Потоп

Важнейший вопрос этики: как уничтожить зло, не уничтожая носителя зла? Если зло исходит из злого сердца – как изменить сердце человека, чтобы оно продолжало жить, но свои стремления направляло бы уже к добру?

Никто не может вторгнуться в сознание человека так, чтобы сделать его стерильным по отношению ко злу. Ведь действие, исшедшее из несвободного, из изнасилованного сердца не может быть этически добрым даже в том случае, если окружающим людям вроде становится от него лучше.

Значит, человек должен сам научиться судить себя и изменять в покаянном кризисе (по-гречески krisis значит – «суд»).

Бог – как педагог – может призвать к труду духовного роста и покаянного преображения, может поддержать усилие человека. Ветхий Завет апостолом Павлом так и назван – «педагогом» (Гал.3,24) («детоводитель ко Христу»). Pedagogos в греческом языке означает «ведущий мальчика», «ведущий детей»: это раб, который отводит ребенка из родительского дома в школу, следя за тем, чтобы тот не баловался по дороге. Ветхий Закон и есть такой «строгий дядька», который не позволял евреям баловать с языческими богами.

Но, кроме того, задача педагога – защитить ребенка. Если его физическая или духовная жизнь находятся под угрозой – педагог должен сделать все , чтобы отвести эту угрозу.

И вот, Бог защищает своего «первенца». Он Своей любовью выжигает все вокруг Израиля, чтобы болото язычества не всосало в себя робкие ростки более высокого понимания человека и Бога. Чтобы человечество не лишилось будущего, Промыслитель довольно резко и неоднократно отсекает не в меру навязчивое и прилипчивое прошлое. Греховно-языческие «нажитки» человечества слишком вросли в человеческие сердца. И тогда, чтобы эта болезнь не стала и тотально-всеобщей и бесконечно наследственной, Бог, Создатель жизни, берет на Себя страшное служение: он отсекает от жизни безнадежно пораженные части человечества. Каково же было растление человечества, если Библия вынуждена прибегнуть к недопустимо антропоморфным богословским образам и сказать, что «И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (Быт. 6,6)?!

«Наполнилась земля злодеяниями,.. ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6,11-12). Что за извращение овладело людьми? Христос уподобляет дням Ноя состояние людей перед Концом мира (см.: Мф. 24,37). Главный же порок тех дней будет – «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24,12). И ради десяти праведников Господь готов пощадить грешный город (см.: Быт. 18,32). Но ко времени потопа, очевидно, лишь Ноя не коснулось всеобщее растление. И Бог берет на Себя защиту его и его потомков[lxxi].

Был ли потоп всеобщим? Что означает библейское выражение «и усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом» (Быт. 7,19)?

Стоит заметить, что в Библии выражения «вся земля» нередко означает «весь знакомый нам (иудеям) мир». Сообщая о бывшем во времена Иакове голоде, Моисей говорит, что он господствовал «по всей земле» (Быт. 11, 54-57). Вряд ли здесь имеются в виду пять частей света. Христос говорил, что царица Савская приходила послушать Соломона «от пределов земли» (Мф. 12,42), хотя та пришла всего лишь из Йемена[258]. И когда Лука говорит, что в день Пятидесятницы в Иерусалиме были представители «из всякого народа под небесами» (Деян. 2,5), вряд ли стоит понимать его так, что японцы и новозеландцы присутствовали в тот день в Иерусалиме[lxxii]. «Землей», обитаемым миром, евреи естественно называют круг народов и стран, им известных.

Кроме того, Библия исповедует единство происхождения человечества. Homo sapiens возник не во многих местах Земли одновременно, а единожды и в одном месте (в Междуречье или, шире, на Ближнем Востоке). Даже с точки зрения атеистической науки, вряд ли возможно считать, что цепь «случайных» мутаций, приведших к возникновению человека, могла произойти одновременно в разных популяциях антропоморфных животных.

Потоп же происходит еще на заре человеческой истории. Значит, место рассеяния первых людей еще могло быть вполне небольшим, и для затопления человеческого мира не нужно было затоплять те континенты, где человека еще просто не было. И в ковчег Ною нужно было, соответственно, брать не всю бесконечно многообразную фауну Земли, а лишь тех животных, которые жили рядом с человеком и которых Ной мог бы собрать за неделю (Быт. 7,1-4).

Чудо состоит не в громадности потопа. Чудо в том, что человек был предупрежден об этом и что от гибели спасся не самый сильный, хитрый или сметливый, а самый праведный.

Память о той катастрофе осталась в преданиях практически всех народов. Везде есть сюжеты о «золотом веке», о «мировом древе», о первом грехе против богов (кстати, часто связываемом с недолжным отношением к какому-либо знанию – вспомним греческий миф о Прометее-похитителе) и о потопе. Чрезвычайно близкий к библейскому рассказ о потопе сохранился в вавилонской мифологии.

Эта память о событиях времен Адама, хранившаяся у разных народов, постепенно раскрашиваясь разными оттенками и привходящими мотивами. Откровение Моисею лишь расчистило изначальный лик этих преданий, вернуло им их изначальный смысл.

Кроме самих этих преданий, библейскому человечеству от дней потопа и в память о нем остался Завет, который обещает людям, что:

а) человечество в целом никогда больше не будет уничтожаться водой (и потому Новозаветный Апокалипсис говорит о том, что мир погибнет от огня);

б) людям разрешено есть мясо животных и рыб (и, значит, утверждения некоторых современных сект о том, что, дескать, библейская заповедь «не убий» включает в себя запрет на лишение жизни животных, на деле находятся в противоречии с Библией);

в) введена заповедь «талиона» – «око за око», «зуб за зуб», что ограничивало инстинкт мести и не допускало пролития человеческой крови за, скажем, кражу имущества.

Кроме того, два символа напоминают людям о Завете Бога и Ноя: в небе – радуга (Быт. 9,13), а в живописи – голубь с маслиничною ветвью в клюве как вестник примирения (Быт. 8,11).

Однако от истории с Ноем и его семьей до настоящего времени дошла еще одна весточка. Это – слово «хамство». «Ной начал возделывать землю, и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом, и они не видели наготы отца своего» (Быт. 9,20-23).

Чтобы эта сценка была понятнее, стоит вспомнить, что вплоть до позднего Средневековья люди спали нагими, лишь одеялами защищая себя от ночной прохлады. Кроме того, одежда восточных народов была весьма легкой и по сути представляла собой те или иные формы накидки (брюки или шаровары – это изобретение кочевых наездников). Так что случайная обнаженность во время сна (тем более сна нетрезвого) не была проявлением разврата.

Грехом же Хама было не созерцание как таковой наготы. Нет – это был грех против святыни жизни. Для Ветхого Завета характерно чрезвычайно благоговейное отношение к браку, зачатию и деторождению. Некоторые обряды предписывали совместное омовение и, значит, обнаженность людей (даже в Храме). Хам же, видя чресла отца, посмеялся над источником своей собственной жизни.

Непочитание отца и матери для библейского восприятия – это не просто нарушение одной из заповедей, не просто неэтичное поведение. Это – надругательство над самой тайной жизни человека, а, значит, в конечном счете, и над подателем всякой жизни – над Богом. Поведение Хама – богохульно.

«Хамство» же есть в той или иной форме поругание святыни, профанация. Хамство не только ругань. Отпрысками Хама показали себя, например, журналисты, которые при начале строительства Храма Христа Спасителя в Москве утверждали, что питание россиян недостаточно разнообразно и изобильно, чтобы можно было позволить строить Храм. Народу, который считает, что Храм можно строить только от избытка, только от сытой жизни, Храм действительно не нужен. Ему нужно только стойло.

Детей Хама – «хамитов» – Бог определил быть в рабстве у более благоговейных сыновей Ноя. И все же история с Хамом была тревожной: едва выйдя из ковчега спасения, люди вновь разделились. Две силы вновь начали действовать в истории человечества. Значит, Богу вновь надо будет защищать Своих детей от вселенского хамства.