется, но согласно желательной предосторожности, нужно восполнить пост.

Положение 586

Если человека, совершающего пост, вынудят что-либо довести в гортань или погрузить голову в воду, то пост не аннулируется. Но, если его вынудят поесть самого, например, скажут, что, если не поешь, навредим тебе или твоему имуществу, и он, ради этого поест, то пост его аннулируется.

Действия, являющиеся нежелательными человеку, совершающему пост

Положение 587

Для человека, соблюдающего пост, некоторые действия являются нежелательными, например:

1 — закапывание лекарства в глаза;

2 — использование сурьмы, если вкус, запах дойдут до горла;

3 совершение действий, способствующих ослаблению организма (дача крови, пребывание в бане);

4 — нюхать табак (если человек не будет знать, что эта вещь дойдет до горла; но, если будет знать, то нюхать запрещается);

5 — нюхать ароматные цветы и растения;

6 – женщине — сидеть в воде (согласно предосторожности;

7 – использовать свечи (согласно предосторожности);

8 – не допускать влажной одежды на теле;

9 — удалять зубы и совершать любые действия, которые могут вызвать кровотечение во рту;

10 — использовать свежую палочку, как зубную щетку;

11 — без намерения выделения спермы целовать свою жену или совершать действия, приводящие его к возбуждению. Но, если он совершит какое-либо действие с намерением выделения спермы, то пост его аннулируется.

Случаи, для которых обязательно восполнение несовершенного поста и его «кафарэ» (искупления)

Положение 588

Если постящийся в месяце рамазан, намеренно, зная, обладая информацией, выполнит действия, аннулирующие пост, то, кроме того, что нужно будет восполнить пост, нужно также выдать «кафарэ». Но, если совершит эти действия по незнанию, то «кафарэ» не имеется, но согласно предосторожности, необходимо восполнить пост.

Положение 589

Если человек, по незнанию положения, не обладая информацией, совершит действия, являющиеся запретными и при этом знает, что они являются запретными, но не знает, что аннулируют пост, то согласно предосторожности «кафарэ» для него станет обязательным.

«Каффарэ» (искупление) поста

Положение 590

«Кафарэ» (искупление) представляет выполнение трех действий: освободить одного невольника, или соблюсти пост в течение двух месяцев, или накормить шестьдесят бедняков (достаточно каждому выдать один «мудд», то есть примерно 750 граммов пшеницы или ячменя, или т. п.). В наше время, когда об освобождении невольника не может быть и речи, остается выбор между двумя другими действиями. Вместо пшеницы можно отдать хлеб, чтобы вес, потраченной на него пшеницы был равен 750 граммам.

Положение 591

Если невозможно выполнить ни одно из этих трех действий, то должен выдать зерновых беднякам столько, сколько сможет. Если не может это сделать, то должен в течение 18 дней соблюсти пост. Если же не может и это, то должен соблюсти столько, сколько сможет. Если и это не сможет, то должен покаяться, достаточно того, что скажет про себя: «Астагфруллах». Необязательно после того, как появится возможность, выдать «кафарэ».

Положение 592

Тот, кто выбрал в виде «кафорэ» соблюдение поста в течение 60-ти дней, должен 31 день соблюдать его непрерывно. Но 18 дней, о которых говорилось ранее, необязательно держать пост непрерывно.

Положение 593

Если постящийся аннулирует свой пост выполнением чего-либо запретного, то согласно обязательной предосторожности, должен выполнить сумму «кафарэ», т.е. освободить одного невольника, два месяца соблюдать пост и накормить 60 бедняков (или каждому выдать по одному «мудду», что приравнивается 750 граммам зерновых). Если все три действие невозможно выполнить, нужно выполнить тот, который возможно (независимо от того, что было запретным, например, употребление запретного, совершение прелюбодеяния или половой близости с женой в дни, когда у неё месячные).

Положение 594

Если совершит обет, что в определенный день, во имя Бога, будет соблюдать пост, а сам намеренно, не сделает этого или аннулирует свой пост, то должен выполнить «кафарэ». (Данное «кафаре» соответствует «кафарэ» месяца рамазан).

Положение 595

Если человек, словам которого нет доверия, скажет, что наступил «магриб» и постящийся поест, а затем поймет, что «магриб» не наступил, то для него обязательно восстановление поста и «кафарэ».

Положение 596

Если постящийся в месяц рамазан совершит половую близость со своей супругой, также соблюдающей пост, то, если он вынудил, должен выплатить «кафарэ» своего поста и поста жены. Если это произошло с её согласия, то каждый должен выплатить «кафарэ» своего поста. Но, если вынудил совершить в другое место, то совершил грех, но « кафарэ» необязательно. Но пост должен восполнить.

Случаи, когда обязательно только восполнение невыполненных постов

Положение 597

В некоторых случаях является обязательным только восполнение невыполненного поста, а «кафарэ» (искупление) необязательно:

1-если в ночь месяца рамазан заснет, будучи оскверненным, в результате половой близости, и проснется. Если заснет во второй или в третий раз и не проснется, то согласно обязательной предосторожности, должен восполнить пост. Но, если не проснется, заснув в первый раз, то восполнять пост не нужно, он считается верным;

2-если человек не совершил действий, аннулирующих пост, но не сделал намерение соблюдения поста, или намерился, что нарушит пост или лицемерием аннулировал его;

3-если человек, в месяце рамазан, забыв совершить «гусл, один или несколько дней совершит пост в таком состоянии (согласно обязательной предосторожности);

4-если в месяце рамазан, не уточнив, наступил рассвет или нет, совершит действия, аннулирующие пост, а затем выяснится, что наступил рассвет. А также, если после уточнения возникнет сомнение или предположение, что наступил рассвет, то восполнение поста обязательно. Но, если после уточнения будет уверен, что рассвет не наступил и что-либо поест, затем выяснится, что наступил рассвет, то восполнение поста необязательно;

5-если кто-либо скажет, что рассвет не настал и есть ещё время, и постящийся совершит дела, аннулирующие пост, но затем выяснится, что был рассвет, то в данном случае восполнение поста необязательно;

6-если кто-либо скажет, что наступил рассвет и постящийся, не поверив его словам или приняв их за шутку, совершит действия, аннулирующие пост, а затем выяснится, что был рассвет;

7-если кто-либо справедливый скажет, что наступил Зяката, и постящийся поест, а затем выяснится, что Зяката не наступил;

8-если в ясную погоду из-за наступления темноты появится уверенность, что наступил Зяката и постящийся поест, а затем выяснится, что Зяката не наступил;

9-если с целью охлаждения или без неё, наберет воду в рот и непроизвольно проглотит, то должен восполнить пост. Но, если забудет, что соблюдает пост и проглотит, то восполнять пост не нужно. А также, если во время выполнения «вузу» наберет воду в рот и непроизвольно проглотит, то восполнение поста необязательно;

10-если постящийся без намерения совершения онанизма, будет заигрывать со своей супругой и из него случайно выделится сперма, но он был уверен, сперма не выделится, то пост верен, и восполнять его не нужно.

Ахкам для несовершенных постов

Положение 598

Если по причине болезни, человек не будет соблюдать пост в месяце рамазан и болезнь продлится до следующего рамазана, то восполнение поста необязательно. Только должен за каждый день выдать один «мудд» (примерно 750 граммов) пшеницы или ячменя и т.п. бедняку. Но, если по другой причине (например, из-за длительной поездки) не соблюдал пост, и причина оставалась до следующего рамазана, то согласно обязательной предосторожности, должен восполнить не соблюденные посты и за каждый день выдать бедняку один «мудд» пищи. Это относится и к случаю, когда не соблюдение поста было по причине болезни, затем после излечения, по другой причине, например, по причине поездки.

Положение 599

Если по какой-либо причине не был соблюден пост в месяц рамазан, и до следующего рамазана посты не были восполнены, хотя причина была устранена, должен восполнить не соблюденные посты, и за каждый день поста выдать бедняку один «мудд» пищи. А также, если допустит халатность при восполнении поста, что приведет к недостаточности времени и в это время возникнет причина, из-за которой не сможет соблюсти пост, то после должен восполнить посты и выдать «кафарэ». Но, если не проявлял халатность, и оказался в описанной выше ситуации, то необходимо только восполнить посты.

Ахкам совершения поста путником

Положение 600

Путник (в соответствии с условиями, описанными в положениях намаза, совершаемого путником) не должен совершать пост. Также он не должен совершать намаз в случаях, когда выполняет их сокращенно. Но человек, который должен совершать намаз полностью (например, человек, работа которого заключается в пребывании в пути, или человек, имеющий намерение пребывания в данной местности в течение десяти дней) должны совершать пост.

Положение 601

Отправление в путь в месяце рамазан разрешается. Но отправление в путь с целью избежания совершения поста является нежелательным.

Положение 602

Если человек, совершающий пост, отправится в путь после «зухра» (полудня), то должен совершить свой пост до конца дня. Если же отправится в путь до «зухра», пост его недействителен. Но не достигнув «хадди-тараххуса» (т.е. места, где не видны стены города и не слышны звуки азана города), он не может прекратить свой пост. Если он нарушит пост до достижения «хадди-тараххуса», то для него станет обязательной его искупление.

Положение 603

Если путник до «зухра» прибудет на свою родину или в местность, где собирается пробыть 10 дней, если в этом случае он не совершил какого-либо действия, аннулирующего пост, то он должен совершить пост в тот день. Но, если совершит какое-либо действие, аннулирующее пост, то должен затем восполнить его. Оставшуюся часть дня должен воздержаться от аннулирования поста. Но, если прибудет на место после «зухра», не может соблюдать пост.

Лица, для которых совершение поста необязательно

Положение 604

Если мужчине и женщине преклонного возраста тяжело соблюдать пост, они могут не соблюдать его. Но за каждый день должны выдать бедняку один «мудд» (750 грамм) пшеницы, ячменя и т. п. Лучше, если вместо зерновых выдать хлеб. В данной ситуации, согласно обязательной предосторожности, чистый вес пшеницы должен быть равен одному «мудду».

Положение 605

Если человек болен, при этом он испытывает сильную жажду, и не имеет сил для соблюдения поста или ему тяжело соблюдать пост, то пост для него необязателен, но, как было сказано ранее, должен будет за каждый день дать бедняку 750г. пищи. Лучше, если не будет пить воду больше необходимого количества. Если впоследствии он будет способен совершить пост, то согласно обязательной предосторожности, должен будет восполнить несовершенные посты.

Положение 606

Если ребенку беременной женщины, у которой приблизились роды, совершение поста нанесет вред, то соблюдение его необязательно. Но «кафарэ», как было сказано ранее, должна выплатить. Соблюдение поста необязательно также, если нанесет вред ей самой. В этом случае необязательно и «кафарэ», но потом восполнит пост.

Положение 607

Если совершение поста женщиной, кормящей ребенка грудью, будь она матерью ребенка или будь его молочной матерью, будет служить причиной уменьшения молока и нанесет ребенку вред, то пост для нее необязателен. Но «кафарэ» за каждый день обязательно, затем должна восполнить пост. Но, если соблюдение поста нанесет вред ей, то в данном случае, восполнение поста и выдача «кафарэ» необязательны, но затем нужно будет восполнить невыполненные посты.

Доказательства наступления начала месяца

Положение 608

Начало месяца может быть доказано пятью способами:

1-если человек своими глазами увидит новолуние, недостаточно, если увидит через телескоп или что – либо другое;

2-свидетельство нескольких человек, от чьих слов появится уверенность (даже, если они не будут справедливыми), а также любым путем, из которого следует достоверность;

3-свидетельство двух справедливых мужчин. Но, если, сообщая о признаках месяца, они будут противоречить друг другу, или же приведут признаки, доказывающие их ошибку, то сказанное ими не будет доказательством наступления начала месяца;

4-если с начала месяца шабан прошло 30 дней, то, при помощи этого факта, доказывается, что начался месяц рамазан. Или же, если с начала месяца рамазан, прошло 30 дней, то начался месяц шаввал (однако, в данном случае, начало предыдущего месяца доказано было таким же способом);

5-решением шариатского хакима. В том случае, когда справедливому муджтахиду будет доказано, что месяц начался, и он потом об этом вынесет решение, то в этом случае следовать его решению, обязательно для всех, кроме тех лиц, которые уверенны в его ошибке.

Запретные посты

Положение 609

Соблюдение поста в следующие два дня в году является запретным: пост в дни праздников «Фитр» (первый день месяца шаввал) и «Курбан» (десятый день месяца зильхадже).

Положение 610

Если, по причине совершения женщиной желательного поста, будут нарушены права ее мужа, то без его согласия, ей не разрешается соблюдать его. Даже, если права ее мужа не будут нарушены, без его разрешения она не должна соблюдать пост. А также, если желательный пост детей будет служить поводом для беспокойства родителей, то соблюдение его не разрешается, но спрашивать разрешение родителей необязательно.

Положение 611

Человек, знающий, что соблюдение поста ему вредно, не должен соблюдать его. Если совершит, то пост его недействителен. А также, если нет уверенности, но имеет предположение, подлежащее вниманию, что соблюдение поста повредит, независимо от того, это предположение из собственной практики или из слов врача, то соблюдение поста им считается неверным.