Осторожно: валеология

В педагогических ВУЗах и в школах появился новый предмет: «валеология». Официально валеология – это «наука о здоровье». Она преподает правила гигиены, здорового образа жизни, основы экологической грамотности. На деле же во вполне здравые советы постоянно вкрапляются оккультные рекомендации и интонации.

С точки зрения религиоведческой валеологические рекомендации – это несомненный «Нью Эйдж» (New Age; «Новый Век»).

Что такое Нью Эйдж, предоставим объяснить самим адептам этого течения: «Больше всего философия Нового Века взяла из восточных религий. Но ориентальный путь к вершинам духа и физической гармонии связан с отречением от всего, что составляет жизнь современного человека. А «Нью Эйдж» предлагает такую систему тренинга и работы над собой, которая позволяет достичь той же степени совершенства, не требуя никакого отказа от обычной жизни… Пожалуй, единственным противником этого движения остается официальная Церковь, поскольку холистические идеи начинают составлять конкуренцию традиционной религии»[128].

Свою связь с этим мистико-религиозным и вдобавок антихристианским движением не скрывают и сами валеологи. Например, в одном из пособий по валеологии читаем апелляцию к такому опыту: «Валеологическая школа №450 Санкт-Петербурга. Директор Колигман Н. И. Цель школы – формирование готовности жить и действовать в рамках международных программ «Здоровье подростка», Helth education, New Age»[129]. Или: «Валеолог Павлова Е. Н. в школе № 192 Санкт-Петербурга ведет семинар «Обретение внутренней силы». Основой семинара является «Наука Разума». Это – международное духовное движение»[130].

По признанию валеологов, «в основу педагогической валеологии нами положены идеи единого закономерного мирового процесса, так как они наиболее адекватны современной антропокосмической картине мира, герметической философии (универсальная система знаний, философия постижения человеком глубинной философии самого себя и Вселенной, фундаментом которой являются семь герметических принципов «Изумрудной скрижали» Гермеса [около 2 тыс. лет до Р. Х.])»[131].

Непонятно, что же именно показалось адекватным современной научной картине мира доктору педагогических наук, доценту факультета экологического и валеологического образования Государственного университета педагогического мастерства Санкт-Петербурга Л. Татарниковой в герметических трактатах. Стиль этих трактатов ясен из такого, например, фрагмента: «Бог-Ум, будучи мужеженщиной и являясь жизнью и светом, породил словом другой Ум – Демиурга, который, будучи Богом огня и дыхания, сотворил семь Управителей, охвативших чувственный мир своими круговращениями, а Управление их именуется судьбой. Тотчас же Слово Божье воспрянуло от падающих вниз элементов к области чистого творения природы и соединилось с Умом-Демиургом, ибо было единосущно ему, падающие вниз элементы остались бессловесными, так что стали лишь материей»[132].

Кроме того, от доктора наук можно было бы ожидать элементарной осведомленности в истории текстов, на которые она опирает свою систему. Не за 2 тысячи лет до Рождества Христова возникают герметические трактаты, но в начале нашей эры. Историческая наука помнит, что еще в 1614 г. в лондонском издании книги швейцарского филолога Исаака де Казобона «Prolegomena in Annales» было выяснено, что герметическая литература появляется на рубеже эр, в эллинистический период истории Египта[133], а «библия» алхимиков и теософов – «Изумрудная скрижаль» – еще позже (иногда ее возникновение относят к средневековью). Герметизм представляет собой страницу не столько египетской религии, сколько греческой литературы (Ф. Зелинский представляет герметизм как «образчик той греко-египто-еврейской смеси, которой пробавлялось суеверие эллинистической эпохи»[134]). Так что, чрезмерно преувеличивая древность герметизма, г-жа Татарникова просто впала в то состояние, которое замечательный историк И. С. Клочков назвал «хронологическим экстазом»[135].

Впрочем, для того, чтобы вполне оценить ссылку на герметизм как на основу валеологии, надо знать не только то, что говорят о герметизме ученые, но и то, что говорят о нем сами оккультисты. Например, самый приближенный рериховский ученик А. Клизовский пишет: «Первоначальным источником высшей эзотерической мудрости для человечества белой расы нашей планеты есть «Изумрудная скрижаль» Гермеса Трисмегиста, которая послужила основой для всех учений, философий и религий нашей расы. Моисей, будучи посвященным в высшую эзотерическую мудрость египетскими жрецами, изложил ее для евреев в Каббале. Другим подобным источником является восточная доктрина, и в последнее полустолетие – «Тайная Доктрина» Блаватской. Других источников, из которых человечество могло бы черпать знания о тайнах мироздания, нет»[136].

Как видим, отнюдь не научность привлекла валеологов в герметизме. Наука здесь ни при чем. Честнее Татарникова говорит в другом месте: «Валеологическая парадигма «Человек – Космос» основана на эзотерических предпосылках»[137].

Но если таков источник валеологии, то нетрудно догадаться, какова ее цель. «Конечная цель валеологического воспитания школьников – сформировать личность человека «Ноосферы»»[138]. В ходе обучения дети придут к принятию оккультного пантеизма и анимизма: «И главный вывод, который делают на уроках учащиеся: «Жизнь во вселенной едина и присутствует везде»»[139]. Это принципиальное утверждение валеологов и оккультистов нужно помнить для того, чтобы миновать расставляемую ими языковую ловушку.

Любимый тезис оккультистов: «Нужно воспитывать космическое сознание, нужно обратить человека к исследованию Космоса». А поскольку все знают, что живем мы в «эпоху космических полетов» и замечательных успехов астрофизики, то валеологи (рёриховцы, теософы, антропософы и т.п.) кажутся людьми, поддерживающими движение науки. На деле же в слово «Космос» они вкладывают совершенно иной смысл: «Космос» для них – это мир внеземных духов, «Космическая Иерархия». И исследовать этот «Космос» нужно не с помощью радиотелескопов и спутников, а с помощью медитаций, «голосов» и «видений».

Итак, валеология вырастает из оккультного мистицизма и ведет к нему же. Перед нами очередной вариант разбавленной теософии, в свою очередь являющейся разведенной каббалистикой.

Конечно, в валеологических книгах рассыпаны комплименты в адрес христианства[xlix][140]. Но было бы ошибочно думать, что именно на христианство ориентируют слова вроде: «Мир вступает в Эру Свободного Духовного Творчества»[141]. Нет, не в Боге Библии видят опору духовной свободы валеологи: они взывают к иным духам. «Именно в часы общения со Вселенским разумом у девочки только и начинают шевелиться скрытые силы, что дремлют в душе юной женщины»[142] [l]. А уж что стоит за выражением «Вселенский разум» у современных оккультистов – хорошо известно. И потому совсем не удивляешься, когда замечаешь, что контакт с этим «разумом» почему-то связан с возбуждением половой сферы: «Всестороннему осмыслению в старших классах идей русского космизма, философии свободного духа способствует осмысление в курсе «Валеология интимных отношений» идеи существования в мире единых первооснов и соборной духовности антирелигий»[143]. Понимает ли сама г-жа доцент, что она имеет в виду, когда пишет о «антирелигиях»?

Впрочем, во что верит валеология и из какого источника черпает она свое вероисповедание, и не скрывается. «Вот чему учит нас древняя Мудрость Востока. Наша планета, как и всякая другая, состоит из трех миров. Первый из них – это физическая часть планеты: наш земной шар. Он называется Миром Плотным или физическим. Второй мир – это «тонкая часть» планеты: мир чувств, желаний, эмоций. Этот мир называют Миром Тонким или астральным. И третий мир – это мир мысли: он называется Миром Огненным. Все три мира совмещаются концентрически один в другом, образуя сложное тело планеты. Такое строение напоминает русскую матрешку. Таким образом, наша планета Земля состоит из плотной физической материи, проникнутой сферами тонкой и огненной материи. Все виды материи проникают друг в друга. Все три сферы планета, все три Мира ее – населены. Живущие в одном мире не видят других Миров и не ощущают их. Но они переходят из одного Мира в другой – умирая в одном, они нарождаются в другом. В каждом из этих миров человек имеет свое тело. Во время сна тонкое тело отделяется от физического и уходит в Тонкий Мир. То же самое происходит в момент смерти человека. А ты что думаешь по этому поводу?»[144]. Лично я думаю, что перед нами конспект «Агни Йоги» Рёрихов.

И мера корректности валеологов в обращении с исторической реальностью и с источниками точно равняется мере корректности теософов и рёриховцев в этом вопросе[li][145]. Как дивно врут валеологи, видно из такой фразы: «Если для греков тело было храмом души, то в эпоху средневековья оно стало ее темницей»[146]. Вообще-то именно греческие философы называли тело темницей для души, пользуясь созвучием этих слов в эллинском языке (svma – тело; shma – могила): «Тело, или плоть (svma), подобно могильной плите (shma), скрывающей погребенную под ней… душу… душа терпит наказание, – за что бы… она его ни терпела… находясь в теле, как в застенке… пока та не расплатится сполна, и тут уж ни прибавить, ни убавить ни буквы» (Платон. Кратил, 400 с).

Один из последних языческих поэтов – Паллад – в V веке «высмеивает христианских монахов – но не за то, что они аскеты, а за то, что они недостаточно аскеты… Этот автор… с такой страстью называет тело болезнью, смертью, роком, бременем… тюрьмой и пыткой для души… что становится ясно: не этому «последнему язычнику» и не его единомышленникам и братьям по духу защищать права мудрой естественности против христианского аскетизма… Паллад признает не очищение плоти, а очищение от плоти – смерть: «Когда же душа вырвется из тела, как из узилища смерти, она бежит к богу бессмертному»»[147].

Это восприятие телесности было оспорено апостолом Павлом: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога?» (1 Кор. 6, 19). Язычники могли лишь с презрением относиться к таким словам о плоти, какие встречаются, например, у Тертуллиана: «Душа не может предстать перед Небесным Женихом нагою. Она имеет свою одежду, свое украшение и своего раба – плоть. Плоть есть истинная невеста. И никто так не близок к тебе, как она. Ее ты должен любить больше всего после Бога. Начни же любить плоть, когда она имеет Творцом своим столь превосходного художника. Можешь ли ты себе представить, что Бог вложил в какой-либо презренный сосуд тень души своей, дыхание своего духа и чтобы он осудил его на изгнание в поносное место?»[148]. Именно потому, что христиане проповедовали покаяние, они видели источник греха в своей собственной свободной воле, то есть в душе, а не в теле: «От меня никогда не услышишь ты, чтобы плоть была зла»[149].

«Тело как могила души – идея орфико-пифагорейская»[150], а отнюдь не христианская. Странно, что теософы, обычно мыслящие себя продолжателями пифагорейских и орфических «посвящений», вдруг забыли, что именно их «учителя» проповедовали то, что теософы приписывают христианству и высмеивают в нем… Именно орфики («древнегреческие посвященные», с точки зрения теософов) учили, что Титаны растерзали младенца Диониса. От Титанов же произошел человеческий род, а потому наше естество «состоит из двух элементов – титанического и дионисического. Первый тянет нас к телесному, к земному. Второй – к возвышенному»[151]. Христианство же при взгляде на тело никогда не испытывало столь мрачных ассоциаций. Да, мы вкушаем Плоть Богомладенца – но по Его воле. Титаны захватили и растерзали Диониса. Христос Сам дал Свою Плоть. И потому наше тело – не тюрьма для частицы Христовой, а храм.

Поскольку же валеологи будут уверять, что и пифагорейцы, подобно герметистам, были создателями очень научной картины мира, наиболее «адекватной современной антропокосмической картине мира», приведу для сведения лишь один пифагорейский тезис: «Гром, как говорят пифагорейцы, гремит ради угрозы тем, кто находится в Тартаре, дабы они испытывали страх» (Аристотель. Вторая аналитика 11, 94b34).

Впрочем, лишь о христианстве валеологи говорят в заниженных интонациях. Для всех других учений, мифов и суеверий у них находятся совсем иные краски. И цыганские гадания, по их уверению, очень научны[lii][152], и антропософия Штейнера хороша («весьма интересна вальдорфская педагогика»[153]), и дианетика Хаббарда[154].

Учение же Порфирия Иванова, с точки зрения валеологов, просто жизненно необходимо. В учебнике «Валеология. Избранные лекции», рекомендованном Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, обращение к учению Иванова рекомендуется четырежды, причем одной заглавной буквы для выражения восторгов по поводу доктрины Иванова не хватает: «Система П. Иванова завоевала большую популярность не только из-за личности УЧИТЕЛЯ, но и благодаря его жизненной, приближенной к естественному миру, методике»[155] [liii].

Во втором издании этого же «учебника» поясняется: «Жизнь – ради чего ты должен жить. Для этого «надо поменять поток сознания людей, как говорил Порфирий Корнеевич Иванов, известный народный мыслитель, один из пионеров природного оздоровления человека»[156].

Творческое и критическое мышление валеологи рекомендуют лишь при перетолковании христианства. Но Порфирия Иванова можно лишь слушаться и исполнять все без творческой отсебятины. Здесь уж детей уверяют, что «важно выполнять каждый совет «Детки» буквально… Самая характерная ошибка – это стремление выполнять только часть правил, делить их на обязательные и необязательные… Другой характерной ошибкой являются попытки модифицировать «Детку» для себя… Не бойтесь холодной воды. Она же живая! Как всякое живое существо, холодная вода может помочь, а может и «наказать», «скрутить в бараний рог». Все будет зависеть от готовности человека войти с ней в правильное «общение»… На протяжении многих лет П. К. Иванов вел дневниковые записи, фиксировал свои мысли, размышления. Они пока ждут исследователей и публикаций. Будем надеяться, что последователи оздоровительной доктрины П. К. Иванова сделают все возможное, чтобы люди обстоятельно познакомились с жизнью и учением этого удивительно прекрасного человека – Порфирия Корнеевича Иванова»[157].

Напомню, что Бойль свой закон о перепаде уровней воды в сообщающихся сосудах формулировал именно ради того, чтобы отбросить представление о воде как о живом существе. Не потому меняется уровень воды, что «природа не терпит пустоты», не страхом движется водяной поток; он движется потому, что… (см. учебники по физике). Наука возникла в полемике с анимизмом и оккультизмом. Если бы люди полагали, что «всюду жизнь», всюду духи – то не было бы у нас физики, и химии, но и по сю пору изучали бы мы лишь разные аспекты «ангелологии» и «демонологии»[158]. И это вполне соответствовало бы заветам каббалистики. В иудейской мистике считается, что причина роста растений в том, что «Каждая былинка имеет ангела-хранителя, который властно повелевает ей: «Расти!»»[159]. Это значит, что понять рост и движение былинки можно лишь угадав волю ее Ангела. Современные оккультисты в таких случаях говорят об «эгрегоре» или «элементале». Но это ни на йоту не приближает их к научной биологии.

Напомню также, что Порфирий Иванов считал себя «Богом Земли»[160] и даже воплощением Бога Отца. Да, это Христос был всего лишь воплощением Бога Сына. А вот Иванов это Сам Отец. По крайней мере так он сам пишет в своих дневниках: «Бог Вечный явил Себя в лице Учителя. Никто не знал, Кто Бог земли. Люди жили рядом с Ним и не могли понять Кто Он есть. Сын в Лице был – это Иисус Христос, а Отец в Лице еще не был ни разу на земле. И теперь Он пришел и явился в лице Учителя… Эта книга, Библия, писала в свое время, что настанет час – с Востока Человек придет, будет рассказывать, Ему никто верить не будет. А будет против Него созданное законом гонение, и впоследствии Ему не дадут права пользоваться словом, Его признают за Его Идею больным. А – это есть Он. Это Нечто такое в жизни: не человек ходит по земле – Сам родившийся в Природе Бог земли!»[161] «Это я есть истина, обо мне что я есть Бог этому бугру, этому месту»[162].

Понятно, что ивановцы к такому «богу бугра» должны припадать с молитвой: «Если веришь этому учению, то проси меня как Учителя: «Учитель мой дорогой, дай мне мое здоровье!» Проси с душой и сердцем, и никогда в обиде не останешься, а все, что следует, получишь»[163]. Что же касается дневника П. Иванова, то достаточно прочесть лишь его первую страничку без редакторской правки: «1967 года 2 апреля 12 часов ночи праходят 1-го числа уремя Я начинаю переходит за закалку описоват постараюс к 50 лет октябрю молодежи представит за свою работу за свое учение какую я получил в этом сам ползу и другому человеку что то даст впоследствии по моему излогу по Иванову выводу мы должны за это дело узятся все общеми силами и может быт мы не это раскроем уприроде чего нам нашел Иванов унего мысел не такая как унас свами воюем сприродою и хочем ее своими индивидуальными силами доказат Иванов говорит наша болшая у этом деле ошибка…»[164].

Что ж, действительно, «мысел унего не такая как унас свами». Но зачем же психически больного человека[liv] выдавать за «Учителя»?!

Самое печальное в том, что ничего необычного в феномене Иванова и моды на «ивановство» нет. Таких самозваных «христов» в мире весьма немало. «Если бы речь шла о паре-другой буйнопомешанных, их можно было бы не принимать во внимание. Но дело в том, что число адептов современных «божеств», явившихся в нашу юдоль печали, по самым последним подсчетам перевалило за 15 миллионов», – пишут французские исследователи[165].

Имена некоторых из них уже слышны и в России, и они, без сомнения, со временем появятся на страницах валеологических книг. Поэтому хотя бы о парочке «мессий» предупредить не лишне. «Самый знаменитый и популярный новый мессия – Сатхья Саи Баба из Путтапарти (Южная Индия) – сообщает «Литературная газета». – У этого представительного 68-летнего «Христа», учению которого следуют в разных странах 10 миллионов «избранных», густая черная шевелюра. На публике он появляется обычно в оранжевой тунике, на троне, с шелковой подушечкой под ногами. Начиная с 70-х годов он стал распространять пасторское послание, в котором есть такие слова: «Саи Баба так любил мир, что послал сына своего Иисуса Христа спасти всех, кто в него верит». У одного из фанатичных последователей Бабы жена ждала ребенка. Бабу спросили, кто родится: мальчик или девочка. Саи Баба уверенно ответил: «Мальчик». Но родилась девочка. Выходит, Саи Баба ошибся? Ничего подобного! Он заявил, что у этой девочки душа мальчика»[166].

«Секта с «уфологическим уклоном», возглавляемая Раэлем, официально провозглашенным «новым еврейским мессией», основана им 25 марта 1993 года в Иерусалиме у Стены Плача, – читаем в той же «Литературной газете». – В тот день последователи Раэля приняли решение писать название страны по-новому: не Израиль, а «Ис-Раэль». Настоящее имя Раэля – Клод Варийон, он француз, родился в 1946 г., был певцом, журналистом, автогонщиком, но потом, после встречи с «инопланетянами» коренным образом изменил свою жизнь. По рассказам Раэля-Клода, он был похищен инопланетянами, которые прокатили его на летающей тарелке по небесам, где он встретился с Иисусом Христом, Магометом и Буддой. После чего он и стал Учителем, гуру, а теперь еще – и мессией»[167].

«Инри Христос внешне очень похож на традиционного Иисуса. К людям он выходит в длинной белой тунике. Волосы до плеч и борода. На религиозную сцену вышел 28 февраля 1992 г.: явился во время богослужения в бразильский кафедральный собор и с криками стал опрокидывать скамьи. В полицейском участке зачинщик драки скромно представился: «Иисус, Божий Сын». В действительности его имя Алваро Таис и он хорошо известен бразильской полиции как закоренелый злоумышленник, неоднократно судимый за мошенничество, спекуляцию валютой и т.п. Инри Христу, страстному любителю порножурналов, несмотря ни на что, удалось организовать Верховный Вселенский Орден Святой Троицы и его филиалы в разных уголках земного шара. «Подлинный Христос – это я, – заявляет он повсюду. – А Иоанн-Павел II не что иное, как исчадие Апокалипсиса»»[168].

Так что Порфирий Иванов оказался во вполне многочисленной компании. И валеологам, как и всем «ньюэйджерам» и оккультистам, будет на кого переориентироваться, если они заметят, что имена Рёрихов и Иванова более не завлекают людей. Валеологи не считают для себя обязательным быть элементарно последовательными.

Кроме того, они очевидным образом не считают себя связанными ни логикой, ни требованиями научной доказательности. Для валеологической литературы (как и вообще для современной оккультной письменности) характерна какая-то шизофреничность. Идут поначалу вроде бы вполне здравые рассуждения, применяются вполне логичные и научные методы исследования. Один тезис достаточно логично увязываются с другими. Но вдруг воля автора (не логика рассуждения, а именно идеологическая воля) заводит его на какую-то аномалию. Разум отключается. Вместо аргументов начинают звучать призывы, и обилие восклицательных знаков восполняет отсутствие доводов.

Вот несколько отрывков из докторской диссертации по валеологии: «Среди множества грозных заболеваний конца ХХ века еще одним будет космический вирус «хламидии» – название состоит из 8 букв. Цель этого вируса – нарушить планетарное равновесие, гармонию, внести разрыв в 3 Ипостасей личности, т. к. 8 – число космической нумерологии, несущее человеку и всему гармонию, равновесие между Космосом и Землей. Верхняя петля восьмерки – это Космос – т.е. потоки, идущие на Землю, на человека от Космоса; а нижняя петля – это связь человека, с Землей, потоки, идущие от земли в Космос, т.е. излучения; если мы посмотрим на смысловую нагрузку этого слова (вируса) и поставим диагноз «хламидиоз» – то выйдем на число 9 – а это тройная Божественная сила как в человеке, так и во всем. Итак, смысловая нагрузка этого слова несет заключаемую в ней разрушительную силу потока излучений, направленную на разрыв или разрушение 3-х Ипостасей в человеке. А три Ипостаси это и есть «Тело – Душа – Разум». В данной ситуации вирус проникает в человека через его разум – мыслительные процессы и через мыслительный процесс, попадая в ток кроветворной системы, постепенно начинает оказывать свое разрушительное действие на органику личности, в конечном счете полностью разрушая личность человека»[169]. «Обратите внимание на корень этого выражения «хлам». Само слово говорит за себя! Мой зараженный организм должен быть уничтожен мной самим. Или хлам/иди/оз (иди очистись от зараженного хлама), т.е. равносильно – иди, очистись, еще есть время, очисти свой Разум, душу и тело! И будешь спасен!!! Только гармония Души, Тела и Разума спасет человека в «эпоху Водолея!»»[170] «Этот вирус не живет в Космосе, хотя он и называется космическим, а живет в околоземном и на земном экологическом уровне-пространстве. Это более плотная по своей форме субстанция, но проникает воздушным путем! Поэтому и родилась она на стыке двух эпох («Рыб и Водолея»)»[171].

Это что – наука? Хорош был бы участковый терапевт, если бы он от ангины лечил подобным «нумерологическим» методом, подсчитывая, сколько букв в слове, обозначающем болезнь, и назначая лечение в зависимости от усмотренных им ассоциаций с другими словами!

Пред нами обыкновенная оккультная истерика. Не случайно соискатель докторской степени предупреждает, что «хламидии – это космический вирус, вернее сказать, вирус в оболочке разума, но это вирус не космический, он Космический»[172].

Ну, а где нынче слово «космос» пишется с большой буквы, там подразумевается «Космическая Иерархия» и прочие оккультные игрища. Так что диссертант довольно откровенно предупреждает о том, на каком языке он говорит. Научную вирусологию просят удалиться за дверь – ибо ей ни к чему слышать эзотерические повествования об «энергомыслях самого вируса»[173].

Так где же валеология черпает свои «Космические» знания?

Сыктывкарский соискатель степени доктора медицинских наук так определяет источник своей информации: «Эти предположения были подтверждены полученной информацией с энергоинформационного поля, 11.12.96 принятой Сафоновой З.Д. и названной как «Гармония 3-х Ипостасей против вирусов ХХ века». Как следствие пораженного Разума и Души Человека появляются заболевания Души Человека, информация о них также принята с энергоинформационного поля Сафоновой З.Д. 5.3.97»[174].

Если с жаргона современного оккультизма выражение «контакт с энергоинформационным полем Вселенной» перевести на обычный язык, то получится все довольно просто: г-жа Сафонова слышала голоса. И некие духи объявили ей, что именно ей надлежит спасти человечество…

Очевидно, из того же источника взята и цифра, согласно которой «30% землян уже вступили в контакт с этим вирусом»[175].

И методы лечения столь странного разумного вируса, сведения о котором почерпнуты, правда, из весьма неразумного источника, не менее странны. Оказывается, «схема лечения третьей стадии будет дана, если земляне этого заслужат!!!»[176] Впрочем, уже сейчас рекомендуется «месячный массаж людьми очень Святыми»[177].

Кончается эта докторская валеологическая «диссертация» призывом: «Научить читать Молитвы! Обязательно – несколько раз в день. Детей лечить в присутствии родителей. Установить, отчего заболел ребенок, выявить кармические узлы. Это высший метод восстановления информации»[178].

Защита в московском Всероссийском научно-исследовательском центре традиционной народной медицины «ЭНИОМ» прошла успешно. Научным консультантом диссертации был проф. Я.Г. Гальперин. Официальными оппонентами – проф. Р.П. Татаринцева, проф. В.Н. Егозина, проф. Е.Д. Кузнецов. Имена этих людей, предавших науку и ввергающих детей в мир каббалистики и оккультизма, достойны того, чтобы запомнить носителей их и учеными впредь не считать[lv].

В мир оккультной сумасшедшинки валеологи иногда приглашают детей незаметно. Вот составленный ими и изданный стотысячным тиражом (!) учебник для малышей «Уроки Айболита». Хорошая книга. Насторожиться заставляет только последняя страничка. На прощанье детям предлагается анкета-тест. Надо дописать незаконченные предложения: «1. На свежем воздухе я… 2. Мама меня часто… 3. В школе я… 4. Заигравшись, я забываю… 5. Аппетит у меня… 6. Иногда я чувствую себя… 7. Утром я просыпаюсь… 8. Телевизор я смотрю… 9. В сауну я… 10. Обливаться холодной водой я… 11. Простуда меня… 12. Свои руки я… 13. Сплю я лучше, когда… 14. Зубы свои я… 15. Заниматься спортом я… 16. Больше всего я люблю…»[179].

Непривычно для русской этической культуры такое яканье. Но дело даже не в этом. Пусть ребенка приучают к рефлексии, самоосознанию. Ничего дурного в этом нет. Его учат следить за своим телом и его состояниями. На следующем этапе его будут приучать к тому, чтобы следить за состоянием своего психического мира. И в этом нет ничего дурного. И христианство призывает: «Войди в келью сердца твоего». Вопрос в том, куда после этого человек выйдет. Научив детей концентрации внимания на своих внутренних состояниях, валеология затем преподаст школьникам уроки медитации и йоги, и полетят их души в астрал…

Вот еще богато иллюстрированная валеологическая книжечка – «Тайна пирамиды здоровья». Муравей по имени Свати встречается с жителями земли, наконец говорит с ней самой: «Земля, мне кажется, что ты дышишь. Ты что, живая?» Земля сразу ему ответила: «Конечно. А кто же дает жизнь всем растениям, деревьям и цветам… Люди болеют, потому что из Меня все время выкачивают нефть и газы, которые Мне тоже нужны. Выкапывают уголь, который Я миллионы лет заготавливала». Последняя же встреча – с Огнем. Так и положено по «Агни Йоге» (йоге Огня).

Костер дает завершающий урок первой ступеньки пирамиды посвящений: «Когда огонь покидает нас, то мы умираем. Похожее случается и с людьми. У человека тоже внутри есть огонь – любовь. Жизнь будет, пока этот огонь горит. Человек без огня, как и костер, становится пеплом. Но это не беда, из пепла он может возродиться, как сильная и красивая птица Феникс»[180]. Как видим, и здесь ребенку прививаются идеи анимизма, пантеизм, даже учение о будущих реинкарнационных возрождениях. Та заглавная буква («Ты», «Я»), которая пристала лишь речи о Творце, здесь переходит к твари. Готовится ребенок и к восприятию учения об «огненном мире».

Но неоязычество не было бы само собой, если бы остановилось лишь на рассказах о «новой духовности». Нет, оно торопится перейти к оккультной практике. Валеологи исходят из того, что «сверхвозможности человека заложены в его биоэнергетическом поле. Задача состоит в том, чтобы найти метод активизации для каждого конкретного человека»[181].

Итак, задача видится не в информировании человека (любая религия имеет право информировать о себе школьников). Задача – в «активизации», в вовлечении детей в некий новый духовный опыт «сверхвозможностей». Упоминание о «сверхвозможностях» совсем не случайно: по учению теософов и «нью-эйджеров» они во взаимодействии с «духами космоса», то есть с «ноосферой», созидают на земле новую, «шестую», расу сверхчеловеков с оккультно-экстрасенсорными возможностями[182].

Для этой цели годится не только проповедь. Используется «музыкальный фон для массажа, релаксации, медитации, йоги»[183]. Используется и прямое внушение и вторжение в сознание детей: «суггестопедия»[184], «гипносуггестивные компоненты уроков»[185], «нейролингвистическое программирование личности»[186].

Это означает, что валеология предполагает не только информирование детей о некоторых религиозных традициях (что разрешено законом), но и вовлечение их в религиозную практику (что законом запрещено совершать в школе), причем – без согласия самих детей и без уведомления их родителей (что уже просто является преступлением).

Это уже не просто секточка, окопавшаяся в одной из школ усилием директрисы-активистки или парочки учительниц-энтузиасток. Перед нами – серьезная программа, реализуемая на федеральном уровне. В педвузах уже открыты кафедры валеологии. В ученых советах защищаются диссертации по валеологической педагогике. Уроки по валеологическому воспитанию ведутся с первых классов и до выпускных.

В учебнике С.В. Попова «Валеология в школе и дома» учтены рекомендации Татарниковой. Среди методов, которыми валеологические взгляды должны вводиться в сознание детей, рекомендуются: «Метод субсенсорных воздействий, основанный на эффекте суммирования большого числа повторяющихся слабых (подпороговых) сигналов; гипнопедия – обучение в естественном или внушенном сне (гипнозе); суггестокибернетический метод… Достаточно подробное описание упомянутых методов и их валеологическая характеристика даны в книге Л.Г. Татарниковой «Педагогическая валеология»[187]. Уже этого достаточно сказать, что валеология – это «педагогика со ВЗЛОМОМ»[lvi][188].

В этом, на первый взгляд, вполне безобидном учебнике, проглядывает вполне определенная идеология, глубоко враждебная христианству. Так, по мнению автора, «здоровье – самая большая ценность, данная человеку Природой»[189]. Если бы речь шла о телятах и поросятах – то эта фраза была бы верна. Но стоит ли высшую ценность человеческой жизни видеть в чисто физиологическом благополучии? С.Попов, очевидно, никогда не пережил светлую правдивость строк Федора Соллогуба:

День только к вечеру хорош.

Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти.

Закону мудрому поверьте:

День только к вечеру хорош.

С утра уныние и ложь,

И копошащиеся черти…

Закону мудрому поверьте:

День только к вечеру хорош…

Нет, не здоровьем вошли в историю Рублев и Достоевский, Ломоносов и Владимир Соловьев. Не Шварцнеггер – самый ценный и самый одаренный из людей…

Православная Церковь не против заботы о здоровье тела. В отличие от гностических сект, православная традиция считает тело добрым созданием доброго Творца. Сама сложность человеческого тела псалмопевцем воспринимается как повод к благодарению: «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен» (Пс. 138,14). И забота о нормальном состоянии этого Божия дара может быть только приветствуема. Но если эта забота становится исключительной – то она становится бесчеловечной….

Впрочем, при знакомстве с валеогическими учебниками порой кажется, что написаны они какими-то инопланетянами, живущими не в нашей стране. Дело в том, что «пик здоровья» (этим термином медики обозначают время наибольшего расцвета физических сил человека и его наименьшей податливости по отношению к болезням) за последние 10 лет сместился с 25-27 лет к 13-14 годам. Это означает, что уже из школы люди зачастую выходят с букетом хронических заболеваний. В этих условиях недостаточно учить детей заботиться о здоровье. Еще детей надо учить болеть.

Болезнь выбивает человека из привычной среды общения, из привычной колеи жизни. Болезнь сдирает с лица привычную маску, не позволяет катить по колее знакомой социальной роль. Если мальчик привык считать себя дворовым Пеле, а болезнь не позволяет ему больше бегать с мячом – ему тяжелее будет переносить не столько физическую боль, сколько падение своего престижа в глазах друзей, отлучение от привычных мест и форм мальчишеского общения… С каждым годом растет «скамейка запасных» на школьных уроках физкультуры. Все больше детей вынуждены заниматься по «спецпрограммме». Как уберечь детей от отчаяния, от озлобления? Вот тут бы и рассказать им о том, что любой человек глубже, чем его социальная роль. Тут уроки христианской антропологии, предлагающей в каждом человеке видеть Богообразную глубину, были бы просто целительны.

Несмотря на все декларации о «гуманизме» и «гуманности» валеологии, «почему-то никто не задумался о последствиях такого обучения, когда внимание ребенка концентрируется на его собственном здоровье. В сегодняшних условиях. когда многие дети недоедают и больны по причинам голода, если они будут все время сосредоточиваться на своем здоровье, акцентируя психику на собственном физическом состоянии, то это может стать катастрофой для их психического состояния – они просто будут акцентуированы на своих заболеваниях. Дать такую установку здоровому ребенку – это значит, озадачить его: здоров он или нет. заставить прислушиваться к себе – когда он заболеет, сегодня или завтра. Говорить же об этом больному ребенку – значит вообще погубить его: он больше ни о чем думать не будет, кроме как о собственных болячках! Валеологи строят свои программы на идее телоцентризма, что в итоге приведет к ослаблению, а то и разрушению здоровья, физического и особенно психического», – предупреждает об этой грани валеологической угрозы доктор педагогических наук И.Д. Лушников[190].

А как научить ребенка обходиться со своей болью? Просто скулить, ненавидеть свою болезнь и завидовать тем, кого болезнь не коснулась? Или же сказать, что через боль человек растет быстрее, чем через спокойно-невозмутимый образ жизни? Но именно больных детей не замечает валеология. А ведь рекомендация чистить зубы после еды никак не более важна, чем беседа с изъяснением булатовских строчек: «А душа, уж это точно, ежели обожжена – справедливей, милосерднее и праведней она»…[lvii]

В чем отличие страданий христианина от неверующего человека? Ведь и атеисты страдают не меньше. Но вот вопрос – способен ли человек увидеть смысл в своей боли? Нравственное достоинство человека вообще в очень решительной мере определяется тем, насколько он способен оправдывать собственные страдания. «Разве мало ли скорбей переносят и те, которые не ищут спасения?»[191].

Христианин лишь знает, что скорбь дается не для того, чтобы от нее поскорее избавиться, а для того, чтобы научится в ней – жить, жить по человечески, и выйти из опыта боли более человечным, чем вошел в него.

Каждое страдание – это не темный и пустой коридор, который надо поскорее перебежать до следующего светлого уголка; это – класс, в котором надо чему-то научиться. Вспомним, кстати, отнюдь не поверхностную мысль К.С. Льюиса о том, что все религии зародились в мире, который не знал анестезии и хотя бы потому имел не меньший нашего опыт страданий, которые, однако, не приводили его к атеизму.

Новорожденного шлепают, чтобы он начал плакать, иначе он не сделает усилие для первого вздоха. Так и Богу приходится причинять нам боль, чтобы мы почувствовали потребность в дыхании.

Будет день, я узнаю:

Так Господь меня спас.

Вырвал с кровью, исторгнул

Против воли души

Из трясины восторгов

И прельстительной лжи.

Бросил в холод, в бессилье,

Мглу на голой земле.

Или проще – в Россию:

Вся Россия – во мгле.

Чтобы ночью глухою,

Находясь вне игры,

Видел свет над Москвою

Из России – из мглы.

С теми, с кем я в неволе

Был сведен на позор,

Чьей я жертвовал болью

Так легко до сих пор.

Что б открыл: «Как ни мерь ты,

Кто ценней для страны,

Перед жизнью и смертью

Все мы горько равны.

Как пред хлебом и стужей…

И что Богу видней,

Кто здесь лучше, кто хуже,

И что значит: «ценней».

И предстанет иначе

Каждый срыв и порыв.

И я стану богаче,

Свою малость открыв.

… И открою в смущенье,

Что свобод торжество

Не конец, не решенье

А начало всего.

Всех вопросов на свете,

Всяких «мы», всяких «я»,

И трагедий… Трагедий

Самого бытия.

Вечность мрака и света,

Бесконечный их бой…

Лишь ударясь об это,

Стал самим я собой.

Н. Коржавин

Конечно, христианский опыт преодоления страдания не может быть предложен всем школам и всем детям: как и все собственно христианские советы, они помогают только верующим христианам, а таковыми являются далеко не все люди. Что ж, в этих условиях Министерство должно было бы разработать «пакет» учебников по валеологии: в них была бы неизменная собственно научная часть (основы знания по экологии, гигиене, медицине), а вот вопросы этики и духовного возрастания в разных учебниках варьировались бы. В зависимости от того, в каком регионе находится школа, в зависимости от желания родителей и детей эта часть курса могла бы меняться. Она могла бы быть христианской, или мусульманской, или иудейской, или буддистской, а для желающих – и чисто светской.

Пока же этой части или вовсе нет, или она оказывается безвариантно-оккультной. А порой примитивный физиологизм причудливо сочетается с откровенным оккультированием.

Для валеологических учебников вершина всего – то самое «свобод торжество»… Это у бывшего арестанта Наума Коржавина долгожданные «свободы» вызывают «смущенье». Совсем иначе относится к ним валеолог. Вчитайтесь: «Сам характер телепрограмм, таких, например, как боевики, фильмы ужасов, эротические шоу и пр. перевозбуждает школьников и делает их сон неглубоким и неспокойным, не несущим надлежащего отдыха»[192]. Неужто вся опасность созерцания насилия и порнографии в том, что после вбирания их в свою душу будет плохо спаться?

Оккультная терминология употребляется С.Поповым как нечто само собой разумеющееся в методических указаниях для учителя: «Не рекомендуется ставить кровать в геопатогенных зонах (ГПЗ). Способы определения таких зон в квартире можно найти в соответствующей литературе. Никогда не ложатся спать в ГПЗ собаки; кошки, наоборот, предпочитают лежать в ГПЗ с открытыми глазами, забирая из нее «плохую» энергию. Не рекомендуется ставить кровать в угол – читается, что в углах происходит «высасывание» энергии из тела человека»[193]. Вот уже и «энергетические вампиры» и «барабашки» появились на пороге школы… Что же касается «соответствующей литературы» – она, конечно, упоминается. В списке рекомендованной литературы встречаем: Малахов Г.П. Целительные силы. тт.1-3; Осава Дж. Макробиотический Дзэн. «Детка» Порфирия Иванова, конечно, также присутствует и в этом валеологическом пособии[194].

Но самый большой интерес в этой книге представляют два отрывочка.

Первый предостерегает: «Нельзя признать целесообразными все способы закаливания людей, которые существовали в обычаях у многих народов. Иные из них наносили непоправимый вред здоровью. Еще М. В. Ломоносов остро критиковал обряд крещения, который пытались связать с культом воды, якобы направленным тоже на закаливание младенцев. Он писал: «Попы крестят младенцев зимою в воде самой холодной. Когда же холодная вода охватит члены, то часто видны бывают признаки падучей болезни и, хотя от купели жив избавится, однако в следующих болезнях оная смертоносная болезнь удобнее возобновиться»[195]. Вообще-то крещение вовсе не направлено на «закаливание младенцев». Религиозное таинство здесь профанировано, ибо редуцировано до уровня «закаливательной» процедуры – и оценивается по соответствующим критериям.

Зато ровно обратная процедура проделывается автором с другим материалом. Он пишет, что «по статистике женщины, половыми партнерами которых являются мужчины, совершившие религиозный обряд обрезания крайней плоти – евреи, мусульмане – практически не болеют раком матки и влагалища»[196]. Если бы было написано, что многие американцы делают обрезание в медицинских учреждениях по чисто медицинским соображениям – это было бы суждение медика и педагога. Но на страницах книги, посвященной вопросам телесного здоровья, вдруг возникает рекомендация обрезания как религиозного обряда. Вдобавок «гигиеничное» иудейское обрезание противопоставляется «опасному» православному крещению… Может быть, такое странное идеологическое построение связано с тем, что сама валеология, как признается С. Попов, весьма близка программам Фонда Сороса?[lviii][197]

А Новочеркасская государственная мелиоративная академия в курсе «основы валеологии» поясняет своим студентам, что «Плутон ведет к глобальным войнам, тотальным революциям; Прозерпина, если и проявляется в жизни человека, то однократно, как «рок»»[198].

Помимо астрологии, сие почтенное учебное заведение рекомендует своим студентам заняться уринотерапией[199]. Конечно, «ученые»-мелиораторы, обнаружившие планету по имени Прозерпина и пользу поглощения мочи, не могли оставить своих студентов в неведении относительно «ауры»: они, мол «обнаружили не одну оболочку, а несколько – одну в другой. Человек в них, как бабочка в коконе. И со смертью пропадает только одна – чтобы не употреблять вызывающий споры библейский термин «душа», ее назвали безлико: лептонноволновым полем, – остальные держатся вокруг бездыханного тела еще несколько дней. Природа остальных оболочек еще не выяснена, однако уже можно утверждать, что их предназначение – передавать и принимать информацию. Потому и назвали их информационно-энергетическими полями»[200].

В этой фразе замечательно обнажена тактика современной неоязыческой пропаганды: достаточно традиционные религиозные или магические термины заменить наукообразным новоязом – и вот уже можно требовать разрешить преподавание магии в школе.

Впрочем, современный оккультизм маскируется не только под науку, но и под Православие.

В курсе валеологии студенты и их будущие школьные воспитанники должны овладеть ясновидением и «биолокацией». «Обследовав десятки помещений, мы убедились в том, что в комнате исчезают патогенные линии и пятна после ее освящения служителем культа (при условии, что хозяин помещения и все при этом присутствующие искренне верят в очищающую силу действа). Оздоровить небольшой участок комнаты (фрагмент дивана, кресло, рабочий стул) можно иконой. Ее очищающий эффект распространяется на расстояния 1.0-1,5 м. под расходящимися от иконы углами порядка 15 град. Важно лишь, чтобы образ святителя был освящен в церкви»[201].

Стоит обратить внимание на сказавшуюся тут еще одну черту неоязычества: по их верованию, если православные таинства и оказывают действие – то это не силу действия Бога, а просто под воздействием психических излучений «искренне верующего» человека…

Валеология уже получила поддержку Министерства образования. В концептуальном Проекте Российской школы здоровья содержится «Положение о школе индивидуального развития и здоровья – российская модель образования». Согласно этому плану в 6-8 классах на изучение мировой художественной культуры отводится 200 часов. Столько же занимает история государства российского. И равновелик с ними курс «Космос. История космических исследований». В старших классах: литературе выделяется – 300 ч., на программу «Земля. Космос. Человек, Вселенная» – 350 ч., на курс «Человек. Мысль. Вселенная» – еще 200, на спецкурс «Валеология семьи, основы сексуальной культуры» – 72 ч[202]. Этот проект включен в Федеральную программу «Развитие образования в России (1991-1995 гг.)»[203].

Еще раз с полной ответственностью заявляю: там, где сегодня слово «космос» пишется с большой буквы, где проповедуются идеи «космизма», «космического мышления» и «космической философии», речь идет о проповеди более-менее разжиженной каббалистики (ибо даже то, что называется «философией русского космизма» – философические упражнения Циолковского, Чижевского, Вернадского, суть всего лишь глухие перепевы масонско-каббалистических философских тезисов[lix][204]). Вспомним хотя бы суждение Рёрихов о создаваемой ими «Агни Йоге»: «слияние Вед с Каббалою» (Агни Йога. 92). И вот на эту проповедь Министерство образовании России выделяет больше часов, чем на изучение русской истории и русской литературы…

Это не только мое впечатление от валеологических курсов. Вот статья из либерального и светского «Огонька»: «Валеологи жаловались, что современная русская философия не уделяет внимания такому феномену, как здоровье, поэтому им приходится обращаться к более продвинутым философам – древневосточным. Те как раз испокон веков учили, что тело должно быть здоровым, чтобы жить в ладу со всем миром и обществом. Что из простого человеческого тела при правильном обращении можно извлекать совсем нечеловеческие свойства. И этому стоит посвятить жизнь. Эта валеологическая брешь – отсутствие философии – с потрясающей скоростью стала заполняться всеми мыслимыми учениями нетрадиционной медицины. Они давно уже, как слепые котята, тыкались в теплое тело государства и все не могли найти себе официального места. И из науки о здоровье валеология превратилась в сборник различных систем оздоровления…. В Минобразовании сказали, что проверка выявила на созданных кафедрах рассадники экстрасенсорики, целительства и других ненаучных методов». В этой публикации приводится вполне резонное мнение нормального валеолога, раздраженного попыткой своих коллег переступить границы медицины и эзотерики: «Основная ошибка этой категории ученых, что они вторглись в сферы философии и мировоззрения, куда здоровый образ жизни не должен вторгаться. Глупо ожидать духовности от цепей ДНК. Не нужно путать биологию с философией. Они скомпрометировали валеологию попыткой поджать под себя нравственное воспитание личности на биологическом уровне, а это недопустимо»[205].

Может быть, не все валеологи – оккультисты. Может быть, не в каждой валеологической программе спрятана «Агни Йога» и «герметизм». Однако что поделать с тем обстоятельством, что пока все источники по валеологии, которые мне встречались, были с оккультной подосновой?[lx][206] [207] Полагаю, что и те региональные валеологические программы и издания, что остались мне неизвестны, также не отличаются научностью и светскостью. Во всяком случае, Новосибирская епархия подготовила записку-предупреждение о валеологии, тревожась из-за того, что «почти во всех школах введены обязательные уроки валеологии… Вопреки утверждениям непосвященных рядовых валеологов, мировоззренческая концепция валеологии имеет религиозный оттенок, причем антихристианского характера»[208].

Понимаю, что в ответ на эти недоумения валеологи будут заявлять, что их оболгали. Некоторые преподаватели валеологии будут указывать на самих себя и уверять: «Ну какой же я оккультист? Я честный атеист, безрелигиозный ученый!» (а кто-то даже назовет себя христианином). Другие начнут цитировать валеологические программы и учебники, открывать их на местах вполне здравых, безобидных и даже талантливых, и говорить: «Вы видите, против чего выступают эти православные фанатики!». И будут неправы. Потому что выступаю я не против этих мест, а против совсем других – именно тех, которые я процитировал выше.

Если вся книга наполнена умилительными описаниями природы, но одна из глав откровенно рекламирует наркотики – это уже достаточное основание для того, чтобы не приносить ее в школьные классы.

Если человек не нарушал никаких статей Уголовного кодекса, кроме одной – скажем, деторастления, – то это уже вполне достаточный повод для его изоляции от детей, а, возможно, и от общества.

Не лишне знать, что вполне обычная тактика самозащиты сект состоит в том, чтобы свои странные религиозно-мифологические построения они прикрывают и оправдывают некоторыми вполне светскими и позитивными заявлениями или программами. «Что вы имеете против движения «Хари Кришна»? Они же бесплатно раздают вегетарианские обеды нуждающимся!». – «Зачем вы нападаете на «Аум Сенрике»? Они же призывают людей к нравственному самосовершенствованию!». – «Ну, как вы можете говорить о сатанизме дианетики Хаббарда? Ведь саентологи развернули программу «Нарконон», работающую с наркоманами!». Да и вообще сталинизм хорош, потому что при нем была «дисциплинка»…

Во всех людях есть что-то хорошее. Но бывает необходимо предупреждать и о дурном в жизни людей или созданных ими организаций. Вот, например, суждение «академика Петровской Академии наук» Ю.Воронова об одной из сект: «Судьба свела меня с индусами, случайная встреча с сахаджи йогами. В сентябре у меня состоялась личная встреча с г-жой Шри Матаджи. Что проповедует г-жа Шри Матаджи? Бог один, а религий много. Сам я православный, и в беседах с г-жой Шри Матаджи отметил преимущества Православия. Православие – единственная религия, где оговорены три нравственные начала: не убий, не укради, чти отца и мать своих»[209]. Но «православный» г-н Воронов не обратил внимания на предупреждения православных священников о сектантском характере сахаджа-йоги. В основанную им «Петровскую академию наук» он ввел и Шри Матаджи. И только после того, как в 1996 г. в г. Калинине Новосибирской области «женщина из «Сахаджи-йоги» нанесла 4 удара ножом своей полутарогодовалой дочери. А после украсила мертвое тельце цветами»[210], пришлось «Петровской академии наук» исключать Шри Матаджи из числа своих почетных членов….

Так и с валеологией надо быть поосторожней. Не стоит ждать, когда дети, обученные медитациям и йогическим приемам, выйдут «на контакт» с космическими духами и начнут исполнять их весьма странные приказания. Лучше с самого начала защищать их от оккультизма, с которым перемешена валеология.

Возможно, в вашей школе не удастся добиться отмены уроков валеологии. Но тех людей, которые не желают превращения классов в заповедники оккультизма (не желают этого или по соображениям чисто научным, или юридическим, или же религиозным: христианским или мусульманским), я просил бы по крайней мере проконтролировать и процензурировать ту программу и те пособия, по которым преподается валеология их детям.

***

В России распространение валеологии связано прежде всего с именем башкирского педагога Толгата Акбашева. Поэтому представляется полезным приложить к статье один документ:

Российская Федерация.

Управление образования г. Новосибирск

от 5.03. 96 исх. № 12-172.

Экспертное заключение на семинар «Космопланетарные факторы на грани веков», проводимый ассоциацией «Колыбель Сибири» 4 –10 февраля 1996 года.

По приглашению ассоциации «Колыбель Сибири» и с целью ознакомления с деятельностью данной общественной организации была создана рабочая группа из работников управления образования, НИПКРО, учителей, занимающихся проблемами здорового образа жизни и служителей церкви. Они приняли участие в работе семинара «Космопланетарные факторы на грани веков». Не умаляя актуальности представленной на семинаре темы, комиссия отмечает, что заявленная программа не соответствует тому, с чем выступает руководитель семинара Т.Ф. Акбашев. Его теория во многом противоречива, не оформилась до конца в сознании самого автора. Гуманистические принципы и принципы научности всегда являлись основой нашей педагогики.

На данном семинаре была представлена смесь из идей физики, философии, религии. Предлагаемые технологии образования спорны с научной точки зрения, не проверены временами и, наконец, не допустимы в учебных заведениях.

То, что Т.Ф. Акбашев называет своей методикой, на самом деле является отдельными выкладками различных методик безо всяких ссылок на авторов (например, Выготского, который говорил о цели образования, как приобщение ко всеобщей культуре; что это возможно, когда ребенок вовлекается в решение жизненно-важных вопросов; что у детей должно быть дело или дела, по поводу которых они вступают в отношения и т. д.).

Кроме того, комиссия отмечает, что семинар имеет ярко выраженный религиозный и вероучительный характер. «Теория рас», обсуждаемая на семинаре – атрибут многих оккультных религиозных учений, таких, как теософия, антропософия, «живая этика». У слушателей семинара формировались оккультные способности. На семинаре присутствовали группы из печально известных тоталитарных сект: из движения сайентологии (дианетики) Рона Хаббарда, новосибирского Рериховского общества, Духовного центра им Сергия Радонежского (ответвление Рериховского общества), секты П.Иванова, клуба экстрасенсов из ДК им. Кирова. Т.Ф. Акбашев рекомендует себя слушателям как «посланник Бога» и «ученик Иисуса». Идет вторжение в психику слушателей посредством медитаций, вовлечения в оккультные обряды. Немалую часть семинара составляют сеансы целительства.

На основании вышеизложенного комиссия считает:

1. Семинар продемонстрировал нарушение принципа свободы совести и существующего законодательства, запрещающего проведение религиозных собраний в государственных учебных заведениях. Недопустимо проведение целительных сеансов без лицензии органов здравоохранения.

2. Недопустимо использовать в учебных заведениях технологии образования, предложенные Т.Ф. Акбашевым на данном семинаре.

3. Для проведения подобных семинаров в учебных заведениях со слушателями-педагогами, а тем более учащимися, необходима экспертная оценка как со стороны органов здравоохранения, так и со стороны органов образования.

4. Ассоциации «Колыбель Сибири» для проведения учебных семинаров необходима лицензия на право ведения образовательной деятельности.

Начальник

Отдела содержания

образования                                                   И. Н. Застрожина.