Пролог

«Отче […] сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин 17, 3). «Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим 2, 3-4). «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян 4, 12), кроме имени ИИСУСА.

I. Жизнь человека: знать и любить Бога

Бог, Сам в Себе бесконечно Совершенный и Благой, Промыслом чистой доброты Своей и свободной Своей волей создал человека, чтобы он участвовал в Его блаженной жизни. Именно поэтому в любое время и в любом месте Он близок к человеку. Он взывает к человеку, помогает ему искать Его, узнавать Его и любить Его всеми силами своими. Он призывает всех людей, рассеянных грехом, в единство Своей семьи — Церкви. Для этого послал Он Сына Своего как Искупителя и Спасителя, когда исполнилась полнота времен. В Нем и через Него Бог усыновляет людей в Духе Святом, а значит — делает их наследниками Его благой жизни.

1

Чтобы призвать к этому, Христос послал апостолов по всему миру, которых Он избрал и облек миссией возвестить Евангелие: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28, 19-20). Приняв эту миссию, апостолы «пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. (Мк 16, 20).

2

Тех, кто с помощью Божией услышал призыв Христа и добровольно откликнулся на него, любовь к Христу заставлялав возвещать повсюду Благую Весть. Это богатство, полученное от апостолов, преданно сохранялось их преемниками. Все, кто верен Христу, призваны передавать его из поколения в поколение, неся веру, живя ею и по — братски деля ее, и празднуя ее в литургии и молитве.

3

II. Передавать веру: катехизация

С самых ранних времен катехизацией стали называть весь комплекс усилий в Церкви в воспитании учеников, в помощи людям верить в то, что Христос есть Сын Божий, чтобы благодаря вере они имели жизнь во имя Его,чтобы воспитать их и дать им образование в этой жизни и построить таким образом Тело Христово.

4

«Катехизация»-это воспитание веры в детях, молодежи и взрослых, в котором содержится главным образом христианское вероучение, преподаваемое обыкновенно органично и систематически, чтобы вводить во всю полноту христианской жизни».

5

Не смешиваясь с другими элементами пастырской миссии Церкви, имеющими веручительный аспект, подготавливающими к катехизации или вытекающими из нее, катехизация, тем не менее,сочленяется с ними: первое провозглашение Евангелия, или миссионерская проповедь для пробуждения веры; поиск смысла веры; опыт христианской жизни; совершение таинств; вхождение в церкоовную общину; апостольское и миссионерское свидетельство.

6

«Катехизация тесно связана со всей жизнью Церкви. Не только географическое расширение и количественное увеличение, но также — и в еще большей степени, — внутренний рост Церкви, ее соответствие Замыслу Божию зависят главным образом от нее».

7

Времена церковного обновления — это также интенсивные для катехизации периоды. Так, мы видим в великую эпоху Отцов Церкви святых епископов, посвящающих ей большую часть своего служения. Такими были святой Кирилл Иерусалимский и святой Иоанн Златоуст, святой Амвросий и святой Августин и многие другие Отцы, вероучительные труды которых до сих пор служат нам образцами.

8

Катехизаторское служение черпает новую энергию в церковных Соборах. В этом смысле Тридентский Собор являет собой пример, который необходимо подчеркнуть: в своих уставных документах и декретах он отдал приоритет катехизации; он стоит у истоков Римского Катехизиса, который носит также и его имя и представляет собой превосходный труд, кратко излагающий христианское вероучение; он сформировал в Церкви замечательную систему катехизации; благодаря святым епископам и богословам — таким, как святой Петр Каниций, святой Карл Борромео, святой Турибий Монгровехский или святой Роберт Беллармино, он привел к публикации множества катехизисов.

9

Нет ничего удивительного в том, что в движении, вызванном Вторым Ватиканским Собором, который Папа Павел VI расценивал как великий катехизис современности, учение Церкви вновь привлекло к себе внимание. «Общее катехитическое руководство» 1971 г., сессии Епископского синода, посвященные евангелизации (1974) и катехизации (1977), апостольские обращения, им соответствующие, о провозглашении Евангелия «Evaglii nuntiandi» (1975) и о передаче Катехизиса «Catechesi tradendae» (1979) свидетельствуют об этом. Чрезвычайная сессии Епископского синода 1985 г. просила о «создании катехизиса или краткого свода учения Католической Церкви по вопросам веры и морали». Святейший Отец Иоанн — Павел II присоединился к этому пожеланию Епископского синода, признав, что «пожелание это полностью отвечает настоящей необходимости Церкви Вселенской и Церквей поместных». Он предпринял все необходимое для реализации этого пожелания отцов Синода.

10

III. Цель и назначение этого Катехизиса

Настоящий Катехизис имеет целью представить органичное и синтетическое изложение основного и фундаментального содержания католического вероучения — как в том, что касается веры, так и в том, что касается морали, в свете Второго Ватиканского Собора и всего Церковного Предания в целом. Его главными источниками являются Священное Писание, Святые Отцы, литургия и Учительство (Magisterium) Церкви. Он предназначен служить «отправной точкой катехизисов или кратких сводов, создающихся в разных странах»

11

Этот Катехизис предназначен главным образом для тех, кто ответственен за катехизацию: прежде всего — для епископов как учителей веры и церковных пастырей. Он предлагается им в качестве инструмента в осуществлении их призвания обучать Народ Божий. Через епископов он обращен к авторам катехизисов, к священикам и катехизаторам. Он может служить так же полезным чтением для всех верующих христиан.

12

IV. Структура настоящего Катехизиса.

План настоящего Катехизиса вдохновлен великой традицией создания катехизисов, строящих катехизацию на четырех «столпах»: на исповедании веры, полученной прикрещении (Символ веры), таинствах веры, жизни в вере (Заповеди), молитве верующего (Отче наш).

13

Часть первая: Исповедание веры

Те, кто верой и крещением принадлежит Христу, должны исповедовать свою веру перед людьми. Поэтому Катехизис излагает сначала, в чем состоит Откровение, которым Бог обращается к человеку и отдает Себя ему, а также в чем заключается вера, которой человек отвечает Богу (первый раздел). Символ веры излагает вкратце сущность даров, приносимых людям Богом как Творцом всякого блага, Искупителем и Подателем святости, и выстраивает их вокруг трех «глав» нашего Крещения — веры в Бога Единого: Отца Всемогущего, Творца; Иисуса Христа, Сына Его, нашего Господа и Спасителя; Духа Святого, в Святой Церкви (второй раздел).

14

Часть вторая: Таинства веры

Вторая часть Катехизиса излагает, каким образом спасение Божие, раз и навсегда осуществленное Иисусом Христом и Духом Святым, присутствует в священных действиях церковной литургии (первый раздел) и в особенности — в семи таинствах (второй раздел).

15

Часть третья: Жизнь в вере

Третья часть Катехизиса говорит о конечной цели человека, созданного по образу Божию: о блаженстве и путях, к нему ведущих: жить и действовать с прямотой и свободой с помощью Закона и Божией благодати (первый раздел); соблюдать двойную заповедь любви, выраженную в Десяти Божиих Заповедях (второй раздел).

16

Часть четвертая: Молитва в жизни веры

Последняя часть Катехизиса рассматривает смысл и значение молитвы в жизни верующих (первый раздел). Она заканчивается коротким комментарием к семи прошениям, входящим в Молитву Господню (второй раздел). И действительно — в ней мы находим совокупность благ, на который должны надеяться и которые наш Отец Небесный желает даровать вам.

17

V. Практические указания к пользованию Катехизисом

Настоящий Катехизис задуман как органичное изложение всей католической веры. Стало быть, надо читать его как единое целое. Многочисленные ссылки на полях (цифры, набранные курсивом, отсылающие к другим параграфам, рассматривающим ту же тему) и тематический указатель в конце книги позволяют увидеть каждую тему в непосредственной связи со всей совокупностью веры.

18

Часто тексты Священного Писания цитируются не буквально, с одним только указанием на них («ср.») в сноске. Для более глубокого понимания этих мест в тексте надлежит обращаться к самим первоисточникам. Эти ссылки на Библию являются рабочим инструментом катехизации.

19

Употребление мелкого шрифта для некоторых разделов означает, что они носят исторический или апологетический характер, либо принадлежат к категории дополнительных изложений вероучения.

20

Набранные мелким шрифтом цитаты из патристических, литургических, агиографических и вероучительских источников призваны обогатить изложение вероучения. Часто эти тексты выбраны с прямой катехизаторской целью.

21

В конце каждой тематической единицы серия коротких текстов резюмирует в сжатых формулировках основную суть учения. Эти изложения, озаглавленные «Коротко», имеют целью предложить местным катехизаторам синтетические и легко запоминающиеся формулы.

22

VI. Необходимая адаптация

В настоящем Катехизисе акцент ставится на изложении вероучения. Он стремится помочь углублению знаний о вере. Тем самым он ориентирован на зрелость веры, на укорененность ее в человеческой жизни и сияние ее в свидетельствах.

23

Ввиду своей конечной цели этот Катехизис не пытается осуществить адаптацию изложения и катехизаторских методов, которые становятся нужными из-за различий в культуре, степени духовной зрелости, социальных и церковных ситуаций тех, к кому обращена катехизация. Эти необходимые приспособления должны находить место в соответствующих катехизисах и в еще большей степени — в деятельности тех, кто обучает верующих:

24

«Тот, кто обучает, должен «для всех сделаться всем» (1 Кор 9, 22), чтобы всех привести ко Христу. (…) Он никоим образом не должен воображать, что ему доверен один-единственный тип человеческих душ, так что он всех верующих может обучать и воспитывать одинаково в истинном благочести — одним-единственным и всегда одинаковым методом! Он должен ясно представлять себе, что одни во Христе — как новорожденные, другие — как подростки, и, наконец, некоторые — как бы в полном обладании всеми своими возможностями. (…) Те, кто призван к служению проповеди, должны в обучении тайнам веры и нравственным правилам соотносить свои слова с духом и интеллектом своих слушателей».

Превыше всего — Любовь

В заключение этого предисловия уместно будет напомнить пастырский принцип, изложенный в Римском Катехизисе: «Вся цель учения его преподавания должна быть в Любви, которой нет конца. Ибо можно сколько угодно излагать, во что надо верить, на что надеяться или что делать, но прежде и раньше всего необходимо сделать явной Любовь Господа нашего, чтобы каждый понял, что любой акт совершенной христианской добродетели имеет истоком только Любовь — и ничего, кроме Любви».

25