Примечания

[*] Готовится указ о реабилитации служителей церкви.

[†] Sola Scriptura (лат.) – «только Писание» – лозунг протестантов, отвергающих церковную традицию.

[‡] Это разночтение было знакомо уже Оригену7.

** Та формула веры, которую должен исповедать всякий язык, – признание, что Иисус есть Господь.

*** Такая пунктуация – в так называемом «Брюссельском» издании Библии.

[§] В скобках – уточнение автора. – Ред.

[**] О. Александр Мень вспоминал, что Глеб Якунин (тогда еще священник), Лев Регельсон и Феликс Карелин в конце 60-х годов обещали конец света и даже бросились на Новый Афон. «Потом они говорили, что не указывали точного времени, но мне передавали, что указывали не только время, но и число, ждали грандиозных событий, которые подвигнут к крещению массы»11

[††] Католические издания Библии помещают этот эпизод под рубрикой «церковная дисциплина», намекая, что сказанное Христом «что вы свяжете» относится не к читателю лично, а только к церковным властям.

** Глоссолалия – выкрикивание в состоянии экстаза бессмысленных слов, нелепых звукосочетаний, воспринимаемых сектантами как «боговещание». – Ред.

[‡‡] Курсивом слова в цитатах из Посланий апостолов Павла и Иакова выделил автор. – Ред.

[§§] Экзегеза – здесь: объяснение и толкование. – Ред.

** Святитель Иоанн Златоуст, например, подчеркивает, что не следует судить прошлое по меркам настоящего. Илия был прав, сводя огонь с неба на грешников, ибо эта кара была необходима для того, чтобы поразить воображение народа, еще не вышедшего из поры детства, однако Иаков и Иоанн, желающие подражать пророку, были осуждены Спасителем. «Теперь, когда они отменены, не спрашивай, как могли быть благими предписания Ветхого Завета. Спрашивай лишь о том, хороши ли они были для времени, для которого они были созданы.Внемли же тому, что сегодня на то они и нужны, чтобы выявить свою недостаточность. Если бы они не сделали нас способными к восприятию лучших предписаний, то не постигли бы мы того, чего им не хватает. Видишь ли, как одно и то же, смотря по времени, хорошо, а после предоставляется не таковым?» (святитель Иоанн Златоуст)14.

[***] По выражению современного диссидентвующего католического богослова Ганса Кюнга, «невозможно отрицать, что католики порой переоценивали Пастырские Послания (речь идет о пастырских посланиях апостола Павла, утверждающих иерархический принцип церковной жизни), в результате чего Экклезиология во многом была превращена в иерархологию»21.

** «Отслужив правдою и неправдою абсолютизму, латинство надумало полиберальничать».22

*** Секуляризация – эмансипация от религии и церковных институтов; обмирщение. – Ред.

[†††] Церковная жизнь не сводится к богословским формулам. И хотя стиль мысли православного мира после падения Константинополя вплоть до конца XIX  века становится вполне западным, далеким от богословствования Отцов, но богослужебная жизнь, опыт молитвы и духовной жизни сохраняется неизменным. И возрождение старчества в конце XVIII столетия естественно привело к возрождению интереса к святоотеческому богословию и к углублению его понимания. «Вавилонское пленение» православного (уже преимущественно русского) богословия подошло к концу на исходе XIX века.

[‡‡‡] Выражение В. Зелинского из его работы «Места обитания Твоего»31.

[§§§] Однажды я принимал экзамен в одном московском университете. Молодой человек, отвечавший лучше всех в группе, попросил отдельного разговора после окончания экзамена. Его вопрос звучал так: «Скажите, как я могу смыть с себя крещение? Меня крестили в детстве, когда я ничего не понимал, а теперь я чувствую, как это мне мешает». Дальше стало понятно, что этот юноша сознательный сатанист. Я предложил ему написать прошение на имя Патриарха: «Прошу более не считать меня православным христианином». Он отказался, сказав, что это было бы слишком легко, что нужно что-то реально сделать, чтобы смыть с себя следы крещения… Так я получил прямое подтверждение действенности православных таинств (причем самого оспариваемого из них – детского крещения) со стороны противоборствующей силы.

[****] Религиозное чувство римлян, писал А.Ф.Лосев, «очень осторожное, малодоверчивое. Римлянин не столько верит, сколько не доверяет. Настроение и душевное состояние вообще играли малозначительную роль в этой религии. Надо было выполнять форму культа – и бог не мог не оказать помощи, он юридически обязан был помочь»34.

[††††] Тот самый закон, который хотел возродить «первый президент СССР», инициировав принятие акта «О защите чести и достоинства Президента».

[‡‡‡‡] Агада – сборник иудейских преданий, сложившихся в начале первого тысячелетия нашей эры. – Ред.

[§§§§] В тексте буквально написано – «защитывается». На такие ошибки можно было бы не обращать внимания, если бы не претензии Экмана и его русских издателей на то, что их секта обладает апостольским даром Пятидесятницы, даром «говорения на языках». Этот дар, однако, не помог ни Экману, ни его издателям и редактором вполне освоить русский язык.

[*****] Курсив мой. – А.К.

[†††††] Заметим, что увлекшийся автор предписывает Богу, как Тому следует Себя вести: Бог должен… И непонятно, откуда взялась та необходимость, которая подчиняет себе Бога, диктуя Ему правила поведения.

[‡‡‡‡‡] Еще Софокл говорил о лекарственном назначении оливкого масла: «масло, чтобы смягчить кожу на наших членах» (см.: Климент Александрийский. Строматы 4, 2).

[§§§§§] «Крест есть жертвоприношение, не только жертва. Жертва есть не столько пожертвование, сколько посвящение. На Голгофе священнодействует воплощенное Слово» (протоиерей Г.Флоровский)65.

В противоположность этому адвентисткая догматика утверждает, что «со времени Своего вознесения Он стал нашим Первосвященником». Выходит, что до Вознесения – на Голгофе и на Вечере Христос не священнодействовал…66

[******] Здесь есть сложность: в Евангелии Христос благословил явно некрещеных детей, что означает возможность внецерковного внетаинственного благословления. Однако если один вид благодати мог быть дан детям непосредственно, то почему же благодать крещения не может быть им преподана?

[††††††] Можно вспомнить также другие случаи спасения одного человека по просьбе и вере другого: по вере сотника исцелен его слуга (см.: Мф. 8). По вере носильщиков исцелен в Капернауме расслабленный: «Видя веру их», Христос говорит о другом: «прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2, 5).

Вообще мы связаны друг с другом гораздо теснее и таинственнее, чем кажется позитивизму и индивидуализму. Протестантизм забыл эту связь. И теперь о ней настойчиво напоминает (уже преподнося как свое открытие и толкуя в своих интересах) оккультизм со своими «диагностиками карм» предков, потомков, семьи и т.п. …

[‡‡‡‡‡‡] «Мы положительно утверждаем, что младенцы, ни наши без крещения, ни вообще чьи бы то ни было с крещением, в Церковь Христову за взрослыми без покаяния и личной веры не попадали и вовеки не попадут».

** «Дети не нуждаются в крещении. Христос говорит, что таковых есть царствие Божие». Кстати, в газете «Протестант» одно из стихотворений для детей кончается, между тем, словами: «Покайтесь, дети, или вы погибнете».

[§§§§§§] В этом Православие достаточно существенно отличается от католической церкви, которая просто исключила заповедь «не делай себе кумира» из своих катехизисов и, чтобы сохранить число 10 в моисеевых установлениях, разделила десятую заповедь надвое, сделав из нее две отдельные заповеди (см., например: «Прийди, Исусе. Малый катехизис»).

[*******] Русская секта «бегунов», из соображений благочестия отказывающаяся от документов, в этом отношении последовательнее протестантов.

[†††††††] Ригористичность – суровость, непреклонность соблюдения каких-либо принципов, правил нравственности, предписаний. – Ред.

[‡‡‡‡‡‡‡] Другое дело, что, отвергнув икону, протестанты стали изображать Спасители в жанре комиксов.

[§§§§§§§] Для понимания конкретного, буквального смысла ответа Христа надо иметь в виду два обстоятельства.

Первое: по правилам архаичной «политэкономии» собственником всех наличных денег в государстве был изготовитель монет – государь. В знак того, что ему принадлежит монополия, он ставил на монеты свою печать, свое изображение. Поданным же он как бы на время вверял управление своей денежной собственностью.

Второе: в Палестине были в ходу два типа монет. Естественно, имела хождение общегосударственная римская монета. Но, поскольку на этой монете были изображения языческих богов и императора (который тоже почитается как божество), то такие монеты было невозможно вносить в Иерусалимский храм. Иудеи добились от римских властей разрешения на собственные монеты без изображения императора, но при условии, чтобы эти монеты не выходили за пределы храма. Поэтому в храмовом дворе и сидели менялы, которые обменивали светские монеты языческого происхождения на «чистые» деньги храма.

Поэтому вопрос Христа был предельно ясен: о каких деньгах идет речь? Есть на них изображение и чье? Если кесаря – так это значит, что эти деньги и так его собственность. Богу они не нужны. В храм их принести нельзя. Значит – спокойно отдайте кесарю кесарево.

[********] Курсив мой. – А.К.

[††††††††] В православном понимании людям при встрече надлежит кланяться именно потому, что они тоже  святые иконы. Каждый – носитель образа Божия, то есть живая икона. «То, что человек сотворен по образу и подобию Божию, показывает, что устройство изображений есть в некотором роде дело Божественное» (преподобный Феодор Студит).

[‡‡‡‡‡‡‡‡] Курсив и далее мой – А.К.

[§§§§§§§§] Гедеону. – А.К.

[*********] О том, что Ангел означает не природу, но служение, см.: Ориген. Против Цельса. V, 4; святой Иларий Пиктавийский. О Троице. V, 22; блаженный Августин. 1 Проповедь на Пс. 103,15.

[†††††††††] Об этом см. главу «Икона и иноки» в моей книге «Традиция, Догмат, Обряд. Апологетические очерки».

[‡‡‡‡‡‡‡‡‡] Замечу, что нынешним иконоборцам очень далеко до богословской глубины и точности аргументации иконоборцев древней Византии.

[§§§§§§§§§] Об этом см. в трудах преподобного Феодора Студита в защиту икон.

[**********] Кстати замечу, что обращение к священнику «святой отец» не принято в Православии. Его употребление расценивается православными как знак нецерковности. – А.К.

[††††††††††] «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли его на идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешите против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнять брата моего» (1 Кор. 8, 8–13).

[‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡] «Мы, адвентисты, владеем большим богатством – изумительными откровениями и комментариями Библии, вышедшими из-под вдохновенного пера Е. Уайт»108.

[§§§§§§§§§§] Американский православный священник о. Григорий Роджерс так описывает время своего обращения: «Православная духовность открыла мне путь непрестанного стояния перед Богом, которое позволяло мне молиться независимо от настроения, дохновения, желания. Особое внимание Православия к стройному молитвенному правилу <…> освободило мою молитву от рабства себе и своим духовным возможностям»110.

[***********] «Вечеря Господня дана Христом для воспоминания его страданий, смерти и цены выкупа»116.

** О православном понимании Крещения см. книгу Протоиерея Александра Шмемана «Водою и Духом»; несколько слов о смысле Крещения – в моей книге «Раннее христианство и переселение душ»117.

[†††††††††††] Курсив мой – А.К.

[‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡] Например: «В Екатеринбург евангельская весть пришла в 1957 г. В настоящее время церковь адвентистов седьмого дня насчитывает 500 человек», – пишет Я.П.Балан, руководитель общины адвентистов Екатеринбурга119. Первый православный храм в Екатеринбурге построен был двумя веками раньше. Но для протестантов это все было неправильное христианство, да и вообще не христианства. Пока они не приехали в город святой Екатерины – это был языческий край. Да и сегодня в нем всего лишь 500 христиан, несущих свое нелегкое служение в языческо-православном окружении…

** У Иоанна Дамаскина тоже вполне категорично утверждается: «Будучи творениями, Ангелы не суть творцы»123.

[§§§§§§§§§§§] Экклезиология (греч.) – учение о Церкви. – Ред.

[************] «От незнания нельзя никогда делать вывод о небытии. Я не знаю, что думает мой читатель, и потому не могу сказать: “Он ничего не думает”», – пишет митрополит Вениамин (Федченков) и приводит пример. Семинарист, начитавшийся революционно-«просветительских книжек, в запале бросает: «А кто Бога- то выдел?» Остальные семинаристы или не захотели спорить, или же не сумели возразить ему и молчали. «Здесь присутствовал помощник эконома по имени Василий. Видя наше молчание, он обратился к Мише с вопросом: “Барин! Так вы говорите, что коли Бога не видели, так уж и нет Его?” – “Ну да!” – “А вы мою бабку видели?” – “Нет”, – робея, ответил Миша. – “Ну вот! А она и по сию пору жива!”».

[††††††††††††] Либертинизм – снисходительное отношение к грехам, прежде всего –  в половой сфере. – Ред.

[‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡] И еще: «Еретик тот, кто любит свою истину больше, чем Истину. Он предпочитает полуправду, которую отыскал сам, правде, которую отыскали люди»132.

** Слово «секта» – частичность, «сектор», вполне передает эту особенность еретического мышления. Помнится, в былой России еретиков называли «сектаторами». Отсюда, кстати, очевидно, что вопрос об отношении католичества к Православию гораздо сложнее и многограннее вопроса о соотношении Православия и протестантизма. В католичестве как раз наоборот, есть такие наслоения на вероучение древней Церкви, которые на православный вкус совсем не обязательны: догматы о непогрешимости Папы Римского или о Непорочном Зачатии Марии, о чистилище или о Filioque. Митрополит Сурожский Антоний (Блум) нашел очень емкую формулу для описания этой ситуации: «Думаю, в католичестве гораздо больше неправды, а в протестантизме гораздо меньше правды. В протестантизме не хватает многого, тогда как в католичестве очень много извращено»133.

*** «Мать Онуфрия говорила, что на следующий день после монашеского пострига она проснулась не только без всякого живого ощущения Бога, но с таким холодом в душе, который говорил ей, что вся ее вера – только обман, что никогда никакого Бога не было и нет. Мать Онуфрия, раньше такая горячая и твердая в вере, после пострига почувствовала себя атеисткой. И это состояние богооставленности продолжалось несколько лет. Бог отсутствовал, и весь мир без Него превратился в темную, глухую пещеру. Мать Онуфрия рассказала обо всем старцу. Тот объяснил ей, что такое испытание Господь посылает только особо сильным и любимым своим чадам. Господь хочет, чтобы человек сделал сам шаг в пустоту, чтобы его свобода не была скована ничем, а ведь ясно, что благодать Божия – поддержка и, следовательно, ограничение нашей свободы. Господь хочет, чтобы Его любили ни за что (подобно тому, как Он любит нас)»135.

[§§§§§§§§§§§§] Как это показывает преподобный Иоанн Лествичник.

[*************] Курсив мой – А.К.

[†††††††††††††] По глубокому замечанию Й.Рацингера, выражающего в данном случае позицию уже обновленного католичества, «атмосфера в церкви становится удушающей, если её служители забывают, что совершение таинства – это не прерогатива власти, а отдача себя на службу Тому, от Чьего лица должно говорить и действовать»155.

[‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡] Это моление входит в состав молитвы о собирании Церкви: «Как хлеб этот был рассеян по горам и составил единое целое, так и Церковь Свою собери из всякого народа и сделай ее единой, живой, кафолической Церковью… Сделай нас живыми людьми, даруй нам Духа Святого»158.

[§§§§§§§§§§§§§] «Благодать, изливаемая таинствами, прокладывает не одинокую тропинку от души к Богу, но воспринимается каждым лишь по мере его социального внедрения в тот целостный организм, что обильно напоен ее соками. Все таинства по сути своей – таинства в Церкви, ибо в одной лишь общине Духа можно стать причастником даров Духа».

[**************] Коаны – краткие буддийские изречения псевдопарадаксального характера, загадки без ответов. Например, «Что такое Нирвана? – хлопок одной ладонью»…

[††††††††††††††] Кроме того, как совершенно справедливо заметил Владимир Зелинский, «первична в христианстве не тайна, а весть»174.

[‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡] Интересно, что здесь осуждены те богословские взгляды, которые католичество официально усвоит себе еще лишь через четыреста лет и которые через те же 400 лет создаст себе протестантизм. Нельзя говорить, что литургическая жертва «иная», чем была на Тайной Вечери, равно как нельзя говорить и что на Литургии лишь вспоминается та Вечеря.

** «Театр аллегоричен, богослужение – символично, ибо здесь люди не просто изображают молитву, но реально сами молятся. Отсюда легко провести грань между Православием и протестантизмом. Протестантское учение о таинствах – аллегорично, православное – символично. Там только благочестивое воспоминание о божественных энергиях, здесь же реальная их эманация, часто даже без особого благочестия (А.Ф.Лосев)185.

[§§§§§§§§§§§§§§] «“Да испытывает себя человек, когда ест от Хлеба Господня”. При понимании слова воспоминание в значении абстрактного представления о чем-то существующем или существовавшем эти наставления были бы бессмысленными»189.

** Этот весьма сильный аргумент приведен у митрополита Макария (Булгакова)190.

[***************] И просто несерьезно пускаться в фальшивые филологические изыскания: мол, «употребление глагола есть в выражении сие есть тело Мое является образным и означает следующее: Сие представляет Мое тело»192.

** Объяснением этого евангельского места я обязан Л.П.Горбуновой, преподавателю греческого языка и Нового Завета Свято-Тихоновского Православного Богословского Института. – А.К.

[†††††††††††††††] Эти слова святого Иустина сохранились благодаря цитации у святителя Мефодия Олимпского (Указ. соч., с. 232-233). Спустя полвека после святого Иустина такое же толкование апостольского высказывания развивается у святителя Иринея Лионского: «Апостол хочет, чтобы Дух Божий услаждался храмом (нашей плоти) как жених невестою. И как невеста не может брать жениха, но может быть взята женихом, когда жених придет и возьмет ее, так и эта плоть сама по себе не может наследовать царства Божия, но может быть взята в оное Духом в наследие. Ибо живущий получает в наследство достояние мертвого; иное дело – наследовать, иное – получаться по наследству. Тот господствует и распоряжается тем, что имеет по наследству, как он хочет; а другое находится во власти, покоряется распоряжению и господству обладателя. Что же живет? Дух Божий. А какое достояние умершего? Члены человека, которые истлевают в земле. Эти и наследуются Духом, будучи перенесены в царство небесное. Наследует живущий, а наследует плоть. Апостол увещевает нас к общению с Духом, как бы так говорит: не живите как будто вы былитолько плоть и кровь» (Против ересей. 5, 9, 4).

** Протестантизм вообще полагает, что человек есть лишь реципиент спасения, пассивно претерпевающий спасающее действие Божие, и отказывает человеку в праве на сотрудничество с благодатью.

[‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡] Выразив это хотя бы в дарении части своего времени: «Из 168 часов в неделю один лишь единственный час отделил Себе Бог; неужели ты и тот потратишь на дела житейские?»

[§§§§§§§§§§§§§§§] О том, что плоть воскресшего Иисуса «соделана Господом и Христом», стала всецело обóженной – вплоть до утраты своих телесных свойств – см. у святителя Григория Нисского: Против Евномия, кн. 6. Но если у этой плоти нет уже свойств нашего обычного тела – то нечего удивляться, что мы причащаемся хлебом, который никак не похож на мясо. О понятии «духовное тело» в патристике см. А.Сидорова204.

[****************] Интересно, что признавать хлебопреломление таинством склонны рядовые прихожане протестантских общин (у которых еще весьма сильны привычки православного отношения к святыни). А чем выше ранг пастора, чем более он образован (то есть воспитан в духе протестантских семинарий) – тем более символически он понимает хлебопреломление. Получается, что рядовой русский протестант, подходя к чаше, видит в ней одно, а его пастор – другое. При этом протестантские проповедники не склонны с самого начала объяснять своим прихожанам, что, переступив порог протестантской общины, новообращенным придется отказаться от православно-буквального понимания слов Спасителя: «Сие есть Тело Мое».

[††††††††††††††††] Православные богослужения имеют восемь основных мелодий (гласов), и каждым гласом поются службы определенной недели. Гласов восемь – и восемь недельных, семидневных циклов молитв для каждого дня недели (вместе они составляют «Октоих» – одну из основных книг православного богослужения).

[‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡] «В этот седьмой день, “Бог более не приводит из небытия в бытие, но Промысл по хранению – продолжается”»216.

[§§§§§§§§§§§§§§§§] Следует различать русское слово «неделя», означающее промежуток в семь дней, и церковнославянское «неделя» – воскресенье; неделя по-церковнославянски называется «седмица». Само слово «неделя» означает «неделание, отдых от труда» (сравните: «праздник» (от слова «праздность») с тем же значением). – Ред.

[*****************] Кстати, это означает, что в начале III века уже было крещение детей, и оно воспринималось как апостольское предание.

[†††††††††††††††††] «Индонезийское племя батаков помнит… о райских временах, когда Небо было ближе к Земле и между богами и людьми существовало постоянное сообщение. Верховный бог, – “Тот, чье начало в нем самом”, творец Вселенной и других богов, обитает на последнем небе и, по-видимому, подобно всем верховным богам “первобытных” людей,  стал deus otiosus (“праздным богом”); ему не приносят жертву»226.

[‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡] Сказано «после восьми дней», в чем адвентисткая экзеологика видит указание на понедельник, но не первый день после субботы.

Однако надо иметь в виду, что в Писании обычно в счет дней входит тот день, с которого начинается счет, и тот день, которым он оканчивается, причем часть дня считается за целый день.

Так о воскресении Христовом сказано: «после трех дней воскресну» (Мф. 27, 63), что по логике адвентистов должно было бы означать не то понедельник, не то вторник.

** См.:  1 Пет. 4, 6; 2 Кор. 5, 8; Откр. 20, 4; Пожалуй, еще Иер. 15, 13.Подробнее о ветхозаветном понимании шеола см.  в моей книге «Куда идет душа. Раннее христианство и переселение душ»259. Замечу еще, что если  преисподняя есть всего лишь могила и небытие – зачем же говорить о сошествии Христа в преисподнюю, а не просто сказать, что Он умер?

И еще замечу, что адвентисты при обосновании своей позиции ссылаются только на ветхозаветные тексты. Ни один новозаветный стих не подкрепляет их позиции, и потому им приходится идти на совершенно некорректные действия. Так, например, по утверждению адвентистского катехизиса, то, что душа смертна, следует из 3-го стиха 16-й главы Откровения; но об этом см.  главу «Конфликт интерпретаций».

[§§§§§§§§§§§§§§§§§] Напомню, что в святоотеческой православной традиции видение Даниила понимается, как откровение о двух природах Богочеловека: Ветхий Днями есть Предвечный Логос, Сын Божий, а Сын Человеческий, подходящий к престолу Ветхого Днями, есть знак соединения вечной, исконной божественной природы Сына с человеческой природой Христа. См. главу «Большой Московский Собор и образ Бога Отца» в книге Л.А.Успенского «Богословие иконы Православной Церкви».

[******************] Да, Христос священнодействует в скинии (см.: Евр. 8,1-2). Но это литургическое действие, а не «разборка» с ангелами. Христос литургисает: чудесно входит в наши литургии, чтобы приобщить нас к тем же плодам, что и апостолов на Тайной Вечере.

[††††††††††††††††††] У Русской Православной Церкви во всем СССР к 1988 году было порядка 11 000 приходов, в 1996 – столько же на территории России. – А.К.

[‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡] Это корейская церковь «Янгмун» – российский народ?

** Вообще-то именно Православию в России более 1000 лет, а не методизму. Это очень характерный прием протестантской пропаганды: для начала выдавать себя за православных.

[§§§§§§§§§§§§§§§§§§] То, что в Православии в основных своих чертах сложилось в эпоху еще живого античного язычества, не означает, что само Православие есть язычество или пропитано язычеством. Если некий христианский проповедник всю жизнь полемизировал с атеизмом и накопил в этом немалый опыт – это еще не основание считать атеистом его самого.

[*******************] «Миллинодолларовая улыбка разлилась по лицу молодой девушки… Миссис Сердиченко сказала: “Это было как бомба для Измаила, которая подорвала основание для многих религиозных традиций”, – так говорит рекламная листовка о выступлении евангелиста-“целителя” Рода Мак-Дугала на Украине. Замечу, кстати, что в ней прямо признается и разрушительная по отношению к Православию цель протестантской миссии.

** Разным языкам  присущ не только разный словарь и разный звуковой состав. В систему языка (и шире – речевого поведения) входят и интонация и жестикуляция. Даже по пальцам люди разных народов считают по-разному – то начиная с большого пальца, то с мизинца; кто загибает пальцы, а кто разгибает. Так вот, русские ученики протестантских миссионеров довольно явственно выделяются из своих сверстников именно речевой интонацией и жестами, сопровождающими речь. Вроде бы и без акцента говорит очередное «дитя» – а все же как-то не по-нашему…

[†††††††††††††††††††] Это – из «Открытого письма Миссионерского координационного совета всем западным организациям, заинтересованным в распространении Евангелия в бывшем Советском Союзе». Принято в Алма-Ате 23 марта 1993 года. Подписали члены МКС: Отонас Бальчюнас (Литва), Семен Бородин (Россия), Андрей Бондаренко (Латвия), всего 10 подписей.277

[‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡‡] Можно вспомнить соборы Московского Кремля и Троице-Сергиевой Лавры, Новгородскую Софию.

[§§§§§§§§§§§§§§§§§§§] Кажется понимают это и сами протестанты, и мне известны случаи исключения студентов из адвентистской семинарии за чтение книг русских религиозных философов.

[********************] Надеюсь, что читателю уже понятно, что и на остальные упреки протестантов Православию (почитание святых, мощей, молитвы за усопших), оставшиеся вне рассмотрения данной книги, в православной традиции есть свои, достаточно продуманные ответы.

Например, односторонность протестантского тезиса о «спасении через веру без дел» я не стал рассматривать в этой книге, поскольку именно этой теме посвящена доступная и глубокая книга архиепископа Сергия Страгородского «Православие и учение о спасении».

С апологией Православия перед лицом протестантизма можно познакомиться по следующим книгам: протоиерей Димитрий Владыков. Православная Церковь и сектанты (первое издание этой книги называлось «Руководство для бесед с адвентистами, баптистами, нашковцами и другими сектантами» и было издано тремя томами в Ахтырке в 1913-1914 гг.); Н. Варжанский. Доброе исповедание; Н. Варжанский. Оружие правды; диакон Иоанн Смолин. Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений; Миссионерский путеводитель по Библии; священник Игорь Ефимов. Современное харизматическое движение сектантства.

[1] Передача «Целительное слово» на телеканале «Санкт-Петербург». 1994, 12 июня.

[2] Архиепископ Иларион (Троицкий). Христианства нет без Церкви. Монреаль, 1986, с.64.

[3] Архиепископ Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов. Н.Новгород. 1996, с 194.

[4] Булгаков С.Н. Современное арианство // Булгаков С.Н. Тихие думы. М., 1918, с.146.

[5] Мецгер Б. Текстология Нового Завета. Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала. М., 1996, с.147.

[6] Traduction oekoumenique de la Bible. Paris, Cerf, 1988, а также вNew international version.

[7] Майбурд Е. Ловцы человеков сетями лжи // Независимая газета. 1993, 23 сентября.

[8] Святитель Григорий Богослов. Творения. М., 1994, т.2, с.17.

[9] Мень А. Воспоминания//Континент № 88. М.,  1996, с.289.

[10] В начале было Слово. Основы вероучения христиан-адвентистов седьмого дня. Заокский, 1993, с.94-95.

[11] Льюис К,С, Письма Баламута//Льюис К.С, Любовь, Страдание, Надежда. М., 1992, с.39.

[12] Девельт Д. Церковь в Библии. М., 1994, с.153.

[13] Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. 1: Богословские и аскетические трактаты. М., 1993, с. 89.

[14] Святитель Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1901, т. 7ч.1, с.199-200.

[15] Монтгомери Дж. Рассвет. 7 миллионов церквей в 2000 г. М., 1993, с.58.

[16] Святитель Василий Великий. К юношам, о том, как пользоваться языческими сочинениями//Творения. М., 1993, ч.4.

[17] Гарнак А. Сущность христианства. М., 1907, с.198, 203.

[18] Солженицын А.И. Красное колесо. Узел III. Март Семнадцатого. Париж, 1988, т.4, с.229-230.

[19] Карсавин Л. Католичество. Пг., 1918, с. 47-48.

[20] Бибихин В.В. Примечания к публикации «О мире веры» Николая Кузанского//Вопросы философии. 1992, №5, с.51.

[21] Мануччи В. Библия – Слово Божие. М., 1996, с.265.

[22] Самарин Ю.Ф. Как относится к нам Римская Церковь?//Сочинения. М., 1996, с.524.

[23] Священник Всеволод Рошко. Письма о. Александру Меню//Вестник русского христианского движения. Париж, 1992, №165, с.55.

[24] Ключевский В.О. Дневник 1867–1877 гг. 30 марта 1868//Ключевский В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. М., 1993, с.316-317.

[25] Мережковский Д.С. Реформаторы…, с.12.

[26] Зубов А.Б. Победа над «последним врагом»//Богословский вестник. Сергиев Посад, 1993, вып.1.

[27] Архимандрита Иустин (Попович). Православная церковь и экуменизм//Глагол жизни. 1992, №2, с.47-49.

[28] Священник Анатолий Жураковский. Материалы к житию. Париж, 1984, с.89.

[29] Сендеров В. После абсурда. Христианство в эпоху безвременья//Русская мысль. 1992, 3 ноября.

[30] Священник Павел Флоренский. О надгробном слове о. Алексия Мечева//Отец Алексий Мечев. Воспоминания. Проповеди. Письма, 1970, с.376.

[31] Выбор. М., 1987, №1, с.9.

[32] Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983, с.109.

[33] Бюне В. Игра с огнем. Bielefeld, 1992, с.229-230.

[34] Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика I–II веков. М., 1979, с.35-37.

[35] Тиссен Г.К. Лекции по систематическому богословию. СПб., 1994, с.256.

[36] Тиссен Г.К. Лекции по систематическому богословию. СПб., 1994, с.207, 208.

[37] В начале было Слово…, с. 125-126, 322.

[38] Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и мидрашей. М., 1993, с.11.

[39] Экман У. Доктрины. Основы христианского вероучения. М., 1996, с.168, 192, 182.

[40] Тиссен Г.К. Лекции по систематическому богословию. СПб., 1994, с.265

[41] Экман У. Доктрины. Основы христианского вероучения. М., 1996, с.179.

[42] Экман У. Доктрины. Основы христианского вероучения. М., 1996, с.194.

[43] Там же, с. 188.

[44] Там же, с. 195.

[45] Там же, с. 1196.

[46] Архиепископ Сергий (Старгородский). Православное учение о спасении. Казань, 1898, с.33-34.

[47] Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. Берлин, 1922, с.198.

[48] Догматика. Заочные библейские курсы ВСЕХБ. М., 1970, с.56 и 58.

[49] Тиссен Г.К. Указ. соч., с 211.

[50] Там же, с. 209.

[51] Преподобный Марк Подвижник. Нравственно-подвижнические слова. Троице-сергиева Лавра, 1911, с.111.

[52] Тамже, с.109.

[53] Justin (Popovitch), Philosophie orthodoxe de la verite. Dogmatique de l’Eglise orthodoxe. Paris, 1992, n.1, p.309-310.

[54] Святитель Григорий Богослов. Творения. М., 1994, т.1, с.676-677

[55] Святитель Василий Великий. Творения (б.г., изд. 4-е). Ч.5, с.185.

[56] Лэдд Г., цит. по: В начале было Слово, с.123.

[57] Преподобный Иоанн Кассиан. Собеседование. 23.15//Писания. М., 1892, с.599.

[58] Преподобный Исаак Сирин. Творения. Сергиев Посад, 1911, с.582.

[59] Житие старца Серафима Саровской пустыни иеромонаха, пустынножителя и затворника. Муром, 1893, с.308.

[60] Святитель Василий Великий. Письма//Творения. Сергиев Посад, 1892, ч.6, с.251.

[61] Франк С.Л. Реальность и человек. Париж, 1956, с.373.

[62] Преподобного Макарий Египетский. Новые духовные беседы. М., 1992, с107.

[63] Святитель Василий Великий. Творения. Ч.5, с.360.

[64] Экман У. Указ. соч., с 176.

[65] Протоиерей Г.Флоровский. О смерти крестной//Православная мысль, Париж, 1930, вып.2, с.164.

[66] В начале было Слово, с.318.

[67] Протоиерей Г.Флоровский. Указ. соч., с.174.

[68] Священник Сергий Щукин. Современные думы//Вестник РСХД. №122, с.203.

[69] Честертон Г.К. Омар Хайам и священное вино//Избранные произведения. М., 1995, т.5, с.46.

[70] Анри де Любак. Католичество. Милан, 1992, с.284.

[71] Святитель Григорий Богослов. Творения. М., 1994, т.2, с.37.

[72] Святитель Григорий Богослов. Мысли, писанные четверостишиями, 8//Творения. М., 1994, т.2, с.226.

[73] Котрелл Дж. Крещение. М., 1993.

[74] Баптист. 1912, №2, с.17.

[75] Рогозин П.И. Откуда все это появилось? Ростов-на-Дону, 1993, с.68.

[76] Рогозин П.И. Указ. соч., с 66-67.

[77] Митрополит Вениамин (Федченков). О вере, неверии и сомнении. СПб, 1992, с.207.

[78] Святитель Киприан Карфагенский. 46 Письмо епископу Фиду.

[79] Лютер М. Большой Катехизис. Lahti, 1996, с. 126.

[80] Прийди, Исусе. Малый катехизис. Pallottinum-Warsawa, 1989, с.131-135.

[81]Tatarkiewicz Wl. Istoria esteticic. Bucuresti, 1978, vol., р.68.

[82] Преподобный Феодор Студит. Третье опровержение иконоборцев//Символ. Париж, 1987, №18, с.318.

[83] Малков П. Небо и земля: ангел и человек в Священном Писании//Альфа и Омегою 1996, №4(11), с.30-33.

[84] Преподобный Иоанн Дамаскин. Третье защитительное слово об иконах//Символ. Париж, 1987, №18, с.235

[85] Архиепископ Василий (Кривошеин). Указ. соч., с.245-246.

[86] Сомов К.В. История христианства. М., 1990, с.154.

[87] Преподобный Феодор Студит. Третье опровержение иконоборцев//Символ. Париж, 1987, №18, с.261

[88] Рогозин П.И. Указ. соч., с.23.

[89] Фудель С.И. У стен Церкви//Надежда. Христианское чтение. Франкфурт, 1979, вып.2 с.219.

[90] Диакон Андрей Кураев. Традиция, Догмат, Обряд. Апологетические очерки. М., 1995.

[91] Козаржевский А.Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М., 1985, глава «Новый Завет» в свете археологических открытий».

[92] Успенский Л.А Богословие иконы Православной Церкви. Париж, 1989.

[93] Grabar A. L’iconoclasme byzantin. Paris, 1984, p.20.

[94] Рогозин П.И. Указ. соч., с.21.

[95] Там же, с.22.

[96] Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской Духовной Академии. Казань, 1891, т.7, с.293.

[97] Потебня А.А. Мысль и язык//Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976, с.147.

[98] Преподобный Иоанн Дамаскин. Третье защитительное слово об иконах, с.230.

[99] Рерих Е. Письма, 1992, т.1, с225.

[100] Священник Алексий Мечев. Воспоминания, Проповеди. Письма. Париж, 1989, с.57.

[101] Фудель С.И. У стен Церкви, с.375.

[102] Житие старца Серафима Саровской пустыни иеромонаха, пустынножителя и затворника, с.189.

[103] Лосский Б.Н. Наша семья в пору лихолетья 1914–1922//Минувшее. Исторический альманах. XI. М.–СПб., 1992, с.194.

[104] Розанов В.В. Личность отца Иоанна Кронштадтского//Собрание сочинений. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М.Достоевского. Литературные очерки. М.,  1996, с.533.

[105] Henri de Lubac. Paradoxes. Paris. 1959,p.21.

[106] Зелинский В. Приходящие в Церковь, с.27.

[107] Священник-миссионер Чепурин. «Пойди и убеди их наполнить дом Мой»..Миссионерское обозрение. СПб., 1914, март, с.491-494.

[108] Янгберг Дж. и М. Восстановление семейного алтаря. Заокский, 1995, с.102-103.

[109] Письмо августинцам в Виттенберг; ноябрь 1521 г.//Философия эпохи ранних буржуазных революций, с.136.

[110] Священник Григорий Роджерс. Как евангелист стал православным//Альфа и Омега. 1997, №1(12), с.340.

[111] Булгаков С.Н. Свет Невечерний. М., 1994, с.55.

[112] К.В.С. Крещения в московской общине евангелистских христиан-баптистов//Братский вестник. М., 1963, №3, с.68-69.

[113] Тиссен Г.К. Указ. соч., с 351.

[114] Евангельские христиане-баптисты//Религиозные общины Екатеринбурга. Екатеринбург, 1994, с.22.

[115] Рогозин П.И. Указ. соч., с 62.

[116] Евангельские христиане-баптисты, с.22.

[117] Диакон Андрей Кураев Раннее христианство и переселение душ. М., 1996, с.137-146.

[118] Рогозин П.И. Указ. соч., с 64.

[119] Религиозные общины Екатеринбурга, с.28.

[120] Тиссен Г.К. Указ. соч., с 301.

[121] Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. Н.-Й., 1955, с.233.

[122] Святитель Иоанн Златоуст. Восемь слов на книгу Бытия. Слово 2//Творения. Т.4, с.15.

[123] Точное изложение православной веры. СПб, 1894, с.49; репринт: М.–Ростов-на-Дону, 1992.

[124] Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на книгу Бытия//Творения. Троице-Сергиева Лавра, 1901, ч.6, с.234.

[125] Преподобный Ефрем Сирин. О покаянии, 2//Творения. Ч.4. М., 1860, с.128.

[126] Успенский Л.А. Вопрос иконостаса//Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата. №46, с.253.

[127] Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. Сергиев Посад, 1908, с.16.

[128] Митрополит Вениамин (Федченков). О вере, неверии и сомнении, с.103.

[129] Преподобный Ефрем Сирин. О покаянии, с.179.

[130] Методический вестник для учителей воскресных школ. Приложение к альманаху «Богомыслие». Издание Одесской библейской школы. [Союз ЕХБ] Вып.4. Одесса, 1991, с.18.

[131] Святитель Феофан Затворник. Собрание писем. М., 1898, вып.1, с.204.

[132] Честертон Г.К. Писатель в газете. М., 1984, c.274.

[133] Митрополит Антоний Сурожский. О встрече. СПб., 1994, с.84.

[134] Паскаль Б. Мысли о религии. М., 1905, с.225.

[135] Горичева Т. Взыскание погибших//Логос. Брюссель-Москва. 1984, №№41-44, с.110.

[136] Епископ Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1914, с.149.

[137] Там же, с.103.

[138] Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. М., 1880, с.184, 266, 216, 166.

[139] Там же, с.192.

[140] Там же, стр.167 и 195.

[141] Преподобный Симеон Новый Богослов. Слова. М., 1892, с.409.

[142] Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица, с.139.

[143] Епископ Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь…, с.199-200, 203, 209.

[144] Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица, с.83

[145] Там же, с.73.

[146] Древний Патерик. М., 1899, с.125.

[147] Святитель Феофан Затворник. Творения. Собрание писем. Вып.3-4. Псково-Печерский монастырь, 1994, с.31-32, 38.

[148] Святитель Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1896, т.2, кн.1, с.52, 35, 263.

[149] Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. с.105, 263, 540.

[150] Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические//Творения, с.298-299.

[151] Булгаков С.Н. Современное арианство, сю147.

[152] Святитель Иоанн Златоуст. Слова огласительные, 1//Творения. СПб, 1896, т.2, кн.1, с.250.

[153] Святитель Иоанн Златоуст. О предательстве Иуды, 2//Творения. Т.2, кн.1, с.428.

[154] Там же, с.417.

[155] Рацингер Й. Вечно реформируемое сообщество//Новая Европа. 1993, №3, с.8.

[156] Святитель Григорий Богослов. Письма//Творения. М., 1848, ч.6, с.84.

[157] Святитель Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве. Forestville, 1987, с.34.

[158] Успенский Н. Анафора//Богословские труды. М., 1975, №13, с 57 и 75.

[159] Преподобный Максим Исповедник. Мистагогия//Творения. М., 1993, ч.1, с.174.

[160] Анри де Любак. Католичество, с.68 и 64.

[161] Николай Кавасила. Изъяснение Божественной Литургии, гл. 38//Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. СПб., 1857, т.3, с.384-385.

[162] Святитель Мефодий Олимпский. Пир десяти дев или о девстве. 3,8//Святитель Мефодий, епископ и мученик, отец Церкви III-го века. Полное собрание его сочинений. СПб., 1877, с.28.

[163] Ранние отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1988, с.21.

[164] Анри де Любак. Указ. соч., с.326.

[165] Там же, с.60.

[166] Новоселов М. А. Письма друзьям. М., 1994, с.45.

[167] Святитель Мефодий Олимпский. О воскресении, против Оригена//Святитель Мефодий, епископ и мученик…, с.185.

[168] Древний Патерик, с.339.

[169] Изречения египетских отцов. Памятники литературы на коптском языке. СПб., 1993, с.74.

[170] Древний Патерик, с.336.

[171] Святитель Ипполит Римский. Апостольское предание//Богословские труды. №5. М., 1970, с.290.

[172] Архиепископ Василий (Кривошеин). Указ. соч., с.248

[173] Святитель Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве. с, 34.

[174] Зелинский В. Место обитания Твоего. с.18.

[175] Святитель Григорий Богослов. Письма//Творения. Троице-Сергиева Лавра, 1994, т.1, с.266..

[176] Догматика. Заочные библейские курсы ВСЕХБ, с.262.

[177] Евангелие от Иоанна с пояснениями. Ответы на вопросы о спасении. The Bible League. South Holland, б.г., с.33.

[178] Экман У. Указ. соч., с.208.

[179] В начале было Слово, с.213.

[180] Письма московского митрополита Филарета к покойному архиепископу тверскому Алексию. 1843–1867. М., 1883, с.52.

[181] Евангельские христиане-баптисты, с.22.

[182] В начале было Слово, с.174.

[183] Рогозин П.И. Указ соч., с.82.

[184] Успенский Н.Д. Византийская литургия//Богословские труды. М., 1985, №26, с.15-16.

[185] Лосев А.Ф. Диалектика мифа//Философия. Мифология. Культура. М., 1991, с.50-51.

[186] Живов В.М. «Мистагогия» Максима Исповедника и развитие византийской теории образа//Художественный язык средневековья. М., 1982, с.114.

[187] Элиаде М. Космос и история.

[188] Письма московского митрополита Филарета к покойному архиепископу тверскому Алексию. 1843–1867. М., 1883, с.10.

[189] Успенский Н. Анафора, с.52.

[190] В начале было Слово, с.214.

[191] Митрополит Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. СПб., 1857, т.2, с.296.

[192] Тиссен Г.К. Указ. соч., с.356.

[193] Успенский Н. Анафора, с.46 и 49.

[194] Буйе Л. Первая Евхаристия на последней вечере//Буйе Л. Библия и Евангелие. Брюссель, 1988, с.227.

[195] Святитель Иоанн Златоуст. Беседы о покаянии, 9//Творения. СПб., 1896, т.2, кн.1, с.385.

[196] Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы, с.156.

[197] Преподобный Максим Исповедник. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви//Творения. М., 1993, ч.1, с.146-147.

[198] Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т.2, кн.1, с.227, 430, 418.

[199] Святитель Иоанн Златоуст. О предательстве Иуды, с.418.

[200] Архиепископ Василий (Кривошеин). Указ. соч., с.126.

[201] Там же, с.137.

[202] Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Эфесянам, 3//Вестник РСХД. №31, с.3.

[203] Преподобный Ефрем Сирин. Творения. М., 1860, ч.4, с.329.

[204] Сидоров А.И. Комментарии//Творения аввы Евагрия. М., 1994, с.323-327.

[205] Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна, 46.

[206] Преподобный Иоанн Дамаскин. Третье защитительное слово об иконах, с.236.

[207] Протоиерей Михаил Дронов. Писание и Предание//Журнал Московской Патриархии. 1994, №1, с.12-13.

[208] Попов А. Историко-литературный обзор древне-русских полемических сочинений против латинян XI–XV в. М., 1875, с.9.

[209] О фрязях и о прочих латинах. Публ.: Попов А. Историко-литературный обзор…, с.60.

[210] Вопросы келейного ученика с ответами на них старца. М., 1855, с.70-71.

[211] В начале было Слово, с.160.

[212] Митрополит Филарет (Дроздов). Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русское наречие. М., 1867, ч.1, с.9.

[213] Древний Патерик, с.336.

[214] Святитель Григорий Богослов. Слово 44, на неделю новую, на весну и на память мученика Маманта//Творения. М., 1994, т.1, с.657.

[215] Иустин Философ. Апология 1, гл.67//Ранние отцы Церкви, с.338-339.

[216] Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия//Творения. СПб., 1898, т.4, с.82.

[217] Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы, с.147.

[218] Святитель Григорий Богослов. Слово 41, на святую пятидесятницу//Творения. СПб., б. г., т.1, с.576.

[219] Святитель Василий Великий. Беседы на Шестоднев//Творения. М., 1845, .1, с.37-39.

[220] Святитель Ипполит Римский. Апостольское предание//Богословские труды. М., 1970, №5, с.288.

[221] Святитель Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1896, т.2, кн.1, с.496.

[222] Там же.

[223] В начале было Слово, с.271.

[224] Там же, с.266.

[225] Святитель Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1896, т.2, кн.1, с.142.

[226] Элиаде М. Космос и история, с.170.

[227] Элиаде М. Космос и история, с.94-95.

[228] Там же, с.229.

[229] В начале было Слово, с.259.

[230] Там же, с.262.

[231] Там же, с.264.

[232] Диакон Андрей Кураев. Куда идет душа. Раннее христианство и переселение душ. Ростов-на-Дону, «Троицкое слово»–«Феникс», 2001, с.99-114.

[233] Прайс Е.Б. Свидетели Иеговы. Калининград, 1994, с.91.

[234] Несмелов В.И. Наука о человеке. Казань, 1906, т.2, с.354.

[235] В начале было Слово, с.327.

[236] Там же, с.331.

[237] Там же, с.332.

[238] Там же, с.318.

[239] Там же, с.326.

[240] Там же, с.339.

[241] Там же, с.174.

[242] Там же, с.63.

[243] Там же, с.327 и 331.

[244] Протоиерей Савва Потехин. О тысячелетнем царствии Христа//Миссионерское обозрение. Журнал внутренней миссии. СПб., 1914, №3, с.438.

[245] «Нетрадиционные религии» в посткоммунистической России. Круглый стол//Вопросы философии. 1996, №12, с.5.

[246] Священник Александр Ельчанинов. Записи. Париж, 1962, с.30.

[247] Митрополит Антоний Сурожский. О встрече, с.215-216.

[248] Вера и жизнь. Журнал миссионерского союза «Свет на Востоке». 1993, №3.

[249] Священник Сергий Щукин. Современные думы//Вестник РСХД. №122, с.214-215.

[250] Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия. Киев, 1993, с.123.

[251] Сидоров А.И. Комментарии//Творения аввы Евагрия, с.302 и 340.

[252] В начале было Слово, с.105.

[253] Святитель Мефодий, епископ и мученик…, с.242-243.

[254] Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы, с.390.

[255] Авва Дорофей. Душеполезные научения и послания, с.50.

[256] Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица, с.64.

[257] Веббер Р. Э. Критика массового евангелистического христианства//Диспут. Историко-философский религиоведческий журнал. 1992, №3, с.85-93.

[258] Святитель Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве, с.70.

[259] Святитель Григорий Богослов. Творения. Ч.6, с.177.

[260] Святитель Василий Великий. Письма//Творения. Ч.6, с.77.

[261] Священник Сергий Щукин. Современные думы, с198.