2. Реалии духовной жизни: лики, маски, рожи

Не все, что сверху – от Бога

Слушая телевести об очередной секте, потребовавшей от своих членов преступлений, очень уютно чувствовать себя атеистом. Слыша о безумиях «Аум Сенрике» или швейцарского «Солнечного храма» так приятно в глубине души сказать: «Вот до чего может довести религиозный фанатизм! И как я мудр, что всегда сторонился от всех этих религиозных мод и течений!».

Но мудрейшие! Именно ваша рассудительность и теплохладность, ваша взвешенность и размеренность отдала тысячи детей сектантам! В вас (в нас) не нашли дети такой веры и такого идеала, на служение которому они готовы были бы отдать себя. Вы (мы) не смогли зажечь своих детей и тем обрекли их на сгорание в секте.

Вы не потрудились узнать хоть что-то о Евангелии и изнасиловали своей холодной умудренностью детскую жажду чуда и веры. Вы не дали детям элементарных знаний о Боге и о смерти, о душе и о дьяволе, о Свете и о подделках под него – что же теперь сетовать на то, что дети, не слышавшие от вас никакой музыки, пошли за первым встречным Крысоловом, прельщенные фальшивыми звуками его дудочки.

И не валите это на «засилие коммунистов». Дети «Белого братства» – это дети, воспитанные вами в годы религиозной свободы. Им сейчас от двенадцати до двадцати. Кто мешал вам два, три, четыре года назад дать им Евангелие? Сводить в храм? Научить молитве о родителях? Кто мешал – Горбачев? Гайдар? Коржаков?

Впрочем, согласен, вина государства и общественных структур в этой эпидемии есть. Но это не вина атеизма, не вина неверия. Это – вина всеверия.

Я прихожу к первоклашкам в обычную школу, а они с восторгом рассказывают мне все про те же «астральные тела» и Шамбалу. Зайду в пятый класс – услышу о том, что Христос прилетел на НЛО. В одиннадцатом со мной поделятся опытом боевых искусств Востока и медитации. В учительской… Ну, о чем говорят там – я уже сказал. Проповедь г-жи Цвигун потому и имела такой успех, что пришла она не на пустое место. Долго и любовно взращивала наша интеллигенция, сверяющая Евангелие по Рёриху, мечту о «живом воплотившемся Боге», который с равной легкомысленностью жонглировал бы словечками из православного лексикона и йогического волапюка. «Паломничества на Восток» захотелось? – Получите в лучшем виде: «Здравствуйте, дети! мы из «Белого Братства!».

Я сейчас приведу одно суждение, и попрошу читателя задуматься над тем – из какого источника я его взял. «Есть злобные нации, которые так явно разлагаются на глазах Мира! Ведь люди с хвостами отражают направление. Можно проследить даже по физическому строению, как вырождается нация: челюсть, скулы, руки, ноги, уши и различные другие признаки отражают явление вырождения».

Может ли такая фраза обретаться в Евангелии? Мог ли такое сказать Христос? Не мог? А взято это суждение из рёриховской «Живой Этики» (Мир огненный 3,18). И Рёрихи уверяют, что именно Христос или даже Учитель Христа приходил к ним на их спиритические сеансы и диктовал им Агни Йогу. От него они и узнали, что «человечество в большинстве своем состоит из двуногих»[118]…

А знаете, как Рёрихи повстречали того, кто назвал себя именем Христа? – «В 1919 году в Лондоне Рёрихи начинают проводить первые опыты по установлению диалога с Учителями, используя для этого методы спиритических сеансов…»[119]. Вот описание одного из таких спиритических сеансов Ю. Шибаевым[xlvi][120]: «Вечером 2-го июня 1920 года я был приглашен к художнику академику Н.К. Рёриху… Я не знал, что Николай Константинович и его супруга вместе с младшим сыном занимались спиритическими опытами… Меня попросили войти и сесть за столик. Столик нервно вздрагивал и подскакивал, и когда его спросили, кто это (был условлен стук: один раз – да, два раза – нет, три раза – усиленное да!). Учителя ли? – то столик подскочил и ударил один раз. Потом было последовательное сообщение букв. А именно, один из присутствующих называл в беспрерывном порядке алфавит, и когда произносилась нужная буква, то следовал стук. Так было собрано несколько фраз»[121].

«У нас был дивный сеанс. Н.К. нарисовал знак чаши, змеи и перстня в круге. Этот знак для того, чтобы узнавать по нему и ответному знаку других членов в других странах. После того, как все писали, мы сидели в темноте и стол очень быстро кружился… Замечательные стуки в столе, разные ритмы, движения!.. Вечером была Беседа, потом изумительные манифестации ритма стола и его левитации… Вечером у нас был дивный сеанс. Велено было вызвать маму для видений, и она приехала. После сеанса мы остались сидеть в темноте, и Е.И. (Рёрих) рассказала, какие поразительные физические явление сопровождали их первые лондонские сеансы. На головы сидящих падал дождь спичек, монеты, носовые платки, по комнате летали металлические предметы, ковры срывались с места и летали над головой, столик сам двигался, всем были даны монеты-талисманы. Давалось дивное Учение, было проявление громадной силы. Был у них один сильный сеанс, где им были продемонстрированы разные животные. Они все сидели на диване, в темноте, и слышали, как по комнате прошла собака и била хвостом по полу, прогалопировала лошадь, прошел слон и хоботом дотронулся до шкафа, прошла корова, летали птицы и царапали клювами о вещи, все звуки были поразительно отчетливы»[122].

Замечательно при этом, что сами Рёрихи настаивали, что они являются духовными учениками отца Иоанна Кронштадтского…

Полноте – да есть ли хоть один древний святой, который одобрительно отозвался бы о такого рода столоверчениях! Неужто и отец Иоанн Кронштадтский стучал по столу и волю Божию распознавал по ответным стукам? Нет, не с Христом повстречались Рёрихи, а с мелким духом-хулиганом, который прикрыл себя святым Именем.

Так что «голоса», «видения», «сны» и «откровения» не стоит в каждом случае считать гарантом истины. Не всякий необычный «духовный» опыт доброкачественен…

Незнание Бога мстит за себя. Заигрывание с верой и легкомысленный флирт со всеми религиями подряд тоже бесследно не проходят. Ну, не все дороги ведут к Небу! Не все!

Не все то, что пишет на своем челе «духовность», даст вам Бога. «Духовность» – она и от иных «духов» питаться может. А у тех два любимых занятия. Первое – властвовать над человеком, уверяя его к вящей потехе своих собратий, что на самом деле никаких «чертей» и нет. И второе – рядиться под Христа и убеждать доверчивого поклонника, что свет болотной гнилушки и есть сияние Горнего Иерусалима.

Простите за резкие слова. Но в религии пахнет не только ладаном. Здесь пахнет и потом, и кровью. Религия – очень опасная реальность. «Духовное пространство» – это пространство войны. Здесь легко не заметить ловушки, легко подставить себя под удар, думая, что ты попал в чьи-то ласковые объятия. Как на всякой войне, здесь есть свои раненые.

Вот и заполнилась религиозно одичавшая Россия инвалидами духовной войны, что выдают себя за пророков и спасителей…

Если же Вы не хотите однажды увидеть Вашего малыша целующим ноги очередного кумира («преподобного Муна», «пророка Иоанна» и т.п.), найдите ему Евангелие, почитайте его вместе. И не пропустите то место, в котором некий дух, названный Достоевским «страшным и умным духом, духом самоуничтожения и небытия», искушает Христа цитатами из Библии… Может быть тогда, и не произойдет конец света в одной, отдельно взятой семье – хотя бы в Вашей.

«Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним… Иисус сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10,13-16).