Пророк

Пророк (евр. Hebrew alephyudbetnun, нав’и, греч. prof’hths, проф’этэс) в Библии — это человек, возвещающий что-то, открытое ему Богом, Божий глашатай. В Новом Завете это слово почти всегда подразумевает ветхозаветных пророков. В разделе 1 этой статьи речь пойдет о пророках Божиих, как ветхозаветных, так и христианских. В нем мы рассмотрим следующие смысловые нюансы этого термина:

а. Пророки в Ветхом Завете (в период вплоть до смерти и воскресения Иисуса Христа, пока не была учреждена Христианская Церковь)

б. Книги, в которых записаны изречения пророков или их учения

в. Пророк

г. Пророки Христианской Церкви В Новом Завете это слово только один раз использовано по отношению не к пророку Божию, а к языческому прорицателю — в Тит 1:12. Этот случай рассматривается в разделе 2.

1. Пророк (Божий), человек возвещающий что-то, открытое ему Богом

а.Пророк в Ветхом Завете (в период вплоть до смерти и воскресения Иисуса Христа, пока не была учреждена Христианская Церковь) Еще на заре ветхозаветной эры к народу от лица Божия обращались пророки. То, о чем они сообщали людям, Бог открывал им при особых обстоятельствах. Наитием Святого Духа Бог вкладывал в их уста должные слова. Он избирал пророков, чтобы они вели к Нему народ Израилев и готовили путь грядущему Мессии. Иногда ветхозаветные пророки предрекали будущие события. Однако это было для них не главное. Их основной задачей было привести людей к покаянию и возвратить их к служению Единому Богу. Но поскольку речи пророков часто не совпадали с тем, что люди хотели бы от них услышать, их зачастую подвергали гонениям, а иногда и убивали.

Моисей во Втор 13:1-5 предупреждает, что даже если тот или иной человек, будь то мужчина или женщина, сотворит чудо или предскажет что-то, что впоследствии сбудется, это еще не доказательство того, что данный человек — пророк Божий. Доказательством того, что данный человек — пророк Божий, может служить только тот факт, что его учение помогает людям лучше исполнять волю Божию. Если же этот человек утверждал, что люди могут поклоняться любым богам и служить идолам, он не мог быть пророком Божиим. Народ Израилев должен был казнить такого человека. В Ветхом Завете пророки назывались «служителями Божиими» или «людьми Божиими». Как правило, они вели аскетический образ жизни и носили на голове черные покрывала или мешки как символ покаяния.

Пророк Илия ходил «весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим» (4 Цар 1:8). Жил он в пустынной местности, вдали от городской роскоши. Такой образ жизни вел и Иоанн Креститель. В Новом Завете «пророками» называют, как правило, именно ветхозаветных пророков, вспоминая их слова и дела или события их жизни.

Мф 1:22 «А все это произошло, да сбудется сказанное Господом через пророка..».

Лк 2:36 «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова..».

Деян 28:25-26 «… хорошо Дух Святой сказал отцам нашим через пророка Исаию: пойди к народу этому и скажи..». См. также: Лк 13:34; Деян 10:43; Евр 1:1 и многих других. Иоанн Креститель также считался пророком:

Мк 11:32 «… Иоанн точно был пророк». См. также: Мф 14:5; 21:26; Мк 6:15; Лк 1:76; 20:6. Иисус называл Иоанна Крестителя последним пророком Ветхого Завета:

Лк 16:16 «Закон и пророки до Иоанна: с этого времени Царство Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него». См. также: Мф 11:9-13; Лк 7:26-28. Иисус и Себя называл пророком.

Лк 4:24 «… никакой пророк не принимается в своем отечестве». Эта фраза подразумевает:

«Поэтому от вас, людей, так долго живших со Мной в одном городе, я не жду, что вы поймете, кто Я на самом деле». См. также: Мф 13:57; 6:4; 4:44.

Лк 13:33 «А впрочем Мне должно ходить сегодня,… потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима». Имеется в виду: «Иерусалим — это город, где убили много пророков Божиих, поэтому и Я должен погибнуть именно там». Многие люди признавали Иисуса пророком:

Мф 21:11 «Народ же говорил: Сей — Иисус, пророк из Назарета Галилейского».

Ин 9:17 «Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк». См. также: Мф 21:46; Мк 6:15; 8:28; Лк 7:16; 9:8, 19; 24:19; Ин 4:9.

Варианты перевода слова «пророк» в значении 1а: глашатай Бога тот, кто передает людям откровения Божии тот, кто говорит от лица Божия тот, кто получает откровения от Бога Обратите внимание: слово «пророк» по смыслу явно отличается от слова «проповедник». «Пророк» напрямую связан с Богом, это Он вкладывает в его уста те слова, которые тот произносит. В некоторых культурных традициях достаточно добавить к словам «глашатай» или «святой» пояснение «Божий». Однако необходимо убедиться, что это выражение не ассоциируется ни с чем, что не подобает пророку Божию. Определяя вариант перевода, необходимо помнить, что эквивалент следует искать в том же спектре значений, стараясь все их так или иначе отразить. См. раздел «Другие слова для сравнения» в конце этой статьи и сравнительную таблицу значений слов «ангел», «апостол» и «пророк» в конце статьи АПОСТОЛ.

Старайтесь избегать слов, подразумевающих предсказание будущего, поскольку это вовсе не было основной функцией пророка.

б. Книги, в которых записаны изречения пророков или их учения Многие пророки пророчествовали на протяжении долгих лет. Некоторые из этих пророчеств были записаны и сохранены в ветхозаветных пророческих книгах от Исайи до Малахии. В Новом Завете эти книги упоминаются либо под общим названием «пророки», либо по имени каждого конкретного пророка, например, Исайи.

Ин 6:45 «У пророков написано: и будут все научены Богом». См. также: Мк 1:2; Деян 8:28, 30; 13:40; 26:27. Понятия «закон», «закон Моисеев» или «Моисей» часто употребляются в сочетании со словом «пророки». Такое словосочетание объединяет весь Ветхий Завет. Это Священное Писание в том виде, в котором оно существовало во времена земной жизни Иисуса Христа. См. статьи ЗАКОН и ПИСАНИЕ.

Мф 22:40 «На этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». т. е. весь канон Ветхого Завета был дан людям, чтобы они исполнили эти две заповеди. См. также: Мф 5:17; 7:12; 11:13; Лк 16:16, 29, 31; 24:27, 44; Деян 13:15; 24:14; 28:23; Рим 3:21.

Варианты перевода слова «пророки» в значении 1б: книги, написанные пророками Возможный вариант перевода выражения «закон и пророки» — «учение Божие, записанное в книгах Моисеева и пророков».

в. Пророк В новозаветные времена некоторые люди продолжали ждать появления великого Пророка. Это ожидание основывалось на ветхозаветных обетованиях, например во Втор 18, цитируемых в Деяниях святых Апостолов:

Деян 3:22 «Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня; слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам». См. также: Деян 7:37. Некоторые думали, что этот Пророк — Иоанн Креститель:

Ин 1:21 «И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет». Потом этого обетованного Пророка стали видеть в Иисусе:

Ин 6:14 «Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир».

Ин 7:40 «Многие из народа, услышавши эти слова, говорили: Он точно пророк».

Варианты перевода слова «пророк» в значении 1в: тот пророк, которого мы ждали тот пророк, которому надлежит прийти, по слову Божию Из перевода должно быть ясно, что речь идет об особом пророке.

Для достижения ясности, кстати, в данном случае слово «Пророк» можно писать с большой буквы.

г. Пророки христианской Церкви В Новом Завете пророчество — это один из духовных даров, получаемых верующими. См. 1 Кор 12:10; 14:3-5, 29-37. Этот дар заключается в способности провозглашать во всеуслышание то, что открывает человеку Сам Бог наитием Святого Духа. Это спонтанное откровение. Обратите внимание: пророчество отличается от проповеди Евангелия или учения. Пророческого служения удостаивались лишь немногие (1 Кор 12:28-29; Евр 4:11). См. также Деян 11:27; 13:1; 15:32; 21:10. В Еф 2:20 и 3:5indexЕф 3:5 апостолы сравниваются с пророками, как люди, получившие от Бога полномочия основать Церковь. Из контекста ясно, что здесь имеются в виду пророки новозаветные, а не ветхозаветные. Однако нигде больше в Новом Завете не говорится о том, что у истоков Церкви стояли новозаветные пророки. Так что в этих отрывках из Послания апостола Павла к Ефесянам выражение «апостолы и пророки» может означать «апостолы, обладавшие даром пророчества». Обратите внимание на порядок слов: «апостолы и пророки». Если бы речь шла о ветхозаветных пророках, порядок слов был бы иным. Апостол Павел требовал, чтобы каждое пророчество проверялось, чтобы люди могли убедиться, что оно истинно. Слушающие слова пророчества должны сопоставлять их с известным им уже откровением Божиим (1 Кор 14:29).

Варианты перевода слова «пророк» в значении 1г: По возможности используйте для перевода тот же термин, что и для перевода понятия «ветхозаветные пророки». (См. выше). Убедитесь, что разница между выбранными вами эквивалентами для слов «пророк» и «проповедник» очевидна.

Примечание относительно понятия «лжепророк»: Лжепророк — это тот, кто объявляет себя пророком Божиим, хотя на самом деле таковым не является. То, что он говорит — ложь и ведет к заблуждению.

Мф 7:15-16 «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри — волки хищные: по плодам их узнаете их».

1 Ин 4:1 «… много лжепророков появилось в мире». См. также: Мф 24:11, 24; Мк 13:22; Лк 6:26; Деян 13:6; 2 Петр 2:1; Откр 16:13; 19:20; 20:21.

Варианты перевода термина «лжепророк»: человек «лжец, который ложно заявляет, что он — пророк» он -глашатай Божий» то, что он говорит — откровение Божие Обратите внимание также на Откр 2:20: «… ты попускаешь … Иезавели, называющей себя пророчицею». По-видимому, здесь подразумевается какая-то известная в церковной жизни женщина того времени, проповедовавшая ложное учение, утверждая, что она говорит то, что непосредственно открывает ей Бог.

Родственные слова: «пророчество», т. е. откровение Божие, сообщаемое Им устами пророка.

2 Петр 1:20-21 «Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии люди, будучи движимы Духом Святым». NIV «Прежде всего вы должны понять, что ни одно пророчество, содержащееся в Писании, не является интерпретацией слова Божия тем или иным пророком. Ибо пророчество не зависит от воли человека, ведь он говорит от Бога наитием Святого Духа». LB «Ибо ни одно пророчество, записанное в Писании не исходило от самого пророка. Святой Дух устами этих Божиих избранников возвещал истинное слово Божие». Существует два разных толкования этих стихов. Идет ли речь о людях, интерпретирующих изречения пророков, или о самих пророках, «интерпретирующих» слово Божие? Или они говорят «от Бога», т. е. по особому вдохновению? В контексте стиха 16 и далее последнее толкование кажется наиболее верным. См. также: Мф 13:14; Рим 12:6; 1 Кор 12:10; 13:8,9; 14:6, 22; 1 Фес 5:20; Откр 1:3; 19:10; 22:7, 10, 18, 19.

«пророчествовать», т. е. провозглашать слово Божие, Им Самим открываемое человеку по особому вдохновению свыше. См. Мф 15:7; Лк 1:67; Деян 2:17; 1 Кор 11:4 и многие другие. В следующих трех стихах термин «пророчествовать/прорекать» используется в другом смысле:

Мф 11:13 «Ибо все пророки и закон прорекли от Иоанна». LB «Ибо все законы и пророчества ожидали [Мессию]. Тогда явился Иоанн.». GNB «Ко времени, когда явился Иоанн, все пророки и Закон Моисеев возвещали о Царстве». Здесь «прорекать» означает провозвещать Царство Божие, о котором тогда можно было говорить лишь в перспективе его установления в будущем. Сравните с 1 Петр 1:10.

Мф 26:68 «И говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?» Завязав Иисусу глаза, римские солдаты издевались над Ним, заставляя угадывать (пророчествовать), кто ударил Его. См. также: Мк 14:65; Лк 22:64.

Ин 11:51 «Это же он сказал не от себя, но будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ». т. е. … это Сам Бог внушил ему эти слова… «пророческий (дар)», т. е. дар восприятия откровения Божия, имеющий характер пророчества.

1 Кор 13:2 «Если имею дар пророчества..». т. е. даже если я способен воспринимать откровение Божие и передавать его людям (наитием Святого Духа).

1 Тим 1:18 «… сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал..». т. е. в соответствии с волей Божией о тебе, которая была объявлена в пророчестве…

2 Петр 1:19 «И потом мы имеем вернейшее пророческое слово..». NEB «И в изречениях пророков есть и более определенные предсказания». т. е. у нас есть нечто более основательное, чему можно верить — слово пророческое. Хотя в большинстве переводов говорится, что слова пророков подтверждает голос с неба (о котором идет речь в стихах 17 и 18), грамматическая конструкция греческого оригинала заставляет признать более верной версию NEB. Кроме того, как подчеркивает Грин (Green Tyndale Commentary), апостолы, как и все современные им иудеи, были абсолютно убеждены в истинности ветхозаветных пророчеств. Они звучали для них убедительнее, чем глас небесный. Арндт и Грингрих (Arndt and Gingrich, Greek Lexicon) полагают, что греческое выражение, переводимое обычно как «более верное» лучше переводить как «вернейшее».

Другие слова для сравнения с термином «пророк» в значении 1:

«Священник» В функции священника входило совершение жертвоприношений Богу за людей. Делая это, он брал на себя роль посредника, представителя людей перед лицом Божиим. Пророк же говорил с людьми от имени Божия, являясь как бы представителем Бога среди людей.

«Ангел» Роль ангела сходна с ролью пророка, ибо оба они — вестники Божии. Но между ними есть и различия:

а. Ангелы — существа духовные, в то время как пророки — просто люди.

б. Главная задача пророка — передать слово Божие, тогда как у ангелов — иная миссия.

«Апостол» Апостолы подобны ветхозаветным пророкам. И те и другие выполняли важную и почетную миссию. И те и другие записывали боговдохновенные слова, составившие впоследствии канонические книги Священного Писания. Различаются же они в следующем: (1) Пророки передавали то, что непосредственно открывал им Господь наитием Святого Духа в какой-то конкретной ситуации.

Апостолы же были уполномочены Иисусом Христом свидетельствовать о Его воскресении из мертвых, проповедуя Евангелие, а кроме того, основать Церковь и руководить ей. (2) Апостольское служение, равно как и новозаветные пророчества, были направлены на создание Церкви. Но новозаветные апостолы отличались от пророков тем, что их служение охватывало множество церквей, тогда как миссия пророков распространялась, как правило, на какую-нибудь одну церковь.

2. Языческие прорицатели или провидцы

В Новом Завете только однажды упоминается человек, который не будучи ни иудеем, ни христианином выступает как пророк. Этот человек у эллинов считается большим мудрецом и духовным учителем, обладавшим даром предсказывать будущее. Смысловой акцент здесь делается на знании им своего народа.

Тит 1:12 «Из них же самих один стихотворец [ проф’этэс] сказал: Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые».

Варианты перевода слова «пророк» в значении 2: Используйте слово, обозначающее человека, знающего будущее, мудреца. Поищите фразеологическую единицу, описывающую человека, умеющего говорить убедительно и умно.

Рекомендации для дополнительного чтения:

Grudem W. The Gift of Prophecy in the New Testament and Today. Eastbourne: Kingsway, 1988. [В этой статье оспаривается сходство апостолов с ветхозаветными пророками, а также утверждается, что новозаветное пророчество отличается от пророчества ветхозаветного.]