Ахкам для назира, обета

Положение 933.

«Назир» — это, когда человек возьмет на себя обязательство совершить определенное благое деяние ради Аллаха или ради Аллаха перестать совершать какое-либо деяние, которое лучше не совершать.

Положение 934.

«Назир» бывает 2-х видов:

1 — с постановкой условия — это, например, если человек скажет: «Беру на себя обязательство, что в случае излечения от болезни, совершить ради Аллаха такое-то деяние». Такой «назир» называется «назир благодарения». Если человек скажет: «Беру на себя обязательство, что, в случае совершения такого-то грязного деяния, совершить такое-то благое деяние. Такой «назир» называется «назир заджр»;

2-безусловный (абсолютный) «назир». Такое обязательство («назир») не содержит в себе каких-либо условий или оговорок. Т.е., например, если человек скажет: «беру на себя перед Аллахом обязательство совершить ночной намаз». Все эти обязательства действительны (верны).

Положение 935.

Произнесение обязательства при совершении «назир» обязательно. Нет необходимости произносить обязательство на арабском языке. Значит, если человек скажет: «обязуюсь, что, в случае излечения от болезни, выдать бедняку ради Аллаха 10 рублей», то «назир» его будет действителен. Фразу «ради Аллаха» необходимо произнести, недостаточно иметь это намерение в душе.

Положение 936

Действия, которые собирается выполнить человек, согласно «назир», должны быть выполнимы шариатом. Значит, «назир» запретных или нежелательных дел или отстранение от обязательных и желательных деяний, считается неверным.

Положение 937

Необязательно, чтобы детали и особенности деяния, которое человек обязуется выполнить при совершении «назир», были одобряемыми (т.е. мустахабом). Достаточно, если суть этого дела одобряется шариатом. Например, если человек при совершении «назир» возьмет на себя обязательство в первую ночь каждого месяца совершать ночной намаз, то «назир» этот действителен, и он должен будет соблюдать его. А также, если человек, при совершении «назир», возьмет на себя обязательство выдать еду беднякам определенной местности, то он должен будет действовать соответственно своему обязательству.

Положение 938

Если человек, совершая назир, возьмет на себя обязательство, что навсегда прекратить совершать определенное деяние, но не определит время и, если в этом случае он намеренно совершит это деяние, то в первый же раз совершения этого деяния он должен выдать «каффару»(искупление). Если каждый раз его «назир» относился к этому деянию, то за каждый раз совершения этого действия он должен будет выдать «каффару». Но, если у него не будет такого намерения или он усомнится насчет того, что каково было его намерение, то ему будет обязательно выполнение не более одной «каффары».

Положение 939

Если человек, совершая «назир», возьмет на себя обязательство израсходовать что-либо на имущество, являющееся объектом паломничества могилы кого-либо из имамов (да будет мир с ними!) или потомков имамов, то эту вещь и надо будет израсходовать по оговоренному в обязательстве назначению. Если, совершая «назир», он возьмет на себя обязательство сделать ковер, занавесь или что-либо, являющееся объектом паломничества могилы кого-либо из имамов (да будет мир с ними!) или потомков имамов, то он может отдать эту вещь прислуживающим при той могиле людям. Если возможно, он может израсходовать эту вещь на гробницу или на другое благое, полезное дело с намерением получения вознаграждения, в счет взятого при совершении «назир» обязательства.

Положение 940

Шерсть и прибавившийся вес овцы, которую человек обязался выдать в качестве милостыни или перевести в имущество гробницы одного из имамов (да будет мир с ним), являются неотъемлемой частью «назир». Если, до расходования в качестве «назир», у этой овцы появится молоко или она родит, то, согласно обязательной предосторожности, молоко или ягненка также надо будет израсходовать в качестве «назир».

Положение 941

Если отец или мать возьмут на себя обязательство выдать свою дочь замуж за сейида, но это не должно быть принудительным. После достижения девочкой совершеннолетия, право выбора остается за ней.

Положение 942

Выполнение данного обета, также как и обязательства («назир») является обязательным, при условии, что будет прочтен договор. Например, скажут: «Во имя Бога, дал обет совершить какое-либо благое дело», но не произнесут договор или данное дело не выполнимо, с точки зрения шариата, то его обет не имеет силу.

Положение 943

Человек, не выполняющий свой обет, согласно перечисленным ранее условиям, должен выдать «кафарэ». «Кафаре» обет такое же, как «кафаре» «назир», то есть накормить шестьдесят бедняков, два месяца соблюсти пост или освободить одного невольника.