Апостол

В обычном употреблении греч. существительное ap’ostolos, ап’остолос переводится как «посланник», «полномочный представитель», «тот, кого послали с поручением». В Новом Завете это слово обретает особый смысловой оттенок — оно означает полномочного представителя Иисуса Христа. Таким образом, в Новом Завете этот термин имеет два значения:

1. Посланник, полномочный представитель: тот, кто послан, чтобы действовать от имени пославшего его; тот, кто осуществляет полномочия другого лица; доверенное лицо.

2. Полномочный представитель Иисуса Христа, посланный на служение от Его Имени. Это особое значение введено Самим Иисусом Христом по отношению к тем, кого Он избрал для распространения учения о Его Царстве и устроения Его Церкви на Земле.

В Новом Завете слово «апостол» гораздо чаще встречается в значении 2, чем в значении 1.

1. Посланник, полномочный представитель: тот, кто послан, чтобы действовать от имени пославшего его: тот, кто осуществляет полномочия другого лица; доверенное лицо, т. е. в самом общем смысле чей-либо представитель (не обязательно Иисуса Христа).

В Новом Завете греческое слово апостолос в значении 1 встречается четыре раза, причем в переводе, как правило, слово «апостол» в данных случаях не используется, только иногда дается в сноске.

Ин 13:16 «…и посланник не больше пославшего его» 2 Кор 8:23 «…а что до братьев наших, это-посланники церквей..». GNB … а что до других братьев, путешествующих с ним, это-представители церквей (сноска RSV: апостолы; NEB: выборные представители от наших общин; NIV: представители церквей)» Флп 2:25 «…Епафродита, … вашего посланника».

В двух последних случаях из контекста видно, что имеются в виду представители церквей, а не Иисуса Христа (тогда как в первом случае из более широкого контекста явствует, что речь в конечном счете идет об апостолах). Четвертый раз это слово встречается в Послании к Евреям (3:1). И хотя в большинстве английских переводов в данном случае используется слово apostle, совершенно очевидно, что оно употреблено в значении 1, а не в значении 2. Вероятно, автор использовал здесь слово апостолос вместо более распространенного ангелос отчасти потому, что последнее употребляется в 1 и 2 главах данного послания в своем особом значении «ангел», и еще потому, что слово апостолос больше ассоциируется с понятием человека, наделенного полномочиями, чем слово ангелос.

Евр 3:1 «… уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа». т. е. Иисуса, представляющего в одном лице и Посланника к людям и Бога [Отца], явившего им истину, в которую они уверовали, и их Первосвященника. Другой пример использования этого слова в значении 1 находим в Евангелии от Луки (11:49), повторяющем пророчество о таких посланцах как Иоанн Креститель, а возможно, и о Самом Иисусе (сравните Евр 3:1) и двенадцати апостолах.

Лк 11:49 «Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят».

Варианты перевода слова «апостол» в значении 1: представитель, посланник тот, кто представляет тот, кто послан (постарайтесь использовать глагольную форму) См. также «Варианты перевода слова «апостол» в значении 2» ниже.

2. Полномочный представитель Иисуса Христа, посланный на служение от Его Имени, Апостол В этом значении греческое слово апостолос всегда переводится как «апостол». Остановимся на нем подробнее. Рассмотрим в отдельности употребление его в Евангелиях (до Пятидесятницы), а затем в Деяниях и остальных новозаветных текстах (после Пятидесятницы).

В Евангелиях термин «апостол» первым вводит Сам Иисус, называя так двенадцать избранных Своих учеников, которые повсюду должны были следовать за Ним и которым впоследствии суждено было стать основателями и руководителями Церкви. За исключением нескольких мест Евангелия от Луки, евангелисты используют этот термин только тогда, когда описывают сам момент избрания их Иисусом или отправления их на проповедь или на служение. В других случаях евангелисты называют их, как правило, не «апостолами», а «учениками»; поскольку они в это время еще только проходят период научения при Христе. И только после Пятидесятницы и сошествия Святого Духа они могут взять на себя роль основателей и руководителей Церкви. Для более детального анализа различий значения слов «апостол» и «ученик» см. статью УЧЕНИК. Ниже приводится полный перечень тех мест в Евангелиях, где встречается слово «апостол» в значении 2:

Мф 10:2 «Двенадцать же Апостолов имена следующие: первый Симон, называемый Петром, и Андрей..».

Мк 3:4 «и поставил из них двенадцать, назвав их Апостолами». Слова «назвав их Апостолами» присутствуют не во всех редакциях текста. Возможно, в оригинальном тексте, написанном евангелистом Марком, их и не было. Они могли быть вставлены позднейшими переписчиками по ассоциации с параллельным отрывком из Евангелия от Луки 6:13.

Мк 6:30 «И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили».

Здесь речь идет о возвращении двенадцати учеников Христовых, посланных Им попарно на проповедь, как это описано в Евангелии от Марка 6:7: «… начал посылать их [греч. глагол апост’елло] их по два».

Таким образом, в данном случае слово ап’остолос может быть истолковано как в значении 1, так и в значении 2.

Лк 6:13 «[Иисус] призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами».

Лк 9:10 «Апостолы возвратившись рассказали Ему, что они сделали (параллельное место: Мк 6:30)».

Лк 17:5 «И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру».

Лк 22:14 «И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним [Тайная вечеря]».

Лк 24:10 «То были Мария Магдалина … и другие с ними, которые сказали об этом Апостолам». В Деяниях и остальных новозаветных текстах слово «апостол» чаще всего используется для обозначения тех, на кого Иисус Христос возложил миссию стать основателями Церкви, и кто принял на себя бремя и честь этого служения. Только в Деяниях это слово встречается тридцать раз. Отметьте для себя следующее: это понятие обозначает одиннадцать ближайших учеников Иисуса (Мк 6:30; Лк 6:13) и Матфия, избранного вместо Иуды (Деян 1:15-26). Кроме того в Деян 14:3-4 и 14 оно использовано по отношению к Варнаве и Павлу, особо избранным Святым Духом и вступивших на путь служения Церкви (Деян 13:2-3). Павел часто сам называет себя Апостолом Иисуса Христа (Рим 1:1; 11:13; 1 Кор 1:1; 9:1; 15:9; Еф 1:1), подчеркивая полномочия, дарованные ему Иисусом Христом. Однако в Новом Завете есть еще по крайней мере три места, где словом «апостол» названы и другие люди.

Следовательно, этот термин распространяется на некоторых особо избранных Иисусом Христом людей, призванных стать основателями Церкви:

Рим 16:7 «Приведите Андроника и Юнию, … прославившихся между Апостолами..». Большинство переводчиков и комментаторов с древнейших времен считает, что здесь подразумевается, что Андроник и Юния тоже Апостолы:

JB «… прославленных Апостолов Андроника и Юнию..». Но есть и другое мнение, интерпретирующее данный греческий текст таким образом, что Андроник и Юния оказываются не Апостолами, а людьми, заслужившими уважение Апостолов.

Гал 1:19 «Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня». В данном случае греческий оригинал также не позволяет с точностью определить, относится ли этот термин к Иакову или нет. Обратите внимание на альтернативные варианты перевода, подразумевающие, что Иаков не был Апостолом:

NIV «Никого из Апостолов я больше не видел — только Иакова, брата Господня». JB «Я не видел никого из других Апостолов; я видел только Иакова, брата Господня».

1 Фес 2:6 «Мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы». Здесь «мы» относится к Павлу и Силуану (Силе), упомянутым в 1 Фес 1:1. Тому, что Сила был причислен к Апостолам имеется свидетельство в Деян 15:40. А Тимофей, насколько можно судить по другим посланиям Павла, Апостолом не был.

б. Основные функции Апостолов сводились к следующему: — свидетельствовать о том, что Иисус Христос действительно воскрес из мертвых (Деян 1:21-22; 3:15; 13:31) — проповедовать Евангелие и основывать церкви (Деян 5:42; 6:4; 14:21-23; Гал 2:7-9) — поддерживать духовный авторитет в церкви:

гарантировать правильность вероучения и решать практические вопросы церковной жизни (Деян 4:37; 6:1-6; 9:27; 15:2, 4, 6, 22-23; Еф 2:20) Тот факт, что Господь дал Апостолам власть, подтверждается тем, что Он наделил их способностью творить чудеса Именем Иисуса Христа (Деян 2:43; 5:12; 19:11-12; 2 Кор 12:12).

Наиболее часто встречающиеся словосочетания:

Апостолы и пророки (Еф 2:20; 3:5; Откр 18:20) И те и другие служат орудиями Божиими, указывая людям от Его Имени путь спасения. Апостолы проповедуют Евангелие и основывают церкви, пророки своими провозвестиями назидают и укрепляют верующих.

Апостолы и пресвитеры (старейшины) (Деян 15:4, 6, 22-23; 16:4) Поскольку главнейшая функция Апостолов — осуществлять в Церкви верховную власть, они часто соотносятся с другими первенствующими в Церкви лицами. Разница между Апостолами и пресвитерами состоит в том, что последние возглавляли только поместные церкви, в то время как Апостолы руководили Церковью в целом. Следует также отметить как первоочередную функцию апостолов — их миссионерское служение.

Апостолы и братья (Деян 11:1) т. е. Апостолы и (все рядовые) члены церкви. Еф 4:11 «И Он [Иисус] поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями»; 2 Тим 1:11 «… я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников». Оба приведенные выше примера иллюстрируют разделение обязанностей внутри Церкви. Апостолы выполняли в ней свою, отличную от других, задачу, и в то же время делили со всеми остальными бремя общего служения Церкви.

Лжеапостолы (2 Кор 11:13, ср. Откр 2:2) Лжеапостолами назывались те, кто самовольно объявлял себя избранником Иисуса Христа, призванным Им на апостольское служение. Они утверждали, что говорят от Его Имени, а на деле проповедовали лжеучения и сбивали людей с пути истинного. Апостолы обязаны были хранить чистоту евангельских истин, в то время как лжеапостолы распространяли ложь.

Слово «лжеапостолы» можно перевести как «лжецы», самовольно присвоившие себе звание Апостолов» или «те, кто выдавали себя за Апостолов».

Варианты перевода слова «апостол» в значении 2:

Существует ли в местной культурной традиции какая-либо группа людей, исполняющих функции представителей или посланцев некоей высшей власти и наделенных полномочиями действовать от лица того, кого они представляют? Если да, то ее название — подходящий эквивалент для перевода слова «апостол», с необходимым добавлением «Иисуса Христа».

Другие варианты:

представители/посланцы Иисуса Христа миссионеры Иисуса Христа Постарайтесь выбрать такое слово, которое передавало бы сочетание истины и власти. Однако, не забывайте, что смысл, заложенный в выбранном словосочетании, при переводе этого понятия на целевой язык в конечном счете зависит от самого новозаветного контекста и его толкования.

Обратите внимание:

В некоторых местах в Евангелиях (например: Мф 10:1, 3; Лк 9:1, 2-10; 22:3, 14) по отношению к двенадцати сначала употребляется слово «ученики» и только потом — «Апостолы». При переводе этих мест убедитесь, что из вашего текста понятно, что речь идет об одной и той же группе людей.

Родственное слово Существительное «апостольство» (греч. существительное апостол’е) обозначает апостольское служение, его миссионерский аспект. Это слово встречается в следующих местах:

Деян 1:24-25 «… покажи из этих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий этого служения и Апостольства, от которого отпал Иуда..». GNB «… покажи нам, кого из этих двоих Ты избрал на служение апостольское вместо Иуды..».

Рим 1:5 «Через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы». GNB «Через Него Бог даровал мне избрание апостольское..».

1 Кор 9:2 «… ибо печать моего апостольства — вы в Господе». т. е. тот факт, что вы последовали за Христом, свидетельствует о том, что я действительно избран Им на апостольское служение.

ПРИЛОЖЕНИЕ Сравнение слов «ангел», «апостол» (в значении 2) и «пророк». Все эти три термина объединяет то, что каждый из них подразумевает кого-то, кто действует от имени некоей высшей силы (Бога или Иисуса Христа), будучи наделен властью исполнять ее повеления. Рассмотрим различия их значений:

«ангел» — «апостол» — «пророк» (в значении 2)

(а) бесплотный дух — человек — человек (б) состоит на службе у Бога — выполняет миссию, возложенную на него Иисусом Христом — говорящий от имени Божия (в) его задача — доставить весть тому, кому она адресована, выполнять другие повеления Божии — его задача — действуя от имени Иисуса Христа, властью Им данной, основывать церкви и ограждать их от лжеучений — его задача — передавать людям то, что Бог внушает ему свыше, что им надлежит делать, что сулит им грядущее и т. п.

Рекомендации для дополнительного чтения:

Grudem W. The Gift of Prophecy in the New Testament and Today. Eastbourne: Kingsway, 1988. [В этой работе утверждается, что Апостолы соответствуют ветхозаветным пророкам, но новозаветное пророчество отличается от ветхозаветного.