Ахкам для клятвы

Положение 944

Если человек поклянется, соблюдая следующие условия, то должен следовать своей клятве. Если же не будет следовать, то имеет «кафарэ»:

1) тот, кто клянется, должен быть совершеннолетним и разумным. Если клянется своим имуществом, то должен иметь право распоряжения своим имуществом, чтобы шариатским хакимом не было это запрещено, клясться нужно по собственной воле и с намерением. Значит, клятва ребенка, сумасшедшего или того, кто вынужден это сделать, а также того, кто поклялся в гневе, не верно;

2) дела, которые человек клянется сделать, не должны быть запретными или нежелательными, действия, которые он клянется не делать, не должны относиться к обязательным и желательным. Если клянется сделать дозволенное действие, то его выполнение, сточки зрения людей должно быть лучше, чем его не выполнение;

3) клясться нужно одним из имен Бога, независимо говорится ли оно только по отношению к Богу, например, «Бог», «Аллах», или говорится не только относительно Бога, но при произнесении сразу становится ясно, что имеется в виду Бог. Однако, если поклянется именем, из которого не становится очевидным, что имел в виду Всевышнего, но человек имел намерение поклясться именем Бога, то он должен (согласно обязательной предосторожности) выполнять действия, согласно своей клятве;

4) клятва должна произнестись вслух. Значит, если это будет сделано про себя, то недостаточно. Немой человек может поклясться жестом, и это считается верным;

5) человек должен иметь возможность выполнения своей клятвы. Но, если окажется не в состоянии или появятся трудности, то клятва нарушится.

Положение 945

Если намеренно будет противоречить своей клятве, то должен выдать «кафарэ», то есть накормить десять бедняков или обеспечить их одеждой, или освободит одного невольника. Если не имеет таких возможностей, то должен три дня соблюсти пост.