Заключительное славословие

Заключительное славословие — «Ибо Твое есть Царство, и Сила, и Слава во веки» — продолжает, включая их в себя, три первых прошения молитвы Отцу: это моление о прославлении Его Имени, о пришествии Его Царства и о силе Его спасительной Воли. Но это продолжение молитвы носит тут форму поклонения и благодарения, как в небесной литургии. Князь мира сего лживо присвоил себе эти три звания царства, силы и славы; Христос, Господь, возвращает их Своему Отцу и нашему Отцу вплоть до предания Ему Царства, когда окончательно совершится тайна спасения и Бог будет все во всем.

2855

«По исполнении же молитвы говоришь ты «Аминь», запечатлевая через это «Аминь», что значит ,,Да будет так», все, что содержится в этой преподанной нам Богом молитве».

2856

КОРОТКО

В молитве «Отче наш» предметом первых трех прошений является слава Отца: освящение имени, пришествие Царства и исполнение Божественной воли. Другие четыре прошения представляют Ему наши желания: эти прошения относятся к нашей жизни, пропитания и сохранения от греха; они связаны с нашей битвой за победу Добра над злом.

2857

Когда мы просим: «Да святится имя Твое», мы входим в замысел Божий, об освящении Его имени, — открытого Моисею, а затем в Иисусе, — нами и в нас, а также во всяком народе и в каждом человеке.

2858

Во втором прошении Церковь главным образом имеет в виду второе пришествие Христа и окончательное наступление Царства Божиего. Она молится также о возрастании Царства Божиего в «сем дне» нашей жизни.

2859

В третьем прошении мы молим Отца нашего соединить нашу волю с волей Его Сына, чтобы исполнить Его замысел спасения в жизни мира.

2860

В четвертом прошении, говоря «дай нам», мы — в общении с нашими братьями — выражаем наше сыновнее доверие к нашему Небесному Отцу. «Хлеб наш» означает земную пищу, необходимую для существования, а также Хлеб Жизни — Слово Божие и Тело Христово. Мы получаем его в «нынешнем дне» Бога как необходимую, насущную пищу Пира Царства, который предвосхищает Евхаристия.

2861

Пятым прошением мы молим о Божием милосердии к нашим согрешениям; это милосердие может проникнуть в наше сердце только если мы сумели простить наших врагов, по примеру Христа и с Его помощью.

2862

Говоря «Не введи нас в искушение», мы просим Бога, чтобы Он не позволил нам вступить на путь, ведущий к греху. Этим прошением мы молим о Духе разумения и крепости; мы испрашиваем благодать бодрствования и постоянства до конца.

2863

Последним прошением — «Но избавь нас от лукавого» — христианин вместе с Церковью молит Бога явить уже одержанную Христом победу над «князем мира сего» — над сатаной, ангелом, лично противящимся Богу и Его замыслу спасения.

2864

Завершающим словом «Аминь» мы провозглашаем наше «Да будет» («Fiat») о всех семи прошениях: «Да будет так».

2865