Ахкам для развода

Положение 861

Необходимо, чтобы мужчина, дающий развод своей жене был здравомыслящим, чтобы, согласно обязательной предосторожности, был зрелым в половом отношении и разводился по своей воле. Если его принудят развестись со своей женой, то развод не действителен. Необходимо также, чтобы у него было намерение развода. Следовательно, если он в шутку произнесет договор о разводе, то договор будет недействителен.

Положение 862

Согласно обязательной предосторожности необходимо договор о разводе произнести правильно на арабском языке и обязательно это должны слышать двое справедливых мужчин. Если сам супруг будет произносить договор развода, то он должен, например, если имя его супруги Фатима, произнести:

Завджати Фатимату талиг

,(то есть я даю развод своей супруге Фатиме.)Но если он уполномочит кого-либо, то уполномоченный должен произнести:

Завджату муваккили Фатимату талиг

то есть я уполномочен дать развод Фатиме.

Положение 863

Необходимо, чтобы женщина, во время развода, была чиста от кровей, выделяющихся в период менструации и после родов и, чтобы муж во время ее состояния чистоты не вступал с ней в половую связь. Если он вступил с ней в половую связь во время предыдущей ее чистоты, от этих кровей, то, согласно предосторожности, развод недостаточен, необходимо, чтобы у ней вновь появилась кровь, а потом очистилась. Подробности этих 2-х условий будут приведены в последующих положениях.

Положение 864

Развод с женщиной, находящейся в состоянии менструации или послеродовых кровотечений действителен в 3-х случаях:

1-если муж после женитьбы не вступал с ней в половую связь;

2-если она беременна;

3-если женщина отсутствует, и мужчина, по какой-либо причине, не может узнать о том, что женщина чиста.

Положение 865

Если муж, думая, что жена его чиста от менструации, разведется с ней, а потом станет известно, что во время развода она была в состоянии менструации, то развод недействителен. И наоборот, если, думая, что женщина находится в состоянии менструации, ей дадут развод, а потом станет известно, что она во время развода была чиста от крови, то развод действителен.

Положение 866

Человек знал, что его жена была в состоянии менструации или послеродового кровотечения, и, например, отправился в путь и захотел развестись с ней, но не может узнать, в каком состоянии она находится, то он должен будет подождать до того времени, когда она обычно очищается от крови.

Положение 867

Если мужчина вступит в половую связь со своей женой, а потом захочет развестись с ней, то он должен будет подождать, пока она вновь обнаружит у себя кровь менструации, и затем очистится. Но, если жена беременна, разрешается развестись сразу, после вступления в половую связь. А также с женщиной яиса, то есть, если ей больше 50 лет.

Положение 868

Если муж вступит в половую близость со своей женой, чистой от менструации и послеродового кровотечения и отправится в путь, где захочет развестись, но не сможет уточнить о состоянии жены, то согласно обязательной предосторожности, он должен ждать не менее месяца.

Положение 869

Если мужчина захочет развестись со своей женой, которая по болезни или по другой причине, не имеет состояния менструации, то он должен будет после совершения с ней полового акта в течение 3-х месяцев воздерживаться от половой связи с ней, и только потом развестись.

Положение 870

Для женщины, состоящей во временном браке, развода нет. Ее развод считается действительным сам по себе, по окончанию срока временного брака или прощением мужчиной ей этого срока. В этом случае нет необходимости в том, чтобы женщина была чиста от менструации, а также нет необходимости в свидетелях.

«Идда» развода

(«Иддэ» — срок, в течение которого по шариату воспрещается вступление в брак разведенной женщине)

Положение 871

Женщины, получившие развод, должны соблюсти «иддэ», кроме случаев, когда муж совсем не вступал с ней в половую близость, или ей не исполнилось 9 лет, или она является «яиса», то есть, ей больше 50 лет. В этих трех случаях она сразу же после получения развода, может выйти замуж.

Положение 872

Срок «идды» женщин, имеющих менструацию, согласно предосторожности, до тех пор, пока не пройдет два менструальных цикла, во время третьего цикла срок «иддэ» завершается.

Положение 873

Женщины, не наблюдающие у себя менструальный цикл, хотя имеют возраст, когда у женщин наблюдается менструация, и муж после половой близости разводится с ней, то она в течение 3-х месяцев должна соблюсти «иддэ». Срок в три месяца объясняется тем, что, если в начале месяца совершит развод, то она должна ждать 3 лунных месяца. Если развод будет дан в середине месяца, то она должна будет соблюсти «иддэ», начиная с того дня, когда ей был дан развод. Например, если какой-либо женщине дадут развод пятого числа месяца раджаб, то срок её «иддэ» закончится пятого числа месяца шауаль.

Положение 874

Срок «иддэ» беременной женщины завершается в момент рождения ребенка или выкидыша. Даже, если пройдет всего лишь час после рождения ребенка, срок «иддэ» считается завершенным, и женщина может выйти замуж.

Положение 875

Срок «иддэ» временного брака после окончания срока бракосочетания в течение двух полных менструальных циклов, если женщина имеет ежемесячный цикл. Если у неё не наблюдается менструация, то срок «иддэ» равен 45 дней.

Положение 876

Начало срока «иддэ» развода с момента произнесения договора о разводе, независимо от того, знает об этом женщина или нет. Даже, если она узнает об этом после завершения срока «иддэ», нет необходимости соблюдать его заново.

«Иддэ» женщины, у которой умер муж

Положение 877

Женщина, у которой умер муж, должна соблюдать «иддэ», сроком 4 месяца и 10 дней, независимо от того брак был постоянный или временный, муж совершал с ней половой акт или нет, и даже, если она является «яиса». Если она беременна, то должна соблюсти «иддэ» до родов. Но, если ребенок родится раньше 4-х месяцев 10-ти дней, то она должна ждать до прошествия 4-х месяцев 10-ти дней со времени смерти ее мужа. Эта «иддэ» называется «иддэ-вафат».

Положение 878

Женщине, соблюдающей срок «иддэ-вафат», считается запретным носить нарядные одеяния, красить глаза сурьмой, а также совершать что-либо другое в целях украшения себя.

Положение 879

Если муж женщины будет отсутствовать и умрет, то началом срока «иддэ-вафат» является время, когда женщина получила известие о смерти своего мужа.

Положение 880

Если женщина скажет: “моя идда завершилась», то ее словам можно верить при наличии условии, что ее слова не являются клеветой. Согласно обязательной предосторожности, чтобы они были в согласии.

Развод окончательный и развод на определенный срок

Положение 881

Развод подразделяется на два вида: развод окончательный и развод на определенный срок.

Окончательный развод-это такой развод, после которого муж не имеет права вернуться к жене. Т.е. после которого без произнесения заново брачного договора он не имеет права принять ее снова в качестве жены. Этот развод делится на 5-ть видов:

1 — развод с лицом женского пола, которому не исполнилось 9 лет;

2 — развод с женщиной – «яиса», то есть с женщиной, которой больше 50 лет;

3 — развод с женщиной, с которой после брачного договора муж не совершил полового акта;

4 — 3-й развод с одной и той же женщиной;

5 – «развод хул» и «развод-мубарат». (Положения о них будут приведены позже).

Во всех остальных случаях развод называется “временным разводом”, где мужчина может вернуться к бывшей жене до истечения срока «иддэ»

Положение 882

Мужчине, давшему своей жене временный развод, запрещается выдворять ее из дому. (Кроме случаев, согласно положениям, приведенным в книгах «фикх»). Женщине запрещается выходить из дома без необходимости.

Ахкам возвращения

Положение 883

После временного развода мужчина 2-мя способами может вернуть свою жену:

1- он должен сказать что-либо, смысл чего заключается в том, что он повторно берет её в жены;

2- он должен совершить какое-либо действие, имеющее тот же смысл.

Положение 884

Нет необходимости в том, чтобы при возвращении, мужчина брал кого-либо в свидетели или уведомлял женщину. Даже, если человек скажет: «я вернулся к бывшей жене», то этого будет достаточно.

Положение 885

Если мужчина, дважды давая развод жене, вновь заключит с ней брак или вернется к ней, (согласно предосторожности, каждый раз он вступит в половую близость с ней, дождется менструацию и очищение, а затем даст развод) то, после 3-его развода женщина будет ему запретной. Только при одном условии, после третьего развода она становится ему дозволенной, если после соблюдения «иддэ» она выйдет замуж за другого, затем разведется и после «иддэ» , она вновь может заключить брак с первым мужем.

«Развод-хол»

Положение 886

Женщина, которая не желает мужа и боится, что дальнейшая совместная жизнь приведет к греху, может подарить ему «мехри» или другое свое имущество для того, чтобы он развелся с ней, и такой развод называется «развод-хол». («хол»-развод, предоставляемый мужем жене за соответствующее вознаграждение или отказ жены от калыма).

Положение 887

Согласно обязательной предосторожности, «развод-хол» осуществляется следующим образом: если муж захочет произнести договор о разводе сам, и жену зовут Фатима, то после того, как женщина даст ему то, что он хочет, он произносит:.

Завджати Фатимату халатухаи ала ма базалат хийа талигун

«я развелся с моей женой Фатимой за вещи, данные ею, и она свободна».

Если поручит это уполномоченному лицу, согласно обязательной предосторожности, необходимо, чтобы кто-либо был уполномочен со стороны жены, а другой со стороны мужа, например, мужа зовут Мухаммад, а жену — Фатима, то уполномоченное лицо с её стороны должно произнести:

«Ен муваккилати фатимата базалту махраха ли муваккилика Мухаммадин ли йахлааха алейхи»

Затем лицо с его стороны сразу же должно произнести:

«Завджату муваккили халаатуха ала ма базалат хийа талигун» Если женщина уполномочит какого-либо выдать мужу не «мехри», а что-либо другое, то он должен будет произнести наименование того, что дала женщина.

Развод-мубарат (развод по причине взаимной антипатии)

Положение 888

Если муж и жена не захотят жить друг с другом и жена подарит мужу свою «мехри» или что-либо другое для того, чтобы он развелся с ней, то такой развод называется «развод-мубарат».

Положение 889

Согласно обязательной предосторожности, «развод- мубарат» осуществляется следующим образом: если муж захочет произнести договор «развода-мубарат» сам, и жену его, например, зовут Фатима, то он должен будет произнести:

«Барату завджати Фатимата ала ма базалат фахийа талигун»

(т.е. «Я развелся со своей женой Фатимой за «мехри» и она свободна.»). (Если же вместо «мехри она даст что-либо другое, то нужно назвать эту вещь.) Если же муж уполномочит кого-либо для произнесения договора «развода-мубарат», то уполномоченный человек должен будет произнести:

«Барату завджата муваккили Фатимата ала ма базалат фахийа талигун»

Однако жена до этого должна выдать «мехри» мужу.

Положение 890

Согласно обязательной предосторожности, договоры «развода-хул» и «развода-мубарат» должны произнестись по-арабски и верно. Но, если женщина, при дарении своего имущества, на любом языке скажет: «дарю тебе такую-то вещь, чтобы ты развелся со мной», то такое разрешается.

Положение 891

Женщина, во время «иддэ» «развода-хол» или «развода-мубарат» может вернуть, подаренную мужу вещь, то муж может вернуться и без произнесения брачного договора вновь сделать ее своей женой.

Положение 892

Необходимо, чтобы выдаваемое для «развода-мубарат» имущества было не больше «мехри». Более того, согласно обязательной предосторожности, этого имущества должно быть меньше «мехри». В «разводе-хол» же можно, чтобы выдаваемое для развода имущества было любого количества.

Различные положения о разводе

Положение 893

Если женщина при заключении брачного договора, выдвинет условие, что если муж отправиться в путь, или пристраститься к наркотикам или не обеспечит ее расходы, то право развода будет за ней, то такое условие недействительно. Но, если выдвинет условие, что сама будет уполномоченным от себя лицом для совершения акта развода, при совершении указанных выше действий, то оно верно. В данном случае она имеет право развести себя.

Положение 894

Если женщина, муж, которой пропал без вести, и она не знает, жив он или нет, хочет развестись и выйти замуж, должна обратиться к справедливому муджтахиду и действовать согласно соответствующим положениям.